Jump to content

Женщины в святоотеческий век

Статус женщин в святоотеческую эпоху , как его определили отцы Церкви , является спорным вопросом внутри христианства , поскольку некоторые полагают, что святоотеческие писатели явно стремились ограничить влияние женщин в гражданском обществе, а также в жизни Церкви. . Однако другие полагают, что ранние отцы на самом деле пытались повысить достоинство женщин. [ 1 ]

Утверждается, что святоотеческая эпоха, которая простирается примерно с 100 г. по 500 г. н. э., является более жесткой, чем само Средневековье, в приписывании женщинам социальных ролей.

Антропологические перспективы

[ редактировать ]

Взгляды Аристотеля на женщин

[ редактировать ]

Аристотель считал, что женщины холоднее мужчин и, следовательно, являются низшей формой жизни. [ 2 ] Его предположение не исследовалось Галеном и другими до 16 века. [ 3 ]

Мужская активность и женская пассивность

[ редактировать ]

Некоторые полагают, что взгляды отцов церкви частично основывались на взглядах классических греков и римлян. В классическую эпоху, формировавшую святоотеческие воззрения, мужская сексуальность и власть были тесно связаны, а женская сексуальность — с пассивностью. Получать удовольствие означало быть мужественным, принимать его — рабским.[4] Однако многие христиане отмечают, что отцы на самом деле твердо верили в достоинство женщин, особенно по сравнению с более широкими культурами древности. "Учение просвещеннейшего из отцов, несомненно, сводилось к тому, что не было естественной неполноценности женщины перед мужчиной. Феодорит (Греция. Аффект. Курат. книга 5) решительно настаивает на их точном равенстве и говорит, что Бог создал женщину из мужчины, чтобы тенденции и действия обоих могли быть гармоничными. Иногда, как он замечает, женщина превосходит мужчину в преодолении невзгод (Migne, 83:836). Златоуст (Hoern. 61:3) говорит, что никто не может более наставлять и увещевать своего мужа, чем благочестивая женщина. Однако эта концепция существенно отличалась от концепции Платона (Repub. 5:455), в то время как греческая. философ стремился стереть обычные различия между полами, отец-христианин считал, что природа назначила женщине ее особую и особую сферу деятельности, Златоуст в отрывке исключительной красоты дает нам сравнение между ними. обязанности жены и мужа, причем первые представляются в некоторых отношениях более достойными; ибо в то время как муж описывается как занятый более грубой жизненной работой, на рынке или в суде, жена изображается остающейся дома и посвящающей большую часть своего времени молитве, чтению Священного Писания, — καὶ τῇ ἄλλῃ φιλοσοφίᾷ. Когда ее муж возвращается, измученный своими трудами, ее функция - подбадривать и успокаивать его, чтобы он снова вышел в мир очищенным от злых влияний, которым он там подвергся, и неся с собой высшие влияния. о его семейной жизни (In Joann. Hom. 61; Migne, 59:340)». [ 1 ]

Церковные роли

[ редактировать ]

На протяжении всей святоотеческой эпохи женщины занимали различные должности в церковной службе и выполняли церковные обязанности. Несмотря на постоянное противодействие женщинам, находящимся у власти, со стороны различных Соборов и отцов церкви, таких как Тертуллиан , женщины оказали влияние на формирование иерархии христианства. [ 4 ] К концу VI века Церковь официально признала три ордена женщин: диаконис , вдов и девственниц. [ 5 ] Сохранившиеся свидетельства также позволяют предположить существование женщин -пресвитеров и даже епископов , масштабы которых неясны из-за нехватки сохранившихся записей. [ 6 ]

Диакониссы

[ редактировать ]

В Восточной Церкви женщины рукополагались в диаконисы с III по, по крайней мере, VII век, от Армении до Галлии . [ 4 ] К III веку должность диаконис была хорошо засвидетельствована Didascalia Apostolorum . [ 7 ] Эта должность была далее классифицирована в Никейском соборе , а также в Апостольских конституциях IV века, в которых изложена церемония рукоположения диакониссы, подтверждая ее место как ордена, поддерживаемого Церковью. [ 8 ] Свидетельства существования женщин-дьяконов на Западе появились в V веке, но лишь немногие надписи сохранились в результате усилий нескольких синодов по их устранению. [ 4 ] Женский диаконат на Западе, безусловно, существовал, хотя и не получил широкого признания. Более того, он допускал местные толкования и его часто путали с приказом вдов. [ 9 ] Хотя роль диакониссы носила литургический характер, она оставалась ограниченной обязанностями, считавшимися неподобающими для исполнения мужчиной, такими как наставление женщин, помощь женщинам в разоблачении и помазании своего тела в священном обряде крещения . [ 10 ]

