История исследования дислексии
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2022 г. ) |
История исследований дислексии охватывает период с конца 1800-х годов по настоящее время.
До 1900 г.
[ редактировать ]Понятие «словослепота» ( нем . «wortblindheit») как изолированное состояние было впервые разработано немецким врачом Адольфом Куссмаулем в 1877 году. [1] [2] Идентифицирован Освальдом Берханом в 1881 году. [3] Термин «дислексия» был позже введен в 1887 году Рудольфом Берлином . [4] врач -офтальмолог, практикующий в Штутгарте , Германия . [5] Рудольф Берлин использовал термин «дислексия» для описания частичной потери чтения у взрослого пациента. [2] Слово образовано от греческого префикса δυσ- ( dus- ), «тяжелый, плохой, трудный». [6] + λέξις ( лексика ), «речь, слово». [7] [8] Он использовал этот термин для обозначения случая с мальчиком, у которого были серьезные проблемы с обучением чтению и письму, несмотря на то, что во всех других отношениях он демонстрировал типичные интеллектуальные и физические способности.
В 1896 году У. Прингл Морган, британский врач из Сифорда, Восточный Суссекс, опубликовал описание расстройства обучения, связанного с чтением, в отчете для Британского медицинского журнала под названием «Врожденная словесная слепота». Здесь описывался случай с 14-летним мальчиком, который еще не научился читать, но демонстрировал нормальный интеллект и в целом был способен к другим видам деятельности, типичным для детей этого возраста. Мальчик умел читать и писать все буквы алфавита; однако ему было трудно читать обычные односложные слова. Правописание мальчика было крайне плохим. Он заменил суффиксы слов («намотка» на «обмотка») и переставил буквы в словах («Преси» вместо «Перси»). Мальчик без труда читал многозначные числа и правильно решал задачи типа (a + x)(a - x) = (a 2 - х 2 ). Это привело Моргана к выводу, что этиология нарушения чтения является врожденной, и объяснила его дефектным развитием левой угловой извилины головного мозга. [2]
1900-1950
[ редактировать ]В 1890-х и начале 1900-х годов Джеймс Хиншелвуд, британский офтальмолог, опубликовал в медицинских журналах серию статей, описывающих подобные случаи врожденной словесной слепоты, которую он определил как « врожденный дефект, возникающий у детей с нормальным и неповрежденным мозгом, характеризующийся трудности в обучении чтению». В своей книге 1917 года «Врожденная словесная слепота » Хиншелвуд утверждал, что основная инвалидность связана с зрительной памятью на слова и буквы, и описал симптомы, включая перестановку букв, а также трудности с правописанием и пониманием прочитанного. [9] Кроме того, другой британский врач, Си Джей Томас, представил краткую информацию о врожденной словесной слепоте на основе 100 случаев в специальных школах Англии. Томас заметил, что словесная слепота встречается чаще, чем предполагалось. Кроме того, оказалось, что заболевание затронуло более одного члена семьи, причем мужчины в три раза чаще, чем женщины. Томас рекомендовал обучать детей с этой инвалидностью индивидуально и сначала учить алфавиту посредством прикосновения, поощряя ребенка обращаться с большими деревянными буквами. [2]
В 1925 году Сэмюэл Т. Ортон , нейропсихиатр из Айовы, работавший в основном с жертвами инсульта, встретил девочку, которая не умела читать и у которой проявлялись симптомы, похожие на симптомы жертв инсульта, потерявших способность читать. Ортон начал изучать трудности с чтением и определил, что существует синдром, не связанный с повреждением головного мозга, который затрудняет обучение чтению. В 1930 году Ортон назвал свою теорию стрефосимболией (что означает «искривленные знаки») и специфической неспособностью к чтению , чтобы описать людей с дислексией, которым было трудно связать визуальные формы слов с их устными формами. [10] По иронии судьбы, другие критиковали стрефосимболию за то, что зеркальное письмо и переворот в чтении не являются явными симптомами специфической неспособности к чтению. Ортон чаще использовал термин «специфическая неспособность к чтению», чем «стрефосимболия». [2] Ортон заметил, что дефицит чтения при дислексии, похоже, не связан исключительно с нарушением зрения. [11] Он полагал, что это состояние было вызвано неспособностью установить доминирование полушарий в мозге. [12] Он также заметил, что дети, с которыми он работал, были непропорционально левшами или разнорукими , хотя этот вывод было трудно повторить. [13] Под влиянием кинестетической работы Хелен Келлер и Грейс Фернальд и в поисках способа научить чтению, используя функции как левого, так и правого полушария мозга, [10] Позже Ортон работал с психологом и педагогом Анной Джиллингем над разработкой образовательного вмешательства, которое положило начало использованию одновременного мультисенсорного обучения. [14] Книга Ортона 1937 года, посвященная лечению определенных нарушений чтения.
