Самолет на водородном двигателе

Самолет с водородным двигателем — это самолет используется водородное топливо , в котором в качестве источника энергии . Водород можно либо сжигать в реактивном двигателе другого типа или двигателе внутреннего сгорания , либо использовать для питания топливного элемента для выработки электроэнергии для питания электрического движителя. Его нельзя хранить в традиционном «мокром крыле» , а баки с водородом приходится размещать в фюзеляже или поддерживать на крыле.
Водород, который можно производить из низкоуглеродной энергии и производить нулевые выбросы , может снизить воздействие авиации на окружающую среду . Boeing признает технологический потенциал, а Airbus планирует выпустить первый коммерческий самолет с водородным двигателем к 2035 году. [1] McKinsey & Company прогнозирует, что водородные самолеты выйдут на рынок в конце 2030-х годов и начнут масштабироваться до 2050 года, когда они смогут обеспечивать треть потребности авиации в энергии. [2]
Свойства водорода
[ редактировать ]
Водород имеет удельную энергию 119,9 МДж/кг по сравнению с ~43,5 МДж/кг для обычного жидкого топлива . [3] в 2,8 раза выше.Однако его плотность энергии составляет 10,05 кДж/л при нормальном атмосферном давлении и температуре по сравнению с ~31293 кДж/л для жидкого топлива. [3] в 3114 раз ниже.При давлении 690 бар (10 000 фунтов на квадратный дюйм) оно достигает 4500 кДж/л. [3] все еще в 7 раз ниже, чем у жидкого топлива.Охлажденный до 20 К (-253 ° С) жидкий водород имеет плотность энергии 8491 кДж/л. [3] в 3,7 раза ниже, чем у жидкого топлива.
Проектирование самолетов
[ редактировать ]Низкая объемная плотность энергии водорода создает проблемы при проектировании самолета, где вес и площадь открытой поверхности имеют решающее значение. [4] Для уменьшения размеров баков жидкий водород будет использоваться с криогенным топливом , что потребует баков . [4] [5] Цилиндрические баки сводят к минимуму поверхность, обеспечивая минимальный вес теплоизоляции , что приводит к тому, что баки располагаются в фюзеляже, а не в мокрых крыльях обычных самолетов. [4] [5] Объем и лобовое сопротивление самолета будут несколько увеличены за счет увеличения топливных баков. [6] Увеличенный фюзеляж увеличивает сопротивление трения обшивки из -за дополнительной смачиваемой площади . Дополнительный вес бака компенсируется значительно меньшим весом жидкого водородного топлива.
Газообразный водород может использоваться для ближнемагистральных самолетов. [7] Жидкий водород может понадобиться дальнемагистральным самолетам.
Высокая удельная энергия водорода означает, что для того же диапазона потребуется меньший вес топлива, игнорируя последствия увеличения объема и веса бака. [5] Поскольку доля топлива в максимальной взлетной массе авиалайнеров составляет от 26% для среднемагистральных рейсов до 45% для дальнемагистральных, максимальный вес топлива может быть снижен до 9–16% от максимальной взлетной массы.
