Культ личности Фердинанда Маркоса
Фердинанд Маркос развил культ личности как способ оставаться президентом Филиппин в течение 20 лет. [ 1 ] [ 2 ] таким образом, что политологи [ ВОЗ? ] по сравнению с другими авторитарными и тоталитарными лидерами, такими как Иосиф Сталин и Адольф Гитлер , [ 3 ] но также и более современным диктаторам, таким как Сухарто в Индонезии , Саддам Хусейн в Ираке и династия Кимов в Северной Корее . [ 4 ] : стр. 114
Пропагандистские методы , используемые им самим или другими для мифологизации Фердинанда Маркоса, начались с местных политических махинаций в Илокос Норте , когда Фердинанд был еще маленьким сыном политика и японского коллаборациониста Мариано Маркоса . [ 5 ] и сегодня упорствуют в попытках пересмотреть образ Маркоса в филиппинской истории. [ 6 ] По словам членов его администрации, таких как Адриан Кристобаль , намерением Маркоса было создать образ себя «единственного покровителя, короля» филиппинского общества, которое он все еще считал обществом племен». [ 7 ] Кристобаль далее говорит, что «Маркос и первая леди больше всего на свете хотели [...] быть королем и королевой. Они хотели сформировать королевство по своему собственному образу; [...] Маркос хотел иметь возможность сказать: L'État, c'est moi .'» [ 7 ] В некоторых крайних случаях, когда Маркос поощрял формирование культов, чтобы они могли служить политическим оружием, Маркоса стали считать Богом. [ 8 ]
Эти пропагандистские повествования и методы включают в себя: использование тактики красной запугивания, такой как красные метки, для изображения активистов как коммунистов и преувеличения угрозы, которую представляет Коммунистическая партия Филиппин ; [ 9 ] : "43" использование военного положения, чтобы взять под контроль средства массовой информации и заставить замолчать критику; [ 10 ] использование финансируемых государством проектов развития и строительных проектов в качестве инструментов пропаганды; [ 11 ] создание целой пропагандистской структуры вокруг «нового общества», в котором он будет править в рамках системы «конституционного авторитаризма»; [ 12 ] [ 6 ] [ 13 ] увековечивание агиографических книг и фильмов; [ 14 ] [ 15 ] увековечивание пропагандистских рассказов о деятельности Маркоса во время Второй мировой войны, ложность которых с тех пор была доказана историческими документами; [ 16 ] [ 17 ] создание мифов и историй вокруг себя и своей семьи; [ 18 ] [ 19 ] и изображения самого себя на монетах и даже памятник типа горы Рашмор; [ 20 ] среди других».
После смерти Фердинанда Маркоса были предприняты пропагандистские усилия, чтобы обелить его место в истории Филиппин. [ 21 ] [ 22 ] акт исторического отрицания [ 23 ] обычно его называют более популярным термином «исторический ревизионизм». [ 24 ]
Терминология
[ редактировать ]Хотя широко используемый термин для обозначения сторонника Фердинанда Маркоса или других членов семьи Маркоса — «лоялист Маркоса», [ 25 ] термин «культ личности» вокруг Фердинанда Маркоса часто используется не для обозначения конкретно людей, а в более широком смысле для механизма, включая приемы и структуры, используемых для создания героического или идеализированного образа Маркоса как правителя. [ 26 ] Между тем, термин «ревизионизм Маркоса» [ 27 ] Маркоса или « Исторический отрицание » [ 28 ] [ 29 ] использовались для обозначения пропаганды семьи Маркос после их возвращения в филиппинскую политику, особенно для тех материалов, которые были направлены на искажение или переосмысление исторических фактов жизни и правления Маркоса. [ 30 ] [ 24 ]
Ранняя политическая карьера (1949–1965)
[ редактировать ]Как и большинство филиппинских политиков своей эпохи, Фердинанд Маркос добился успеха во многом благодаря тому, что воспользовался отношениями клиент-покровитель, которые доминировали в филиппинской политике после обретения Филиппинами независимости. [ 31 ] : 96
Среди политиков Илокоса
[ редактировать ]Достигнув государственной власти, он использовал ее, чтобы вознаградить своих сторонников. [ 31 ] : 96, 76 ограничивая при этом власть других социальных групп и институтов. [ 31 ] : 76 Он называл себя пропуском региона Илокос к политической известности. В своей первой кампании, баллотируясь на пост конгрессмена от уже созданного его семейного избирательного округа Илокос Норте, он заявил: «Это только первый шаг. Выберите меня конгрессменом сейчас, и я обещаю вам стать президентом Илокано через 20 лет». [ 32 ] [ 33 ] Фактически, Эльпидио Кирино стал первым президентом Илокано за 17 лет до Маркоса.
В филиппинской армии
[ редактировать ]На более личном уровне Маркос с самого начала установил отношения с выпускниками и младшими офицерами Филиппинской военной академии . [ 31 ] : 96 Став президентом, Маркос назначил в основном командиров илоканцев, чтобы возглавить вооруженные силы , так что 18 из 22 генералов филиппинской полиции были выходцами из региона Илокос, а спикер палаты представителей Хосе Б. Лорел был достаточно встревожен, чтобы подать в 1968 году законопроект, призывающий к равное представительство всех регионов в вооруженных силах. [ 31 ] : 96 [ 34 ]
Среди друзей Маркоса
[ редактировать ]Он также создал небольшую группу сторонников в деловом секторе, которым позже позволил установить монополии в ключевых секторах экономики, вырвав контроль у политических семей, которые владели ими до этого. [ 31 ] : 96
Преувеличения подвигов Второй мировой войны
[ редактировать ]Одним из ранних пропагандистских приемов, использованных Маркосом, было преувеличение его военной деятельности во время Второй мировой войны . [ 35 ] : 293
Маркос утверждал, что возглавил партизанский отряд под названием Анг Махарлика ( тагальский , «Свободный человек») на севере Лусона после падения Батаана. [ 36 ] По утверждению Маркоса, численность этого отряда составляла 9000 человек. [ 36 ] Его версия событий позже была подвергнута сомнению после военного расследования США, которое выявило многие из его утверждений как ложные или неточные. [ 37 ] США Между тем Маркос утверждал, что ему удалось добиться от генерал-адъютанта признания 3500 индивидуальных заявлений солдат, находившихся тогда под его командованием. [ 38 ] : 261 Маркос также использовал Махарлику в качестве своего личного псевдонима , а в 1970 году был снят фильм под названием «Махарлика» , в котором были показаны его «военные подвиги». [ 39 ] [ 40 ] В сообщениях американских военных офицеров подробно описывалось их несогласие с признанием партизанского отряда. В меморандуме, отправленном генерал-адъютанту подполковнику Паркеру Калверту, был передан приказ полковника Рассела Фолькмана сообщить Маркосу, что его просьба об освобождении из 14-го пехотного полка для воссоединения с его партизанским отрядом была отклонена. Это произошло именно потому, что «Анг Манга Махарлика» не входила в число подразделений, признанных высшим военным штабом. [ 41 ] Это было повторено майором Р.Г. Лэнгэмом от имени командира 5-го кавалерийского полка. В меморандуме от мая 1945 года Лэнгэм написал командующему Анг Мга Махарлика «не рекомендовать их к признанию из-за ограниченной военной ценности их обязанностей». [ 42 ]
В 1962 году Маркос утверждал, что является «самым титулованным героем войны Филиппин», получив почти все медали и награды, которые филиппинское и американское правительства могли вручить солдату. [ 38 ] : 246 Среди его 27 предполагаемых военных медалей и наград были Крест «За выдающиеся заслуги» (предположительно закрепленный генералом Дугласом Макартуром ) и Почетная медаль (предположительно закрепленный генералом Джонатаном М. Уэйнрайтом ). [ 43 ]
Позже исследователи обнаружили, что рассказы о военных подвигах Маркоса были по большей части пропагандистскими. [ 44 ] [ 45 ] быть неточным или неверным. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Следующие утверждения дискредитируют утверждения о его предполагаемых подвигах: [ 43 ]
- Маркоса не было ни в «Списке получателей наград и наград», составленном генералом Дугласом Макартуром с 7 декабря 1941 года по 30 июня 1945 года и составленном в Токио, ни в списке генерала Джонатана Уэйнрайта из 120 американцев и филиппинцев, награжденных во время войны. кампания Батаана, проведенная военным министерством незадолго до его капитуляции. [ 49 ] [ 50 ]
- Полковник Манрикес и адъютант капитан Ривера, которые были командирами 14-го пехотного полка, под командованием которого, по утверждению Маркоса, он служил, засвидетельствовали, что Маркос не был солдатом, а был мирным участником и офицером по гражданским вопросам. Маркос получил только предвыборные ленты, врученные всем комбатантам и некомбатантам «за защиту Батаана и сопротивление». [ 51 ]
- Заявление Маркоса о получении Ордена Пурпурного сердца также оказалось ложным. Его имя не значится в официальном списке лауреатов. [ 52 ] [ 53 ]
