Советские и коммунистические исследования
Советские и коммунистические исследования , или просто советские исследования , — это область региональных и исторических исследований Советского Союза и других коммунистических государств , а также истории коммунизма и коммунистических партий, которые существовали или до сих пор существуют в той или иной форме во многих странах. как внутри, так и за пределами бывшего Восточного блока , например, Коммунистическая партия США . [ 1 ] Аспекты его историографии вызвали споры между историками по нескольким темам, включая тоталитаризм и шпионаж времен холодной войны . [ 2 ] [ 3 ]
Советские и восточноевропейские исследования также были формой региональных исследований , которые включали изучение различных аспектов советского общества, включая сельское хозяйство , Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), торговые отношения в Варшавском договоре , культурные и научные достижения, национальную политику. , Кремленология , права человека , политика в отношении религий , империализм и коллективизация . Более широкая сфера включала независимое обучение в университетах и академических кругах, а также некоторую поддержку со стороны военных и разведки. [ 1 ] Основные современные журналы включали «Советские исследования» (теперь «Исследования Европы и Азии» ) , «Коммунизм» , «Журнал исследований холодной войны» , «Славянское обозрение » и «Русское обозрение» и другие. После распада Советского Союза эта область сосредоточилась на исторических исследованиях и начала включать сравнения с постсоветскими годами, а также новые данные из советских архивов .
Историография
[ редактировать ]В академической сфере после Второй мировой войны и во время « холодной войны» доминировала «тоталитарная модель» Советского Союза . [ 4 ] подчеркивая абсолютный характер власти Иосифа Сталина . «Тоталитарная модель» была впервые изложена в 1950-х годах политологом Карлом Иоахимом Фридрихом , который утверждал, что Советский Союз и другие коммунистические государства представляли собой тоталитарные системы с культом личности и почти неограниченной властью «великого лидера», такого как Сталин. [ 5 ] «Ревизионистская школа», начавшаяся в 1960-х годах, сосредоточилась на относительно автономных институтах, которые могли влиять на политику на более высоком уровне. [ 6 ] Мэтт Лено описывает «ревизионистскую школу» как представителей тех, кто «настаивал на том, что старый образ Советского Союза как тоталитарного государства, стремящегося к мировому господству, был чрезмерно упрощенным или просто ошибочным. Они были склонны интересоваться социальной историей и утверждать, что Руководству Коммунистической партии пришлось приспосабливаться к социальным силам». [ 7 ] Такие историки «ревизионистской школы», как Дж. Арч Гетти и Линн Виола, бросили вызов «тоталитарной модели», которая считалась устаревшей. [ 8 ] и активно работали в архивах бывших коммунистических государств, особенно в Государственном архиве Российской Федерации, связанном с Советским Союзом. [ 6 ] [ 9 ]
Некоторые критики тоталитарной модели, такие как Роберт Такер , сформулировали альтернативу, которая также фокусировалась на культе личности Сталина. Такер, находившийся под влиянием работ Джорджа Ф. Кеннана о том, как Советский Союз вернулся к царской автократии , подчеркивал, что Советский Союз руководствовался не социализмом или идеологией, а скорее правящим классом. [ 1 ] Эта точка зрения в значительной степени возникла из идей неофрейдистского психоанализа , оценивающего Сталина как глубоко параноидального тирана и создающего в процессе правительство более царского типа. [ 10 ] Моше Левин предостерег историков не «чрезмерно сталинизировать» всю советскую историю, а также заявил, что в Советском Союзе развилась «склонность к авторитаризму» после того, как марксистские принципы не были установлены. [ 11 ] Левин утверждал, что Советский Союз повторил «бюрократический абсолютизм», почти прусский по своей природе, когда «монарх зависел от своей бюрократии». [ 12 ] Некоторые ревизионисты также сосредоточили внимание на противоречиях советского режима, таких как идея о том, что советские элиты предали коммунистические идеалы, сформировав нисходящие аппараты, а также продемонстрировав национальный шовинизм в репрессивной политике или став антилевыми, несмотря на имидж государства. [ 13 ] Дэвида Бранденбергера, Одним из примеров была концепция национал-большевизма описывающая поворот сталинского режима против интернационализма, когда российская культурная гегемония и ксенофобия стали основными идеологическими течениями с 1930-х годов. [ 14 ] [ 13 ] Николай Митрохин подчеркнул этноцентризм и антисемитизм КПСС и администрации Москвы советской эпохи. [ 13 ]
По мнению Джона Эрла Хейнса и Харви Клера , историография характеризуется расколом между традиционалистами и ревизионистами. «Традиционалисты» характеризуют себя как объективных репортеров того, что они считают «тоталитарной природой» коммунизма и коммунистических государств . Оппоненты критикуют их за антикоммунистическое стремление продолжать концентрировать внимание на проблемах холодной войны . Альтернативные характеристики традиционалистов включают «антикоммунистов», «консерваторов», «драперитов» (в честь Теодора Дрейпера ), «ортодоксальных» и «правых»; [ 2 ] Хейнс и Клер утверждают, что «ревизионисты» относят всех «традиционалистов» к консерваторам, чтобы подорвать либеральные формы этого исследования, несмотря на либеральное или даже левое происхождение многих из основателей этого взгляда на коммунизм, таких как Дрейпер и либералы времен холодной войны. . [ 15 ] Норман Марковиц, видный «ревизионист», называл традиционалистов «реакционерами», «правыми романтиками» и «триумфалистами», принадлежащими к « HUAC школе ученых