Саамские американцы
Общая численность населения | |
---|---|
945 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Аляска · Средний Запад · Калифорния | |
Языки | |
Английский · Саамские языки · Норвежский · Шведский · Финский · Русский | |
Религия | |
Христианство · Саамский шаманизм |
Саамские американцы — американцы саамского Швеции происхождения, происходящие из , северных регионов Норвегии , и , Финляндии Кольского полуострова России Сапми . Термин «сапарские американцы» использовался исторически, хотя саамы считают саамов уничижительным .
Большинство саамских эмигрантов приехали в Соединенные Штаты, чтобы избежать этнической дискриминации , религиозных преследований и/или бедности . [ 2 ] [ 3 ] Традиции и культура этих иммигрантов подвергались дальнейшему подавлению из-за давления на ассимиляцию в англо-американском обществе. В результате очень немногие американцы саамского происхождения знают о своем происхождении, и многие традиции не сохранились за пределами небольших общин. [ 3 ] В 2000 году в общей сложности 945 жителей Америки сообщили о саамском происхождении в ходе переписи населения . [ 1 ] Хотя фактическое количество американцев саамского происхождения неизвестно, по оценкам, в Северной Америке проживает около 30 000 человек саамского происхождения . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Большинство саамских иммигрантов в США были зарегистрированы на основании их национальности , а не этнической принадлежности . В судовых манифестах, документирующих этническое происхождение их пассажиров, прибывших в Соединенные Штаты, часто отмечались саамские мигранты по их национальному происхождению, и когда эти мигранты обрабатывались по прибытии в Соединенные Штаты, большинство из них затем было отмечено как этнические норвежцы, финны или шведы. [ 2 ] [ 3 ] По этой причине неизвестно, сколько людей приехало в США в конце 19 — начале 20 веков вместе с другими скандинавскими иммигрантами . [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ]
Большинство иммигрантов-саамов были выходцами из Норвегии, Швеции или Финляндии, хотя небольшое количество прибыло с Кольского полуострова в России. Большинство из них приехали в Соединенные Штаты как отдельные семьи, которые часто принадлежали к смешанным национальностям, где один из супругов имел другое скандинавское гражданство, чем другой. Есть некоторые предположения, что некоторые саамские женщины, иммигрировавшие только в Соединенные Штаты, были невестами по почте , поскольку устные истории фиксируют попытки женщин избежать эксплуататорского труда. [ 2 ]
Считается, что большинство саамских мигрантов в Соединенные Штаты иммигрировали в период с конца 19 по начало 20 века, как и другие американцы Северной Европы . Однако движущие факторы их эмиграции, похоже, отличаются от других скандинавских национальностей. [ 2 ] Хотя документация об этом явлении ограничена, на основании устных и письменных отчетов американцев саамов считается, что многие саамы были вынуждены эмигрировать из-за дискриминации и национальных претензий на свои территории. Многие из них были также мотивированы религиозными факторами, поскольку лестадианцы подвергались преследованиям в Швеции и Норвегии. [ 2 ] [ 8 ]
Первоначально саамское население было привлечено в Соединенные Штаты возможностями трудоустройства в горнодобывающей и лесозаготовительной промышленности. Первые упоминания о саамских иммигрантах в Соединенных Штатах относятся к 1860-м годам, когда некоторые из них были наняты для работы на медных рудниках полуострова Кевино . Большинство этих горняков были из северной Швеции и Финляндии. Сообщество лестадианцев саамского происхождения позже также переехало на полуостров. Наиболее хорошо документированный случай иммиграции саамов произошел на Аляску в 1890-х годах, когда сравнительно небольшое количество саамских пастухов было завербовано формирующейся Аляскинской оленеводческой службой . [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]В Сапми саамы часто подвергались дискриминации и все чаще подвергались насильственной ассимиляции вплоть до конца 20 века. Однако в Соединенных Штатах большинство американцев либо не знали о существовании саамов как отдельной этнической группы, либо не могли расово отличить их от других иммигрантов из Северной Европы . Американцам-саамам, как правило, предоставлялись те же привилегии, что и другим белым американцам , хотя в сообществах мигрантов из стран Северной Европы они признавались и подвергались дискриминации. Чтобы избежать дискриминации и соответствовать англо-американским культурным нормам, очень немногие иммигранты в первом поколении открыто говорили о своей этнической принадлежности. [ 2 ] Во многих случаях саамские иммигранты активно подавляли свою этническую идентичность. Традиции этих иммигрантов быстро были потеряны для последующих поколений. [ 3 ] [ 7 ]