В 1986 году исследование историком Альфредом Маккоем архивов армии США показало, что большинство медалей Маркоса были поддельными. [ 43 ] [ 54 ] По словам доктора Рикардо Т. Хосе, бывшего заведующего кафедрой истории Университета Филиппин , Маркос в своей автобиографии « Маркос Филиппинский» утверждает , что генерал Дуглас Макартур вручил ему медаль «За выдающиеся заслуги» за задержку. Японцы в Батаане в течение 3 месяцев были маловероятными. [ 55 ] Маркос утверждал, что получил медаль от Макартура в 1945 году, но последний, после отступления в Батаан, а затем в Австралию, смог вернуться на Филиппины только в 1944 году, когда его войска высадились в Лейте. В следующем году, после капитуляции Японии, Макартур был назначен Верховным главнокомандующим союзными войсками , и ему было поручено демобилизовать Японию и разработать ее конституцию, практически не оставляя времени для встречи с Маркосом. Никакие архивные источники или опубликованные работы, связанные с Макартуром, не упоминают о том, что он лично прикрепил медаль и к Маркосу. [ 56 ] Хосе далее сказал, что если бы Маркос действительно в одиночку задержал наступление японцев, он, вероятно, был бы награжден Почетной медалью, как это было в случае с Хосе Калугасом, чьи действия в 1942 году задержали японские войска на два дня. [ 56 ] [ 57 ] Действительно, по состоянию на август 2021 года поиск по списку получателей Почетной медали, Пурпурного сердца и Серебряной звезды не дал результатов Фердинанду Маркосу. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
Джон Шарки из The Washington Post нашел записи о том, что Маркос был в списке тех, кто был освобожден либо из-за «серьезных проблем со здоровьем, либо из-за тех, чьи семьи сотрудничали с японскими военными властями». [ 50 ] Поскольку имя Маркоса не фигурировало в списке больных заключенных Manila Tribune 1942 года , освобожденных японцами, Шарки полагал, что Маркос мог быть освобожден из-за его связей со своим отцом. Известно, что Мариано Маркос сотрудничал с японскими властями, а в конце войны был пойман филиппинскими партизанами , привязан к четырем водяным буйволам и четвертован . Его останки также были выставлены партизанами на всеобщее обозрение. [ 61 ]
Фердинанд Маркос, в свою очередь, имел тесные связи с спонсируемым Японией президентом Хосе П. Лорелом . Есть сведения, что Маркос был членом группы безопасности президента. Именно Лорел в одиночку добилась отмены обвинительного приговора по делу молодого Маркоса за убийство Хулио Налундасана . [ 62 ] Американские партизаны, действовавшие в регионе Илокос, подобные Роберту Лэпэму, также писали, что Фердинанд Маркос был не лидером партизанской группы под названием Анг Махарлика , а японским пропагандистом-коллаборационистом. [ 63 ]
Книга и фильм предвыборной пропаганды
[ редактировать ]Заметным пропагандистским приемом, использованным обоими кандидатами на президентских выборах 1965 года на Филиппинах, было использование житий, настолько, что это было названо «битвой книг и фильмов». Маркос был первым, кто применил эту тактику в книге «За каждую слезу — победа: история Фердинанда Э. Маркоса», за которой вскоре последовала экранизация « Iginuit ng Tadhana (Написано Судьбой)». Одним из ярких моментов фильма было то, что в нем показано алиби Фердинанда Маркоса в отношении убийства Хулио Налундасана ; В фильме показано, как Фердинанд в то время якобы учился на юридических факультетах. [ 64 ] Историк Висенте Рафаэль утверждал, что Маркос использовал фильм, чтобы утвердить идею о том, что ему суждено возглавить Филиппины. [ 65 ] Диосдадо Макапагал ответил своим собственным пропагандистским фильмом « Daigdig ng Mga Api (Мир угнетенных)», но выборы выиграл именно Маркос. [ 66 ]
Маркос повторил эту стратегию на выборах 1969 года в фильме « Pinagbuklod ng Langit ». В фильме рассказывается о жизни Фердинанда Маркоса и его семьи во дворце Малакананг. [ 67 ] Еще один фильм, который Маркос заказал перед выборами 1969 года, — «Махарлика» . Фильм во многом основан на преувеличенных подвигах Маркоса во время войны. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] В нем Пол Берк играет заместителя Маркоса Боба Рейнольдса, который возглавляет группу партизан под названием Анг Мга Махарлика против японцев. Он был завершен в 1970 году, но не был показан в кинотеатрах из-за романа Маркоса с главной актрисой фильма Дови Бимс . [ 71 ] Наконец, в 1987 году он был выпущен под названием Guerilla Strike Force и получил отрицательные отзывы и плохие кассовые сборы. [ 72 ]
Первые два президентских срока (1965–1972)
[ редактировать ]Ранний образ «мачо»
[ редактировать ]Общепризнанный «мастер популистских образов» [ 66 ] : 123 Маркос активно стремился создать образ «мачо», [ 73 ] [ 74 ] связывая свой публичный имидж с символами мужественности, косвенно через рассказы о военных авантюрах. [ 75 ] и убедившись, что его сфотографировали вместе с фермерами, сажающими урожай риса; [ 66 ] : 123 и более непосредственно, играя мужские роли в заказанных произведениях искусства, [ 75 ] включая стихи, картины и фотографии. [ 73 ] [ 75 ]
Маркос также связал себя и свою жену Имельду с филиппинским мифом о сотворении мира «Малакас и Маганда». Одним из часто упоминаемых примеров этого является картина Эвана Косайко, написанная по заказу пары, в которой Маркос был изображен как мускулистый Адам в образе Малакаса («малакас» на тагальском языке означает «сильный» ), а Имельда изображалась как чистая и красивая Ева. фигура Маганда («маганда» в переводе с тагальского означает «красивая»). [ 76 ] [ 77 ]
Президентский отдел по развитию сообщества
[ редактировать ]Стремясь усилить влияние Канцелярии президента и одновременно ослабить прочные патронажные связи, которые сельские филиппинцы имели со своими местными лидерами, Маркос создал «Президентский отдел по развитию сообщества» (PACD), который инициировал проекты развития на уровне баррио, не проходя через органы власти баррио и муниципалитетов. [ 66 ]
Строительные проекты как пропаганда
[ редактировать ]Маркос представлял филиппинской общественности как человека, потратившего много средств на строительные проекты. [ 66 ] : 128 Этот акцент на инфраструктуре, который критики рассматривали как метод пропаганды, в конечном итоге получил в разговорной речи ярлык «комплекс зданий». [ 78 ] [ 79 ] [ 11 ]
Большинство этих инфраструктурных проектов и памятников были оплачены за счет кредитов в иностранной валюте. [ 80 ] [ 78 ] и ценой огромных затрат налогоплательщиков. [ 79 ] [ 13 ] : 89 Это значительно увеличило внешний дефицит Филиппин – с 360 миллионов долларов, когда Маркос стал президентом, до примерно 28,3 миллиардов долларов, когда он был свергнут. [ 81 ]
Самые ранние примеры комплексных проектов зданий эпохи Маркоса включают здания Комплекса Культурного центра Филиппин (задуманного в 1966 году) и моста Сан-Хуанико (задуманного в 1969 году). Более поздние примеры включают Филиппинский международный конференц-центр (задуманный в 1974 году), [ 82 ] Филиппинский кардиологический центр (создан в 1975 г.), Национальный центр искусств в Лос-Баньосе, Лагуне (открыт в 1976 г.), Кокосовый дворец (создан в 1978 г.), Легочный центр Филиппин (создан в 1981 г.), Национальный центр почек и Институт трансплантологии (задуман в 1981 году) и Терминал 1 международного аэропорта Манилы (завершен в 1981). [ 83 ] «Дизайнерские больницы» подвергались особой критике за неправильно расставленные приоритеты в проектах здравоохранения, истощающие государственные средства на благо лишь горстки пациентов, в то время как недостаточно финансируемые базовые медицинские учреждения, такие как Институт Кесона для пациентов с туберкулезом, были переполнены и недофинансированы. [ 83 ]
Выселения из Тондо в 1976 году, которые были частью «Проекта обновления города Тондо», и гибель строителей Манильского киноцентра также связаны с феноменом «комплекса зданий». [ 84 ]
Тактика «красной паники»
[ редактировать ]Когда Маркос стал президентом в 1965 году, филиппинская политика и политика функционировали в геополитических рамках, сложившихся после Второй мировой войны. [ 85 ] После получения независимости от США после войны Филиппины сохранили прочные экономические, политические и военные связи с Соединенными Штатами. [ 86 ] проявилось в договоре о взаимной обороне, соглашении о военной помощи, американской военной консультативной группе и наличии баз, где американские военные могли проводить «беспрепятственные военные операции США» в течение 99 лет (позже сокращено до 50). [ 87 ] Президенты Филиппин были очень политически зависимы от поддержки США, и это не менялось до окончания Холодной войны в 1989 году и прекращения действия Договора о военных базах США 1947 года в 1992 году. [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ]
Имея тесные связи с США, Филиппины были идеологически охвачены антикоммунистической паникой, увековеченной США во время холодной войны. [ 91 ] Правительство еще не укрепилось и «опасалось, что его сметет нарастающая волна [коммунизма]». [ 92 ] поэтому в 1957 году он принял Республиканский закон № 1700, известный как «Закон о борьбе с подрывной деятельностью 1957 года», который объявил незаконным простое членство в любой коммунистической партии. Филиппинам потребовалось три с половиной десятилетия, чтобы отменить его посредством Республиканского закона № 7636 в 1992 году. [ 92 ]
Закон о борьбе с подрывной деятельностью первоначально был предназначен для противодействия Коммунистической партии Филиппин (ПКП) и ее вооруженным силам Хукбалахап , также называемым Хуками. Кампания против ПКП и хуков была кровавой, но практически завершилась к 1954 году. [ 93 ] На протяжении 1960-х годов остатки ПКП проводили «курс мирных действий», одновременно работая над восстановлением своей организации. [ 93 ] но позже это было оспорено молодежной маоистской группой внутри организации, созданной профессором университета Хосе Марией Сисоном , который присоединился к ПКП в 1962 году. [ 94 ] Вопреки мнению лидеров партии ПКП о том, что вооруженная борьба является тщетным занятием, Сисон и его группа были исключены из ПКП в 1967 году, а 26 декабря 1968 года основали Коммунистическую партию Филиппин (КПП) по маоистским принципам. [ 94 ] Хотя ПКП стремилась маргинализировать эту новую группу, вскоре она стала ведущей коммунистической партией на Филиппинах.