Напротив, Дирборн, Гейтс, Беннет и Блау считали причиной неправильное управление зрительным механизмом. Они стремились выяснить, позволит ли конфликт между спонтанной ориентацией сканирующего действия глаз справа налево и тренировкой, направленной на приобретение противоположного направления, интерпретировать факты, наблюдаемые при дислексическом расстройстве, и особенно способность зеркально отражать происходящее. -читать.
Для этого авторы попросили четырех взрослых читать текст, отраженный в зеркале, по десять минут в день в течение пяти месяцев. У всех испытуемых слова не воспринимались в своей глобальности, но требовали тщательного анализа букв и слогов. Они также продемонстрировали полную или частичную инверсию, иногда даже влияющую на порядок слов в предложении. Они выявили любопытное впечатление не только горизонтальных, но и вертикальных инверсий. Это ошибки, которые существуют среди людей с дислексией, и они сталкиваются с отягчающими обстоятельствами, присущими любому обучению.
1950–2000
[ редактировать ]В 1949 году исследования, проведенные под руководством Клемана Лоне (диссертация Г. Махека, Париж, 1951), пошли дальше. У взрослых испытуемых чтение серии из 66 крошечных строчных букв высотой 5 мм, расположенных на расстоянии 5 мм друг от друга, сначала слева направо, а затем справа налево, легче и быстрее осуществлялось слева направо. направление. Значительное число детей, ранее страдавших дислексией, читали серию из 42 букв с одинаковой скоростью в обоих направлениях, а некоторые (10%) читали лучше справа налево, чем слева направо. Это явление явно связано с динамикой зрения, поскольку оно исчезает при увеличении расстояния между буквами, превращая чтение в правописание. Этот опыт также объясняет способность зеркального чтения.
В апреле 1963 года на конференции «Исследование проблем ребенка с нарушениями восприятия» Сэмюэл Кирк ввел термин « нарушение способности к обучению» , чтобы обеспечить более собирательный термин для обозначения неспособности к чтению и других связанных с этим трудностей.