Большая часть распространения лестадианства в Америке связана с саамско-американскими иммигрантами, которые сформировали религиозные общины в Соединенных Штатах. [ 2 ] Иммигранты-саамы, наряду с этническими финнами, начали основывать свои собственные общины в Соединенных Штатах еще в 1870-х годах после того, как авторитетный норвежский пастор отказал ряду лестадианцев в евхаристии . [ 9 ] Основатель движения Ларс Леви Лестадиус был знатоком саамского шаманизма и в основном занимался проповедью саамскому населению. Хотя с тех пор лестадизм распространился за пределы саамского населения, он по-прежнему тесно связан с саамским наследием из-за своего происхождения. [ 10 ]
Движение конца 20-го века, стремившееся возродить саамскую идентичность в Северной Америке, привело к появлению двух публикаций, целью которых было связать американцев-саамов с их прошлым: «Арран» и «Байки» . [ 11 ] [ 4 ] Саамская сиида Северной Америки также была сформирована как сеть, объединяющая потомков саамов в Северной Америке. Эти организации предприняли усилия по воссоединению с выжившим населением саамов в северной Скандинавии и по возрождению традиционных форм саамского искусства, таких как рассказывание историй . [ 12 ]
Иммиграция на Аляску
[ редактировать ]В середине 19 века правительство Соединенных Штатов начало усилия по обучению коренных жителей Аляски оленеводству , поскольку их традиционные источники средств к существованию в виде охоты на тюленей, моржей и китов стали недостаточными из-за чрезмерного вылова рыбы. [ 4 ] [ 13 ] Первоначально чукчи- были привлечены скотоводы, но враждебность между чукчами и аляскинскими инупиатами сделала их рабочие отношения нежизнеспособными. Вместо этого саамам было предложено эмигрировать на Аляску по приглашению комиссара образования Аляски Шелдона Джексона . В качестве комиссара по образованию Джексон также ввел политику, направленную на перевоспитание коренного населения Аляски и подавление культурных различий. С появлением значительного населения саамов под его юрисдикцией эта репрессивная политика стала распространяться и на иммигрантов-саамов. [ 3 ]
В то время многие саамские пастухи в Сапми потеряли свои традиционные средства к существованию, поскольку их постепенно вытесняли с земель, используемых для кочевого скотоводства , в более определенные регионы с жесткими границами. Вероятно, это побудило некоторых совершить трудное путешествие на Аляску. Первая группа пастухов совершила трехмесячное путешествие в 1894 году из Финнмарксвидды через Северную Америку к оленеводческой станции Теллер . По данным New York Times, в группе было всего шестнадцать человек, и с ними был заключен трехлетний контракт за 27,50 долларов в месяц плюс питание. [ 14 ] На рубеже 20-го века многие из этих первых семей вернулись в Сапми после истечения срока их контрактов. Некоторые, однако, остались на Аляске и продолжили пасти оленей. [ 3 ]
Правительство снова было вынуждено искать новые формы продовольствия на Аляске после того, как открытие золота и Клондайкская золотая лихорадка привлекли в регион больше людей, чем могла выдержать и без того перегруженная и разреженная инфраструктура. [ 2 ] Шелдон Джексон снова завербовал больше саамов для иммиграции на Аляску, на этот раз в большем количестве. В феврале 1898 года группа из 87 саамских хедеров и их семей отправилась на Аляску. С собой они привезли 537 оленей, 4000 мешков мохового корма и 418 оленьих туш . Однако к моменту прибытия в Сиэтл правительство США решило, что ситуация на Аляске недостаточно ужасна, чтобы требовать немедленных действий, и перераспределило все свои корабли для участия