Jump to content

Мустафа Гаиби

Мустафа Гаиби
Мустафа Эффенди отсутствует
(Мустафа Эфенди Шаиби)
Бывшая тюрба шейха Гайби в Старой Градишке , фото 1934 года.
Персональный
Рожденный
Место отдыха Градишка , Республика Сербская , Босния и Герцеговина
45 ° 08'38 "N 17 ° 14'48" E  /  45,144 ° N 17,2468 ° E  / 45,144; 17.2468
Религия ислам
Национальность Османская
процветал 2-я половина 17 века
Известные работы Рисале-и Тарикатнаме
Другие имена Гаибия
Организация
Заказ Джелвети
Философия суфизм

Шейх Мустафа Гаиби или Гаибия 17-го века был дервишем из Османской Боснии, чей мавзолей ( турбе ) в Старой Градишке в Славонии , на территории современной Хорватии , стал известным местом ритуального посещения мусульман. Некоторые католики считали его пророком. Он написал на османском турецком языке беседу о правилах Джелвети суфийского ордена , к которому он принадлежал. Он также писал письма, в которых критиковал различные виды правонарушений, которые, по его мнению, широко распространены в Османской империи. Его письма содержат мистически выглядящие выражения, которые трудно понять. Считается, что он предсказал поражение османов в битве при Вене в 1683 году и последующую потерю их территорий к северу от реки Савы . Согласно местному католическому источнику, османский солдат убил Гаиби в Старой Градишке, на левом берегу Савы, после того, как он отказался бежать вместе с другими мусульманами через реку от наступающей армии Габсбургов ; они захватили Старую Градишку в 1688 году. В 1954 году его турбе был переброшен через Саву, в город Градишка в Боснии и Герцеговине .

О жизни Мустафы Гаиби известно очень мало. Он родился примерно на рубеже 17-го века, возможно, в Санджаке Клис , западной части Эялета Боснии , в Османской империи . Он присоединился к ордену Джелвети мистической формы ислама , известной как суфизм , и стал суфийским шейхом , то есть духовным учителем группы дервишей . [ 1 ] [ 2 ] Его прозвище происходит от арабского прилагательного гайб , что означает «скрытый» или «таинственный»; [ 1 ] он упоминается на османском турецком языке как Мустафа Эфенди Шаиби ( Мустафа Эфенди заочно ). [ 3 ] Его шейхом был Махмуд Худайи , известный суфийский писатель и реорганизатор ордена Джелвети. Худайи жил в районе Ускюдар в Стамбуле , где и умер в 1628 году. [ 4 ] Гаиби переписывался с высокопоставленными людьми, критикуя различные виды правонарушений, такие как насилие, распущенность, ложное благочестие, коррупция и взяточничество, которые, по его мнению, были широко распространены в Османской империи. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] В одном из своих писем он подписал себя как эль-факир Шаиби сер-и хайдудан-и Купрез , что означает « Факир (или бедный) Гаиби, предводитель хайдуков из Купреса » . [ 1 ] [ 5 ] Это весьма неожиданно для дервиша, поскольку гайдуками были в основном христианские разбойники , бросившие вызов османскому правлению на Балканах . Есть записи о некоторых мусульманских хайдуках, но подпись Гаиби, вероятно, была символическим протестом против правонарушений со стороны правящего класса. [ 1 ] У него был сын, который тоже был дервишем. [ 2 ]

Летопись, написанная на латыни католическим священником в 1838 году под названием Liber memorabilium parochiae Vetero-Gradiscanae ( Книга памяти прихода Стара Градишка ), содержит раздел под названием «De sepulcro magni Prophetae Gaibia», или «О могиле великого Пророк Гаибия». Согласно этому источнику, Гайби жил в крепости Стара Градишка, когда Великая турецкая война . в 1683 году разразилась [ 6 ] [ 7 ] Расположенная на левом берегу Савы в районе Славонии, эта крепость и поселение внутри нее были частью города Градишка, простиравшегося по обе стороны реки. Градишка была взята османами в 1535 году. [ 8 ] в рамках их экспансии на север на земли Венгерского королевства после битвы при Мохаче . [ 9 ] Завоевание Славонии было завершено к 1559 году, и османская культура и ислам распространились в этот регион вместе с притоком мусульманского населения из Боснии. Присутствие дервишей хорошо засвидетельствовано в Славонии. [ 10 ]

