Ирокезы Святого Лаврентия
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Ирокезы Святого Лаврентия были ирокезов коренным народом , существовавшим примерно до конца 16 века. Они сконцентрировались вдоль берегов реки Святого Лаврентия в современных Квебеке и Онтарио , Канада, а также в американских штатах Нью-Йорк и самый северный Вермонт . Они говорили на лаврентийских языках , ветви ирокезской семьи.
По оценкам музея Пуэнт -а-Кальер, их численность составляет 120 000 человек в 25 странах, занимающих территорию в 230 000 квадратных километров (89 000 квадратных миль). [1] Однако многие ученые считают, что оценка численности ирокезов Святого Лаврентия и территории, которую они контролировали, слишком обширна. Текущие археологические данные показывают, что в самой крупной известной деревне проживало около 1000 человек, а общая численность населения составляла 8 000–10 000 человек. [2] Традиционное мнение состоит в том, что они исчезли из-за войны в конце 16-го века, которую вела нация могавков из Хауденосауни или Лиги ирокезов, которая хотела контролировать торговлю с европейцами в долине. [3]
Знания об ирокезах Святого Лаврентия были построены на основе исследований сохранившихся устных рассказов об историческом прошлом нынешних коренных народов, сочинений французского исследователя Жака Картье , более ранних историй, а также работы антропологов и других ученых с археологическими и лингвистическими исследованиями. учится с 1950-х годов. [4]
Археологические данные установили, что ирокезы Святого Лаврентия были народом, отличным от других региональных ирокезских народов, пяти народов хауденосауни и вендатов ( гуронов). Однако недавние археологические находки позволяют предположить, что среди ирокезов Святого Лаврентия могли существовать и отдельные группы. Название «ирокезы Святого Лаврентия» относится к географическому региону, жители которого имели некоторые общие культурные черты, включая общий язык, но не были политически едины.
Название страны Канада, вероятно, происходит от ирокезского слова kanata, что означает деревню или поселение. [5]
Исторические проблемы
[ редактировать ]В течение многих лет историки, археологи и другие ученые обсуждали идентичность ирокезской культурной группы в долине Святого Лаврентия, встречу с которой Жак Картье и его команда зафиксировали в 1535–1536 годах в деревнях Стадакона и Хочелага . Растущее количество археологических свидетельств, собранных с 1950-х годов, разрешило некоторые споры. С 1950-х годов антропологи и некоторые историки использовали окончательные лингвистические и археологические исследования, чтобы прийти к единому мнению, что ирокезы Святого Лаврентия были народами, отличными от наций Конфедерации ирокезов или гуронов . [6] С 1990-х годов они пришли к выводу, что среди ирокезов Святого Лаврентия могло существовать до 25 племен, численность которых составляла от 8 000 до 10 000 человек. [1] Они жили в речных низменностях и к востоку от Великих озер, в том числе на территории современных северных Нью-Йорка и Вермонта. [7]
До этого некоторые ученые утверждали, что эти люди были предками или прямыми родственниками исторических ирокезских групп в большом регионе, таких как гурон или могавк , онондага или онейда из пяти народов хауденосауни, с которыми столкнулся более поздний исследователь Самуэль де Шамплен . С 18 века было предложено несколько теорий идентичности народов реки Святого Лаврентия. Этот вопрос важен не только для исторического понимания, но и из-за претензий ирокезов и других коренных народов на землю.
В 1998 году канадский археолог Джеймс Ф. Пендергаст обобщил четыре основные теории с обзором доказательств:
- Вариант гурон-ирокез:
- Несколько историков объединили данные из ранних французских отчетов, словарных списков и устных рассказов коренных племен, чтобы предположить, что первыми жителями были ирокезоязычные гуроны или могавки, два племени, хорошо известные в более поздней колониальной истории. Не было достаточной документации, подтверждающей этот вывод в соответствии со стандартами 20-го века. Кроме того, археологические находки и лингвистические исследования, начиная с 1950-х годов, дискредитировали эту теорию. [8]
- Вариант идентичности ирокеза:
- Частично основываясь на материалах XVIII века, Марк Клеланд Бейкер и Ларс Свинбург разработали теорию о том, что ирокезы (в некоторых случаях они также постулировали онондага и онейда) мигрировали и поселились в долине реки Св. Лаврентия, прежде чем переселиться на свои исторические места. территория современного Нью-Йорка. Пендергаст говорит, что приписывание Стадаконы или Хочелаги могавку, Онондаге или Онейде не подтверждено археологическими данными.
