Jump to content

Ведьма

(Перенаправлено с Хаксана )

Ведьма
Афиша шведского театрального релиза
Режиссер Бенджамин Кристенсен
Автор сценария Бенджамин Кристенсен
В главных ролях
Кинематография Йохан Анкерстьерне
Под редакцией Эдла Хансен
Производство
компания
Распространено Киноагентство «Скандия» (Швеция) [ 1 ]
Дата выпуска
  • 18 сентября 1922 г. 1922-09-18 ) ( (Швеция)
Время работы
  • 105 минут (восстановление)
  • 74 минуты (версия 1968 года)
Страна
  • Швеция
Язык Немой фильм со шведскими титрами
Бюджет шведских крон 2 миллиона

ведьма ( Шведский: [ˈhɛ̂ksan] , «Ведьма»; Датский и норвежский букмол : Heksen , «Ведьма»; Английский : Ведьмы ; выпущенный в США в 1968 году под названием «Колдовство сквозь века ») — тихий фильм ужасов 1922 года. [ 2 ] Фильм-эссе, сценарий и режиссёр Бенджамин Кристенсен . Состоящий частично из повествования в документальном стиле, а также из драматизированных сюжетных сцен, фильм призван показать исторические корни и суеверия, окружающие колдовство , начиная со средневековья и заканчивая 20 веком. Частично основываясь на собственном исследовании Кристенсена « Malleus Maleficarum» , немецкого руководства для инквизиторов XV века , Хаксан предполагает, что такая охота на ведьм могла возникнуть из-за неправильного понимания психических или неврологических расстройств , вызывающих массовую истерию . [ 3 ]

Häxan — шведский фильм производства AB Svensk Filmindustri, снятый в Дании в 1920–1921 годах. [ 4 ] Благодаря тщательному воссозданию Кристенсеном средневековых сцен и длительному периоду производства, этот фильм стал самым дорогим скандинавским немым фильмом, когда-либо созданным в то время, его стоимость составила почти два миллиона шведских крон . [ 3 ] Хотя он получил некоторый положительный отклик в Дании и Швеции, цензоры в таких странах, как Германия, Франция и США, возражали против того, что считалось в то время графическим изображением пыток , наготы и сексуальных извращений, а также антиклерикализма . [ 5 ] [ 6 ]

В 1968 году Metro Pictures Corporation переиздала и переиздала «Хэксан» в США под названием «Колдовство сквозь века» . Эта версия включает англоязычное повествование Уильяма С. Берроуза . Оригинальная шведскоязычная версия « Хексана» трижды реставрировалась Шведским институтом кино в 1976, 2007 и 2016 годах. С момента своего первого выпуска «Хаксан» получил похвалу за сочетание документального стиля и повествовательного повествования, а также за его визуальные образы и были названы шедевром Кристенсена. [ 7 ]

Продолжительность: 1 час 45 минут 10 секунд.
Ведьма (1922)
Эта геоцентрическая модель Вселенной, похожая на модель, использованную в фильме, изображает Землю в центре Вселенной, окруженную слоями воздуха и огня, Солнечную систему , звезды и, наконец, Бога с хорами ангелов.

В первой части фильма, представляющей собой научную диссертацию о появлении демонов и ведьм в примитивной и средневековой культуре, в качестве демонстративных фрагментов используется ряд фотографий скульптур, картин и гравюр на дереве. Кроме того, несколько крупномасштабных моделей используются для демонстрации средневековых представлений о структуре Солнечной системы и общепринятого изображения ада .

Второй фрагмент фильма представляет собой серию эпизодов, которые театрально демонстрируют средневековые суеверия и верования относительно колдовства , в том числе сатана, искушающий спящую женщину от постели ее мужа, терроризирующий группу монахов , а затем убивающий другую женщину в ее постели, задушив ее. Также показаны женщина, покупающая приворотное зелье у предполагаемой ведьмы по имени Карна, чтобы соблазнить монаха, и предполагаемая ведьма по имени Апелоне, мечтающая проснуться в замке, где сатана преподносит ей монеты, которые она не может удержать. и праздники, в которых она не может участвовать.

