Эль Сид
Эль Сид | |||||
---|---|---|---|---|---|
Принц Валенсии | |||||
Принц Валенсии | |||||
Царствование | 1094 – 1099 | ||||
Коронация | 1094 | ||||
Предшественник | Ибн Джахаф | ||||
Преемник | Химена Диас | ||||
Рожденный | Родриго Диас в. 1043 Вивар , Бургос | ||||
Умер | Валенсия | 10 июля 1099 г. (около 56 лет) ||||
Похороны | |||||
Супруг | Химена Диас | ||||
Проблема | Диего Родригес Кристина Родригес Мария Родригес | ||||
| |||||
Отец | Диего Лайнес | ||||
Подпись |
Родриго Диас де Вивар ( ок. 1043 — 10 июля 1099) был кастильским рыцарем и правителем средневековой Испании . сражаясь как с христианскими , так и с мусульманскими При жизни армиями, он заслужил арабское почетное звание ас-Сайид («Господь» или «Мастер»), которое впоследствии превратилось в Эль Сид ( Испанский: [el ˈθið] , Староиспанский: [el ts̻id] ) и испанское почетное звание El Campeador («Мастер поля битвы»). Он родился в Виваре , деревне недалеко от города Бургос .
Как глава своих верных рыцарей, он стал доминировать над Леванте на Пиренейском полуострове в конце 11 века. Он освободил Тайфу Валенсии от мавританской власти на короткий период во время Реконкисты , управляя княжеством как его господин с 17 июня 1094 года до своей смерти в 1099 году. Его жена, Химена Диас , унаследовала город и поддерживала его до 1102 года. когда он был отвоеван маврами.
Диас де Вивар стал хорошо известен своей службой в армиях как христианских, так и мусульманских правителей. После своей смерти Эль Сид стал самым знаменитым национальным героем Испании и главным героем самой значительной средневековой испанской эпической поэмы « Эль Кантар де мио Сид» . [ 1 ] который представляет его как идеального средневекового рыцаря: сильного, доблестного, верного, справедливого и благочестивого.
Существуют различные теории о его семейной истории, которая остается неопределенной; однако он был дедушкой Гарсиа Рамиреса де Памплоны, короля Наварры, первого сына его дочери Кристины Родригес . По сей день Эль Сид остается популярным испанским народным героем и национальной иконой, а его жизнь и деяния помнят в массовой культуре. [ 2 ] [ 3 ]
Этимология: Сид и Кампеадор.
[ редактировать ]Родриго Диас был удостоен почетного звания «Кампеадор» при жизни, о чем свидетельствует подписанный им в 1098 году документ, который он подписал латинизированным выражением, ego Rudericus Campidoctor . Таким образом, титул «Кампеадор» происходит от латинского Campidoctor , что буквально означает «Учитель поля», но можно перевести как «Мастер поля битвы». Арабские источники конца 11-го и начала 12-го веков называют его الكنبيطور ( аль-Канбитур ), القنبيطور ( аль-Канбитур ), которому также предшествуют Рудрик или Людрик , которые являются арабизированными формами его титула и имени соответственно. [ 4 ]
Эпитет «Эль Сид» означал «Господь», вероятно, из оригинального арабского языка ( араб . السَّيِّد , латинизированный : ас- Сайид ) и был титулом, данным другим христианским лидерам. Было высказано предположение, что Родриго Диас получил почетный титул и уважительное обращение со стороны современников в Сарагосе из-за своих побед на службе у короля Тайфы Сарагосы между 1081 и 1086 годами; однако, скорее всего, он получил этот эпитет после завоевания Валенсии в 1094 году. Этот титул впервые появляется как Мео Чиди в «Поэме Альмерии» , составленной между 1147 и 1149 годами. [ 5 ] [ 6 ]
Комбинация «Сид Кампеадор» задокументирована с 1195 года в «Происхождении Родриго Диаса» ( «Происхождение Родриго Диаса» ) на наварро-арагонском языке, которое является частью Liber regum , написанной как mio Cit el Campiador ; и в «Пении моего Сида» . [ 7 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Эль Сид родился в семье мелкой знати и воспитывался при дворе Фердинанда Великого и служил сыну Фердинанда, Санчо II Леону и Кастилии . Он поднялся и стал командующим и королевским знаменосцем ( armiger regis ) Кастилии после вознесения Санчо в 1065 году. Эль Сид продолжал возглавлять кастильские военные кампании против братьев Санчо, Альфонсо VI Леона и Гарсиа II Галисии , а также в мусульманских королевствах в Аль-Андалусе . Он прославился своим военным мастерством в этих кампаниях, которые помогли расширить территорию Короны Кастилии за счет мусульман и королевств братьев Санчо.
