Хикарилла Апач
Хикарилла Диндей ( Хикарилла Апач ) | |
---|---|
Общая численность населения | |
2,755 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Нью-Мексико ) | |
Языки | |
английский , хикарилья | |
Религия | |
Христианство , [ 2 ] традиционная племенная религия, индейская церковь | |
Родственные этнические группы | |
Южные атабаскские народы ( чирикауа-апачи , кайова-апачи , липан-апачи , мескалеро-апачи , навахо , тонто-апачи , западные апачи ) [ номер 1 ] [ 3 ] |
Хикарилла Апач (англ. Испанский: [xikaˈɾiʝa] , язык хикарилья : Jicarilla Dindéi ), одна из нескольких свободно организованных автономных групп восточных апачей , относится к членам нации апачей хикарилья, в настоящее время живущим в Нью-Мексико и говорящим на южно-атабаскском языке . Термин хикарилья происходит от мексиканского испанского языка и означает «маленькая корзинка». [ 4 ] имея в виду небольшие запечатанные корзины, которые они использовали в качестве сосудов для питья. Соседним группам апачей, таким как мескалеро и липан , они были известны как кинья-инде («люди, живущие в фиксированных домах»).
Хикарилла называли себя также Хайсндайин, что переводится как «люди, пришедшие снизу». [ 5 ] потому что они считали себя единственными потомками первых людей, вышедших из подземного мира. Подземный мир был домом предка мужчины и женщины-предка, которые произвели на свет первых людей. Хикарилла считали, что Хаскин , их главное божество, создал прародителя мужчину и прародительницу, а также всех животных, солнце и луну. [ 6 ]
Хикарилла-апачи вели полукочевой образ жизни в горах Сангре-де-Кристо и на равнинах южного Колорадо и северного Нью-Мексико . Они также распространились на Великие равнины , начиная с 1525 года нашей эры . В течение многих лет они жили относительно мирной жизнью, сезонно путешествуя к традиционным местам охоты, собирательства и земледелия по руслам рек . Хикарилья узнали о сельском хозяйстве и гончарном деле от народов Пуэбло , а о выживании на равнинах - от равнинных индейцев . Их рацион и образ жизни были богаты и разнообразны. Сельскохозяйственная практика Хикариллы расширилась до такой степени, что потребовала много времени и энергии. В результате люди стали довольно прочно оседлать и стали участвовать в боевых действиях, реже чем другие группы восточных апачей. Начиная с 1700-х годов, Хикарилья подвергалась вторжению со стороны колониальной Новой Испании , давлению со стороны других индейских племен, таких как команчи , и последующей экспансии Соединенных Штатов на запад . Эти факторы привели к значительной утрате имущества, изгнанию со своих священных земель и переселению на земли, непригодные для выживания. [ нужна ссылка ]
Период с середины 1800-х до середины 1900-х годов был особенно трудным для Хикарильи. Их племенные группы были перемещены, с ними заключались и разрывались договоры, и они понесли значительные человеческие жертвы из-за туберкулеза и других болезней. Кроме того, у них не было возможностей для выживания. К 1887 году они получили свою резервацию, которая была расширена в 1907 году и включила в себя более подходящие земли для скотоводства и сельского хозяйства. богатые природные ресурсы бассейна Сан-Хуан . За несколько десятилетий они обнаружили под землей резервации [ нужна ссылка ]
Члены племени перешли от полукочевого образа жизни и теперь получают поддержку от различных отраслей промышленности в своих резервациях, включая нефть и газ , азартные игры, лесное хозяйство , скотоводство и туризм . Хикарилла славятся своей керамикой , плетением корзин , [ 4 ] и вышивка бисером .