Вдовы и девственницы

[ редактировать ]

К началу III века требования к должности вдовы были четко установлены, а ее обязанности были четко определены в различных церковных приказах . Некоторые надписи, такие как « Апостольское предание», показывают, что вдовы должны были быть зачислены в церковь, но не рукоположены. Другие, такие как « Testamentum Domini», прямо заявляют, что вдовы должны были иметь рукоположенный сан, с обязанностями, выходящими за рамки обычного молитвенного служения. [ 8 ] Независимо от статуса, который им был предоставлен, Церковь, несомненно, пользовалась большим уважением к вдовам. Напротив, девственницы не считались церковными должностями и не назначались рукоположением. [ 6 ] Однако в некоторых регионах они считались членами духовенства и Тертуллиана частью церковного ордена, например, в Карфагене и других африканских общинах. [ 9 ]

Пресвитеры

[ редактировать ]

Соборами предпринимались неоднократные попытки ликвидировать орден женщин-пресвитеров. На их существование, хотя и в небольшом количестве, указывают эпиграфические и литературные свидетельства. [ 6 ] Задокументированные случаи [ написание? ] Число женщин-пресвитеров ограничено, и записи свидетельствуют о том, что они были наиболее распространены в монтанистском движении на Востоке и присциллианском движении на Западе. Хотя оба движения позже были признаны еретическими , существуют также доказательства, подтверждающие присутствие женщин-пресвитеров в «православной» церкви. В письме Папы Геласия конца V века признаются их священнические обязанности в Южной Италии и Сицилии , чьи общины и епископы, очевидно, приняли эти позиции. Некоторые утверждают, что, возможно, их руководящая роль в общинах в качестве пресвитеров наделяла женщин полномочиями преподавать и выполнять сакраментальные и литургические функции. [ 6 ] Тем не менее, точные обязанности женщин-пресвитеров остаются во многом неясными. [ 4 ]

Епископы

[ редактировать ]

Ранней Церкви в значительной степени удалось исключить женщин из этой должности. Несмотря на это, некоторые христианские группы, такие как монтанисты, назначали женщин епископами. Латинские надписи из Италии и Далмации определенно предполагают их присутствие там в качестве епископов в V и VI веках. [ 6 ] Из-за скудных эпиграфических свидетельств остается спорным, выполняли ли женщины роль епископа в других регионах и христианских группах.

Образ женщины глазами богословов

[ редактировать ]

Женщина с таким же интеллектом

[ редактировать ]

По мнению юриста и апологета Минуция Феликса , женщины, среди прочего, рождаются с такими же способностями, как и мужчины. [ 11 ]

В Катехизической школе Александрии в 200-х годах нашей эры были курсы как для мужчин, так и для женщин. [ 12 ] также используя добродетельные женщины в элегантных письмах. [ 13 ]

Климент Александрийский приводит женщин-философов, таких как Фемиста из Лампсака , Леонтиона, а также Юдифь и Эстер, как примеры мудрых женщин. [ 14 ]

По мнению апологета Лактанция, женщины должны быть в равной степени образованы в области философии. [ 15 ] хотя он и умаляет Платона за его видение [ 16 ] открытия дверей для женщин в политическом руководстве. [ 17 ]

По мнению епископа Евсевия, и женщина, и мужчина имеют одинаковую естественную склонность к охране государства, а также допускают в божественное наставление и философию все классы людей, не только мужчин, но и женщин, и не только свободных мужчин и рабов, но и варвары и греки. [ 18 ]

Образ Бога

[ редактировать ]

В святоотеческую эпоху многие католические богословы (согласно Августину) отрицали, что женщины также являются образом Божьим , что опровергали, среди прочих, Августин Гиппопотам , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Севериан Габалинский , хотя и с различные оправдания [ нужна ссылка ] .

