Каледонские морские активы
![]() | |
Тип компании | Открытая корпорация ( государственная ) |
---|---|
Промышленность | Водный транспорт |
Основан | 2006 |
Штаб-квартира | Порт Глазго , Шотландия [ 1 ] |
Обслуживаемая территория | Ривер Клайд , Внешние Гебриды , Внутренние Гебриды |
Услуги | Паромы , гавани |
Владелец | Правительство Шотландии |
Веб-сайт | www |
Caledonian Maritime Assets Limited (обычно сокращается до CMAL или CMAssets ; Stòras Mara Cailleannach Earr на шотландском гэльском языке ) владеет паромами , портами , гаванями и инфраструктурой для паромных перевозок, обслуживающих западное побережье Шотландии, Ферт-оф-Клайд и Северные острова.
CMAL является публичной корпорацией, находящейся в полной собственности правительства Шотландии , единственными акционерами которой являются шотландские министры. [ 2 ]
История
[ редактировать ]До 1 октября 2006 года компания Caledonian MacBrayne Ltd, которая полностью принадлежала правительству Шотландии, обеспечивала большую часть паромных перевозок Клайда и Гебридских островов и владела соответствующими судами, а также рядом портов и гаваней, которыми пользовались эти суда. Эти услуги требовали ежегодного гранта на дефицит доходов от тогдашней исполнительной власти Шотландии для поддержания уровня жизненно важных услуг. [ 2 ]
В целях соответствия европейским руководящим принципам государственной помощи морскому транспорту был признан необходимым открытый публичный тендер в отношении этих паромных перевозок, и паромные перевозки Клайда и Гебридских островов (CHFS) были предложены как единый пакет, за исключением парохода Гурок-Данун. услуга. [ 3 ]
В знак признания уникальности флота и обеспечения равных условий для всех участников торгов 1 октября 2006 года Caledonian MacBrayne Ltd была разделена на:
- Компания-владелец активами Caledonian Maritime Assets Ltd (CMAL).
- Новая операционная компания CalMac Ferries Ltd (CFL).
Это было сделано компанией Caledonian MacBrayne Ltd, передав свою деятельность, но не активы, компании CFL. Затем работа по созданию спасательного паромного сообщения была выставлена на открытый конкурс.
Теперь CMAL владеет всеми судами, большей частью наземных активов (порты, гавани и т. д.) и брендом Caledonian MacBrayne и предоставляет их оператору через открытый тендер. CFL продолжает предоставлять услуги после победы в тендере и имеет Контракт на оказание общественных услуг (PSC) до 30 сентября 2013 года. По условиям тендера CFL обязана использовать суда CMAL. [ 4 ]
Бизнес
[ редактировать ]В обязанности CMAL входит: [ 2 ]
- Поддержание, улучшение и расширение активов, таких как суда, земля и имущество вокруг пирсов и гаваней.
- Ищем дополнительные инвестиции для инвестиций в паромы и портовые сооружения.
- Работа с заинтересованными сторонами в Шотландии и более широким морским сообществом, чтобы получить признание в качестве основного поставщика наиболее экономичных, инновационных паромов и портовой инфраструктуры на благо местных сообществ.
Паромы
[ редактировать ]
В настоящее время CMAL владеет 37 паромами, из которых 32 обслуживаются Calmac Ferries на маршрутах к островам и полуостровам запада Шотландии. [ 5 ] пять судов, эксплуатируемых NorthLink Ferries на маршрутах к Оркнейским и Шетландским островам. В апреле 2018 года было решено, что к флоту также присоединятся [ 5 ] [ 6 ] Многие паромы специально построены для портов, которые они обслуживают, но при этом являются взаимозаменяемыми, могут обслуживать различные переправы и перевозить от одного до 143 автомобилей. В 2017 году общая стоимость флота оценивалась в 130 миллионов фунтов стерлингов. [ 7 ]
MV Raasay и MV Eigg прекратили работу с Caledonian MacBrayne в начале 2018 года. [ 8 ] [ 9 ] и теперь больше не являются частью флота. [ 5 ]
Паромы к островам Клайд и Гебридские острова (Каледонский Макбрейн)
[ редактировать ]- М. В. Аргайл
- М. В. Буте
- М. В. Каледонские острова
- М. В. Карвория
- М. В. Катриона
- МВ Клансмен
- МВ Коруйск
- МВ Финлагган
- М. В. Халлайг
- MV Гебридские острова
- МВ Гебриды
- М. В. Остров Арран
- М. В. Остров Камбре
- М. В. Остров Льюиса
- М. В. Остров Малл
- М. В. Лох Аллен
- М. В. Лох Брусда
- М. В. Лох Буйе
- М. В. Лох Данвеган
- М. В. Лох Фриза
- М. В. Лох Файн
- М.В. Лох-Линне