К тому времени, когда Маркос стал президентом в 1965 году, ПКП была ослабленной организацией, а Хукбалахап превратился в «то, что было равносильно бандитизму». [ 95 ] Но Маркос немедленно поднял шум о предполагаемой «коммунистической угрозе», опираясь на образы кровавых столкновений с Хуками в 1950-х годах и заручившись политической поддержкой администрации Джонсона в свете недавнего вступления США во Вьетнамскую войну . [ 95 ] [ 96 ]
Маркос продолжал использовать коммунизм как пугало после 1968 года, когда ПКП ушла в безвестность, а зарождающаяся НПК стала более заметной. Вооруженные силы Филиппин сделали то же самое в 1969 году, когда НПК объединилась с командующим Хука Бернабе Бускайно, чтобы создать зарождающуюся Новую народную армию (ННА). Хотя в то время ННА представляла собой лишь небольшую силу, АФП раздуло шумиху по поводу ее формирования. [ 9 ] : "43" отчасти потому, что это было полезно для пополнения бюджета AFP. [ 9 ] : "43" [ 95 ] В результате, как отмечает специалист по безопасности Ричард Дж. Кесслер, «АФП мифологизировало группу, наделив ее революционной аурой, которая только привлекла больше сторонников».
Даже в дни, непосредственно предшествовавшие объявлению Маркосом военного положения 23 сентября 1972 года, Совет национальной безопасности Филиппин не считал эти два коммунистических движения представляющими значительную угрозу. Примерно в это же время Комитет Сената США по международным отношениям получил уведомление о том, что по состоянию на 19 сентября 1972 года Совет Филиппин установил свою оценку угрозы на уровне «между «нормальным» и «состоянием внутренней обороны 1» по шкале, где 3 было Высшее состояние защиты. [ 97 ] [ 98 ] Один из генералов, служивших под командованием генерала Фабиана Вера из Национального управления разведки и безопасности, позже вспоминал, что «даже когда было объявлено военное положение, коммунисты не представляли реальной угрозы. Военные могли с ними справиться». [ 95 ]
«Сегодняшняя революция: демократия»
[ редактировать ]В 1971 году была опубликована книга «Сегодняшняя революция: демократия», предположительно написанная самим Маркосом, но позже выяснилось, что она была написана писателем- призраком . [ 99 ]
Отмечено как ранняя попытка обосновать военное положение. [ 100 ] «Сегодняшняя революция: демократия» изображает Маркоса как героически пытающегося создать жизнеспособную экономику, несмотря на сопротивление со стороны его предполагаемых врагов: коммунистов, семей олигархов и элитарных политиков. [ 100 ] несмотря на то, что сам Маркос дружил с олигархами и был в союзе с элитистами . Следуя за штормом в первом квартале , это была также попытка уловить дискурс «Незавершенной революции», который был крылатой фразой активистской молодежи того периода, пытавшейся представить Маркоса как законного наследника Филиппинской революции. [ 99 ]
Во время военного положения (1972–1981)
[ редактировать ]Идеология «конституционного авторитаризма».
[ редактировать ]Среди обоснований объявления военного положения Маркосом были связанные идеологии «Багонг Липунан» («новое общество»). [ 101 ] : "66" и «конституционного авторитаризма». [ 12 ]
Маркос заявил, что существует необходимость «реформировать общество» [ 101 ] : "66" поставив его под контроль «доброжелательного диктатора» в «конституционной власти», которая могла бы провести недисциплинированное население через период хаоса. [ 101 ] : "29" [ 102 ]
Социальная инженерия в условиях «Нового общества»
[ редактировать ]Президент Маркос поддержал идеологию «конституционного авторитаризма» различными упражнениями в области социальной инженерии, объединенными под лозунгом «багонг липунан» или «нового общества». [ 103 ] : 13
Система образования Филиппин претерпела серьезный период реструктуризации после объявления военного положения в 1972 году. [ 104 ] в котором было переориентировано преподавание граждановедения и истории. [ 104 ] [ 105 ] так, чтобы он отражал ценности, которые поддерживали Багонг Липунан и его идеологию конституционного авторитаризма. [ 12 ] [ 106 ] : 414 Кроме того, оно попыталось синхронизировать образовательную программу с экономической стратегией администрации по экспорту рабочей силы. [ 104 ]
Администрация Маркоса также подготовила множество пропагандистских материалов, включая речи, книги, лекции, лозунги и многочисленные пропагандистские песни, для ее продвижения. [ 103 ] : 13 [ 107 ] [ 12 ]
Контроль средств массовой информации
[ редактировать ]Маркос взял под свой контроль средства массовой информации, чтобы заставить замолчать общественную критику во время того, что считалось «темными днями военного положения». [ 108 ] После объявления военного положения Маркос арестовал журналистов и взял под свой контроль средства массовой информации. Это позволяло ему диктовать, какую информацию и мнения публиковать или транслировать. [ 109 ] С помощью клановой прессы диктатура Маркоса подавляла негативные новости и преувеличивала позитивные новости, создавая тем самым ощущение прогресса и относительного спокойствия на начальном этапе военного положения. [ 110 ]
По словам профессора журналистики Луиса Теодоро, период военного положения нанес ущерб Биллю о правах и институтам либеральной демократии, таким как пресса. [ 111 ] Вызовы диктатуре в СМИ будут исходить от подпольной прессы. [ 112 ] а затем и из надземного пресса от комаров. [ 113 ]
Закрытие СМИ и нападение на журналистов
[ редактировать ]Утром 23 сентября 1972 года солдаты Маркоса арестовали журналистов, совершили рейды и заперли средства массовой информации на Филиппинах. [ 114 ] Хоакин Росес , Теодоро Локсин-старший, Максимо Соливен , Амандо Доронила и другие представители СМИ были схвачены и помещены под стражу в Кэмп Краме вместе с представителями политической оппозиции. [ 115 ]
Приказ Маркоса о захвате газет, журналов, радио- и телевещания в соответствии с Инструкцией № 1 был сделан с явной целью предотвратить подрыв веры и доверия людей к режиму. [ 116 ] [ 117 ]
Во время военного положения, нанеся еще один удар по свободе прессы, Маркос приказал закрыть 7 крупных английских и 3 филиппинских газеты, 1 англо-филиппинскую газету, 11 английских еженедельных журналов, 1 испанскую ежедневную газету, 4 китайские газеты, 3 деловых издания, 1 службу новостей, 7 телевизионных станций, 66 общественных газет и 292 радиостанции по всей стране. [ 118 ] Журналисты были заключены в тюрьму, подвергнуты пыткам, убиты или « исчезли » при диктатуре. [ 119 ] [ 120 ]
Клановая пресса и цензура
[ редактировать ]Диктатура также осуществляла полную цензуру посредством Инструкции № 1 и Приказа № 1 Департамента общественной информации, изданного 25 сентября 1972 года. [ 121 ] Только новостным агентствам, принадлежащим друзьям Маркоса, было разрешено возобновить работу, например, газете Philippine Daily Express, принадлежащей приятелю Роберто Бенедикто . [ 122 ]
Переписывание истории Филиппин
[ редактировать ]Персонаж «Апо»
[ редактировать ]Начав свои ранние попытки изобразить себя мужественным мачо, Маркос позже связал себя с идеализированными образами лидеров доколониальных филиппинских поселений - «Апо», «Дату», «Раджа» и «Лакан». [ 75 ] Он развивал этот имидж себя как сильного мужского лидера, восхваляя ранние исторические поселения Барангая. [ 123 ] и класс воинов Махарлика. [ 39 ] [ 124 ] [ 125 ]
Исторический проект «Тадхана»
[ редактировать ]В 1970-х годах администрация Маркоса приступила к реализации проекта по публикации многотомной «новой истории филиппинского народа» под названием «Тадхана» («Судьба»), которая, наряду с идеологией конституционного авторитаризма и попытками Маркоса бросить себя в духе филиппинского народа, доколониальных лидеров архипелага, был призван помочь придать легитимность авторитарному правлению Маркоса. [ 126 ] В конечном итоге были опубликованы три тома проекта, который так и не был завершен: том 1 и 2 опубликованы в нескольких отдельных частях в 1976, 1977 и 1980 годах, а «сжатый» том опубликован под названием « Тадхана: Формирование Национальное сообщество (1565–1896) », изданное в 1976 году. [ 127 ]
Историографы сходятся во мнении, что публикация Тадханы действительно способствовала развитию дискурса по истории Филиппин, но что проект в конечном итоге оказался ошибочным из-за его явно политического характера. [ 128 ]