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Хикарилла-апачи — одна из атабаскских лингвистических групп, мигрировавших из Канады к 1525 году нашей эры, возможно, на несколько сотен или более лет раньше. [ 7 ] В конце концов они поселились на территории, которую они считали своей землей, ограниченной четырьмя священными реками на севере Нью-Мексико и юге Колорадо – Рио-Гранде , рекой Пекос , рекой Арканзас и рекой Канадой – и содержащей священные горные вершины и хребты. Хикарилья также простиралась до равнин северо-западного Техаса и западных частей Оклахомы и Канзаса . [ 8 ] [ 9 ] К 1600-м годам они населяли долину Чама на территории современного Нью-Мексико и западную часть современной Оклахомы. До контакта с испанцами народ апачей жил относительно мирно. [ 10 ]
Народ хикарилья 1600-х годов вел полукочевой образ жизни, занимаясь сезонным сельским хозяйством, которому они научились у народа пуэбло и испанцев Новой Испании, вдоль рек на своей территории. [ 11 ] [ 12 ]
Апачи культурой исторически связаны с Мрачной реки западных равнин. [ 13 ] Эту культуру часто связывают с апачами Палома и Квартелехо (также известными как Куартелехо). Керамика хикарилла-апач также была найдена на нескольких стоянках комплекса на реке Миссал. [ 14 ] Со временем некоторые представители культуры Мрачной реки присоединились к кайова-апачам в Блэк-Хиллз на территории современной Южной Дакоты . Из-за давления с запада со стороны команчей и с востока со стороны пауни и французов , кайова и оставшиеся люди культуры Мрачной реки мигрировали на юг, где они в конечном итоге присоединились к народам липан-апачей и хикарилла-апачей. [ 14 ]
К 1800-м годам хикарилла сажали различные культуры вдоль рек, особенно в верховьях реки Арканзас и ее притоков, иногда используя орошение для выращивания тыквы, фасоли, тыквы, дынь, гороха, пшеницы и кукурузы. Они обнаружили, что земледелие в горах безопаснее, чем на открытых равнинах. В 17 веке они в основном охотились на буйволов, а затем на антилоп, оленей, горных баранов, лосей и буйволов. Женщины хикариллы собирали в дикой природе ягоды, агаву, мед, лук, картофель, орехи и семена. [ 11 ] [ 12 ]
Священная земля и история создания
[ редактировать ]Хикарильи В истории создания земля, окруженная четырьмя священными реками, была предоставлена им Создателем . В него входили избранные места общения с Творцом и духами, а также священные реки и горы, подлежащие уважению и сохранению. Кроме того, существовали весьма специфические места для получения предметов для церемониальных ритуалов , такие как белая глина, найденная в 18 милях (29 км) к юго-востоку от Таоса , красная охра в 20 милях (32 км) к северу от Таоса и желтая охра на горе недалеко от Пикуриса. Пуэбло . Жители Хикарильи верят, что «сердце мира» находится недалеко от Таоса. [ 15 ] [ 16 ]
Традиционные истории Хикариллы, такие как «Женщина из белой ракушки», «Убийца врагов», «Дитя воды» и другие, рассказывают о людях и местах, которые для них особенные. Эти места включают ущелье Рио-Гранде , Пикурис-Пуэбло , источник и болото возле Эль-Прадо , озеро Хоупвелл и, в частности, Таос-Пуэбло и четыре священные реки. Кроме того, Хикарилья создала святыни в местах, имевших духовное значение, некоторые из которых были разделены с Таос Пуэбло в районе Таоса. [ 17 ]
В 1865 году отец Антонио Хосе Мартинес , священник из Нью-Мексико, задокументировал связь между народом Хикарилья и Таосом. Он писал, что хикарилла издавна жили между горами и деревнями, а гончарное дело было важным источником дохода. Глина, используемая для изготовления керамики, добывалась в районах Таос и Пикурис-Пуэбло. [ 18 ]
Давление на землю Хикарилла Апач
[ редактировать ]Традиционная культура, экономика и образ жизни апачей стали напряженными из-за прибытия и роста других популяций, Manifest Destiny и индейских войн . Многие люди умерли из-за голода , индейских войн , включая битву при Сьенегилье , и болезней, не свойственных американскому континенту , к которым у них не было сопротивления. [ нужна ссылка ]
Когда команчи , получившие оружие от французов, и их близкие союзники и родственники юте , распространились на равнины, они грабили различные восточные народы апачей (хикарилья, мескалеро и липаны ), которые оккупировали южные равнины в результате ставка на контроль. Когда их вытеснили с равнин, хикарилья двинулись в горы и вблизи пуэбло и испанских миссий , где они искали союза с народами пуэбло и испанскими поселенцами. [ 10 ] В 1724 году несколько банд апачей были уничтожены команчами, которые заставили их «отдать половину своих женщин и детей, а затем сожгли несколько деревень, убив всех, кроме шестидесяти девяти мужчин, двух женщин и трех мальчиков». Народ Хикарилья был вынужден искать убежища в восточных горах Сангре-де-Кристо к северу от Таос-Пуэбло в Нью-Мексико. Некоторые переехали в Пекос Пуэбло в Нью-Мексико или присоединились к группам Мескалеро и Липан в Техасе. [ 19 ] В 1779 году объединенные силы Хикарильи, Уте, Пуэбло и испанских солдат разгромили команчей, которые спустя еще семь лет и еще несколько военных кампаний наконец запросили мира. После этого хикарилла вновь обосновались на своей старой племенной территории на юге Колорадо. [ 20 ]