- М. В. Лох Портан
- М. В. Лох Ранза
- М. В. Лох Риддон
- М. В. Лох Сифорт
- MV Loch Shira
- М. В. Лох Стривен
- М. В. Лох Тарберт
- MV Lochinvar
- MV Lochnevis
- MV Лорд островов
Паромы Северных островов (NorthLink Ferries)
[ редактировать ]Гавани
[ редактировать ]
CMAL является портовым управлением в 24 местах по всей Шотландии и владеет соответствующей портовой инфраструктурой и недвижимостью в каждом из этих мест. Кроме того, CMAL владеет и арендует ряд объектов недвижимости в различных местах, связанных с оказанием паромных услуг Клайд и Гебридские острова. [ 10 ]
- Арран : Бродик
- Арран : Лохранза
- Барра : Каслбей
- Бьют : Рубодах
- Наклон
- Колинтрейв
- Коллектив : Аринагур
- Колонсей : Скаласик
- Камбре : Тэтти Пир
- Галантный
- Гурок
- Харрис : Тарберт
- Айлей : Порт-Эллен
- Кеннакрейг
- Керреры Причальная конструкция
- Килчоан
- Ларгс
- Лохалин
- Малл : Фишниш
- Малл : Тобермори
- Обан
- Портавади
- Скай : Армадейл
- Южный Уист : Лохбойсдейл
- Тайри : Готт Бэй
- Уэмисс Бэй
В обязанности CMAL как установленного законом портового управления ряда из этих портов входит: [ 11 ]
- Обязанность заботиться обо всех пользователях порта
- Обязательство сохранять и способствовать безопасному использованию гаваней.
- Ответственность за эффективность, экономичность и безопасность работы в отношении предоставляемых услуг и объектов.
Завершенные проекты
[ редактировать ]
Проект гибридных паромов
[ редактировать ]первый в мире морской передвижной 17 декабря 2012 года компания CMAL на судне Клайд спустила на воду автомобиль и пассажирский дизель-электрический гибридный паром. MV Hallaig включает в себя низкоуглеродистую гибридную систему дизель-электрической и литий-ионной аккумуляторной батареи. Паром массой 135 тонн имеет длину почти 150 футов и может вместить 150 пассажиров, 23 автомобиля или два грузовых автомобиля. [ 12 ] она начала службу между Сконсером на острове Скай и Раасаем . Летом 2013 года [ 13 ] Второй гибридный паром, MV Lochinvar , был спущен на воду в мае 2013 года и первоначально работал на маршруте Тарберт (Лох-Файн) — Портавади , в настоящее время курсирует на маршруте Лохалин — Фишниш . [ 13 ] Третий, по имени М. В. Катриона , [ 14 ] был запущен весной 2016 года и курсирует по маршруту Клаонаиг - Лохранза , а также до Тарберта (Лох-Файн) и Портавади зимой. [ 13 ]
Реконструкция терминала Бродика
[ редактировать ]CMAL завершила реконструкцию паромного терминала Бродик. Реконструкция включала в себя совершенно новый причал с пролетом и воздушным мостом, второй причал с бетонным пандусом, новое двухэтажное здание терминала с автовокзалом и местом для стоянки автомобилей. Старый соединительный пролет был удален, а дамба превратилась в зону отдыха на открытом воздухе. [ 15 ]
Исследование устойчивых паромов
[ редактировать ]CMAL было поручено провести технико-экономическое обоснование для Scottish Enterprise, чтобы оценить технические и коммерческие возможности использования водородных топливных элементов для разработки паромов с нулевым уровнем выбросов. [ 16 ] Наряду с Советом Оркнейских островов , Ballard Power Systems , Kongsberg Maritime и другими, CMAL входит в консорциум HySeas III в надежде продемонстрировать, что топливные элементы могут быть интегрированы с морской гибридной системой электропривода. [ 17 ] Проект надеется построить судно, которое будет курсировать между Киркуоллом и Шапинси . [ 18 ] Проект завершен в июне 2022 года. [ 19 ]
Текущие проекты
[ редактировать ]Двухтопливные паромы
[ редактировать ]В сентябре 2015 года было объявлено, что CMAL закажет два парома у Ferguson Marine Engineering (FMEL). [ 20 ] Суда смогут работать на сжиженном природном газе (СПГ) и судовом дизельном топливе, что обеспечит их будущую устойчивость к более строгим нормам выбросов серы. Это будут самые крупные коммерческие суда, построенные на Клайде с 2001 года. Первое, названное MV Glen Sannox , должно было войти в строй в Ардроссане в 2018 году. [ 21 ] второй, названный MV Glen Rosa , появился несколько месяцев спустя. [ 22 ] [ 23 ] Оба судна были задержаны, поскольку верфь перешла в управление в августе 2019 года. [ 24 ] « Фиаско парома » — это продолжающийся политический скандал в Шотландии, обнажающий ошибки управления всех вовлеченных сторон.
