Контроль над вооружениями
Контроль над вооружениями — термин, обозначающий международные ограничения на разработку, производство, накопление, распространение и использование стрелкового оружия , обычных вооружений и оружия массового уничтожения . [ 1 ] Исторически контроль над вооружениями мог применяться к холодному оружию (например, мечам) до изобретения огнестрельного оружия . Контроль над вооружениями обычно осуществляется с помощью дипломатии, которая стремится наложить такие ограничения на согласившихся участников посредством международных договоров и соглашений, хотя он также может включать усилия нации или группы наций по обеспечению соблюдения ограничений в отношении страны, не давшей согласия. [ 2 ]
Постановление
[ редактировать ]Договоры и соглашения по контролю над вооружениями часто рассматриваются как способ избежать дорогостоящей гонки вооружений , которая может оказаться контрпродуктивной для национальных целей и будущего мира. [ 3 ] Некоторые из них используются как способ остановить распространение определенных военных технологий (таких как ядерное оружие или ракетные технологии) в обмен на гарантии потенциальным разработчикам, что они не станут жертвами этих технологий. Кроме того, заключаются некоторые соглашения о контроле над вооружениями, чтобы ограничить ущерб, причиняемый войной, особенно гражданскому населению и окружающей среде, что считается плохим для всех участников, независимо от того, кто победит в войне.
Хотя многие сторонники мира рассматривают договоры о контроле над вооружениями как ключевой инструмент против войны, участники часто рассматривают их просто как способ ограничить высокие затраты на разработку и производство оружия и даже снизить затраты, связанные с самой войной. . Контроль над вооружениями может даже стать способом поддержания жизнеспособности военных действий за счет ограничения тех вооружений, которые сделают войну настолько дорогостоящей и разрушительной, что она перестанет быть жизнеспособным инструментом национальной политики.
Правоприменение
[ редактировать ]Со временем обеспечение соблюдения соглашений о контроле над вооружениями оказалось трудным. Большинство соглашений основано на постоянном желании участников соблюдать условия, чтобы оставаться в силе. Обычно, когда страна больше не желает соблюдать условия, она обычно пытается либо тайно обойти условия, либо прекратить свое участие в договоре. Это было видно по Вашингтонскому военно-морскому договору. [ 4 ] (и последующий Лондонский военно-морской договор [ 5 ] ), где большинство участников пытались обойти ограничения, некоторые более законно, чем другие. [ 6 ] Соединенные Штаты разработали более совершенную технологию, чтобы добиться лучших характеристик своих кораблей, продолжая при этом работать в рамках ограничений по весу, Великобритания воспользовалась лазейкой в условиях, итальянцы исказили вес своих судов, а, столкнувшись с ограничениями, Япония вышел из договора. Страны, нарушившие условия договора, не понесли серьезных последствий своих действий. Менее чем через десять лет от договора отказались. Женевский протокол [ 7 ] продлился дольше и пользовался большим уважением, но тем не менее страны нарушали его по своему желанию, когда чувствовали в этом необходимость. Правоприменение было бессистемным, причем меры были скорее политическими, чем соблюдением условий. Это означало, что санкции и другие меры, как правило, пропагандировались против нарушителей в первую очередь их естественными политическими врагами, в то время как нарушения игнорировались или принимались лишь символические меры со стороны их политических союзников. [ 8 ]
Более поздние договоры о контроле над вооружениями включали более строгие условия в отношении обеспечения соблюдения нарушений, а также проверки. Последнее стало серьезным препятствием для эффективного правоприменения, поскольку нарушители часто пытаются тайно обойти условия соглашений. Проверка — это процесс определения того, соблюдает ли страна условия соглашения, и включает в себя сочетание предоставления такой информации участниками. [ 9 ] а также какой-то способ позволить участникам проверять друг друга для проверки этой информации. [ 10 ] Зачастую это требует не меньше переговоров, чем сами ограничения, а в некоторых случаях вопросы проверки приводили к срыву переговоров по договору (например, проверка была названа в качестве серьезной проблемы противниками Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний , который в конечном итоге не был ратифицирован США). США). [ 11 ] [ 12 ]
Государства могут оставаться в договоре, стремясь нарушить его ограничения, а не выходить из него. Это происходит по двум основным причинам. Открытое игнорирование соглашения, даже если кто-то выходит из него, часто рассматривается в плохом политическом свете и может иметь дипломатические последствия. Кроме того, если кто-то остается в соглашении, конкуренты, которые также участвуют в соглашении, могут быть привлечены к ограничениям условий, в то время как отказ от соглашения позволяет вашим оппонентам осуществлять те же разработки, что и вы, ограничивая преимущество этого развития.
