Где Господь Бог не стоит с нами , BWV 1128

На чем Бог-Господь не останавливается, так это на хоральной фантазии для органа, сочиненной Иоганном Себастьяном Бахом в начале XVIII века, вероятно, между 1705 и 1710 годами. [ 1 ] [ 2 ] гимну Юстуса Мелодия Zahn 4441a к Йонаса 1524 года « Wo Gott der Herr nicht bei uns hält », перефразированию 124-го псалма («Если бы не Господь был на нашей стороне…»), является основа композиции. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Копия хоральной фантазии вновь появилась 15 марта 2008 года на аукционе предметов из коллекции баховеда XIX века Вильгельма Руста . [ 3 ] Произведение, ранее известное как BWV Anh. 71 , благодаря этому открытию можно было идентифицировать как произведение Баха, и ему был присвоен номер BWV 1128. [ 6 ] [ 7 ]
Контекст
[ редактировать ]
В конце 17 века, когда ему еще не исполнилось 15 лет, Бах уже был знаком с жанром хоральной фантазии по таким постановкам, как Букстехуде «Монахиня , радуйтесь, дорогие христиане» , BuxWV 210 и Рейнкена » «Вавилон Вассерфлюссен . [ 9 ] Помимо «Там, где Бог Господь не останавливается на нас» , есть только еще одна известная хоральная фантазия для органа Баха: «Христос лежал в Тодесбандене» , BWV 718 , которая была написана до ок. 1715 . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] С середины 1707 Бах был органистом церкви Диви Блазии в Мюльхаузене . [ 12 ] До этого он работал в Арнштадте , где играл на Вендера органе Новой церкви . [ 12 ] Переехав в Веймар в середине 1708 года, он в течение следующих нескольких лет несколько раз посещал Мюльхаузен, например, руководил реконструкцией органа Диви Блазии по его проекту, которая была завершена в 1709 году, и исполнял кантаты, которые он сочинил для совета. выборы 1709 и 1710 годов ( BWV 1138.1 и 1138.2 ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Время происхождения
[ редактировать ]Стилистический анализ, проведенный, в частности, Жан-Клодом Цендером , показывает, что Бах сочинил Wo Gott der Herr nicht bei uns hält между ок. 1705 г. и ок. 1710 г. , или, более узко, в ок. Период 1707–1708 гг . [ 3 ] [ 15 ] Судя по тому, что известно об органах, на которых играл Бах в то время, орган Divi Blasii после завершения изменений, инициированных Бахом, кажется, лучше всего соответствует исполнительским характеристикам и диапазону композиции, хотя предполагается, что Бах всю свою органную музыку сочинял так, чтобы ее можно было исполнять более чем на одном конкретном инструменте. [ 3 ] [ 12 ]
Гимн
[ редактировать ]Перефраз 124-го псалма Юстуса Йонаса «Где Господь Бог не стоит с нами» был впервые опубликован в Эрфуртском энхиридионе (1524 г.). [ 16 ] Гимн состоит из восьми строф по семь строк. [ 8 ] Его первая строфа гласит:
Где Господь Бог не стоит с нами, |
Если бы Бог не был на нашей стороне |
—Юстус Джонас [ 17 ] [ 18 ] | -перевод Кэтрин Винкворт [ 19 ] |
По мнению Штефана Блаута, именно содержание этой первой строфы иллюстрируется органной постановкой Баха. [ 18 ] несколько гимновых мелодий . К гимну Ионаса было сочинено [ 20 ] Хоральная фантазия Баха основана на постановке гимна в тактовой форме , впервые опубликованного в Виттенберге Йозефом Клюгом во второй четверти XVI века ( Цан № 4441а). [ 3 ] [ 4 ] [ 21 ] [ 22 ]
Жанр хоральной фантазии.