- «Начиная с 1950-х годов огромное накопление археологического материала из Онтарио, Квебека, Вермонта , Пенсильвании и штата Нью-Йорк неизменно предоставляло убедительные доказательства того, что ни могавки, онондага, ни онейда не возникли в долине Святого Лаврентия». [9]
- Лаврентийские ирокезы и лаврентийские ирокезы Идентичность: на основе языковых исследований, с добавлением материалов с 1940 года; [10]
и
- Ирокез Святого Лаврентия и Ирокез Святого Лаврентия:
С 1950-х годов антропологи, археологи, лингвисты и этноисторики объединили междисциплинарные исследования и пришли к выводу, что «когда прибыл Картье в долине Святого Лаврентия присутствовал полностью коренной и обособленный ирокезский народ. Нынешняя антропологическая конвенция состоит в том, чтобы называть этих людей ирокезами Святого Лаврентия, при этом осознавая, что продолжающиеся археологические исследования показывают, что несколько отдельных ирокезских политических образований присутствовали в ряде широко рассредоточенных географических регионов на оси реки Святого Лаврентия». [6]
Как уже отмечалось, антропологи и некоторые историки использовали окончательные лингвистические и археологические исследования, чтобы прийти к единому мнению, что ирокезы Святого Лаврентия были народом, отличным от наций Конфедерации ирокезов или гуронов , и, вероятно, состояли из многочисленных групп. Пендергаст отмечает, что, хотя ирокезы и ведущие ученые в основном достигли консенсуса по этой теории, некоторые историки продолжают публиковать другие теории и игнорировать археологические свидетельства. [11] Ирокезы Святого Лаврентия действительно разделяли многие культурные, исторические и языковые аспекты с другими ирокезскими группами; например, их лаврентийские языки были частью ирокезской семьи, а аспекты культуры и социальной структуры были схожими.
Ирокезы Святого Лаврентия, по-видимому, исчезли из долины Святого Лаврентия незадолго до 1580 года. Шамплен не сообщил об отсутствии свидетельств проживания коренных жителей в долине. К тому времени хауденосауни использовали его как охотничьи угодья и место проведения военных отрядов.
Как утверждает историк Пендергаст, определение идентичности ирокезов Святого Лаврентия важно, потому что «наше понимание отношений между европейцами и ирокезами в эпоху контактов на всей территории Ирокезы во многом зависит от племени или конфедерации, к которой относятся Стадакона и Хочелага. " [12]
Культура и образ жизни
[ редактировать ]Доисторическая ирокезская культура и кукурузное земледелие в Канаде впервые обнаружены археологами в 500 году нашей эры на территории Принцесс-Пойнт в Гамильтоне, Онтарио . Ирокезская культура обнаружена в районе реки Сагеней в Квебеке примерно в 1000 году нашей эры. К 1250 или 1300 году кукуруза выращивалась на территории, которая впоследствии стала районом Квебека. Примерно к 1300 году существовало четыре различных субкультурных региона ирокезской культуры Святого Лаврентия: (1) округ Джефферсон, штат Нью-Йорк, с населением около 2500 человек; Округ Гренвилл, Онтарио, с населением 2500 человек; бассейн озера Св. Франциска к западу от Монреаля с населением 1000 человек; а также городские районы Монреаля и Квебека с населением от 2 000 до 3 000 человек. [13] Были также поселения в самом северном Вермонте и соседнем Онтарио возле озера Шамплейн . [14]
Большинство ирокезских деревень Святого Лаврентия располагались во внутренних районах, в нескольких километрах от самой реки. К концу 15 века они были окружены земляными валами и частоколами, что свидетельствовало о необходимости обороны. Деревни обычно имели площадь от 2 га (4,9 акра) до 3,25 га (8,0 акра). Внутри частоколов люди Святого Лаврентия жили в длинных домах , типичных для других соседних ирокезских народов. Длинные дома имели длину от 18 метров (59 футов) до 41 метра (135 футов), и в каждом проживало несколько семей. [15] Археологи подсчитали, что в деревнях проживало в среднем 150-250 человек, хотя в нескольких более крупных деревнях проживало значительно больше людей. [16]