Пропаганда как «Король Махарлики»
[ редактировать ]Цель Маркоса в переписывании истории Филиппин изложена его основным спичрайтером Адрианом Кристобалем, цитируемым журналистом Яном Барумой: [ 7 ]
Маркос рассматривает Филиппины как общество племен. И он видит себя великим племенным вождем, «дату» доиспанских времен. Он разрушил большую часть старой сети семейных и региональных связей, чтобы стать единственным покровителем, королем Махарлики. [ 7 ]
Далее Барума процитировал Кристобаля, сказав: «… что Маркос и первая леди хотели больше всего на свете, так это быть королем и королевой. Они хотели сформировать королевство по своему собственному образу; подобно Королю-Солнцу, Людовику XIV, Маркос хотел иметь возможность сказать: «L'état c'est moi». [ 7 ]
Книги пропаганды военного положения
[ редактировать ]За «Сегодняшней революцией: демократия» позже последовало несколько книг, опубликованных под именем Маркоса с 1970 по 1983 год, которые, как полагают, были написаны писателями-призраками , в частности Адрианом Кристобалем . [ 99 ] [ 129 ] [ 130 ]
Последняя книга будет опубликована после его смерти, в 1990 году.
Монета Нового общества в пять песо.
[ редактировать ]
С 1975 по 1982 год Bangko Sentral ng Pilipinas (BSP) представил монету в пять песо в рамках новой серии «Ang Bagong Lipunan», выпущенной в ознаменование объявления Маркосом военного положения. На аверсе имеется надпись «Ang Bagong Lipunan», год чеканки, и профиль Маркоса, который был президентом на протяжении всего обращения монет, обращенный влево. Сам Маркос одобрил выпуск монет своим собственным лицом. Номинал, надпись «Republika ng Pilipinas» и официальный герб находятся на реверсе. [ 131 ] Монета вместе с другими номиналами серии Анг Багонг Липунан была демонетизирована BSP 2 января 1998 года.
Бюст Маркоса
[ редактировать ]Среди наиболее ярких символов правления Маркоса над Филиппинами был 30-метровый (98 футов) бетонный бюст , построенный в 1978 году Управлением по туризму Филиппин недалеко от вершины горы Шонтуг в Тубе , Бенгет , вдоль шоссе Аспирас-Палиспис. на туристическом маршруте в Багио . [ 132 ] Вызывающий споры как символ самопрославления , его строительство было отмечено тем, что коренное население ибалои было вытеснено с их земель. [ 133 ]
Бюст был уничтожен 29 декабря 2002 года подозреваемыми охотниками за сокровищами, которые думали, что в бюсте содержатся части предполагаемого сокровища Ямасита , хотя ранние предположения заключались в том, что Новая народная армия . за взрывом памятника стояла [ 134 ]
Во время Четвертой республики (1981–1986)
[ редактировать ]Сокрытие болезни
[ редактировать ]К концу его 21-летнего правления здоровье Маркоса начало ухудшаться. Но поскольку он построил свой имидж вокруг мифического филиппинского образа Адама «Малакаса», его администрация продолжала изображать его как «филиппинского супермена», делая все возможное, чтобы скрыть его болезни. [ 135 ]
Подавление освещения убийства Ниноя Акино
[ редактировать ]Администрация Маркоса также пыталась контролировать освещение в СМИ убийства Ниноя Акино, продвигая идею о том, что убийца Акино Роландо Гальман сделал это как часть коммунистического заговора, и пытаясь высмеять любого из тех, кто называл Акино героем или мучеником. [ 136 ]
Глобальная репутация
[ редактировать ]также распространено Среди пропагандистов Маркоса и исторических ревизионистов изображение Маркоса как «единственного президента, который выступил против Соединенных Штатов Америки ». Это постколониальное мышление предполагает, что Филиппины не пользуются уважением среди сообщества наций, и изображает Маркоса гением внешней политики. Однако можно ясно взглянуть на отношения Маркоса с различными президентами США, особенно с Рональдом Рейганом , и становится ясно, что Маркос подчинялся Вашингтону во второй половине своего президентства. Именно директор ЦРУ адмирал Уильям Кейси предложил Маркосу провести досрочные выборы, а сенатор Пол Лаксальт в последнюю ночь революции EDSA предложил Маркосу « отрезать. Отрезать начисто. Время пришло » . [ 137 ] [ редакция ]
Интересно, что Маркос в 1988 году опубликовал свой собственный отчет о революции EDSA под названием « Трилогия о трансформации филиппинского общества ». Сам Маркос напишет, что будет консультироваться с послом США Стивеном Босвортом и Вашингтоном по поводу важных решений, принятых в начале 1986 года. [ 138 ]
Искажение и пропаганда после смерти Маркоса
[ редактировать ]После смерти Фердинанда Маркоса в 1989 году пропагандистские усилия [ 139 ] были созданы, чтобы обелить его место в истории Филиппин. [ 21 ] [ 22 ] и способствовать возвращению семьи Маркос к власти – акт, который правозащитники и историографы называют историческим искажением [ 140 ] или исторический отрицание [ 23 ] [ 141 ] (часто ошибочно используя академически неточный термин «исторический ревизионизм»). [ 24 ]
Поначалу это в основном заключалось в простом отрицании или упрощении нарушений прав человека и экономического грабежа, имевших место во время правления Маркоса, а также роли, которую дети Маркоса играли в администрации. [ 142 ] [ 143 ] [ 144 ]
С популяризацией социальных сетей в 2010-х годах несколько блоггеров и создателей контента создали видео и статьи, предположительно разоблачающие коррупцию и злодеяния Маркоса. Яркими примерами являются политический блог Get Real Philippines и YouTube -канал Pinoy Monkey Pride. Позднее исследование 2018 года показало, что эти усилия по искажению истории были связаны с «профессиональной иерархической группой политических деятелей» во главе с руководителями по рекламе и связям с общественностью, «которые разрабатывают кампании по дезинформации, мобилизуют армии кликов и реализуют инновационные «цифровые технологии». секретные операции» и «шифрование сигнала» для любого заинтересованного политического клиента». [ 145 ] [ 146 ]
Исторический отрицание
[ редактировать ]После смерти Фердинанда Маркоса оставшиеся члены семьи Маркос вернулись на Филиппины и снова занялись политикой и общественной жизнью. [ 147 ] [ 148 ] [ 6 ] Они и их последователи были известны примерами исторического ревизионизма , а также отрицанием или упрощением нарушений прав человека и экономического грабежа, которые имели место во время правления Маркоса, а также роли, которую дети Маркоса играли в администрации. [ 142 ] [ 143 ] [ 144 ]
Искажение и усилия по дезинформации
[ редактировать ]Организованная «сетевая дезинформация»
[ редактировать ]В 2018 году доктор Джейсон Кабаньес из Университета Лидса Школы СМИ и коммуникаций и доктор Джонатан Корпус Онг из Массачусетского университета в Амхерсте опубликовали исследование организованных усилий по дезинформации на Филиппинах под названием « Архитекторы сетевой дезинформации: за кулисами». аккаунтов троллей и производства фейковых новостей на Филиппинах » . [ 146 ] [ 149 ] [ 150 ] На основе наблюдений участников в группах сообщества Facebook и аккаунтах Twitter, а также интервью с ключевыми информантами с 20 «архитекторами дезинформации», проведенных с декабря 2016 года по декабрь 2017 года, исследование описало «профессиональную иерархическую группу политических деятелей, которые разрабатывают кампании дезинформации». мобилизовать армии кликов и применять инновационные методы «цифровых секретных операций» и «шифрования сигналов» для любого заинтересованного политического клиента». [ 145 ] В этой сети были «специалисты по рекламе и связям с общественностью наверху». [ 146 ]
Одним из открытий исследования Онга и Кабаньеса в 2018 году стало то, что методы «персонального брендинга» использовались, чтобы «назвать ревизионистскую версию 20-летнего режима Маркоса «золотым веком Филиппин»» с использованием таких инструментов, как YouTube. видео «в стремлении восстановить политический блеск семьи Маркос». [ 145 ]
Было также выявлено существование кампании « Илибинг На » («Похороните сейчас»), направленной на создание общественной поддержки похорон героя Фердинанда Маркоса с использованием «отвлекающей тактики, чтобы избежать обвинений в нарушениях прав человека и коррупции во время правления Фердинанда Маркоса». [ 145 ] и запуск «цифровых секретных операций, направленных против видных критиков» Маркосов, особенно вице-президента Лени Робредо . [ 145 ]
Распространение дезинформации через социальные сети.