Гаиби – самый известный среди дервишей, живших в Славонии. [ 7 ] Либер , однако, предполагает, что он мог быть христианином. В нем говорится, что он крестил двери некоторых домов во время эпидемии чумы и что эти домохозяйства были избавлены от болезни. [ 11 ] В 1683 году великий визирь Кара Мустафа-паша возглавил османскую армию для завоевания Вены . [ 7 ] По словам Либера , он отправил гонца к Гаиби, чтобы спросить, как все будет. Гайби предсказал плохой исход для османов и большие потери их войск, которым он также говорил в этом смысле, когда они проходили через Градишку. После поражения в Вене Кара Мустафа-паша снова задал Гаиби аналогичный вопрос. Гайби ответил коротким заявлением: Sava međa i moja lđa означает «граница Савы и моя спина» , что на сербско-хорватском языке . [ 11 ] Австрийская армия взяла крепость Стара Градишка в 1688 году, а османы отбили ее в 1690 году, но окончательно потеряли в 1691 году. [ 8 ] По словам Либера , его мусульманские жители бежали за Саву, но Гайби хотел там остаться. Разгневанный этим османский солдат убил Гайби топором. Австрийцы нашли его тело и закопали на берегу реки возле ворот крепости. В Карловицком договоре , подписанном в 1699 году, Сава была подтверждена как новая граница между Османской и Габсбургской империями. [ 11 ]


Гаиби
могила
План крепости Стара Градишка 1750 г.

После установления мира мусульмане из соседней Боснии и других частей Османской империи начали посещать могилу Гаиби и молиться. [ 11 ] В исламской традиции такие ритуальные посещения основаны на вере в «действие божественной благодати через конкретных святых людей, которым смерть принесла более высокий уровень духовного авторитета и способности заступничества благодаря их поступкам и жизненным добродетелям». [ 12 ] Покидая могилу Гайби, паломники брали из нее немного земли и сохраняли ее как источник благотворной силы. По мнению Либера , мусульмане начали почитать Гайби после того, как поняли, что его пророчества сбылись: они были разбиты под Веной с большими потерями, и Сава стала границей, а знаком этой границы была спина Гайби, т. е. его тело, захороненное в берег реки. [ 11 ] В легенде, собранной в Градишке и записанной в 1936 году в сербской газете «Политика» , Гайби представлен в виде цефалофора , идущего по поверхности реки с отрубленной головой под мышкой. [ 13 ]

Поначалу мусульманам было довольно сложно посетить могилу Гаиби, поскольку лица, въезжающие на земли Габсбургов из Османской империи, должны были сначала провести некоторое время в карантине . Поэтому многие мусульмане молились в Градишке на правом берегу Савы, напротив могилы. В середине 18 века мусульмане обратились к властям Габсбургов с просьбой перенести останки Гайби в Градишку, также известную тогда под турецким названием Бербир. Им было отказано, но власти разрешили паломникам посещать могилу без карантина и построили вокруг нее частокол. [ 11 ] На плане крепости Стара Градишка, составленном в 1750 году, изображена могила «пророка Гаибии», как он назван в легенде плана. [ 14 ] В 1825 году австрийский император Франц I приказал построить вокруг него небольшой мавзолей; это было открытое трехстенное строение с крышей. В 1832 году командующий крепостью генерал Хехт разрешил мусульманам перестроить и обустроить турбе Гайби по собственному проекту. [ 6 ] [ 11 ] турецкими паломниками из Азии В августе 1858 года австрийская пресса сообщила о посещении тюрбе . [ 15 ] В 1868 году он был отреставрирован и приобрел окончательный вид. Позже вокруг него построили железный забор, а во дворе разбили цветник. [ 6 ]

Это была самая северная турбина в Королевстве Югославия , основанная в 1918 году. [ 6 ] В 1954 году, после Второй мировой войны и создания социалистической федеративной Югославии , Народная Республика Хорватия потребовала турбину переместить в Народную Республику Боснию и Герцеговину . Таким образом, он был перестроен в Градишке на кладбище при мечети , где находится и сегодня. Это квадратное строение с шатровой крышей , меньших размеров, чем предыдущая башня в Старой Градишке. После 1954 года единственная турбе , которая осталась на бывших османских землях к северу от Савы, — это турбе Гюля Бабы , турецкого дервиша XVI века, в Будапеште . [ 7 ]

