Jump to content

Саамские американцы

(Перенаправлено с саамских американцев )
Саамские американцы
Саамская оленеводка Эллен Сара держит здесь младшую сестру Берит. Аляска, около 1906 года.
Общая численность населения
945 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Аляска   · Средний Запад · Калифорния
Языки
Английский   · Саамские языки   · Норвежский   · Шведский   · Финский   · Русский
Религия
Христианство   · Саамский шаманизм

Саамские американцы американцы саамского Швеции происхождения, происходящие из , северных регионов Норвегии , и , Финляндии Кольского полуострова России Сапми . Термин «сапарские американцы» использовался исторически, хотя саамы считают саамов уничижительным .

Большинство саамских эмигрантов приехали в Соединенные Штаты, чтобы избежать этнической дискриминации , религиозных преследований и/или бедности . [ 2 ] [ 3 ] Традиции и культура этих иммигрантов подвергались дальнейшему подавлению из-за давления на ассимиляцию в англо-американском обществе. В результате очень немногие американцы саамского происхождения знают о своем происхождении, и многие традиции не сохранились за пределами небольших общин. [ 3 ] В 2000 году в общей сложности 945 жителей Америки сообщили о саамском происхождении в ходе переписи населения . [ 1 ] Хотя фактическое количество американцев саамского происхождения неизвестно, по оценкам, в Северной Америке проживает около 30 000 человек саамского происхождения . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Саамские дети, сфотографированные на острове Эллис Августом Фредериком Шерманом , ок. 1910.

Большинство саамских иммигрантов в США были зарегистрированы на основании их национальности , а не этнической принадлежности . В судовых манифестах, документирующих этническое происхождение их пассажиров, прибывших в Соединенные Штаты, часто отмечались саамские мигранты по их национальному происхождению, и когда эти мигранты обрабатывались по прибытии в Соединенные Штаты, большинство из них затем было отмечено как этнические норвежцы, финны или шведы. [ 2 ] [ 3 ] По этой причине неизвестно, сколько людей приехало в США в конце 19 — начале 20 веков вместе с другими скандинавскими иммигрантами . [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ]

Большинство иммигрантов-саамов были выходцами из Норвегии, Швеции или Финляндии, хотя небольшое количество прибыло с Кольского полуострова в России. Большинство из них приехали в Соединенные Штаты как отдельные семьи, которые часто принадлежали к смешанным национальностям, где один из супругов имел другое скандинавское гражданство, чем другой. Есть некоторые предположения, что некоторые саамские женщины, иммигрировавшие только в Соединенные Штаты, были невестами по почте , поскольку устные истории фиксируют попытки женщин избежать эксплуататорского труда. [ 2 ]

Считается, что большинство саамских мигрантов в Соединенные Штаты иммигрировали в период с конца 19 по начало 20 века, как и другие американцы Северной Европы . Однако движущие факторы их эмиграции, похоже, отличаются от других скандинавских национальностей. [ 2 ] Хотя документация об этом явлении ограничена, на основании устных и письменных отчетов американцев саамов считается, что многие саамы были вынуждены эмигрировать из-за дискриминации и национальных претензий на свои территории. Многие из них были также мотивированы религиозными факторами, поскольку лестадианцы подвергались преследованиям в Швеции и Норвегии. [ 2 ] [ 8 ]

Первоначально саамское население было привлечено в Соединенные Штаты возможностями трудоустройства в горнодобывающей и лесозаготовительной промышленности. Первые упоминания о саамских иммигрантах в Соединенных Штатах относятся к 1860-м годам, когда некоторые из них были наняты для работы на медных рудниках полуострова Кевино . Большинство этих горняков были из северной Швеции и Финляндии. Сообщество лестадианцев саамского происхождения позже также переехало на полуостров. Наиболее хорошо документированный случай иммиграции саамов произошел на Аляску в 1890-х годах, когда сравнительно небольшое количество саамских пастухов было завербовано формирующейся Аляскинской оленеводческой службой . [ 2 ]

Культура

[ редактировать ]