[ редактировать ]Хотя существует мнение, что дезинформация о режиме Маркоса поступает в основном из «пропагандистских книг», написанных союзниками Маркоса, исследование 2020 года показало, что примерно 72% подтвержденной дезинформации о Маркосе исходят непосредственно из социальных сетей, а не из печатных источников. [ 151 ]
В ходе исследования было изучено 119 утверждений о Маркосах, которые были опровергнуты различными новостными организациями. Исследование показало, что 21% из них были «распространены через социальные сети» и «не относятся к книгам в поддержку Маркоса»; 20% из них исходили от человека, цитируемого СМИ, что не может быть связано с ранее существовавшим текстом; и около 31% — о недавних событиях. Лишь около 15% можно было найти в текстах различных пропагандистских книг, а остальные 13% состояли из «общих утверждений». [ 151 ]
Распространенные пропагандистские повествования
[ редактировать ]Пропаганда «золотого века»
[ редактировать ]Различные сторонники Маркоса, в первую очередь его ближайшие родственники, [ 152 ] также отрицают негативные экономические последствия авторитарного правления и, в частности, политики Маркоса, изображая первоначальные успехи в период сразу после объявления военного положения как доказательство экономического «золотого века» Филиппин, одновременно преуменьшая серию начавшихся экономических коллапсов. в середине-конце 1970-х годов. [ 152 ] [ 153 ] [ 154 ]
Исследование сетевой дезинформации, проведенное Онгом и Кабаньесом в 2018 году, определило пропаганду «золотого века» как одну из тактик, используемых профессиональными пропагандистами для содействия политическому возвращению братьев и сестер Маркос в середине 2010-х годов. [ 145 ] Журналисты-расследователи и средства массовой информации также согласились с тем, что пропаганда «золотого века» является преднамеренной дезинформацией. [ 155 ]
Пропаганда пропаганды «золотого века» побудила многочисленные группы экономистов, историков и других ученых развенчать ее. [ 155 ] [ 156 ] но в некоторых сообщениях отмечается, что использование «обманчивой ностальгии» в качестве пропаганды эффективно вводит общественность в заблуждение. [ 157 ] [ 156 ]
Пропаганда «региональной военной мощи»
[ редактировать ]Филиппины заявили , не были региональной военной державой в годы правления Маркоса, но и не были самыми слабыми: вооруженные силы Филиппин они «были одной из наиболее хорошо оснащенных вооруженных сил в Азии ». что в то время [ 158 ] Хотя Маркос действительно инвестировал значительные средства в армию во время своего правления, другие страны Азии, такие как Таиланд и Камбоджа, в то время опережали Филиппины с точки зрения военного потенциала. также В то время Филиппины сильно зависели от Соединенных Штатов в плане своей внешней обороны. [ 159 ]
Согласно статье Эндрю Тана, опубликованной в 2004 году для обороны и стратегических исследований Сингапура , вооруженные силы Сингапура Института , Малайзии , Индонезии и Филиппин «можно охарактеризовать как слабые в военном отношении, с небольшим количеством основных систем вооружения». Тан, стратегический аналитик, специализирующийся на исследованиях в области обороны и безопасности, цитирует «Военный баланс 1974–75» как снимок военного потенциала государств Юго-Восточной Азии в 1974 году, который показывает, что Филиппины отстают от Таиланда по численности личного состава с 274 000 до 396 000 человек.
AFP , военных Таиланда , Лаоса Сингапура Камбоджи и также отставала от по боевой авиации . В 1974 году ВВС Филиппин имели 36 самолетов, что соответствует уровню Малайзии . Таиланд имел 105 боевых самолетов. В Лаосе шла гражданская война , где в то время Т-28 , было 85 самолетов, при этом «большая часть боевых самолетов состояла из поставленных США штурмовиков », - писал Тан. В Сингапуре — 65, в Камбодже — 64. [ 160 ]
Страна | Военная сила | Танк | Бронетранспортер | 155-мм гаубица | Боевой вертолет | Боевой самолет | Ракетное ремесло |
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
159,000 | 0 | ? | 0 | 0 | 11 | 0 |
![]() |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ...(3) |
![]() |
220,000 | ? | 175 | 20 | 16 | 64 | 0 |
![]() |
270,000 | ? | ? | 0 | 0 | ...(2) | ...(2) |
![]() |
63,000 | 10 | ? | ? | 0 | 81(5) | 0 |
![]() |
92,000 | 0 | 700 | 0 | 0 | 36 | 8 |
![]() |
...(4) | ...(4) | ...(4) | ...(4) | ...(4) | ...(4) | ...(4) |
![]() |
274,000 | 8 | 20 | 5 | 0 | 36 | 0 |
![]() |
52,000 | 75 | ? | 0 | 0 | 65 | 6 |
![]() |
396,000 | 195 | 200 | 12 | 0 | 105 | 0 |
В совместном исследовании 1973 года, проведенном Разведывательным управлением Министерства обороны (DIA) и Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), американские службы безопасности также заявили, что «Филиппины имеют мало возможностей предоставить материалы для своих вооруженных сил… Все остальные военные материалы импортируются. США в первую очередь через Программу военной помощи ». В совместном исследовании РУВ-ЦРУ также отмечается, что филиппинские вооруженные силы «постоянно страдают от серьезных недостатков в системе снабжения и технического обслуживания, включая неэффективную систему учета, бессистемное распределение, неадекватные складские помещения и плохое обслуживание». [ 159 ]
В статье, опубликованной Philippine Star в 2017 году , также говорилось, что военное присутствие США, особенно в Кларке и Субике, и помощь, полученная в результате этого присутствия, представляют собой «самое большое оружие в арсенале Маркоса». [ 158 ]
Пропаганда в социальных сетях "Золото Таллано"
[ редактировать ]В социальных сетях есть сообщения, в которых ложно утверждается, что Маркосу и его партнеру в 1949 году клиент заплатил 640 000 тонн золота, что предположительно сделало их самыми богатыми людьми в мире. [ 161 ] [ 162 ] Золото предположительно было выплачено Маркосу королевской семьей Таллано , которая, как говорят, правила королевством под названием Махарлика до того, как Испания колонизировала Филиппины. [ 162 ] Однако не существует исторических документов, подтверждающих, что королевская семья по имени Таллано управляла королевством под названием Махарлика или что Маркос был адвокатом такой семьи. [ 162 ]
См. также
[ редактировать ]- Фердинанд Маркос
- Военное положение при Фердинанде Маркосе
- Строительный комплекс
- Для развития людей нужна дисциплина
- Новое Рождение
- Список культов личности
- Культ личности Сталина
- Культ личности Си Цзиньпина
- Северокорейский культ личности
- Культ личности Адольфа Гитлера
- Ролекс 12
- Бонгбонг Маркос
- Семья Маркос
- Касикская демократия
- Непреклонные сторонники Дутерте
- Трампизм
- Фуджиморизм
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Рут, Хилтон Л., Три азиатских диктатора: хороший, плохой и злой (16 января 2016 г.). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2716732
- ^ Марк М. Тернер (1990) Авторитарное правление и дилемма легитимности: дело президента Филиппин Маркоса, The Pacific Review, 3:4, 349–362, DOI: 10.1080/09512749008718886
- ^ Баутиста Максимиано, Хосе Марио (17 июля 2018 г.). «Силачи Гитлер, Сталин, Маркос – исследование характера» . INQUIRER.net США . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Раймонд, Уолтер Джон (1992) Политический словарь: избранные американские и зарубежные политические и юридические термины. ISBN 9781556180088
- ^ «Дело №60: Семейное дело» . Philstar.com . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с де Инчаусти, Ник (23 сентября 2016 г.). «Почему пропаганда Маркоса жива?» . Журнал Esquire Филиппины . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бурума, Ян (16 января 1986 г.). «Кто может искупить мать-филиппинку?» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Герреро, Эйлин (10 сентября 1993 г.). «Культы начинались как политическое оружие, а закончились обожествлением Фердинанда Маркоса похоронами AM-Маркоса» .
