Женщины в святоотеческий век
Статус женщин в святоотеческую эпоху , как его определили отцы Церкви , является спорным вопросом внутри христианства , поскольку некоторые полагают, что святоотеческие писатели явно стремились ограничить влияние женщин в гражданском обществе, а также в жизни Церкви. . Однако другие полагают, что ранние отцы на самом деле пытались повысить достоинство женщин. [ 1 ]
Утверждается, что святоотеческая эпоха, которая простирается примерно с 100 г. по 500 г. н. э., является более жесткой, чем само Средневековье, в приписывании женщинам социальных ролей.
Антропологические перспективы
[ редактировать ]Взгляды Аристотеля на женщин
[ редактировать ]Аристотель считал, что женщины холоднее мужчин и, следовательно, являются низшей формой жизни. [ 2 ] Его предположение не исследовалось Галеном и другими до 16 века. [ 3 ]
Мужская активность и женская пассивность
[ редактировать ]Некоторые полагают, что взгляды отцов церкви частично основывались на взглядах классических греков и римлян. В классическую эпоху, формировавшую святоотеческие воззрения, мужская сексуальность и власть были тесно связаны, а женская сексуальность — с пассивностью. Получать удовольствие означало быть мужественным, принимать его — рабским.[4] Однако многие христиане отмечают, что отцы на самом деле твердо верили в достоинство женщин, особенно по сравнению с более широкими культурами древности. "Учение просвещеннейшего из отцов, несомненно, сводилось к тому, что не было естественной неполноценности женщины перед мужчиной. Феодорит (Греция. Аффект. Курат. книга 5) решительно настаивает на их точном равенстве и говорит, что Бог создал женщину из мужчины, чтобы тенденции и действия обоих могли быть гармоничными. Иногда, как он замечает, женщина превосходит мужчину в преодолении невзгод (Migne, 83:836). Златоуст (Hoern. 61:3) говорит, что никто не может более наставлять и увещевать своего мужа, чем благочестивая женщина. Однако эта концепция существенно отличалась от концепции Платона (Repub. 5:455), в то время как греческая. философ стремился стереть обычные различия между полами, отец-христианин считал, что природа назначила женщине ее особую и особую сферу деятельности, Златоуст в отрывке исключительной красоты дает нам сравнение между ними. обязанности жены и мужа, причем первые представляются в некоторых отношениях более достойными; ибо в то время как муж описывается как занятый более грубой жизненной работой, на рынке или в суде, жена изображается остающейся дома и посвящающей большую часть своего времени молитве, чтению Священного Писания, — καὶ τῇ ἄλλῃ φιλοσοφίᾷ. Когда ее муж возвращается, измученный своими трудами, ее функция - подбадривать и успокаивать его, чтобы он снова вышел в мир очищенным от злых влияний, которым он там подвергся, и неся с собой высшие влияния. о его семейной жизни (In Joann. Hom. 61; Migne, 59:340)». [ 1 ]
Церковные роли
[ редактировать ]На протяжении всей святоотеческой эпохи женщины занимали различные должности в церковной службе и выполняли церковные обязанности. Несмотря на постоянное противодействие женщинам, находящимся у власти, со стороны различных Соборов и отцов церкви, таких как Тертуллиан , женщины оказали влияние на формирование иерархии христианства. [ 4 ] К концу VI века Церковь официально признала три ордена женщин: диаконис , вдов и девственниц. [ 5 ] Сохранившиеся свидетельства также позволяют предположить существование женщин -пресвитеров и даже епископов , масштабы которых неясны из-за нехватки сохранившихся записей. [ 6 ]
Диакониссы
[ редактировать ]В Восточной Церкви женщины рукополагались в диаконисы с III по, по крайней мере, VII век, от Армении до Галлии . [ 4 ] К III веку должность диаконис была хорошо засвидетельствована Didascalia Apostolorum . [ 7 ] Эта должность была далее классифицирована в Никейском соборе , а также в Апостольских конституциях IV века, в которых изложена церемония рукоположения диакониссы, подтверждая ее место как ордена, поддерживаемого Церковью. [ 8 ] Свидетельства существования женщин-дьяконов на Западе появились в V веке, но лишь немногие надписи сохранились в результате усилий нескольких синодов по их устранению. [ 4 ] Женский диаконат на Западе, безусловно, существовал, хотя и не получил широкого признания. Более того, он допускал местные толкования и его часто путали с приказом вдов. [ 9 ] Хотя роль диакониссы носила литургический характер, она оставалась ограниченной обязанностями, считавшимися неподобающими для исполнения мужчиной, такими как наставление женщин, помощь женщинам в разоблачении и помазании своего тела в священном обряде крещения . [ 10 ]
