Jump to content

История исследования дислексии

История исследований дислексии охватывает период с конца 1800-х годов по настоящее время.

фотография
Адольф Куссмауль

Понятие «словослепота» ( нем . «wortblindheit») как изолированное состояние было впервые разработано немецким врачом Адольфом Куссмаулем в 1877 году. [1] [2] Идентифицирован Освальдом Берханом в 1881 году. [3] Термин «дислексия» был позже введен в 1887 году Рудольфом Берлином . [4] врач -офтальмолог, практикующий в Штутгарте , Германия . [5] Рудольф Берлин использовал термин «дислексия» для описания частичной потери чтения у взрослого пациента. [2] Слово образовано от греческого префикса δυσ- ( dus- ), «тяжелый, плохой, трудный». [6] + λέξις ( лексика ), «речь, слово». [7] [8] Он использовал этот термин для обозначения случая с мальчиком, у которого были серьезные проблемы с обучением чтению и письму, несмотря на то, что во всех других отношениях он демонстрировал типичные интеллектуальные и физические способности.

В 1896 году У. Прингл Морган, британский врач из Сифорда, Восточный Суссекс, опубликовал описание расстройства обучения, связанного с чтением, в отчете для Британского медицинского журнала под названием «Врожденная словесная слепота». Здесь описывался случай с 14-летним мальчиком, который еще не научился читать, но демонстрировал нормальный интеллект и в целом был способен к другим видам деятельности, типичным для детей этого возраста. Мальчик умел читать и писать все буквы алфавита; однако ему было трудно читать обычные односложные слова. Правописание мальчика было крайне плохим. Он заменил суффиксы слов («намотка» на «обмотка») и переставил буквы в словах («Преси» вместо «Перси»). Мальчик без труда читал многозначные числа и правильно решал задачи типа (a + x)(a - x) = (a 2 - х 2 ). Это привело Моргана к выводу, что этиология нарушения чтения является врожденной, и объяснила его дефектным развитием левой угловой извилины головного мозга. [2]

В 1890-х и начале 1900-х годов Джеймс Хиншелвуд, британский офтальмолог, опубликовал в медицинских журналах серию статей, описывающих подобные случаи врожденной словесной слепоты, которую он определил как « врожденный дефект, возникающий у детей с нормальным и неповрежденным мозгом, характеризующийся трудности в обучении чтению». В своей книге 1917 года «Врожденная словесная слепота » Хиншелвуд утверждал, что основная инвалидность связана с зрительной памятью на слова и буквы, и описал симптомы, включая перестановку букв, а также трудности с правописанием и пониманием прочитанного. [9] Кроме того, другой британский врач, Си Джей Томас, представил краткую информацию о врожденной словесной слепоте на основе 100 случаев в специальных школах Англии. Томас заметил, что словесная слепота встречается чаще, чем предполагалось. Кроме того, оказалось, что заболевание затронуло более одного члена семьи, причем мужчины в три раза чаще, чем женщины. Томас рекомендовал обучать детей с этой инвалидностью индивидуально и сначала учить алфавиту посредством прикосновения, поощряя ребенка обращаться с большими деревянными буквами. [2]

В 1925 году Сэмюэл Т. Ортон , нейропсихиатр из Айовы, работавший в основном с жертвами инсульта, встретил девочку, которая не умела читать и у которой проявлялись симптомы, похожие на симптомы жертв инсульта, потерявших способность читать. Ортон начал изучать трудности с чтением и определил, что существует синдром, не связанный с повреждением головного мозга, который затрудняет обучение чтению. В 1930 году Ортон назвал свою теорию стрефосимболией (что означает «искривленные знаки») и специфической неспособностью к чтению , чтобы описать людей с дислексией, которым было трудно связать визуальные формы слов с их устными формами. [10] По иронии судьбы, другие критиковали стрефосимболию за то, что зеркальное письмо и переворот в чтении не являются явными симптомами специфической неспособности к чтению. Ортон чаще использовал термин «специфическая неспособность к чтению», чем «стрефосимболия». [2] Ортон заметил, что дефицит чтения при дислексии, похоже, не связан исключительно с нарушением зрения. [11] Он полагал, что это состояние было вызвано неспособностью установить доминирование полушарий в мозге. [12] Он также заметил, что дети, с которыми он работал, были непропорционально левшами или разнорукими , хотя этот вывод было трудно повторить. [13] Под влиянием кинестетической работы Хелен Келлер и Грейс Фернальд и в поисках способа научить чтению, используя функции как левого, так и правого полушария мозга, [10] Позже Ортон работал с психологом и педагогом Анной Джиллингем над разработкой образовательного вмешательства, которое положило начало использованию одновременного мультисенсорного обучения. [14] Книга Ортона 1937 года, посвященная лечению определенных нарушений чтения.