В 1964 году была создана Ассоциация помощи детям с ограниченными возможностями обучения (теперь известная как Американская ассоциация людей с ограниченными возможностями обучения). [2]
В 1968 году Макита предположил, что среди японских детей дислексия практически отсутствует. [15] Исследование 2005 года показывает, что утверждение Makita о редкости случаев нарушения чтения в Японии неверно. [16]
В 1970-е годы возникла гипотеза, что дислексия возникает из-за дефицита фонологической обработки или трудности распознавания того, что произносимые слова образованы дискретными фонемами , например, что слово CAT происходит от звуков [k], [æ] и [т]. В результате пострадавшим людям трудно ассоциировать эти звуки с визуальными буквами, из которых состоят написанные слова. Ключевые исследования гипотезы фонологического дефицита включают в себя вывод о том, что самым сильным предиктором успеха чтения у детей школьного возраста является фонологическая осведомленность . [17] и что обучение фонологической осведомленности может улучшить навыки декодирования у детей с трудностями в чтении. [18]
В 1975 году принятие Закона об образовании для всех детей-инвалидов 1975 года (PL 94–142) определило неспособность к обучению как «нарушение одного или нескольких основных психологических процессов, связанных с пониманием или использованием устной или письменной речи, которое может проявляется в несовершенной способности слушать, думать, говорить, писать, писать по буквам или производить математические вычисления». [2]
В 1979 году Галабурда и Кемпер [19] и Галабурда и др. 1985, [20] сообщили о наблюдениях при исследовании мозга людей с дислексией после аутопсии. Наблюдаемые анатомические различия в языковом центре в мозге с дислексией, демонстрирующие микроскопические кортикальные пороки развития, известные как эктопии , и реже сосудистые микропороки развития, а в некоторых случаях эти кортикальные пороки развития проявлялись в виде микроизвилины . Эти исследования и исследования Cohen et al. 1989, [21] предположили аномальное развитие коры головного мозга , которое предположительно произошло до или во время шестого месяца развития мозга плода. [22]
В 1993 году Каслс и Колтхарт описали дислексию развития как две распространенные и различные разновидности, используя подтипы алексии (приобретенной дислексии) , поверхностной и фонологической дислексии. [23] Понимание этих подтипов полезно для диагностики моделей обучения и разработки подходов к преодолению нарушений зрительного восприятия или дефицита разборчивости речи. Cestnick и Coltheart (1999) продемонстрировали, в чем частично заключаются эти основные нарушения, раскрыв различные профили фонологической и поверхностной дислексии. [24] Поверхностная дислексия характеризуется субъектами, которые могут читать известные слова, но испытывают трудности с чтением слов неправильной формы. [23] Фонологическая дислексия характерна для субъектов, которые могут читать вслух как правильные, так и неправильные слова, но испытывают трудности с несловами, соединением звуков с символами или произнесением слов. Задачи фонологической обработки прогнозируют точность и понимание чтения. [23] Честник и Джергер (2000) [25] и Честник (2001) [26] далее продемонстрированы явные различия в обработке информации между фонологическими и поверхностными дислексиками. Манис и др. 1996 пришли к выводу, что, вероятно, существует более двух подтипов дислексии, которые могут быть связаны с множественными основными нарушениями. [27]
В 1994 году на основании образцов, полученных после аутопсии, Галабурда и др. сообщили: «Аномальная слуховая обработка у людей с дислексией позволяет предположить, что сопутствующие анатомические в слуховой системе могут присутствовать аномалии. Они измерили поперечные площади нейронов в медиальных коленчатых ядрах ( MGN ) пяти мозгов с дислексией и семи контрольных мозгов. левого медиального коленчатого ядра (МГН) В отличие от контрольной группы, у которой не было асимметрии, нейроны были значительно меньше, чем правые, в выборке с дислексией. Также по сравнению с контролем в левом дислексическом МГН было больше мелких нейронов и меньше крупных. Эти результаты согласуются с сообщаемыми поведенческими данными о фонологическом дефекте левого полушария у людей с дислексией. [28]