Вдовы и девственницы
[ редактировать ]К началу III века требования к должности вдовы были четко установлены, а ее обязанности были четко определены в различных церковных приказах . Некоторые надписи, такие как « Апостольское предание», показывают, что вдовы должны были быть зачислены в церковь, но не рукоположены. Другие, такие как « Testamentum Domini», прямо заявляют, что вдовы должны были иметь рукоположенный сан, с обязанностями, выходящими за рамки обычного молитвенного служения. [ 8 ] Независимо от статуса, который им был предоставлен, Церковь, несомненно, пользовалась большим уважением к вдовам. Напротив, девственницы не считались церковными должностями и не назначались рукоположением. [ 6 ] Однако в некоторых регионах они считались членами духовенства и Тертуллиана частью церковного ордена, например, в Карфагене и других африканских общинах. [ 9 ]
Пресвитеры
[ редактировать ]Соборами предпринимались неоднократные попытки ликвидировать орден женщин-пресвитеров. На их существование, хотя и в небольшом количестве, указывают эпиграфические и литературные свидетельства. [ 6 ] Задокументированные случаи [ написание? ] Число женщин-пресвитеров ограничено, и записи свидетельствуют о том, что они были наиболее распространены в монтанистском движении на Востоке и присциллианском движении на Западе. Хотя оба движения позже были признаны еретическими , существуют также доказательства, подтверждающие присутствие женщин-пресвитеров в «православной» церкви. В письме Папы Геласия конца V века признаются их священнические обязанности в Южной Италии и Сицилии , чьи общины и епископы, очевидно, приняли эти позиции. Некоторые утверждают, что, возможно, их руководящая роль в общинах в качестве пресвитеров наделяла женщин полномочиями преподавать и выполнять сакраментальные и литургические функции. [ 6 ] Тем не менее, точные обязанности женщин-пресвитеров остаются во многом неясными. [ 4 ]
Епископы
[ редактировать ]Ранней Церкви в значительной степени удалось исключить женщин из этой должности. Несмотря на это, некоторые христианские группы, такие как монтанисты, назначали женщин епископами. Латинские надписи из Италии и Далмации определенно предполагают их присутствие там в качестве епископов в V и VI веках. [ 6 ] Из-за скудных эпиграфических свидетельств остается спорным, выполняли ли женщины роль епископа в других регионах и христианских группах.
Образ женщины глазами богословов
[ редактировать ]Женщина с таким же интеллектом
[ редактировать ]По мнению юриста и апологета Минуция Феликса , женщины, среди прочего, рождаются с такими же способностями, как и мужчины. [ 11 ]
В Катехизической школе Александрии в 200-х годах нашей эры были курсы как для мужчин, так и для женщин. [ 12 ] также используя добродетельные женщины в элегантных письмах. [ 13 ]
Климент Александрийский приводит женщин-философов, таких как Фемиста из Лампсака , Леонтиона, а также Юдифь и Эстер, как примеры мудрых женщин. [ 14 ]
По мнению апологета Лактанция, женщины должны быть в равной степени образованы в области философии. [ 15 ] хотя он и умаляет Платона за его видение [ 16 ] открытия дверей для женщин в политическом руководстве. [ 17 ]
По мнению епископа Евсевия, и женщина, и мужчина имеют одинаковую естественную склонность к охране государства, а также допускают в божественное наставление и философию все классы людей, не только мужчин, но и женщин, и не только свободных мужчин и рабов, но и варвары и греки. [ 18 ]
Образ Бога
[ редактировать ]В святоотеческую эпоху многие католические богословы (согласно Августину) отрицали, что женщины также являются образом Божьим , что опровергали, среди прочих, Августин Гиппопотам , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , Севериан Габалинский , хотя и с различные оправдания [ нужна ссылка ] .