Отношения в браке

[ редактировать ]

Григорий Богослов написал молодой жене стихотворение следующего содержания:

Вы должны уважать его и любить его безоговорочно, как вы любите Бога. Знайте, что вы женщина и у вас есть важная и великая цель и судьба; однако ваша цель и судьба отличаются от судьбы вашего мужа, который должен быть главой вашего дома. Оставьте в стороне глупость равенства полов, которую проповедуют некоторые ваши современники, и попытайтесь понять обязательства брака. В осуществлении этих обязательств вы обнаружите великое терпение и выносливость, необходимые для выполнения ваших семейных обязанностей; именно таким образом вы также откроете в себе огромную силу, которой обладаете вы, как женщина. Вы наверняка должны знать, как легко гнев овладевает людьми. Они не могут выжить и часто выглядят как дикие львы. Именно в этот момент женщина должна оставаться сильнее и проявлять свое превосходство. Вам предстоит сыграть роль укротителя львов. Что делает укротитель львов, когда зверь начинает рычать? Он становится еще спокойнее обычного и благодаря доброте и настойчивости преодолевает свой гнев. Он говорит с ним ласково, мягким, но твердым голосом, ласкает его, ухаживает за ним, гладит его, и мало-помалу спокойствие восстанавливается. [ 19 ] [ 20 ]

Женщина как корень всех зол

[ редактировать ]

Взгляды Тертуллиана на женщин пошли еще дальше: «Проклятие, которое Бог наложил на ваш пол, все еще тяготит мир. …Вы – врата дьявола… Вы – первый, кто отказался от божественных законов. Слишком легко вы разрушили образ Бога, Ева. Поскольку ты заслужила смерть, именно сын Божий должен был умереть». [ 21 ]

Святой Иероним , известный библеист и переводчик Библии на латынь (Вульгата), имел простой взгляд на женщин. По словам Филипа Вивиана, Джером считает, что «женщина — корень всех зол». [ 22 ] Как и большинство раннехристианских богословов, Иероним прославлял девственность и пренебрегал браком. Его рассуждения также были укоренены в Бытии: «Ева в раю была девственницей... поймите, что девственность естественна и что брак наступает после грехопадения». [ 23 ]

Фирмилиан рассказывает о женщине, которая вошла в экстаз и вышла из него пророчицей. «Та женщина, которая первой посредством чудес или обольщения демонов сделала многое, чтобы обмануть верующих, среди прочего... она осмелилась сделать это, а именно, что внушительным призыванием она притворялась, будто освящает хлеб и приносит жертву Господь." [ 24 ]

Женщины как слабый пол

[ редактировать ]

Иоанн Златоуст , епископ Константинопольский в начале V века, говорил о библейских женщинах, что они «были великими характерами, великими женщинами и достойными восхищения.... Однако они ни в каком случае не превосходили мужчин, а занимали второй ранг» ( Послание к Ефесянам , Проповедь 13 ). Комментируя 1 Тимофею 2:11–15 ,

Златоуст говорил, что «мужской пол пользовался высшим почетом. Человек был первым создан; и в других отношениях он показывает свое превосходство... Он желает, чтобы мужчина имел превосходство во всех отношениях». О женщинах он сказал: «Женщина научила один раз и все испортила. Посему и говорит: пусть не учит. и непостоянен, и он говорит о сексе в целом». ( 1 Тимофею , Проповедь 9 ).

Женщины как создания похоти

[ редактировать ]

Ориген не одобряет половой акт даже в браке и учил, что вдовцы хотя и могут вступать в повторный брак, но отнюдь не увенчиваются за это. [ 25 ] он также утверждал, В своем комментарии к 1 Коринфянам 14:34–35 что женщины-пророки никогда не выступали публично в собрании. [ 26 ]

Особые запреты на требования женщин

[ редактировать ]

Совет Эльвиры

[ редактировать ]

c. IV века Собор Эльвиры издал ряд канонов (церковных законов), ограничивающих женщин в вопросах развода, прелюбодеяния и абортов:

  • Правило 8: Женщины, которые оставили своих мужей без всякой причины и соединились с другими, могут и после смерти не причащаться.
  • Канон 9: Верующей женщине, которая оставила прелюбодейного мужа веры и вышла замуж за другого, такой брак запрещен. Если она так вышла замуж, то она больше не сможет причащаться, если только тот, кого она оставила, уже не ушел из этого мира.
  • Канон 63: Если женщина забеременеет в прелюбодеянии, а затем сделает аборт, она не может снова причащаться даже при приближении смерти, потому что она согрешила дважды.

Детоубийство

[ редактировать ]

В своей «Первой апологии» Джастин Мартир предупреждал, что избавляться от детей, подвергаясь воздействию стихии, — это зло, учитывая, что почти все, кто подвергся воздействию стихии, были воспитаны на проституции. [ 27 ] [ 28 ]

Проституция

[ редактировать ]

Джастин также добавил предупреждение против общения с проститутками, поскольку существует вероятность того, что кто-то «может вступать в половую связь со своим собственным ребенком, или родственником, или братом» по незнанию из-за практики воздействия на младенцев. [ 27 ] [ 28 ]

Гендерное насилие

[ редактировать ]