Развитие технологий нейровизуализации в 1980-х и 1990-х годах позволило исследованиям дислексии добиться значительных успехов. Исследования позитронно-эмиссионной томографии ( ПЭТ ) и функциональной магнитно-резонансной томографии ( фМРТ ) выявили нейронные признаки нормального чтения у взрослых (например, Bookheimer et al., 1995; Fiez and Petersen, 1998; [29] Прайс, 1997 год; Пью и др., 1996; Туркельтауб и др., 2002) [30] и фонологическая обработка (например, Гельфанд и Букхаймер, 2003; [31] Полдрак и др., 1999; [32] Прайс и др., 1997; Рамси и др., 1997а). Исследования визуализации мозга также охарактеризовали аномальные паттерны активации нейронов, связанные с чтением и фонологической обработкой информации, у взрослых с постоянной или компенсированной дислексией развития (например, Brunswick et al., 1999; [33] Демонет и др., 1992; Флауэрс и др., 1991; Хорвиц и др., 1998; [34] Ингвар и др., 1993; Паулесу и др., 1996; Пью и др., 2000; [35] Рамси и др., 1997b; Шайвиц и др., 1998). [36] Используя различные экспериментальные подходы и парадигмы (например, обнаружение или суждение о рифмах, чтение без слов и имплицитное чтение), эти исследования локализовали дисфункциональную фонологическую обработку при дислексии в перисильвиевых областях левого полушария. Различия в изменении сигналов, связанных с заданием, в левой височно-теменной и затылочно-височной коре стали наиболее последовательными результатами исследований дислексии в системе алфавитного письма (Paulesu et al., 2001; [37] обзор см. в Eden and Zeffiro, 1998). [38] Однако было продемонстрировано, что в неалфавитных сценариях , где чтение предъявляет меньшие требования к фонематической обработке и интеграция визуально -орфографической информации имеет решающее значение, дислексия связана с недостаточной активностью левой средней лобной извилины (Siok et al., 2004). . [39]
В 1999 году Уайделл и Баттерворт сообщили о примере англо-японского билингва с одноязычной дислексией. [40] Предполагая, что любой язык, в котором отображение орфографии в фонологию является прозрачным или даже непрозрачным , или любой язык, в котором орфографическая единица, представляющая звук, является грубой (т.е. на уровне всего символа или слова), не должен вызывать высокую заболеваемость фонологической дислексией развития, и что орфография может влиять на симптомы дислексии.
2000-е
[ редактировать ]В 2001 году Темпл и др. Предполагают, что дислексия в детстве может характеризоваться нарушениями в нейронных основах как фонологических, так и орфографических процессов, важных для чтения. [41]
В 2002 году Талкотт и др. сообщили, что как зрительная чувствительность к движению, так и слуховая чувствительность к разнице частот являются надежными предикторами навыков грамотности детей, а также их орфографических и фонологических навыков. [42]
В 2003 году Туркельтауб и др. сообщили: «Сложность визуализации головного мозга у детей помешала исследованиям, которые отслеживают нейронное развитие когнитивных навыков, приобретенных в детстве. Используя задачу, которая изолирует активность мозга, связанную с чтением, и сводит к минимуму мешающие эффекты на производительность, мы провели провели исследование поперечной функциональной магнитно-резонансной томографии ( фМРТ ) с участием субъектов в возрасте от 6 до 22 лет. Мы обнаружили, что обучение чтению связано с двумя закономерностями изменения активности мозга: повышением активности левого полушария в средне-височной области. Нижняя лобная извилина и снижение активности в правых нижне-височных областях коры. Активность левой задней верхней височной борозды у самых юных читателей была связана с созреванием их способностей к фонологической обработке. Эти данные служат основой для современных моделей чтения и убедительно подтверждают Ортона 1925 года теорию . развития чтения». [43]
(Путеводитель по областям головного мозга. Список областей головного мозга человека . Полушария головного мозга . и Кора головного мозга .)
В 2003 году Циглер и его коллеги утверждали, что дислексия, которую испытывают немцы и итальянцы, очень похожа на дислексию, которую испытывают англоговорящие люди. Это сходство читателей разных орфографических систем — поверхностной и глубокой — подтверждает идею о том, что происхождение дислексии в основном биологическое. [44]
По состоянию на 2003 год современные модели связи между мозгом и дислексией обычно сосредоточены на той или иной форме дефектного или замедленного созревания мозга . Совсем недавно генетические исследования предоставили все больше доказательств, подтверждающих генетическое происхождение дислексии. [45]