Отношения в браке
[ редактировать ]Григорий Богослов написал молодой жене стихотворение следующего содержания:
Вы должны уважать его и любить его безоговорочно, как вы любите Бога. Знайте, что вы женщина и у вас есть важная и великая цель и судьба; однако ваша цель и судьба отличаются от судьбы вашего мужа, который должен быть главой вашего дома. Оставьте в стороне глупость равенства полов, которую проповедуют некоторые ваши современники, и попытайтесь понять обязательства брака. В осуществлении этих обязательств вы обнаружите великое терпение и выносливость, необходимые для выполнения ваших семейных обязанностей; именно таким образом вы также откроете в себе огромную силу, которой обладаете вы, как женщина. Вы наверняка должны знать, как легко гнев овладевает людьми. Они не могут выжить и часто выглядят как дикие львы. Именно в этот момент женщина должна оставаться сильнее и проявлять свое превосходство. Вам предстоит сыграть роль укротителя львов. Что делает укротитель львов, когда зверь начинает рычать? Он становится еще спокойнее обычного и благодаря доброте и настойчивости преодолевает свой гнев. Он говорит с ним ласково, мягким, но твердым голосом, ласкает его, ухаживает за ним, гладит его, и мало-помалу спокойствие восстанавливается. [ 19 ] [ 20 ]
Женщина как корень всех зол
[ редактировать ]Взгляды Тертуллиана на женщин пошли еще дальше: «Проклятие, которое Бог наложил на ваш пол, все еще тяготит мир. …Вы – врата дьявола… Вы – первый, кто отказался от божественных законов. Слишком легко вы разрушили образ Бога, Ева. Поскольку ты заслужила смерть, именно сын Божий должен был умереть». [ 21 ]
Святой Иероним , известный библеист и переводчик Библии на латынь (Вульгата), имел простой взгляд на женщин. По словам Филипа Вивиана, Джером считает, что «женщина — корень всех зол». [ 22 ] Как и большинство раннехристианских богословов, Иероним прославлял девственность и пренебрегал браком. Его рассуждения также были укоренены в Бытии: «Ева в раю была девственницей... поймите, что девственность естественна и что брак наступает после грехопадения». [ 23 ]
Фирмилиан рассказывает о женщине, которая вошла в экстаз и вышла из него пророчицей. «Та женщина, которая первой посредством чудес или обольщения демонов сделала многое, чтобы обмануть верующих, среди прочего... она осмелилась сделать это, а именно, что внушительным призыванием она притворялась, будто освящает хлеб и приносит жертву Господь." [ 24 ]
Женщины как слабый пол
[ редактировать ]Иоанн Златоуст , епископ Константинопольский в начале V века, говорил о библейских женщинах, что они «были великими характерами, великими женщинами и достойными восхищения.... Однако они ни в каком случае не превосходили мужчин, а занимали второй ранг» ( Послание к Ефесянам , Проповедь 13 ). Комментируя 1 Тимофею 2:11–15 ,
Златоуст говорил, что «мужской пол пользовался высшим почетом. Человек был первым создан; и в других отношениях он показывает свое превосходство... Он желает, чтобы мужчина имел превосходство во всех отношениях». О женщинах он сказал: «Женщина научила один раз и все испортила. Посему и говорит: пусть не учит. и непостоянен, и он говорит о сексе в целом». ( 1 Тимофею , Проповедь 9 ).
Женщины как создания похоти
[ редактировать ]Ориген не одобряет половой акт даже в браке и учил, что вдовцы хотя и могут вступать в повторный брак, но отнюдь не увенчиваются за это. [ 25 ] он также утверждал, В своем комментарии к 1 Коринфянам 14:34–35 что женщины-пророки никогда не выступали публично в собрании. [ 26 ]
Особые запреты на требования женщин
[ редактировать ]Совет Эльвиры
[ редактировать ]c. IV века Собор Эльвиры издал ряд канонов (церковных законов), ограничивающих женщин в вопросах развода, прелюбодеяния и абортов:
- Правило 8: Женщины, которые оставили своих мужей без всякой причины и соединились с другими, могут и после смерти не причащаться.
- Канон 9: Верующей женщине, которая оставила прелюбодейного мужа веры и вышла замуж за другого, такой брак запрещен. Если она так вышла замуж, то она больше не сможет причащаться, если только тот, кого она оставила, уже не ушел из этого мира.
- Канон 63: Если женщина забеременеет в прелюбодеянии, а затем сделает аборт, она не может снова причащаться даже при приближении смерти, потому что она согрешила дважды.