Группы Оллеро и Лланеро
[ редактировать ]География территории племени Хикарилья состоит из двух фундаментальных сред, которые помогли сформировать базовую социальную организацию племени в две группы: Лланеро , или люди равнин, и Оллерос , или люди горных долин. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Начиная с 19 века, после изгнания с равнин, хикарилья разделилась на две группы:
- Оллерос Северная , горный народ — клан гончаров , также известный как Хикарилья , жил к западу от Рио-Гранде вдоль реки Чама. [ 24 ] из Нью-Мексико и Колорадо, осели фермерами, стали гончарами и частично жили в пуэбло деревнях, похожих на . Они начали субсидировать свое существование за счет продажи из слюдяной гончарных и плетенных изделий глины и научились сельскому хозяйству у своих соседей -пуэбло . Оллеро по-испански означает «гончары». Их собственное имя — Саидинде , что означает «Песчаные люди», «Горные люди» или «Горцы». На испанском языке это слово Hoyeros, что означает «люди горной долины». [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Племя Капоте утес ( Капота , Кахпота ) жило к востоку от Большого Водораздела , к югу от реки Конехос и к востоку от Рио-Гранде , к западу в направлении гор Сангре-де-Кристо , в долине Сан-Луис , вдоль истоков Рио-Гранде и Река Анимас , протекающая в окрестностях нынешних Чамы и Тьерра-Амариллы в округе Рио-Арриба . Они сформировали союз с Оллеро, аналогичный союзу Муаче с Лланеро, против племен южных равнин, таких как команчи, южные арапахо, южные шайенны и кайова, их бывших союзников. Они поддерживали торговые отношения с народами пуэбло . [ 25 ]
- Льянерос Восточная , клан равнинных людей, также известный как Хикарилья , жил как кочевники в типи , называемых . Хикарильей кожаном Они охотились на буйволов на равнинах к востоку от Рио-Гранде, в основном вдоль истоков реки Канадид. Зимой они жили в горах между рекой Канадой и Рио-Гранде. Они разбили лагерь и торговали недалеко от Пикурис-Пуэбло, Нью-Мексико , Пекоса, Нью-Мексико , и Таоса, Нью-Мексико . Их имя — Гулгаэн , что означает «Люди равнин»; испанцы переняли его как Лланерос — «Жители равнин». [ 21 ] [ 23 ] [ 26 ]
Битва при Сьенегилье
[ редактировать ]Битва при Сьенегилье (произносится как sienna-GEE-ya; английский: маленькое болото) — битва между группой хикарильских апачей, их союзников- ютов и 1-м американским кавалерийским полком 30 марта 1854 года. [ 27 ] недалеко от того места, где сейчас находится Пилар, штат Нью-Мексико . [ 28 ]
Фон
[ редактировать ]К середине 1800-х годов напряженность между испанцами , несколькими индейскими народами и расширяющимися на запад поселенцами Соединенных Штатов вспыхнула, поскольку все стремились и претендовали на землю на юго-западе. Болезни, к которым у коренных американцев не было иммунитета, «уничтожили» их племена, создавая еще большее давление с целью отобрать у них их земли. По мере роста напряженности среди коренных американцев и многочисленных попыток переселить их с их традиционных земель охоты и собирательства и священных родных мест, хикарилла становились все более враждебными в своих усилиях по защите своих земель. [ 29 ] Военные США разработали систему защиты фортов и войск , чтобы ограничить нападения на путешественников, идущих на запад. Форт Юнион был основан частично для защиты от хикарильев. Разрушение и «взаимное непонимание» культуры друг друга привели к войне между испанцами, индейскими народами и американцами. [ 29 ]
Лео Э. Олива, автор книги «Форт-Юнион и Пограничная армия на Юго-Западе» , отмечает, что: «У трех культурных групп на Юго-Западе были разные концепции семейной жизни, личных ценностей, социальных отношений, религии, использования и владения землей и другими собственность, как лучше всего добыть пропитание для жизни и войны». [ 29 ]
Форт Юнион был основан полковником Эдвином Восе Самнером , который 2 августа 1851 года приказал майора Джеймса Генри Карлтона роте К 1-го драгунского полка защищать путешественников, направлявшихся на запад между Миссури и территорией Нью-Мексико по тропе Санта-Фе . [ 29 ] территории Нью-Мексико Губернатор Уильям Карр Лейн заключил договор с хикариллой и другими индейскими племенами Нью-Мексико о переселении их в резервации, где они могли бы мирно заняться сельским хозяйством на новых землях. Обе стороны согласились выплатить компенсацию коренным американцам за потерю доступа к охоте, собирательству и священной родине. Однако правительство США прекратило финансирование этого соглашения, предав членов племени коренных американцев. Ситуацию еще больше усложняло то, что все посевы, посаженные членами племени, не были собраны, и люди продолжали совершать набеги, пытаясь выжить. [ 29 ]