КП США ». [ 16 ] Хейнс и Клер критикуют некоторых «ревизионистов» за то, что они характеризуют «традиционалистов» как «строчных» идеологических антикоммунистов (коммунизма в целом), а не антикоммунистов (исторически сложившихся коммунистических партий). По их мнению, «ревизионисты», такие как Джоэл Ковель, подразумевают, что «традиционалисты» в коммунистических исследованиях в первую очередь выступают против создания «идеального» марксистского общества, тогда как на практике традиционалисты критиковали форму « реального социализма », существовавшую в Советская система того времени, форма которой также подвергалась критике со стороны многих ревизионистов. Ковель писал, что «советская система, будучи номинально коммунистической, с учетом ее иерархии, эксплуатации и отсутствия демократии не была ни коммунистической, ни даже подлинно социалистической». [ 17 ] «Ревизионисты», которых Хейнс и Клер характеризуют как исторических ревизионистов , более многочисленны и доминируют в академических учреждениях и научных журналах. [ 18 ] Предлагаемая альтернативная формулировка — «новые историки американского коммунизма», но она не прижилась, потому что эти историки называли себя беспристрастными и научными и противопоставляли свою работу работам антикоммунистических «традиционалистов», которых они назвали бы предвзятыми и ненаучно. [ 15 ]
В коммунистических исследованиях постсоветский доступ к архивам, включая архивы Восточного блока и расшифровки проекта Венона , также укрепил точку зрения традиционалистов на разведку времен холодной войны, согласно которой КП США субсидировалась Советским Союзом, и особенно до 1950-х годов, помогая ему в шпионаж , а также знание о том, что обширные операции проводились атомными шпионами в пользу Советского Союза. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Дэниел Патрик Мойнихан , сенатор США от Демократической партии, возглавлявший Комиссию Мойнихана по государственной тайне , сыграл важную роль в обнародовании доказательств Веноны. [ 19 ] [ 20 ] Архивы также пролили новый свет на межкоммунистическое соперничество во время холодной войны, такое как «советско-китайские шпионские войны» во время китайско-советского раскола . [ 22 ]
Известные дебаты
[ редактировать ]Тоталитаризм, ревизионизм и Голодомор
[ редактировать ]Дж. Арча Гетти « Происхождение великих чисток» Книга , опубликованная в 1985 году, в которой Гетти утверждает, что советская политическая система не полностью контролировалась из центра и что Сталин реагировал только на политические события по мере их возникновения. [ 6 ] был вызовом работам Роберта Конквеста и частью дебатов между « тоталитарной моделью » и « ревизионистской школой » Советского Союза. В приложении к книге Гетти также поставил под сомнение ранее опубликованные выводы о том, что Сталин организовал убийство Сергея Кирова , чтобы оправдать свою кампанию « Большой чистки» . [ 7 ] Историки «тоталитарной модели» возражали против «ревизионистской школы» историков, таких как Гетти, как апологетов Сталина, и обвиняли их в преуменьшении значения Большого террора . Лено отвечает, что «Гетти не отрицает окончательной ответственности Сталина за террор и не является его поклонником». [ 7 ] [ 23 ] Будучи лидером второго поколения «ревизионистской школы» или «историков-ревизионистов», Шейла Фицпатрик была первой, кто назвал группу историков, работавших над советской историей в 1980-е годы, «новой когортой историков [ревизионистской школы]». [ 24 ] Большинство молодых историков «ревизионистской школы» не хотели отделять социальную историю Советского Союза от эволюции политической системы. Фитцпатрик объяснил, что в 1980-х годах, когда «тоталитарная модель» все еще широко использовалась, «было очень полезно показать, что этой модели присуща предвзятость, и она не объясняет всего, что касается советского общества. иногда самоочевидно, что тоталитарная модель была совершенно ошибочной и вредной, но, возможно, полезнее показать, чем были некоторые вещи в советской компании, которые она очень хорошо объяснила». [ 25 ]
Ханна Арендт , Збигнев Бжезинский , Конквест и Карл Иоахим Фридрих были видными сторонниками применения тоталитарной концепции для сравнения нацизма и сталинизма . В 1980-е годы и в постсталинскую эпоху его считали устаревшим. [ 8 ] и считается полезным словом, но старая теория 1950-х годов по этому поводу среди ученых больше не существует. [ 26 ] Фитцпатрик и Майкл Гейер критикуют эту концепцию и подчеркивают различия между нацизмом и сталинизмом . [ 27 ] Генри Руссо защищает работу Фридриха и др. отмечая, что эта концепция является одновременно полезной и описательной, а не аналитической, делается вывод, что режимы, описываемые как тоталитарные, не имеют общего происхождения и не возникли одинаковым образом. Филипп Бюррен и Николас Верт занимают среднюю позицию: один представляет Сталина всемогущим, а другой — слабым диктатором. [ 28 ] Ян Кершоу и Моше Левин рассматривают нацизм и сталинизм не столько как примеры нового типа общества, как Арендт, Бжезинский и Фридрих, сколько как исторические «аномалии» или необычные отклонения от типичного пути развития. , что большинство индустриальных обществ последуют этому примеру. ожидается [ 29 ]