В 2004 году исследование Университета Гонконга показало, что дислексия влияет на различные структурные части детского мозга в зависимости от языка, на котором дети читают. [46]
По состоянию на 2007 год исследователи Lyytinen et al. ищут связь между неврологическими и генетическими нарушениями и расстройством чтения. Существует множество предыдущих и нынешних теорий дислексии, но одна из них, получившая большую поддержку в исследованиях, заключается в том, что, какова бы ни была биологическая причина, дислексия является результатом снижения фонологической осведомленности, способности анализировать и связывать единицы устной и письменной речи. [47]
В 2008 году С. Хейм и др. было одним из первых исследований, в которых не просто сравнивали людей с дислексией с контрольной группой без дислексии, но и шли дальше и сравнивали различные когнитивные подгруппы с контрольной группой без дислексии. Различные теории концептуализируют дислексию как нарушение фонологического, внимания, слухового, магноцеллюлярного или автоматизационного дефицита. Такая гетерогенность предполагает существование еще нераспознанных подтипов дислексиков с различимыми нарушениями. Целью исследования было выявление когнитивных подтипов дислексии. Из 642 детей, прошедших проверку на способность к чтению, 49 детей с дислексией и 48 детей из контрольной группы были проверены на фонологическую осведомленность, слуховую дискриминацию, обнаружение движения, зрительное внимание и имитацию ритма. Комбинированный подход к кластерному и дискриминантному анализу позволил выявить три группы дислексиков с различными когнитивными нарушениями. По сравнению с детьми без нарушений чтения кластера нет. у 1 была худшая фонологическая осведомленность; номер кластера у 2 были более высокие затраты внимания; номер кластера 3 человека хуже справились с фонологическими, слуховыми и магноцеллюлярными задачами. Эти результаты показывают, что дислексия может быть результатом различных когнитивных нарушений. Как следствие, программы профилактики и исправления должны быть специально нацелены на структуру дефицита у конкретного ребенка. [48]
Также в 2008 году Вай Тинг Сиок и др. описать, как дислексия зависит от языка, особенно между алфавитными и неалфавитными системами письма. [46]
В 2010 году К.К. Чунг и др. исследовали «Когнитивные профили китайских подростков Гонконга с дислексией». [49]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Битон, Алан. Дислексия, чтение и мозг: справочник по психологическим и биологическим исследованиям , с. 3 (Психология Пресс, 2004).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Аарон, PG; Джоши, Р. Малатеша; Кватрош, Диана (2008). Стать профессиональным учителем чтения . Челси, Мичиган: Paul H. Brookes Publishing Co., стр. 222–230. ISBN 978-1-55766-829-5 .
- ^ Берхан О. (1917). «О словесной слепоте, заикании в речи и письме, неуспехе в чтении» . Неврологический центрблат . 36 :914-927.
- ^ Вагнер, Рудольф (январь 1973 г.). «Рудольф Берлин: создатель термина дислексия». Анналы дислексии . 23 (1): 57–63. дои : 10.1007/BF02653841 . S2CID 144650069 .
- ^ «О дислексии». Архив психиатрии . 15 :276-278.
- ^ δυσ- , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ λέξις , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ дислексия , Интернет-словарь этимологии
- ^ Хиншелвуд, Джеймс (1917). Врожденная словесная слепота . Лондон: HK Lewis & Co. Ltd. OCLC 9713889 . [ нужна страница ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ортон, Сэмюэл (1925). «Словослепота у школьников». Архив неврологии и психиатрии . 14 (5): 285–516. doi : 10.1001/archneurpsyc.1925.02200170002001 .
- ^ Генри, Марсия К. (декабрь 1998 г.). «Структурированное, последовательное, мультисенсорное обучение: наследие Ортона». Анналы дислексии . 48 (1): 1–26. дои : 10.1007/s11881-998-0002-9 . S2CID 143886287 .
- ^ Ортон, Сэмюэл Т. (7 апреля 1928 г.). «Особая неспособность к чтению — стрефосимболия». Журнал Американской медицинской ассоциации . 90 (14): 1095–9. дои : 10.1001/jama.1928.02690410007003 . S2CID 72700345 .
перепечатано: Ортон, Сэмюэл Т. (декабрь 1963 г.). «Специфическая инвалидность по чтению — Стрефосимболия». Анналы дислексии . 13 (1): 9–17. дои : 10.1007/BF02653604 . S2CID 144986711 . - ^ Гешвинд, Н. (1982). «Биологические ассоциации леворукости». Анналы дислексии . 33 : 29–40. дои : 10.1007/BF02647994 . S2CID 143486597 .
