Реквием (Берлиоз)
Великая масса мертвых | |
---|---|
Реквием Гектора Берлиоза | |
![]() Титульный лист первого издания | |
Опус | 5 |
Повод | мемориал воинам, погибшим в Июльской революции 1830 года. |
Текст | Реквием |
Язык | латинский |
Выполненный | 5 ноября 1837 г. |
Опубликовано | 1838, Париж |
Движения | десять |
Подсчет очков |
|
Grande Messe des morts (или Реквием ), соч . 5 Гектора Берлиоза была написана в 1837 году . « Grande Messe des Morts» — одно из самых известных произведений Берлиоза, с великолепной оркестровкой деревянных духовых и духовых инструментов , включая четыре антифонных закулисных духовых ансамбля. Текст произведения заимствован из традиционной латинской Реквиемной мессы . Его продолжительность составляет около девяноста минут, хотя есть и более быстрые записи продолжительностью менее семидесяти пяти минут.
История
[ редактировать ]В 1837 году Адриен де Гаспарен , министр внутренних дел Франции, попросил Берлиоза составить заупокойную мессу в память о солдатах, погибших во время июльской революции 1830 года , которая должна была быть исполнена в годовщину маршала Эдуарда Мортье смерти в Фиески . Покушение на Луи-Филиппа в 1835 году. [ 1 ] Берлиоз принял просьбу, уже желая сочинить большое оркестровое произведение. Тем временем оркестр рос в размерах и качестве, а использование деревянных духовых и медных духовых инструментов расширялось из-за растущей легкости интонации, обеспечиваемой современными инструментами. Позже Берлиоз писал: «Если бы мне грозило уничтожение всех моих произведений, кроме одного, я бы жаждал пощады к Messe des morts ». [ 2 ]
После того, как первоначально запланированное представление было отменено, церемония в память о смерти генерала Дамремонта и солдат, погибших при осаде Константина , послужила поводом для премьеры в Доме Инвалидов под руководством Франсуа Хабенека 5 декабря 1837 года.
В своих «Воспоминаниях » Берлиоз утверждал, что на премьере произведения дирижер Франсуа Хабенек отложил свою палочку во время драматической «Tuba mirum» (часть « Dies irae » движения ), одновременно занюхиваясь, что побудило композитора броситься на трибуну, чтобы самому провести остальную работу, тем самым спасая выступление от катастрофы. Премьера прошла с полным успехом. [ 3 ]
Берлиоз дважды в жизни пересматривал эту работу: сначала в 1852 году, а окончательные исправления внес в 1867 году, всего за два года до своей смерти. [ нужна ссылка ]
Структура
[ редактировать ]Реквием Берлиоза состоит из десяти частей , а структура следующая:
- Он вошел
- 1. Вечный Реквием и Кирие : Вход
- Последовательность
- 2. День гнева : Проза, Труба чудес
- 3. Почему я несчастен?
- 4. Рекс Тремендае
- 5. Ищу меня
- 6. Плаксивый
- Офферторий
- 7. Господь Иисус Христос
- 8. Хозяева
- 9. Святой
- 10. Агнус Деи
Инструментарий
[ редактировать ]Реквием написан для очень большого оркестра, включающего четыре духовых хора по углам сцены. [ 4 ] и припев:
|
|
|
|
Что касается количества певцов и струнных, Берлиоз указывает в партитуре , что «указанное число [исполнителей] является лишь относительным. Если позволяет место, хор может быть удвоен или утроен, а оркестр пропорционально увеличен. Но в В случае чрезвычайно большого хора, скажем, от 700 до 800 голосов, весь хор следует использовать только для «Dies irae», «Tuba mirum» и «Лакримоза», остальные части ограничены 400 голосами».
Премьера произведения состоялась при участии более четырехсот исполнителей.
Музыка
[ редактировать ]Реквием открывается восходящими гаммами струнных, валторн, гобоев и английского рожка, предшествующих хоровому вступлению. Первая часть содержит первые две части музыки мессы (Introit и Kyrie).