Во время дебатов 1980-х годов использование источников за рубежом и настойчивые утверждения о том, что Сталин организовал убийство Кирова, стали неотъемлемой частью позиции обеих сторон. В обзоре работ Конквеста о советском голоде 1932–1933 годов , особенно «Жатвы скорби» , [ 30 ] Гетти пишет, что Сталин и советское Политбюро . главную роль сыграли [ 31 ] но «есть много вины. Ее должны разделить десятки тысяч активистов и чиновников, проводивших эту политику, и крестьян, которые в знак протеста решили убивать животных, сжигать поля и бойкотировать посев». [ 32 ] Анализируя научные исследования, посвященные украинскому голоду 1930-х годов, Джефф Коплон говорит, что обвинения «основных ученых», включая Конквеста, в геноциде против Советского Союза были исторически сомнительными и политически мотивированными как часть кампании украинского националистического сообщества. [ 32 ] В письме в редакцию Конквест назвал статью «ошибкой и абсурдом». [ 33 ] Майкл Эллман заявляет, что в конечном итоге все зависит от определения геноцида [ 34 ] и что если бы Сталин был виновен в геноциде во время Голодомора, то «любые другие события эпохи 1917–53 годов (например, депортация целых национальностей и «национальные операции» 1937–38 годов) также могли бы квалифицироваться как геноцид». , как и действия [многих западных стран]», [ 35 ] такие как работорговля в Атлантике , атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки , санкции против Ирака в 1990-х годах и многие другие. Историк Хироаки Куромия считает это убедительным. [ 34 ]
Как резюмировал Дэвид Р. Марплс , тезис Конквеста о том, что голод представлял собой геноцид и был умышленно причинен, является спорным и остается частью продолжающихся дебатов по вопросу геноцида Голодомора . [ 36 ] Владимир Бровкин описывает это как вызов «ревизионистской школе» историков, а Александр Нове заявляет, что «Конкилист, похоже, склонен принять украинский националистический миф». [ 36 ] Хироаки пишет, что «те, кто рассматривает голод с общей советской точки зрения, преуменьшают какой-либо конкретный украинский фактор, в то время как специалисты по Украине в целом поддерживают концепцию голода-геноцида». [ 36 ] Самая известная работа в этой области, в которой утверждается, что голод не был геноцидом, принадлежит Р. У. Дэвису и Стивену Г. Уиткрофту , оба из которых цитируют письмо Конквеста, в котором говорится, что «он не верит, что Сталин намеренно спровоцировал голод 1933 года». [ 36 ]
Сара Дэвис и Джеймс Харрис пишут, что с распадом Советского Союза и публикацией советских архивов острота дебатов частично утихла. [ 37 ] Исследование архивных данных 1993 года, проведенное Getty et al. показало, что всего в ГУЛАГе умерло 1 053 829 человек. с 1934 по 1953 год [ 38 ] Гетти и Уиткрофт пишут, что открытие советских архивов подтвердило заниженные оценки, выдвинутые учеными «ревизионистской школы». [ 39 ] [ 40 ]
Другая важная часть дебатов касалась советской национальной политики и сталинских депортаций. Историк Джон Чанг утверждал, что многие самопровозглашенные « социальные историки », обычно принадлежащие к ревизионистской школе, полагались почти исключительно на архивные источники, игнорируя при этом устную историю , несмотря на то, что социальная история официально фокусируется на жизненном опыте простых людей. По словам Чанга, из-за такой уверенности в советских архивных источниках, «когда дело касалось народов советской диаспоры и «депортаций национальностей» в период с 1937 по 1950 год», некоторые историки-ревизионисты «считали, что эти случаи этнических чисток носили не расовый, а идеологический характер». природа, в которой как элиты, так и простые люди могут стать «врагами народа». [ 41 ] Эта подгруппа ревизионистов стремилась воссоздать «относительно чистый» коммунизм в Советском Союзе и объяснить всю его политику, такую как национальные операции НКВД и депортации корейцев , как отражение марксизма. [ 41 ] Эрик Д. Вайц писал, что, хотя ревизионисты по теме советских депортаций «поднимают термин «раса», они осторожно обходят его и быстро отступают к более безопасному языку этнической принадлежности и [советской] национальности». Он добавил: «Советы явно и громко отвергали идеологию расы... Однако в то же время следы расовой политики прокрались в советскую национальную политику, особенно в период с 1937 по 1953 год. [...] Особыми чертами могли быть источником похвалы и власти, как в случае с русскими, или может привести к облавам, принудительным депортациям и переселению в ужасающие условия». [ 42 ]
Жертвы сталинизма
[ редактировать ]По данным Дж. Арча Гетти , более половины из 100 миллионов смертей, которые обычно приписывают коммунизму, произошли из-за голода. Гетти пишет, что «подавляющее большинство ученых, работающих в новых архивах, состоит в том, что ужасный голод 1930-х годов был результатом сталинской неумелости и жесткости, а не какого-то плана геноцида». [ 43 ] Поскольку большинство дополнительных смертей при Иосифе Сталине не были прямыми убийствами, точное число жертв сталинизма трудно подсчитать из-за отсутствия единого мнения среди ученых о том, какие смерти можно отнести на счет режима. [ 44 ]
Стивен Г. Уиткрофт утверждает, что «сталинский режим, следовательно, несет ответственность за около миллиона целенаправленных убийств, а из-за своего преступного пренебрежения и безответственности он, вероятно, несет ответственность за преждевременную смерть еще примерно двух миллионов жертв среди репрессированного населения». т.е. в лагерях, колониях, тюрьмах, ссылке, транзите и лагерях для военнопленных для немцев. Это явно гораздо меньшие цифры, чем те, за которые нес ответственность гитлеровский режим». Уиткрофт утверждает, что «целенаправленные убийства» Сталина больше подходят к категории «казни», чем к «убийству», поскольку он считал обвиняемых действительно виновными в преступлениях против государства и настаивал на документации. Гитлер просто хотел убивать евреев и коммунистов из-за того, кем они были, не настаивал на отсутствии документации и был равнодушен даже к видимости законности этих действий. [ 45 ]