Теория контроля над вооружениями
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2023 г. ) |
Ученые и практики, такие как Джон Штайнбрунер , Томас Шеллинг , Мортон Гальперин , Джонатан Дин или Стюарт Крофт , активно работали над теоретической основой контроля над вооружениями. Контроль над вооружениями призван решить дилемму безопасности . Он направлен на взаимную безопасность между партнерами и общую стабильность (будь то кризисная ситуация, большая стратегия или стабильность, позволяющая положить конец гонке вооружений ). Помимо стабильности, контроль над вооружениями предполагает снижение затрат и ограничение ущерба. Оно отличается от разоружения , поскольку поддержание стабильности может позволить взаимно контролировать вооружения и не занимает позицию мира без оружия. [ 13 ] Тем не менее, контроль над вооружениями в принципе является оборонительной стратегией, поскольку прозрачность , равенство и стабильность не вписываются в наступательную стратегию. [ нужна ссылка ]
Согласно исследованию 2020 года, опубликованному в журнале American Political Science Review , контроль над вооружениями встречается редко, поскольку успешные соглашения о контроле над вооружениями предполагают трудный компромисс между прозрачностью и безопасностью. Чтобы соглашения о контроле над вооружениями были эффективными, должен быть способ тщательно проверить соблюдение государством соглашения, например, посредством интрузивных инспекций. Однако государства часто неохотно подчиняются таким инспекциям, когда у них есть основания опасаться, что инспекторы будут использовать инспекции для сбора информации о возможностях государства, которая может быть использована в будущем конфликте. [ 14 ]
История
[ редактировать ]До 19 века
[ редактировать ]Одной из первых зарегистрированных попыток контроля над вооружениями был свод правил, установленный в Древней Греции Амфиктионическими лигами . В постановлениях указывалось, как можно вести войну, а нарушения этого правила могли наказываться штрафами или войной.
В 8-9 веках нашей эры мечи и кольчуги, изготовленные во Франкской империи, пользовались большим спросом из-за их качества, а Карл Великий (годы правления 768–814) объявил их продажу или вывоз иностранцам незаконными, караемыми конфискацией имущества. или даже смерть. Это была попытка ограничить владение и использование этого снаряжения врагами франков, включая мавров , викингов и славян .
Церковь использовала свое положение транснациональной организации для ограничения средств ведения войны. 989 г. Постановление Божьего мира (продленное в 1033 г.) защищало мирных жителей, аграрные и экономические объекты, а также собственность церкви от войны. 1027 года Божье перемирие также пыталось предотвратить насилие между христианами. Второй Латеранский собор 1139 года запретил использование арбалетов против других христиан, хотя и не препятствовал его использованию против нехристиан.
Развитие огнестрельного оружия привело к увеличению разрушительных последствий войны. [ 15 ] Жестокость войн в этот период привела к попыткам формализовать правила войны с гуманным обращением с военнопленными и ранеными, а также правила защиты мирных жителей и разграбления их собственности. Однако в период до начала XIX века было зарегистрировано несколько официальных соглашений о контроле над вооружениями, за исключением теоретических предложений и предложений, навязанных побежденным армиям.
Одним из заключенных договоров было Страсбургское соглашение 1675 года . Это первое международное соглашение, ограничивающее применение химического оружия , в данном случае ядовитых пуль. Договор был подписан между Францией и Священной Римской империей.
19 век
[ редактировать ]1817 года Договор Раша-Багота между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством был первым договором о контроле над вооружениями того, что можно считать современной индустриальной эпохой, приведшим к демилитаризации района Великих озер и озера Шамплейн в Северной Америке. [ 16 ] За этим последовал Вашингтонский договор 1871 года , который привел к полной демилитаризации.
Промышленная революция привела к росту механизации войны, а также к быстрому прогрессу в разработке огнестрельного оружия; Возросший потенциал опустошения (который позже был замечен на полях сражений Первой мировой войны) привел к тому, что российский царь Николай II созвал лидеров 26 стран на Первую Гаагскую конференцию в 1899 году. Конференция привела к подписанию Гаагской конвенции. 1899 года, что привело к появлению правил объявления и ведения войны, а также использования современного вооружения, а также привело к созданию Постоянной третейской палаты .
1900-1945 гг.
[ редактировать ]Вторая Гаагская конференция была созвана в 1907 году, что привело к внесению дополнений и поправок к первоначальному соглашению 1899 года. [ 17 ] Третья Гаагская конференция была созвана в 1915 году, но от нее отказались из-за Первой мировой войны .
После Первой мировой войны была создана Лига Наций , которая попыталась ограничить и сократить вооружения. [ 18 ] Однако реализация этой политики не была эффективной. Различные военно-морские конференции, такие как Вашингтонская военно-морская конференция , проводились в период между Первой и Второй мировыми войнами, чтобы ограничить количество и размер основных военных кораблей пяти великих военно-морских держав.