Когда заговорщики убили Санчо в 1072 году, Эль Сид оказался в сложной ситуации. Поскольку Санчо был бездетным, трон перешел к его брату Альфонсо, которому Эль Сид помог отстранить от власти. Хотя Эль Сид продолжал служить государю, он потерял свое звание при новом дворе, который относился к нему подозрительно и держал на расстоянии. Наконец, в 1081 году он был сослан. [ 8 ]
Эль Сид нашел работу, сражаясь на стороне мусульманских правителей Сарагосы , которых он защищал от ее традиционного врага, Арагона . Находясь в изгнании, он восстановил свою репутацию стратега и грозного военачальника. Он неоднократно побеждал в битвах против мусульманских правителей Лериды и их христианских союзников, а также против большой христианской армии под командованием короля Санчо Рамиреса Арагона . В 1086 году экспедиционная армия североафриканских Альморавидов нанесла Кастилии тяжелое поражение, вынудив Альфонсо преодолеть обиду, которую он питал к Эль Сиду. Условия возвращения Эль Сида на христианскую службу, должно быть, были достаточно привлекательными, поскольку вскоре Эль Сиду пришлось сражаться за своего бывшего господина. Однако в течение следующих нескольких лет Эль Сид нацелился на город-королевство Валенсию , действовавший более или менее независимо от Альфонсо, политически поддерживая Бану Худ и другие мусульманские династии, выступавшие против Альморавидов. Он постепенно усиливал свой контроль над Валенсией; исламский правитель, Яхья аль-Кадир стал его данником в 1092 году. Когда Альморавиды спровоцировали восстание, которое привело к смерти аль-Кадира, Эль Сид в ответ осадил город. Валенсия окончательно пала в 1094 году, и Эль Сид основал независимое княжество на средиземноморском побережье Иберии. Он правил плюралистическим обществом при народной поддержке как христиан, так и мусульман. [ 9 ]
Последние годы Эль Сида прошли в борьбе с берберами Альморавида . Он нанес им первое крупное поражение в 1094 году на равнинах Каурте, недалеко от Валенсии, и продолжал противостоять им до своей смерти. Хотя Эль Сид остался непобежденным в Валенсии, Диего Родригес, его единственный сын и наследник, погиб, сражаясь против Альморавидов на службе Альфонсо в 1097 году. После смерти Эль Сида в 1099 году его жена Химена Диас сменила его на посту правителя Валенсии. но в конце концов она была вынуждена передать княжество Альморавидам в 1102 году. [ 10 ]
Заголовок
[ редактировать ]Имя Эль Сид ( Испанский: [el ˈθið] ) — современное испанское наименование, состоящее из артикля el , означающего «» и Cid , который происходит от древнекастильского заимствованного слова Çid, заимствованного из диалектного арабского слова سيد sîdi илиsayyid . , что означает «господин» или «господин» "владелец". Мозарабы или арабы, служившие в его рядах , возможно, обращались к нему таким образом, который христиане, возможно, транслитерировали и переняли. Историки, однако, еще не нашли современных записей, в которых Родриго упоминается как Сид. В арабских источниках вместо него используются Рудрик , Людрик аль-Канбиятур или аль-Канбиятур ( Родриго эль Кампеадор ). [ 11 ]
Когномен Кампеадор происходит от латинского Campi Doctor, что означает «мастер поля боя». Вероятно, он получил его во время кампаний короля Санчо II Кастильского против его братьев, королей Альфонсо VI Леона и Гарсиа II Галисии . Хотя его современники не оставили никаких исторических источников, которые обращались бы к нему как к Сиду , они оставили множество христианских и арабских записей, некоторые даже подписывали документы с его автографом, обращаясь к нему как к Кампеадору , что доказывает, что он сам использовал христианский прозвище. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Вся комбинация Сида Кампеадора впервые задокументирована ок. 1195 год в Наварро-Арагонской линии Родрика Диаса включен в Liber Regum под формулой mio Cid el Campeador . [ нужна ссылка ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Эль Сид родился Родриго Диас около 1043 года в Виваре , [ 16 ] также известный как Кастильона-де-Бивар, небольшой городок примерно в десяти километрах (или шести милях) к северу от Бургоса , столицы Кастилии . Его отец, Диего Лаинес, был придворным , бюрократом и кавалеристом , принимавшим участие в нескольких сражениях. Несмотря на то, что семья матери Эль Сида была аристократической, в последующие годы крестьяне стали считать его своим. Однако его родственники не были крупными судебными чиновниками; документы показывают, что дед Эль Сида по отцовской линии, Лаин, подтвердил [ нечеткий ] всего пять документов Фердинанда I ; его дед по материнской линии, Родриго Альварес, удостоверил только двоих Санчо II ; а отец Эль Сида подтвердил только одно. [ нужна ссылка ]
Служба при Санчо II
[ редактировать ]Будучи молодым человеком, в 1057 году Эль Сид сражался против мавританской крепости Сарагоса , сделав ее эмира аль-Муктадира вассалом Санчо. Весной 1063 года Эль Сид участвовал в битве при Граусе , где сводный брат Фердинанда, Рамиро I Арагонский , осаждал мавританский город Граус, битва велась на землях Сарагосы в долине реки Синка . Аль-Муктадир в сопровождении кастильских войск, включая Эль Сида, сражался против арагонцев. Партия убила Рамиро I, обратив арагонскую армию в бегство, и вышла победителем. Одна из легенд гласит, что во время конфликта Эль Сид убил в единоборстве арагонского рыцаря, получив тем самым почетный титул « Кампеадор ». [ 17 ]
Когда Фердинанд умер, Санчо продолжил расширять свою территорию, завоевывая как христианские крепости, так и мавританские города Самора и Бадахос . Когда Санчо узнал, что Альфонсо планирует свергнуть его, чтобы завоевать его территорию, Санчо послал Сида вернуть Альфонсо, чтобы Санчо мог поговорить с ним. [ нужна ссылка ]
Служба при Альфонсо VI