Напротив, Дирборн, Гейтс, Беннет и Блау считали причиной неправильное управление зрительным механизмом. Они стремились выяснить, позволит ли конфликт между спонтанной ориентацией сканирующего действия глаз справа налево и тренировкой, направленной на приобретение противоположного направления, интерпретировать факты, наблюдаемые при дислексическом расстройстве, и особенно способность зеркально отражать происходящее. -читать.

Для этого авторы попросили четырех взрослых читать текст, отраженный в зеркале, по десять минут в день в течение пяти месяцев. У всех испытуемых слова не воспринимались в своей глобальности, но требовали тщательного анализа букв и слогов. Они также продемонстрировали полную или частичную инверсию, иногда даже влияющую на порядок слов в предложении. Они выявили любопытное впечатление не только горизонтальных, но и вертикальных инверсий. Это ошибки, которые существуют среди людей с дислексией, и они сталкиваются с отягчающими обстоятельствами, присущими любому обучению.

фотография
Клемент Лоне

В 1949 году исследования, проведенные под руководством Клемана Лоне (диссертация Г. Махека, Париж, 1951), пошли дальше. У взрослых испытуемых чтение серии из 66 крошечных строчных букв высотой 5 мм, расположенных на расстоянии 5 мм друг от друга, сначала слева направо, а затем справа налево, легче и быстрее осуществлялось слева направо. направление. Значительное число детей, ранее страдавших дислексией, читали серию из 42 букв с одинаковой скоростью в обоих направлениях, а некоторые (10%) читали лучше справа налево, чем слева направо. Это явление явно связано с динамикой зрения, поскольку оно исчезает при увеличении расстояния между буквами, превращая чтение в правописание. Этот опыт также объясняет способность зеркального чтения.

В апреле 1963 года на конференции «Исследование проблем ребенка с нарушениями восприятия» Сэмюэл Кирк ввел термин « нарушение способности к обучению» , чтобы обеспечить более собирательный термин для обозначения неспособности к чтению и других связанных с этим трудностей.

В 1964 году была создана Ассоциация помощи детям с ограниченными возможностями обучения (теперь известная как Американская ассоциация людей с ограниченными возможностями обучения). [2]

В 1968 году Макита предположил, что среди японских детей дислексия практически отсутствует. [15] Исследование 2005 года показывает, что утверждение Makita о редкости случаев нарушения чтения в Японии неверно. [16]

В 1970-е годы возникла гипотеза, что дислексия возникает из-за дефицита фонологической обработки или трудности распознавания того, что произносимые слова образованы дискретными фонемами , например, что слово CAT происходит от звуков [k], [æ] и [т]. В результате пострадавшим людям трудно ассоциировать эти звуки с визуальными буквами, из которых состоят написанные слова. Ключевые исследования гипотезы фонологического дефицита включают в себя вывод о том, что самым сильным предиктором успеха чтения у детей школьного возраста является фонологическая осведомленность . [17] и что обучение фонологической осведомленности может улучшить навыки декодирования у детей с трудностями в чтении. [18]

В 1975 году принятие Закона об образовании для всех детей-инвалидов 1975 года (PL 94–142) ​​определило неспособность к обучению как «нарушение одного или нескольких основных психологических процессов, связанных с пониманием или использованием устной или письменной речи, которое может проявляется в несовершенной способности слушать, думать, говорить, писать, писать по буквам или производить математические вычисления». [2]