Части 3–5

[ редактировать ]

Действие этого повествования происходит в Средние века , и оно используется для демонстрации обращения религиозных властей того времени с подозреваемыми в колдовстве . Печатник по имени Джеспер умирает в постели, и его семья впоследствии обвиняет старуху, ткачиху Марию, в том, что она стала причиной его смерти посредством колдовства. Жена Джеспера Анна посещает резиденцию странствующих судей инквизиции , в отчаянии хватая их за руку и прося судить Марию за колдовство.

Мария арестована и после пыток со стороны инквизиторов признается в причастности к колдовству. Она описывает рождение детей от сатаны, намазывание ведьминой мазью и посещение шабаша ведьм , где, по ее словам, ведьмы и колдуны оскверняли крест, пировали с демонами и целовали сатане ягодицы. Она «называет» других предполагаемых ведьм, в том числе двух женщин из дома Джеспера. В конце концов, Анну арестовывают как ведьму, когда инквизитор, чью руку она схватила, обвиняет ее в том, что она околдовала его. Ее обманом вынуждают к тому, что воспринимается как признание, и приговаривают к сожжению на костре . В титрах утверждается, что более восьми миллионов женщин, мужчин и детей были сожжены как ведьмы. [ а ]

Части 6–7

[ редактировать ]

Заключительные фрагменты фильма призваны продемонстрировать, как стали лучше пониматься суеверия прошлого. Кристенсен предлагает угрозу средневековых методов пыток в качестве объяснения того, почему многие предполагаемые еретики признались в причастности к колдовству. Хотя он не отрицает существование Дьявола, Кристенсен утверждает, что обвиняемые в колдовстве могли страдать от того, что в наше время считается психическим или неврологическим расстройством . Монахиня по имени Сесилия Сесилия изображена как вынужденная сатаной осквернить освященный хозяин и украсть статую младенца Иисуса . Ее действия затем контрастируют с виньетками о сомнамбуле , пиромане и клептоманке . Предполагается, что в средневековые времена такое поведение считалось находящимся под влиянием демонов, тогда как современное общество признает его психологическим недугом (называемым в фильме истерией ). Фильм заканчивается контрастом между женщиной, которую отправляют в психиатрическую больницу, и сценой сжигания на костре предполагаемых ведьм.

В актерский состав «Хексана» входят: [ 1 ]

  • Бенджамин Кристенсен в роли Дьявола
  • Элла ла Кур в роли волшебницы Карны
  • Эмми Шенфельд — помощница Карны
  • Кейт Фабиан в роли старой девы
  • Оскар Стриболт в роли Толстого Монаха
  • Вильгельмина Хенриксен в роли Апелоны
  • Астрид Холм в роли Анны, жены печатника Джеспера
  • Элизабет Кристенсен — мать Анны
  • Карен Винтер — сестра Анны
  • Марен Педерсен в роли ведьмы (Мария Ткачиха)
  • Йоханнес Андерсен — Патер Хенрик, судья-ведьма
  • Элит Пио — Йоханнес, судья-ведьма
  • Оге Хертель — судья-ведьма
  • Иб Шёнберг — судья-ведьма
  • Холст Йоргенсен в роли Питера Титты (в Дании его называют «Оле Киггул»)
  • Клара Понтоппидан — сестра Сесилия, монахиня
  • Эльза Умножение в роли бичующей монахини
  • Элис О'Фредерикс в роли монахини
  • Герда Мэдсен в роли монахини
  • Карина Белл, как монахиня
  • Тора Тедже в роли истеричной женщины
  • Пол Роймерт в роли ювелира
  • ХК Нильсен — помощник ювелира
  • Альбрехт Шмидт в роли психиатра
  • Кнуд Рассов — анатом

Темы и интерпретации

[ редактировать ]
Шабаш ведьм , Ганс Бальдунг (гравюра на дереве), 1508 г.