[ редактировать ]Санчо был убит в 1072 году во время осады города Саморы, родного его сестры. [ 18 ] Поскольку Санчо умер неженатым и бездетным, вся его власть перешла к его брату Альфонсо, который почти сразу же вернулся из ссылки в Толедо и занял свое место короля Кастилии и Леона. Однако его глубоко подозревали в причастности к убийству Санчо. Согласно эпической поэме XI века «Кантар де мио Сид» , кастильская знать во главе с Эль Сидом и дюжиной «помощников присяги» заставила Альфонсо несколько раз публично поклясться на святых реликвиях перед Санта-Гадея ( Святая Агата церковью ) в Бургосе , которая он не участвовал в заговоре с целью убийства своего брата. Однако в более достоверной хронике XII века Historia Roderici об этом не упоминается . Позиция Эль Сида как королевского оруженосца была отнята и передана его врагу, графу Гарсиа Ордоньесу . [ 19 ]
В 1079 году Альфонсо VI отправил Эль Сида в Севилью ко двору аль-Мутамида, чтобы собрать парии, причитающиеся этой тайфе Леону-Кастилии. [ 20 ] Пока он был там, Гранада при помощи других кастильских рыцарей напала на Севилью, а Эль Сид и его войска отразили нападение христиан и гренадин в битве при Кабре , полагая (вероятно ошибочно), что он защищает приток короля. После этой битвы мусульманские войска под командованием Эль Сида провозгласили его Сайиди. [ 21 ] Граф Гарсиа Ордоньес и другие кастильские лидеры [ 22 ] были взяты в плен и продержались три дня, прежде чем были освобождены. [ 20 ]
Изгнание
[ редактировать ]В битве при Кабре (1079 г.) Эль Сид сплотил свои войска и превратил битву в разгром эмира Гранады Абдаллы и его союзника Гарсиа Ордоньеса. Однако эта несанкционированная экспедиция в Гранаду сильно разозлила Альфонсо, и 8 мая 1080 года стал последним разом, когда Эль Сид подтвердил документ при дворе короля Альфонсо. Наиболее вероятной причиной было вторжение Эль Сида в Толедо, который оказался под контролем вассала Альфонсо Яхьи Аль-Кадира. [ 23 ] Гнев Альфонсо по поводу несанкционированного вторжения Эль Сида на территорию его вассала заставил его изгнать рыцаря. [ 24 ] Это общепринятая причина изгнания Эль Сида, хотя некоторые другие вполне правдоподобны и действительно могли способствовать изгнанию: ревнивая знать настроила Альфонсо против Эль Сида через придворные интриги, а также личная враждебность Альфонсо к Эль Сиду. В песне об Эль Сиде и последующих рассказах говорится, что враждебность Альфонсо и его двора к Родриго была основной причиной изгнания рыцарей из Леона. [ 25 ] а также возможное присвоение Эль Сидом части дани из Севильи. [ нужна ссылка ]
Сначала он отправился в Барселону , где Рамон Беренгер II отказался от его предложения услуг. [ нужна ссылка ]
мавританский сервис
[ редактировать ]Изгнание не стало концом Эль Сида ни физически, ни как важной фигуры. отверг его После того, как Рамон Беренгер II , Эль Сид отправился в Тайфу Сарагосы , где его встретили более теплый прием. В 1081 году Эль Сид предложил свои услуги королю Юсуфу Сарагосы аль-Мутаману ибн Худу и служил как ему, так и его преемнику аль-Мустаину II . Ему был присвоен титул Эль Сид ( Мастер ) и он служил ведущей фигурой в разнообразных мавританских силах, состоящих из мувалладов , берберов , арабов и малийцев в пределах соответствующей Тайфы. [ нужна ссылка ]
Согласно мавританским источникам:
Андалузские рыцари нашли Эль Сида своим врагом больным, жаждущим и изгнанным из двора Альфонсо . Он был представлен пожилому Юсуфу аль-Мутаману ибн Худу и принял командование силами Тайфы Сарагосы в качестве их Мастера.
В своей «Истории средневековой Испании» (издательство Корнеллского университета, 1975) Джозеф Ф. О'Каллаган пишет:
Это королевство было разделено между аль-Мутамином (1081–1085), который правил собственно Сарагосой , и его братом аль-Мундхиром , который правил Леридой и Тортосой . Эль Сид поступил на службу аль-Мутамину и успешно защитил Сарагосу от нападений аль-Мундхира, Санчо I Арагонского и Рамона Беренгера II, которого он ненадолго держал в плену в 1082 году.
В 1082 году армия тайфы Сарагосы под командованием Эль Сида разгромила тайфу Лериды в битве при Альменаре . В 1084 году он победил арагонцев в битве при Морелле недалеко от Тортосы , но осенью кастильцы начали свободную осаду Толедо , а позже в следующем году христиане захватили Саламанку , оплот тайфы Толедо . [ нужна ссылка ]
В 1086 году началось вторжение Альморавидов на Пиренейский полуостров и вокруг него через Гибралтар . Альморавидов, берберскую династию из Северной Африки , возглавляемую Юсуфом ибн Ташфином , попросили помочь защитить разделенных мавров от Альфонсо. Армия Альморавидов, к которой присоединились армии нескольких Таиф, включая Бадахос , Малагу , Гранаду , Тортосу и Севилью , разгромила объединенную армию Леона , Арагона и Кастилии в битве при Саграхасе . [ 26 ]
В 1087 году Раймунд Бургундский и его христианские союзники попытались ослабить Тайфу, самую северную цитадель Сарагосы, начав осаду Туделы , и Альфонсо захватил Аледо, Мурсия , заблокировав путь между Тайфами на востоке и западе Пиренейского полуострова. [ нужна ссылка ]
Вспомнить из ссылки
[ редактировать ]В ужасе от своего сокрушительного поражения Альфонсо отозвал Эль Сида, щедро наградив его землями и владениями, такими как крепость Гормаз. В 1087 году Альфонсо отправил его на переговоры с осмелевшими королевствами Таифы. [ 27 ]
Эль Сид вернулся к Альфонсо, но теперь у него были свои планы. Он пробыл там недолго, а затем вернулся в Сарагосу. Эль Сид был доволен тем, что позволил армиям Альморавидов и армиям Альфонсо сражаться без его помощи, даже когда был шанс, что Альморавиды смогут победить Альфонсо и захватить все земли Альфонсо. Эль Сид решил не сражаться, потому что надеялся, что обе армии ослабнут. [ нужна ссылка ]
Завоевание Валенсии
[ редактировать ]Примерно в это же время Эль Сид с объединенной христианской и мавританской армией начал маневры с целью создания собственного феодального владения в мавританском средиземноморском прибрежном городе Валенсия . На его пути стояло несколько препятствий. Первым был Беренгер Рамон II, правивший соседней Барселоной . В мае 1090 года Эль Сид разгромил и захватил Беренгера в битве при Тебаре (ныне Пинар-де-Тевар, недалеко от Монройо , Теруэль ). Позже Беренгер был освобожден, а его племянник Рамон Беренгер III женился на младшей дочери Эль Сида Марии, чтобы предотвратить будущие конфликты. [ нужна ссылка ]