[ редактировать ]В хоральной фантазии для органа, жанре, который проявляется в северогерманских моделях Букстехуде и Рейнкена 17-го века, которые были известны Баху, мелодия каждой строки строфы гимна трактуется отдельно: трактовка состоит в применении различных техник, таких как эхо, контрмелодии и другие украшения или вариации к таким фрагментам гимнового напева до тех пор, пока все фразы хоральной мелодии не будут обработаны последовательно. [ 9 ] Разделы, в которых трактуются фразы напева гимна, могут быть связаны переходными пассажами, например, в форме кода. [ 9 ] Это отличается от типа движения хоральной фантазии в вокальном сочинении, где фразы хоральной мелодии обычно поются как cantus Firmus , на фоне вокально-инструментального сопровождения и гармонизации, которая обычно представляет и самостоятельный музыкальный материал, часто в перерывах между фразами гимна. Примером такой вокальной хоральной фантазии Баха в гимне «Wo Gott der Herr nicht bei uns hält», также использующей мелодию Zahn 4441a, является вступительный припев его хоральной кантаты, названной в честь гимна, Wo Gott der Herr nicht bei uns. hält , BWV 178 , написанное в 1720-х годах. [ 3 ] [ 23 ] [ 24 ]
Музыка
[ редактировать ]Композиция Баха, состоящая из 85 тактов органной музыки, основана на виттенбергской мелодии, использованной в гимне Йонаса. [ 25 ] Крупномасштабная фантазия имеет умеренную сложность в четырех контрапунктических голосах и оценивается по Rückpositiv , Oberwerk и Pedal . [ 3 ]
После вступительной части в правой руке появляется орнаментированный хорал, начиная с такта 12, продолжаясь стих за стихом с интерлюдиями, хроматизмом и эхо. Он завершается шквалом кода, типичным для stylus phantasticus . [ 3 ]
Прием
[ редактировать ]Рукописи
[ редактировать ]Первая публичная запись композиции сделана на аукционе поместья 1845 года Иоганна Николауса Юлиуса Кётшау, который был органистом церкви Святой Марии в Галле . Согласно протоколу аукциона, рукопись когда-то принадлежала Вильгельму Фридеману Баху , старшему сыну Иоганна Себастьяна и предшественнику Кётшау на посту органиста в Галле. Когда Вильгельм Фридеман умер в 1784 году, он оставил ее вместе с другими рукописями, включая «Клавир-Бюхляйн» , своему дальнему родственнику и ученику Иоганну Кристиану . Когда этот Иоганн Кристиан умер в 1814 году, Кётшау приобрел эти произведения на аукционе поместья. Позже Кётшау одолжил рукопись Феликсу Мендельсону , а затем лейпцигскому издателю К. Ф. Петерсу . [ 3 ]
На аукционе поместья Кётшау в 1845 году рукопись вместе с другими произведениями Баха была приобретена Фридрихом Августом Готхольдом . В 1852 году для сохранения своей коллекции Готтольд передал ее в дар Кенигсбергской библиотеке , где 25 лет спустя Йозеф Мюллер внес ее в каталог с описанием «24 книг органных сочинений И.С. Баха», содержавший в виде брошюры № 5 «Фантазию». Sopra il Corale Wo Gott der Herr nicht bey uns hält pro Organo à 2 Clav e Pedal». [ 3 ]
Узнав об этом произведении, Вильгельм Руст отправил рукопись в библиотеку в Берлин, где он скопировал ее в 1877 году. [ 3 ] Руст, который отредактировал более половины томов Bach Gesamtausgabe (BGA), ушел из проекта BGA из-за конфликтов, особенно с Филиппом Спиттой . [ 26 ] соперником Спитты Руст поделился своими знаниями об этом произведении с биографом Баха, , Карлом Германом Биттером , который перечислил «141. Там, где Бог Господь не останавливается с нами. Fantasia sopra il Chorale. соль минор. (Königsberger Bibliothek.)» как прелюдию к хоралу Бах в т. IV его второго издания «И. С. Баха» (Дрезден, 1880 г. / Берлин, 1881 г.). [ 3 ] [ 27 ] После смерти Руста в 1892 году большая часть его коллекции досталась его ученику Эриху Пригеру. [ 3 ] Коллекция Пригера, в свою очередь, была выставлена на аукцион после Первой мировой войны в трех разделах, один из которых, с Бачианой XVIII и XIX веков, достался в 1924 году кельнскому книготорговцу М. Лемпертцу. [ 3 ]
Рукопись, принадлежавшая Кётшау, пропала во время Второй мировой войны . По словам Ханса-Иоахима Шульца, есть некоторая надежда, что она сохранилась в русской библиотеке. [ 3 ] Поскольку хоральная фантазия не была включена в BGA, Вольфганг Шмидер перечислил ее как сомнительное произведение во втором приложении (Anhang) первого издания Bach-Werke-Verzeichnis 1950 года (BWV Anh. II 71), где она и осталась. в последующих версиях каталога, напечатанных в ХХ веке. [ 3 ] [ 6 ]
Части коллекции Пригера, в том числе некоторые композиции Руста и его копия BWV Anh. II 71, был выставлен на аукцион 15 марта 2008 года. Предметы Rust были приобретены Университетом и Государственной библиотекой Галле , и, наконец, хоральная фантазия была подтверждена Штефаном Блаутом и Михаэлем Пашольке из Университета Галле и получила номер BWV 1128. [ 3 ]
Публикация
[ редактировать ]10 июня 2008 года Ортус опубликовал партитуру, основанную на двух рукописных источниках XIX века: [ 3 ]
- Источник А: копия Раста от 8 сентября 1877 г.
