Jump to content

Роквелл Х-30

Х-30 НАСП
Художественная концепция выхода X-30 на орбиту.
Общая информация
Тип Одноступенчатый (SSTO) космический самолет
Производитель Роквелл Интернэшнл
Статус Отменено в 1993 году.
Основной пользователь НАСА

Rockwell X-30 был проектом-демонстратором передовых технологий для Национального аэрокосмического самолета ( NASP ), частью проекта США по созданию одноступенчатого (SSTO) космического корабля и пассажирского космического лайнера. [ 1 ] Начатый в 1986 году, он был отменен в начале 1990-х годов до того, как был завершен прототип, хотя большая часть разработок в области современных материалов и аэрокосмического дизайна была завершена. Хотя целью будущего NASP был пассажирский лайнер (« Восточный экспресс» ), способный совершать двухчасовые рейсы из Вашингтона в Токио , [ 1 ] Х-30 планировался для экипажа из двух человек и ориентировался на испытания. [ нужна ссылка ]

более старого дизайна Модель , выставленная в Космическом и ракетном центре США в Хантсвилле, штат Алабама ; обратите внимание на конический нос и хвост с одним спинным плавником, которые отличают его от более новой модели.
нового дизайна Макет , выставленный в кампусе Aviation Challenge Космического и ракетного центра США в Хантсвилле, штат Алабама; обратите внимание на плоский нос-утконос и хвост с двумя спинными плавниками, которые отличают его от более старой модели.

Разработка

[ редактировать ]

Считается, что концепция NASP возникла на основе проекта «Медный каньон» Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) с 1982 по 1985 год. В своем Послании о положении страны в 1986 году президент Рональд Рейган призвал к «новому Востоку». Экспресс , который к концу следующего десятилетия сможет взлететь из аэропорта Даллес , ускориться в 25 раз быстрее скорости звука , достичь низкой околоземной орбиты или полететь в Токио. в течение двух часов». [ 1 ]

Исследования показали, что максимальная скорость составляет 8 Маха для самолетов на базе ГПВРД , поскольку транспортное средство будет выделять тепло из-за адиабатического сжатия , что потребует значительных затрат энергии. Проект показал, что большую часть этой энергии можно восстановить, пропуская водород через кожу и передавая тепло в камеру сгорания: тогда казалось возможным достичь 20 Маха. Результатом стала программа, финансируемая НАСА и Министерством обороны США (финансирование было примерно поровну разделено между НАСА, DARPA, ВВС США , Управлением стратегических оборонных инициатив (SDIO) и ВМС США ). [ 2 ]

В апреле 1986 года компании McDonnell Douglas , Rockwell International и General Dynamics заключили контракты (каждый не более чем на 35 миллионов долларов) на разработку технологии гиперзвукового летательного аппарата/планера SSTO. [ 2 ] Rocketdyne и Pratt & Whitney получили контракты на сумму 175 миллионов долларов на разработку двигателей и силовых установок. [ 2 ] Подрядчики планера будут соревноваться, и двое или трое будут исключены через год. [ 2 ] Планировалось, что через 42 месяца (конец 1989 года) будут заключены контракты на постройку летного демонстрационного автомобиля. [ 2 ]

В 1990 году компании объединились под руководством Rockwell International для развития этого ремесла, чтобы преодолеть технические и бюджетные препятствия. [ нужна ссылка ] Началась разработка Х-30, как он тогда назывался. [ нужна ссылка ]

Несмотря на прогресс в разработке необходимых структурных и двигательных технологий, НАСА пришлось решить серьезные проблемы. [ нужна ссылка ] Министерство обороны хотело, чтобы на нем был экипаж из двух человек и небольшая полезная нагрузка. Требования, предъявляемые к транспортному средству, предназначенному для человека , с приборами, системами экологического контроля и оборудованием безопасности, сделали X-30 больше, тяжелее и дороже, чем требовалось для демонстратора технологий. Программа X-30 была прекращена из-за сокращения бюджета и технических проблем в 1993 году. [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

Более скромная гиперзвуковая программа завершилась созданием беспилотного Х-43 «Гипер-Х». [ нужна ссылка ]