По пути в Валенсию Эль Сид также завоевал другие города, многие из которых находились недалеко от Валенсии, такие как Эль-Пуч и Кварт-де-Поблет . [ нужна ссылка ]
Эль Сид постепенно приобрел большее влияние в Валенсии, которой тогда правил Яхья аль-Кадир из династии хаввара -берберов Дхулнунидов . В октябре 1092 года в Валенсии произошло восстание, вдохновленное главным судьей города Ибн Джаххафом и Альморавидами. Эль Сид начал осаду Валенсии. Попытка прорвать осаду в декабре 1093 года провалилась. К моменту окончания осада в мае 1094 года Эль Сид создал собственное княжество на побережье Средиземного моря. Официально Эль Сид правил от имени Альфонсо; на практике Эль Сид был полностью независим. Город был одновременно христианским и мусульманским, и как мавры, так и христиане служили в армии и в качестве администраторов. Жером Перигорский стал епископом. [ нужна ссылка ]
Смерть
[ редактировать ]Эль Сид и его жена Химена Диас мирно жили в Валенсии, пока Альморавиды не осадили город. Но он победил их и умер через 5 лет, 10 июля 1099 года.
После этого Валенсия была захвачена Маздали 5 мая 1102 года. Химена бежала в Бургос, Кастилия, в 1101 году. Она въехала в город со своей свитой и телом Эль Сида. Первоначально похоронен в Кастилии в монастыре Сан-Педро-де-Карденья , его тело сейчас лежит в центре собора Бургоса . [ 28 ]
Легенда о посмертной победе
[ редактировать ]Легенда гласит, что после его кончины, но все еще во время осады Валенсии, Химена приказал надеть на труп Эль Сида его доспехи и посадить на его лошадь Бабиеку, чтобы поддержать боевой дух его войск. «война проиграна, но битва выиграна» В нескольких вариантах этой истории мертвый Родриго и его рыцари побеждают в грозной атаке на осаждающих Валенсию, что приводит к катарсису для последующих поколений испанцев-христиан. Считается, что легенда возникла вскоре после того, как Химена вошла в Бургос, и что она основана на том, как процессия Химены въехала в город, то есть вместе с ее умершим мужем. [ 29 ]
Воин и генерал
[ редактировать ]Тактика боя
[ редактировать ]книги классических римских и греческих Во время своих кампаний Эль Сид часто приказывал читать вслух ему и его войскам проводила так называемые « мозговые штурмы авторов на военные темы, как для развлечения, так и для вдохновения перед битвой. Армия Эль Сида также имела новый подход к планированию стратегии: перед каждым сражением » для обсуждения тактики. Они часто использовали неожиданные стратегии, участвуя в том, что современные генералы назвали бы психологической войной : ожидая, пока враг будет парализован ужасом, а затем внезапно нападая на него; отвлечение противника небольшой группой солдат и т. д. (Эль Сид использовал это отвлечение при захвате города Кастехон, как показано в Cantar de mio Cid ( «Песня о моем Сиде» ).) Эль Сид принял или включил предложения своих войск. В «Песне» человеком, который служил ему ближайшим советником, был его вассал и родственник Альвар Фаньес « Миная » (что означает «Мой брат» , составное слово испанского притяжательного имени Ми (Мой) и Анайя , баскского слова, обозначающего брата ), хотя исторический Альвар Фаньес остался в Кастилии с Альфонсо VI. [ нужна ссылка ]
Бабица
[ редактировать ]Бабиека , или Бавиека Эль Сида , была боевым конем . Существует несколько историй об Эль Сиде и Бабиеке. Одна известная легенда об Эль Сиде описывает, как он приобрел жеребца . Согласно этой истории, крестный отец Родриго, Педро Эль Гранде, был монахом картезианского монастыря . Подарком Педро Эль Сиду на совершеннолетие стала выбранная им лошадь из андалузского табуна. Эль Сид выбрал лошадь, которую его крестный отец считал слабым и плохим выбором, из-за чего монах воскликнул: « Бабиека! » (глупо!). Следовательно, это имя стало именем лошади Эль Сида. Другая легенда гласит, что в состязании за звание «Кампеадора» или чемпиона короля Санчо рыцарь на коне хотел бросить вызов Эль Сиду. Король пожелал честного боя и подарил Эль Сиду свою лучшую лошадь, Бабиеку или Бавиеку. Эта версия гласит, что Бабьека вырос в королевских конюшнях Севильи и был хорошо обученным и преданным боевым конем, а не глупым жеребцом. Название в данном случае может указывать на то, что лошадь прибыла из региона Бабия в Леоне, Испания . В стихотворении Кармен Кампидокторис , Бабиека появляется как подарок «варвара» Эль Сиду, поэтому его название также может быть получено от «Барбика», или «лошадь варвара». [ 30 ]
Тем не менее, Бабиека стал великим боевым конем, известным христианам, которого боялись враги Эль Сида и любил Эль Сид, который якобы просил, чтобы Бабиека был похоронен вместе с ним в монастыре Сан-Педро-де-Карденья . [ 9 ] Бабиека упоминается в нескольких рассказах и исторических документах об Эль Сиде, в том числе в «Слове об Эль Сиде» . [ 31 ]
Мечи
[ редактировать ]Оружие, традиционно идентифицируемое как меч Эль Сида , Тисона , раньше выставлялось в Музее армии (Museo del Ejército) в Толедо. В 1999 году небольшой образец клинка прошел металлургический анализ, который подтвердил, что клинок был изготовлен в мавританской Кордове в одиннадцатом веке и содержал некоторое количество булата . [ 32 ]
В 2007 году Автономное сообщество Кастилия и Леон купило меч за 1,6 миллиона евро. [ 33 ] и в настоящее время он экспонируется в Музее Бургоса . [ 34 ]
У Эль Сида также был меч под названием Колада . [ 35 ]
Жена и дети
[ редактировать ]Эль Сид женился на Химене Диас , которая, как говорили, принадлежала к аристократической семье из Астурии, в середине 1070-х годов. [ 36 ] Historia Roderici называет ее дочерью графа Диего Фернандеса де Овьедо . Традиция гласит, что когда Эль Сид впервые увидел ее, он был очарован ее великой красотой. У Эль Сида и Химены было две дочери, Кристина и Мария, и сын. Последний, Диего Родригес , был убит во время борьбы с вторгшимися мусульманскими Альморавидами из Северной Африки в битве при Консуэгре в 1097 году. Дочери Эль Сида Кристина Родригес и Мария вышли замуж за представителей знатных семей. Кристина вышла замуж за Рамиро , лорда Монсона и внука Гарсиа Санчеса III Наваррского .