Ирокезы оккупировали свои деревни в течение десяти и более лет, пока их длинные дома не пришли в упадок, а плодородие почвы для выращивания сельскохозяйственных культур не снизилось. Затем они построили новую деревню и расчистили землю для посевов, обычно всего в нескольких милях от своего предыдущего дома. [17] Частая смена местоположения создала проблемы для археологов при оценке численности ирокезов Святого Лаврентия. Методы датирования могут быть недостаточно точными, чтобы определить, были ли деревни заселены одновременно или последовательно. [18]
В дополнение к характерным деревням ирокезские народы Святого Лаврентия имели «смешанную экономику, в которой они зарабатывали себе на жизнь выращиванием кукурузы , тыквы и бобов , охотой , рыболовством и собирательством . клановая социальная организация и политическая система, достаточно структурированная, чтобы время от времени допускать конфедерацию. Большинство из них участвовало в партизанской войне, выращивало и использовало табак, а также производило керамические сосуды». [19] Подсолнухи также выращивали из-за их маслянистых семян. Исследования в нескольких бывших поселениях показали, что их наиболее важными продуктами питания были кукуруза и рыба. Охотились на белохвостого оленя и другую дичь. [20] [21]
В 1535 году французский исследователь Жак Картье прокомментировал культурные различия между жителями Хочелага (район Монреаля) и Стадаконы (район Квебека). Картье описал большие и плодородные кукурузные поля, окружающие Хочелагу, и сказал, что их жители вели оседлый образ жизни по сравнению с жителями Стадаконы, которые были мигрирующими. [22] Стадаконцы были ближе к ресурсам соленой воды ( рыба , тюлени и киты ) нижнего течения реки Святого Лаврентия и залива Святого Лаврентия и широко перемещались на своих берестяных каноэ в поисках морских животных. Более того, район Квебека был самым северным местом на северо-востоке Северной Америки, где практиковалось сельское хозяйство, особенно во время более низких температур Малого ледникового периода в 16 веке. Для стадаконцев зависимость от сельского хозяйства была более рискованной стратегией существования, чем для жителей Хочелаги, и они, вероятно, меньше полагались на сельское хозяйство и больше на эксплуатацию морских млекопитающих, рыболовство и охоту. [23] [24]
Ирокезы Святого Лаврентия не были едины политически, а деревни и культурные группы могли быть недружелюбными и соперничать друг с другом, а также враждебно относиться к соседним алгонкинским народам и другим ирокезским группам. [25]
Европейские контакты
[ редактировать ]Бретонские , баскские и английские рыбаки, возможно, вступали в контакт с ирокезами Святого Лаврентия в начале 16 века. Французский мореплаватель Томас Обер посетил этот район в 1508 году и проплыл 80 лиг, примерно 350 километров (220 миль), через залив Святого Лаврентия в реку Святого Лаврентия. Он привез во Францию семь туземцев, возможно, ирокезов, которых он захватил во время своего путешествия. [26] [27]
Жак Картье был первым европейцем, о котором точно известно, что он вступил в контакт с ирокезами Святого Лаврентия. В июле 1534 года, во время своего первого путешествия в Америку, Картье встретил группу из более чем 200 ирокезов, мужчин, женщин и детей, расположившихся лагерем на северном берегу залива Гаспе в заливе Святого Лаврентия . Они отправились на 40 каноэ в Гаспе, чтобы ловить атлантическую скумбрию , которой было много в этом районе. [28] Они находились более чем в 600 километрах (370 миль) от своего дома в Стадаконе , на месте современного Квебека . Стадаконцы встретили французов «очень фамильярно», что, вероятно, указывает на предыдущие торговые контакты с европейцами. [29]
В своей последующей экспедиции 1535 и 1536 годов Картье посетил несколько ирокезских деревень к северу от острова Орлеан (недалеко от современного Квебека), включая деревни Стадакона и Хочелага в окрестностях современного Монреаля . [30] Археологи 20-го века раскопали аналогичные деревни дальше на юго-запад, недалеко от восточной оконечности озера Онтарио , и находят свидетельства существования дополнительных отдельных групп ирокезов Святого Лаврентия. [31]