Объекты СПГ
[ редактировать ]В Уиге и Ардроссане для строящихся двухтопливных судов. [ 25 ]
Программа замены малых судов
[ редактировать ]Этот проект призван заменить самый старый из класса Лох в два этапа в течение десяти лет. Новые суда будут более экологически чистыми и будут соответствовать более строгим нормативным стандартам. [ 26 ] На первом этапе будет построено семь новых судов для следующих маршрутов. [ 27 ] [ 28 ] Процесс закупок начался в июле 2024 года, приглашение к участию в тендере, как ожидается, будет опубликовано примерно в сентябре 2024 года, а контракт будет заключен в марте 2025 года. [ 29 ]
- Колинтрейв — Рубодах , заменяет MV Лох Данвеган
- Sconser - Raasay , заменяет MV Hallaig (будет каскадирован, вероятно, в Камбре , чтобы заменить MV Loch Riddon в качестве второго летнего судна, с возможностью увеличения пассажировместимости)
- Иона — Фионнфорт , заменяет MV Loch Buie
- Тарберт (Лок Файн) , заменяющий Портавади , заменяющий MV Isle of Cumbrae
- Лохалин – Фишниш , заменяющий MV Лочинвар (подлежит каскадированию в другом месте сети)
- Тобермори — Килчоан , заменяет MV Loch Tarbert
- Тайинлоан — Гига , заменяет MV Loch Ranza
На втором этапе в августе 2024 года началось первоначальное проектирование и технико-экономическое обоснование порта. [ 30 ] На этом этапе рассматриваются следующие маршруты: [ 31 ]
- Барра — Эрискей , заменяет MV Loch Alainn
- Бернерей – Левербург , замена MV Loch Portain
- Маллайг — Армадейл , заменяет MV Loch Fyne
Паромы Нью-Айлей
[ редактировать ]Этот проект призван заменить MV Hebridean Isles и MV Finlaggan (которые будут каскадированы в другом месте сети). [ 32 ] была вырезана первая сталь для первого судна под названием MV Isle of Islay 3 октября 2022 года на верфи Джемре в Турции . На неделе 13 января 2023 года был заложен киль первого судна и разрезана первая сталь второго судна. [ 33 ] Голосование за названия двух судов началось 24 апреля 2023 года, когда общественности было предложено выбрать два названия со следующими вариантами:
- Остров Айлей — самый южный остров Внутренних Гебридских островов Шотландии.
- Pioneer — паром, построенный в 1974 году, обслуживающий Западное Лох-Тарберт и Порт-Эллен на острове Айлей. Это было самое длинное судно, ходившее так далеко по озеру.
- Лох-Грюинарт — морское озеро на северном побережье острова Айлей.
- Лох-Индал — морское озеро к югу от Лох-Грюинарт, вдохновившее Иэна Симпсона на создание народной песни «Огни Лочиндала».
- Лагган-Бей — дом для «Большого берега», пляжа длиной пять миль, расположенного у юго-восточного входа в озеро Лох-Индал .
- Мачир Бэй — небольшая бухта на западном побережье острова Айлей.