Топливные элементы имеют смысл для авиации общего назначения и региональных самолетов, но эффективность их двигателей меньше, чем у больших газовых турбин . Они более эффективны, чем современные турбовинтовые авиалайнеры на 7–90 пассажиров, такие как DASH 8. [6] Эффективность самолета, работающего на водороде, представляет собой компромисс между большей площадью смачиваемой поверхности, меньшим весом топлива и дополнительным весом бака, который зависит от размера самолета. [ нужна ссылка ] Водород подходит для авиалайнеров ближнего радиуса действия. А дальнемагистральным самолетам нужны новые конструкции самолетов. [8]
Жидкий водород является одним из лучших охлаждающих жидкостей, используемых в технике, и в предварительно охлажденных реактивных двигателях было предложено использовать это свойство для охлаждения всасываемого воздуха гиперзвуковых самолетов или даже для охлаждения самой обшивки самолета, особенно для самолетов с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. [9]
Исследование, проведенное в Великобритании, NAPKIN (Новая сеть знаний и инноваций в области авиации, двигательной техники) в сотрудничестве с аэропортом Хитроу , Rolls-Royce , GKN Aerospace и Cranfield Aerospace Solutions, изучило потенциал новых конструкций самолетов с водородными двигателями для снижения воздействие авиации на окружающую среду. [10] Авиаконструкторы предложили ряд концепций самолетов, работающих на водородном топливе, от 7 до 90 мест, изучая возможность использования водорода в топливных элементах и газовых турбинах для замены обычных авиационных двигателей, работающих на ископаемом топливе . Результаты показывают, что в Великобритании самолеты с водородными двигателями могут стать коммерчески жизнеспособными для ближнемагистральных и региональных рейсов ко второй половине 2020-х годов, а авиакомпании потенциально смогут заменить весь региональный парк Великобритании водородными самолетами к 2040 году. [10] Однако в отчете подчеркивается, что национальные поставки и цена зеленого жидкого водорода по сравнению с ископаемым керосином являются решающими факторами, определяющими использование водородных самолетов авиакомпаниями. Моделирование показало, что, если цены на водород приблизится к 1 доллару за кг, потребление водородных самолетов может охватить почти 100% внутреннего рынка Великобритании. [10]
Выбросы и воздействие на окружающую среду
[ редактировать ]Водородные самолеты, использующие конструкцию топливных элементов , имеют нулевые выбросы при эксплуатации, тогда как самолеты, использующие водород в качестве топлива для реактивного двигателя или двигателя внутреннего сгорания, имеют нулевые выбросы CO 2 ( парникового газа , который способствует глобальному изменению климата ), но не для NO x (местный загрязнитель воздуха ). Сжигание водорода в воздухе приводит к образованию NO x , т. е H .
2 + ½ O
2 → Ч
Реакция 2 O в среде, богатой азотом, также приводит к образованию НЕТ х . [11] Однако при сгорании водорода образуется на 90% меньше оксидов азота, чем при сжигании керосина, и исключается образование твердых частиц . [5]
Если водород доступен в большом количестве из низкоуглеродной энергетики, такой как ветровая или ядерная, его использование в самолетах будет производить меньше парниковых газов , чем нынешние самолеты: водяной пар и небольшое количество оксида азота. В настоящее время очень мало водорода производится с использованием низкоуглеродных источников энергии. [12] [ не удалось пройти проверку ]
Исследование, проведенное в 2020 году совместными предприятиями ЕС «Чистое небо 2» и «Топливные элементы и водород 2», показало, что к 2035 году водород может использоваться в самолетах ближнего радиуса действия . [8] Самолет ближнего действия (< 2000 км, 1100 морских миль) с гибридными топливными элементами /турбинами может снизить воздействие на климат на 70–80% при дополнительных затратах в 20–30%, авиалайнер средней дальности с турбинами H 2 может иметь Снижение воздействия на климат на –60% при завышении затрат на 30–40%, а самолет дальнего действия (> 7000 км, 3800 морских миль), также с турбинами H 2 , может снизить воздействие на климат на 40–50% при дополнительных затратах на 40–50%. . [8] Потребуются исследования и разработки в области авиационных технологий и водородной инфраструктуры, правил и стандартов сертификации. [8]
Водяной пар является парниковым газом. Фактически, большая часть общего парникового эффекта на Земле обусловлена водяным паром. [13] Однако в тропосфере в содержании водяного пара преобладают не антропогенные выбросы, а естественный круговорот воды , поскольку вода недолго остается неподвижной в этом слое атмосферы. [14] Иначе обстоит дело в стратосфере , которая – без участия человека – была бы почти полностью сухой и по-прежнему остается относительно лишенной воды. [15] Если водород сгорает и образующийся водяной пар выделяется на высотах стратосферы ( крейсерская высота некоторых коммерческих рейсов находится в пределах стратосферы - сверхзвуковой полет почти полностью происходит на высоте стратосферы), содержание водяного пара в стратосфере увеличивается. Из-за длительного времени пребывания водяного пара на таких высотах нельзя полностью сбрасывать со счетов долгосрочные последствия, рассчитанные на годы или даже десятилетия. [16] [17]
История
[ редактировать ]Демонстрации
[ редактировать ]

В феврале 1957 года самолет Martin B-57 B из NACA в течение 20 минут летал на водороде для одного из двух двигателей Wright J65, а не на реактивном топливе. [18] 15 апреля 1988 года Ту-155 впервые поднялся в воздух как первый экспериментальный самолет с водородным двигателем. [19] адаптированный авиалайнер Ту-154 .