Ее собственный сын, внук Эль Сида, будет возведен на трон Наварры как король Гарсиа Рамирес . Другая дочь, Мария (также известная как Соль), как говорят, сначала вышла замуж за принца Арагона, предположительно сына Петра I , а позже вышла замуж за Рамона Беренгера III , графа Барселоны . И стихотворение, и хроника могут указывать на предыдущий брак с инфантами де Каррион ; однако эти браки не являются историческим фактом и являются важным элементом построения поэмы. [ 37 ]
В литературе, музыке, видеоиграх и кино
[ редактировать ]Фигура Эль Сида послужила источником для многих литературных произведений, начиная с « Cantar de mio Cid» , эпической поэмы XII века, которая дает частично художественный отчет о его жизни и была одним из ранних рыцарских романов . Это стихотворение, наряду с аналогичными более поздними произведениями, такими как « Моседадес де Родриго» , способствовало изображению Эль Сида как рыцарского героя Реконкисты. [ 38 ] что сделало его легендарной фигурой в Испании. Эль Сид — один из немногих примеров странствующего рыцаря, официально признанного священником в « Мигеля де Сервантеса » Дон Кихоте (1605–1615). [ 39 ]
В начале 17 века испанский писатель Гильен де Кастро написал пьесу « Моседадес дель Сид» , по которой французский драматург Пьер Корнель основал одну из своих самых известных трагикомедий «Сид» . [ 40 ] Он также был популярным источником вдохновения для испанских писателей периода романтизма , таких как Хуан Эухенио Харценбуш , написавший «Хура де Санта Гадеа» , или Хосе Соррилья , написавший длинное стихотворение под названием «Лейенда дель Сид». В 2019 году Артуро Перес-Реверте опубликовал роман « Сиди: пограничная история» . [ 41 ] [ 42 ]
Герман Мелвилл ссылается на Эль Сида, представляя персонажа Самоа в главе 21 «Марди» (1849 г.): «Он остановился примерно в шести шагах от того места, где мы стояли, и, балансируя свое оружие, храбро посмотрел на нас, как на Сида». [ 43 ]
В 1929 году чилийский писатель Висенте Уидобро опубликовал свой поэтический роман «Мио Сид Кампеадор». Хасанья. Это произведение вместе с другими романами (и пьесами), опубликованными им в период с 1929 по 1939 год, бросило вызов традиционному реалистическому стилю чилийских романов начала 20 века. Английская версия была опубликована в 1931 году. [ 44 ]
Жорж Бизе работал над «Доном Родригом» в 1873 году, который был отложен и так и не завершен. Жюль Массне написал оперу «Сид » в 1885 году по одноименной пьесе Корнеля. Клод Дебюсси начал работу в 1890 году над оперой « Родриг и Химена» , от которой отказался как неподходящей для его темперамента; он был оркестрован для исполнения Эдисоном Денисовым примерно в 1993 году. [ 45 ]
Эль Сида играет американский актер Чарлтон Хестон в одноименном эпическом фильме 1961 года. [ 46 ] режиссера Энтони Манна , где роль Доньи Химены играет итальянская актриса Софи Лорен . [ 47 ] [ 48 ] В 2020 году на Amazon Prime Video состоялась премьера испанского сериала с Хайме Лоренте в роли Эль Сида . [ 49 ]
В 1979 году Crack , одна из самых известных прогрессив-рок-групп Испании, выпустила свой первый и единственный альбом Si Todo Hiciera Crack , включающий «Marchando una del Cid», песню, основанную на эпической легенде об Эль Сиде. [ 50 ]
В 1980 году «Руй, маленький Сид», выпустила мультсериал основанный на детстве Эль Сида компания Nippon Animation . [ 51 ]
Было описано, что Эль Сид вдохновил Ферни на его испанское наследие в «Легенде о Ралу», 16-й серии 1-го сезона сериала «Джейкерс»! Приключения Пигли Винкса в 2004 году. [ 52 ]
Во второй Age of Empires части видеоигры , пакете расширения The Conquerors , есть кампания с Эль Сидом Кампеадором в главной роли. [ 53 ] [ 54 ]
И в первой, и во второй играх Medieval: Total War Эль Сид появляется как могущественный независимый генерал в замке Валенсии. [ 55 ]
испанский анимационный фильм «Эль Сид: Легенда» . В 2003 году вышел [ 56 ]
Министерство времени » Эль Сид изображен во втором сезоне, в первом эпизоде. В испанском научно-фантастическом телесериале « [ 57 ]
Эль Сид — игровой персонаж в мобильной/компьютерной игре Rise of Kingdoms .