- ^ Гек, Дженнифер; Кристен Д. Ричи (2006). «Инструкции по чтению на основе Ортона-Джиллингема и Ортона-Джиллингема: обзор литературы». Журнал специального образования . 40 (3): 171–183. дои : 10.1177/00224669060400030501 . S2CID 16132344 .
- ^ Макита К (1968 г.). «Редкость нарушения чтения у японских детей». Американский журнал ортопсихиатрии . 38 (4): 599–614. дои : 10.1111/j.1939-0025.1968.tb02428.x . ПМИД 5661541 .
- ^ Хиросе, Такэхико; Хатта, Такеши (1988). «Нарушение чтения у современных японских детей». Журнал исследований в области чтения . 11 (2): 152–160. дои : 10.1111/j.1467-9817.1988.tb00157.x .
- ^ Брэдли, Л; Брайант, ЧП (1983). «Категоризация звуков и обучение чтению: причинно-следственная связь». Природа . 30 (2): 419–421. Бибкод : 1983Natur.301..419B . дои : 10.1038/301419a0 . S2CID 45647998 .
- ^ Александр, А; Андерсон, Х; Хейлман, П; Фёллер, К; Торгесен, Дж (1991). «Тренировка фонологической осведомленности и устранение дефицитов аналитического декодирования в группе тяжелых дислексиков». Анналы дислексии . 41 (1): 193–206. дои : 10.1007/BF02648086 . ПМИД 24233765 . S2CID 27022295 .
- ^ Галабурда, Альберт М .; Томас Л. Кемпер (август 1979 г.). «Цитоархитектонические аномалии при дислексии развития: пример» . Анналы неврологии . 6 (2): 94–100. дои : 10.1002/ana.410060203 . ПМИД 496415 . S2CID 32912059 .
- ^ Галабурда А.М., Шерман Г.Ф., Розен Г.Д., Абойтис Ф., Гешвинд Н. (август 1985 г.). «Дислексия развития: четыре последовательных пациента с кортикальными аномалиями». Анналы неврологии . 18 (2): 222–33. дои : 10.1002/ana.410180210 . ПМИД 4037763 . S2CID 44342859 .
- ^ Коэн М., Кэмпбелл Р., Ягмай Ф. (июнь 1989 г.). «Нейропатологические отклонения при дисфазии развития». Анналы неврологии . 25 (6): 567–70. дои : 10.1002/ana.410250607 . ПМИД 2472772 . S2CID 1480999 .
- ^ Хабиб М (декабрь 2000 г.). «Нейрологическая основа дислексии развития: обзор и рабочая гипотеза» . Мозг . 123 (12): 2373–99. дои : 10.1093/мозг/123.12.2373 . ПМИД 11099442 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Каслс А, Колтхарт М (май 1993 г.). «Разновидности дислексии развития». Познание . 47 (2): 149–80. дои : 10.1016/0010-0277(93)90003-E . ПМИД 8324999 . S2CID 17351782 .
- ^ Честник Лори; Колтхарт М. (март 1999 г.). «Взаимосвязь между дефектами обработки речи и визуальной обработки при дислексии развития». Познание . 71 (3): 231–55. CiteSeerX 10.1.1.56.3413 . дои : 10.1016/S0010-0277(99)00023-2 . ПМИД 10476605 . S2CID 18326093 .
- ^ Честник Лори; Джергер Джеймс (октябрь 2000 г.). «Слуховая временная обработка и лексическое / нелексическое чтение при дислексии развития». Журнал Американской академии аудиологии . 11 (9): 501–513. дои : 10.1055/s-0042-1748139 . ПМИД 11057735 . S2CID 15640951 .
- ^ Честник Лори (август 2001 г.). «Нарушение межмодальной временной обработки при фонологической дислексии развития». Мозг и познание . 46 (3): 319–325. дои : 10.1006/brcg.2000.1273 . ПМИД 11487282 . S2CID 866442 .