1925 года Женевская конференция привела к запрету применения химического оружия против граждан противника в международных вооруженных конфликтах в рамках Женевского протокола . 1928 года Пакт Келлога-Бриана , хотя и был неэффективным, был попыткой «обеспечить отказ от войны как инструмента национальной политики». [ 19 ]
С 1945 года
[ редактировать ]После Второй мировой войны Организация Объединенных Наций была создана как орган, призванный содействовать и поддерживать международный мир и безопасность. [ 20 ] Соединенные Штаты предложили план Баруха в 1946 году как способ установить строгий международный контроль над ядерным топливным циклом и тем самым предотвратить глобальную гонку ядерных вооружений, но Советский Союз отклонил это предложение, и переговоры провалились. После выступления президента Эйзенхауэра в 1953 году «Атом ради мира» на Генеральной Ассамблее ООН в 1957 году было создано Международное агентство по атомной энергии для содействия мирному использованию ядерных технологий и применения гарантий против переключения ядерного материала с мирного использования на производство ядерного оружия .
Под эгидой ООН в 1963 году был заключен Договор о частичном запрещении испытаний , целью которого было положить конец испытаниям ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве. [ 21 ] (ДНЯО) 1968 года Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан с целью предотвратить дальнейшее распространение технологий ядерного оружия за пределами пяти стран, которые уже обладали ими: США, Советского Союза , Великобритании, Франции и Китая. [ 22 ] Этот договор, преследовавший три основные цели: обеспечение нераспространения с помощью инспекций, сокращение ядерных вооружений и право на мирное использование ядерной энергии, первоначально встретил некоторое сопротивление со стороны стран, развивающих свои собственные ядерные программы, таких как Бразилия, Аргентина и Южная Африка. [ 23 ] Тем не менее, все страны, за исключением Индии, Израиля, Пакистана и Южного Судана, решили подписать или ратифицировать документ. [ 24 ] [ 25 ]
Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) между Соединенными Штатами и Советским Союзом в конце 1960-х – начале 1970-х годов привели к заключению дальнейших соглашений о контроле над вооружениями. Переговоры ОСВ-I привели к заключению Договора по противоракетной обороне и Временного соглашения об ограничении стратегических вооружений (см. ОСВ-I ) в 1972 году. Переговоры по ОСВ-2 начались в 1972 году и привели к соглашению в 1979 году. Из-за вторжения Советского Союза в Афганистан Соединенные Штаты так и не ратифицировали договор, но соглашение соблюдалось обеими сторонами.
Договор о ядерных силах средней дальности был подписан между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1987 году и ратифицирован в 1988 году, что привело к соглашению об уничтожении всех ракет дальностью от 500 до 5500 километров. [ 26 ] Это произошло в контексте активизации движения за мир в течение предыдущего десятилетия, которое включало массовые демонстрации по всему миру в поддержку ядерного разоружения. [ 27 ]
В 1993 году была подписана Конвенция о химическом оружии, запрещающая производство и применение химического оружия . [ 28 ]
Договоры о сокращении стратегических вооружений ( СНВ-1 и СНВ-2) были подписаны США и Советским Союзом, что еще больше ограничивало вооружения. [ 29 ] Этому способствовал Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов , который, в свою очередь, был заменен новым Договором о СНВ .
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был подписан в 1996 году и запрещает все ядерные взрывы во всех средах, в военных или гражданских целях, но он не вступил в силу из-за нератификации восьми конкретных государств. [ 30 ] [ 31 ]
В 1998 году Организация Объединенных Наций основала Управление ООН по вопросам разоружения (УНП ООН). Его цель – способствовать ядерному разоружению и нераспространению, а также укреплению режимов разоружения в отношении других видов оружия массового уничтожения, химического и биологического оружия. Он также способствует усилиям по разоружению в области обычных вооружений, особенно наземных мин и стрелкового оружия, которые часто являются предпочтительным оружием в современных конфликтах. [ нужна ссылка ]
Помимо договоров, направленных в первую очередь на прекращение распространения ядерного оружия, в последнее время появилось движение по регулированию продажи и торговли обычными вооружениями. По состоянию на декабрь 2014 года Организация Объединенных Наций готовится к вступлению в силу Договора о торговле оружием , который ратифицировали 89 стран. [ 32 ] Однако в настоящее время он не ратифицирован ключевыми производителями вооружений, такими как Россия и Китай, и, хотя Соединенные Штаты подписали договор, они еще не ратифицировали его. [ 33 ] Договор регулирует международную торговлю практически всеми категориями обычных вооружений – от стрелкового оружия до боевых танков, боевых самолетов и военных кораблей. Охватываются также боеприпасы, а также детали и компоненты. [ 34 ]
Совсем недавно Организация Объединенных Наций объявила о принятии Договора о запрещении ядерного оружия в 2020 году после 50-й ратификации или присоединения государств-членов. [ 35 ]
Список договоров и конвенций, касающихся контроля над вооружениями
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые из наиболее важных международных соглашений по контролю над вооружениями:
- Версальский договор 1919 года – ограничил размер вооруженных сил Германии после Первой мировой войны.