Детоубийство
[ редактировать ]В своей «Первой апологии» Джастин Мартир предупреждал, что избавляться от детей, подвергаясь воздействию стихии, — это зло, учитывая, что почти все, кто подвергся воздействию стихии, были воспитаны на проституции. [ 27 ] [ 28 ]
Проституция
[ редактировать ]Джастин также добавил предупреждение против общения с проститутками, поскольку существует вероятность того, что кто-то «может вступать в половую связь со своим собственным ребенком, или родственником, или братом» по незнанию из-за практики воздействия на младенцев. [ 27 ] [ 28 ]
Гендерное насилие
[ редактировать ]Несколько более продуманным было восточное законодательство V–VI веков, поскольку оно признавало за замужними женами возможность развестись и даже получить от мужей финансовую компенсацию за их избиение. [ 29 ] В некоторых египетских папирусах того периода мы видим, что на жестокого мужа налагались штрафы или наказания. [ 30 ]
Женщины в еретических движениях
[ редактировать ]Ряд движений меньшинств, считавшихся еретическими в более широкой церкви, отводили более видное место служению женщин и в некоторых случаях позволяли им участвовать в священническом служении. К ним относятся монтанизм во 2-м и 3-м веках, квинтиллианцы и коллиридианцы в 4-м веке, присциллианство в 4-м веке и вальденсы в средневековый период. Эти еретические секты предоставили официальной церкви повод осудить церковное служение женщин. [ 26 ] Хотя гностики Евангелия от Фомы пропагандировали женоненавистнический взгляд. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Список христианок святоотеческого века
- Религия и сексуальность § Христианство (см. «Святоотеческий период» в «Исторической справке»)
- Патристика
- Женщины в христианстве § Святоотеческий век
- Женщины в истории Церкви § Святоотеческий век
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы, изд. 1895 г. Джон МакКлинток и Джеймс Стронг. "Женщины".
- ^ Лавджой, Артур (1964). Великая цепь бытия: исследование истории идеи . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-36153-9 .
- ^ Туана, Нэнси (1993). Менее благородный пол: научные, религиозные и философские концепции женской природы . Издательство Университета Индианы. стр. 21, 169. ISBN. 978-0-253-36098-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэдиган, Кевин; Осик, Кэролайн, ред. (2005). Рукоположенные женщины в ранней церкви . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0801879326 .
- ^ Ланг, Джудит (1989). Служители благодати . Миддлгрин, Англия: Публикации Сент-Пола. ISBN 978-0854392988 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эйзен, Уте Э. (2000). Женщины-чиновники в раннем христианстве . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5950-2 .
- ^ Данлоп Гибсон, Маргарет (2011). Didascalia Apostolorum на английском языке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108018975 .
- ^ Перейти обратно: а б ЛаПорт, Жан (1982). Роль женщин в раннем христианстве . Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0889465497 .
- ^ Перейти обратно: а б Торджесен, Карен Джо (1995). Когда женщины были священниками . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN 978-0060686611 .
- ^ Уизерингтон, Бен (1988). Женщины в древнейших церквях . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521346481 .
- ↑ Октавиус, Глава 16.
- ^ Евсевий. Wikisource . . Перевод Филипа Шаффа – через
- ^ Евсевий. Wikisource . . Перевод Филипа Шаффа – через
- ↑ Строматы, Книга IV, Глава 19.
- ^ Лактанций. Wikisource через Божественные установления, Книга III Перевод Уильяма Флетчера -
- ^ Республика 5
- ^ Лактанций. Wikisource . . Перевод Уильяма Флетчера – через
- ↑ Подготовка к Евангелию, Книга XII, Глава 32.
- ^ «Советы женщинам от святителя Григория Богослова» . 23 января 2017 г.
- ^ Греческая Патрология, том. 37, с. 1542 г.
- ^ Тертуллиан, « О женской одежде », 1:1.
- ^ Вивиан, Филип. 1911. Церкви и современная мысль: стр. 284.
- ↑ Рыцарь, честный по отношению к человеку: стр. 120
- ↑ В Послании 75. 1–5 к Киприану,
- ^ Фелипс, Церкви и современная мысль: стр. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Вайнрих. «Женщины в истории Церкви». У Джона Пайпера ; Уэйн Грудем (ред.). Восстановление библейской мужественности и женственности . Перекресток 1991 года.
- ^ Перейти обратно: а б Краткая история детоубийства
- ^ Перейти обратно: а б Мученик Иустин. «Первое извинение» - Глава XXVII Вина за разоблачение детей
- ^ Gallego Franco 2018: Х. Гальего Франко, «Quod vi agat feminam. супружеская власть и домашнее насилие в нормативном и святоотеческом дискурсе поздней древней Испании», Hispania Sacra 70, 142 (2018) 395-405.
- ^ Папирусы Оксиринха VI. 903.
- ^ "«Женщины недостойны жизни»: Протология и женоненавистничество в Евангелие от Фомы, высказывание 114" (Иван Мирошников) в Женщины и знания в раннем христианстве (2017). стр. 175.