Mykolayiv Shipyard
![]() | |
![]() Здание Адмиралтейства Николаевского судостроительного завода, построенное в сталинском стиле.
в 1951 году. | |
Раньше | 61 Судостроительный завод «Коммунара» |
---|---|
Тип компании | Верфь |
Промышленность | Судостроение |
Предшественники |
|
Основан | 1788 Nikolayev , Nikolayev Governorate , Russian Empire | в
Основатель | Prince Grigory Aleksandrovich Potemkin-Tauricheski |
Штаб-квартира | , |
Родитель | Ukroboronprom |
46 ° 58'35 "N 32 ° 00'15" E / 46,9764 ° N 32,0042 ° E
Mykolaiv Shipyard ( Ukrainian : Миколаївський суднобудівний завод ) (Russian: Николаевский судостроительный завод ) was a major shipyard located in Mykolaiv , Ukraine. Originally named the Nikolayev Admiralty , and constructed in 1788 for the purpose of supplying the Russian Black Sea Fleet , the Mykolaiv Shipyard was famous for having built warships such as Vitse-admiral Popov , Knyaz' Potemkin-Tavricheskiy and Imperator Nikolai I for the Russian Empire , and Soobrazitelny , Gnevny , Nikolayev and Slava for the Soviet Union .
До 2017 года верфь носила название « Верфь имени 61 коммунара» — название, унаследованное от периода, когда она была крупной верфью ВМФ СССР. Верфь также называлась Николаевской Северной верфью, чтобы отличать ее от Черноморской верфи нынешней . в том же городе. [ 1 ] В настоящее время Николаевский судостроительный завод является дочерним предприятием украинского государственного оборонного концерна "Укроборонпром" .
Верфь в основном бездействовала с момента объявления о банкротстве в 2020 году, а ее помещения и офисы практически заброшены. Строительство и обслуживание ВМС Украины , а также коммерческое судоходство перешло на Черноморский судостроительный завод , расположенный на юге Николаева . Однако на верфях все еще имеются небольшие предприятия по техническому обслуживанию и ремонту судов. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Город Николаев, ныне известный как Николаев , был основан князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим по поручению российской императрицы Екатерины Великой после аннексии османской территории Едисана , во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов. было основано Николаевское В 1788 году на берегу реки Ингул примерно в 89 км вглубь от Черного моря адмиралтейство . [ 3 ] Николаев, а также соседний город Херсон были основаны в рамках целей Потемкина по созданию городов, которые способствовали бы созданию Черноморского флота , ключевого компонента в развитии территории Новороссии как ключевого региона Российской империи . [ 4 ] Верфь будет носить имя святителя Николая , покровителя мореплавателей Русской Православной Церкви .
Первым кораблем, построенным на верфи, стал пятого ранга фрегат «Святой Николай» , спущенный на воду в 1790 году. [ 5 ] Святитель Николай прошёл службу в России Черноморском флоте , в частности, приняв участие в битве у мыса Калиакра во время русско-турецкой войны (1787–1792) , а также в операциях во время войны Второй коалиции . Григорий четвёртый Великий Армения, шестой Легкий и второсортный Святой Павел . В последующие годы были выпущены [ 6 ]
С 1816 по 1833 годы в адмиралтействе было построено более 100 военных кораблей. В 1820 и 1825 годах были спущены на воду два колесных парохода : «Везувий» и «Метеор» . Последний станет первым военно-морским пароходом, присутствовавшим на Черном море . В 1827–1829 годах соседний Херсонский адмиралтейский завод был закрыт, а его оставшиеся активы вошли в состав Николаевского судостроительного завода. К середине XIX века Николаевское Адмиралтейство стало фактическим центром военного кораблестроения Российской империи . [ 7 ] Преимуществом верфей был более теплый климат Черного моря по сравнению с другими, такими как Адмиралтейский завод в Санкт-Петербурге .

