Мустафа Гаиби
Мустафа Гаиби | |
---|---|
Мустафа Эффенди отсутствует (Мустафа Эфенди Шаиби) | |
![]() Бывшая тюрба шейха Гайби в Старой Градишке , фото 1934 года. | |
Персональный | |
Рожденный | |
Место отдыха | Градишка , Республика Сербская , Босния и Герцеговина 45 ° 08'38 "N 17 ° 14'48" E / 45,144 ° N 17,2468 ° E |
Религия | ислам |
Национальность | Османская |
процветал | 2-я половина 17 века |
Известные работы | Рисале-и Тарикатнаме |
Другие имена | Гаибия |
Организация | |
Заказ | Джелвети |
Философия | суфизм |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Шейх Мустафа Гаиби или Гаибия 17-го века был дервишем из Османской Боснии, чей мавзолей ( турбе ) в Старой Градишке в Славонии , на территории современной Хорватии , стал известным местом ритуального посещения мусульман. Некоторые католики считали его пророком. Он написал на османском турецком языке беседу о правилах Джелвети суфийского ордена , к которому он принадлежал. Он также писал письма, в которых критиковал различные виды правонарушений, которые, по его мнению, широко распространены в Османской империи. Его письма содержат мистически выглядящие выражения, которые трудно понять. Считается, что он предсказал поражение османов в битве при Вене в 1683 году и последующую потерю их территорий к северу от реки Савы . Согласно местному католическому источнику, османский солдат убил Гаиби в Старой Градишке, на левом берегу Савы, после того, как он отказался бежать вместе с другими мусульманами через реку от наступающей армии Габсбургов ; они захватили Старую Градишку в 1688 году. В 1954 году его турбе был переброшен через Саву, в город Градишка в Боснии и Герцеговине .
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Мустафы Гаиби известно очень мало. Он родился примерно на рубеже 17-го века, возможно, в Санджаке Клис , западной части Эялета Боснии , в Османской империи . Он присоединился к ордену Джелвети мистической формы ислама , известной как суфизм , и стал суфийским шейхом , то есть духовным учителем группы дервишей . [ 1 ] [ 2 ] Его прозвище происходит от арабского прилагательного гайб , что означает «скрытый» или «таинственный»; [ 1 ] он упоминается на османском турецком языке как Мустафа Эфенди Шаиби ( Мустафа Эфенди заочно ). [ 3 ] Его шейхом был Махмуд Худайи , известный суфийский писатель и реорганизатор ордена Джелвети. Худайи жил в районе Ускюдар в Стамбуле , где и умер в 1628 году. [ 4 ] Гаиби переписывался с высокопоставленными людьми, критикуя различные виды правонарушений, такие как насилие, распущенность, ложное благочестие, коррупция и взяточничество, которые, по его мнению, были широко распространены в Османской империи. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] В одном из своих писем он подписал себя как эль-факир Шаиби сер-и хайдудан-и Купрез , что означает « Факир (или бедный) Гаиби, предводитель хайдуков из Купреса » . [ 1 ] [ 5 ] Это весьма неожиданно для дервиша, поскольку гайдуками были в основном христианские разбойники , бросившие вызов османскому правлению на Балканах . Есть записи о некоторых мусульманских хайдуках, но подпись Гаиби, вероятно, была символическим протестом против правонарушений со стороны правящего класса. [ 1 ] У него был сын, который тоже был дервишем. [ 2 ]
Летопись, написанная на латыни католическим священником в 1838 году под названием Liber memorabilium parochiae Vetero-Gradiscanae ( Книга памяти прихода Стара Градишка ), содержит раздел под названием «De sepulcro magni Prophetae Gaibia», или «О могиле великого Пророк Гаибия». Согласно этому источнику, Гайби жил в крепости Стара Градишка, когда Великая турецкая война . в 1683 году разразилась [ 6 ] [ 7 ] Расположенная на левом берегу Савы в районе Славонии, эта крепость и поселение внутри нее были частью города Градишка, простиравшегося по обе стороны реки. Градишка была взята османами в 1535 году. [ 8 ] в рамках их экспансии на север на земли Венгерского королевства после битвы при Мохаче . [ 9 ] Завоевание Славонии было завершено к 1559 году, и османская культура и ислам распространились в этот регион вместе с притоком мусульманского населения из Боснии. Присутствие дервишей хорошо засвидетельствовано в Славонии. [ 10 ]