Сценарист Крис Фудзивара отмечает, как в фильме «на одном уровне кинематографического изображения соединяются факты и вымысел, объективная реальность и галлюцинации». Он пишет, что «реализм, с которым поставлены и разыграны фантастические сцены, почти не отличается от стиля мастерских, которые у нас не было причин не принимать как происходящие в реальности», и что, как таковой, публика вести «в пространство, где иррациональное всегда готово вторгнуться в мрачных формах». [ 6 ]

Фудзивара выделяет момент в фильме, в котором Кристенсен утверждает, что актриса Марен Педерсен между дублями «подняла ко мне свое усталое лицо и сказала: «Дьявол реален. Я видела его сидящим у моей кровати » . [ 6 ] Фудзивара пишет: «Несомненно, Кристенсен осознавал аналогию между признанием персонажа перед инквизиторами и признанием ему актера, между их орудиями пыток и его камерой. Сравнивая свою режиссерскую деятельность с действиями инквизиторов, Кристенсен ставит себя рядом с главой самокритической традиции в кино, в которую позже войдут Жан-Люк Годар и Аббас Киаростами ». [ 6 ]

Академик Хлоя Жермен Бакли назвала Хаксана колдовства исследование « квазифеминистским » по своей природе, написав: «Кристенсен сосредотачивается на истории колдовства, чтобы показать, как угнетение женщин принимает разные формы в разные исторические периоды. Используя идеи психоаналитической теории , возникшей в то время, Кристенсен предполагает связь между современными диагнозами истерии и европейской охотой на ведьм в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Эта связь заставляет врачей двадцатого века ограничивать проблемную молодежь. женщины в его клинике в роли инквизитора». [ 9 ] Бакли связывает образы колдовства, упомянутые в Хаксане , такие как ведьмы, пожирающие младенцев или превращающиеся в животных, с воспринимаемой «нелегитимностью женской власти», и что, как таковой, «стереотип о злой ведьме стал таким удобным инструментом для распространения женоненавистнических идей». [ 9 ] Она также отмечает, что фильм предполагает «пересечение пола и социального класса: ведьмы - это не только женщины, они еще и бедные женщины». [ 9 ]

Что касается сцен, в которых сестра Сесилия находится под влиянием сатаны в последних двух сегментах фильма, автор Ален Сильвер утверждает, что в их основе лежит тема сексуального подавления . [ 10 ] Он утверждает, что фильм несет « либертарианское послание», поскольку одержимость демонами является результатом «неестественного сексуального воздержания , которое требуется от молодых монахинь. Таким образом, фильм следует широко фрейдистской линии, связывая одержимость с истерией. Идея состоит в том, что подавленные сексуальные желания динамичны и вместо того, чтобы оставаться в спячке, активно находят способы удовлетворения преувеличенными и крайними способами». [ 10 ]

Производство

[ редактировать ]

Найдя экземпляр « Malleus Maleficarum» в берлинском книжном магазине, Кристенсен провел два года — с 1919 по 1921 год — изучая руководства, иллюстрации и трактаты о ведьмах и охоте на ведьм. [ 3 ] Он включил длинную библиографию в оригинальную афишу на премьере фильма. Он намеревался создать совершенно новый фильм, а не адаптацию художественной литературы, как это было в случае с фильмами того времени. «В принципе [ так в оригинале ] я против этих адаптаций... Я стремлюсь найти путь вперед к оригинальным фильмам». [ 11 ]

Кристенсен получил финансирование от крупной шведской продюсерской компании Svensk Filmindustri , предпочтя ее местным датским киностудиям, чтобы он мог сохранять полную творческую свободу. [ 5 ] На полученные деньги он купил и отремонтировал киностудию Astra в Хеллерупе, Дания. Съемки продолжались с февраля по октябрь 1921 года. Кристенсен и оператор Йохан Анкерстьерне снимали только ночью или на закрытой площадке, чтобы сохранить темный оттенок фильма. [ 3 ] На постпродакшн потребовался еще год, прежде чем премьера фильма состоялась в конце 1922 года. Общая стоимость Svensk Film, включая ремонт киностудии Astra Film, достигла от 1,5 до 2 миллионов крон, что сделало «Хаксан» самым дорогим скандинавским немым фильмом в истории. [ 5 ]

