Грумман Американский АА-1
серия АА-1 | |
---|---|
![]() Американская авиация АА-1 Янки | |
Общая информация | |
Тип | Спортивные, личные и учебно-тренировочные самолеты |
Производитель | Американская авиация |
Дизайнер | |
Количество построенных | 1,820 |
История | |
Изготовлено | 1968–1978 |
Дата введения | 1968 |
Первый полет | 11 июля 1963 г. как БД-1. прототип |
Разработано на основе | Беде БД-1 |
Варианты | серия АА-5 |



Серия Grumman American AA-1 — семейство легких двухместных самолетов . В семейство входят оригинальные американские авиационные AA-1 Yankee и AA-1A Trainer, а также TR2. У TR2 есть круизный винт, а у тренажера — подъемный винт. Обычно TR2 оснащался большим количеством навигационных приборов и, конечно, был лучше подходит для полетов по пересеченной местности из-за его скорости и меньшего расхода топлива на равные расстояния. Американские Grumman AA-1B Trainer и TR-2 , а также американские Gulfstream AA-1C Lynx и T. -Кот . [ 1 ]
История развития
[ редактировать ]Первоначально Yankee был разработан в 1962 году Джимом Беде как BD-1 и предназначался для продажи в виде комплекта самолетов. Беде решил сертифицировать конструкцию в соответствии с новыми на тот момент правилами FAR Part 23 и предложить ее как готовый самолет. Никакие комплекты BD-1 никогда не продавались. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Прототип впервые поднялся в воздух 11 июля 1963 года и имел складные крылья для транспортировки и удобства хранения. Беде основал компанию Bede Aviation Corporation в Кливленде , штат Огайо , для производства самолетов, но BD-1 так и не поступил в производство как сертифицированный самолет. В то время ФАУ не решалось сертифицировать легкий самолет со складывающимися крыльями. Процесс сертификации был сложным и дорогостоящим, и между Беде и другими акционерами возникли разногласия. В результате Беде был свергнут своими деловыми партнерами, а компания была переименована в American Aviation . [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
АА-1 Янки Клипер
[ редактировать ]Инженеры American переработали крыло, убрав функцию складывания, что облегчило сертификацию FAR Part 23. Другие изменения включали добавление удлиненных законцовок крыла для улучшения скороподъемности, противосервопривода на руле высоты, а также системы центрирующих пружин для увеличения продольной устойчивости и полос сваливания для улучшения управляемости во время сваливания . Компания назвала модернизированный самолет AA-1 Yankee Clipper. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
AA-1 был сертифицирован в соответствии с частью 23 FAR 29 августа 1967 года, а первый серийный AA-1 поднялся в воздух 30 мая 1968 года. Первые модели 1969 года были поставлены осенью 1968 года по базовой цене 6495 долларов США. стоимость была заметно ниже, чем у конкурирующих самолетов того времени. Компания American Aviation построила 459 экземпляров AA-1 Yankee Clipper в период с 1969 по 1971 год на своем заводе в Кливленде, штат Огайо. [ 5 ]
Учебно-тренировочный АА-1А
[ редактировать ]В 1971 году компания American Aviation модифицировала профиль NACA 64-415, используемый на крыле AA-1, создав учебно-тренировочный самолет AA-1A. Реконструированная передняя кромка обеспечила более мягкие характеристики сваливания и позволила снизить скорость захода на посадку. Хотя это позволило укротить резкое сваливание AA-1, оно также снизило крейсерскую скорость по сравнению с оригинальным AA-1 на 10 миль в час. Первый полет состоялся 25 марта 1970 года, в 1971–72 годах было построено 470 АА-1А. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Учебно-тренировочный АА-1Б и ТР-2
[ редактировать ]Grumman купила American Aviation в 1971 году, переименовав ее в Grumman American Aviation, и начиная с конца 1972 года продавала модель 1973 года как Grumman American AA-1B Trainer для школьного использования. Вариант, предназначенный для рынка личного пользования, назывался TR-2 и имел стандартный радиоприемник и комплект отделки. АА-1Б выпускался до 1976 года. Всего было выпущено 680 АА-1Б. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Все AA-1, AA-1A и AA-1B оснащались двигателем низкой степени сжатия Lycoming O-235 -C2C, рассчитанным на бензин 80/87, мощностью 108 л.с. [ 1 ] [ 5 ]
AA-1C Lynx и T-Cat
[ редактировать ]В 1977 году линия легких самолетов Grumman была приобретена компанией Gulfstream Aerospace, которая сформировала из нее свое подразделение легких самолетов Gulfstream American в Саванне, штат Джорджия . Это подразделение компании завершило масштабную модернизацию AA-1B, в результате чего появился AA-1C. Он продавался в двух версиях, отличавшихся установленной авионикой и пакетом внешней отделки. Lynx предназначался для частных владельцев, а T-Cat использовался для тренировок в летной школе. Эти названия были выбраны для того, чтобы позиционировать самолет в американской линейке Gulfstream, в которую в то время входили Cheetah , Tiger и Cougar . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
