Jump to content

Где Господь Бог не стоит с нами , BWV 1128

(Перенаправлено с BWV Anh. 71 )

Орган Шуке в Divi Blasii в Мюльхаузене : этот орган, построенный в 1950-х годах, заново принял спецификации Баха 1708 года для органа, который существовал до 19 века. Вероятно, Бах имел в виду орган, который был реконструирован здесь Иоганном Фридрихом Вендером в соответствии с требованиями 1708 года (завершенными в 1709 году), когда писал Wo Gott der Herr nicht bei uns hält хоральную фантазию . [ 1 ] [ 2 ]

На чем Бог-Господь не останавливается, так это на хоральной фантазии для органа, сочиненной Иоганном Себастьяном Бахом в начале XVIII века, вероятно, между 1705 и 1710 годами. [ 1 ] [ 2 ] гимну Юстуса Мелодия Zahn 4441a к Йонаса 1524 года « Wo Gott der Herr nicht bei uns hält », перефразированию 124-го псалма («Если бы не Господь был на нашей стороне…»), является основа композиции. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Копия хоральной фантазии вновь появилась 15 марта 2008 года на аукционе предметов из коллекции баховеда XIX века Вильгельма Руста . [ 3 ] Произведение, ранее известное как BWV Anh. 71 , благодаря этому открытию можно было идентифицировать как произведение Баха, и ему был присвоен номер BWV 1128. [ 6 ] [ 7 ]

Контекст

[ редактировать ]
Первая строфа «Псалма cxxiii», перефразирования Юстусом Ионасом 124-го псалма , в Эрфуртском энхиридионе (1524 г.). [ 8 ]

В конце 17 века, когда ему еще не исполнилось 15 лет, Бах уже был знаком с жанром хоральной фантазии по таким постановкам, как Букстехуде «Монахиня , радуйтесь, дорогие христиане» , BuxWV 210 и Рейнкена » «Вавилон Вассерфлюссен . [ 9 ] Помимо «Там, где Бог Господь не останавливается на нас» , есть только еще одна известная хоральная фантазия для органа Баха: «Христос лежал в Тодесбандене» , BWV 718 , которая была написана до ок. 1715 . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] С середины 1707 Бах был органистом церкви Диви Блазии в Мюльхаузене . [ 12 ] До этого он работал в Арнштадте , где играл на Вендера органе Новой церкви . [ 12 ] Переехав в Веймар в середине 1708 года, он в течение следующих нескольких лет несколько раз посещал Мюльхаузен, например, руководил реконструкцией органа Диви Блазии по его проекту, которая была завершена в 1709 году, и исполнял кантаты, которые он сочинил для совета. выборы 1709 и 1710 годов ( BWV 1138.1 и 1138.2 ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

Время происхождения

[ редактировать ]

Стилистический анализ, проведенный, в частности, Жан-Клодом Цендером , показывает, что Бах сочинил Wo Gott der Herr nicht bei uns hält между ок. 1705 г. и ок. 1710 г. , или, более узко, в ок. Период 1707–1708 гг . [ 3 ] [ 15 ] Судя по тому, что известно об органах, на которых играл Бах в то время, орган Divi Blasii после завершения изменений, инициированных Бахом, кажется, лучше всего соответствует исполнительским характеристикам и диапазону композиции, хотя предполагается, что Бах всю свою органную музыку сочинял так, чтобы ее можно было исполнять более чем на одном конкретном инструменте. [ 3 ] [ 12 ]

Перефраз 124-го псалма Юстуса Йонаса «Где Господь Бог не стоит с нами» был впервые опубликован в Эрфуртском энхиридионе (1524 г.). [ 16 ] Гимн состоит из восьми строф по семь строк. [ 8 ] Его первая строфа гласит:

По мнению Штефана Блаута, именно содержание этой первой строфы иллюстрируется органной постановкой Баха. [ 18 ] несколько гимновых мелодий . К гимну Ионаса было сочинено [ 20 ] Хоральная фантазия Баха основана на постановке гимна в тактовой форме , впервые опубликованного в Виттенберге Йозефом Клюгом [ де ] во второй четверти XVI века ( Цан № 4441а). [ 3 ] [ 4 ] [ 21 ] [ 22 ]

Жанр хоральной фантазии.