- ^ Jump up to: а б с Кесслер, Ричард Джон (1989). Восстание и репрессии на Филиппинах . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04406-5 . OCLC 19266663 .
- ^ Сан-Хуан-младший, Э. (1978) https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1080/03064227808532787
- ^ Jump up to: а б Лико, Жерар (2003). Комплекс зданий: власть, миф и государственная архитектура Маркоса. Издательство Гавайского университета.
- ^ Jump up to: а б Ромеро, Хосе В. младший (2008). Филиппинская политическая экономия . Кесон-Сити, Филиппины: Центральный книжный магазин. ISBN 978-971-691-889-2 . ОСЛК 302100329 .
- ^ Кураминг, Роммель А. Власть и знания в Юго-Восточной Азии: государство и ученые в Индонезии и на Филиппинах. ISBN 9780429438196
- ^ Маккаллус, JP (1989): «Мифы нового филиппинца: пропаганда филиппинского правительства в первые годы военного положения». Филиппинский ежеквартальный журнал. Культура и общество 17 (2): 129–48.
- ^ Герт, Джефф; Бринкли, Джоэл (23 января 1986 г.). «Роль Маркоса во время войны дискредитирована в документах США» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Досье № 60: Развенчание мифа о войне Маркоса» . Вера Файлс. 4 июля 2016 г. Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ «Искусство обмана | 31 год амнезии» .
- ^ Рафаэль, Висенте Л. (апрель 1990 г.). «Покровительство и порнография: идеология и зрительство в ранние годы Маркоса» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 32 (2): 282–304. дои : 10.1017/S0010417500016492 . ISSN 1475-2999 . S2CID 144809573 .
- ^ Чимату, Фрэнк; Сантос-Доктор, Джойя (1 января 2003 г.). «Филиппинский Озимандиас до сих пор не дает покоя». Филиппинский Daily Inquirer. Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Правительство Филиппин столкнулось с негативной реакцией на фоне заявлений о том, что оно пытается обелить историю покойного диктатора Маркоса» . «Стрейтс Таймс» . 12 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Вильямор, Фелипе (8 ноября 2016 г.). «Филиппины могут похоронить героя Фердинанда Маркоса, постановил Высокий суд» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Руководство для исторических ревизионистов» . Esquiremag.ph .
- ^ Jump up to: а б с «Военное положение и исторический ревизионизм: целостное понимание» . 30 апреля 2016 г.
- ^ Галам, Родерик Г. (2008). «Рассказ о социальной памяти диктатора (корабля), Маркосе и литературе Илокано после революции 1986 года ». Филиппинские исследования . 56 (2): 151–182. ISSN 0031-7837 . JSTOR 42633953 .
- ^ Попан, Адриан Теодор (август 2015 г.). Азбука подхалима: структурные условия возникновения диктаторских культов личности (Диссертация). Техасский университет. дои : 10.15781/T2J960G15 . hdl : 2152/46763 .
- ^ «Народная власть EDSA: неадекватный вызов ревизионизму Маркоса» . Центр свободы и ответственности СМИ . 10 марта 2016 г. Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ «Филиппинцев призвали «бороться с историческим ревизионизмом» » . Звезда . Проверено 11 июля 2020 г.
- ^ Пангаланган, Рафаэль Лоренцо А.; Фернандес, Джеммо Баутиста; Тугаде, Руби Россель Л. (18 декабря 2018 г.). «Маркосианские зверства: исторический ревизионизм и правовые ограничения на забвение» . Азиатско-Тихоокеанский журнал по правам человека и закону . 19 (2): 140–190. дои : 10.1163/15718158-01902003 . ISSN 1571-8158 . S2CID 195518968 .
- ^ «Против переписывания истории: исследователь ревизионизма Маркозов» . 8 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Селоза, Альберт Ф. (1997). Фердинанд Маркос и Филиппины: политическая экономия авторитаризма . Издательство Прагер . ISBN 978-0-275-94137-6 .
- ^ «ФЕРДИНАНД МАРКОС УМИРАЕТ НА ГАВАИ В 72 ЛЕТ» . Вашингтон Пост . 29 сентября 1989 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ «Маркос был больше, чем просто еще одним свергнутым диктатором» . Чикаго Трибьюн . 29 сентября 1989 года.
- ^ У, Чонсок (2011). Вызовы безопасности и военная политика в Восточной Азии: от государственного строительства к постдемократизации . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-1-4411-9927-0 . OCLC 709938449 .
- ^ Калл, Николас Джон; Калберт, Дэвид Холбрук; Уэлч, Дэвид (2003). Пропаганда и массовое убеждение: Историческая энциклопедия с 1500 года по настоящее время . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-57607-820-4 .
- ^ Jump up to: а б Скотт, Уильям Генри (1992). В поисках доиспанских филиппинцев и других очерков по истории Филиппин . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-0524-7 .
- ^ Маккой, Альфред В. (1999). Ближе, чем братья: мужественность в Филиппинской военной академии . Издательство Йельского университета. стр. 167–170 . ISBN 978-0-300-07765-0 .
- ^ Jump up to: а б Примитиво, Михарес (2017). Супружеская диктатура Фердинанда и Имельды Маркос: исправленная и аннотированная (Пересмотренная ред.). Кесон Сити. ISBN 978-971-550-781-3 . OCLC 988749288 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Морроу, Пол (16 января 2009 г.). «Махарлика и древняя классовая система» . Филиппинский экспресс . Архивировано из оригинала 19 января 2009 года . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Кимпо, Натан Гилберт. Филиппинский национализм представляет собой противоречие в терминах «Колониальное название, колониальный менталитет и этноцентризм, часть первая из четырех», «Касама», том. 17 № 3 / июль – август – сентябрь 2003 г. / Сеть солидарности Филиппин и Австралии, cpcabrisbance.org
- ^ Национальная историческая комиссия Филиппин. « Почему Фердинанд Э. Маркос не должен быть похоронен в Либингане Баяни ». 8–9. 12 июля 2016 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Майор. Р. Г. Лэнгэм. «Признание партизанского отряда». В Национальной исторической комиссии Филиппин. « Почему Фердинанд Э. Маркос не должен быть похоронен в Либингане Баяни ». 9. 12 июля 2016 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Герт, Джефф; Бринкли, Джоэл (23 января 1986 г.). «Роль Маркоса во время войны дискредитирована в документах США» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Выводы PCIJ: что ошибочного и нечеткого в цифрах войны с наркотиками?» . Филиппинский центр журналистских расследований. 8 июня 2017. Архивировано из оригинала 21 сентября 2014 года . Проверено 23 августа 2020 г.
- ^ Статья Булатлата, ставящая под сомнение подвиги Маркоса во время войны: АРТУР П. ГАРСИА. «Настоящие герои перевала Бессан » Булатлат . В (19).
- ^ «Медали Маркоса: только 2 из 33 вручены в бою» . Глобальные новости. 28 апреля 2011 г.
- ^ «Армия США много лет назад назвала рассказы Маркоса о Второй мировой войне ложью» . Орландо Сентинел . 23 января 1986 года.
- ^ «Возвращение фальшивых медалей Маркоса (Часть III)» . Азиатский журнал . 13 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г.
- ^ Майниго, Бенджамин. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДдельных медалей Маркоса (Часть I)» . Азиатский журнал США. Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года. 15 августа 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Шарки, Джон. «Тайна Маркоса: действительно ли филиппинский лидер выиграл медали США за доблесть? Он пользуется почестями, которых, возможно, не заслужил» . Вашингтон Пост . 18 декабря 1983 г.
- ^ Бондок, Яриус (29 апреля 2011 г.). «Медали Маркоса: только 2 из 33 вручены в бою» . Фил Стар Глобал.
- ^ «Историк: военные подвиги Маркоса «полны лжи» » . спн . Архивировано из оригинала 1 мая 2018 года . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ «Пояснения к медалям Маркоса за Вторую мировую войну» . Рэплер . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ «Биография Альфреда В. Маккоя» . Университета Висконсин-Мэдисон Исторический факультет . Архивировано из оригинала 28 августа 2011 года.