В Сапми саамы часто подвергались дискриминации и все чаще подвергались насильственной ассимиляции вплоть до конца 20 века. Однако в Соединенных Штатах большинство американцев либо не знали о существовании саамов как отдельной этнической группы, либо не могли расово отличить их от других иммигрантов из Северной Европы . Американцам-саамам, как правило, предоставлялись те же привилегии, что и другим белым американцам , хотя в сообществах мигрантов из стран Северной Европы они признавались и подвергались дискриминации. Чтобы избежать дискриминации и соответствовать англо-американским культурным нормам, очень немногие иммигранты в первом поколении открыто говорили о своей этнической принадлежности. [ 2 ] Во многих случаях саамские иммигранты активно подавляли свою этническую идентичность. Традиции этих иммигрантов быстро были потеряны для последующих поколений. [ 3 ] [ 7 ]

Большая часть распространения лестадианства в Америке связана с саамско-американскими иммигрантами, которые сформировали религиозные общины в Соединенных Штатах. [ 2 ] Иммигранты-саамы, наряду с этническими финнами, начали основывать свои собственные общины в Соединенных Штатах еще в 1870-х годах после того, как авторитетный норвежский пастор отказал ряду лестадианцев в евхаристии . [ 9 ] Основатель движения Ларс Леви Лестадиус был знатоком саамского шаманизма и в основном занимался проповедью саамскому населению. Хотя с тех пор лестадизм распространился за пределы саамского населения, он по-прежнему тесно связан с саамским наследием из-за своего происхождения. [ 10 ]

Движение конца 20-го века, стремившееся возродить саамскую идентичность в Северной Америке, привело к появлению двух публикаций, целью которых было связать американцев-саамов с их прошлым: «Арран» и «Байки» . [ 11 ] [ 4 ] Саамская сиида Северной Америки также была сформирована как сеть, объединяющая потомков саамов в Северной Америке. Эти организации предприняли усилия по воссоединению с выжившим населением саамов в северной Скандинавии и по возрождению традиционных форм саамского искусства, таких как рассказывание историй . [ 12 ]

Иммиграция на Аляску

[ редактировать ]

В середине 19 века правительство Соединенных Штатов начало усилия по обучению коренных жителей Аляски оленеводству , поскольку их традиционные источники средств к существованию в виде охоты на тюленей, моржей и китов стали недостаточными из-за чрезмерного вылова рыбы. [ 4 ] [ 13 ] Первоначально чукчи- были привлечены скотоводы, но враждебность между чукчами и аляскинскими инупиатами сделала их рабочие отношения нежизнеспособными. Вместо этого саамам было предложено эмигрировать на Аляску по приглашению комиссара образования Аляски Шелдона Джексона . В качестве комиссара по образованию Джексон также ввел политику, направленную на перевоспитание коренного населения Аляски и подавление культурных различий. С появлением значительного населения саамов под его юрисдикцией эта репрессивная политика стала распространяться и на иммигрантов-саамов. [ 3 ]

В то время многие саамские пастухи в Сапми потеряли свои традиционные средства к существованию, поскольку их постепенно вытесняли с земель, используемых для кочевого скотоводства , в более определенные регионы с жесткими границами. Вероятно, это побудило некоторых совершить трудное путешествие на Аляску. Первая группа пастухов совершила трехмесячное путешествие в 1894 году из Финнмарксвидды через Северную Америку к оленеводческой станции Теллер . По данным New York Times, в группе было всего шестнадцать человек, и с ними был заключен трехлетний контракт за 27,50 долларов в месяц плюс питание. [ 14 ] На рубеже 20-го века многие из этих первых семей вернулись в Сапми после истечения срока их контрактов. Некоторые, однако, остались на Аляске и продолжили пасти оленей. [ 3 ]

Саамские оленеводы Лапландско-Юконской экспедиции по оказанию помощи, 1898 год, Сиэтл .