Битва и последствия
[ редактировать ]В марте 1854 года Лобо Бланко , вождь Хикарильи, возглавил отряд из 30 воинов, чтобы совершить набег на табун лошадей подрядчика форта Юнион. Отряд 2-го драгунского полка США под командованием лейтенанта Дэвида Белла преследовал рейдеров. Они вступили в бой на реке Канадид и убили многих хикарилл, в том числе вождя, который был неоднократно ранен и в конце концов раздавлен насмерть валуном. [ 30 ]
В конце марта майор Джордж А. Блейк, командующий кантонментом Бургвин, послал отряд из 1-го американского драгунского полка из 60 человек (рота I и часть роты F) для патрулирования тропы Санта-Фе. 30 марта 1854 года объединенные силы из примерно 250 апачей и ютов США сражались с драгунами под предводительством лейтенанта Джона Винна Дэвидсона недалеко от Пилара, штат Нью-Мексико , тогда известного как Сиенегилья. [ 31 ] Бой длился два [ 32 ] или четыре часа, по словам выжившего солдата Джеймса А. Беннета (он же Джеймс Бронсон). Хикарилья под предводительством своего главного вождя Франсиско Чакона и Флечаса Раядаса сражались кремневыми ружьями и стрелами , убив 22 и ранив еще 36 из 60 драгунских солдат, которые затем отступили на Ранчо де Таос легче на 22 лошадях и большей части солдат. снабжение войск. [ 29 ] [ 33 ] [ 34 ]
Подполковник Филип Сент-Джордж Кук из 2-го драгунского полка быстро организовал экспедицию по преследованию Хикарильи с помощью 32 разведчиков индейцев и мексиканцев пуэбло под командованием капитана Джеймса Х. Куинна с Китом Карсоном в качестве главного проводника. После зимней погони по горам Кук догнал «Хикариллу». Лидер Хикарильи Флечас Раядас предложил мирное соглашение в обмен на лошадей и оружие, которые Хикарилья приобрела в битве, но предложение не было принято. 8 апреля силы Кука сразились с членами племени в их лагере в каньоне Охо Кальенте . Хикарилла рассеялись небольшими группами, чтобы уклониться от дальнейшего преследования, но многие погибли из-за суровых холодов. [ 29 ] [ 35 ] [ 34 ]
Большое подразделение под командованием майора Джеймса Х. Карлтона снова сражалось с хикариллами возле пика Фишера в горах Ратон, убив нескольких из них. Франсиско Чакон ответил, попытавшись устроить засаду против солдат со 150 воинами, но его группу обошли. Впоследствии пять воинов были убиты, шестеро ранены, а семнадцать женщин и детей были рассеяны и, возможно, умерли от холода и голода во время бегства. [ 34 ] В мае Франсиско Чакон послал в Санта-Фе известие о мире и сдался в Абикиу. [ 34 ]
Резервация Хикарилья
[ редактировать ]Начиная с середины 1850-х годов, после расширения США на запад и его влияния на их жизнь, начались попытки переселить хикарильских апачей, которые становились все более враждебными по отношению к этому давлению. Кроме того, отношения с испанцами также стали враждебными, когда они захватили и продали в рабство членов племени апачей. После многих лет войн, нарушенных договоров, переселения и того, что они были единственным племенем на юго-западе, не имеющим резервации, банды Хикарилла Лланеро и Оллеро объединились в 1873 году. Они отправили делегацию в Вашингтон, округ Колумбия , с просьбой о резервации . В конце концов, президент США Гровер Кливленд создал резервацию Хикарилла-Апачи . своим указом, подписанным 11 февраля 1887 года, [ 36 ]
После того, как они, наконец, получили резервацию, для них было духовно уныло признать, что они больше не будут бродить по своим традиционным святым землям и иметь доступ к своим священным местам. [ 9 ] По прибытии обе группы поселились в разных частях резервации. Враждебность, возникшая в этот период, сохранилась и в двадцатом веке: Оллеро обычно называют прогрессистами, а Лланеро - консерваторами. [ 37 ]
Земли в резервации, за исключением тех, которые принадлежали членам, не принадлежащим к племени, не были пригодны для сельского хозяйства . Чтобы выжить, племя продавало древесину из резервации. В 1907 году для резервации была выделена дополнительная земля общей площадью 742 315 акров (3 004 км²). 2 ), подходящий для разведения овец, которое стало прибыльным в 1920-х годах. До этого времени многие люди страдали от недоедания , а в 1914 году до 90% членов племени болели туберкулезом . К 1920-м годам казалось вероятным, что нация хикарильских апачей может вымереть из-за трахомы , туберкулеза и других болезней. После нескольких трудных периодов разведения скота многие из предыдущих пастухов переехали в штаб-квартиру племени в Дульсе, штат Нью-Мексико . Хикарилья десятилетиями страдала из-за отсутствия экономических возможностей. [ 9 ] [ 38 ] [ 39 ]
Разработка нефти и газа в резервации началась после Второй мировой войны, принося до 1 миллиона долларов ежегодно. Часть этих доходов была направлена в фонд стипендий племени и на развитие комплекса Stone Lake Lodge. [ 38 ] [ 39 ] В 1982 году Верховный суд США постановил в деле Меррион против племени Хикарилла апачей , 455 U.S. 130 (1982), что это племя имело право взимать НДПИ с нефтяных компаний, ведущих добычу нефти и природного газа на землях резервации. [ 40 ]