- ^ Манис Ф.Р., Зайденберг М.С., Дой Л.М., Макбрайд-Чанг С., Петерсен А. (февраль 1996 г.). «На основе двух подтипов дислексии развития». Познание . 58 (2): 157–95. дои : 10.1016/0010-0277(95)00679-6 . ПМИД 8820386 . S2CID 1279963 .
- ^ Галабурда А.М., Менар М.Т., Розен Г.Д. (август 1994 г.). «Доказательства аберрантной слуховой анатомии при дислексии развития» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 91 (17): 8010–3. Бибкод : 1994PNAS...91.8010G . дои : 10.1073/pnas.91.17.8010 . ПМК 44534 . ПМИД 8058748 .
- ^ Фиез Дж.А., Петерсен С.Е. (февраль 1998 г.). «Нейровизуализационные исследования чтения слов» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (3): 914–21. Бибкод : 1998PNAS...95..914F . дои : 10.1073/pnas.95.3.914 . ПМК 33816 . ПМИД 9448259 .
- ^ Туркельтауб П.Е., Иден Г.Ф., Джонс К.М., Зеффиро Т.А. (июль 2002 г.). «Метаанализ функциональной нейроанатомии чтения отдельных слов: метод и проверка». НейроИмидж . 16 (3, часть 1): 765–80. дои : 10.1006/нимг.2002.1131 . ПМИД 12169260 . S2CID 8122844 .
- ^ Гельфанд-младший, Букхаймер С.Ю. (июнь 2003 г.). «Диссоциирующие нейронные механизмы временной последовательности и обработки фонем» . Нейрон . 38 (5): 831–42. дои : 10.1016/S0896-6273(03)00285-X . ПМИД 12797966 . S2CID 15428976 .
- ^ Полдрак Р.А., Вагнер А.Д., Прулл М.В., Десмонд Дж.Э., Гловер Г.Х. , Габриэли Дж.Д. (июль 1999 г.). «Функциональная специализация семантической и фонологической обработки в левой нижней префронтальной коре». НейроИмидж . 10 (1): 15–35. CiteSeerX 10.1.1.72.4449 . дои : 10.1006/нимг.1999.0441 . ПМИД 10385578 . S2CID 6809429 .
- ^ Брансуик Н., МакКрори Э., Прайс СиДжей, Фрит CD, Фрит Ю (октябрь 1999 г.). «Явная и неявная обработка слов и псевдослов взрослыми дислексиками развития: поиск Wortschatz Вернике?» . Мозг . 122 (10): 1901–17. дои : 10.1093/brain/122.10.1901 . ПМИД 10506092 .
- ^ Хорвиц Б., Рамси Дж. М., Донохью, Британская Колумбия (июль 1998 г.). «Функциональная связность угловой извилины при нормальном чтении и дислексии» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (15): 8939–44. Бибкод : 1998PNAS...95.8939H . дои : 10.1073/pnas.95.15.8939 . ПМК 21181 . ПМИД 9671783 .
- ^ Пью К.Р., Менкл В.Е., Шайвиц Б.А. и др. (январь 2000 г.). «Угловая извилина при дислексии развития: специфичные для задачи различия в функциональных связях в задней коре». Психологическая наука . 11 (1): 51–6. дои : 10.1111/1467-9280.00214 . ПМИД 11228843 . S2CID 12792506 .
- ^ Шайвиц С.Е., Шайвиц Б.А., Пью К.Р. и др. (март 1998 г.). «Функциональное нарушение организации мозга для чтения при дислексии» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (5): 2636–41. Бибкод : 1998PNAS...95.2636S . дои : 10.1073/pnas.95.5.2636 . ЧВК 19444 . ПМИД 9482939 .
- ^ Паулесу Э., Демонет Ж.Ф., Фацио Ф. и др. (март 2001 г.). «Дислексия: культурное разнообразие и биологическое единство». Наука . 291 (5511): 2165–7. Бибкод : 2001Sci...291.2165P . дои : 10.1126/science.1057179 . ПМИД 11251124 . S2CID 20362533 .