В 1979 году Галабурда и Кемпер [19] и Галабурда и др. 1985, [20] сообщили о наблюдениях при исследовании мозга людей с дислексией после аутопсии. Наблюдаемые анатомические различия в языковом центре в мозге с дислексией, демонстрирующие микроскопические кортикальные пороки развития, известные как эктопии , и реже сосудистые микропороки развития, а в некоторых случаях эти кортикальные пороки развития проявлялись в виде микроизвилины . Эти исследования и исследования Cohen et al. 1989, [21] предположили аномальное развитие коры головного мозга , которое предположительно произошло до или во время шестого месяца развития мозга плода. [22]

В 1993 году Каслс и Колтхарт описали дислексию развития как две распространенные и различные разновидности, используя подтипы алексии (приобретенной дислексии) , поверхностной и фонологической дислексии. [23] Понимание этих подтипов полезно для диагностики моделей обучения и разработки подходов к преодолению нарушений зрительного восприятия или дефицита разборчивости речи. Cestnick и Coltheart (1999) продемонстрировали, в чем частично заключаются эти основные нарушения, раскрыв различные профили фонологической и поверхностной дислексии. [24] Поверхностная дислексия характеризуется субъектами, которые могут читать известные слова, но испытывают трудности с чтением слов неправильной формы. [23] Фонологическая дислексия характерна для субъектов, которые могут читать вслух как правильные, так и неправильные слова, но испытывают трудности с несловами, соединением звуков с символами или произнесением слов. Задачи фонологической обработки прогнозируют точность и понимание чтения. [23] Честник и Джергер (2000) [25] и Честник (2001) [26] далее продемонстрированы явные различия в обработке информации между фонологическими и поверхностными дислексиками. Манис и др. 1996 пришли к выводу, что, вероятно, существует более двух подтипов дислексии, которые могут быть связаны с множественными основными нарушениями. [27]

В 1994 году на основании образцов, полученных после аутопсии, Галабурда и др. сообщили: «Аномальная слуховая обработка у людей с дислексией позволяет предположить, что сопутствующие анатомические в слуховой системе могут присутствовать аномалии. Они измерили поперечные площади нейронов в медиальных коленчатых ядрах ( MGN ) пяти мозгов с дислексией и семи контрольных мозгов. левого медиального коленчатого ядра (МГН) В отличие от контрольной группы, у которой не было асимметрии, нейроны были значительно меньше, чем правые, в выборке с дислексией. Также по сравнению с контролем в левом дислексическом МГН было больше мелких нейронов и меньше крупных. Эти результаты согласуются с сообщаемыми поведенческими данными о фонологическом дефекте левого полушария у людей с дислексией. [28]

Развитие технологий нейровизуализации в 1980-х и 1990-х годах позволило исследованиям дислексии добиться значительных успехов. Исследования позитронно-эмиссионной томографии ( ПЭТ ) и функциональной магнитно-резонансной томографии ( фМРТ ) выявили нейронные признаки нормального чтения у взрослых (например, Bookheimer et al., 1995; Fiez and Petersen, 1998; [29] Прайс, 1997 год; Пью и др., 1996; Туркельтауб и др., 2002) [30] и фонологическая обработка (например, Гельфанд и Букхаймер, 2003; [31] Полдрак и др., 1999; [32] Прайс и др., 1997; Рамси и др., 1997а). Исследования визуализации мозга также охарактеризовали аномальные паттерны активации нейронов, связанные с чтением и фонологической обработкой информации, у взрослых с постоянной или компенсированной дислексией развития (например, Brunswick et al., 1999; [33] Демонет и др., 1992; Флауэрс и др., 1991; Хорвиц и др., 1998; [34] Ингвар и др., 1993; Паулесу и др., 1996; Пью и др., 2000; [35] Рамси и др., 1997b; Шайвиц и др., 1998). [36] Используя различные экспериментальные подходы и парадигмы (например, обнаружение или суждение о рифмах, чтение без слов и имплицитное чтение), эти исследования локализовали дисфункциональную фонологическую обработку при дислексии в перисильвиевых областях левого полушария. Различия в изменении сигналов, связанных с заданием, в левой височно-теменной и затылочно-височной коре стали наиболее последовательными результатами исследований дислексии в системе алфавитного письма (Paulesu et al., 2001; [37] обзор см. в Eden and Zeffiro, 1998). [38] Однако было продемонстрировано, что в неалфавитных сценариях , где чтение предъявляет меньшие требования к фонематической обработке и интеграция визуально -орфографической информации имеет решающее значение, дислексия связана с недостаточной активностью левой средней лобной извилины (Siok et al., 2004). . [39]