Правительство снова было вынуждено искать новые формы продовольствия на Аляске после того, как открытие золота и Клондайкская золотая лихорадка привлекли в регион больше людей, чем могла выдержать и без того перегруженная и разреженная инфраструктура. [ 2 ] Шелдон Джексон снова завербовал больше саамов для иммиграции на Аляску, на этот раз в большем количестве. В феврале 1898 года группа из 87 саамских хедеров и их семей отправилась на Аляску. С собой они привезли 537 оленей, 4000 мешков мохового корма и 418 оленьих туш . Однако к моменту прибытия в Сиэтл правительство США решило, что ситуация на Аляске недостаточно ужасна, чтобы требовать немедленных действий, и перераспределило все свои корабли для участия в испано-американской войне . Группа была вынуждена ждать в Сиэтле, пока не будут доступны корабли для путешествия на север. Сообщается, что к моменту прибытия экспедиции на Аляску в апреле только 200 из 537 оленей пережили долгое путешествие. С этой группой был заключен контракт сроком на два года, после чего 26 человек вернулись в Сапми. Многие из тех, кто остался в Северной Америке, остались на Аляске в качестве шахтеров, тогда как другие переселились в Вашингтон и на Средний Запад, где проживало большое количество скандинавов. [ 14 ] Самуэль Балто , саамский исследователь, временно переехавший на Аляску в это время, отправил письмо с подробным описанием своего опыта Фритьофу Нансену , в котором частично говорилось:

...Мы приехали на Аляску 27 июля 1898 года. [...] Мы прошли семь миль вверх по реке, где построили семь домов и большой трехэтажный фермерский дом. [...] К тому моменту, когда мы начали строить, мы получали, согласно нашему контракту, «хорошее и достаточное» питание. В ноябре суперинтендант начал продавать эскимосам нашу провизию, а деньги положил в свой карман. Для нас [саамов] с каждым месяцем их было все меньше и меньше. Наконец среди нас наступил голод, и многие заболели цингой. Теперь мы все свободные люди, оставившие государственную службу. Мы проехали 200 миль на запад от станции до места, где было много золотых находок, — города Анвил [Ном].

- Самуэль Балто , Письмо Фритьофу Нансену (перевод с норвежского),
Анвил-Сити , Аляска, 9 сентября 1899 года. [ 15 ]
Саамы доят оленей, Порт-Кларенс, Аляска , 1900 год.