Примерно в то время, когда с ними связался Жак Картье, баскские китобои начали посещать этот район в ходе ежегодных кампаний (достижение пика произошло примерно в 1570–1580 годах), поддерживая дружеские торговые отношения с ирокезами Святого Лаврентия и другими местными жителями. Баски что называли их канальцами, , вероятно, произошло от ирокезского слова «каната», что означает поселение или деревня. [5] Баски и американские коренные жители региона Лабрадор-Св. Лаврентия разработали упрощенный язык для взаимопонимания, но в нем наблюдается сильный отпечаток микмака .
Кончина
[ редактировать ]Археолог Энтони Уандерли нашел 500-летние керамические трубки в современном округе Джефферсон, штат Нью-Йорк, которые были связаны с ирокезами Святого Лаврентия и племенами хауденосауни. Их использование, по-видимому, было связано с дипломатическими визитами между народами, и он предполагает, что они указывают на территорию взаимодействия, которая могла предшествовать конфедерации ирокезов. Сопутствующие элементы дизайна и длинные пересказы в устных историях ирокезов имели важное значение. [32]
К тому времени, когда исследователь Самюэль де Шамплен прибыл и основал Квебек в 1608 году, он не нашел никаких следов ирокезов Святого Лаврентия и поселений, которые Картье посетил примерно 75 лет назад. Историки и другие учёные разработали несколько теорий об их исчезновении: опустошительные войны с племенами ирокезов на юге или с гуронами на западе, воздействие эпидемий болезней Старого Света или их миграция на запад, к берегам Великих озёр . [3] Иннис [33] предположил, что северные индейцы-охотники вокруг Тадуссака обменивали меха на европейское оружие и использовали его, чтобы вытеснить индейцев-земледельцев на юг.
Археологические данные и исторический контекст того времени наиболее убедительно указывают на войны с соседними племенами ирокезов, особенно с могавками . Расположенные в восточной и центральной части Нью-Йорка, они имели наибольшую выгоду в войне против ирокеев Святого Лаврентия, поскольку имели наименее выгодное территориальное положение в этом районе в отношении охоты и торговли пушниной вдоль реки Святого Лаврентия. Французская торговля тогда базировалась в Тадуссаке , ниже по течению, в устье реки Сагеней , на территории инну . Ирокезы хотели получить больший контроль над торговыми путями Святого Лаврентия, ведущими с европейцами. В этот период Шамплен сообщил, что алгонкинские народы боялись могущественных ирокезов. Антрополог Брюс Г. Триггер считает, что политическая динамика была такова, что гуроны вряд ли войдут на территорию ирокезов, чтобы совершить нападение на народ Святого Лаврентия на севере. В середине-конце 16 века долина Святого Лаврентия, вероятно, была зоной открытого конфликта между племенами, расположенными ближе к реке. Поскольку от их поселений ничего не осталось, ирокезы Святого Лаврентия, похоже, были подавлены другими группами. Некоторые выжившие ирокезы Святого Лаврентия, возможно, присоединились к соседним Племена могавков и алгонкинов силой или по взаимному согласию. [3]
К тому времени, когда прибыл Шамплен, алгонкины и могавки использовали долину Святого Лаврентия как охотничьи угодья, а также как маршрут для военных отрядов и набегов. Ни одна из стран не имела постоянных поселений вверх по реке выше Тадуссака, торгового поста в нижней части долины Святого Лаврентия, который на протяжении многих лет играл важную роль в торговле мехом. [3]
Исторические дебаты
[ редактировать ]Хотя историки и другие ученые уже некоторое время изучают ирокезов Святого Лаврентия, такие знания медленнее становятся частью общего исторического понимания. Гипотеза об ирокезах Святого Лаврентия помогает объяснить очевидные противоречия в исторических записях о встречах французов с туземцами в этой области.