В качестве компенсации за утраченные племенные земли Хикарилья получила в 1971 году компенсацию в размере 9,15 миллиона долларов. [ 38 ] Хикарилла Апачи подали иск о компенсации правительству США, когда была создана Комиссия по рассмотрению претензий индейцев . [ 41 ] В Комиссию был представлен двухтомный технический отчет по испанским и мексиканским грантам, как неподтвержденный, так и подтвержденный в рамках дела. [ 42 ] Окончательным решением комиссии от 20 апреля 1971 года племени было присуждено 9 150 000 долларов. [ 43 ]
Перепись 2019 года показала, что в резервации проживало 3353 человека. [ 44 ] Департамент туризма Нью-Мексико сообщает, что здесь насчитывается около «2755 членов племени, большинство из которых живут в городе Дульсе». [ 1 ]
Племенное правительство
[ редактировать ]Хикарилья-апачи — признанное на федеральном уровне племенное образование , которое в 1937 году организовало официальное правительство и приняло конституцию . Традиционные вожди племен были избраны первыми членами совета племени . [ 45 ] В 2000 году племя официально изменило свое название на Нацию апачей Хикарилла. [ 46 ] [ 47 ]
Вероника Э. Веларде Тиллер, автор книги «Культура и обычаи индейцев апачей», пишет: «Все полномочия племенных правительств отражали традиционные ценности народа апачей. Защита, сохранение и сохранение даров «Матери-Земли» , и все его жители являются священной ценностью, разделяемой всем индейским народом, и апачи очень хотели, чтобы эта концепция была включена в конституцию их племени». [ 48 ]
Индейцы апачи включили важную ценность совместного использования в свою конституцию, заявив, что ресурсы резервации «удерживаются на благо всего племени». [ 48 ] Кроме того, вся земля в резервации принадлежит резервации Хикарилла Апачи. Это одна из двух резерваций в Соединенных Штатах, где земля принадлежит не отдельным лицам, а всей племенной нации в целом. [ 48 ] Членами племени являются люди, состоящие как минимум на 3/8 из хикарильских апачей. [ 49 ]
Правительство состоит из следующих ветвей: [ 50 ]
- исполнительный , президент и вице-президент избираются на четырехлетний срок;
- законодательный орган , восемь членов которого избираются на ошеломляющий четырехлетний срок; и
- судьи судебных , племенных назначаемые и апелляционных судов, президентом.
Дульсе , город недалеко от крайней северной границы Нью-Мексико, служит столицей народа апачей Хикарилья, где проживает более 95 процентов населения резервации. Большинство племенных офисов расположены в Дульсе.
Бронирование
[ редактировать ]Апачи Индейская резервация Хикарилья- . 36 ° 33'16 "N 107 ° 04'26" W / 36,55444 ° N 107,07389 ° W расположен на территории двух северных Нью-Мексико округов :
от границы Колорадо на юг до Кубы, Нью-Мексико . Резервация расположена вдоль шоссе 64 США и шоссе 537 NM . [ 51 ]
В 2022 году Бюро переписи населения США сообщило, что площадь резервации составляет 1316,1 квадратных миль (3525 232 км²). 2 ) и имел население 2596 человек. [ 52 ]
Южная половина резервации представляет собой открытые равнины, а северная часть расположена в лесистых Скалистых горах. [ 53 ] Миграционные пути млекопитающих и птиц пересекают резервацию сезонно, включая пуму, черного медведя, лося, канадских гусей и индейку. Радужная, кумжа и головорезная форель зарыбляются в семи озерах резервации, но ежегодные условия, такие как малое количество осадков, приводят к высоким уровням pH . С 1995 по 2000 год уровень озера был резко низким из-за засухи . В результате в те годы погибла большая часть рыбы. Резервация расположена в бассейне Сан-Хуан , богатом ископаемым топливом . Этот бассейн является крупнейшим производителем нефти в Скалистых горах и вторым по величине производителем природного газа в Соединенных Штатах. [ 54 ] [ 55 ]
Культура
[ редактировать ]Хикарилла традиционно матрилокальны и организованы в матрилинейные кланы. Они включили некоторые обычаи своих соседей- пуэбло в свои традиции. Они известны своим прекрасным изготовлением корзин с характерными ромбами, крестами, зигзагами или изображениями оленей, лошадей или других животных. Они также известны своей вышивкой бисером и тем, что поддерживают скрипок апачей . производство [ 11 ] [ 56 ]
По состоянию на 2000 год около 70% племени исповедуют организованную религию, многие из которых являются христианами . На языке хикарилла говорит около половины членов племени, в основном пожилые мужчины и женщины. [ 2 ]
Церемониальные практики состоят из:
- Праздник полового созревания, называемый в Хикарилье «киста», представляет собой церемонию посвящения девочек или молодых женщин. [ 57 ]
Ежегодные мероприятия включают в себя: [ 51 ]
- Праздник маленького бобра с пау-вау , родео , упряжкой тягловой лошади и забегом на пять миль в середине июля.
- Фиеста Каменного озера с церемониальными танцами , родео и скачками каждый 14 и 15 сентября.