Boeing переоборудовал двухместный Diamond DA20 для работы на топливных элементах, разработанных и изготовленных Intelligent Energy . [20] Первый полет он совершил 3 апреля 2008 года. [21] Antares DLR-H2 — самолет с водородным двигателем от Lange Aviation и немецкого аэрокосмического центра . [22] В июле 2010 года компания Boeing представила свой БПЛА Phantom Eye с водородным двигателем , в котором используются два переоборудованных Ford Motor Company . поршневых двигателя [23]
В 2010 году Rapid 200FC завершил шесть летных испытаний на газообразном водороде .Самолет, а также электрическая и энергетическая система были разработаны в рамках Союза проекта Европейского ENFICA-FC, координируемого Туринским политехническим институтом . [24] Водород хранится под давлением 350 бар и питает топливный элемент мощностью 20 кВт (27 л.с.), приводящий в действие электродвигатель мощностью 40 кВт (54 л.с.), а также литий-полимерный аккумулятор мощностью 20 кВт (27 л.с.) .
11 января 2011 года беспилотный самолет AeroVironment Global Observer совершил свой первый полет с силовой установкой, работающей на водороде. [25]
, разработанный немецким DLR институтом инженерной термодинамики Четырехместный самолет DLR HY4 , был оснащен водородным топливным элементом, его первый полет состоялся 29 сентября 2016 года. [26] Он может хранить 9 кг (20 фунтов) водорода, 4 топливных элемента по 11 кВт и 2 аккумулятора по 10 кВтч. [27] [ нужен лучший источник ]
19 января 2023 года компания ZeroAvia провела испытательный стенд Dornier 228 , в котором один турбовинтовой двигатель заменен прототипом водородно-электрической трансмиссии в кабине, состоящей из двух топливных элементов и литий-ионной батареи для максимальной мощности. [28] Цель состоит в том, чтобы к 2025 году создать сертифицированную систему для планеров, перевозящих до 19 пассажиров на расстояние более 300 морских миль (560 км). [28]
2 марта 2023 года компания Universal Hydrogen запустила испытательный стенд Dash 8 на 40 пассажиров с одним двигателем, оснащенным водородно-электрической трансмиссией. Компания получила заказ от Connect Airlines на переоборудование 75 самолетов ATR 72-600 с их водородными силовыми агрегатами. [29]
8 ноября 2023 года Airbus поднял модифицированный планер Schempp-Hirth Arcus-M, получивший название Blue Condor, впервые оснащенный водородным двигателем внутреннего сгорания, использующим водород в качестве единственного источника топлива. [30]
24 июня 2024 года Joby Aviation компании демонстрационный образец S4 eVTOL , оснащенный в мае водородно-электрической трансмиссией, совершил рекордный беспосадочный полет длиной 523 мили, что более чем в три раза превышает дальность полета версии с батарейным питанием. Он приземлился с 10% жидкого водородного топлива, оставшегося в кирогенном топливном баке, и единственным выбросом в полете был водяной пар. Система водородных топливных элементов обеспечивала питание шести электрических роторов eVTOL во время полета, а небольшая батарея обеспечивала дополнительную мощность при взлете и посадке. [31] [32]
Проекты самолетов
[ редактировать ]В 1975 году компания Lockheed в Лэнгли исследование дозвукового транспортного самолета, работающего на жидком водороде подготовила для НАСА , исследуя авиалайнеры, перевозящие 130 пассажиров на расстояние 2780 км (1500 морских миль); 200 пассажиров на расстояние более 5560 км (3000 миль); и 400 пассажиров на расстояние более 9 265 км (5 000 миль). [33]
