Идиосинкразия кредит
Часть серии о |
Психология |
---|
Идиосинкразия кредит [1] — это концепция социальной психологии , описывающая способность человека приемлемо отклоняться от групповых ожиданий. Кредиты идиосинкразии увеличиваются (зарабатываются) каждый раз, когда человек соответствует ожиданиям группы, и уменьшаются (тратятся) каждый раз, когда человек отклоняется от ожиданий группы. Эдвин Холландер [2] Первоначально кредит идиосинкразии определялся как «накопление позитивно настроенных впечатлений, находящихся в восприятии соответствующих других; это… степень, в которой человек может отклоняться от общих ожиданий группы».
Кредиты на идиосинкразию — это лишь одна из многих концепций, которые пытаются объяснить, почему взгляды некоторых меньшинств оказывают влияние, а другие — нет. [3] (см. Влияние меньшинства ). Кредиты на идиосинкразию также актуальны для изучения лидерства, поскольку лидерам с большим количеством баллов часто предоставляется больше возможностей опробовать инновационные стратегии для достижения групповых целей.
Обзор
[ редактировать ]Холландера (1958) [2] Оригинальная работа о кредите идиосинкразии основана на предположении, что все люди, принадлежащие к общей группе, также разделяют общие групповые ожидания друг от друга, и неспособность оправдать эти ожидания приведет к исключению из группы. Люди, которые оправдывают эти ожидания, принесут пользу другим членам группы, побуждая их предоставить реализующему человеку более высокий положительный статус в группе. Холландер утверждает, что одним из компонентов этого положительного статуса является «кредит идиосинкразии», буфер функционального статуса, который позволяет человеку отклоняться от групповых ожиданий. Холландер считал, что идиосинкразия расходуется за счет демонстрации девиантного или инновационного поведения, влияния на других, побуждая их к такому же поведению, или неспособности выполнить ожидаемую задачу. [2]
Лидерство
[ редактировать ]Идиосинкразия также играет роль в групповых ситуациях, требующих лидерства . Холландер (1958) утверждал, что лидеры, которые действовали в высшей степени конформистской манере, также со временем накапливают кредиты идиосинкразии (и, таким образом, по мере того, как они поднимаются по организационной лестнице). Таким образом, когда крайне конформистский лидер достигает вершины организационной лестницы, он или она волен «тратить» свои накопленные кредиты идиосинкразии, ведя себя новаторски и творчески.
Модель транзакционного лидерства
[ редактировать ]Идиосинкразия часто используется для объяснения того, как лидеры влияют на своих последователей, заставляя их принимать новые и инновационные взгляды, поведение и ценности. Наиболее часто используемой структурой является транзакционное лидерство (TLM). [4] [5] которая объясняет отношения между лидером и его последователями на индивидуально-индивидуальной основе. Согласно TLM, последователи отдают должное идиосинкразии лидера в зависимости от того, как лидер оправдывает личные ожидания каждого последователя от лидера, и как решения лидера влияют на последователя как личность. С точки зрения TLM, заслуга идиосинкразии лидера представляет собой сумму заслуг идиосинкразии, предоставленных ему каждым из его последователей.
Анализ социальной идентичности
[ редактировать ]Альтернативной основой является подход социальной идентичности (SIA), который объясняет отношения между лидерами группы и последователями в зависимости от психологической принадлежности каждого последователя к группе. Последователи, идентифицирующие себя с группой, будут присваивать статус своему лидеру в зависимости от его прототипичности . [5] Исследования SIA показали, что при прочих равных условиях статус, присвоенный последователями с высокой идентификацией прототипным лидерам, содержит компонент идиосинкразии. [6] В рамках SIA кредит на идиосинкразию позволяет лидерам принимать контрнормативные или инновационные решения. Последователи оценивают, как новые решения влияют на прототипичность лидера и группы, и соответственно вычитают баллы. [6] Согласно SIA, кредит идиосинкразии лидера представляет собой сумму кредита идиосинкразии, предоставленного ему каждым из его последователей. Хотя согласно TLM это также верно, теории различаются относительно психологических процессов, которые мотивируют кредит идиосинкразии.