- Вашингтонский военно-морской договор , 1922–1939 гг. [ 36 ] (в рамках военно-морских конференций ) – установить ограничения на строительство линкоров , линейных крейсеров и авианосцев , а также тоннажных квот на крейсеры , эсминцы и подводные лодки между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией.
- Женевский протокол 1925 года – запретил применение биологического и химического оружия против граждан противника в международных вооруженных конфликтах.
- Договор об Антарктике , подписан в 1959 году, вступил в силу в 1961 году – запрещен военный конфликт в Антарктиде.
- Договор о частичном запрещении испытаний , подписан и вступил в силу в 1963 году – запрещены испытания ядерного оружия в атмосфере.
- Договор по космосу , подписан и вступил в силу в 1967 году. [ 37 ] — запрещено размещение оружия массового поражения , в том числе ядерного оружия, в космосе.
- Договор о нераспространении ядерного оружия , подписанный в 1968 году, вступил в силу в 1970 году – запрещает странам, не имеющим ядерного оружия, приобретать его, одновременно обязывая государства, обладающие ядерным оружием, к возможному разоружению.
- Договор о контроле над вооружениями на морском дне , подписан в 1971 году, вступил в силу в 1972 году. [ 38 ] – запрещены подводные ядерные испытания
- Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-I), подписан и ратифицирован в 1972 году, вступил в силу в 1972–1977 годах - ограниченное внедрение новых пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.
- Договор по противоракетной обороне , подписан и вступил в силу в 1972 году, расторгнут после вывода войск США в 2002 году – ограничение противоракетной обороны.
- Конвенция о биологическом оружии , подписана в 1972 году, вступила в силу в 1975 году. [ 39 ] – запрещено производство биологического оружия
- Договор о пороговом запрещении ядерных испытаний , подписанный в 1974 году, вступил в силу в 1990 году – ограничил испытания ядерного оружия до 150 килотонн.
- ОСВ-2 подписано в 1979 году, так и не вступило в силу – ограниченное производство баллистических ракет большой дальности и межконтинентальных баллистических ракет.
- Конвенция об изменении окружающей среды , подписана в 1977 году, вступила в силу в 1978 году – запрещено военное использование методов воздействия на окружающую среду.
- Конвенция о конкретных видах обычного оружия , подписанная в 1980 году и вступившая в силу в 1983 году, ограничивает использование некоторых обычных вооружений, таких как наземные мины , зажигательное оружие и лазерное оружие , а также требует обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов .
- Лунный договор , подписан в 1979 году, вступил в силу в 1984 году. [ 40 ] — запрещает милитаризацию Луны
- Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписан в 1987 г., вступил в силу в 1988 г., США и Россия объявили о выходе. 2019 г. – ограниченные баллистические ракеты малой и средней дальности.
- Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в 1990 г., вступил в силу в 1992 г. [ 41 ] – установлены ограничения на размещение обычных вооруженных сил в Европе между НАТО и Варшавским договором
- Венский документ , принятый в 1990 г., обновленный в 1992, 1994, 1999, 2011 гг. [ 42 ] – Европейское соглашение о мерах укрепления доверия и безопасности, таких как предварительное уведомление о деятельности военных сил и инспекции военной деятельности.
- Договор I о сокращении стратегических вооружений ( СНВ-I ), подписан в 1991 г., вступил в силу в 1994 г., срок действия истек в 2009 г. ( СНВ-I был преемником истекших соглашений об ОСВ .) – предусматривал ограничения на стратегические наступательные вооружения.
- Конвенция о химическом оружии , подписана в 1993 году, вступила в силу в 1997 году – запрещено производство и накопление запасов химического оружия.
- СНВ-2 , подписан в 1993 г., ратифицирован в 1996 г. (США) и 2000 г. (Россия), прекращен после выхода России в 2002 г. [ 43 ] – запрещенные межконтинентальные баллистические ракеты с разделяющейся головной частью независимого наведения.
- Договор по открытому небу , подписан в 1992 году, вступил в силу в 2002 году. [ 44 ] – разрешены невооруженные разведывательные полеты между НАТО и Россией.
- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний , подписанный в 1996 году, не вступил в силу. – запрещены испытания ядерного оружия
- Оттавский договор по противопехотным минам , подписан в 1997 г., вступил в силу в 1999 г. [ 45 ]
- Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписан в 2002 г., вступил в силу в 2003 г., истекает в 2012 г. – ограниченное количество ядерных боеголовок.
- Международный кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет , подписанный в 2002 году – ограниченное распространение баллистических ракет.
- Конвенция по кассетным боеприпасам , подписана в 2008 году, вступила в силу в 2010 году. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] – запрещает размещение, производство и накопление кассетных бомб.
- Новый договор СНВ , подписанный Россией и Соединенными Штатами в апреле 2010 года, вступил в силу в феврале 2011 года. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] — вдвое сокращено стратегические ядерные ракеты
- Договор о торговле оружием , заключен в 2013 г., вступил в силу 24 декабря 2014 г. [ 54 ] – регулирует торговлю обычными вооружениями
- Договор о запрещении ядерного оружия , подписанный в 2017 году, вступил в силу в январе 2021 года – запрещает ядерное оружие.
Договоры о зонах, свободных от ядерного оружия
[ редактировать ]- Договор Тлателолко (Латинская Америка и Карибский бассейн ), подписан в 1967 г., вступил в силу в 1972 г.
- Договор Раротонга ( южная часть Тихого океана ), подписан в 1985 г., вступил в силу в 1986 г. [ 55 ]
- Бангкокский договор (Юго-Восточная Азия), подписан в 1995 г., вступил в силу в 1997 г. [ 56 ]
- Пелиндабский договор (Африка), подписан в 1996 г., вступил в силу в 2009 г.
- Семипалатинский договор (Центральная Азия), подписан в 2006 г., вступил в силу в 2008 г. [ 57 ]
Другие договоры, среди прочих целей, также предусматривают создание ЗСЯО. Это следующие:
- Договор об Антарктике , подписан в 1959 году, вступил в силу в 1961 году.
- Договор по космосу , подписан и вступил в силу в 1967 году.
- Договор о контроле над вооружениями на морском дне , подписан в 1971 году, вступил в силу в 1972 году.
Договоры, не вступившие в силу
[ редактировать ]- Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний , подписанный в 1996 году, запрещает испытания ядерного оружия.
Предлагаемые договоры
[ редактировать ]- Договор о прекращении производства расщепляющегося материала [ 58 ] – запретит любое дальнейшее производство расщепляющегося материала
- Конвенция по ядерному оружию - запретит ядерное оружие
Режимы экспортного контроля
[ редактировать ]- Комитет Цангера с 1971 г.
- Группа ядерных поставщиков (ГЯП) с 1974 г.
- Австралийская группа с 1985 года.
- Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), с 1987 г.
- Вассенаарский пакет , с 1996 г.
Необязательные декларации
[ редактировать ]- Декларация Аякучо 1974 г.
Организации по контролю над вооружениями
[ редактировать ]Межправительственными организациями по контролю над вооружениями являются:
- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
- Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), у которой есть и другие функции, помимо контроля над вооружениями.
- Подготовительная комиссия Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний ( Подготовительный комитет ОДВЗЯИ )
- Конференция по разоружению (CD)
- Управление ООН по вопросам разоружения (УНП ООН)
- Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)
- ныне расформированная Комиссия Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК), преемница Специальной комиссии Организации Объединенных Наций (ЮНСКОМ)
- неудавшееся предложение [ 59 ] для Организации по запрещению биологического оружия
Существует также множество неправительственных организаций, которые способствуют глобальному сокращению ядерных вооружений и предлагают исследования и анализ политики США в области ядерного оружия. Наиболее выдающейся среди этих организаций является Ассоциация по контролю над вооружениями , основанная в 1971 году для содействия общественному пониманию и поддержке контроля над вооружениями. Другие включают:
- Федерация американских ученых (ФАС) — основана в 1945 году как Федерация ученых-атомщиков ветеранами Манхэттенского проекта .
- Кампания за ядерное разоружение — ведущая организация по разоружению в Великобритании, основанная в 1957 году.
- Peace Action — ранее SANE (Комитет за разумную ядерную политику), основанный в 1957 году.
- Организация «Врачи за социальную ответственность» (PSR) — основана Бернардом Лоуном в 1961 году.
- Совет за пригодный для жизни мир — основан в 1962 году физиком Лео Силардом и другими учёными, которые считали, что ядерное оружие следует контролировать и в конечном итоге ликвидировать.
- Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (СИПРИ) — основан в 1966 году.
- Союз обеспокоенных ученых (UCS) — основан в 1969 году преподавателями и студентами Массачусетского технологического института .
- Ассоциация по контролю над вооружениями — основана в 1971 году.
- Центр по контролю над вооружениями и нераспространению — основан в 1980 году как дочерняя организация Совета за пригодный для жизни мир .