[ редактировать ]

В хоральной фантазии для органа, жанре, который проявляется в северогерманских моделях Букстехуде и Рейнкена 17-го века, которые были известны Баху, мелодия каждой строки строфы гимна трактуется отдельно: трактовка состоит в применении различных техник, таких как эхо, контрмелодии и другие украшения или вариации к таким фрагментам гимнового напева до тех пор, пока все фразы хоральной мелодии не будут обработаны последовательно. [ 9 ] Разделы, в которых трактуются фразы напева гимна, могут быть связаны переходными пассажами, например, в форме кода. [ 9 ] Это отличается от типа движения хоральной фантазии в вокальном сочинении, где фразы хоральной мелодии обычно поются как cantus Firmus , на фоне вокально-инструментального сопровождения и гармонизации, которая обычно представляет и самостоятельный музыкальный материал, часто в перерывах между фразами гимна. Примером такой вокальной хоральной фантазии Баха в гимне «Wo Gott der Herr nicht bei uns hält», также использующей мелодию Zahn 4441a, является вступительный припев его хоральной кантаты, названной в честь гимна, Wo Gott der Herr nicht bei uns. hält , BWV 178 , написанное в 1720-х годах. [ 3 ] [ 23 ] [ 24 ]

Композиция Баха, состоящая из 85 тактов органной музыки, основана на виттенбергской мелодии, использованной в гимне Йонаса. [ 25 ] Крупномасштабная фантазия имеет умеренную сложность в четырех контрапунктических голосах и оценивается по Rückpositiv , Oberwerk и Pedal . [ 3 ]

После вступительной части в правой руке появляется орнаментированный хорал, начиная с такта 12, продолжаясь стих за стихом с интерлюдиями, хроматизмом и эхо. Он завершается шквалом кода, типичным для stylus phantasticus . [ 3 ]

Рукописи

[ редактировать ]

Первая публичная запись композиции сделана на аукционе поместья 1845 года Иоганна Николауса Юлиуса Кётшау, который был органистом церкви Святой Марии в Галле . Согласно протоколу аукциона, рукопись когда-то принадлежала Вильгельму Фридеману Баху , старшему сыну Иоганна Себастьяна и предшественнику Кётшау на посту органиста в Галле. Когда Вильгельм Фридеман умер в 1784 году, он оставил ее вместе с другими рукописями, включая «Клавир-Бюхляйн» , своему дальнему родственнику и ученику Иоганну Кристиану . Когда этот Иоганн Кристиан умер в 1814 году, Кётшау приобрел эти произведения на аукционе поместья. Позже Кётшау одолжил рукопись Феликсу Мендельсону , а затем лейпцигскому издателю К. Ф. Петерсу . [ 3 ]

На аукционе поместья Кётшау в 1845 году рукопись вместе с другими произведениями Баха была приобретена Фридрихом Августом Готхольдом [ де ] . В 1852 году для сохранения своей коллекции Готтольд передал ее в дар Кенигсбергской библиотеке , где 25 лет спустя Йозеф Мюллер внес ее в каталог с описанием «24 книг органных сочинений И.С. Баха», содержавший в виде брошюры № 5 «Фантазию». Sopra il Corale Wo Gott der Herr nicht bey uns hält pro Organo à 2 Clav e Pedal». [ 3 ]

Узнав об этом произведении, Вильгельм Руст отправил рукопись в библиотеку в Берлин, где он скопировал ее в 1877 году. [ 3 ] Руст, который отредактировал более половины томов Bach Gesamtausgabe (BGA), ушел из проекта BGA из-за конфликтов, особенно с Филиппом Спиттой . [ 26 ] соперником Спитты Руст поделился своими знаниями об этом произведении с биографом Баха, , Карлом Германом Биттером , который перечислил «141. Там, где Бог Господь не останавливается с нами. Fantasia sopra il Chorale. соль минор. (Königsberger Bibliothek.)» как прелюдию к хоралу Бах в т. IV его второго издания «И. С. Баха» (Дрезден, 1880 г. / Берлин, 1881 г.). [ 3 ] [ 27 ] После смерти Руста в 1892 году большая часть его коллекции досталась его ученику Эриху Пригеру. [ 3 ] Коллекция Пригера, в свою очередь, была выставлена ​​на аукцион после Первой мировой войны в трех разделах, один из которых, с Бачианой XVIII и XIX веков, достался в 1924 году кельнскому книготорговцу М. Лемпертцу. [ 3 ]