в испано-американской войне . Группа была вынуждена ждать в Сиэтле, пока не будут доступны корабли для путешествия на север. Сообщается, что к моменту прибытия экспедиции на Аляску в апреле только 200 из 537 оленей пережили долгое путешествие. С этой группой был заключен контракт сроком на два года, после чего 26 человек вернулись в Сапми. Многие из тех, кто остался в Северной Америке, остались на Аляске в качестве шахтеров, тогда как другие переселились в Вашингтон и на Средний Запад, где проживало большое количество скандинавов. [ 14 ] Самуэль Балто , саамский исследователь, временно переехавший на Аляску в это время, отправил письмо с подробным описанием своего опыта Фритьофу Нансену , в котором частично говорилось:
...Мы приехали на Аляску 27 июля 1898 года. [...] Мы прошли семь миль вверх по реке, где построили семь домов и большой трехэтажный фермерский дом. [...] К тому моменту, когда мы начали строить, мы получали, согласно нашему контракту, «хорошее и достаточное» питание. В ноябре суперинтендант начал продавать эскимосам нашу провизию, а деньги положил в свой карман. Для нас [саамов] с каждым месяцем их было все меньше и меньше. Наконец среди нас наступил голод, и многие заболели цингой. Теперь мы все свободные люди, оставившие государственную службу. Мы проехали 200 миль на запад от станции до места, где было много золотых находок, — города Анвил [Ном].
- Самуэль Балто , Письмо Фритьофу Нансену (перевод с норвежского),
Анвил-Сити , Аляска, 9 сентября 1899 года. [ 15 ]
В 1937 году саамам и всем другим некоренным жителям Аляски было запрещено владеть оленями согласно Закону об оленях . Закон был принят Конгрессом США и подписан президентом Франклином Д. Рузвельтом 1 сентября того же года. Он фактически запрещал владение стадами оленей на Аляске некоренными американцами и был направлен на то, чтобы обеспечить коренных жителей Аляски и позволить им создать самодостаточную промышленность. [ 16 ] Полномочия по обнародованию правил владения и содержания оленьих стад были делегированы Бюро по делам индейцев через министра внутренних дел , который запретил большинство сделок с некоренными жителями. [ 17 ] закон был частично создан по образцу политики Норвегии и Швеции в отношении владения оленями саамским народом Сапми Этот . Многие саамы недавно прибыли на Аляску, чтобы заниматься разведением оленей в 1930-х годах. В результате этого закона саамы Аляски были вынуждены продавать свои стада правительству по цене 3 доллара за голову. После этого многие покинули Аляску в поисках новых способов прокормить себя. [ 18 ] В то время как многие были рассеяны по Северной Америке и были вынуждены интегрироваться, значительная часть поселилась на полуострове Китсап в Вашингтоне, где уже существовала община норвежских иммигрантов. [ 19 ]
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Таблица 1. Первый, второй и общие ответы на вопрос о происхождении по подробному коду происхождения: 2000» (XLS) . Бюро переписи населения США . 22 января 2007 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дженсе, Эллен Мари (2021). «Расизация саамов в миграционных процессах начала двадцатого века». В Джексоне Эрика К.; Свердлюк, Яна; Кивисто, Питер; Хасле Йорангер, Терье Микаэль (ред.). Северная белизна и миграция в США: историческое исследование идентичности . Оксон : Рутледж . ISBN 978-0-429-29747-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Дюбуа, Томас А. (2019). «Вспоминая – восстанавливая – миграцию: американцы саамы и опыт иммигрантов». Ин Лейнонен, Йоханна; Костиайнен, Ауво (ред.). Транснациональная финская мобильность: Материалы FinnForum XI (PDF) . Турку: Институт миграции Финляндии . ISBN 978-952-7167-62-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Саами в Северной Америке» . Общественный музей Милуоки . Архивировано из оригинала 13 января 2014 г. Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ Пескло, Крис (2018). «Культурное возрождение: «питание инструментами завоевателей» - саамско-американская перспектива». В Роше, Джеральд; Маруяма, Хироши; Кройк, Аса Вирди (ред.). Расцвет коренных народов: за пределами возрождения в Сапми и Айну Мосир . АНУ Пресс . стр. 100-1 209–218. ISBN 9781760462635 . JSTOR j.ctv9hj9pb.33 — через JSTOR .