Майкл Эллман говорит, что «сама категория «жертвы сталинизма» является предметом политического суждения». Эллман говорит, что массовые смерти от голода не являются «исключительно сталинистским злом», и сравнивает поведение сталинского режима по отношению к Голодомору с поведением Британской империи (по отношению к Ирландии и Индии ) и «Большой восьмерки» в наше время. По мнению Эллмана, последние «виновны в массовых убийствах или массовых смертях в результате преступной халатности из-за того, что они не приняли очевидных мер по сокращению массовой смертности», а возможная защита Сталина и его соратников состоит в том, что «их поведение было не хуже, чем поведение многих правителей девятнадцатого и двадцатого веков». [ 44 ]
Эллман, Гетти и Уиткрофт, в частности, среди прочих, критиковали Роберта Конквеста (Уиткрофт сказал, что общее количество жертв сталинских репрессий Конквеста все еще слишком велико, даже в его переоценках) [ 46 ] и других историков за то, что они полагались на слухи и слухи в качестве доказательств, и предупредил, что вместо этого историкам следует использовать архивные материалы. [ 40 ] В ходе дебатов Эллман проводил различие между историками, которые основывали свои исследования на архивных материалах, и такими, как Конквест, чьи оценки основывались на показаниях свидетелей и других недостоверных данных. [ 44 ] Уиткрофт заявил, что историки полагались на Александра Солженицына , чтобы подтвердить свои оценки смертности при Сталине в десятки миллионов, но исследования в государственных архивах подтвердили более низкие оценки, добавив при этом, что популярная пресса продолжает включать серьезные ошибки, на которые не следует ссылаться. или на них полагаются в академических кругах. [ 40 ]
Академические журналы
[ редактировать ]Хотя эта область в настоящее время редко предлагается как область исследования сама по себе, в которой можно стать специалистом, появляются смежные области, о чем можно судить по названиям академических журналов , некоторые из которых изменились, чтобы отразить прохождение время после падения коммунизма в начале 1990-х годов и последствия конца советской власти в Евразии . К ним относятся «Коммунизм» , «Коммунистические и посткоммунистические исследования» , «Демократизация» , «Восточноевропейская политика» (ранее «Журнал коммунистических исследований »), «Исследования Европы и Азии » (преемник советских исследований ), «Журнал исследований холодной войны» , «Журнал современной истории» , «Критика» , «Пост- коммунистические исследования». Дела СССР , Проблемы коммунизма (переименованные в Проблемы посткоммунизма ), Славянское обозрение , Русское обозрение , Славянское и «Восточноевропейское обозрение» (на смену « Исследованиям восточноевропейской мысли» ), «Обзор советской разведки Джейн» (на смену «Обзору восточноевропейской мысли» ) и «Исследования советской мысли» (на смену «Исследованиям восточноевропейской мысли» ).
Историография . строго коммунистических исследований также меняется: появляются некоторые другие модели ее целей, а также происходят серьезные изменения, вызванные доступом к архивам [ 9 ] Доступ к архивам, включая постсоветские архивы и проект Венона , также укрепил традиционалистские взгляды на советский шпионаж в Соединённых Штатах . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Печатные журналы включают Jahrbuch für Historische Kommunismusforschung ( Ежегодник исторических коммунистических исследований ) и Славянское обозрение . Другие серийные публикации включают Ежегодник по международным коммунистическим делам (1966–1991), опубликованный издательством Hoover Institution Press и Стэнфордским университетом. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] а также « Мировая сила коммунистических партийных организаций» — ежегодный отчет, публикуемый Бюро разведки и исследований Государственного департамента США, начиная с 1948 года. [ 50 ] [ 51 ]
См. также
[ редактировать ]- Библиография сталинизма и Советского Союза
- Библиография постсталинского Советского Союза
- Коммунистическая ностальгия
- Историография холодной войны
- Русские исследования
- Посткоммунизм
- Постсоветские исследования
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Дрезен, Ф. Джозеф. «Оглядываясь назад на истоки советских исследований» . Центр Вильсона . Международный центр ученых Вудро Вильсона . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хейнс, Джон Эрл; Клер, Харви (2003). «Пересмотр истории». В отрицании: историки, коммунизм и шпионаж . Сан-Франциско: Встреча. стр. 11–57. ISBN 1-893554-72-4 .
- ^ Дэвис, Сара; Харрис, Джеймс (2005). «Иосиф Сталин: Власть и идеи». Сталин: Новая история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–17. ISBN 978-1-139-44663-1 .
- ^ Дэвис, Сара; Харрис, Джеймс (2005). «Иосиф Сталин: Власть и идеи». Сталин: Новая история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN 978-1-139-44663-1 .
В академической советологии, дитя начала холодной войны, доминировала «тоталитарная модель» советской политики. До 1960-х годов было практически невозможно выдвинуть какую-либо другую интерпретацию, по крайней мере, в США.
- ^ Дэвис, Сара; Харрис, Джеймс (2005). «Иосиф Сталин: Власть и идеи». Сталин: Новая история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 3–4. ISBN 978-1-139-44663-1 .
В 1953 году Карл Фридрих охарактеризовал тоталитарные системы с точки зрения пяти пунктов: официальная идеология, контроль над оружием и средствами массовой информации, использование террора и единая массовая партия, «обычно под одним лидером». Конечно, существовало предположение, что лидер критически относился к функционированию тоталитаризма: на вершине монолитной, централизованной и иерархической системы именно он отдавал приказы, которые беспрекословно выполнялись его подчиненными.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис, Сара; Харрис, Джеймс (2005). «Иосиф Сталин: Власть и идеи». Сталин: Новая история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 4–5. ISBN 978-1-139-44663-1 .