AA-1C получил новое горизонтальное оперение большего размера и другие значительные улучшения, в том числе двигатель высокой степени сжатия Lycoming O-235-L2C мощностью 115 л.с., рассчитанный на топливо 100LL, что вернуло крейсерскую скорость до уровня оригинального Yankee мощностью 108 л.с. В 1977 и 1978 годах было произведено 211 АА-1С. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Последний АА-1С был произведен компанией Gulfstream American в 1978 году. [ 1 ] Всего с 1969 по 1978 год было построено 1820 самолетов семейства АА-1. [ 5 ]
Сертификат типа на семейство самолетов AA-1 в настоящее время принадлежит компании True Flight Holdings LLC, которая купила активы Tiger Aircraft 2 августа 2007 года. [ 7 ]
Функции
[ редактировать ]Все модели AA-1 вмещают двух человек, сидящих рядом под раздвижным навесом, и отличаются исключительной легкостью управления. Янки и его четырехместные братья и сестры серии АА-5 имеют уникальный из клееного алюминия сотовый фюзеляж и крылья, которые устраняют необходимость в заклепках без ущерба для прочности. Стойки основных стоек шасси с широкой гусеницей изготовлены из ламинированного стекловолокна для амортизации и продаются компанией American Aviation под названием «Face Saver». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ]
Первоначально Yankee был разработан с целью минимизировать количество используемых деталей планера с целью упрощения производства и экономии денег. В результате этой философии многие детали стали взаимозаменяемыми. Благодаря использованию неконусного трубчатого лонжерона, выполнявшего функцию топливного бака, и отсутствию смыва крыла , крылья можно было менять налево и направо. Киль и горизонтальные стабилизаторы были взаимозаменяемыми, как и рули направления и рули высоты. Элероны и закрылки также представляли собой одну и ту же деталь. Несмотря на то, что удалось упростить производство, эта философия дизайна привела к множеству аэродинамических компромиссов в конструкции. Например, поскольку закрылки были той же частью, что и элероны, они были слишком малы, чтобы их можно было использовать в качестве закрылков. Отсутствие размыва крыла, вызванное требованием взаимозаменяемости крыльев, означало, что полосы сваливания необходимо было установить , чтобы обеспечить приемлемые для сертификации характеристики сваливания. Со временем от этой философии компромисса с аэродинамикой в пользу минимального количества деталей отказались. Например, модернизация AA-1B в AA-1C компанией Gulfstream включала рули высоты с более широким размахом и горизонтальные стабилизаторы, которые обеспечивали лучшую продольную устойчивость, но больше не были взаимозаменяемыми с рулем направления и килем. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Оснащенный тем же двигателем Lycoming O-235 мощностью 108 л.с., что и Cessna 152 , оригинальный Yankee летает на двадцать процентов быстрее благодаря более чистому крылу и лучшей аэродинамике . [ 3 ] [ 4 ] [ 9 ]
Рекорд безопасности
[ редактировать ]Оригинальный американский авиационный AA-1 Yankee был разработан в качестве личного транспортного и туристического самолета. Многие из первых серийных моделей были приобретены летными школами. Привлекательность АА-1 для школ была очевидна – по сравнению с конкурентами, АА-1 был быстрее, дешевле в покупке и обслуживании и, что наиболее важно, имел большую привлекательность для учащихся благодаря своему сдвижному фонарю и внешнему виду, напоминающему истребитель. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Многие несчастные случаи в раннем школьном возрасте были связаны с тренировками на вращении. Когда АА-1 входил в полностью развернутое вращение и превышал три оборота, восстановить его обычно было невозможно. АА-1 прошел испытания на вращение в рамках сертификации, но в 1973 году ФАУ издало Директиву о летной годности 73-13-07, предписывающую снабдить самолет табличками, предотвращающими вращение. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Остальные аварии в основном объяснялись малой автономностью АА-1 (3,3 часа), неспособностью использовать короткие полосы травы и высокой скоростью захода на посадку (85–90 миль в час). Все они отличались от других школьных самолетов, использовавшихся в ту эпоху, и потребовали некоторой адаптации как инструкторами, так и учениками. [ 1 ] [ 3 ]
Сегодня большая часть АА-1, АА-1А, B и C находится в частных руках. Если пилот правильно обучен управлению самолетом и придерживается его ограничений, данные показывают, что он так же безопасен, как и любой другой легкий самолет. [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 9 ]
Модификации
[ редактировать ]На некоторых АА-1 оригинальные двигатели были заменены на более крупные двигатели мощностью 150 или 160 л.с., что еще больше увеличивает производительность. Другие популярные модификации включают добавление спинного ремня на более ранние модели AA-1 для улучшения устойчивости по рысканью или добавление прозрачного красного колпака руля направления для выравнивания проблескового маяка для уменьшения сопротивления. Некоторые АА-1 были переоборудованы в конфигурацию с хвостовым волоком . [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]- АА-1 Янки
- 1968 - Серийная версия разработана на базе Bede BD-1 с двигателем Lycoming O-235-C2C мощностью 108 л.с., построено 461 экземпляр.