Гаиби – самый известный среди дервишей, живших в Славонии. [ 7 ] Либер , однако, предполагает, что он мог быть христианином. В нем говорится, что он крестил двери некоторых домов во время эпидемии чумы и что эти домохозяйства были избавлены от болезни. [ 11 ] В 1683 году великий визирь Кара Мустафа-паша возглавил османскую армию для завоевания Вены . [ 7 ] По словам Либера , он отправил гонца к Гаиби, чтобы спросить, как все будет. Гайби предсказал плохой исход для османов и большие потери их войск, которым он также говорил в этом смысле, когда они проходили через Градишку. После поражения в Вене Кара Мустафа-паша снова задал Гаиби аналогичный вопрос. Гайби ответил коротким заявлением: Sava međa i moja lđa означает «граница Савы и моя спина» , что на сербско-хорватском языке . [ 11 ] Австрийская армия взяла крепость Стара Градишка в 1688 году, а османы отбили ее в 1690 году, но окончательно потеряли в 1691 году. [ 8 ] По словам Либера , его мусульманские жители бежали за Саву, но Гайби хотел там остаться. Разгневанный этим османский солдат убил Гайби топором. Австрийцы нашли его тело и закопали на берегу реки возле ворот крепости. В Карловицком договоре , подписанном в 1699 году, Сава была подтверждена как новая граница между Османской и Габсбургской империями. [ 11 ]
Толпы
[ редактировать ]После установления мира мусульмане из соседней Боснии и других частей Османской империи начали посещать могилу Гаиби и молиться. [ 11 ] В исламской традиции такие ритуальные посещения основаны на вере в «действие божественной благодати через конкретных святых людей, которым смерть принесла более высокий уровень духовного авторитета и способности заступничества благодаря их поступкам и жизненным добродетелям». [ 12 ] Покидая могилу Гайби, паломники брали из нее немного земли и сохраняли ее как источник благотворной силы. По мнению Либера , мусульмане начали почитать Гайби после того, как поняли, что его пророчества сбылись: они были разбиты под Веной с большими потерями, и Сава стала границей, а знаком этой границы была спина Гайби, т. е. его тело, захороненное в берег реки. [ 11 ] В легенде, собранной в Градишке и записанной в 1936 году в сербской газете «Политика» , Гайби представлен в виде цефалофора , идущего по поверхности реки с отрубленной головой под мышкой. [ 13 ]
Поначалу мусульманам было довольно сложно посетить могилу Гаиби, поскольку лица, въезжающие на земли Габсбургов из Османской империи, должны были сначала провести некоторое время в карантине . Поэтому многие мусульмане молились в Градишке на правом берегу Савы, напротив могилы. В середине 18 века мусульмане обратились к властям Габсбургов с просьбой перенести останки Гайби в Градишку, также известную тогда под турецким названием Бербир. Им было отказано, но власти разрешили паломникам посещать могилу без карантина и построили вокруг нее частокол. [ 11 ] На плане крепости Стара Градишка, составленном в 1750 году, изображена могила «пророка Гаибии», как он назван в легенде плана. [ 14 ] В 1825 году австрийский император Франц I приказал построить вокруг него небольшой мавзолей; это было открытое трехстенное строение с крышей. В 1832 году командующий крепостью генерал Хехт разрешил мусульманам перестроить и обустроить турбе Гайби по собственному проекту. [ 6 ] [ 11 ] турецкими паломниками из Азии В августе 1858 года австрийская пресса сообщила о посещении тюрбе . [ 15 ] В 1868 году он был отреставрирован и приобрел окончательный вид. Позже вокруг него построили железный забор, а во дворе разбили цветник. [ 6 ]