В 1833 году командующий Черноморским флотом адмирал Лазарев командование адмиралтейством принял . В то время верфь переживала значительный рост, и адмирал заявил, что « если растет верфь, растет и город». В 1838 году начались работы по первой крупной реконструкции верфи. Был построен ряд новых объектов, в том числе канатный завод, литейный цех, три новых эллинга. Условия еще больше улучшились благодаря установке большого передвижного крана. [ 8 ] [ 3 ]
Крымская война
[ редактировать ]
Во время войны Крымской Николаев стал административным центром Черноморского флота, в связи с франко-англо-турецким штурмом города Севастополь . [ 9 ] В результате верфь направила все свои ресурсы на снабжение Императорского Российского Флота . Помимо этого, многие работники завода были задействованы в обороне самого города. Война завершилась Парижским мирным договором 1856 года. Условия договора сделали Черное море нейтральной территорией, закрыв ее для русских военных кораблей и запретив развитие береговой обороны и укреплений. Значительные судостроительные возможности завода оказались теперь избыточны для скудных остатков Черноморского флота . После войны первоклассные линейные корабли «Синоп» и «Цесаревич» заложенные еще до начала боевых действий были спущены на воду в 1857 и 1858 годах только для передачи в состав Балтийского флота . В 1857 году был спущен на воду первый броненосец « Инкерман» .

В 1860 году генерал-адмирал Константин Николаевич приказал переоборудовать «Тигр» трехмачтовый колесный пароход , построенный в 1855–1858 годах, в яхту для царской семьи под названием «Ливадия» . [ 10 ] Работы начались в конце 1869 года, хотя официально « Ливадия» была заложена лишь в марте 1870 года. Корабль перевозил царскую семью по Черному морю, а также участвовал в действиях Русско-турецкой войны (1877–1878) . В конце концов, в 1878 году корабль совершил плавание по полуострову Тарханкут. Хотя команду и содержимое корабля удалось спасти, сам корабль был уничтожен суровыми волнами полуострова.
В 1861 году Адмиралтейство установило 10-часовой рабочий день с 5 часов утра.
До дредноутной эпохи
[ редактировать ]
В 1871 году Россия заявила об отказе соблюдать ограничения, наложенные на нее Парижским договором. строительство береговой обороны кораблей и мониторов Таким образом , со временем на верфи развивалось . Особого внимания заслуживал монитор «Вице-адмирал Попов» с необычным круглым корпусом. [ 11 ] [ 12 ] В 1868 году шотландский кораблестроитель Джон Элдер опубликовал статью, в которой утверждал, что расширение ширины корабля уменьшит площадь, которую необходимо защищать, и позволит ему нести более толстую броню и более тяжелые орудия. Кроме того, такой корабль будет иметь меньшую осадку, и для достижения скорости обычного корабля потребуется лишь умеренное увеличение мощности. Контр-адмирал Андрей Александрович Попов Императорского российского флота еще больше расширил концепцию Элдера, расширив корабль так, что он стал фактически круглым. Это началось с Новгорода , затем завершилось с вице-адмиралом Поповым .
Линкоры
[ редактировать ]Разгром Крымской войны побудил Императорский флот России принять стратегию модернизации. Когда эпоха парусного спорта подошла к концу, Адмиралтейство сосредоточилось на разработке современных линкоров, которые могли бы конкурировать с военно-морской мощью Королевского флота и ВМС Франции во второй половине XIX века.
Первым линкором класса «Екатерина II», специально построенным для Черноморского флота, был «Екатерина II» линкор типа . [ 13 ] Их конструкция была необычной: основные орудия были установлены на трех барбетах, сгруппированных треугольником вокруг центрального броневого редута. Это было сделано для того, чтобы максимизировать ее огневую мощь, обращенную вперед, и адаптировать ее к мелководью Черного моря . Екатерина II императрицы была названа в честь российской Екатерины II . Заложен 26 июня 1883 года, спущен на воду 20 мая 1886 года и завершен в 1889 году. Остальные три корабля этого класса были построены на верфях Русского пароходного общества в Севастополе . За Екатериной II до 1910 года следовали Двенадцать Апостолов , Три Святителя , Ростислав , князь Потемкин-Таврический и Евстафий .