В работе Такера подчеркивался абсолютный характер власти Сталина, и это предположение все чаще подвергалось сомнению со стороны более поздних историков-ревизионистов. В своей книге «Истоки великих чисток » Арх Гетти утверждал, что советская политическая система была хаотичной, что институты часто выходили из-под контроля центра и что руководство Сталина в значительной степени заключалось в реагировании на политические кризисы на разовой основе. как они возникли. На работу Гетти повлияла политология 1960-х годов, которая, критикуя тоталитарную модель, начала рассматривать возможность того, что относительно автономные бюрократические институты могли иметь некоторое влияние на разработку политики на самом высоком уровне.
- ^ Перейти обратно: а б с Лено, Мэтт (июнь 2002 г.). «Убил ли Сталин Кирова и имеет ли это значение?». Журнал современной истории . 74 (2): 352–380. дои : 10.1086/343411 . ISSN 0022-2801 . S2CID 142829949 .
- ^ Перейти обратно: а б Циммерман, Уильям (сентябрь 1980 г.). «Обзор: Как управляют Советским Союзом». Славянское обозрение . 39 (3): 482–486. дои : 10.2307/2497167 . JSTOR 2497167 .
За прошедшие четверть века Советский Союз существенно изменился. Наши знания о Советском Союзе также изменились. Мы все знаем, что традиционная парадигма больше не удовлетворяет, несмотря на несколько попыток, прежде всего в начале 1960-х годов (управляемое общество, тоталитаризм без террора, мобилизационная система), сформулировать приемлемый вариант. Мы пришли к пониманию того, что модели, которые, по сути, были ответвлениями тоталитарных моделей, не обеспечивают хорошего приближения к постсталинской реальности.
- ^ Перейти обратно: а б Шейла, Фицпатрик (ноябрь 2007 г.). «Ревизионизм в советской истории». История и теория . 46 (4): 77–91. дои : 10.1111/j.1468-2303.2007.00429.x . ISSN 1468-2303 .
... западные ученые, которые в 1990-х и 2000-х годах наиболее активно искали в новых архивах данные о советских репрессиях, были ревизионистами (всегда «архивными крысами»), такими как Арч Гетти и Линн Виола.
- ^ Мартин, Дуглас (1 августа 2010 г.). «Роберт К. Такер, исследователь Маркса, Сталина и советских дел, умер в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Коэн, Стивен Ф.; Инглиш, Роберт; Краус, Майкл; Лих, Ларс Т.; Шарлет, Роберт (весна 2011 г.). «Моше Левин» . Славянское обозрение . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 242. doi : 10.5612/slavicreview.70.1.0242 . ISSN 0037-6779 . S2CID 163943811 .
- ^ Левин, Моше (2005). Советский век . Лондон: Версо. п. 383.
- ^ Перейти обратно: а б с «Национал-большевизм (обзор): был ли сталинизм националистическим?» . Socialhistoryportal.org . 2005.
Такие аналитики, как Такер, Баргхорн и Агурски, так или иначе, понимали, что советская политика находится в фундаментальном противоречии с собственной официальной идеологией режима, поскольку советское руководство часто проводило де-факто нелевую или даже антилевую политику, и, прежде всего, руссоцентрические цели. Научная документация таких тенденций заметно выросла за последние пятнадцать лет, включая книги, написанные или отредактированные Шимоном Редлихом, Геннадием Костырченко, Ицхаком Брудным, Хильдегард Кочанек, Александром Борщаговским, Уильямом Кори и другими.
- ^ Бранденбергер, Дэвид (2002). Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование современной российской национальной идентичности, 1931-1956 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00906-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Хейнс, Джон Эрл; Клер, Харви (2003). «Пересмотр истории». В отрицании: историки, коммунизм и шпионаж . Сан-Франциско: Встреча. стр. 43–44. ISBN 1-893554-72-4 .
- ^ Хейнс, Джон Эрл; Клер, Харви (2003). «Пересмотр истории». В отрицании: историки, коммунизм и шпионаж . Сан-Франциско: Встреча. п. 43. ISBN 1-893554-72-4 .
- ^ Хейнс, Джон Эрл; Клер, Харви (2003). «Пересмотр истории». В отрицании: историки, коммунизм и шпионаж . Сан-Франциско: Встреча. стр. 50–51. ISBN 1-893554-72-4 .
- ^ Хейнс, Джон Эрл; Клер, Харви (2005). В отрицании: историки, коммунизм и шпионаж . Сан-Франциско: Встреча. п. 87. ISBN 1-59403-088-X .
- ^ Перейти обратно: а б с Мойнихан, Дэниел Патрик (1998). Секретность: американский опыт . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 15–16 . ISBN 978-0-300-08079-7 . Проверено 8 декабря 2021 г. - из Интернет-архива.
- ^ Перейти обратно: а б с Хейнс, Джон Эрл (февраль 2000 г.). «Обмен книгами с Артуром Германом и Веноной» . Джон Эрл Хейнс . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сторрс, Лэндон Р.Ю. (2 июля 2015 г.). «Маккартизм и вторая красная паника». Оксфордская исследовательская энциклопедия американской истории . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199329175.013.6 . ISBN 978-0-199-32917-5 .
Тон дебатов снова изменился, когда окончание холодной войны сделало доступными новые доказательства из советских архивов и источников американской разведки, такие как расшифровки VENONA. Эти доказательства показали, что ученые недооценили успех советского шпионажа в Соединенных Штатах, а также степень советского контроля над Коммунистической партией США.