Происхождение слова «Канада» , от которого нация получила свое название, представляет собой пример изменений в историческом понимании, требуемых новыми свидетельствами. Слово «Канада » ирокезов Святого Лаврентия из Стадаконы означало на их языке «деревня». Картье писал: «[I] lz (sic) appellent une ville Canada (они называют деревню «Канада»)». Картье применил это слово как к региону возле Стадаконы, так и к реке Святого Лаврентия, протекающей неподалеку. [34]
И Канадская энциклопедия (1985 г.), и различные публикации правительства Канады, такие как «Происхождение названия Канада», опубликованное Департаментом канадского наследия , вместо этого предполагают прежнюю теорию о том, что слово «Канада» происходит от гурона- Ирокезское слово каната также означало «деревня» или поселение.
Рассказ о происхождении названия Канады отражает теории, впервые выдвинутые в 18 и 19 веках. Общие тексты не поспевают за дискредитацией таких более ранних теорий лингвистическими сравнительными исследованиями конца 20 века. Например, «теория гуронов-ирокезов» происхождения слов появилась в статье «Канада» в Британской энциклопедии 1996 года.
Более ранняя тайна Аннедды также показывает, как недавние исследования изменили историческое понимание. Когда команда Картье во время своей первой зимы в Канаде заболела цингой , ирокезы Святого Лаврентия предоставили им лекарство - травяной настой , приготовленный из аннедды . Французы записали это как ирокезское название белого кедра региона Святого Лаврентия. Картье записал это слово в свой дневник. В более поздней экспедиции, когда Шамплен попросил то же лекарство, туземцы, которых он встретил, не знали слова аннедда . Этот факт смутил многих историков. Учитывая новые доказательства, кажется, что Шамплен встретил ирокезов Пяти Народов , которые, хотя и были родственниками, не говорили на тех же языковых диалектах, что ирокезы Святого Лаврентия - таким образом, они не знали слова аннедда и его значения.
Археологи не определили точное местонахождение Хочелаги . В начале 20-го века историки активно обсуждали этот вопрос и причины его исчезновения, но изменение интересов в этой области привело в других направлениях. [35] В конце 20-го века активизм коренных народов , а также возросший интерес к истории коренных народов возобновили внимание к ранним ирокезским деревням Святого Лаврентия. [36] [37]
Язык
[ редактировать ]Лингвистические исследования показывают, что ирокезы Святого Лаврентия, вероятно, говорили на нескольких различных диалектах своего языка, часто называемого лаврентийским . Это один из нескольких языков ирокезской языковой семьи , в которую входят могавки , гурон-виандоты и чероки . Жак Картье сделал немногочисленные записи во время своего путешествия в 1535–1536 годах. Он составил два словарных списка общим объемом около 200 слов. Ирокезы Святого Лаврентия, возможно, говорили на двух или более различных языках на территории, простирающейся более чем на 600 км, от озера Онтарио до востока от острова Орлеан .
Наследие и почести
[ редактировать ]Обширные археологические работы в Монреале выявили 1000-летнюю историю проживания людей на этом месте. В 1992 году здесь открылся новый музей Пуэнт-а-Каллиер (Монреальский музей археологии и истории), чтобы сохранить археологию и отметить новое понимание города и ирокезов Святого Лаврентия. [38]
Основные экспонаты продемонстрировали растущие знания об ирокезах Святого Лаврентия:
- 1992, Окутанные цветами земли: культурное наследие коренных народов , Музей МакКорда, Монреаль, Квебек.