В 1999 году Уайделл и Баттерворт сообщили о примере англо-японского билингва с одноязычной дислексией. [40] Предполагая, что любой язык, в котором отображение орфографии в фонологию является прозрачным или даже непрозрачным , или любой язык, в котором орфографическая единица, представляющая звук, является грубой (т.е. на уровне всего символа или слова), не должен вызывать высокую заболеваемость фонологической дислексией развития, и что орфография может влиять на симптомы дислексии.

В 2001 году Темпл и др. Предполагают, что дислексия в детстве может характеризоваться нарушениями в нейронных основах как фонологических, так и орфографических процессов, важных для чтения. [41]

В 2002 году Талкотт и др. сообщили, что как зрительная чувствительность к движению, так и слуховая чувствительность к разнице частот являются надежными предикторами навыков грамотности детей, а также их орфографических и фонологических навыков. [42]

В 2003 году Туркельтауб и др. сообщили: «Сложность визуализации головного мозга у детей помешала исследованиям, которые отслеживают нейронное развитие когнитивных навыков, приобретенных в детстве. Используя задачу, которая изолирует активность мозга, связанную с чтением, и сводит к минимуму мешающие эффекты на производительность, мы провели провели исследование поперечной функциональной магнитно-резонансной томографии ( фМРТ ) с участием субъектов в возрасте от 6 до 22 лет. Мы обнаружили, что обучение чтению связано с двумя закономерностями изменения активности мозга: повышением активности левого полушария в средне-височной области. Нижняя лобная извилина и снижение активности в правых нижне-височных областях коры. Активность левой задней верхней височной борозды у самых юных читателей была связана с созреванием их способностей к фонологической обработке. Эти данные служат основой для современных моделей чтения и убедительно подтверждают Ортона 1925 года теорию . развития чтения». [43]

(Путеводитель по областям головного мозга. Список областей головного мозга человека . Полушария головного мозга . и Кора головного мозга .)

В 2003 году Циглер и его коллеги утверждали, что дислексия, которую испытывают немцы и итальянцы, очень похожа на дислексию, которую испытывают англоговорящие люди. Это сходство читателей разных орфографических систем — поверхностной и глубокой — подтверждает идею о том, что происхождение дислексии в основном биологическое. [44]

По состоянию на 2003 год современные модели связи между мозгом и дислексией обычно сосредоточены на той или иной форме дефектного или замедленного созревания мозга . Совсем недавно генетические исследования предоставили все больше доказательств, подтверждающих генетическое происхождение дислексии. [45]

В 2004 году исследование Университета Гонконга показало, что дислексия влияет на различные структурные части детского мозга в зависимости от языка, на котором дети читают. [46]

По состоянию на 2007 год исследователи Lyytinen et al. ищут связь между неврологическими и генетическими нарушениями и расстройством чтения. Существует множество предыдущих и нынешних теорий дислексии, но одна из них, получившая большую поддержку в исследованиях, заключается в том, что, какова бы ни была биологическая причина, дислексия является результатом снижения фонологической осведомленности, способности анализировать и связывать единицы устной и письменной речи. [47]