- ^ «Советско-китайские шпионские войны в 1970-е годы: что знала контрразведка КГБ, часть II» . Центр Вильсона . Международный центр ученых Вудро Вильсона . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Хейнс, Джон Эрл; Клер, Харви (2003). В отрицании: историки, коммунизм и шпионаж . Книги встреч. стр. 15–17 . ISBN 978-1-893554-72-6 .
- ^ Фитцпатрик, Шейла (октябрь 1986 г.). «Новые взгляды на сталинизм». Русское обозрение . Уайли. 45 (4): 409–413. дои : 10.2307/130466 . JSTOR 130466 .
- ^ Фитцпатрик, Шейла (октябрь 1986 г.). «Новые взгляды на сталинизм». Русское обозрение . Уайли. 45 (4): 357–373. дои : 10.2307/130471 . JSTOR 130471 .
- ^ Коннелли, Джон (сентябрь 2010 г.). «Тоталитаризм: несуществующая теория, полезное слово». Критика: Исследования по истории России и Евразии . 11 (4): 819–835. дои : 10.1353/kri.2010.0001 . S2CID 143510612 .
Сегодня это слово так же функционально, как и 50 лет назад. Это означает тот режим, который существовал в нацистской Германии, Советском Союзе, советских сателлитах, коммунистическом Китае и, возможно, фашистской Италии, откуда и произошло это слово. ... Кто мы такие, чтобы говорить Вацлаву Гавелу или Адаму Михнику, что они обманывали себя, когда считали своих правителей тоталитарными? Или, если уж на то пошло, кто-нибудь из миллионов бывших подданных правления советского типа, которые используют местные эквиваленты чешской тоталиты для описания систем, в которых они жили до 1989 года? Это полезное слово, и каждый знает, что оно означает в качестве общего референта. Проблемы возникают, когда люди путают полезный описательный термин со старой «теорией» 1950-х годов.
- ^ Фитцпатрик, Шейла; Гейер, Майкл, ред. (2009). За пределами тоталитаризма: сравнение сталинизма и нацизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 3–4, 8–12, 17–19. дои : 10.1017/CBO9780511802652 . ISBN 978-0-521-72397-8 .
- ^ Гослан, Ричард Джозеф; Руссо, Генри, ред. (2004). Сталинизм и нацизм: сравнение истории и памяти . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-803-29000-6 .
- ^ Кершоу, Ян; Левин, Моше, ред. (1997). Сталинизм и нацизм: диктатуры в сравнении . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56521-9 .
- ^ Гетти, Дж. Арч (22 января 1987 г.). «Голодающая Украина» . Лондонское обозрение книг . 9 (2): 7–8 . Проверено 20 декабря 2020 г.
Гипотеза, источники и доказательства Конквеста не новы. Более того, он сам впервые изложил свою точку зрения два года назад в работе, спонсируемой Американским институтом предпринимательства. Однако история преднамеренного голода была символом веры украинских эмигрантов на Западе со времен холодной войны. ... Таким образом, книга Конквеста придаст определенную академическую достоверность теории, которая не была общепринятой среди беспартийных ученых за пределами кругов изгнанных национальностей. В сегодняшнем консервативном политическом климате, с его дискурсом об «империи зла», я уверен, что книга будет очень популярна.
- ^ Гетти, Дж. Арч (22 января 1987 г.). «Голодающая Украина» . Лондонское обозрение книг . 9 (2) . Проверено 20 декабря 2020 г.
Сталин поддержал радикалов в партии, которые считали смешанную экономику двадцатых годов необоснованной уступкой капитализму. Эти левые, представителем и лидером которых был Сталин, утверждали, что свободный рынок зерна поставил государство перед непредсказуемым, неэффективным и дорогим снабжением продовольствием. ... Эти радикальные активисты, ставшие ударными отрядами волюнтаристской «Сталинской революции», охватившей Советский Союз в тридцатые годы, были сконцентрированы в группах рабочего класса и молодежи. ... Коллективизация сельского хозяйства с 1929 по 1934 год проходила в виде нескольких судорожных кампаний, характеризующихся неразберихой, кренами влево и вправо и заменой тщательного планирования энтузиазмом, увещеваниями и насилием. Жесткие чиновники и добровольцы загоняли сопротивляющихся крестьян в импровизированные колхозы. Крестьяне сопротивлялись, убивая животных и отказываясь сажать, собирать или продавать зерно. Ни одна из сторон не уступала. К 1934 году сталинисты победили, по крайней мере, поскольку колхозная система была установлена навсегда, но они заплатили болезненную цену: катастрофические потери скота, социальные потрясения и, в некоторых местах, голод. Миллионы людей погибли от голода, депортации и насилия.
- ^ Перейти обратно: а б Коплон, Джефф (12 января 1988 г.). «В поисках советского Холокоста» . Деревенский голос . Проверено 30 ноября 2020 г. - через Государственный университет Монклера.
«Нет никаких доказательств того, что оно было намеренно направлено против украинцев», — сказал Александр Даллин из Стэнфорда, отец современной советологии. «Это совершенно не соответствовало бы тому, что мы знаем — это не имеет смысла». «Это чушь, чушь», — сказал Моше Левин из Пенсильванского университета, чья книга «Русские крестьяне и советская власть» открыла новые горизонты в социальной истории. «Я антисталинист, но я не вижу, как эта кампания [геноцида] увеличивает наши знания. Это добавляет ужасов, добавляет ужасов, пока не становится патологией». «Я категорически отвергаю это», — сказала Линн Виола из SUNY-Binghamton, первый американский историк, изучивший московский Центральный государственный архив по вопросам коллективизации. «Во имя бога, почему это параноидальное правительство сознательно вызвало голод, когда они были в ужасе от войны [с Германией]?» «Он ужасно проводит исследования», — сказала опытный советолог Роберта Мэннинг из Бостонского колледжа. «Он злоупотребляет источниками, он все искажает».