В 1937 году саамам и всем другим некоренным жителям Аляски было запрещено владеть оленями согласно Закону об оленях . Закон был принят Конгрессом США и подписан президентом Франклином Д. Рузвельтом 1 сентября того же года. Он фактически запрещал владение стадами оленей на Аляске некоренными американцами и был направлен на то, чтобы обеспечить коренных жителей Аляски и позволить им создать самодостаточную промышленность. [ 16 ] Полномочия по обнародованию правил владения и содержания оленьих стад были делегированы Бюро по делам индейцев через министра внутренних дел , который запретил большинство сделок с некоренными жителями. [ 17 ] закон был частично создан по образцу политики Норвегии и Швеции в отношении владения оленями саамским народом Сапми Этот . Многие саамы недавно прибыли на Аляску, чтобы заниматься разведением оленей в 1930-х годах. В результате этого закона саамы Аляски были вынуждены продавать свои стада правительству по цене 3 доллара за голову. После этого многие покинули Аляску в поисках новых способов прокормить себя. [ 18 ] В то время как многие были рассеяны по Северной Америке и были вынуждены интегрироваться, значительная часть поселилась на полуострове Китсап в Вашингтоне, где уже существовала община норвежских иммигрантов. [ 19 ]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Таблица 1. Первый, второй и общие ответы на вопрос о происхождении по подробному коду происхождения: 2000» (XLS) . Бюро переписи населения США . 22 января 2007 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дженсе, Эллен Мари (2021). «Расизация саамов в миграционных процессах начала двадцатого века». В Джексоне Эрика К.; Свердлюк, Яна; Кивисто, Питер; Хасле Йорангер, Терье Микаэль (ред.). Северная белизна и миграция в США: историческое исследование идентичности . Оксон : Рутледж . ISBN  978-0-429-29747-2 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дюбуа, Томас А. (2019). «Вспоминая – восстанавливая – миграцию: американцы саамы и опыт иммигрантов». Ин Лейнонен, Йоханна; Костиайнен, Ауво (ред.). Транснациональная финская мобильность: Материалы FinnForum XI (PDF) . Турку: Институт миграции Финляндии . ISBN  978-952-7167-62-5 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Саами в Северной Америке» . Общественный музей Милуоки . Архивировано из оригинала 13 января 2014 г. Проверено 19 июня 2013 г.
  5. ^ Пескло, Крис (2018). «Культурное возрождение: «питание инструментами завоевателей» - саамско-американская перспектива». В Роше, Джеральд; Маруяма, Хироши; Кройк, Аса Вирди (ред.). Расцвет коренных народов: за пределами возрождения в Сапми и Айну Мосир . АНУ Пресс . стр. 100-1 209–218. ISBN  9781760462635 . JSTOR   j.ctv9hj9pb.33 — через JSTOR .
  6. ^ Куокканен, Рауна (2000). «На пути к «парадигме коренных народов» с точки зрения саамов». Канадский журнал местных исследований . 2 : 411–436. CiteSeerX   10.1.1.1073.4181 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Фьельд, Фейт, изд. (осень 1991 г.). «Кто мы» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 1 .
  8. ^ Мартинен, Терри-Ли Мари (2015). «Скандинавская антропология, евгеника и постколониальная генетизация саамской культуры». Журнал истории медицины, стоматологии, фармации, ветеринарии . 34 (1).
  9. ^ Торкильдсен, Даг (2012). «Возрождение, эмиграция и религиозные сети в Норвегии девятнадцатого века». Исследования по истории церкви: Subsidia . 14 : 180–181. дои : 10.1017/S0143045900003914 .
  10. ^ Талонен, Йоуко (2019). Джарлет, Андерс (ред.). «Интернациональный Лестадиус» (PDF) . Ежегодник по истории Церкви . 119 (1): 109–127. ISBN  978-91-982192-8-9 .
  11. ^ «Пробуждение североамериканских саамов» . Саамский культурный центр Северной Америки . Проверено 5 апреля 2021 г.
  12. ^ Джексон, Кен (Серый Орел) (весна 1992 г.). «Саамское повествование и идентичность» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 3 :5.
  13. ^ «Саамы-оленеводы Аляски» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 19 июня 2013 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Вера, Фьельд (весна 1992 г.). «Саамы в Америке» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 3 : 3–4.
  15. ^ Фьельд, Фейт, изд. (весна 1992 г.). «Отрывок из письма Сэмюэля Балто» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 3 : 4.
  16. ^ «25 USC § 500 – Цель» . Институт юридической информации юридического факультета Корнелльского университета . Проверено 19 июня 2013 г.
  17. ^ «Олени на Аляске» . Федеральный реестр. 11 марта 2004 года . Проверено 19 июня 2013 г.
  18. ^ «Хронология Аляски 1930-1939» . Международный саамский журнал . Проверено 19 июня 2013 г.
  19. ^ Отт, Дженнифер (5 ноября 2007 г.). «Пулсбо: История миниатюр» . www.historylink.org . Бесплатная энциклопедия истории штата Вашингтон . Проверено 5 апреля 2021 г.
  20. ^ Ниеми, Эйнар (1995). «Нильс Пол Ксавьер: саамский учитель и пастор на американской границе». Норвежско-американские исследования . 34 . JSTOR   45221488 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дюбуа, Томас А. (2019). « Вспоминая – восстанавливая – миграцию: американцы-саамы и опыт иммигрантов ». Ин Лейнонен, Йоханна; Костиайнен, Ауво (ред.). Транснациональная финская мобильность: материалы FinnForum XI . Турку: Институт миграции Финляндии. стр. 49–67. ISBN   978-952-7167-62-5 .
  • Куокканен, Рауна (2000). «На пути к «парадигме коренных народов» с точки зрения саамов». Канадский журнал местных исследований . Том 2, стр. 411–436.
  • Воррен, Орнулв (1994). Саамы, олени и золото на Аляске: эмиграция саамов из Норвегии на Аляску . Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN   9780881337860 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00227e3dc7b99e453ba1550277bfad22__1709574180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/22/00227e3dc7b99e453ba1550277bfad22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sámi Americans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)