В 2008 году С. Хейм и др. было одним из первых исследований, в которых не просто сравнивали людей с дислексией с контрольной группой без дислексии, но и шли дальше и сравнивали различные когнитивные подгруппы с контрольной группой без дислексии. Различные теории концептуализируют дислексию как нарушение фонологического, внимания, слухового, магноцеллюлярного или автоматизационного дефицита. Такая гетерогенность предполагает существование еще нераспознанных подтипов дислексиков с различимыми нарушениями. Целью исследования было выявление когнитивных подтипов дислексии. Из 642 детей, прошедших проверку на способность к чтению, 49 детей с дислексией и 48 детей из контрольной группы были проверены на фонологическую осведомленность, слуховую дискриминацию, обнаружение движения, зрительное внимание и имитацию ритма. Комбинированный подход к кластерному и дискриминантному анализу позволил выявить три группы дислексиков с различными когнитивными нарушениями. По сравнению с детьми без нарушений чтения кластера нет. у 1 была худшая фонологическая осведомленность; номер кластера у 2 были более высокие затраты внимания; номер кластера 3 человека хуже справились с фонологическими, слуховыми и магноцеллюлярными задачами. Эти результаты показывают, что дислексия может быть результатом различных когнитивных нарушений. Как следствие, программы профилактики и исправления должны быть специально нацелены на структуру дефицита у конкретного ребенка. [48]

Также в 2008 году Вай Тинг Сиок и др. описать, как дислексия зависит от языка, особенно между алфавитными и неалфавитными системами письма. [46]

В 2010 году К.К. Чунг и др. исследовали «Когнитивные профили китайских подростков Гонконга с дислексией». [49]