- ^ Конквест, Роберт (21 февраля 1988 г.). «Письма в редакцию» . Украинский еженедельник . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хироаки, Куромия (июнь 2008 г.). «Пересмотр советского голода 1932–1933 годов». Европа-Азиатские исследования . 60 (4): 663–675. дои : 10.1080/09668130801999912 . JSTOR 20451530 . S2CID 143876370 .
- ^ Эллман, Майкл (июнь 2007 г.). «Возвращение к Сталину и советскому голоду 1932–33 годов» (PDF) . Европа-Азиатские исследования . 59 (4): 663–693. дои : 10.1080/09668130701291899 . JSTOR 20451381 . S2CID 53655536 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Марплс, Дэвид Р. (май 2009 г.). «Этнические проблемы во время голода 1932–1933 годов на Украине». Европа-Азиатские исследования . 61 (3): 505–518. дои : 10.1080/09668130902753325 . S2CID 67783643 .
- ^ Сара Дэвис; Джеймс Харрис (8 сентября 2005 г.). «Иосиф Сталин: Власть и идеи». Сталин: Новая история . Издательство Кембриджского университета. стр. 3–5. ISBN 978-1-139-44663-1 .
- ^ Гетти, Дж. Арч; Риттерспорн, Габор; Земсков, Виктор (1993). «Жертвы советской пенитенциарной системы в предвоенные годы: первый подход на основе архивных данных» (PDF) . Американский исторический обзор . 98 (4): 1017–1049. дои : 10.2307/2166597 . JSTOR 2166597 . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Гетти, Дж. Арч; Риттерспорн, Габор; Земсков, Виктор (1993). «Жертвы советской пенитенциарной системы в предвоенные годы: первый подход на основе архивных данных» (PDF) . Американский исторический обзор . 98 (4): 1017–1049. дои : 10.2307/2166597 . JSTOR 2166597 .
Долгожданные архивные данные о репрессиях в период «Больших чисток» показывают, что уровни арестов, политических заключенных, казней и общая численность лагерного населения, как правило, подтверждают порядки величин, указанные теми, кого называют «ревизионистами» и высмеиваются теми, кто предлагает высокие оценки.
- ^ Перейти обратно: а б с Уиткрофт, Стивен Г. (1999). «Жертвы сталинизма и советской тайной полиции: сопоставимость и достоверность архивных данных. Не последнее слово» (PDF) . Европа-Азиатские исследования . 51 (2): 340–342. дои : 10.1080/09668139999056 .
На протяжении десятилетий многие историки считали жертвы Сталина «десятками миллионов», и эту цифру поддерживал Солженицын. После распада СССР заниженные оценки размеров лагерей подтвердились. Аргументы о избыточной смертности гораздо более сложны, чем обычно полагают. Р. Конквест, «Большой террор: переоценка» (Лондон, 1992) не совсем вникает в новые данные и продолжает представлять преувеличенную картину репрессий. Точка зрения «ревизионистов» во многом обоснована (Дж. Арч Гетти и Р.Т. Мэннинг (ред.), Сталинский террор: новые перспективы (Кембридж, 1993)). Популярная пресса, даже TLS и The Independent , содержала ошибочные журналистские статьи, которые не следует цитировать в респектабельных научных статьях.
- ^ Перейти обратно: а б Чанг, Джон К. (2019). «Этническая чистка и ревизионистская российская и советская история» . Академические вопросы . 32 (2): 263–270. дои : 10.1007/s12129-019-09791-8 . ISSN 0895-4852 . S2CID 150711796 .
- ^ Вайц, Эрик Д. (2002). «Расовая политика без концепции расы: переоценка советских этнических и национальных чисток» . Славянское обозрение . 61 (1): 1–29. дои : 10.2307/2696978 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 2696978 . S2CID 156279881 .
- ^ Годси, Кристен (осень 2014 г.). «Повесть о« двух тоталитаризмах »: кризис капитализма и историческая память о коммунизме» (PDF) . История настоящего: журнал критической истории . 4 (2): 115–142. doi : 10.5406/historypresent.4.2.0115 . JSTOR 10.5406/historypresent.4.2.0115 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эллман, Майкл (ноябрь 2002 г.). «Статистика советских репрессий: некоторые комментарии». Европа-Азиатские исследования . Тейлор и Фрэнсис. 54 (7): 1152–1172. два : 10.1080/0966813022000017177 . JSTOR 826310 .
- ^ Уиткрофт, Стивен Г. (1996). «Масштаб и характер немецких и советских репрессий и массовых убийств, 1930–45» (PDF) . Европа-Азиатские исследования . 48 (8): 1319–1353. дои : 10.1080/09668139608412415 . JSTOR 152781 .
- ^ Уиткрофт, Стивен Г. (сентябрь 2000 г.). «Масштаб и характер сталинских репрессий и их демографическое значение: комментарии Keep and Conquest» (PDF) . Европа-Азиатские исследования . 52 (6): 1143–1159. дои : 10.1080/09668130050143860 . JSTOR 153593 . ПМИД 19326595 . S2CID 205667754 . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Дьёрдь, Эндрю (1978). «Ежегодник по международным коммунистическим делам 1975 года. Под редакцией Стаара Ричарда Ф. (Стэнфорд, Калифорния: Hoover Institution Press, 1975. Стр. 678. 25 долларов США)» . Американский обзор политической науки . 72 (2): 819. дои : 10.2307/1954276 . JSTOR 1954276 . S2CID 147472919 . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Шавловский, Ричард (октябрь 1979 г.). «Рецензируемая работа: Ежегодник Ричарда Ф. Старра по международным коммунистическим делам, 1978 год». Советские исследования . 31 (4). Тейлор и Фрэнсис : 617–619. JSTOR 150933 .