- Международные врачи за предотвращение ядерной войны (IPPNW) — основана в 1981 году.
- Альянс за ядерную ответственность — национальная сеть организаций, занимающихся решением проблем производства ядерного оружия и очистки отходов, основанная в 1987 году как Сеть военного производства.
- Global Zero — основана в 2008 году.
- TMC Asser Instituut — основан в 1965 году.
См. также
[ редактировать ]- Сделки с оружием
- Эмбарго на поставки оружия
- Оружейная промышленность
- Торговля оружием
- Разоружение
- Экспортный контроль
- Модель оружия против масла
- Список соглашений о контроле над химическим оружием
- Список договоров об оружии массового уничтожения
- Компенсационный договор
- Исследования мира и конфликтов
- Частная военная компания
- Постоянная военная экономика
- Стрелковое оружие и легкие вооружения (ЛСО)
- Управление ООН по вопросам разоружения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барри Колодкин. «Что такое контроль над вооружениями?» . About.com, Внешняя политика США . Компания Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала (статья) 3 сентября 2016 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Стюарт Крофт, Стратегии контроля над вооружениями: история и типология (Manchester University Press, 1996).
- ^ Ануп Шах (6 мая 2012 г.). «Контроль над вооружениями» (статья) . globalissues.org . Глобальные проблемы . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЙ, ВАШИНГТОН, 12 НОЯБРЯ 1921 ГОДА — 6 ФЕВРАЛЯ 1922 ГОДА» . ибиблио . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ И СОКРАЩЕНИИ МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ» . microworks.net . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ Питер Байсхайм, Массачусетс. «Военно-морские договоры: рождение Второго Лондонского военно-морского договора: краткое исследование качественных ограничений крупных кораблей 1936–1941 годов» . Бисмарк и Тирпиц . Джон Асмуссен. Архивировано из оригинала (Эссе) 22 января 2012 года . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ «Женевский протокол» . ФАС: Оружие массового поражения . Федерация американских ученых . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ Харальд Мюллер (август 2005 г.). «ОМП: Закон вместо беззаконной самопомощи» (PDF) . Комиссия по оружию массового уничтожения. Информационный документ 37. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2016 года.
- ^ «Краткий обзор состояния химического и биологического оружия» (информационный бюллетень) . Ассоциация по контролю над вооружениями. Июнь 2018.
- ^ А. Уолтер Дорн; Дуглас С. Скотт (2000). «Механизмы соблюдения договоров по разоружению» . Ежегодник проверки 2000 . Лондон: Центр исследований, обучения и информации по проверке. стр. 229–247 – через walterdorn.org.
- ^ Джонатан Медалия (3 августа 2011 г.). Договор о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия: предыстория и текущие события (PDF) . Отчет CRS для Конгресса (Отчет). Исследовательская служба Конгресса . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ Ротман, Александр Х. (23 марта 2011 г.). «Фукусима: еще один повод ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» . Бюллетень ученых-атомщиков .
- ^ Шеллинг, Томас; Гальперин, Мортон (1961). Стратегия и контроль над вооружениями . Фонд двадцатого века.
- ^ Коу, Эндрю Дж.; Вайнман, Джейн (2020). «Почему контроль над вооружениями встречается так редко» . Американский обзор политической науки . 114 (2): 342–355. дои : 10.1017/S000305541900073X . ISSN 0003-0554 . S2CID 201700936 .
- ^ Купленд, РМ; Меддингс, ДР (1999). «Смертность, связанная с применением оружия в вооруженных конфликтах, зверствами военного времени и массовыми расстрелами гражданского населения» . BMJ (Клинические исследования под ред.) . 319 (7207): 407–410. дои : 10.1136/bmj.319.7207.407 . ПМК 28193 . ПМИД 10445920 .
- ^ «Британско-американский дипломатический обмен нотами относительно военно-морских сил на американских озерах» . Проект Авалон . Юридическая библиотека Лилиан Гольдман . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Декларация (XIV) о запрещении сброса снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров. Гаага, 18 октября 1907 г.» . Гуманитарное право . Международный комитет Красного Креста . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Контроль над вооружениями и разоружение – Между мировыми войнами, 1919–1939» . Энциклопедия новой американской нации . Адвамег, ООО . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Пакт Келлога-Бриана 1928 года» . Проект Авалон. Архивировано из оригинала 9 мая 2012 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «История ООН» . un.org . Объединенные Нации . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Магнарелла, Пол Дж (2008). «Попытки сократить и ликвидировать ядерное оружие посредством Договора о нераспространении ядерного оружия и создания зон, свободных от ядерного оружия». . МИР И ПЕРЕМЕНЫ. п. 514.