Спецэффекты

[ редактировать ]
Ведьмы летают по небу

В фильме используется ряд техник спецэффектов при изображении оккультизма, в том числе кукольный театр и покадровая анимация . [ 12 ] [ 13 ] Различные демоны изображаются актерами в гриме со спецэффектами ; [ 12 ] наложение используется для изображения ведьм, летающих над деревнями и переживающих выход из тела во сне, а обратное движение используется в одной последовательности, чтобы создать впечатление, будто монеты летят со стола в воздух. [ 12 ] [ 14 ]

За прошедшие годы у Хэксана было множество различных живых результатов. Когда его премьера состоялась в Швеции, его сопровождение было составлено из уже существовавших композиций. Детали выбора, получившего восторженное одобрение режиссера, утеряны, но, вероятно, это была та же самая документированная музыка, что и для премьеры в Копенгагене два месяца спустя. В Копенгагене ее исполнил оркестр из 50 человек, и эта партитура, объединившая произведения Шуберта , Глюка и Бетховена , была восстановлена ​​и записана с меньшим ансамблем аранжировщиком и дирижером Джиллиан Андерсон для DVD-издания Criterion Collection 2001 года . [ 15 ] [ 16 ]

Премьера фильма состоялась 18 сентября 1922 года в четырёх шведских городах — Стокгольме , Хельсингборге , Мальмё и Гетеборге. [ 1 ] — одновременно необычное для Швеции того времени. Häxan состоялась в Копенгагене 7 ноября 1922 года. Датская премьера [ 1 ] и был переиздан в Дании в 1931 году с расширенным вступлением Кристенсена. В этой версии также были изменены титры. [ нужна ссылка ]

В 1968 году Metro Pictures Corporation отредактировала и переиздала «Хэксан» в США под названием «Колдовство сквозь века» , добавив повествование Уильяма С. Берроуза и джазовую партитуру Дэниела Хумайра , которую исполнял квинтет, в который входил Жан-Люк. Понти на скрипке. [ 17 ]

Современный ответ

[ редактировать ]

Häxan получил несколько вялую, но в основном положительную реакцию критиков после своего первого выпуска. Как писал академик Джеймс Кендрик , первые рецензенты фильма «были сбиты с толку [его] эстетикой, пересекающей границы». [ 18 ] Его тематическое содержание также вызвало споры. Современный критик из журнала Variety , например, похвалил игру актеров, постановку и многочисленные сцены «чистого ужаса» в фильме, но добавил, что «хотя эта картина и замечательна, она абсолютно непригодна для публичного показа». [ 19 ] Рецензент из Копенгагена также был оскорблен «сатанинской, извращенной жестокостью, которая пылает из него, жестокостью, которую мы все знаем, преследовавшей века, как злобный лохматый зверь, химера человечества. Но когда она поймана, пусть она будет заперта». в камере, в тюрьме или в сумасшедшем доме. Не позволяйте дарить его под музыку Вагнера или Шопена [...] юношам и девушкам, вошедшим в волшебный мир кинотеатра». [ 20 ]

Напротив, критик The New York Times писал в 1929 году: «Картина по большей части фантастически задумана и поставлена, удерживая зрителя в своего рода средневековом заклинании. Кажется, что большинство персонажей сошли с примитивных картин. " [ 20 ] Фильм также стал культовым среди сюрреалистов , которые очень восхищались подрывом культурных норм того времени. [ 21 ]

Ретроспективные оценки

[ редактировать ]

Хаксана лучшей работой Кристенсена. Критики и ученые считают [ 7 ] На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 91% со средней оценкой 7,5 из 10 на основе 22 рецензий. [ 22 ] «Хэксан» внесен в справочник по фильмам «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть » Стивена Джея Шайдера, который пишет: « Хэксан – это отчасти серьезное академическое упражнение по соотнесению древних страхов с непониманием психических заболеваний, а отчасти непристойный фильм ужасов» . это все еще имеет силу нервировать, даже в сегодняшнюю измученную эпоху». [ 23 ] Автор Джеймс Дж. Мулай похвалил эффекты грима, декорации, костюмы и актерский состав в фильме, а также «динамическое сочетание сценических трюков Кристенсена и инновационных техник камеры [...] [которые он использует] для создания своего фантастического мира». [ 12 ]