  1. ^ Битон, Алан. Дислексия, чтение и мозг: справочник по психологическим и биологическим исследованиям , с. 3 (Психология Пресс, 2004).
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Аарон, PG; Джоши, Р. Малатеша; Кватрош, Диана (2008). Стать профессиональным учителем чтения . Челси, Мичиган: Paul H. Brookes Publishing Co., стр. 222–230. ISBN  978-1-55766-829-5 .
  3. ^ Берхан О. (1917). «О словесной слепоте, заикании в речи и письме, неуспехе в чтении» . Неврологический центрблат . 36 :914-927.
  4. ^ Вагнер, Рудольф (январь 1973 г.). «Рудольф Берлин: создатель термина дислексия». Анналы дислексии . 23 (1): 57–63. дои : 10.1007/BF02653841 . S2CID   144650069 .
  5. ^ «О дислексии». Архив психиатрии . 15 :276-278.
  6. ^ δυσ- , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  7. ^ λέξις , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  8. ^ дислексия , Интернет-словарь этимологии
  9. ^ Хиншелвуд, Джеймс (1917). Врожденная словесная слепота . Лондон: HK Lewis & Co. Ltd. OCLC   9713889 . [ нужна страница ]
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ортон, Сэмюэл (1925). «Словослепота у школьников». Архив неврологии и психиатрии . 14 (5): 285–516. doi : 10.1001/archneurpsyc.1925.02200170002001 .
  11. ^ Генри, Марсия К. (декабрь 1998 г.). «Структурированное, последовательное, мультисенсорное обучение: наследие Ортона». Анналы дислексии . 48 (1): 1–26. дои : 10.1007/s11881-998-0002-9 . S2CID   143886287 .
  12. ^ Ортон, Сэмюэл Т. (7 апреля 1928 г.). «Особая неспособность к чтению — стрефосимболия». Журнал Американской медицинской ассоциации . 90 (14): 1095–9. дои : 10.1001/jama.1928.02690410007003 . S2CID   72700345 .
    перепечатано: Ортон, Сэмюэл Т. (декабрь 1963 г.). «Специфическая инвалидность по чтению — Стрефосимболия». Анналы дислексии . 13 (1): 9–17. дои : 10.1007/BF02653604 . S2CID   144986711 .
  13. ^ Гешвинд, Н. (1982). «Биологические ассоциации леворукости». Анналы дислексии . 33 : 29–40. дои : 10.1007/BF02647994 . S2CID   143486597 .
  14. ^ Гек, Дженнифер; Кристен Д. Ричи (2006). «Инструкции по чтению на основе Ортона-Джиллингема и Ортона-Джиллингема: обзор литературы». Журнал специального образования . 40 (3): 171–183. дои : 10.1177/00224669060400030501 . S2CID   16132344 .
  15. ^ Макита К (1968 г.). «Редкость нарушения чтения у японских детей». Американский журнал ортопсихиатрии . 38 (4): 599–614. дои : 10.1111/j.1939-0025.1968.tb02428.x . ПМИД   5661541 .
  16. ^ Хиросе, Такэхико; Хатта, Такеши (1988). «Нарушение чтения у современных японских детей». Журнал исследований в области чтения . 11 (2): 152–160. дои : 10.1111/j.1467-9817.1988.tb00157.x .
  17. ^ Брэдли, Л; Брайант, ЧП (1983). «Категоризация звуков и обучение чтению: причинно-следственная связь». Природа . 30 (2): 419–421. Бибкод : 1983Natur.301..419B . дои : 10.1038/301419a0 . S2CID   45647998 .
  18. ^ Александр, А; Андерсон, Х; Хейлман, П; Фёллер, К; Торгесен, Дж (1991). «Тренировка фонологической осведомленности и устранение дефицитов аналитического декодирования в группе тяжелых дислексиков». Анналы дислексии . 41 (1): 193–206. дои : 10.1007/BF02648086 . ПМИД   24233765 . S2CID   27022295 .
  19. ^ Галабурда, Альберт М .; Томас Л. Кемпер (август 1979 г.). «Цитоархитектонические аномалии при дислексии развития: пример» . Анналы неврологии . 6 (2): 94–100. дои : 10.1002/ana.410060203 . ПМИД   496415 . S2CID   32912059 .
  20. ^ Галабурда А.М., Шерман Г.Ф., Розен Г.Д., Абойтис Ф., Гешвинд Н. (август 1985 г.). «Дислексия развития: четыре последовательных пациента с кортикальными аномалиями». Анналы неврологии . 18 (2): 222–33. дои : 10.1002/ana.410180210 . ПМИД   4037763 . S2CID   44342859 .
  21. ^ Коэн М., Кэмпбелл Р., Ягмай Ф. (июнь 1989 г.). «Нейропатологические отклонения при дисфазии развития». Анналы неврологии . 25 (6): 567–70. дои : 10.1002/ana.410250607 . ПМИД   2472772 . S2CID   1480999 .