Подробный макет X-30 в масштабе одной трети (длиной 50 футов) был построен студентами-инженерами Университета штата Миссисипи Лаборатории летных исследований Распета в Старквилле, штат Миссисипи . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Он выставлен в Aviation Challenge кампусе Космического и ракетного центра США в Хантсвилле, штат Алабама . [ нужна ссылка ]

Художественная концепция NASP на взлете, 1986 год.
Художественная концепция X-30 на орбите.
Художественная концепция X-30 при возвращении в атмосферу
Модель Х-30 в аэродинамической трубе

Первоначальная концепция носа имела коническую форму, но затем (после 1987 года?) она превратилась в плоскую лопатообразную форму. [ нужна ссылка ]

Конфигурация Х-30 включала двигатель и фюзеляж. Носовая часть фюзеляжа в форме лопаты генерировала ударную волну, сжимающую воздух перед его попаданием в двигатель. В хвостовой части фюзеляжа образовалось интегрированное сопло для расширения выхлопных газов. Двигатель между ними был прямоточным воздушно-реактивным . В то время, [ когда? ] ни один ГПВРД не был близок к рабочему состоянию. [ нужна ссылка ]

Аэродинамическая схема представляла собой образец вейврайдера . Большая часть подъемной силы создавалась фюзеляжем за счет подъемной силы сжатия . «Крылья» представляли собой небольшие плавники, обеспечивающие балансировку и контроль. Эта конфигурация была эффективна для высокоскоростного полета, но затрудняла взлет, посадку и полет на малой скорости. [ нужна ссылка ]

Ожидалось, что температура на планере составит 980 ° C (1800 ° F) на большей части поверхности с максимальной температурой более 1650 ° C (3 000 ° F) на передних кромках и частях двигателя. Это потребовало разработки высокотемпературных легких материалов, включая сплавы титана и алюминия, известные как гамма- и альфа- алюминиды титана , современные углерод/углеродные композиты и композиты с металлической матрицей титана (TMC) с волокнами карбида кремния . Композиты с титановой матрицей были использованы компанией McDonnell Douglas для создания представительной секции фюзеляжа под названием «Задача D». Тестовый образец задачи D имел высоту четыре фута, ширину восемь футов и длину восемь футов. Бак для криогенного водорода из углеродно-эпоксидной смолы был интегрирован в секцию фюзеляжа, и вся сборка, включая летучий и горючий водород, была успешно испытана механическими нагрузками и температурой 820 ° C (1500 ° F) в 1992 году, незадолго до отмены программы. [ нужна ссылка ]

Технические характеристики (Х-30 в исполнении)

[ редактировать ]

[ нужна ссылка ]

Общие характеристики

  • Длина: 160 футов 0 дюймов (48,768 м)
  • Размах крыльев: 74 фута 0 дюймов (22,5552 м)
  • Полная масса: 300 000 фунтов (136 077 кг)
  • Силовая установка: 1 × ГПВРД

Производительность

Наследие дизайна и материалов

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • НАСА X-43 (по сути, уменьшенная модель)
  • Tupolev Tu-2000
  • HOTOL - Дизайн космического самолета Великобритании 1980-х годов.

  1. ^ Jump up to: а б с Чанг, Кеннет (20 октября 2014 г.). «25 лет назад НАСА задумало создать собственный «Восточный экспресс» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 октября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и «Информационный бюллетень Национальной программы аэрокосмических самолетов» . ТОТСЕ . Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
  3. ^ Андерсен, Друцелла; Бейкер, Сью; Сэнди, Мэри (4 ноября 1991 г.). «Штат Миссисипи выиграл конкурс макетов аэрокосмических самолетов» . НАСА. Архивировано из оригинала 5 декабря 2007 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
  4. ^ «История: НАСП Х-30» . Летно-исследовательская лаборатория «Распет». Архивировано из оригинала 17 марта 2005 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
  5. ^ Андерсен, Друцелла (10 июня 1992 г.). «Выкатывается макет национального аэрокосмического самолета X-30» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec3040a78e7fee810fb2f1a38a8f9fe4__1725899040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/e4/ec3040a78e7fee810fb2f1a38a8f9fe4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rockwell X-30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)