названия MV Isle of Islay и MV Loch Indaal . Были выбраны [ 34 ] 24 мая 2023 года была заложена киль Лох-Индал . [ 35 ] На судах используются силовые установки Voith Schneider и носовые подруливающие устройства. остров Айлей будет сдан к концу 2024 года. Ожидается, что [ 36 ] Ожидается , что Loch Indaal будет сдан в феврале 2025 года. [ 37 ]
Новые паромы Little Minch
[ редактировать ]Этот проект призван заменить судно MV Hebrides (которое будет каскадировано в другом месте сети) и разделить маршруты летом, при этом одно судно будет идти в Лохмадди, а другое — в Тарберт, что придаст большую устойчивость флоту и Внешним Гебридским островам . Оба судна будут иметь ту же конструкцию, что и MV Isle of Islay и MV Loch Indaal . Все четыре судна будут построены на верфи Джемре в Турции . [ 38 ]
19 мая 2023 года CMAL подтвердила, что первая сталь для первого судна будет нарезана 24 мая 2023 года. [ 39 ] 20 сентября 2023 года был заложен киль первого судна, а для второго судна вырезана первая сталь. [ 40 ] Публичное голосование по выбору названий для двух судов началось 30 ноября 2023 года и завершится в полночь понедельника 18 декабря. [ 41 ] Были выбраны названия MV Claymore и MV Lochmor : MV Claymore ожидается, что будет сдан в июне 2025 года, а MV Lochmor — в октябре 2025 года. [ 42 ]
Паромы Гурок и реконструкция терминала
[ редактировать ]Замена трех пассажирских флотов, обслуживающих Данун и Килкрегган. [ 43 ] Этот проект также включает реконструкцию всех трех терминалов и сопутствующей инфраструктуры. [ 44 ] В настоящее время этот проект находится на стадии проектирования, а строительство должно начаться в 2025/26 году. [ 45 ]
Паром Нью-Локбойсдейл и паромный терминал Гасай
[ редактировать ]Новое судно будет построено взамен MV Lord of the Isles на маршруте Маллейг- Локбойсдейл ( Южный Уист ). [ 46 ] Сюда также входит новый терминал в Гасае, недалеко от Лохбойсдейла, поскольку срок эксплуатации нынешнего пирса подходит к концу. [ 47 ] В настоящее время этот проект находится на стадии проектирования, и по состоянию на февраль 2024 года дата закупок еще не была подтверждена. [ 48 ]
Будущие паромы Малла
[ редактировать ]Корпоративный план CMAL на 2024–2027 годы предусматривает начало этапа проектирования двух новых крупных судов, которые заменят MV Isle of Mull и MV Loch Frisa на маршруте Обан – Крейнюр . [ 45 ] По состоянию на август 2024 года этот проект еще не начался.
Критика и будущее
[ редактировать ]CMAL подверглась серьезной критике за свою работу с закупками, особенно в отношении программы строительства MV Glen Sannox и MV Glen Rosa , которые строятся на верфи Ferguson в Порт-Глазго. Функция и будущее CMAL в настоящее время находятся на рассмотрении правительства Шотландии в рамках проекта «Нептун», который рассматривает управление и предоставление шотландских паромных перевозок. Будущее CMAL зависит от ряда предложений, включая повторное слияние CMAL и Caledonian MacBrayne , как это было раньше, или действительно поглощение CMAL функцией Transport Scotland . Комитет шотландского парламента критиковал CMAL и в конечном итоге рассмотрел предложения, изложенные в проекте «Нептун», рекомендуя упразднить CMAL и создать новое государственное подразделение Transport Scotland под названием Ferries Scotland. Было много призывов, например, со стороны Кенни Маклауда, председателя Harris Development Trust, отказаться от CMAL и реинтегрировать организацию в качестве внутреннего органа Caledonian MacBrayne. Эти комментарии были также поддержаны в СМИ Союзом РМТ. [ нужна ссылка ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Каледониан Маритайм Эссетс Лимитед» . Дом компаний . Проверено 31 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с "О нас" . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ "О нас" . Паромы КалМак . Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Контракт на переправу CalMac подтвержден» . Новости Би-би-си. 20 сентября 2007 года . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «Паромы» . КМАЛ . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ «Сделка по покупке судов в связи с продлением контракта на Северные острова» . Caledonian Maritime Assets Ltd., 27 апреля 2018 г. Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ «Факты о флоте» . КМАЛ . Проверено 6 августа 2018 г.
- ^ Хендерсон, Мишель (2 марта 2018 г.). «Карьера CalMac для парома Раасай завершена» . Пресса и журнал . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Конец эпохи: последний класс «Острова» уходит на пенсию» . Каледонский Макбрейн. 9 апреля 2018 года . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «Локации» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Портовая администрация» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ « Гибридный паром CalMac спущен на воду из порта Глазго» . Новости Би-би-си. 17 декабря 2012 года . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с «Никола Стерджен спустила на воду новаторский гибридный паром с верфи в Порт-Глазго» . Правительство Шотландии. 29 сентября 2014 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «Проект гибридных паромов» . КМАЛ . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ «Паромный порт Брейдайг» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «CalMac@40 — Часть вторая» . Клуб пароходов реки Клайд . Проверено 9 августа 2016 г.
- ^ «Хайсис III» . Консорциум HySeas . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ Гэвин Липсит (18 февраля 2019 г.). «Возрожденный судостроитель смотрит на водород на Оркнейских островах» . ООО «Ривьера Маритайм Медиа» . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Заключительный семинар HySeas III состоится в июне» . КМАЛ. 27 мая 2022 г. Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ «Caledonian Maritime Assets Limited объявляет шотландскую судостроительную компанию предпочтительным участником тендера на контракт на два крупных парома» . КМАЛ. 31 августа 2015 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «CMAL объявляет название первого парома СПГ» . КМАЛ. 1 июня 2017 года . Проверено 24 июня 2017 г.