  22. ^ Хабиб М (декабрь 2000 г.). «Нейрологическая основа дислексии развития: обзор и рабочая гипотеза» . Мозг . 123 (12): 2373–99. дои : 10.1093/мозг/123.12.2373 . ПМИД   11099442 .
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Каслс А, Колтхарт М (май 1993 г.). «Разновидности дислексии развития». Познание . 47 (2): 149–80. дои : 10.1016/0010-0277(93)90003-E . ПМИД   8324999 . S2CID   17351782 .
  24. ^ Честник Лори; Колтхарт М. (март 1999 г.). «Взаимосвязь между дефектами обработки речи и визуальной обработки при дислексии развития». Познание . 71 (3): 231–55. CiteSeerX   10.1.1.56.3413 . дои : 10.1016/S0010-0277(99)00023-2 . ПМИД   10476605 . S2CID   18326093 .
  25. ^ Честник Лори; Джергер Джеймс (октябрь 2000 г.). «Слуховая временная обработка и лексическое / нелексическое чтение при дислексии развития». Журнал Американской академии аудиологии . 11 (9): 501–513. дои : 10.1055/s-0042-1748139 . ПМИД   11057735 . S2CID   15640951 .
  26. ^ Честник Лори (август 2001 г.). «Нарушение межмодальной временной обработки при фонологической дислексии развития». Мозг и познание . 46 (3): 319–325. дои : 10.1006/brcg.2000.1273 . ПМИД   11487282 . S2CID   866442 .
  27. ^ Манис Ф.Р., Зайденберг М.С., Дой Л.М., Макбрайд-Чанг С., Петерсен А. (февраль 1996 г.). «На основе двух подтипов дислексии развития». Познание . 58 (2): 157–95. дои : 10.1016/0010-0277(95)00679-6 . ПМИД   8820386 . S2CID   1279963 .
  28. ^ Галабурда А.М., Менар М.Т., Розен Г.Д. (август 1994 г.). «Доказательства аберрантной слуховой анатомии при дислексии развития» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 91 (17): 8010–3. Бибкод : 1994PNAS...91.8010G . дои : 10.1073/pnas.91.17.8010 . ПМК   44534 . ПМИД   8058748 .
  29. ^ Фиез Дж.А., Петерсен С.Е. (февраль 1998 г.). «Нейровизуализационные исследования чтения слов» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (3): 914–21. Бибкод : 1998PNAS...95..914F . дои : 10.1073/pnas.95.3.914 . ПМК   33816 . ПМИД   9448259 .
  30. ^ Туркельтауб П.Е., Иден Г.Ф., Джонс К.М., Зеффиро Т.А. (июль 2002 г.). «Метаанализ функциональной нейроанатомии чтения отдельных слов: метод и проверка». НейроИмидж . 16 (3, часть 1): 765–80. дои : 10.1006/нимг.2002.1131 . ПМИД   12169260 . S2CID   8122844 .
  31. ^ Гельфанд-младший, Букхаймер С.Ю. (июнь 2003 г.). «Диссоциирующие нейронные механизмы временной последовательности и обработки фонем» . Нейрон . 38 (5): 831–42. дои : 10.1016/S0896-6273(03)00285-X . ПМИД   12797966 . S2CID   15428976 .
  32. ^ Полдрак Р.А., Вагнер А.Д., Прулл М.В., Десмонд Дж.Э., Гловер Г.Х. , Габриэли Дж.Д. (июль 1999 г.). «Функциональная специализация семантической и фонологической обработки в левой нижней префронтальной коре». НейроИмидж . 10 (1): 15–35. CiteSeerX   10.1.1.72.4449 . дои : 10.1006/нимг.1999.0441 . ПМИД   10385578 . S2CID   6809429 .
  33. ^ Брансуик Н., МакКрори Э., Прайс СиДжей, Фрит CD, Фрит Ю (октябрь 1999 г.). «Явная и неявная обработка слов и псевдослов взрослыми дислексиками развития: поиск Wortschatz Вернике?» . Мозг . 122 (10): 1901–17. дои : 10.1093/brain/122.10.1901 . ПМИД   10506092 .
  34. ^ Хорвиц Б., Рамси Дж. М., Донохью, Британская Колумбия (июль 1998 г.). «Функциональная связность угловой извилины при нормальном чтении и дислексии» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (15): 8939–44. Бибкод : 1998PNAS...95.8939H . дои : 10.1073/pnas.95.15.8939 . ПМК   21181 . ПМИД   9671783 .
  35. ^ Пью К.Р., Менкл В.Е., Шайвиц Б.А. и др. (январь 2000 г.). «Угловая извилина при дислексии развития: специфичные для задачи различия в функциональных связях в задней коре». Психологическая наука . 11 (1): 51–6. дои : 10.1111/1467-9280.00214 . ПМИД   11228843 . S2CID   12792506 .
  36. ^ Шайвиц С.Е., Шайвиц Б.А., Пью К.Р. и др. (март 1998 г.). «Функциональное нарушение организации мозга для чтения при дислексии» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 95 (5): 2636–41. Бибкод : 1998PNAS...95.2636S . дои : 10.1073/pnas.95.5.2636 . ЧВК   19444 . ПМИД   9482939 .