- Додредноутные линкоры постройки на Николаевском Адмиралтейском заводе
Крейсеры и эсминцы
[ редактировать ]Корабль «Память Меркурия» , названный в честь знаменитого русского брига «Меркурий» , был заложен в 1900 году, спущен на воду в 1903 году и завершен в 1907 году. Обустройство на верфи во время революции 1905 года существенно задержало постройку. В неспокойный период от Первой мировой войны до Второй мировой войны корабль плавал под названиями, меняя названия, чтобы отразить меняющуюся ситуацию. Корабль будет кратко называться «Гетман Иван Мазепа» и будет находиться под контролем Украинской Народной Республики , тогдашнего Украинского государства , марионетки Германской империи . Со временем перейдя под контроль советского ВМФ , корабль получил название «Коминтерн» .
Береговые и торпедные катера
[ редактировать ]В 1889 году был спущен на воду корабль «Капитан Сакен» . В это же время канонерские лодки типа «Кореец» «Черноморец», «Донец» и «Запорожец» были построены . Кроме того, 4 сентября 1892 года был заложен торпедный крейсер «Гриден» , спущен на воду 31 ноября 1893 года, вступил в строй в ноябре 1895 года и был приписан к Черноморскому флоту. [ 14 ]
Эпоха дредноутов
[ редактировать ]В 1911–1914 годах на левом берегу реки Ингул были построены два стапеля со стапелями, сборочно-сварочный цех, ряд зданий и достроечная пристань. [ 3 ]
В начале советской эпохи верфь была переименована в Верфь Андре Марти (Северная) . [ 1 ] В 1931 году верфи было присвоено имя 61 коммунара. С тех пор миноносцы, эсминцы, легкие крейсеры, подводные лодки; Построены суда снабжения ВМФ, в том числе спасательные суда различного назначения, оснащенные системами глубоководной эксплуатации. [ 3 ] 30 декабря 1936 года он был назван Верфью № 200 (имени 61 коммунара) и был переименован в Верфь № 445, когда вновь открылся после окончания Второй мировой войны. [ 15 ]
Удобства и услуги
[ редактировать ]Площадь верфи составляет около 11,4 квадратных километров (4,4 квадратных миль), площадь застройки около 476,5 квадратных метров (5129 квадратных футов) и 1–2 четвероногих крана Kone. Производственные мощности завода сосредоточены в 286 промышленных зданиях и 165 промышленных сооружениях. [ 3 ]
Корабли советской постройки
[ редактировать ]Крейсеры
[ редактировать ]- «Кронштадт» Линейный крейсер типа : 1 (вместе с Адмиралтейским заводом )
- Крейсер класса Кара : 7 (весь класс)
- Слава Крейсер класса : 4 (весь класс)
Разрушители
[ редактировать ]- «Скорый» Эсминец класса : 18 (все названия начинаются с буквы «Б» )
Подводные лодки
[ редактировать ]- Shchuka-class submarine, Series V-modified: 3
- Shchuka-class submarine, Series V-modified-2: 4
- Shchuka-class submarine, Series X: 8
Известные суда
[ редактировать ]На этой верфи были построены следующие суда. Список не является всеобъемлющим. [ 16 ]
Имя | Заложен | Запущен | Смещение | Класс ( НАТО ) | Тип |
---|---|---|---|---|---|
Vitse-admiral Popov | 1874 | 1875 | 3600 тонн | Железный монитор | |
Pamiat' Merkuria | 1901 | 1902 | 6645 тонн | Bogatyr | Защищенный крейсер |
Imperator Aleksandr III | 1911 | 1914 | 23 413 тонн | Imperatritsa Mariya | Линкор |
Imperatritsa Ekaterina Velikaya | 1911 | 1913 | 24 644 тонны | Imperatritsa Mariya | Линкор |
Imperatritsa Mariya | 1911 | 1913 | 23 413 тонн | Imperatritsa Mariya | Линкор |
Imperator Nikolai I | 1915 | 1916 | 27 830 тонн | Линкор | |
Soobrazitelny | 1939 | 1939 | 1727 тонн | Storozhevoy (Project 7U) | Разрушитель |
Ognevoy | 1939 | 1940 | 2125 тонн | Ognevoy (Project 30) | Разрушитель |
Gnevny | 1957 | 1958 | 3500 тонн | Канин (проект 57А) | Разрушитель |
Uporny | 1958 | 1959 | 3500 тонн | Канин (проект 57А) | Разрушитель |