Сочинения

[ редактировать ]
Рисале-и Тарикатнаме , лист 1т, рукопись 426   TF   Гаиби

Гайби написал на османском турецком языке беседу о правилах ордена Джелвети под названием «Рисале-и тарикатнаме» , две копии которой хранятся в университетской библиотеке в Братиславе , Словакия (рукописи 426   TF   7 и 427   TG   20). [ 7 ] [ 16 ] Они являются частью . Коллекции исламских рукописей Башагича, которая хранится в библиотеке [ 17 ] судья В 1894 году шариатский буклет под названием « Шерифе Шейх Мустафа-эфенди Гаиби» из Градишки подарил турбе Рисалей в Старой Градишке . Это сборник из семи сочинений Гайби на османском турецком языке, включая рассуждения о суфийском благочестии, панихиду по Боснии, завещание его сыну и четыре письма. [ 2 ] Еще три письма Гаиби находятся в коллекции Кадича, хранящейся в библиотеке Гази Хусрев-бега в Сараево. Они были скопированы из утерянной хроники, написанной Хусейном-эфендией Музаферией (1646–1721), исламским ученым из Сараево. [ 18 ] Существует стихотворение, называемое «Касида Гаибия» , но его авторство является предметом споров. [ 1 ]

Как это принято в суфийских сочинениях, Гаиби часто использует аллюзии и аллегории . Его беседы, его завещание и письмо к сыну носят дидактический характер, тогда как другие его сочинения содержат шатият , т. е. странные выражения суфийского мистика в экстазе . [ 2 ] Многие высказывания в его письмах сложны для понимания. [ 1 ] Первой работой Рисалеи Шерифе является его письмо дервишу в Сараево, в котором он подписался как Топуз Баба, что означает «Отец Мейс». Здесь Гаиби заявляет: «Я хожу по земле и даю свет звездам. Я нахожусь на третьей стадии . Но свет также падает на розы и овечий помет. Мне ничего из этого не нужно». В своем письме Мехмеду-Челебии из Яйце Гайби упрекает его: «Турок влюбился в итальянку». В панихиде Гаиби оплакивает Боснию, которую теснят враги со всех сторон, и с надеждой добавляет: «Когда появляются первый, второй и третий мим (م), возникают завоевания. А когда появляются Джим и Каф (ج и ك) Ислам будет в порядке». [ 2 ] Гаиби, как и другие суфии, приписывает арабским буквам некий мистический смысл . [ 19 ]

В письме Гайби султану Мехмеду IV предисловие написал кто-то другой. Гаиби, живший в Баня-Луке , был приглашен навестить султана в Белграде , но вместо этого он отправил письмо. Это было настолько загадочно, что для его интерпретации был нанят ученый. [ 4 ] [ 20 ] Он состоял из двенадцати пунктов; например, в восьмом пункте говорилось: «Скинов много, но одного не хватает». Это было истолковано как означающее, что царство султана изобиловало насилием, ложью, распущенностью, коррупцией и другими пороками, и все это было неправильным путем, а правильный путь отсутствовал, поскольку никто не придерживался его. [ 4 ] В другом рукописном сборнике имеется копия этого письма, и в ней он подписан как « Факир Гаиби, предводитель гайдуков из Купреса ». [ 20 ] Два письма Гаиби великому визирю Сулейман-паше в Белград, датированные 1686 годом, находятся в коллекции Кадича. Первое из них напоминает письмо султану и имеет ту же подпись, что и на том экземпляре. В своем втором письме Сулейман-паше Гаиби заявляет: «В Османской империи нет религии, которая не была бы наполнена насилием. Что касается взяточничества, вы [все] сделали это настолько публичным, и только с его помощью можно добиться цели. " В конце концов, Гайби благословляет его. В своем письме Давуду-эфендии, кади Баня-Луки, Гайби предлагает ему опустошить Баня-Луку, как он это сделал в Ужице . [ 5 ]

Примечания

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19bd1fbfec5a5191f2c0412d24b7791c__1690958040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/1c/19bd1fbfec5a5191f2c0412d24b7791c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mustafa Gaibi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)