  37. ^ Паулесу Э., Демонет Ж.Ф., Фацио Ф. и др. (март 2001 г.). «Дислексия: культурное разнообразие и биологическое единство». Наука . 291 (5511): 2165–7. Бибкод : 2001Sci...291.2165P . дои : 10.1126/science.1057179 . ПМИД   11251124 . S2CID   20362533 .
  38. ^ Иден Г.Ф., Зеффиро Т.А. (август 1998 г.). «Нервные системы, пораженные дислексией развития, выявленной с помощью функциональной нейровизуализации» . Нейрон . 21 (2): 279–82. дои : 10.1016/S0896-6273(00)80537-1 . ПМИД   9728909 .
  39. ^ Иден Г.Ф., Джонс К.М., Каппелл К. и др. (октябрь 2004 г.). «Нейральные изменения после коррекции дислексии развития у взрослых» . Нейрон . 44 (3): 411–22. дои : 10.1016/j.neuron.2004.10.019 . ПМИД   15504323 . S2CID   13456515 .
  40. ^ Уайделл, Т.Н., Баттерворт Б. (апрель 1999 г.). «Пример англо-японского билингва с одноязычной дислексией». Познание . 70 (3): 273–305. CiteSeerX   10.1.1.129.4911 . дои : 10.1016/S0010-0277(99)00016-5 . ПМИД   10384738 . S2CID   205872303 .
  41. ^ Темпл Э., Полдрак Р.А., Салидис Дж. и др. (февраль 2001 г.). «Нарушенные нейронные реакции на фонологическую и орфографическую обработку у детей с дислексией: исследование фМРТ». НейроОтчет . 12 (2): 299–307. CiteSeerX   10.1.1.29.1083 . дои : 10.1097/00001756-200102120-00024 . ПМИД   11209939 . S2CID   8382716 .
  42. ^ Талкотт Дж.Б., Уиттон С., Хебб Г.С. и др. (2002). «О взаимосвязи между динамической обработкой визуальных и слуховых сигналов и навыками грамотности; результаты большого исследования в начальной школе». Дислексия . 8 (4): 204–25. CiteSeerX   10.1.1.513.1167 . дои : 10.1002/dys.224 . ПМИД   12455851 .
  43. ^ Туркельтауб П.Е., Гаро Л., Флауэрс Д.Л., Зеффиро Т.А., Иден Г.Ф. (июль 2003 г.). «Развитие нейронных механизмов чтения». Природная неврология . 6 (7): 767–73. дои : 10.1038/nn1065 . ПМИД   12754516 . S2CID   1256871 .
  44. ^ Зиглер Дж. К., Перри С., Ма-Вятт А., Ладнер Д., Шульте-Кёрне Г. (ноябрь 2003 г.). «Дислексия развития в разных языках: языковая или универсальная?». J Exp Детская Психология . 86 (3): 169–93. дои : 10.1016/S0022-0965(03)00139-5 . ПМИД   14559203 .
  45. ^ Коллинз, Дэвид; Рурк, Байрон (октябрь 2003 г.). «Мозг с ограниченными возможностями обучения: обзор литературы». Журнал клинической и экспериментальной нейропсихологии . 25 (7): 1011–1034. дои : 10.1076/jcen.25.7.1011.16487 . ПМИД   13680447 . S2CID   12012395 .
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сиок В.Т., Ню З., Джин З., Перфетти К.А., Тан Л.Х. (апрель 2008 г.). «Структурно-функциональная основа дислексии в коре головного мозга китайских читателей» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 105 (14): 5561–6. дои : 10.1073/pnas.0801750105 . ПМК   2291101 . ПМИД   18391194 .
  47. ^ Лютинен, Хейкки, Эрскин, Джейн, Аро, Микко, Ричардсон, Улла (2007). «Чтение и нарушения чтения». В Хоффе, Эрика (ред.). Справочник Блэквелла по развитию речи . Блэквелл. стр. 454–474 . ISBN  978-1-4051-3253-4 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  48. ^ Хейм С., Чирсе Дж., Амунц К. и др. (2008). «Когнитивные подтипы дислексии» . Acta Neurobiologiae Experimentalis . 68 (1): 73–82. ПМИД   18389017 . Архивировано из оригинала 04.11.2018 . Проверено 6 августа 2009 г.
  49. ^ Чунг К.К., Хо К.С., Чан Д.В., Цанг С.М., Ли Ш. (февраль 2010 г.). «Когнитивные профили китайских подростков с дислексией» . Дислексия . 16 (1): 2–23. дои : 10.1002/dys.392 . ПМИД   19544588 . Архивировано из оригинала 5 марта 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15f1ee34104c0f338a4ae6e0ed9ced1b__1713622440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/1b/15f1ee34104c0f338a4ae6e0ed9ced1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of dyslexia research - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)