- ^ Роблес, Раисса (17 мая 2011 г.), выдающийся филиппинский военный историк назвал похороны Маркоса «героем» , Раисса Роблес: внутри политики и за ее пределами
- ^ Jump up to: а б Национальная историческая комиссия Филиппин. « Почему Фердинанд Э. Маркос не должен быть похоронен в Либингане Баяни ». 5–6. 12 июля 2016 г. Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Общество Почетной медали Конгресса. Хосе Калугас . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Общество Почетной медали Конгресса. Получатели . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Национальный Зал почета Пурпурного сердца . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Военные награды США за доблесть . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Ариарте, Джоэл; Рейес, Мигель Пауло (3 июля 2016 г.). «Дело №60: Семейное дело» . Вера Файлс . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Самонте, Мауро Джиа (9 июня 2019 г.). «Доктор Хосе П. Лорел: за пределами предрассудков» . Манила Таймс Получено 12 , июня
- ^ Шарки, Джон (24 января 1986 г.). «Новые сомнения относительно военной роли Маркоса» . Вашингтон Пост . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Кравчук, Макс. «Почему филиппинское кино процветало во время военного положения: угнетение дает жизнь искусству, говорят кинематографисты» . OneNews.ph . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Рафаэль, Висенте Л. (1990). «Покровительство и порнография: идеология и зрительство в ранние годы Маркоса». Сравнительные исследования в обществе и истории . 32 (2): 282–304. дои : 10.1017/S0010417500016492 . ISSN 0010-4175 . JSTOR 178916 . S2CID 144809573 .
- ^ Jump up to: а б с д и Магно, Александр Р., изд. (1998). «Демократия на перепутье». Касайсаян, История филиппинского народа, том 9: Возрождение нации . Гонконг: Asia Publishing Company Limited.
- ^ Гарсия, Эдди (27 июля 1969 г.), of Heaven (драма), United Brothers Productions , получено 7 апреля. Separation
- ^ Хоппер, Джерри (9 апреля 1987 г.), Махарлика (боевик, война), Roadshow Films International, Solar Films , получено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Партизанский ударный отряд в 1970-е годы» . www.rarewarfilms.com . Получено 7 апреля ,
- ^ «МАХАРЛИКА (1969)» . БФИ . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Исследования, Филиппинский журнал третьего мира по планированию свадьбы (2013). «Приложение 5.1: Письмо Луиса Непомучено Имельде Маркос о фильме Махарлика» . Свадьба: Филиппинский журнал исследований третьего мира . 27 : 589–592. ISSN 2012-080X .
- ^ «Manila Standard — Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Толентино, Роландо Б. (2000). «Национальные тела и сексуальность». Филиппинские исследования . 48 (1): 53–79. ISSN 0031-7837 . JSTOR 42634353 .
- ^ «Маркос умирает в горькой ссылке в Гонолулу в возрасте 72 лет: у свергнутого филиппинского правителя были заболевания почек, сердца и легких» . 29 сентября 1989 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маккой, Альфред В. (2000). «Филиппинское Содружество и культ мужественности» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 48 (3): 315–346. ISSN 2244-1638 .
- ^ Адель, Розетта. «Искусство обмана – 31 год амнезии» . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Сумаяо, Марко (24 сентября 2018 г.). «Рисунок мифа о Маркосе: Фердинанд прекрасен, Имельда прекрасна » Эсквайр Филиппины . Получено 18 . августа
- ^ Jump up to: а б Суджич, Деян (3 ноября 2015 г.). Комплекс зданий: как богатые и влиятельные формируют мир . ХК Пингвин Пресс. ISBN 978-1-59420-068-7 .
- ^ Jump up to: а б Лапенья, Кармела Г.; Аркиса, Ясмин Д. (20 сентября 2012 г.). «Масагана 99, Нутрибун, «строительный комплекс» больниц Имельды » ГМА Новости
- ^ Эдуардо К. Тадем (24 ноября 2016 г.). «Долг Маркоса» . Филиппинский Daily Inquirer . Архивировано из оригинала 8 ноября 2017 года . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Афинидад-Бернардо, Дени Роуз М. «Комплекс здания | 31 год амнезии» . Филиппинская звезда . Архивировано из оригинала 4 марта 2017 года . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Марсело, Сэм (13 апреля 2012 г.). «Силовые структуры» . БизнесМир . Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Манапат, Рикардо (1991). Некоторые умнее других: история кланового капитализма Маркоса . Публикации Алетейи. ISBN 978-971-91287-0-0 . OCLC 28428684 .
- ^ «Комплекс зданий: строительство на спинах филиппинского народа» . Музей военного положения . Проверено 5 мая 2018 г.
- ^ Туссен, Эрик (7 октября 2014 г.). «Всемирный банк и Филиппины» . www.cadtm.org . Архивировано из оригинала 9 ноября 2009 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Магно, Александр Р., изд. (1998). «Бандиты, преступники и Робин Гуды». Касайсаян, История филиппинского народа, том 9: Возрождение нации . Гонконг: Asia Publishing Company Limited.
- ^ Агустин, Карлос Л., коммодор (2012). «Краткий исторический обзор вооруженных сил Филиппин». Трансформация: читатель о реформе сектора безопасности . Пасиг, Филиппины: Международный центр инноваций, преобразований и передового опыта в области управления. ISBN 978-971-93923-1-6 . OCLC 815836447 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Формальная демократия и ее альтернативы на Филиппинах» . Транснациональный институт (на испанском языке). 26 июля 2005 года . Проверено 14 июня 2018 г.
- ^ Карноу, Стэнли (19 марта 1989 г.). «РЕЙГАН И ФИЛИППИНЫ: бросить Маркоса на произвол судьбы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Франциско, Катерина (16 сентября 2016 г.). «Оглянитесь назад: когда Сенат сказал «нет» обновлению баз США» .
- ^ Сен, Рабиндра (июнь 2005 г.). «Филиппины – особые отношения США: холодная война и последующий период». Джадавпурский журнал международных отношений . 9 (1): 85–92. дои : 10.1177/0973598405110005 . ISSN 0973-5984 . S2CID 157525312 .
- ^ Jump up to: а б «Речь президента Рамоса при подписании законопроекта об отмене закона о борьбе с подрывной деятельностью» . Официальный вестник Республики Филиппины . 2 сентября 1992 года . Проверено 8 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Краткая история Коммунистической партии Филиппин » Коммунистическая партия Филиппин - 1 Архивировано из оригинала 7 ноября . Получено 5 ноября ,
- ^ Jump up to: а б Абиналес, ПН (nd). «Хосе Мария Сисон и филиппинская революция: критика интерфейса» (PDF) . Филиппинский университет Дилиман . Проверено 6 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Роблес, Раиса (2016). Маркос: Военное положение: Никогда больше . ФИЛИППИНЫ ДЛЯ ЛУЧШИХ ФИЛИППИН, INC.
- ^ Ричбург, Кейт Б.; Бранигин, Уильям (29 сентября 1989 г.). «ФЕРДИНАНД МАРКОС УМИРАЕТ НА ГАВАИ В 72 ЛЕТ» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Селоза, Альберт Ф. (1997). Фердинанд Маркос и Филиппины: политическая экономия авторитаризма . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-94137-6 .
- ^ Ширмер, Дэниел Б. (1987). Читатель с Филиппин: история колониализма, неоколониализма, диктатуры и сопротивления (1-е изд.). Бостон: Саут-Энд Пресс. ISBN 978-0-89608-276-2 . OCLC 14214735 .
- ^ Jump up to: а б с Рейес, Мигель Паоло (июнь 2018 г.). «Продюсирование Фердинанда Э. Маркоса, научного автора» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 66 (2). Университет Атенео де Манила : 173–218. дои : 10.1353/phs.2018.0017 . S2CID 149840669 . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Сентябрь 1972 года: вспоминая последние дни и часы демократии» . 21 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Брильянтес-младший, Алекс Б. (1987). Диктатура и военное положение: филиппинский авторитаризм в 1972 году . Кесон-Сити, Филиппины: Дилимана Филиппинского университета Школа государственного управления . ISBN 978-971-8567-01-2 .
- ^ Бельтран, JCA; Чинкау, Шон С. (20 октября 2016 г.). «На тенях тирании» . Гидон . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Оньебади, Уче (14 февраля 2017 г.). Музыка как платформа политической коммуникации . Херши, Пенсильвания. ISBN 978-1-5225-1987-4 . OCLC 972900349 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Мака, Марк (апрель 2018 г.). «Образование в «новом обществе» и политика экспорта рабочей силы Филиппин (1972–1986)» . Журнал международного и сравнительного образования . 7 (1): 1–16. дои : 10.14425/jice.2018.7.1.1 .
- ^ Абуева, Хосе (1979). «Идеология и практика в «новом обществе» ». Розенберг, Дэвид (ред.). Маркос и военное положение на Филиппинах . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 35–36. Хосе Абуева, «Идеология и практика в «новом обществе»», в книге «Маркос и военное положение на Филиппинах», под редакцией Дэвида Розенберга (Итака: Cornell University Press, 1979), стр. 35–36.
- ^ Риклефс, MC (2010). Новая история Юго-Восточной Азии . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-01554-9 . OCLC 965712524 .