В период с апреля 2000 г. по май 2002 г. Европейская комиссия профинансировала половину Airbus под руководством исследования криоплана , в ходе которого оценивались конфигурации, системы, двигатели, инфраструктура, безопасность, экологическая совместимость и сценарии перехода. [34] Было предусмотрено несколько конфигураций: бизнес-джет на 12 пассажиров с дальностью полета 3500 миль (6500 км), региональный авиалайнер самолет средней дальности на 44 пассажира с дальностью более 1500 миль (2800 км) и 70 пассажиров с дальностью полета более 2000 миль (3700 км), узкофюзеляжный на 185 пассажиров . пассажиры на расстояние более 4000 миль (7400 км) и широкофюзеляжные самолеты дальнего действия на 380–550 пассажиров на расстояние более 8500 миль (15700 км). [35]
В сентябре 2020 года Airbus представил три концепции ZEROe на водородном топливе, которые планируется ввести в коммерческую эксплуатацию к 2035 году: [36] турбовинтовой двигатель на 100 пассажиров, турбовентиляторный двигатель на 200 пассажиров и футуристический дизайн, основанный на комбинированном корпусе крыла . [37] Самолет приводится в движение газовыми турбинами, а не топливными элементами. [38]
В декабре 2021 года Британский институт аэрокосмических технологий (ATI) представил исследование FlyZero криогенного жидкого водорода , используемого в газовых турбинах для конструкции на 279 пассажиров и дальности полета 5250 морских миль (9720 км). [39] ATI поддерживается Airbus, Rolls-Royce, GKN, Spirit, General Electric, Reaction Engines, Easyjet, NATS , Belcan , Eaton , Mott MacDonald и MTC .
В августе 2021 года правительство Великобритании заявило, что оно первым разработало водородную стратегию. В этот отчет включена предлагаемая стратегия в отношении самолетов с водородными двигателями, а также других видов транспорта. [40] [ важность? ]
В марте 2022 года FlyZero подробно рассказала о трех своих концептуальных самолетах:
- 75-местный региональный авиалайнер FZR-1E имеет шесть электрических двигателей, работающих на топливных элементах, размер которого сопоставим с ATR 72, с большим диаметром фюзеляжа - 3,5 м (11 футов) по сравнению с 2,8 м (9 футов 2 дюйма) для размещения водорода. хранилище для крейсерской скорости 325 узлов (601 км / ч) и дальности полета 800 миль (1480 км);
- FZN-1E его узкофюзеляжный имеет задние турбовентиляторные двигатели, работающие на водороде, Т-образное хвостовое оперение и переднее переднее оперение , фюзеляж на 10 м (33 фута) длиннее, чем у Airbus A320neo, и становится на 1 м (3 фута 3 дюйма) шире при задняя часть для размещения двух криогенных топливных баков и увеличенного размаха крыла, требующего складывания законцовок крыла для дальности полета 2400 миль (4400 км) и крейсерской скорости 450 узлов (830 км/ч);
- Небольшой широкофюзеляжный FZM-1G сравним с Boeing 767-200ER , перевозит 279 пассажиров на расстояние более 5750 миль (10650 км), с диаметром фюзеляжа шириной 6 м (20 футов), ближе к A350 или 777X , длиной 52 м (171 фут). ) размах крыла в пределах ворот аэропорта , подкрыльные двигатели и баки перед крылом. [41]
Проекты двигательной установки
[ редактировать ]В марте 2021 года компания Cranfield Aerospace Solutions объявила, что проект Fresson перешел с батарей на водород для модернизации девятиместного самолета Britten-Norman Islander для демонстрации в сентябре 2022 года. [42] Проект Fresson поддерживается Институтом аэрокосмических технологий в партнерстве с Департаментом бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Великобритании и Innovate UK .