Мальчики | 1959 | 1959 | 3500 тонн | Канин (проект 57А) | Разрушитель |
ОРП Варшава | 1966 | 1968 | 4950 тонн | Кость (Проект 61МП) | Большой противолодочный корабль (ракетный крейсер - западная типизация) |
Николаев | 1968 | 1969 | 9700 тонн | Кара (проект 1134Б Беркут Б) | Большой противолодочный корабль (ракетный крейсер - западная типизация) |
Slava [ 17 ] [ 18 ] | 1976 | 1979 | 12 490 тонн | Slava (Project 1164 Atlant) | Ракетный крейсер |
- Примечание. Класс НАТО показан только в том случае, если применимо; классы судов, спущенных на воду до 1949 года, указаны в первоначальном обозначении. Указанное имя корабля — это имя, данное при запуске; некоторые корабли с тех пор могли быть переименованы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Полмар, с. 407
- ^ «Украинский Николаевский судостроительный завод завершил ремонт двух военных кораблей» . Военно-морские новости Признание ВМФ . 03.08.2021 . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Публичный веб-сайт офиса верфи. Архивировано 25 февраля 2018 г. на Wayback Machine , по состоянию на 9 июня 2008 г.
- ^ «61 Судостроительный завод Коммунара – Оборонная промышленность России» . www.globalsecurity.org . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ "Русский фрегат пятого ранга "Святой Николай" (1790 г.)" . сайт Threedecks.org . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ "WWW.SEVASTOPOL.ORG : История – Морские баттинги" . sevastopol.org . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Арсенал Империи: строительство российского военно-морского флота в Крыму и его последствия для безопасности на Черном море» . Джеймстаун . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Мой любимый город Николаев – Выдающиеся николаевцы» . niklib.com . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ «Мой любимый город Николаев – Жизнь Николаева в 19 и начале 20 века» . www.niklib.com . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ "ИЗ ИСТОРИИ ИМПЕРАТОРСКИХ ЯХТ РОССИЙСКОГО ФЛОТА" . keu-ocr.narod.ru . Retrieved 2023-07-26 .
- ^ «Корабль береговой обороны «Вице-адмирал Попов» . www.kchf.ru. Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Синельщикова Екатерина (06.05.2020). «5 фактов о боевом корабле в форме летающей тарелки — самом странном проекте Императорского Флота России» . Россия за пределами . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Линкор Екатерина II :: Черноморский Флот» . www.kchf.ru. Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Торпедный крейсер Грайден – Тип Казарский» . www.kchf.ru. Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Харрисон
- ^ Интернет-ресурс Информационного ресурса Черноморского флота
- ^ Введен в эксплуатацию как Москва в 2020 году.
- ^ Затонул у Одессы в 2022 году.
Библиография
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Харрисон, Марк; Купер, Джулиан; Декстер, Кейт и Родионов, Иван (2003). Номерные заводы и другие предприятия советского оборонно-промышленного комплекса, 1927–1968 гг., Часть I, Фабрики и верфи (Версия 8-е изд.). Уорик, Великобритания: Университет Уорика, факультет экономики.
- Хаунер, Милан Л. (весна 2004 г.). «Сталинская программа большого флота» . Обзор военно-морского колледжа . ЛВII (2). Архивировано из оригинала 28 апреля 2017 г. Проверено 29 декабря 2016 г.
- Полмар, Норман (1983). Путеводитель по ВМФ СССР (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-239-7 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Тредеа, Джон и Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта, 1696–1860: проектирование, постройка, карьера и судьбы . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-058-1 .