Экономика
[ редактировать ]Экономика нации хикарилла-апачей основана на горнодобывающей промышленности , лесном хозяйстве , азартных играх , туризме , розничной торговле и сельском хозяйстве . [ 58 ] включая:
- нефтяные и газовые скважины, принадлежащие и управляемые племенем [ 2 ] [ 59 ]
- солнечные фермы на племенных землях [ 60 ] [ 61 ]
- древесина [ 2 ]
- разведение крупного рогатого скота и овец [ 2 ] [ 62 ]
- государственные служащие резервации, в число которых входит около 50% членов племени [ 58 ]
- Сотрудники компании Дульсе [ 2 ]
- традиционные искусства, включая плетение корзин и гончарное дело [ 2 ]
- принадлежащее племени, Казино Apache Nugget, к северу от Кубы, Нью-Мексико , а также гостиница и казино Best Western Jicarilla в Дульсе. [ 63 ]
- работа принадлежащей племени радиостанции KCIE (90,5 FM) в Дульсе, Нью-Мексико. [ 64 ]
Хотя середина двадцатого века принесла дополнительные экономические возможности, [ 58 ] среди членов племени преобладает высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни . Из «Путеводителя земледельца по индейской стране: экономический профиль американских резерваций» , издание 2005 г.: [ 65 ]
- Уровень безработицы – 14,2%
- Рабочая сила – 11051 человек.
Жители Хикарильи живут в домах, ведя образ жизни, аналогичный образу жизни других американцев. Стоимость еды в местных продуктовых магазинах выше, чем в близлежащих крупных городах США. Они имеют доступ ко всем современным удобствам и пользуются ими исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей. [ 65 ] Высокий уровень безработицы и уровень бедности привели к высокому уровню преступности . Во многом это связано с высокой распространенностью злоупотребления [алкоголем], которая составляет в среднем 1,7% среди индейского населения и достигает 30% в некоторых сельских районах или резервациях. [ 65 ]
Образование
[ редактировать ]Дети посещают государственную школу в резервации. До 1960-х годов лишь немногие дети заканчивали среднюю школу. Однако с 1960-х годов образовательные программы Бюро по делам индейцев программы Честера А. Фариса и стипендиальные , финансируемые за счет доходов от нефти и газа, предоставляют возможности для получения высшего образования . В 1970-х годах некоторые члены племени получили ученые степени . Офисы образовательной помощи были созданы племенами апачей в 1980-х годах, чтобы помочь студентам ориентироваться в своей образовательной карьере. [ 65 ]
Части резервации в округе Рио-Арриба разделены на независимые школы Дульсе , независимые школы долины Чама и государственные школы горы Джемез . [ 66 ] Части резервации в округе Сандовал отнесены к независимым школам Кубы . [ 67 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Франсиско Чакон , вождь XIX века, лидер восстания Хикарильи в 1854 году.
- Флечас Раядас , вождь XIX века, участвовавший в восстании Хикарильи 1854 года.
- Лобо Бланко , вождь XIX века, убит в 1854 году.
- Виола Кордова (1937 г.р.), философ
- Тэмми Аллен (1964 г.р.), гончар
См. также
[ редактировать ]- язык хикарилья
- Битва при Сьенегилье
- Сладкая база
- КСИЕ (ФМ)
- Список индейских резерваций в США
- Мескалеро
- Моррис Эдвард Оплер , этнограф, написавший о хикарилле.
- Перестрелка , фильм 1971 года, финансируемый племенем хикарилья-апачи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кессель и Вустер идентифицируют 8 родственных людей, но разбивают западных апачей и тонто на группы: Сан-Карлос , Аравайпа, Белая гора, Сибикуэ , Северный тонто, Южный тонто - и включают мимбрено , группу чирикауа. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Нация хикарилла апачей» . www.newmexico.org . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Притцкер, 15.
- ^ Jump up to: а б Кессель и Вустер, 95 лет.
- ^ Jump up to: а б энциклопедия Британская Том. 15 (11-е изд.). 1911. с. 414 "
- ^ Официальный сайт нации хикарилла-апачей - О НАЦИИ JICARILLA APACHE janofficial.com/
- ^ Моррис Эдвард Оплер, 1938, Мифы и сказки индейцев хикарилья-апач: Мемуары Американского фольклорного общества, том. 31, 406 с. (Перепечатано Kraus Reprint Co., Нью-Йорк, 1969 г.). (E99.J5 O6 1938a)
- ^ Карлайл, стр. 3, 45-46.
- ^ Карлайл, страницы 4-5.
- ^ Jump up to: а б с Веларде Тиллер, 28 лет.
- ^ Jump up to: а б Притцкер, 12.
- ^ Jump up to: а б с Притцкер, 14.
- ^ Jump up to: а б Гринвальд, 97.
- ^ Касселлс, стр. 236.
- ^ Jump up to: а б Гиббон, с. 213.
- ^ Гринвальд, 95-97.