Примеры
[ редактировать ]Многочисленные исследования подтверждают первоначальные утверждения Холландера. Например, исследование Холландера и Джулиана (1970) показало, что лидеры групп, участвующих в принятии решений, которые были избраны демократическим путем (предположительно потому, что они действовали наиболее конформистским образом по отношению к группе и, таким образом, имели много идиосинкразий) получили большую поддержку со стороны группы, чувствовали себя более компетентными и с большей вероятностью предлагали уникальные и отличающиеся от других членов группы, чем те, кто не был избран демократическим путем. Аналогичные результаты были получены в исследовании Мерей (1949), изучавшего лидерский потенциал детей. В этом исследовании детей старшего возраста поместили в небольшие группы детей младшего возраста в венгерском детском саду. Наибольшего успеха добились дети, которые первоначально действовали конформистски, и лишь позже внесли незначительные изменения в групповую практику.
Более поздние исследования (например, Hogg, 2001; Knippenberg & Hogg, 2003) объяснили этот феномен, заявив, что групповое нормативное поведение со стороны лидера эффективно сообщает группе, что лидер является «одним из своих» – центральным человеком. , вносящий вклад участник, который идентифицирует себя с группой и действует в ее интересах. Таким образом, лидерам с большим количеством идиосинкразии предоставляется больше доверия и свободы действий при предложении уникальных или инновационных способов ведения деятельности группы, поскольку группа считает, что все, что предлагает лидер, отвечает интересам группы.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В эпизоде Симпсонов « Бредящий папа Старка » Гомер Симпсон невольно поднимает вопрос о нехватке идиосинкразии среди коллег, заявляя: «Я не могу носить розовую рубашку на работу. Все носят белые рубашки. Я недостаточно популярен, чтобы отличаться от других! " (Идиосинкразия — компонент популярности, позволяющий отличаться от других).
- Часто перефразируемая поговорка: «Тот, кто известен как жаворонок, может оставаться дома до полудня» является примером того, как человек тратит кредиты на идиосинкразию.
Связанные понятия
[ редактировать ]- Социальная психология
- Влияние меньшинства
- Несогласие
- Групповая динамика
- Теория социального воздействия
- Лидерство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Холландер, Эдвин (2006). «Процессы влияния в лидерстве-следовании: инклюзивность и кредитная модель идиосинкразии». В Дональде А. Хантуле (ред.). Достижения социальной и организационной психологии: дань уважения Ральфу Розноу . Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates. стр. 293–312. ISBN 9781410617446 .
- ^ Jump up to: а б с Холландер, Эдвин (1958). «Соответствие, статус и идиосинкразия». Психологический обзор . 65 (2): 117–127. дои : 10.1037/h0042501 . ПМИД 13542706 .
- ^ Брей, Роберт М; Джонсон, Деннис; Чилстром, Джон Т. (июль 1982 г.). «Социальное влияние членов группы с мнениями меньшинства: сравнение Холландера и Московичи». Журнал личности и социальной психологии . 43 (1): 78–88. дои : 10.1037/0022-3514.43.1.78 .
- ^ Басс, Бернард (1985). Лидерство и производительность превосходят все ожидания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-02-901810-1 .
- ^ Jump up to: а б Хогг, М. (2001). «Теория социальной идентичности лидерства». Обзор личности и социальной психологии . 5 (3): 184–200. CiteSeerX 10.1.1.301.4183 . дои : 10.1207/S15327957PSPR0503_1 .
- ^ Jump up to: а б Платов, М; ван Книппенберг, Д. (2001). «Анализ социальной идентичности одобрения лидерства: влияние прототипичности лидера внутри группы и межгрупповой справедливости распределения». Бюллетень личности и социальной психологии . 27 (11): 1508–1519. дои : 10.1177/01461672012711011 .