Несколько более продуманным было восточное законодательство V–VI веков, поскольку оно признавало за замужними женами возможность развестись и даже получить от мужей финансовую компенсацию за их избиение. [ 29 ] В некоторых египетских папирусах того периода мы видим, что на жестокого мужа налагались штрафы или наказания. [ 30 ]

Женщины в еретических движениях

[ редактировать ]

Ряд движений меньшинств, считавшихся еретическими в более широкой церкви, отводили более видное место служению женщин и в некоторых случаях позволяли им участвовать в священническом служении. К ним относятся монтанизм во 2-м и 3-м веках, квинтиллианцы и коллиридианцы в 4-м веке, присциллианство в 4-м веке и вальденсы в средневековый период. Эти еретические секты предоставили официальной церкви повод осудить церковное служение женщин. [ 26 ] Хотя гностики Евангелия от Фомы пропагандировали женоненавистнический взгляд. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы, изд. 1895 г. Джон МакКлинток и Джеймс Стронг. "Женщины".
  2. ^ Лавджой, Артур (1964). Великая цепь бытия: исследование истории идеи . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-36153-9 .
  3. ^ Туана, Нэнси (1993). Менее благородный пол: научные, религиозные и философские концепции женской природы . Издательство Университета Индианы. стр. 21, 169. ISBN.  978-0-253-36098-4 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Мэдиган, Кевин; Осик, Кэролайн, ред. (2005). Рукоположенные женщины в ранней церкви . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN  978-0801879326 .
  5. ^ Ланг, Джудит (1989). Служители благодати . Миддлгрин, Англия: Публикации Сент-Пола. ISBN  978-0854392988 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Эйзен, Уте Э. (2000). Женщины-чиновники в раннем христианстве . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN  978-0-8146-5950-2 .
  7. ^ Данлоп Гибсон, Маргарет (2011). Didascalia Apostolorum на английском языке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108018975 .
  8. ^ Перейти обратно: а б ЛаПорт, Жан (1982). Роль женщин в раннем христианстве . Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN  978-0889465497 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Торджесен, Карен Джо (1995). Когда женщины были священниками . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN  978-0060686611 .
  10. ^ Уизерингтон, Бен (1988). Женщины в древнейших церквях . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521346481 .
  11. Октавиус, Глава 16.
  12. ^ Евсевий. Церковная история, книга VI, глава VIII, абзац I.   . Перевод Филипа Шаффа – через Wikisource .
  13. ^ Евсевий. Церковная история, книга VI, глава XXIII, абзац II.   . Перевод Филипа Шаффа – через Wikisource .
  14. Строматы, Книга IV, Глава 19.
  15. ^ Лактанций. , Глава   Божественные установления, Книга III Перевод Уильяма Флетчера - Wikisource через
  16. ^ Республика 5
  17. ^ Лактанций. Воплощение божественных установлений, глава 38   . Перевод Уильяма Флетчера – через Wikisource .
  18. Подготовка к Евангелию, Книга XII, Глава 32.
  19. ^ «Советы женщинам от святителя Григория Богослова» . 23 января 2017 г.
  20. ^ Греческая Патрология, том. 37, с. 1542 г.
  21. ^ Тертуллиан, « О женской одежде », 1:1.
  22. ^ Вивиан, Филип. 1911. Церкви и современная мысль: стр. 284.
  23. Рыцарь, честный по отношению к человеку: стр. 120
  24. В Послании 75. 1–5 к Киприану,
  25. ^ Фелипс, Церкви и современная мысль: стр. 203.
  26. ^ Перейти обратно: а б Уильям Вайнрих. «Женщины в истории Церкви». У Джона Пайпера ; Уэйн Грудем (ред.). Восстановление библейской мужественности и женственности . Перекресток 1991 года.
  27. ^ Перейти обратно: а б Краткая история детоубийства
  28. ^ Перейти обратно: а б Мученик Иустин. «Первое извинение» - Глава XXVII Вина за разоблачение детей
  29. ^ Gallego Franco 2018: Х. Гальего Франко, «Quod vi agat feminam. супружеская власть и домашнее насилие в нормативном и святоотеческом дискурсе поздней древней Испании», Hispania Sacra 70, 142 (2018) 395-405.
  30. ^ Папирусы Оксиринха VI. 903.
  31. ^ "«Женщины недостойны жизни»: Протология и женоненавистничество в Евангелие от Фомы, высказывание 114" (Иван Мирошников) в Женщины и знания в раннем христианстве (2017). стр. 175.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b1a9c6473d3f0c3e354ce0b6a87fd43__1695343200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/43/3b1a9c6473d3f0c3e354ce0b6a87fd43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in the patristic age - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)