Дэвид Санджек из PopMatters написал: «Великолепная манера, с которой Хаксан переходит от иллюстрированных лекций к исторической реконструкции, от кадров ведьм со спецэффектами на метлах к современной драме, указала на способы использования документального формата, которые другие не стали бы использовать до тех пор, пока лет в будущее». [ 24 ] Питер Коуи аналогичным образом утверждал в книге «Восемьдесят лет кино» , что это сделало Кристенсена «автором незаурядного воображения и живописным чутьем, намного опередившим свое время». [ 7 ] Time Out London назвал его «странной и довольно замечательной смесью художественной, документальной и анимационной литературы». [ 25 ] Кинокритик Леонард Малтин присвоил фильму три звезды из четырех возможных, назвав его «потрясающим визуально» и «по-настоящему пугающим». Он также похвалил режиссера за роль Сатаны. [ 26 ]

Дэйв Кер из Chicago Reader предположил, что «эпизодическая риторическая структура [...] фильма понравилась бы Жану-Люку Годару », и написал, что «Кристенсен, очевидно, задумал [ Хэксан ] как серьезное исследование колдовства (которое он диагностирует как , в ранней поп-музыке - вывод Фрейда , как женская истерия ), но на самом деле у него есть претензия на садистскую порнографию . Фильм с возрастом приобрел влияние: вместо того, чтобы казаться причудливым, обнаженные сцены и скатологические отсылки теперь имеют рассыпчатую, рассыпчатую окраску. зловещее качество — они кажутся пережитками древних, нездоровых представлений». [ 27 ]

«Дозора призраков» Сценарист Стивен Волк считает фильм «интуитивным опытом, замаскированным под эрудированную диссертацию», и ставит его в один ряд с «Носферату» и «Вампиром» . [ 28 ]

Реставрации и домашние медиа

[ редактировать ]

Шведский институт кино провел три реставрации « Хексана» : [ 29 ]

  • 1976 г., тонированная фотохимическая реставрация.
  • 2007 тонированная фотохимическая реставрация
  • 2016 тонированная цифровая реставрация