- 2006–2007, Ирокезы Святого Лаврентия: люди кукурузы , Пуэнт-а-Кальер, Монреальский музей археологии и истории, Монреаль, Квебек. (Каталог выставки издан в виде книги под тем же названием.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Ирокезы Святого Лаврентия: люди кукурузы» , выставка 2006–2007 гг., Пуэнт-а-Каллиер, Монреаль, по состоянию на 14 марта 2012 г.
- ^ Уоррик, Грей и Лесагель, Луи (2016), «Гурон-Вендат и ирокезы Святого Лаврентия: новые данные о близких отношениях», Археология Онтарио, стр. 137, [1] Архивировано 20 сентября 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Брюс Г. Триггер, «Исчезновение ирокезов Святого Лаврентия» , в книге «Дети Ааэнстика: История народа гуронов до 1660 года », том. 2, Монреаль и Лондон: Mcgill-Queen's University Press, 1976, стр. 214–218, 220–224, по состоянию на 2 февраля 2010 г.
- ^ Джеймс Ф. Пендергаст. (1998). «Сбивающие с толку личности, приписываемые Стадаконе и Хочелаге» , Журнал канадских исследований , том 32, стр. 149, по состоянию на 3 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Стюарт Олсон; Роберт Шэдл (1991). Исторический словарь европейского империализма . Издательская группа Гринвуд. п. 109. ИСБН 978-0-313-26257-9 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», стр. 156–157.
- ^ Клод Шапделен, «Ирокезы Святого Лаврентия, 1500 г. н. э.» , Окутанные цветами Земли. Каталог выставки «Культурное наследие коренных народов» , Монреаль: Музей МакКорда, 1992 г.
- ^ Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», стр. 150-153.
- ^ Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», стр. 153-154.
- ^ Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», стр. 155-156.
- ^ Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», стр. 158-159.
- ^ Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», с. 149
- ^ Уоррик, Гэри (декабрь 2000 г.), «Ирокезская оккупация до контакта с Южным Онтарио», Journal of World Prehistory , Vol. 14, № 4, с. 415, 454-457. Скачано с JSTOR.
- ^ Джеймисон, Томас (2005), «Заполнение пустоты ирокезами Святого Лаврентия в Альбурге, Вермонт», Журнал археологии Вермонта, Том. 6, [2] , по состоянию на 7 августа 2019 г.
- ^ Уоррик, стр. 454-457.
- ↑ Абель, Тимоти, «Ирокезские оккупации северного Нью-Йорка: обзор текущих исследований», стр. 66, [3] , по состоянию на 7 августа 2019 г.
- ^ «Деревня ирокезов», [4] , по состоянию на 12 августа 2019 г.
- ^ Джонс, Эрик Э. (2008), «История населения ирокезов и экология поселений, 1500-1700», Диссертация: Университет штата Пенсильвания, [5] , по состоянию на 12 августа 2019 г.
- ^ "Ирокезы Святого Лаврентия: кто они?" Национальный исторический памятник Картье-Бребеф, [6] , по состоянию на 9 августа 2019 г.
- ↑ Сен-Пьер, К. Гейтс, «Рыба и кукуруза», [7] , по состоянию на 14 августа 2019 г.
- ^ Сен-Пьер, К. Гейтс (2015), «Садоводство на грани: самые северные свидетельства выращивания растений на северо-востоке Северной Америки до контакта», Revista de Antropologia del Museo de Entre Rios, Vol. 1, стр. 20-23
- ^ Стивенс, Хирам Б. и Сэвилл, Маршалл Х. (1890), Жак Картье и его четыре путешествия в Канаду; очерк с историческими, пояснительными и филологическими примечаниями, Монреаль: У. Дрисдейл и компания, стр. 61,63.
- ^ «Ирокезы Квебека», Национальный исторический памятник Картье-Бребеф, [8] , по состоянию на 11 августа 2019 г.
- ^ Сен-Пьер (2015), с. 20
- ^ Гейтс Сен-Пьер, Кристиан (2016), «Ирокезы в долине реки Св. Лаврентия до контакта с европейцами», Археология Онтарио, Vol. 96, с. 54.