Это была самая северная турбина в Королевстве Югославия , основанная в 1918 году. [ 6 ] В 1954 году, после Второй мировой войны и создания социалистической федеративной Югославии , Народная Республика Хорватия потребовала турбину переместить в Народную Республику Боснию и Герцеговину . Таким образом, он был перестроен в Градишке на кладбище при мечети , где находится и сегодня. Это квадратное строение с шатровой крышей , меньших размеров, чем предыдущая башня в Старой Градишке. После 1954 года единственная турбе , которая осталась на бывших османских землях к северу от Савы, — это турбе Гюля Бабы , турецкого дервиша XVI века, в Будапеште . [ 7 ]
Сочинения
[ редактировать ]
Гайби написал на османском турецком языке беседу о правилах ордена Джелвети под названием «Рисале-и тарикатнаме» , две копии которой хранятся в университетской библиотеке в Братиславе , Словакия (рукописи 426 TF 7 и 427 TG 20). [ 7 ] [ 16 ] Они являются частью . Коллекции исламских рукописей Башагича, которая хранится в библиотеке [ 17 ] судья В 1894 году шариатский буклет под названием « Шерифе Шейх Мустафа-эфенди Гаиби» из Градишки подарил турбе Рисалей в Старой Градишке . Это сборник из семи сочинений Гайби на османском турецком языке, включая рассуждения о суфийском благочестии, панихиду по Боснии, завещание его сыну и четыре письма. [ 2 ] Еще три письма Гаиби находятся в коллекции Кадича, хранящейся в библиотеке Гази Хусрев-бега в Сараево. Они были скопированы из утерянной хроники, написанной Хусейном-эфендией Музаферией (1646–1721), исламским ученым из Сараево. [ 18 ] Существует стихотворение, называемое «Касида Гаибия» , но его авторство является предметом споров. [ 1 ]
Как это принято в суфийских сочинениях, Гаиби часто использует аллюзии и аллегории . Его беседы, его завещание и письмо к сыну носят дидактический характер, тогда как другие его сочинения содержат шатият , т. е. странные выражения суфийского мистика в экстазе . [ 2 ] Многие высказывания в его письмах сложны для понимания. [ 1 ] Первой работой Рисалеи Шерифе является его письмо дервишу в Сараево, в котором он подписался как Топуз Баба, что означает «Отец Мейс». Здесь Гаиби заявляет: «Я хожу по земле и даю свет звездам. Я нахожусь на третьей стадии . Но свет также падает на розы и овечий помет. Мне ничего из этого не нужно». В своем письме Мехмеду-Челебии из Яйце Гайби упрекает его: «Турок влюбился в итальянку». В панихиде Гаиби оплакивает Боснию, которую теснят враги со всех сторон, и с надеждой добавляет: «Когда появляются первый, второй и третий мим (م), возникают завоевания. А когда появляются Джим и Каф (ج и ك) Ислам будет в порядке». [ 2 ] Гаиби, как и другие суфии, приписывает арабским буквам некий мистический смысл . [ 19 ]
В письме Гайби султану Мехмеду IV предисловие написал кто-то другой. Гаиби, живший в Баня-Луке , был приглашен навестить султана в Белграде , но вместо этого он отправил письмо. Это было настолько загадочно, что для его интерпретации был нанят ученый. [ 4 ] [ 20 ] Он состоял из двенадцати пунктов; например, в восьмом пункте говорилось: «Скинов много, но одного не хватает». Это было истолковано как означающее, что царство султана изобиловало насилием, ложью, распущенностью, коррупцией и другими пороками, и все это было неправильным путем, а правильный путь отсутствовал, поскольку никто не придерживался его. [ 4 ] В другом рукописном сборнике имеется копия этого письма, и в ней он подписан как « Факир Гаиби, предводитель гайдуков из Купреса ». [ 20 ] Два письма Гаиби великому визирю Сулейман-паше в Белград, датированные 1686 годом, находятся в коллекции Кадича. Первое из них напоминает письмо султану и имеет ту же подпись, что и на том экземпляре. В своем втором письме Сулейман-паше Гаиби заявляет: «В Османской империи нет религии, которая не была бы наполнена насилием. Что касается взяточничества, вы [все] сделали это настолько публичным, и только с его помощью можно добиться цели. " В конце концов, Гайби благословляет его. В своем письме Давуду-эфендии, кади Баня-Луки, Гайби предлагает ему опустошить Баня-Луку, как он это сделал в Ужице . [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хукович 1991 , стр. 401–2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаджибайрич 1976 , стр. 95–97.
- ^ Месарошова 2003 .