- ^ «Ferguson Marine выбрана предпочтительным участником торгов на строительство двух паромов в Шотландии» . корабль-технологии.com. 2 сентября 2015 г. Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Фишер, Крис (30 августа 2023 г.). «Название Hull 802 выбрано общественным голосованием» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Верфь Клайд в Фергюсоне перейдет в администрацию» . Новости Би-би-си. 9 августа 2019 года . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ «Корпоративный план 2021-2024» (PDF) . КМАЛ . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Начинается крупный проект по замене паромов Калмак» . Паромная площадка НИ. 23 февраля 2021 г. Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Программа замены малых судов» . Каледониан Маритайм Эссетс Лтд . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ «Публичная презентация СВРП» (PDF) . Каледониан Моритайм Эссетс Лтд.
- ^ «СВРП: Начаты закупки по плану замены малых судов» . Caledonian Maritime Assets Ltd., 16 июля 2024 г. Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «СВРП: Начало второго этапа» . Caledonian Maritime Assets Ltd., 15 августа 2024 г. Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Планируется построить два новых парома CalMac для межостровных маршрутов Западных островов» . Новости Гебридских островов. 18 августа 2024 г. Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Новые суда для острова Айлей» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Коммс, Кларк (13 января 2023 г.). «ДВА НОВЫХ ПАРОМА ДЛЯ АЙЛЕЯ ДОСТИГНУТ СЛЕДУЮЩЕЙ ВЕХИ СТРОИТЕЛЬСТВА» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ «Новые названия для судов острова Айлей, принятые общественным голосованием» . Caledonian Maritime Assets Ltd., 18 мая 2023 г. Проверено 19 мая 2023 г.
- ^ Фишер, Крис (25 мая 2023 г.). «Ключевые этапы строительства выполнены для MV Loch Indaal и первого из двух паромов Little Minch» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Мэтью Фултон (9 августа 2024 г.). «Новый паром CalMac, построенный в Турции, отложен до конца года » . Новости СТВ . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ «Указана дата спуска на воду второго парома CalMac турецкой постройки» . Новости Би-би-си. 3 мая 2024 г. Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Предпочтение при экологическом обновлении новых судов CMAL снова отдается верфи Cemre!» . Судостроительный завод Джемре. 3 февраля 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Два новых судна для Маленького Минча» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Фишер, Крис (20 сентября 2023 г.). «Паромы Little Minch достигли важных этапов строительства» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Назовите новые суда для «Маленького Минча»» . Каледонские морские активы. 30 ноября 2023 г. Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Голосование называет новые паромы Little Minch» . Обан Таймс. 19 декабря 2023 г. Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ «Новые пассажирские суда» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Программа Гурок, Данун, Килкрегган» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Корпоративный план CMAL на 2024–2027 годы» (PDF) . www.cmassets.co.uk . КМАЛ. Май 2023 года . Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ «Новое судно для Маллейга — Лохбойсдейла» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Девелопмент паромного терминала Гасай» . CMAL Caledonian Maritime Assets Ltd. Проверено 23 сентября 2023 г.
- ^ «Документ вопросов и ответов по взаимодействию с общественностью по новому судну Mallaig-Lochboisdale» (PDF) . КМАЛ. февраля 21 Получено 22 августа.
Ссылки
[ редактировать ]- Clyde Pleasure Steamers – Ян МакКрори, Orr, Pollock & Co. Ltd., Гринок, ISBN 1-869850-00-9
- Пароходы высокогорья и островов - Ян МакКрори, Орр, Поллок и Ко. Лтд., Гринок, ISBN 1-869850-01-7
- К побережью: сто лет компании Caledonian Steam Packet Co. - Ян МакКрори, Fairlie Press, Fairlie 1989, ISBN 1-871209-01-3
- Королевство МакБрейн – Ник С. Робинс и Дональд Э. Мик, Birlinn Ltd, Эдинбург, 2006 г., ISBN 1-84158-500-9
- Дни на побережье - Роберт Престон, Stenlake Publishing, Очилтри, 1994, ISBN 1-872074-42-1
- «Бизнес-группа Islander написала письмо с требованием «немедленного расформирования» Cmal из-за неудачных закупок паромов» . Проверено 27 июля 2023 г.
- «Современное и устойчивое паромное сообщение для Шотландии» . Шотландский парламент . 30 апреля 2005 г. Проверено 27 июля 2023 г.