Тосканская Горгия
Эта статья является частью серии статей о |
итальянский язык |
---|
История |
Литература и прочее |
Грамматика |
Алфавит |
Фонология |
Тосканская горгия ( итальянский : gorgia toscana [ˈɡɔrdʒa tosˈkaːna]) , Тосканское произношение: [ˈɡɔɾdʒa θosˈkaːna] ; «тосканское горло») — фонетическое явление, регулируемое комплексом аллофонических правил, характерных для тосканских диалектов , в Тоскане , Италия , особенно центральных, с Флоренцией . центром традиционно считающимся [1] [2]
Описание
[ редактировать ]Горгия / влияет на глухие остановки / k // синтаксической t / и / p в , которые произносятся как фрикативные согласные послевокальной позиции (если не блокируются конкурирующим явлением геминации ):
Пример: слово identificare («идентифицировать») /identifiˈkare/ произносится тосканским носителем как [ˌidentifiˈhaːɾe] , а не как [identifiˈkaːre] стандартная итальянская фонология , как того требует . Правило чувствительно к паузе, но не к границе слова, так что /la ˈkasa/ («дом») реализуется как [la ˈhaːsa] , в то время как две фонемы /t/ из /la ˈtuta/ «комбинезон» расположены между зубами. [ θ ] в [la ˈθuːθa] , а /p/ произносится как [ ɸ ], поэтому /la ˈpipa/ 'трубка (для курения)' появляется как [la ˈɸiːɸa] .
(В некоторых регионах звонкие аналоги / ɡ / / d / / b / также могут появляться как фрикативные аппроксиманты [ ɣ ] [ ð ] [ β ] , особенно в быстрой или неосторожной речи. Однако это более распространено в других местах Средиземноморья. , что является стандартным в испанском и греческом языках .)
В ударном слоге /k t p/ , которому предшествует другая остановка, иногда может быть реализовано как истинные придыхательные [kʰ tʰ pʰ] , особенно если остановка та же самая, например [apˈpʰunto] ( appunto , 'примечание'), [atˈtʰiŋɡo] ( attingo , «Я рисую») или [a kˈkʰaːsa] ( a casa , «дома», с фоносинтаксическим усилением за счет предлога).
Географическое распространение
[ редактировать ]Установление иерархии ослаблений внутри класса /k t p/ – непростая задача. Недавние исследования поставили под сомнение традиционное мнение о том, что мутация /p/ и /t/ менее распространена географически, чем /k/ → [h] , и в областях, где правило не является автоматическим, /p/ часто с большей вероятностью слабее, чем /t/ или /k/ .
С другой стороны, удаление в быстрой речи всегда затрагивает /k/ в первую очередь, где бы оно ни встречалось, но /t/ реже сводится к [h] , особенно в наиболее распространенных формах, таких как причастия ( [anˈdaːho] andato 'ушел' ). Однако фрикативизация /k/ на сегодняшний день является наиболее заметной из трех, и поэтому она стала стереотипом тосканских диалектов.
Это явление более очевидно и находит точку своего воздействия в городе Флоренция . Отсюда горгия распространяет свое влияние по всей долине Арно , теряя силу ближе к побережью. На побережье /p/ и обычно /t/ не затрагиваются. Ослабление /k/ представляет собой лингвистический континуум во всей долине Арно, в городах Прато , Пистойя , Монтекатини-Терме , Лукка , Пиза , Ливорно .
На северо-западе он в некоторой степени присутствует в Версилии . На востоке он простирается над Пратоманьо и включает Биббиену и ее окрестности, где /k t p/ иногда поражаются , причем как полностью окклюзионные [k], [t], [p] , так и ленитированные (слабые, глухие) аллофоны являются основные заместители.
Апеннинские горы являются северной границей этого явления, и хотя определенная южная граница не установлена, она присутствует в Сиене и южнее, по крайней мере, до Сан-Квирико-д'Орча . На крайнем юге Тосканы он уступает место лениции (расслаблению), типичному для северного и прибрежного Лацио .
История
[ редактировать ]Тосканская горгия возникла, возможно, уже в Средние века как естественный фонетический феномен, очень похожий на согласную звонкость, которая затронула североитальянские диалекты и остальную часть западно-романской литературы (теперь фонематизированная как в /ammika/ 'друг' (ф.) > / aˈmiɡa/ ), но он оставался аллофоническим в Тоскане, как обычно происходит в других местах Центральной Италии и на Корсике .
Хотя когда-то была выдвинута гипотеза, что явления горгии являются продолжением аналогичных черт в языке, который предшествовал романизации этой территории, этрусском , эта точка зрения больше не поддерживается большинством специалистов. [3] [4]
Вместо этого его все чаще воспринимают как местную форму того же ослабления согласных, которое влияет на другую речь в Центральной Италии, простираясь далеко за ее пределы, вплоть до западно-романской речи. Подтверждение этой гипотезы можно найти в нескольких фактах:
- Фонетические детали этрусского языка неизвестны, поэтому невозможно определить их преемственность.