- ^ Веларде Тиллер, 26-28.
- ^ Эйзельт, 57-59.
- ^ Эйзельт, 59-60.
- ^ Карлайл, стр. 190-1, 260.
- ^ Хикарилла
- ^ Jump up to: а б с Гриффин-Пирс, 380.
- ^ Jump up to: а б Годдард, 8.
- ^ Jump up to: а б с Хук, Пеглер, 116.
- ^ «Эта земля — ваша земля, это моя: социально-экономические последствия землепользования среди общин хикарилла-апач и арден» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2017 г. .
- ^ «Северные Утесы Юты» . Архивировано из оригинала 8 мая 2016 г. Проверено 11 марта 2012 г.
- ^ Годдард, 349–350.
- ^ Старт.
- ^ Проигранная битва. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine - The Albuquerque Tribune.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Олива.
- ^ Хейли, Джеймс Л. «Апачи: портрет истории и культуры», Университет Оклахомы, Норман, 1981, ISBN 0806129786
- ^ Дэвидсон, 72.
- ^ Горенфельд, Уилл.
- ^ Брукс, Рив, Беннетт.
- ^ Jump up to: а б с д Хейли, Джеймс Л.
- ^ Картер, 134-139.
- ^ Притцкер, 12-13.
- ^ Хикарилья - Общественно-политическая организация
- ^ Jump up to: а б с Притцкер, 13.
- ^ Jump up to: а б Гриффин-Пирс, 381.
- ^ Merrion v. Jicarilla Apache Tribe , 455 U.S. 130 (1982)
- ^ Индийская комиссия по претензиям. Племя апачей Хикарилла из резервации апачей Хикарилла, Vol. 25, Дело 22-А, стр. 248-49.
- ^ Говард Ф. Клайн , Испанские и мексиканские земельные гранты и хикарилья-апачи в Нью-Мексико, 1689-1848: Технический отчет, включая список подтвержденных и неподтвержденных грантов, а также сводку данных . 2 тома, 340 стр. Карты, Библиография. Дело 22-А, Индийская комиссия по претензиям.
- ^ Индийская комиссия по претензиям. Племя апачей Хикарилла из резервации апачей Хикарилла, Vol. 25, Дело 22-А, стр.248-49
- ^ «Профиль переписи населения: резервация нации Хикарилла Апачи» . Репортер переписи населения . Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Притцкер, 14-15.
- ^ Веларде Тиллер, 124.
- ^ Уоррен, Тиллер, 16.
- ^ Jump up to: а б с Веларде Тиллер, 122 года.
- ^ Веларде Тиллер, 143.
- ^ Уоррен, Тиллер, 16–18.
- ^ Jump up to: а б Кинг, PT232.
- ^ «Профиль переписи населения: резервация нации Хикарилла Апачи» . Репортер переписи населения . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Мартин, 224.
- ^ Уоррен, Тиллер, 7–8.
- ^ Мартин, 223-4.
- ^ Веларде Тиллер, 51 год.
- ↑ Веларде Тиллер, 28–30.
- ^ Jump up to: а б с Уоррен, Тиллер, 11.
- ^ Уоррен, Тиллер, 10–11.
- ^ «ПНМ и Альбукерке, штат Нью-Мексико, закладывают основу для строительства солнечной электростанции мощностью 50 МВт на землях племен» . Полезное погружение .
- ^ «Repsol начинает производить электроэнергию на Jicarilla 2, своей первой солнечной электростанции в США» . РЕПСОЛ . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Уоррен, Тиллер, 12.
- ^ "Индийские казино Нью-Мексико". 500 наций. (получено 23 декабря 2009 г.)
- ^ "Запись объекта KCIE" . США Федеральная комиссия по связи , отдел аудио .
- ^ Jump up to: а б с д Веларде Тиллер, 82 года.
- ^ «ПЕРЕПИСЬ 2020 ГОДА — СПРАВОЧНАЯ КАРТА ШКОЛЬНОГО ОКРУГА: Округ Рио-Арриба, Нью-Мексико» (PDF) . Бюро переписи населения США . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ «ПЕРЕПИСЬ 2020 ГОДА — СПРАВОЧНАЯ КАРТА ШКОЛЬНОГО ОКРУГА: округ Сандовал, штат Нью-Мексико» (PDF) . Бюро переписи населения США . Проверено 12 июля 2022 г.
- Общий
- Брукс, Клинтон Э.; Рив, Фрэнк Д.; Беннетт, Джеймс А. (1996). Форты и набеги: Джеймс А. Беннетт, драгун из Нью-Мексико, 1850–1856 гг. Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1690-5 .
- Касселс, Э. Стив. (1997). Археология Колорадо , исправленное издание. Боулдер, Колорадо: Книги Джонсона. ISBN 1-55566-193-9 .
- Карлайл, Джеффри Д. (май 2001 г.). «Отношения Испании с народами апачей к востоку от Рио-Гранде» . Университет Северного Техаса.