- ^ «Послушайте «Багонг Силанг», самую известную из пропагандистских песен эпохи Маркоса» . Эсквайр Филиппины . 11 сентября 2018 г.
- ^ Productions, Кодао (22 ноября 2016 г.). «Заявление: предательское захоронение высмеивает борьбу за свободу прессы во время военного положения» . Кодао Продакшнс . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Последние новости: заставить СМИ замолчать в условиях военного положения» . Музей военного положения . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Лапенья, Кармела (20 сентября 2012 г.). «Баликвас: литература и средства массовой информации в условиях военного положения» . Новости GMA онлайн . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Теодоро, Луис (21 сентября 2015 г.). «Военное положение и СМИ» . АльтерМедиа . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Олеа, Роналин В. (28 сентября 2012 г.). «Подпольная пресса во время военного положения: Прорывая завесу тьмы, навязанную диктатурой» . Булатлат . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Сориано, Джейк (3 марта 2015 г.). «История москитной прессы эпохи Маркоса актуальна как никогда» . Yahoo Новости Филиппины . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Плаза, Джерри (7 мая 2020 г.). «В фокусе: воспоминания об отключении ABS-CBN в 1972 году» . АБС-КБН . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Объявление военного положения» . Официальный вестник . Архивировано из оригинала 8 июля 2017 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Инструкционное письмо № 1, с. 1972 г.» . Официальный вестник . 22 сентября 1972 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «ЛОЖЬ: Филиппинцы могут свободно передвигаться, могут смотреть новости во время военного положения» . Рэплер . 22 сентября 2018 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Дизон, Никко (28 февраля 2016 г.). «Дворец борется с «дезинформацией» о правлении Маркоса» . Спрашивающий . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Гонсалес, Ирис (24 сентября 2012 г.). «Зверства Маркоса: боль продолжается» . Новый интернационалист . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ «Писатели, журналисты как герои свободы» . Спрашивающий . 29 августа 2016 года . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Сан-Хуан, Э. (1 мая 1978 г.). «Маркос и СМИ». Индекс цензуры . 7 (3): 39–47. дои : 10.1080/03064227808532787 . S2CID 143398002 .
- ^ Пинлак, Мелани Ю. (1 сентября 2007 г.). «Маркос и пресса» . Центр свободы и ответственности СМИ . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Панте, Майкл Д. (21 сентября 2018 г.). «Роль барангая в «новом обществе» Маркоса » . CNN Филиппины . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Вольфганг Бетге. «Король Филипп II и Филиппины» . Литературный мост Филиппины . Проверено 6 ноября 2013 г.
- ^ Натан Гилберт Кимпо (2003). «Колониальное название, колониальный менталитет и этноцентризм» . Включение . 17 (3).
- ^ Абиналес, Патрисио (11 июня 2016 г.). «Историки и искажения «этой штуки с военным положением» » . Рэплер . Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Кураминг, Роммель А. (2018). «Переосмысление официальной истории: проект Тадхана на Филиппинах». В Бевернаже, Бербер; Воутерс, Нико (ред.). Справочник Пэлгрейва по государственной истории после 1945 года . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. стр. 237–253. дои : 10.1057/978-1-349-95306-6_12 . ISBN 978-1-349-95305-9 .
- ^ Кураминг, Роммель Аргамоза (2019). Власть и знания в Юго-Восточной Азии: государство и ученые Индонезии и Филиппин . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-0-429-79630-2 . OCLC 1110656244 .
- ^ «Реформа президентских коммуникаций» . Официальный вестник Республики Филиппины . Архивировано из оригинала 25 марта 2018 года . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Кураминг, Роммель Аргамоза (10 октября 2019 г.). «2. Генезис проекта Тадхана (сноска 47)». Власть и знания в Юго-Восточной Азии: государство и ученые Индонезии и Филиппин . Абингдон, Оксон. ISBN 978-0-429-79630-2 . OCLC 1110656244 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «5 Писо, Филиппины» . numista.com . Проверено 7 сентября 2020 г.
- ^ Чимату, Фрэнк; Сантос-Доктор, Джойя (1 января 2003 г.). «Филиппинский Озимандиас все еще преследует» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ Блэк, Артемио (30 декабря 2002 г.). «Бюст Маркоса взорван » . звезда Филиппинская . Получено 5 , февраля
- ^ Арзадон, Кристина (18 января 2003 г.). «Семья Маркоса не заинтересована в ремонте разбитого бюста» . Филиппинский Daily Inquirer . Лаоаг . Получено 27 февраля 2015 г. - из Новостей Google.
- ^ «Когда Фердинанд Маркос скрыл от филиппинцев свою болезнь» . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Программа исследования режима Маркоса (MRR), Центр исследований третьего мира UP (UP TWSC). «Как Маркос скрыл правду об убийстве Ниноя Акино – Диктадура – Исследование режима Маркоса» . diktadura.upd.edu.ph . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Мор, Чарльз (18 июля 1986 г.). «Лаксальт говорит, что глава ЦРУ предложил Маркосу объявить досрочное голосование» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Название папки: CO 125 (Филиппины) 589090 (1) Коробка: 153» (PDF) . Президентская библиотека Рональда Рейгана . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Сетевая пропаганда: ложные повествования из арсенала Маркоса» . Рэплер . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Де Вега, Хосе Марио (27 мая 2021 г.). «Исторический искажение – это разрушение основы нации» . Права человека онлайн Филиппины . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Субингсубинг, Криксия (22 сентября 2020 г.). «Ревизионизм, отрицание: ученые объясняют взгляды на эпоху Маркоса» . INQUIRER.net . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет миссии Amnesty International в Республике Филиппины 22 ноября – 5 декабря 1975 г.» (PDF) . Публикации Amnesty International. Сентябрь 1976 года.
- ^ Jump up to: а б «PCGG приветствует решение суда Сингапура по швейцарским фондам Маркоса» . Рэплер . 4 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Айи Макэриг (26 августа 2015 г.). «Маркос о папином режиме: за что мне извиняться?» . Рэплер .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Онг, Джонатан Корпус; Кабаньес, Джейсон Винсент (2018). Архитекторы сетевой дезинформации (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с «Производство фейковых новостей и тролли в социальных сетях » . 12 февраля 2018 г.
- ^ «Народная власть EDSA: неадекватный вызов ревизионизму Маркоса» . Центр свободы и ответственности СМИ. 10 марта 2016 г. Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Эрнандо-Малипот, Мерлина (7 сентября 2018 г.). «Преподаватели UP клянутся бороться с историческим ревизионизмом» . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 24 сентября 2018 г.
- ^ Гея Катрина Кабико (12 февраля 2018 г.). «Руководители рекламы и связей с общественностью являются «главными архитекторами» дезинформации на Филиппинах — исследование» . Philstar.com . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ «Главные архитекторы дезинформации в PH: Не совсем то, что вы думаете» . Рэпплер.com. 11 февраля 2018 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бердос, Энрико (11 декабря 2020 г.). «Пропагандистская сеть: связь между литературой, сайтами и онлайн-дезинформацией в поддержку Маркоса» . ABS CBN Новости и связи с общественностью . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Макараег, Полина (21 сентября 2020 г.). «Как объявление военного положения в 1972 году повлияло на экономику?» . Эсквайр Филиппины . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Гвидо, Эдсон Джозеф; де лос Рейес, Че (2017), «Лучшие времена? Данные опровергают экономические «золотые годы» Маркоса » , ABSCBN News and Public Relations
- ^ Галанг, Пинг (21 сентября 2009 г.). «Военное положение: дорогостоящие уроки экономического развития» . Новости GMA онлайн . Проверено 15 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «ТЕХНИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ VERA FILES: Обязательно прочтите об экономике Филиппин при Маркосе» . Вера Файлс . 21 сентября 2017 года . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б « 'ОБМАННАЯ НОСТАЛЬГИЯ': профессора истории UP предостерегают общественность от заявлений о «золотом веке» при Маркосе» . Новости GMA онлайн . 30 марта 2016 года . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Уэйли, Флойд (23 февраля 2016 г.). «30 лет после революции некоторые филиппинцы жаждут «золотого века» Маркоса» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Были ли Филиппины региональной военной державой при Маркосе?» . Филиппинская звезда.
- ^ Jump up to: а б «ЛОЖЬ: Военные силы под руководством Маркоса были наиболее развитыми в Азии» . Рэпплер. 17 ноября 2020 г. . Проверено 21 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «ВОЕННЫЙ БАЛАНС 1974–1975 - Стэнфордский университет» (PDF) . Стэнфордский университет.
- ^ «Сообщения содержат ложные утверждения о том, как бывший филиппинский диктатор Маркос приобрел свое богатство» . Проверка фактов . 21 сентября 2021 г. . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Неправда: филиппинская «королевская семья» правила доколониальным «королевством Махарлика» » . Рэплер . 15 февраля 2019 г. . Проверено 10 февраля 2022 г.