- Источник Б: копия, сделанная Эрнстом Науманом где-то после 1890 года, хранится в Архиве Баха в Лейпциге .
Исполнение и запись
[ редактировать ]13 июня 2008 года Ульрих Бёме исполнил BWV 1128 на концерте открытия Бахфеста в Лейпциге , который включал кантату Баха BWV 178 на тот же хорал в исполнении Thomanerchor . [ 3 ] компакт-диск Rondeau Production, содержащий эти две работы. В тот же день вышел [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кузник 2008 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Блаут и Шульце 2008 , стр. 30–32.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Kuznik 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Зан 1890 , с. 75 .
- ^ Псалмы 124:1 ( KJV ) перевод
- ^ Перейти обратно: а б «Где Господь Бог не стоит с нами BWV 1128; BWV Anh. 71; Emans 195» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 14 февраля 2019 г.
- ^ Блаут и Шульце 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б « Псалом cxxiii » в Эрфуртском энхиридионе (1524 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д Блаут и Шульце 2008 , с. 21.
- ^ "DB Mus.ms. Bach P 281, Faszikel 2" . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 15 июня 2020 г.
- ^ РИСМ 467300788
- ^ Перейти обратно: а б с д Блаут и Шульце 2008 , стр. 30–31.
- ^ Эйдам 2001 .
- ^ Вольф 2002 .
- ^ Блаут и Шульце 2008 , стр. 30, 32.
- ^ Терри 1917 , с. 453 .
- ^ Терри 1917 , с. 454 .
- ^ Перейти обратно: а б Блаут и Шульце 2008 , с. 22.
- ^ Терри 1917 , 569–570 . , стр 498 .
- ^ Зан 1890 стр 75–76 . . ,
- ^ Блаут и Шульце 2008 , стр. 21–22.
- ^ Терри 1917 , стр. 280 , 453 .
- ^ Терри 1917 стр 453–454 . , .
- ^ «Где Господь Бог не стоит с нами BWV 178» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 17 августа 2020 г.
- ^ «Бах: Хоровая фантазия BWV 1128/Org» . Эхо Музыкальное производство. Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 26 января 2009 г.
- ^ Рейнмар Эманс и Свен Химке. «Издания произведений Иоганна Себастьяна Баха», стр. 227–260 в музыкальных изданиях на протяжении всей истории под редакцией Рейнмара Эманса и Ульриха Кремера. Уолтер де Грюйтер, 2015. ISBN 3110434350 , стр. 247–248.
- ^ Карл Герман Биттер . Иоганн Себастьян Бах , второе исправленное издание. Берлин: Баенш, 1881. Том. 4, с. 250
Источники
[ редактировать ]- Блаут, Стефан; Шульце, Ханс Иоахим (2008). « «Где Бог Господь не останавливается на нас» BWV 1128 — первоисточниковые и стилистические соображения» [ Там, где Бог Господь не останавливается на нас , BWV 1128: первоисточниковые и стилистические соображения]. В Волни, Питер (ред.). Ежегодник Баха 2008 [ Ежегодник Баха 2008 ]. Ежегодник Баха (на немецком языке). Том 94. Новое Баховское общество . Лейпциг: Evangelische Verlagsanstalt . стр. 11–32. дои : 10.13141/bjb.v2008 . ISBN 978-3-374-02668-5 . ISSN 0084-7682 – через Qucosa .
- Эйдам, Клаус (2001). «Ч.В». Истинная жизнь Иоганна Себастьяна Баха . Нью-Йорк: Основные книги . ISBN 0-465-01861-0 .
- Кузник, Джоэл Х. (декабрь 2008 г.). «BWV 1128: Недавно обнаруженное органное произведение Баха» (PDF) . Диапазон . 99 (22): 22–23. HTML-версия (без иллюстраций, описания органа Мюльхаузена и номеров страниц)
{{cite journal}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )|postscript=
- Терри, Чарльз Сэнфорд (1917). Хоралы Баха . Том. II (Гимны и гимновые мелодии кантат и мотетов). Кембридж: Университетское издательство.
- Вольф, Кристоф (2002). «В церкви Блазиуса в Мюльхаузене» . Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант . Нортон. п. 111 . ISBN 9780199248841 .
- Зан, Йоханнес (1890). Мелодии немецких протестантских гимнов . Том III . Гютерсло: Бертельсманн .
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|volume=
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Там, где Бог Господь не остается с нами, BWV 1128» на MusicBrainz (информация и список записей)
- Там, где Бог-Господь не стоит с нами, BWV 1128 : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Бесплатная загрузка BWV 1128, записанная Джеймсом Кибби на органе Эразма Бильфельдта 1736 года в Санкт-Вильхади, Штаде, Германия.