- ^ Jump up to: а б с Хаджибайрич 1976 , стр. 98–100.
- ^ Jump up to: а б с Фаич 1976 , стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б с д Костич 1934 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б с д и Ратковчич 2014 , стр. 63–66.
- ^ Jump up to: а б Богавчич 2007 , стр. 163–64.
- ^ Сакали 1994 , стр. 83–85.
- ^ Ратковчич 2014 , стр. 54–56.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ориовчанин 1853 , стр. 458–460.
- ^ Бутурович 2016 , стр. 75–76.
- ^ Бутурович 2016 , стр. 83–84.
- ^ Богавчич 2007 , с. 168.
- ^ Дангельмайер 1858 , с. 3.
- ^ Блашкович 1961 , с. 478.
- ^ Блашкович 1961 , с. 23.
- ^ Фаич 1976 , стр. 33–34.
- ^ Наметак 1990 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Газич и Трако 1990 , стр. 117.
Ссылки
[ редактировать ]- Блашкович, Йозеф (1961). Арабские, турецкие и персидские рукописи Университетской библиотеки Братиславе в . Братислава: Университетская библиотека. OCLC 4919445 .
- Богавчич, Ива Салопек (2007). « Описание событий в районе Градишки во время Габсбургско-Османской войны 1788–1791 годов». Скриния Славоница . 7 . Славонски Брод: Хорватский институт истории. ISSN 1332-4853 .
- Бутурович, Амила (2016). Вырезанные в камне, запечатленные в памяти: смерть, надгробия и поминки в боснийском исламе с ок. 1500 . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-4724-3260-5 .
- Дангельмайер, М., изд. «Дейли Ньюс» . Венская газета . 8 (195). Вена: М. Дангельмайер.
- Фаич, Зейнил (1976). «Отрывки из летописи Хаджи Гусейн-эфенди Музафери» . Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 4 . Сараево: Библиотека Гази Хусрев-бека. ISSN 0350-1418 .
- Газич, Лейла; Трако, Салих (1990). «Маджмуа сараевского поэта Мехмеда Мейли Гурани» [Маджмуа сараевского поэта Мехмеда Мейли Гурани]. Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 15–16. Сараево: Библиотека Гази Хусрев-бека. ISSN 0350-1418 .
- Хаджибайрич, Фейзула (1976). «Рисала шейха Мустафы Гаиби» [Рисала шейха Мустафы Гаиби]. Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 4 . Сараево: Библиотека Гази Хусрев-бега. ISSN 0350-1418 .
- Хукович, Мухамед (1991). «Гайбиджа Шейх Мустафа – мистик и бунтарь» [Гайби, Шейх Мустафа – мистик и бунтарь]. Вклад в восточную филологию . 41 . Сараево: Восточный институт. ISSN 0555-1153 .
- Костич, Мита (1934). «Гайбиджино турбе код Стара Градишка» [Турбе Гайби в Старой Градишке]. Национальные древности . 33 . Загреб: Йосип Матасович. ISSN 1849-1510 .
- Месарошова, Клара, изд. (2003). «Рисале-и тарикатнаме» . Коллекция исламских рукописей Башагича . Университетская библиотека в Братиславе.
- Наметак, Фехим (1990). «Темы, мотивы и символы в стихах диванных поэтов из Боснии и Герцеговины» [Темы, мотивы и символы в стихах диванных поэтов из Боснии и Герцеговины]. Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 15–16. Сараево: Библиотека Гази Хусрев-бега. ISSN 0350-1418 .
- Из Ориова, Лука Илич (1853). «Гайбиа, турецкий пророк» [Гайби, турецкий пророк]. Мэриголд: Веселый и познавательный журнал . 2 (29). Загреб: Матица Илирска. OCLC 183408257 .
- Ратковчич, Розана (2014). «Присутствие дервишей на территории Славонии и Сирмии во время османского владычества» [Присутствие дервишей на территории Славонии и Сирмии во время османского владычества]. Скриния Славоница . 14 . Славонски Брод: Хорватский институт истории. ISSN 1332-4853 .
- Сакай, Ференц (1994). «Ранний османский период, включая Королевскую Венгрию, 1526–1606». В Питере Ф. Шугаре (ред.). История Венгрии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-35578-8 .