- Учебно-тренировочный АА-1А
- 1971 - Учебно-тренировочная версия с двойным управлением и модифицированным аэродинамическим профилем крыла, построено 470 экземпляров.
- Учебно-тренировочный АА-1Б/Тр-2
- 1972 г. - Разработка АА-1А с увеличением полезной нагрузки, продаваемого также как туристическая модель Тр-2 , построено 680 штук.
- AA-1C Т-Кот/Рысь
- 1976 - AA-1B с двигателем Lycoming O-235-L2C мощностью 115 л.с., рулями высоты AA-5 и модифицированной двигательной установкой, продается как T-Cat в качестве учебной замены Trainer и как Lynx Tourer для замены Tr-2 , 211. построен.
Технические характеристики (АА-1А)
[ редактировать ]Данные из руководства пользователя American Trainer. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Вместимость: один пассажир
- Длина: 19 футов 2,9 дюйма (5,87 м)
- Размах крыльев: 24 фута 5,5 дюйма (7,46 м)
- Высота: 6 футов 9,6 дюйма (2,07 м)
- Площадь крыла: 98 кв. футов (9,11 м 2 )
- Пустой вес: 1018 фунтов (461 кг)
- Максимальный взлетный вес: 1500 фунтов (680 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Lycoming O-235 -C2C четырехцилиндровый оппозитный мощностью 108 л.с. (80,6 кВт).
Производительность
- Максимальная скорость: 120 узлов (138 миль в час, 222 км/ч)
- Крейсерская скорость: 108 узлов (125 миль в час, 201 км/ч)
- Скорость сваливания: 52 узла (60 миль в час, 97 км/ч)
- Никогда не превышайте скорость : 169 узлов (195 миль в час, 314 км/ч).
- Диапазон: 424 миль (488 миль, 785 км) на высоте 8000 футов (2438 м)
- Практический потолок: 13 750 футов (4 191 м)
- Скорость набора высоты: 765 футов/мин (3,89 м/с).
- Нагрузка на крыло: 14,9 фунтов/кв. футов (72,75 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 13,9 фунта/л.с. (8,42 кг/кВт)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бичкрафт Шкипер
- Цессна 150 и 152
- Свобода XL2
- Пайпер Томагавк
- Ранс С-19 Вентерра
- Шотландский авиационный бульдог
- Симфония СА-160
- Торп Т-211
- Самолеты Вана РВ-6 , РВ-7 и РВ-9.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Авиационный потребитель (1989). «Гольфстрим Янки/Тренировочный АА-1» . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Ежегодник полетов и руководство для пилотов (1965). «БЕДЕ БД-1» . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Скотт Смит (1996). «Грумман Янки - истребительское развлечение - тренерская цена!» . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Скип Стэгг (1997). «Грумман, где все началось» . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п AviationConsumer (nd). «АГАК АА-1» . Архивировано из оригинала 10 октября 2007 года . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Билл Кокс (1997). «Надежный тренер» . Проверено 3 ноября 2007 г.
- ↑ Открытое письмо Кевина Ланкастера в AYA , The American Star, Официальное издание Американской ассоциации янки, том XXXII, номер 5, сентябрь/октябрь 2007 г., стр. 4
- ^ Jump up to: а б Американская авиационная корпорация (1970). Руководство пользователя американского тренера . п. 10. АА1А-137-3.
- ^ Jump up to: а б с Скип Стэгг (1997). «Спросите человека, у которого он есть» . Проверено 3 ноября 2007 г.
- Отчет об оценке опытно-промышленной деятельности БД-1 1965 г.
- Брошюра по продаже BD-1 и фотографии
- Стэгг, Скип, статья - Спросите человека, у которого он есть , журнал Private Pilot Magazine (1997)
- Статья – Gulfstream Yankee/Trainer AA-1 , Справочник по подержанным самолетам для потребителей авиации (1989 г.)
- Смит, Скотт, Статья «Развлекательный истребитель Grumman Yankee Fighter» — цена тренера! USAviator, Airedale Press Inc., 3000 21st St-NW, Уинтер-Хейвен, Флорида, 33881
- Стэгг, Скип, статья – Грумман, где все началось , журнал Private Pilot Magazine (1997)
- Статья – AGAC AA-1 Авиационный потребитель
- Кокс, Билл, надежный тренер , журнал Plane & Pilot Magazine (1997)
- Руководство пользователя Gulfstream American Model AA-1 Yankee, 15 января 1979 г.
- Уилкинсон, Стефан «Как это устроено» , Flying журнал , ноябрь 1968 г. Янки здесь.
- Хеллман, Джуди, How It Flies , журнал Flying, ноябрь 1968 г. Янки здесь.
- Конн, Кейт, Как это будет продаваться , журнал Flying, ноябрь 1968 г. Янки здесь.
- Вигман, Ричард Б., Как это поддерживается , журнал Flying, ноябрь 1968 г. Янки здесь.
- Директива ФАУ по летной годности 73-13-07
- Grumman Gang AA-1 Технические характеристики и заводские номера
- Сертификат типа
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Полет на Янки». Popular Science , июль 1969 г., стр. 72–74.