- ^ «Томас Обер», Канадский биографический словарь, http://www.biographi.ca/en/bio/aubert_thomas_1E.html , по состоянию на 31 июля 2019 г.
- ^ Вайзе, Артур Джеймс (1884), Открытия Америки до 1525 года, Лондон: Ричард Бентли и сын, стр. 298-299.
- ^ Кэхилл, Дональд и Уэлле, Мартин (осень 2015 г.), «Анализ исследования Жаком Картье побережья Гаспе, 1534 г.», Acadiensis, Vol. 44, № 2, стр. 90-94. Скачано с JSTOR .
- ^ Парментер, с. 7
- ^ Жак Картье. (1545). Оригинальный аккаунт Жака Картье . Париж: Тросс (издание 1863 г.)
- ^ Джеймс Ф. Пендергаст. (1998). «Сбивающие с толку личности, приписываемые Стадаконе и Хочелаге» , Журнал канадских исследований , Том 32
- ^ Уандерли, Энтони (2005). «Чучело трубы, дипломатия и миф: исследование взаимодействия между ирокезами Святого Лаврентия и восточными ирокезами в штате Нью-Йорк» . Американская древность . 70 (2): 211–240. дои : 10.2307/40035702 . JSTOR 40035702 .
- ^ Гарольд А. Иннис, «Торговля мехом в Канаде», редакция 1930 года, 1956 г., Глава 1.
- ^ Вейс, Жан (1995). Факты о Канаде, ее провинциях и территориях . Компания HW Wilson. ISBN 9780824208646 .
- ^ У. Дж. Винтерберг, «Была ли Хочелага разрушена или заброшена?» , Американская антропологическая ассоциация, 1927 г., по состоянию на 3 февраля 2010 г.
- ↑ Марк Эбли, «Где был Хочелага? Кипят споры о местоположении и судьбе индийской деревни, которую Картье посетил в 1535 году» , Canadian Geographic , 1 ноября 1994 г., по состоянию на 3 февраля 2010 г.
- ^ Пендергаст (1998), «Смешение идентичностей», с. 150
- ^ «О Пуэнт-а-Каллиер» , веб-сайт Монреальского музея археологии и истории, по состоянию на 14 марта 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Жак Картье. (1545). Оригинальный аккаунт Жака Картье . Париж: Тросс (издание 1863 г.). (Список слов на страницах 46–48)
- Пендергаст, Джеймс Ф. и Брюс Г. Триггер. Хочелага Картье и сайт Доусона. Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина, 1972.
- Джеймс Ф. Пендергаст. (1998). «Сбивающие с толку личности, приписываемые Стадаконе и Хочелаге», Журнал канадских исследований, том 32, стр. 149–167.
- Роланд Трамбле. (1999). «С уважением к прошлому: размышления о идентичности жителей долины Сен-Лоран в 16 веке», Американские исследования в Квебеке, том 29, № 1, стр. 41–52.
- Роланд Трамбле. (2006). Ирокезы Святого Лаврентия: Кукурузные люди, Монреаль, Квебек, Les Éditions de l'Homme (опубликовано совместно с одноименной выставкой, 2006–2007 гг.)
- «Рецензия на книгу: Роланд Трембле. (2006) Ирокезы Святого Лаврентия: кукурузные люди » , Канадский журнал археологии / Journal Canadien d'Archéologie, 2007.
- Брюс Г. Триггер и Джеймс Ф. Пендергаст. (1978). «Ирокезы Святого Лаврентия», в Справочнике североамериканских индейцев , том 15, Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, стр. 357–361.
- Брюс Дж. Триггер. (1976) «Исчезновение ирокезов Святого Лаврентия», в книге «Дети Аатаэнцика: история народа гуронов до 1660 года» . Монреаль: McGill-Queen's Press, стр. 214–228.
- Хуан Франсиско Маура. «Новый вклад в изучение иберийской топонимики в Северной Америке в 16 веке». Бюллетень испанских исследований 86. 5 (2009): 577-603.