Реставрация 1976 года была выпущена на DVD в США и Великобритании в 2001 году издательством Criterion Collection. [ 30 ] и Tartan Video вместе с «Колдовством сквозь века» . Реставрация 2007 года была выпущена на DVD в Швеции Svenska Filminstitutet . [ 31 ] В 2019 году Criterion Collection выпустила цифровую реставрацию 2016 года исключительно на Blu-ray в США. [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В аудиокомментарии 2001 года с участием киноведа Каспера Тибьерга Тибьерг отмечает, что фактическая цифра приближается к 50 000. [ 8 ] В эссе, опубликованном Criterion Collection , писательница и академик Хлоя Жермен Бакли называет это число примерно 80 000. [ 9 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д База данных шведских фильмов: Ведьма (1922) , ссылка 1 апреля 2015 г.
  2. ^ Браунлоу, Кевин (1968). Парад прошел. . . Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 511 . ISBN  978-0520030688 . LCCN   68-23955 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Пилкингтон, Марк (октябрь 2007 г.). «Хаксан: Колдовство сквозь века». Фортеан Таймс . Лондон, Англия: Dennis Publishing .
  4. ^ «Ведьма (1922) — СФДБ» .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Шепелерн, Питер; Йорхольт, Ева (2001). «Бомжи маленькой страны 1920–1929». 100 лет датскому кино (на датском языке). Копенгаген, Дания: Предложение Розинанте. стр. 68. ISBN  87-621-0157-9 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Фудзивара, Крис (15 октября 2019 г.). «Хаксан: Настоящее нереальное» . Коллекция критериев . Проверено 21 июня 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Стаффорд, Джефф. «Хаксан» . Классические фильмы Тернера . Проверено 29 октября 2022 г.
  8. ^ Селави, Вирджиния (3 мая 2007 г.). «Хаксан (Колдовство сквозь века)» . ElectricSheepMagazine.co.uk . Проверено 21 июня 2021 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Бакли, Хлоя Жермен (15 октября 2019 г.). «Хаксан: «Пусть начнутся ее страдания» » . Коллекция критериев . Проверено 21 июня 2021 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Сильвер, Ален ; Урсини, Джеймс , ред. (2001). Читатель фильмов ужасов . Издания «Лаймлайт» . п. 248. ИСБН  978-0879102975 .
  11. ^ Кристенсен, Бенджамин (5 августа 1921 г.). «Из опубликованного письма». Кинобладет 9 (17).
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Мулай, Джеймс Дж. (1989). Фильм ужасов: Путеводитель по более чем 700 фильмам на видеокассете . Кинокниги. п. 254. ИСБН  978-0933997233 . Грим со спецэффектами различных демонов и по сей день удивительно устрашающий и впечатляющий. Декорации, костюмы и актерский состав великолепны, и Кристенсен использует динамичное сочетание сценических трюков и инновационных техник работы с камерой (таких как двойная экспозиция , обратное движение и покадровая анимация), чтобы создать свой фантастический мир.
  13. ^ Вашо, Остин (24 октября 2019 г.). «Обзор критериев: Хаксан (1922)» . Синапс . Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 года . Проверено 22 июня 2021 г.
  14. ^ Коул, Стефани (22 мая 2019 г.). «[Серебряные крики] Хаксан (1922) и рождение эстетики народного ужаса» . Кошмар на Кинострит . Проверено 22 июня 2021 г.
  15. ^ «Джиллиан Андерсон: Хэксан: О музыке » . Коллекция критериев.
  16. ^ «Требования к баллам Häxan» . Джиллиан Андерсон.
  17. ^ Борн, Майк (2001). «Хаксан / Колдовство сквозь века: Коллекция критериев» . DVD-журнал .
  18. ^ Кендрик, Джеймс (13 октября 2003 г.). «Ведьминская смесь фактов, вымысла и зрелища» . Киноай . 3 (11) . Проверено 11 января 2017 г.
  19. ^ «Хаксан» . Разнообразие . Лос-Анджелес, Калифорния: Penske Media Corporation . 31 декабря 1921 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Вуд, Брет (ред.). «Да или нет (Хаксан)» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года.
  21. ^ Матийс, Эрнест; Мендик, Ксавье (2011). 100 культовых фильмов . Лондон, Англия: Пэлгрейв Макмиллан . п. 109. ИСБН  978-1844575718 .
  22. ^ «Хаксан: Колдовство сквозь века (Ведьмы) (Хаксан) (1922)» . Гнилые помидоры . Сан-Франциско, Калифорния: Fandango Media . 27 мая 1929 года . Проверено 29 октября 2022 г.
  23. ^ Шайдер 2013 .
  24. ^ Санжек, Дэвид. «Хаксан: Колдовство сквозь века (1922/2001)» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 11 января 2017 г.
  25. ^ «Колдовство сквозь века», режиссёр Бенджамин Кристенсен . Тайм-аут в Лондоне . Лондон, Англия: Группа Time Out . Проверено 11 февраля 2016 г.
  26. ^ Мальтин, Леонард ; Грин, Спенсер; Эдельман, Роб (январь 2010 г.). Путеводитель по классическим фильмам Леонарда Малтина . Нью-Йорк: Плюм. п. 753. ИСБН  978-0-452-29577-3 .
  27. ^ Кер, Дэйв (11 октября 1985 г.). «Колдовство сквозь века» . Чикагский читатель . Проверено 22 июня 2021 г.
  28. ^ Сковелл, Адам (29 сентября 2022 г.). «Почему документальный хоррор Хаксан все еще пугает, спустя столетие» . BBC Культура . Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года.
  29. ^ «О цифровом восстановлении ведьмы» . Шведский институт кино. 19 декабря 2016 г.
  30. ^ Риверо, Энрике (17 августа 2001 г.). «Немые фильмы шумят на DVD» . hive4media.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2001 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
  31. ^ Сравнение DVD «Ведьма (1922)» . DVDСравнить.
  32. ^ «Хэксан (1922) Сравнение Blu-ray» . DVDСравнить .

Библиография

[ редактировать ]
  • Шайдер, Стивен Джей (2013). 1001 фильм, который нужно посмотреть, прежде чем умереть . Мердок Букс Пти Лимитед. п. 40. ИСБН  978-0-7641-6613-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c3117816f4d38796565761197e8baf5__1717132320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/f5/1c3117816f4d38796565761197e8baf5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Häxan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)