Последовательность начинается во второй части с « Dies irae », изображающей Судный день . Есть три хоровых раздела, за каждым из которых следует модуляция к следующему разделу. После третьей модуляции четыре духовых ансамбля, которые Берлиоз определил разместить по углам сцены, но чаще всего по всему залу, сначала появляются с аккордом фортиссимо E ♭ мажор, к которому позже присоединяются 16 литавр, два больших барабана, и четыре там-тама. За громким расцветом следует хоровая композиция «Tuba mirum», мощное унисонное заявление басов припева в верхней части регистра, за которым следует остальная часть хора. Происходит повторение фанфар, возвещающих о наступлении Страшного суда («Judex ergo») полным хором в каноне на октаве. Хор шепчет деревянными духовыми и струнными, завершая движение.
Третья часть, «Quid sum miser», короткая, изображена после Судного дня и включает в себя оркестровку хора TTB, двух английских рожков, восьми фаготов, виолончелей и контрабасов. "Rex tremendae" представляет собой вторую запись духовых хоров и содержит контрастную динамику хора. «Quaerens me» — тихая часть a cappella .
Шестая часть, «Лакримоза», находится в 9
8-й тактовый размер, завершающий раздел секвенции мессы, — единственная часть, написанная в узнаваемой сонатной форме . Драматический эффект этого движения усиливается за счет постепенного добавления духовых инструментов и перкуссии.
Седьмая часть начинает Офферторий. «Domine Jesu Christe» открывается тихой оркестровой фугой , основанной на квазимодальном мотиве ре минор. Фуга наложена повторяющимся мотивом из трех нот: A, B ♭ и A хора, молящих о помиловании на суде. Хоровые высказывания этого мотива переплетаются с развивающейся оркестровой фактурой минут десять почти до конца, который завершается мирно. Заключительная часть Оффертория, «Хостиас», короткая и рассчитана на мужские голоса, восемь тромбонов, три флейты и струнные.
В девятой части, «Sanctus», ре мажор , используется соло-тенор в сопровождении длительных нот флейты и приглушенных струнных. Приглушенные женские голоса вторят сольным партиям. Далее следует оживленная фуга для полного хора и оркестра («Осанна в превосходстве»). Все повторяется с добавлением тарелок пианиссимо и большого барабана к «Sanctus» и значительно расширенной фуге «Hosanna». Берлиоз предположил, что сольную партию могут петь десять теноров. Последняя часть, содержащая разделы мессы «Agnus Dei» и «Причастие», включает в себя давно удерживаемые аккорды деревянных духовых инструментов и струнных. Движение повторяет мелодии и эффекты предыдущих частей, включая «Хостиас» и «Вступление».
Известные записи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг, Майкл: Хоровые шедевры: руководство для слушателя. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 2005 г., с. 61.
- ^ «Гектор Берлиоз – Реквием – Общие сведения» . Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 29 декабря 2005 г. ]
- ^ «Гектор Берлиоз – Реквием – Историческая справка» . Архивировано из оригинала 27 октября 2015 года . Проверено 14 июня 2006 г. ]
- ^ Полная партитура, изд. Юрген Киндерманн, в: Гектор Берлиоз: Новое издание полного собрания сочинений , том. 9, Кассель: Беренрайтер , 1978 г.
Источники
[ редактировать ]- Стейнберг, Майкл . «Гектор Берлиоз: Реквием». Хоровые шедевры: Путеводитель для слушателя. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2005, 61–67.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Никс, Фредерик . Берлиоза « Messe des Morts и его представление в Глазго». The Musical Times и циркуляр по классу пения 25, вып. 493 (1 марта 1884 г.): 129–31.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор Реквиема, включая историю, описание движений и полный текст на Wayback Machine (архивировано 12 сентября 2015 г.)
- Grande Messe des Morts : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры этого произведения в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- «Реквием Берлиоза - беседа перед концертом» , лекция Дэвида Кэрнса в Грешем-колледже 12 июля 2007 г.