- Хуан Франсиско Маура. «О латиноамериканском происхождении названия «Канада»». Лемир (Журнал литературы средневековья и Возрождения) 20 (2016): 17-52. http://parnaseo.uv.es/Lemir/Revista/Revista20/02_Maura_Juan.pdf
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальный музей Канады , Ирокезы Святого Лаврентия — виртуальная выставка, посвященная культуре народа.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энгельбрехт, Уильям; Джеймисон, Брюс (2016). «Ирокезские метательные точки Святого Лаврентия: региональная перспектива». Археология восточной части Северной Америки . 44 . Археологическая федерация восточных штатов: 81–98. JSTOR 44808365 .
- Гейтс-Св. Пьер, Кристиан (2016). «Ирокезы в долине реки Св. Лаврентия до контакта с европейцами» (PDF) . Археология Онтарио . 96 . Археологическое общество Онтарио: 47–64.
- Джеймисон, Дж. Б. «Археология ирокезов Святого Лаврентия». Археология Южного Онтарио до 1650 г. н. э. , Периодическая публикация лондонского отделения, ОАГ, № 5: 385-404, 1990.
- Юнкер-Андерсен, Кристен. Эксплуатация фаунистических ресурсов среди ирокезов Св. Лаврентия: зооархеология участка Стюарда (BfFt-2), Моррисбург, Онтарио . Торонто: Университет Торонто, 1984.
- Лоуэн, Брэд (2016). «Глава 3: Переплетенные загадки». В Лоуэне, Брэд; Чапделейн, Клод (ред.). Контакты в 16 веке: сети рыбаков, собирателей и фермеров . Серия Меркурий. Университет Оттавы Press. стр. 57–76. дои : 10.2307/j.ctt22zmcgk.9 . Исследуются взаимоотношения басков и ирокезов Святого Лаврентия.
- Пендергаст, Джеймс Ф., «Значение археологического присутствия гуронов в округе Джефферсон, штат Нью-Йорк», статья, прочитанная в Университете Макмастера, 20 февраля 1982 г., см. Trigger (1985) 351.
- Пендергаст, Джеймс Ф. «Ирокезы Святого Лаврентия: их прошлое, настоящее и ближайшее будущее», Бюллетень (журнал Археологической ассоциации штата Нью-Йорк), 102:47-74, 1991.
- Пендергаст, Джеймс Ф., Клод Шапделейн и Дж. В. Райт. «Очерки ирокезской археологии Святого Лаврентия», Периодические статьи по северо-восточной археологии, вып. 8. Дандас, Онтарио: Copetown Press, 1993. ISBN 1-895087-07-4
- Пендергаст, Дж. Ф. (1975). «Гипотеза In-Situ, объясняющая происхождение ирокезов Святого Лаврентия» (PDF) . Археология Онтарио . 25 . Археологическое общество Онтарио: 47–55.
- Плурд, Мишель (2016). «Глава 5: Ирокезы Святого Лаврентия, алгонкины и европейцы в устье Святого Лаврентия между 1500 и 1650 годами». В Лоуэне, Брэд; Чапделейн, Клод (ред.). Контакты в 16 веке: сети рыбаков, собирателей и фермеров . Серия Меркурий. Университет Оттавы Press. стр. 119–148. дои : 10.2307/j.ctt22zmcgk.11 .
- Стекли, Джон (2016). «Ирокезы Святого Лаврентия среди вендатов: лингвистические свидетельства» (PDF) . Археология Онтарио . 96 . Археологическое общество Онтарио: 17–25.
- Триггер, Брюс Г., Коренные жители и пришельцы: новый взгляд на «героический век» Канады (Кингстон и Монреаль: McGill-Queen's University Press, 1985) 144-8, 351
- Уоррик, Гэри; Лесаж, Луи (2016). «Гурон-Вендат и ирокезы Святого Лаврентия: новые данные о близких отношениях» (PDF) . Археология Онтарио . 96 . Археологическое общество Онтарио: 133–143.