- ^ Гошко, Джон М. (3 декабря 1991 г.). «По мере распада Советского Союза «кремлинологи переключают передачи» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 31 января 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ Моррис, Бернард С. (декабрь 1970 г.). «Ежегодник по международным коммунистическим делам, 1968 г., Ричард В. Аллен» . Славянское обозрение . 29 (4). Ассоциация славянских, восточноевропейских и евразийских исследований; Издательство Кембриджского университета: 704–705. дои : 10.2307/2493285 . JSTOR 2493285 .
- ^ Маклейн, Чарльз Б. (осень 1972 г.). «Ежегодник по международным коммунистическим делам 1970 года и Ежегодник по международным коммунистическим делам 1971 года Ричарда Ф. Стаара». Канадские славянские документы . 14 (3). Тейлор и Фрэнсис: 548–551. JSTOR 40866482 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Для онлайн-доступа требуется учетная запись
[ редактировать ]Доступ к следующим журналам возможен только через участвующие учреждения, такие как библиотеки или высшие учебные заведения, имеющие подписку:
- Коммунистические и посткоммунистические исследования . 1 – 52 (1993–2019). Издательство Калифорнийского университета. Проверено 24 декабря 2020 г. - через Elsevier.
- Восточноевропейская политика . 28–36 . ( 2012–2020) Тейлор и Фрэнсис. Проверено 24 декабря 2020 г. - через Taylor & Francisco Online. Ранее известный как Журнал коммунистических исследований . 1–9 . ) (1985–1993 Журнал коммунистических исследований и политики переходного периода . 10 – 27 (1994–2011).
- Европа-Азиатские исследования . 45–64 ( 1993–2012 ). Тейлор и Фрэнсис. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Журнал исследований холодной войны . 1 – 16 (1999–2014). Массачусетский технологический институт Пресс. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Журнал современной истории . 1 – 51 (1966–2016). Публикации SAGE. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Критика: Исследования по истории России и Евразии . 1 – 21 (2000–2020). Издательство Славица. Проверено 24 декабря 2020 г. - через Project MUSE.
- Постсоветские дела . 8 – 36 (1992–2020). Тейлор и Фрэнсис. Проверено 24 декабря 2020 г. - через Taylor & Francisco Online. Ранее известная как Советская экономика . 1–8 ) ( 1985–1992 .
- Проблемы посткоммунизма . 42 – 67 (1995–2020). Тейлор и Фрэнсис. Проверено 24 декабря 2020 г. - через Taylor & Francisco Online. Ранее известный как «Проблемы коммунизма» . 1 – 41 (1954–1992). Тейлор и Фрэнсис.
- Русское обозрение . 1 – 73 (1941–2014). Уайли от имени редакции и попечительского совета «Русского обозрения». Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Славянское и восточноевропейское обозрение . 6 – 98 (1928–2020). Ассоциация современных гуманитарных исследований и Университетский колледж Лондона, Школа славянских и восточноевропейских исследований. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Славянское обозрение . 1–6 ) . (1922–1927 Ассоциация современных гуманитарных исследований и Университетский колледж Лондона, Школа славянских и восточноевропейских исследований. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Исследования восточноевропейской мысли . 45 – 68 (1993–2016). Спрингер. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Исследования советской мысли . 1 – 44 (1961–1992). Спрингер. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
- Советские исследования . 1 – 44 (1949–1992). Тейлор и Фрэнсис. Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR.
Преимущественно бесплатный онлайн-доступ
[ редактировать ]Следующие журналы доступны по подписке, но к большинству старых статей можно получить бесплатный доступ в Интернете:
- Демократизация: Журнал постсоветской демократизации . 1–14 ) . (1992–2006
Печатные журналы
[ редактировать ]- Ежегодник исторических исследований коммунизма (на немецком языке) . Ежегодник исторических коммунистических исследований (1993–2020). ISSN 0944-629X . Проверено 24 декабря 2020 г. - через Bundesstiftung Aufarbeitung.
- Славянское обозрение . 20 – 76 (1961–2017). Издательство Кембриджского университета. ISSN 0037-6779 . Проверено 24 декабря 2020 г. - через JSTOR. Ранее известный как «Славянский ежегодник» . 1 (1941). Издательство Кембриджского университета. Славянское и восточноевропейское обозрение. Американский сериал . 2–3 ) . (1943–1944 Издательство Кембриджского университета. Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 4–20 ) . (1945–1961 Ассоциация славянских, восточноевропейских и евразийских исследований; Издательство Кембриджского университета.
Академические программы
[ редактировать ]- Программа Беркли по советским и постсоветским исследованиям . Институт славянских, восточноевропейских и евразийских исследований Калифорнийского университета в Беркли. 2 сентября 2004 г. Архивировано 4 декабря 2004 г. в Wayback Machine . Проверено 24 декабря 2020 г. - через ученых Сократа и Беркли.
- Публикации . Институт славянских, восточноевропейских и евразийских исследований Калифорнийского университета в Беркли. 20 августа 2004 г. Архивировано 9 октября 2004 г. в Wayback Machine . Проверено 24 декабря 2020 г. - через ученых Сократа и Беркли.