Рукопись, принадлежавшая Кётшау, пропала во время Второй мировой войны . По словам Ханса-Иоахима Шульца, есть некоторая надежда, что она сохранилась в русской библиотеке. [ 3 ] Поскольку хоральная фантазия не была включена в BGA, Вольфганг Шмидер перечислил ее как сомнительное произведение во втором приложении (Anhang) первого издания Bach-Werke-Verzeichnis 1950 года (BWV Anh. II 71), где она и осталась. в последующих версиях каталога, напечатанных в ХХ веке. [ 3 ] [ 6 ]

Части коллекции Пригера, в том числе некоторые композиции Руста и его копия BWV Anh. II 71, был выставлен на аукцион 15 марта 2008 года. Предметы Rust были приобретены Университетом и Государственной библиотекой Галле , и, наконец, хоральная фантазия была подтверждена Штефаном Блаутом и Михаэлем Пашольке из Университета Галле и получила номер BWV 1128. [ 3 ]

Публикация

[ редактировать ]

10 июня 2008 года Ортус опубликовал партитуру, основанную на двух рукописных источниках XIX века: [ 3 ]

Исполнение и запись

[ редактировать ]

13 июня 2008 года Ульрих Бёме исполнил BWV 1128 на концерте открытия Бахфеста в Лейпциге , который включал кантату Баха BWV 178 на тот же хорал в исполнении Thomanerchor . [ 3 ] компакт-диск Rondeau Production, содержащий эти две работы. В тот же день вышел [ 3 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Кузник 2008 , с. 23.
  2. ^ Перейти обратно: а б Блаут и Шульце 2008 , стр. 30–32.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Kuznik 2008 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Зан 1890 , с. 75 .
  5. ^ Псалмы 124:1 ( KJV ) перевод
  6. ^ Перейти обратно: а б «Где Господь Бог не стоит с нами BWV 1128; BWV Anh. 71; Emans 195» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 14 февраля 2019 г.
  7. ^ Блаут и Шульце 2008 .
  8. ^ Перейти обратно: а б « Псалом cxxiii » в Эрфуртском энхиридионе (1524 г.)
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Блаут и Шульце 2008 , с. 21.
  10. ^ "DB Mus.ms. Bach P 281, Faszikel 2" . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 15 июня 2020 г.
  11. ^ РИСМ   467300788
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Блаут и Шульце 2008 , стр. 30–31.
  13. ^ Эйдам 2001 .
  14. ^ Вольф 2002 .
  15. ^ Блаут и Шульце 2008 , стр. 30, 32.
  16. ^ Терри 1917 , с. 453 .
  17. ^ Терри 1917 , с. 454 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Блаут и Шульце 2008 , с. 22.
  19. ^ Терри 1917 , 569–570 . , стр 498 .
  20. ^ Зан 1890 стр 75–76 . . ,
  21. ^ Блаут и Шульце 2008 , стр. 21–22.
  22. ^ Терри 1917 , стр. 280 , 453 .
  23. ^ Терри 1917 стр 453–454 . , .
  24. ^ «Где Господь Бог не стоит с нами BWV 178» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 17 августа 2020 г.
  25. ^ «Бах: Хоровая фантазия BWV 1128/Org» . Эхо Музыкальное производство. Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 26 января 2009 г.
  26. ^ Рейнмар Эманс и Свен Химке. «Издания произведений Иоганна Себастьяна Баха», стр. 227–260 в музыкальных изданиях на протяжении всей истории под редакцией Рейнмара Эманса и Ульриха Кремера. Уолтер де Грюйтер, 2015. ISBN   3110434350 , стр. 247–248.
  27. ^ Карл Герман Биттер . Иоганн Себастьян Бах , второе исправленное издание. Берлин: Баенш, 1881. Том. 4, с. 250

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea351d56ec42d09f28e2828ccda7647c__1682173140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/7c/ea351d56ec42d09f28e2828ccda7647c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wo Gott der Herr nicht bei uns hält, BWV 1128 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)