Эль Сид — игровой персонаж в Crusader Kings II и Crusader Kings III, даты начала которого соответствуют его историческому правлению Валенсией.
Галерея
[ редактировать ]-
Общий вид статуи Эль Сида, созданной Хуаном Кристобалем Гонсалесом Кесадой в 1954 году в Бургосе.
-
Статуя Эль Сида включена в ворота Санта-Мария XIV-XV веков в Бургосе.
-
Средневековая миниатюра 1344 года , изображающая обезглавливание графа Лозано Эль Сидом.
-
Бургальское традиционное изображение Эль Сида (называемое « Гигантонами »), которое выводят на улицы во время главного городского праздника. Представитель Доньи Химены остался позади.
-
Местность, известная как «Солнечный дель Сид», где находился его дом. Памятник установлен в 1784 году. Фотография сделана в Бургосе, ок. 1865–1892.
-
Изображение Эль Сида в книге «Портреты выдающихся испанцев» (1791 г.)
-
В 2008 году статуя Эль Сида, созданная Анхелем Хилем Куэвасом, была установлена в Месеррейесе , на пути « Пути Сида ».
-
Другая версия «Клятвы Санта-Гадеа», написанная Армандо Менокалем в 1889 году.
-
Сундук Эль Сида в соборе Бургоса
-
Портрет Эль Сида из "Всемирной истории историков"
-
Медальон Эль Сида (1733–1734 гг.) на Пласа-Майор, Саламанка.
-
1864 год. Картина Хуана Висенса Котса « La Primera hazaña de El Cid » изображает молодого Родриго Диаса, показывающего своему отцу Диего Лайнесу отрубленную голову графа Лосано, отца его будущей жены Доньи Химены . Граф Лосано ранее издевался над пожилым Диего Лайнесом и дал ему пощечину.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартон, Саймон и Ричард Флетчер (2000). Мир Эль Сида: хроники испанского завоевания . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-5225-4 . OCLC 45486279 .
- ^ Вентура Фуэнтес (1908). « Сид ». В Католической энциклопедии . 3. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Генри Эдвард Уоттс (1911). « Сид, The ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 6. (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 361–362.
- ^ гигатос (12 марта 2022 г.). «Эль Сид» . Тренфо . Архивировано из оригинала 23 февраля 2023 г. Проверено 23 февраля 2023 г.
- ^ Хуан Карлос Элорса Гвинея; Мария Пилар Алонсо Абад; Хунта Кастильи и Леона (2007). Эль Сид: от человека к легенде: Нижний монастырь Бургосского собора, сентябрь – ноябрь 2007 г. Вальядолид: Хунта Кастильи и Леона. п. 46. ИСБН 978-84-935781-4-5 . OCLC 433366647 .
- ^ Игнасио Руис Родригес, Феликс Мартинес Льоренте (2016). Литературные воспоминания в честь великого историка Кастилии: Гонсало Мартинеса Диеса (1924–2015) . Мадрид. п. 315. ИСБН 978-84-9085-787-8 . OCLC 964290692 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дейермонд, Алан (2013), «El Cantar de mio Cid y la épica Anglosajona», Sonando van sus nuevas allent parte del mar , Presses universitaires du Midi, стр. 217–226, номер домена : 10.4000/books.pumi.38431 , ISBN. 978-2912025852
- ^ Плата, Кристофер Р. (2011). Мифология в средние века: героические рассказы о монстрах, магии и мощи . АВС-КЛИО. п. 161. ИСБН 978-0275984069 .
- ^ Jump up to: а б Флетчер, Ричард А. (1989). В поисках Эль Сида . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 166–168, 198. ISBN. 978-0195069556 .
- ^ Микаберидзе 2011 , с. 91.
- ^ Мария Хесус Вигера Молинс, «Эль Сид в арабских источниках», Сесар Эрнандес Алонсо (координатор), Акты Международного конгресса Эль Сид, Поэма и история (12–16 июля 1999 г.) , Городской совет Бургоса, 2000 г., стр. 55–92. ISBN 84-87876-41-2
- ^ См. Рамон Менендес Пидаль, «Неопубликованные автографы Сида и Химены в двух дипломах 1098 и 1101 годов» , Revista de Filología Española , t. 5 (1918), Мадрид, Sucesores de Hernando, 1918. Цифровая копия Вальядолид, Хунта де Кастилья и Леон. Министерство культуры и туризма. Главное управление рекламы и учреждений культуры, 2009–2010 гг. Оригинал в Архиве Кафедрального собора Саламанки, ящик 43, дело 2, № 72.
- ^ Альберто Монтанер Фрутос и Анхель Эскобар, «El Carmen Campidoctoris y la materia cidiana», в Carmen Campidoctoris o Poema latino del Campeador , Мадрид, Испанское государственное общество Nuevo Milenio, 2001, стр. 73 [лам.]. ISBN 978-84-95486-20-2
- ^ Альберто Монтанер Фрутос, «Родриго Кампеадор как принцепс в 11 и 12 веках»
- ^ Жорж Мартен «Первое христианское свидетельство о взятии Валенсии (1098 г.)» , в монографическом выпуске «Родерик Кампидоктор» электронного журнала e-Spania , № 10 (декабрь 2010 г.). В сети с 22 января 2011 г. Последний раз посещали 28 ноября 2011 г. Полный текст (издание латинского текста) в книге Хосе Луис Мартин Мартин и др. , Документы из соборного и епархиального архива Саламанки (XII–XIII вв.) , Саламанка, Университет, 1977, док. 1, стр. 79–81 .