- Об этом явлении нет упоминаний до XVI века, а в более древней письменности нет и следа (поскольку горгия — явление фонетическое, а не фонематическое , ее появления в письменной форме можно было бы и не ожидать, но в письменной форме она появляется в XIX веке).
- Горгия . менее заметна в Лукке и не существует на крайнем юге Тосканы или в Лацио, где этрусские поселения были весьма сконцентрированы
- Социолингвистические исследования в Восточной Тоскане (например, Cravens and Giannelli 1995, Pacini 1998) показывают, что горгия конкурирует с традиционным расслаблением в одной и той же поствокальной позиции, предполагая, что эти два результата представляют собой фонетически разные решения одного и того же фонологического правила.
- Горгия взрывными демонстрирует все характеристики естественно сложившегося аллофонического правила в его чередовании с полными звуками ( [ˈkaːsa] «дом», [la ˈhaːsa] «дом», [ˌtre kˈkaːse] «три дома»).
- Фрикативизация /k t p/ распространена в языках мира. процессы происходили, например, в именно поэтому в языках есть такие слова, как , отец рог , три протогерманском в языке отличие от итальянских padre Подобные , corno ( , tre германских из Закона Гримма ) и во времена развитие венгерского языка и от протоавстронезийского до чаморро . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боррелли, Дорис Анхель (2013). «Лениция». Raddoppiamento Sintattico на итальянском языке: синхронное и диахроническое кросс-диалектическое исследование . Нью-Йорк: Рутледж. п. 62.
- ^ Джанфранко Контини, За структурную интерпретацию так называемой тосканской «горгии» , «Boletim de Filologia» XIX (1960), стр. 263-81
- ^ Холл, Роберт Андерсон (1978). «Обзор Иззо: тосканский и этрусский». Язык, литература и жизнь: избранные очерки . Лейк-Блафф, Иллинойс: Jupiter Press. п. 121.
Но Иззо полностью опроверг гипотезу о том, что этрусские привычки произношения были источником тосканской горгии. Еще неизвестно, будет ли достаточно убедительной демонстрации Иззо, чтобы уничтожить этого древнего, но стойкого призрака. (...) В своем заключении (173-6) Иззо категорически отвергает гипотезу об этрусском субстрате, по существу, на двух основаниях: (1) что горгия является предметом спирантизации, а не стремления, что засвидетельствовано только с 16 века для /-k-/ и гораздо позже /-p — t-/; и (2) предпосылки, на основании которых предполагаемые этрусские речевые привычки, как говорят, сохранились в горгии, либо ложны, либо сомнительны.
- ^ Герберт Дж. Иззо, Тосканский и этрусский язык: Проблема влияния языкового субстрата в Центральной Италии , Торонто: University of Toronto Press, 1972
- ^ Конант, Карлос Эверетт (1911). «Изменения согласных и гармония гласных в чаморро» . Антропос .
Библиография
[ редактировать ]- Августинцы, Лучано и Лучано Джаннелли. 1983. Этрусская фонология, Тосканская фонетика: Проблема субстрата . Флоренция: Ольшки.
- Крейвенс, Томас Д. и Лучано Джаннелли. 1995. Относительная значимость пола и класса в ситуации множества конкурирующих норм. Языковые вариации и изменения 7:261-285.
- Крейвенс, Томас Д. 2000. Социолингвистическое подрыв фонологической иерархии. Слово 51:1-19.
- Крейвенс, Томас Д. 2006. Микровариативность во времени и пространстве: реконструкция прошлого на основе настоящего, в книге «Вариации и реконструкция» , Джон Бенджаминс, Амстердам, стр. 17–36.
- Джаннелли, Лучано. 2000. Тоскана . Профиль итальянских диалектов, 9. Пиза: Пачини.
- Холл, Роберт А. (1949). «Заметка о «Тосканской Горгии» ». Италика . 26 (1): 64–71. дои : 10.2307/476061 . JSTOR 476061 .
- Холл, Роберт А. (1956). «Снова «Тосканская Горгия ». Курсив . 33 (4): 291–294. дои : 10.2307/476973 . JSTOR 476973 .
- Иззо, Герберт Дж. 1972. Тосканский и этрусский язык: проблема влияния языкового субстрата в Центральной Италии . Торонто: Университет Торонто Press.
- Мерло, Клементе (1950). «Тосканская Горгия и этрусский субстрат». Курсив . 27 (3): 253–255. дои : 10.2307/476321 . JSTOR 476321 .
- Мерло, Клементе (1953). «Якорь из Тосканской Горгии». Курсив . 30 (3): 167. дои : 10.2307/477242 . JSTOR 477242 .
- Пачини, Беатрис. 1998. Процесс изменения ослабления согласных в Кортоне: социолингвистическое исследование. Итальянский диалектологический журнал 22:15-57.
- Политцер, Роберт Л. (1951). «Еще одна заметка о «Тосканской Горгии» ». Италика . 28 (3): 197–201. дои : 10.2307/476424 . JSTOR 476424 .
- Траск, Р.Л. (2000). Словарь исторического и сравнительного языкознания . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-1-4744-7331-6 . JSTOR 10.3366/j.ctvxcrt50 .