Компания Pratt & Whitney хочет связать свою архитектуру турбовентиляторного двигателя с редуктором со своим проектом турбинного двигателя с впрыском пара водорода и промежуточным охлаждением (HySIITE), чтобы избежать выбросов углекислого газа, сократить выбросы NO x на 80 % и снизить расход топлива на 35 % по сравнению с нынешнее реактивное топливо PW1100G, которое будет введено в эксплуатацию к 2035 году с совместимым планером. [43] 21 февраля 2022 года Министерство энергетики США в рамках схемы OPEN21, проводимой Агентством перспективных исследовательских проектов в области энергетики (ARPA-E), выделило P&W 3,8 миллиона долларов на двухлетнюю исследовательскую инициативу на ранней стадии разработки камеры сгорания и теплообменника. используется для улавливания водяного пара в потоке выхлопных газов, впрыскиваемого в камеру сгорания для увеличения ее мощности, в компрессор в качестве промежуточного охладителя и в турбину в качестве охлаждающей жидкости. [43]
В феврале 2022 года Airbus объявил о демонстрации турбовентиляторного двигателя, работающего на жидком водороде, при этом CFM International модифицировала камеру сгорания, топливную систему и систему управления GE Passport , установленного на пилоне фюзеляжа прототипа A380 , для первого полета, который ожидается в течение пяти лет. годы. [44]
Предлагаемые самолеты и прототипы
[ редактировать ]Исторический
[ редактировать ]- Lockheed CL-400 Suntan , концепция 1950-х годов, использованная для SR-71.
- National Aerospace Plane , концепция 1986–1993 годов с ГПВРД , отмененная во время разработки.
- Туполев Ту-155 , 1988 г. - модифицированный испытательный стенд Ту-154, совершил более 100 полетов.
- AeroVironment Global Observer , демонстратор дронов на топливных элементах, 2010–2011 гг., выполнил 9 полетов, прежде чем разбился.
- Boeing Phantom Eye , демонстратор дрона с поршневым двигателем 2012-2016 гг., совершил 9 полетов продолжительностью до 9 часов.
Проекты
[ редактировать ]- AeroDelft , студенческая группа, создающая дрон, работающий на газообразном и жидком водороде, и Sling 4 .
- Airbus ZEROe, представленный в конце 2020 года, нацелен на создание четырех концептуальных самолетов и запуск первого коммерческого самолета с нулевым уровнем выбросов, который поступит в эксплуатацию к 2035 году. [45]
- Cellsius H2-Sling — студенческий проект ETH Zürich по созданию модифицированного Sling HW с силовой установкой на водородных топливных элементах .
- DLR Smartfish , экспериментальный двухместный подъемный кузов ; на основе предыдущей модели Hyfish .
- DLR HY4 , управляемый дочерней компанией DLR H2Fly, в 2023 году совершил первые в мире пилотируемые электрические полеты на жидком водороде. [46]
- Проект Фрессон , модернизация Бриттен-Норман Айлендер .
- Реакционные двигатели Скайлон на водородном топливе , орбитальный космический самолет .
- Reaction Engines A2 — антиподный гиперзвуковой реактивный авиалайнер.
- Taifun 17H 2 — студенческий проект по модернизации Valentin Taifun 17E и 17EII электрической силовой установкой на газообразных водородных топливных элементах .
- Universal Hydrogen (Dash 8-300, работающий на топливных элементах), самый большой самолет, когда-либо летавший в основном на водородной энергии. [47]
- ZeroAvia HyFlyer (демонстратор Piper PA-46 на топливных элементах) [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паттерсон, Том (5 июля 2022 г.). «Boeing и Airbus: резкий контраст с водородом» . Журнал ЛЕТАЮЩИЙ .