- ^ Тим Уоттс (2012). Фрэнк В. Теккерей; Джон Э. Финдлинг (ред.). События, сформировавшие современный мир . АВС-КЛИО. п. 19. ISBN 978-1-59884-901-1 .
- ^ Вайс, Джулиан (31 декабря 2018 г.), Бэйл, Энтони (редактор), « Эль Сид» (Родриго Диас де Вивар)» , Кембриджский справочник по литературе крестовых походов (1-е изд.), Cambridge University Press , стр. 184–199, номер домена : 10.1017/9781108672832.013 , ISBN. 978-1-108-67283-2 , S2CID 165471019 , получено 12 ноября 2022 г.
- ^ Катлос, Брайан (2015). «Сид снова едет». Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 73.
- ^ Рассел, Питер Эдвард (18 апреля 2024 г.). «Эль Сид» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Чайтор, Генри Джон (1933). «Глава 3: Реконкиста». История Арагона и Каталонии . Лондон: Метуан. стр. 39–40.
- ^ Катлос, Брайан (2015). «Сид снова едет». Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 74.
- ^ Historia Roderici сообщает, что двумя другими кастильскими лидерами были Диего Перес и Лопе Санчес. Рек, Хосе Амадор (1863). «Глава 3: Первописанные памятники кастильской поэзии» История и критика испанской литературы, том III (вторая часть, подраздел I)) (на испанском языке). Мадрид, Испания: Х. Родригес. п. 104 .
- ^ Анхель Феррейро, Мигель. " "Конкиста Толедо, май 1085 года" " . Эль Рето Историко . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Гарсиа Фитц, Франциско (2015). Политические отношения и война: кастильско-леонский опыт борьбы с исламом: 11–13 века . Севилья: Севильский университет. стр. 47–48. ISBN 978-8447207084 . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Инти Фернандес, Янес (1 мая 2018 г.). Крест и меч: политическое мифотворчество, гегемония и интериконичность в христианизации Пиренейского полуострова и Британии . ОАКТраст. п. 138 . Проверено 15 декабря 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Баер, Джордж; Дюпюи, Тревор Н.; Джонсон, Курт; Бонгард, Дэвид Л. (июль 1994 г.). «Энциклопедия военной биографии Харпера» . Журнал военной истории . 58 (3): 515. дои : 10.2307/2944137 . ISSN 0899-3718 . JSTOR 2944137 .
- ^ Катлос, Брайан А. (2015). Неверные короли и нечестивые воины: вера, сила и насилие в эпоху крестовых походов и джихада . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 127. ИСБН 978-0809058372 . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Генри Эдвард Уоттс (1911). " Сид, The " . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 6. (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 361–362.
- ^ Переа Родригес, Оскар. «Диас де Вивар, Родриго о Эль Сид (1043–1099)» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Берген, Ард ван. «Родриго 'эль Сид' «Эль Сид» Диас де Вивар, принц Валенсии (± 1043–1099) » максимальный тест » Генеалогия онлайн» . Генеалогия онлайн . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «Проект Гутенберга «Слово о Сиде» » . www.gutenberg.org . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Алонсо, Дж. И. Гарсия; Мартинес, Дж.А.; Криадо, Эй Джей (1999). «Происхождение меча Эль Сида выявлено с помощью анализа металла ICP-MS». Спектроскопия Европа . 11 (4). Джон Уайли и сыновья, ООО
- ^ Том Хилл (2014). Мечи Эль Сида: «Родриго! Да проклянет его Бог!» . Эндрюс ЮК Лимитед. п. 330. ИСБН 978-1-78333-651-7 .
- ^ Справочник средневековой культуры . Грютер. 31 августа 2015 г. с. 1739. ISBN 978-3-11-037761-3 .
- ^ Рита Хэмилтон; Ян Майкл (1984). Пение моего Сида . Пингвин. п. 187. ИСБН 978-0-14-044446-9 .
- ^ Бартон, Саймон; Флетчер, Ричард (2000). Мир Эль Сида . Издательство Манчестерского университета. п. 90. ИСБН 978-1526112637 . Проверено 23 апреля 2019 г.
- ^ Хирон Алькончель, Хосе Луис; Перес Эскрибано, Мария Вирджиния (1995). Песня моего Сида . Мадрид: Ред. стр. 11–50. ISBN 84-7039-719-2 .
- ^ Дэниел Вульф (2011). Глобальная история истории . Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН 978-0-521-87575-2 .
- ^ Сервантес. Дон Кихот Ламанчский. 1605.
- ^ Гейл (2016). Учебное пособие по произведению Пьера Корнеля «Сид» . Гейл, Cengage Learning. п. 3. ISBN 978-1-4103-5088-6 .
- ^ Перес-Реверте, Артуро (15 сентября 2019 г.). « Сиди, пограничная история» . Страна . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Перес-Реверте, Артуро (2 сентября 2019 г.). «Превью первой главы нового романа Переса-Реверте «Сиди» » . Мир . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ Мелвилл, Герман (1922). Работы Германа Мелвилла: нет. 3. Марди и путешествие туда . Констебль Лимитед.
- ^ «Романы Висенте Уидобро (1929–1939)» . Чилийская память. Национальная библиотека Чили (на испанском языке) . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Девото, Марк (декабрь 2004 г.). «Обзор: Клод Дебюсси Родриг и Химен. Издание Ричарда Лэнгэма Смита». Примечания: Ежеквартальный журнал Ассоциации музыкальных библиотек . 61 (2). дои : 10.1353/not.2004.0131 . S2CID 194081830 .