- ^ Куокканен, Рауна (2000). «На пути к «парадигме коренных народов» с точки зрения саамов». Канадский журнал местных исследований . 2 : 411–436. CiteSeerX 10.1.1.1073.4181 .
- ^ Перейти обратно: а б Фьельд, Фейт, изд. (осень 1991 г.). «Кто мы» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 1 .
- ^ Мартинен, Терри-Ли Мари (2015). «Скандинавская антропология, евгеника и постколониальная генетизация саамской культуры». Журнал истории медицины, стоматологии, фармации, ветеринарии . 34 (1).
- ^ Торкильдсен, Даг (2012). «Возрождение, эмиграция и религиозные сети в Норвегии девятнадцатого века». Исследования по истории церкви: Subsidia . 14 : 180–181. дои : 10.1017/S0143045900003914 .
- ^ Талонен, Йоуко (2019). Джарлет, Андерс (ред.). «Интернациональный Лестадиус» (PDF) . Ежегодник по истории Церкви . 119 (1): 109–127. ISBN 978-91-982192-8-9 .
- ^ «Пробуждение североамериканских саамов» . Саамский культурный центр Северной Америки . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Джексон, Кен (Серый Орел) (весна 1992 г.). «Саамское повествование и идентичность» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 3 :5.
- ^ «Саамы-оленеводы Аляски» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вера, Фьельд (весна 1992 г.). «Саамы в Америке» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 3 : 3–4.
- ^ Фьельд, Фейт, изд. (весна 1992 г.). «Отрывок из письма Сэмюэля Балто» (PDF) . Байки: Американский журнал жизни саамов . 3 : 4.
- ^ «25 USC § 500 – Цель» . Институт юридической информации юридического факультета Корнелльского университета . Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ «Олени на Аляске» . Федеральный реестр. 11 марта 2004 года . Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ «Хронология Аляски 1930-1939» . Международный саамский журнал . Проверено 19 июня 2013 г.
- ^ Отт, Дженнифер (5 ноября 2007 г.). «Пулсбо: История миниатюр» . www.historylink.org . Бесплатная энциклопедия истории штата Вашингтон . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Ниеми, Эйнар (1995). «Нильс Пол Ксавьер: саамский учитель и пастор на американской границе». Норвежско-американские исследования . 34 . JSTOR 45221488 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюбуа, Томас А. (2019). « Вспоминая – восстанавливая – миграцию: американцы-саамы и опыт иммигрантов ». Ин Лейнонен, Йоханна; Костиайнен, Ауво (ред.). Транснациональная финская мобильность: материалы FinnForum XI . Турку: Институт миграции Финляндии. стр. 49–67. ISBN 978-952-7167-62-5 .
- Куокканен, Рауна (2000). «На пути к «парадигме коренных народов» с точки зрения саамов». Канадский журнал местных исследований . Том 2, стр. 411–436.
- Воррен, Орнулв (1994). Саамы, олени и золото на Аляске: эмиграция саамов из Норвегии на Аляску . Проспект-Хайтс, Иллинойс: Waveland Press. ISBN 9780881337860 .