- ^ «Декарбонизация авиации: сделать возможным чистый нулевой уровень выбросов» . МакКинси. 15 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Модуль 1». Свойства водорода (PDF) . Редакция 0. Колледж пустыни. Декабрь 2001 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «Как хранить жидкий водород для полета с нулевым уровнем выбросов» . Аэробус. 09.12.2021.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Жидкий водород как потенциальное низкоуглеродное топливо для авиации» (PDF) . ИАТА . Август 2019.
- ^ Перейти обратно: а б Алан Х. Эпштейн (13 января 2021 г.). «Мнение: оставьте водород дирижаблям» . Авиационная неделя .
- ^ Ле Брис, Дж; и др. (2022). Отчет ACRP 236: Подготовка аэропорта к использованию электрических самолетов и водородных технологий . Совет транспортных исследований (Отчет). Вашингтон, округ Колумбия. п. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д Водородная авиация (PDF) (Отчет). ЕС «Чистое небо 2» и «Топливные элементы и водород Совместные проекты 2». Май 2020.
- ^ Сигал, Корин (2010). Процессы и характеристики ГПВРД . Издательство Кембриджского университета. п. 4. дои : 10.1017/CBO9780511627019 . ISBN 9780511627019 .
- ^ Перейти обратно: а б с Проект САЛФЕТКА (Отчет). Аэропорт Хитроу. июль 2022.
- ^ Майк Мензис (23 сентября 2019 г.). «Водород: животрепещущий вопрос» . Инженер-химик . Институт инженеров-химиков .
- ^ «Водородный самолет» . H2 Транспортные средства . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 г. Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ https://www.fz-juelich.de/en/iek/iek-7/research/upper-тропосфера-анд-стратосфера/water-vapour-in-the-upper-тропосфера-анд-стратосфера
- ^ https://archive.ipcc.ch/ipccreports/sres/aviation/index.php?idp=76
- ^ https://www.nasa.gov/centers-and-facilities/langley/studying-earths-stratopher-water-vapor/
- ^ https://acp.copernicus.org/preprints/acp-2018-630/acp-2018-630.pdf
- ^ https://essopenarchive.org/users/304243/articles/657090-long-term-climate-impact-of-large-stratopher-water-vapor-perturbations
- ^ Гай Норрис (1 октября 2020 г.). «Будут ли инверсионные следы ахиллесовой пятой водородного топлива?» . Авиационная неделя .
- ^ Дитер Шольц, Гамбургский университет прикладных наук (19 ноября 2020 г.). «Проектирование водородных пассажирских самолетов» (PDF) .
- ^ «Boeing готовит самолет-демонстратор топливных элементов к наземным и летным испытаниям» (пресс-релиз). Боинг. 27 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 29 апреля 2007 г.
- ^ «Boeing запускает первый самолет на топливных элементах» (пресс-релиз). Боинг. 3 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 апреля 2008 г.
- ^ «Мотопланер DLR Antares взлетает в Гамбурге на топливном элементе» (PDF) (пресс-релиз). ДЛР. 7 июля 2009 г.
- ^ «Boeing представляет беспилотный демонстратор Phantom Eye» (пресс-релиз). Боинг. 12 июля 2010 г.
- ^ «ЭНФИКА-ФК» .
- ^ «Global Observer, беспилотная авиационная система Extreme Endurance от AeroVironment, совершила исторический первый полет на водородном двигателе» (пресс-релиз). АэроВиронмент. 11 января 2011 г.
- ^ «Самолет на топливных элементах HY4 совершил первый полет» . Инженер . 30 сентября 2016 г.
- ^ «Хотим, чтобы ближнемагистральное авиасообщение было переведено на водород» (на норвежском языке). Технический еженедельник . 21 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ZeroAvia творит историю авиации: самый большой в мире летающий самолет с водородно-электрическим двигателем» (пресс-релиз). ЗероАвиа. 19 января 2023 г.