- ^ Совет по международным отношениям: Глобальный мониторинг нераспространения, доступно по адресу http://www.cfr.org/publication/18985/.
- ^ Магнарелла, Пол Дж (2008). «Попытки сократить и ликвидировать ядерное оружие посредством Договора о нераспространении ядерного оружия и создания зон, свободных от ядерного оружия». . МИР И ПЕРЕМЕНЫ. п. 509.
- ^ Гиллис, Мелисса (2017). «Разоружение: базовое руководство, четвертое издание». . Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
- ^ Договор о нераспространении ядерного оружия Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
- ^ Сейицу Татибана (1998). «Сэйитсу Тачибана, «Много шума из-за чего-то: факторы, побудившие Рейгана и Горбачева заключить ДРСМД»» ( PDF) . Наука мира в Хиросиме, Том 11 . Институт прикладных наук Нагасаки. п. Хироспаж.151–182. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2012 года . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ Кернс, Барбара (5 мая 2021 г.). «Выход за мир: история CANE и PND (WA)» . Библиотека социальных изменений Commons . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Статьи Конвенции о химическом оружии» . Организация по запрещению химического оружия . ОЗХО . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ КИРИТ РАДИА (24 декабря 2010 г.). «Ядерный договор: руководство по разоружению» (новостная статья) . Новости АВС . Интернет-предприятия ABC News. Yahoo! – Сеть новостей ABC . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ «Ядерные испытания представляют собой приемлемый риск для контроля над вооружениями» (статья) . Научный американец . 2 марта 2009 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Что такое ДВЗЯИ?» . Подготовительная комиссия Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) . Подготовительная комиссия Организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Договор о торговле оружием» . Сборник договоров Организации Объединенных Наций . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ «Договор о торговле оружием» . УНОДА . Организация Объединенных Наций . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ Гиллис, Мелисса (2017). «Разоружение: базовое руководство, четвертое издание». . Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
- ^ Гиллис, Мелисса (2017). «Разоружение: базовое руководство, четвертое издание». . Нью-Йорк: Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения.
- ↑ Срок действия последнего договора военно-морской конференции истекал де-юре в 1942 году, но фактически он перестал действовать с началом Второй мировой войны.
- ^ «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» . Управление ООН по вопросам космического пространства . УНООСА . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Договор по морскому дну» . ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ДРУГИХ ОРУЖИЙ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ НА ДНЕ МОРСКОГО И ОКЕАНСКОГО ДНА И В ЕГО НЕДАХ . Государственный департамент США . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Разоружение: Конвенция о биологическом оружии» . ЮНОГ . ЮНОГ . Проверено 13 мая 2012 г.
- ↑ Договор о Луне вступил в силу в 1984 году, но подавляющее большинство государств его не подписали и не ратифицировали, включая основные космические державы.
- ^ после холодной войны Поправки к ДОВСЕ были согласованы в 1996 году, но так и не вступили в силу. Россия объявила о намерении приостановить действие договора в 2007 году.
- ^ Шакиров, Олег (2019). «Будущее Венского документа» (PDF) . ПИР-Центр . Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2)» . Федерация американских ученых . Федерация американских ученых . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Канцелярия пресс-секретаря (23 марта 2012 г.). «Договор по открытому небу: информационный бюллетень» . Государственный департамент США . Госдепартамент США . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Крупнейшие производители противопехотных мин — Китай, Россия и США — не присоединились к Оттавскому договору о наземных минах.
- ^ «Конвенция» . Конвенция по кассетным боеприпасам – ККБ . Конвенция по кассетным боеприпасам – ККБ . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Договор о кассетной бомбе ратифицирован, сообщает ООН» (новостная статья) . Всемирные новости BBC . Би-би-си. 17 февраля 2010 г. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Вопросы и ответы: Договор о кассетной бомбе» (новостная статья) . Всемирные новости BBC . Би-би-си. 3 декабря 2008 года . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Стюарт Хьюз (1 августа 2010 г.). «Принят договор о запрете кассетных бомб» . Всемирные новости BBC . Би-би-си . Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ Питер Уилк (19 ноября 2010 г.). «Не играйте в политику с новым договором СНВ» . CNN . Кабельная новостная сеть. Turner Broadcasting System, Inc. Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Новый СНВ: текст договора» . Государственный департамент США . Госдепартамент США . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Ключевой комитет Сената принимает договор о ядерном оружии» . CNN . Кабельная новостная сеть. Turner Broadcasting System, Inc. 7 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ ПИТЕР БЕЙКЕР (21 декабря 2010 г.). «Договор об оружии с Россией готовится к ратификации» (статья) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Договор о торговле оружием» . ВЫ ХОТИТЕ . ВЫ ХОТИТЕ . Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ «Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (SPNFZ) Договор Раротонга» . Федерация американских ученых . (Федерация американских ученых) www.fas.org . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, Бангкок, Таиланд, 15 декабря 1995 года» . АСЕАН . Секретариат АСЕАН . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ Скотт Пэрриш, Уильям С. Поттер (8 сентября 2006 г.). «Государства Центральной Азии создают зону, свободную от ядерного оружия, несмотря на противодействие США» (статья) . Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина . Центр исследований нераспространения Джеймса Мартина (CNS) . Проверено 16 мая 2012 г.