- ^ Ричард А. Флетчер (1991). В поисках Эль Сида . Издательство Оксфордского университета. п. 5 . ISBN 978-0-19-506955-6 .
- ^ Гэри Аллен Смит (2009). Эпические фильмы: актеры, авторы и комментарии к более чем 350 историческим зрелищным фильмам (2-е изд.). МакФарланд. п. 76. ИСБН 978-1-4766-0418-3 .
- ^ Гейл (2016). Учебное пособие по книге Anonymous «Cantar de mio Cid (El Cid)» . Гейл, Cengage Learning. п. 8. ISBN 978-1-4103-4239-3 .
- ^ Сильвестр, Хуан (1 октября 2019 г.). « Эль Сид» Хайме Лоренте для Amazon Prime Video завершает актерский состав» . Рамки . Проверено 20 января 2020 г.
- ^ Аманда ДиДжиоя (2020). Многоязычная металлическая музыка: социокультурные, лингвистические и литературные взгляды на хэви-метал . Соединенное Королевство: Emerald Publishing Ltd., стр. 61–77. ISBN 978-1-8390-9950-2 . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Руй, маленький Сид (анимация, приключения, драма), BRB Internacional SA, Nippon Animation Co., Televisión Española (TVE), 5 октября 1980 г. , получено 22 января 2023 г.
- ^ «Эпоха Империй II: Завоеватели (Руководство)» . Архив.орг . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «тексты Age of Empires II: The Conquerors (Руководство)» . Архив.орг . п. 3 . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Господир, Марк (09.11.2021). «Рейтинговая игра Every Age Of Empires» . ГеймРант.
В 2000 году было выпущено расширение The Conquerors, в которое были добавлены новые кампании, такие как Аттила Гунн и Эль Сид.
- ^ Адамс, Дэн (9 января 2002 г.). «Средневековье: Тотальная война» . ИГН . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Муньос, Мишель (08 декабря 2023 г.). «Взгляд на моего Сида» (на испанском языке). Диацифровой . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ «Министерство времени – Глава 9 – S2» . RTVE.es (на испанском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Курц, Барбара Э. Эль Сид . Университет Иллинойса.
- Я. Майкл. Поэма Эль Сида . Манчестер: 1975.
- Песня Эль Сида. Перевод Бертона Раффела. Классика пингвинов, 2009.
- Cantar de mio Cid – испанский (бесплатный PDF)
- Поэма Мио Сида, Кодекс Пера Аббата в Европейской библиотеке (третий элемент на странице)
- Р. Селден Роуз и Леонард Бэкон (пер.) «Слово об Эль Сиде». Публикации полувекового юбилея Калифорнийского университета: 1868–1918 гг. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1997.
- Романтика и история храбрейшего рыцаря Эль Сида Руи Диаса де Вибара (1828 г.)
- Хроника очень трудолюбивого рыцаря Эль Сида Руи Диаса Кампеадора (1533 г.)
- Кармен Кампидокторис, латинское стихотворение об Эль Сиде
Вторичный (не указан)
[ редактировать ]- Саймон Бартон и Ричард Флетчер. Мир Эль Сида, Хроники испанского завоевания . Манчестер: Университетское издательство, 2000. ISBN 0-7190-5225-4 в твердом переплете, ISBN 0-7190-5226-2 в мягкой обложке.
- Гонсало Мартинес Диес, «Исторический Сид: исчерпывающее исследование настоящего Родриго Диаса де Вивара», Editorial Planeta (Испания, 1999). ISBN 84-08-03161-9
- К. Мелвилл и А. Убайдли (редактор и пер.), Христиане и мавры в Испании, том. III, арабские источники (711–1501) . (Уорминстер, 1992).
- Микаберидзе, Александр, изд. (2011). «Альморавиды». Конфликт и завоевания в исламском мире: Историческая энциклопедия . Том. I. АВС-КЛИО.
- Джозеф Ф. О'Каллаган. История средневековой Испании. Итака: Издательство Корнельского университета, 1975.
- Питер Пирсон. История Испании. Эд. Джон Э. Финдлинг и Фрэнк В. Тачерей. Веспорт, Китай: Greenwood Press, 1999. 34–36.
- Бернард Ф. Рейли. Королевство Леон-Кастилия при короле Альфонсо VI, 1065–1109 гг. , Принстон, Нью-Джерси: University Press, 1988.
- Стивен Томас. 711–1492: Аль-Андалус и Реконкиста .
- Эм Джей Троу, Эль Сид: Создание легенды, Sutton Publishing Limited, 2007.
- Генри Эдвардс Уоттс. «История Эль Сида (1026–1099)» в книге «Христианское восстановление Испании: история Испании от мавританского завоевания до падения Гранады» (711–1492 гг. н.э.) . Нью-Йорк: Патнэм, 1894. 71–91.
- Тай Хендерсон. «Завоевания Валенсии»
- Дж. И. Гарсия Алонсо, Х. А. Мартинес, А. Дж. Криадо, «Происхождение меча Эль Сида, выявленное с помощью анализа металлов ICP-MS», Spectrography Europe, 11/4 (1999).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макнейр, Александр Дж. «Эль Сид, Цепеш?: Строка 1254 из Поэмы о Сиде». Очерки средневековых исследований , том 26, 2010 г., стр. 45–68.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о маршруте Эль Сида – английский
- Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). 1911. стр. 361–362. .
- Эль Сид
- 1040-е рождения
- 1099 смертей
- Католики XI века
- Люди XI века из Королевства Леон
- Похороны в провинции Бургос
- Персонажи эпических поэм
- Христиане из Аль-Андалуса
- Герои мифологии и легенд
- Средневековые легенды
- Военная история Испании
- Люди Реконкисты
- Испанские рыцари
- Испанские католики
- Нация Валенсии
- Монархи XI века в Аль-Андалусе