- ^ Кукла, Самокат (2 марта 2023 г.). «40-местный водородный электрический самолет компании Universal Hydrogen совершил первый полет [Видео]» . Электрек . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Аэробус (08.11.2023). «Идущий по следам Blue Condor совершил первый полет Airbus, полностью работающий на водороде» . Аэробус . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ Вайс, Крис К. (11 июля 2024 г.). «Рекордный полет Джоби на eVTOL длиной 523 мили: огромный скачок для водородной авиации» . newatlas.com . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Эррера, Джеймс (24 июля 2024 г.). «Joby Aviation совершает 523-мильный полет на водородном электродвигателе над округом Монтерей» . Вестник округа Монтерей. Ист Бэй Таймс . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Г.Д. Брюэр; Р.Э. Моррис (1 января 1976 г.). Исследование дозвукового пассажирского транспортного самолета с двигателем LH2 (PDF) (Отчет). Локхид – через НАСА.
- ^ «Самолет на жидком водороде - системный анализ (КРИОПЛАН)» . Европейская комиссия.
- ^ Андреас Вестенбергер (11 октября 2003 г.). Криоплан – водородный самолет (PDF) . H2 Expo в Гамбурге. Аэробус.
- ^ «Airbus представляет новый концептуальный самолет с нулевым уровнем выбросов» (пресс-релиз). Аэробус. 21 сентября 2020 г.
- ^ Хендерсон, Каспар (7 апреля 2021 г.). «Водородная революция в небе» . bbc.com . Би-би-си . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Тайди, Алиса (21 сентября 2020 г.). «Airbus представляет концепцию самолетов с нулевым уровнем выбросов, работающих на водороде» . Евроньюс .
- ^ Натан Харрисон (6 декабря 2021 г.). «Полеты с нулевым выбросом углекислого газа в любую точку мира возможны с одной остановкой» . Аэрокосмический технологический институт.
- ^ «Водородная стратегия Великобритании» (PDF) . Правительство Великобритании . Август 2021.
- ^ Доминик Перри (11 марта 2022 г.). «FlyZero подробно описывает три концепции самолетов с нулевым уровнем выбросов» . FlightGlobal .
- ^ «Проект Фрессон обеспечит первые в мире по-настоящему экологически чистые пассажирские авиаперевозки с использованием технологии водородных топливных элементов» (пресс-релиз). Крэнфилд Аэроспейс Солюшнс. 30 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Доминик Перри (1 марта 2022 г.). «P&W видит потенциал ввода в эксплуатацию революционной водородной электростанции в 2035 году» . Флайтглобал .
- ^ «Демонстратор ZEROe прибыл» (Пресс-релиз). Аэробус. 22 февраля 2022 г.
- ^ «Airbus смотрит в будущее с водородными самолетами» . Новости Би-би-си . 21 сентября 2020 г. Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «HY4 компании H2FLY завершил первый в истории пилотируемый полет электрического самолета, работающего на жидком водороде» . www.msn.com . 19 сентября 2023 г.
- ↑ Этот самолет, работающий на водороде, совершил первый потрясающий полет , 7 марта 2023 г.
- ^ ZeroAvia осуществляет первый в Великобритании электрический рейс коммерческого масштаба , 23 июня 2020 г.
- ↑ Летные испытания водородно-электрической силовой установки , 19 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бьорн Ферм (7 февраля 2020 г.). «Уголок Бьорна: Почему e в ePlane означает окружающую среду, часть 8» . Лихэм Ньюс .
- Дэн Тисделл (9 июля 2020 г.). «Забудьте об аккумуляторах: является ли водород Святым Граалем для безуглеродной коммерческой авиации?» . Флайтглобал .
- «Как работает экологически чистый водородный самолет?» . Австралийское агентство по возобновляемым источникам энергии . 24 января 2022 г.
- «Отчеты FlyZero» . Аэрокосмический технологический институт.