- ^ Иден Г.Ф., Зеффиро Т.А. (август 1998 г.). «Нервные системы, пораженные дислексией развития, выявленной с помощью функциональной нейровизуализации» . Нейрон . 21 (2): 279–82. дои : 10.1016/S0896-6273(00)80537-1 . ПМИД 9728909 .
- ^ Иден Г.Ф., Джонс К.М., Каппелл К. и др. (октябрь 2004 г.). «Нейральные изменения после коррекции дислексии развития у взрослых» . Нейрон . 44 (3): 411–22. дои : 10.1016/j.neuron.2004.10.019 . ПМИД 15504323 . S2CID 13456515 .
- ^ Уайделл, Т.Н., Баттерворт Б. (апрель 1999 г.). «Пример англо-японского билингва с одноязычной дислексией». Познание . 70 (3): 273–305. CiteSeerX 10.1.1.129.4911 . дои : 10.1016/S0010-0277(99)00016-5 . ПМИД 10384738 . S2CID 205872303 .
- ^ Темпл Э., Полдрак Р.А., Салидис Дж. и др. (февраль 2001 г.). «Нарушенные нейронные реакции на фонологическую и орфографическую обработку у детей с дислексией: исследование фМРТ». НейроОтчет . 12 (2): 299–307. CiteSeerX 10.1.1.29.1083 . дои : 10.1097/00001756-200102120-00024 . ПМИД 11209939 . S2CID 8382716 .
- ^ Талкотт Дж.Б., Уиттон С., Хебб Г.С. и др. (2002). «О взаимосвязи между динамической обработкой визуальных и слуховых сигналов и навыками грамотности; результаты большого исследования в начальной школе». Дислексия . 8 (4): 204–25. CiteSeerX 10.1.1.513.1167 . дои : 10.1002/dys.224 . ПМИД 12455851 .
- ^ Туркельтауб П.Е., Гаро Л., Флауэрс Д.Л., Зеффиро Т.А., Иден Г.Ф. (июль 2003 г.). «Развитие нейронных механизмов чтения». Природная неврология . 6 (7): 767–73. дои : 10.1038/nn1065 . ПМИД 12754516 . S2CID 1256871 .
- ^ Зиглер Дж. К., Перри С., Ма-Вятт А., Ладнер Д., Шульте-Кёрне Г. (ноябрь 2003 г.). «Дислексия развития в разных языках: языковая или универсальная?». J Exp Детская Психология . 86 (3): 169–93. дои : 10.1016/S0022-0965(03)00139-5 . ПМИД 14559203 .
- ^ Коллинз, Дэвид; Рурк, Байрон (октябрь 2003 г.). «Мозг с ограниченными возможностями обучения: обзор литературы». Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии . 25 (7): 1011–1034. дои : 10.1076/jcen.25.7.1011.16487 . ПМИД 13680447 . S2CID 12012395 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сиок В.Т., Ню З., Джин З., Перфетти К.А., Тан Л.Х. (апрель 2008 г.). «Структурно-функциональная основа дислексии в коре головного мозга китайских читателей» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 105 (14): 5561–6. дои : 10.1073/pnas.0801750105 . ПМК 2291101 . ПМИД 18391194 .
- ^ Лютинен, Хейкки, Эрскин, Джейн, Аро, Микко, Ричардсон, Улла (2007). «Чтение и нарушения чтения». В Хоффе, Эрика (ред.). Справочник Блэквелла по развитию речи . Блэквелл. стр. 454–474 . ISBN 978-1-4051-3253-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хейм С., Чирсе Дж., Амунц К. и др. (2008). «Когнитивные подтипы дислексии» . Acta Neurobiologiae Experimentalis . 68 (1): 73–82. ПМИД 18389017 . Архивировано из оригинала 04.11.2018 . Проверено 6 августа 2009 г.
- ^ Чунг К.К., Хо К.С., Чан Д.В., Цанг С.М., Ли Ш. (февраль 2010 г.). «Когнитивные профили китайских подростков с дислексией» . Дислексия . 16 (1): 2–23. дои : 10.1002/dys.392 . ПМИД 19544588 . Архивировано из оригинала 5 марта 2010 г.