- ^ «Проект договора о прекращении производства расщепляющегося материала или FM(C)T» . Библиотека: Международная группа экспертов по расщепляющимся материалам . Международная группа экспертов по расщепляющимся материалам . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2007 года . Проверено 20 мая 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адельман, Кеннет Л. (1986). «Контроль над вооружениями и права человека». Мировые дела . 149 (3): 157–162. JSTOR 20672104 .
- Международная амнистия (2014). «Контроль над вооружениями и права человека» . amnesty.org . Международная амнистия.
- Бэйлс, Элисон Дж. К. «Изменяющаяся роль контроля над вооружениями в исторической перспективе». в «Контроле над вооружениями в 21 веке» (2013): 15-38.
- Коу, Эндрю Дж. и Джейн Уэйнман. 2019. «Почему контроль над вооружениями встречается так редко». Обзор американской политической науки. doi:10.1017/S000305541900073X|
- Крофт, Стюарт. Стратегии контроля над вооружениями: история и типология (Manchester University Press, 1996).
- Форадори, Паоло и др. ред. Контроль над вооружениями и разоружение: 50-летний опыт ядерного образования (2017), отрывок
- Форсберг, Рэндалл , редактор, репортер по контролю над вооружениями, 1995–2005 гг. Кембридж: MIT Press, 1995–2004.
- Гиллеспи, Александр. История законов войны: Том 3: Обычаи и законы войны в отношении контроля над вооружениями (Bloomsbury Publishing, 2011).
- Глинн, Патрик. Закрытие ящика Пандоры: гонка вооружений, контроль над вооружениями и история холодной войны (1992) онлайн
- Грэм-младший, Томас. Очерки разоружения: три десятилетия контроля над вооружениями и международного права (Вашингтонский университет Press, 2012).
- Кауфман, Роберт Гордон. Контроль над вооружениями в доядерную эпоху (издательство Колумбийского университета, 1990).
- Ларсен, Джеффри А. Исторический словарь по контролю над вооружениями и разоружению (2005) онлайн
- Мучлерм, Макс М. Контроль над вооружениями в космосе: изучение условий превентивного контроля над вооружениями (Palgrave Macmillan, 2013).
- Рейнхольд, Томас и Кристиан Рейтер. «Контроль над вооружениями и его применимость в киберпространстве». в «Информационные технологии для мира и безопасности: ИТ-приложения и инфраструктура в конфликтах, кризисах, войне и мире» (2019): 207-231.
- Смит, Джеймс М. и Гвендолин Холл, ред. Вехи в контроле над стратегическими вооружениями, 1945–2000: роли и результаты ВВС США (2002) онлайн
- Томпсон, Кеннет В., изд. Президенты и контроль над вооружениями: процесс, процедуры и проблемы (University Press of America, 1997).
- Уильямс-младший, Роберт Э. и Пол Р. Виотти. Контроль над вооружениями: история, теория и политика (2 том ABC-CLIO, 2012).
- Янг, Найджел Дж. изд. Оксфордская международная энциклопедия мира (4 том, 2010 г.) 1: 89–122.
Первоисточники
[ редактировать ]- Агентство США по контролю над вооружениями и разоружению. Соглашения о контроле над вооружениями и разоружении: тексты и история переговоров (1996 г.) ISBN 9780160486890
Внешние ссылки
[ редактировать ]- онлайн-книги по контролю над вооружениями (в Интернет-архиве )
- Контроль над вооружениями и нераспространение: каталог договоров и соглашений Исследовательская служба Конгресса , 8 мая 2018 г.
- «Краткий обзор Договора о торговле оружием» . www.armscontrol.org . Ассоциация по контролю над вооружениями. Июль 2013.
- Национальный центр по борьбе с распространением оружия массового уничтожения - Офис директора национальной разведки (архивировано 28 апреля 2015 г.)
- ООН – Вопросы разоружения
- Центр контроля над вооружениями и нераспространения
- Совет за пригодный для жизни мир (архивировано 11 июля 2007 г.)
- Исследование Стокгольмского международного института исследования проблем мира в области контроля над вооружениями и нераспространения (архивировано 17 февраля 2011 г.)
- Лекция Масахико Асада на тему « Ядерное оружие и международное право» в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- посвященный разоружению Веб-сайт,