- Картер, Харви Льюис. (1990) «Дорогой старый комплект»: Исторический Кристофер Карсон , University of Oklahoma Press. ISBN 0-8061-2253-6 .
- Дэвидсон, Гомер К. (1974). Блэк Джек Дэвидсон, командир кавалерии на западной границе: жизнь генерала Джона В. Дэвидсона. AH Clark Co., стр. 72. ISBN 0-87062-109-2 .
- Эйзельт, Б. Сандей. (2009) Апачи Хикарилла и археология региона Таос . Между горами – За горами. Документы Археологического общества Нью-Мексико Vol. 35, Альбукерке.
- Гиббон, Гай Э.; Эймс, Кеннет М. (1998) Археология доисторической коренных народов Америки: энциклопедия . ISBN 0-8153-0725-X .
- Годдард, Плиний Э. (1911). Тексты Jicarilla Apache . Антропологические документы Американского музея естественной истории (Том 8). Нью-Йорк: Американский музей естественной истории.
- Горенфельд, Уилл. (февраль 2008 г.). «Битва при Сьенгилье». Журнал Дикий Запад.
- Гринвальд, Эмили. (2002). Изменение конфигурации резервации: не-персе, хикарилья-апачи и закон Дауэса. Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-2408-8 .
- Гриффин-Пирс, Труди . (2000). Коренные народы Юго-Запада . Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1908-4 .
- Крюк, Джейсон; Пеглер, Мартин. (2001). Любить и умереть на Западе: войны с американскими индейцами, 1860-90 гг . Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн. ISBN 1-57958-370-9 .
- Кессель, Уильям Б.; Вустер, Роберт. (ред.) (2005). Энциклопедия войн и военного дела коренных американцев . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 0-8160-3337-4 .
- Кинг, Лесли С. (2011). Фроммерс, Нью-Мексико, Хобокен, Нью-Джерси: Wiley Publishing. ISBN 978-0-470-87617-6 .
- Мартин, Крейг. (ред.) (2002). Рыбалка нахлыстом в северном Нью-Мексико . Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 978-0-8263-2761-1 .
- Олива, Лео Э. (1993). Форт-Юнион и пограничная армия на юго-западе: Форт-Юнион, Военные операции Нью-Мексико перед гражданской войной . Интернет-книги Службы национальных парков.
- Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Раджтар, Стив. (1999) Места индийской войны: Путеводитель по полям сражений, памятникам и мемориалам. Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc.
- Веларде Тиллер, Вероника Э. (2011) Культура и обычаи индейцев апачей . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд из ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-36452-5 .
- Уоррен, Нэнси Хантер; Веларде Тиллер, Вероника Э. (2006). Хикарилья-апачи: портрет. Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-3776-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оплер, Моррис. (1941). Экспедиция Хикариллы и танец скальпа. (Рассказал Аляско Тиснадо).
- Оплер, Моррис. (1942). Мифы и сказки индейцев хикарилья-апачи .
- Оплер, Моррис. (1947). Мифология и народная вера в поддержание эндогамии племени хикарилья-апачи.
- Телефон, Вильма; И Торивио, Патрисия. (1981). Jicarilla mizaa medaóołkai dáłáéé . Альбукерке: Центр разработки материалов коренных американцев.
- Телефон, Вильгельмина; Олсон, Морин; И Мартинес, Матильда. (2007). : апачи Словарь апачей Аксельрод, Мелисса; Гомес де Гарсия, Жюль; Лахлер, Иордания ; и Берк, Шон М. (ред.). УНМ Пресс. ISBN 0-8263-4078-4 .
- Таттл, Сири Г.; И Сандовал, Мертон. (2002). Хикарилла Апач. Журнал Международной фонетической ассоциации , 32 , 105–112.
- Уилсон, Алан и Виджил Мартин, Рита. (1996). Апач (Хикарилья) . Гилфорд, Коннектикут: Аудио-Форум. ISBN 0-88432-903-8 . (В комплект входит книга и запись на кассете).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Jicarilla Apache Nation
- Jicarilla Apache Culture (Управление по делам культуры Jicarilla Apache)
- Хикарилла Апач: Тенденция
- Мифы о хикарильских апачах (Центр электронных текстов Университета Вирджинии)
- The Jicarilla Genesis (Центр электронных текстов Университета Вирджинии)
- Танец медицины апачей (Центр электронных текстов Университета Вирджинии)
- Jicarilla Texts (Интернет-архив священных текстов)
- Jicarilla Apache Nation (журнал Нью-Мексико)
- История нации хикарильи апачей , заархивированная 7 июня 2014 г. в Wayback Machine (Apache Nugget Corporation).
- Хикарилла Апачская керамика/Гончарная керамика ходячего духа (образец керамики из слюдяной глины)
- Управление нефти и газа Хикарильи Апач (Jicarilla Natural Resources)
- Хикарилья-апачская дичь и рыба (Хикарилья, охота и дикая природа)