Болеславец
Болеславец | |
---|---|
Болеславец-Слёнский | |
| |
Псевдоним(ы): Город Керамики Город Керамики | |
Координаты: 51 ° 16' с.ш. 15 ° 34' в.д. / 51,267 ° с.ш. 15,567 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
воеводство | Нижнесилезский |
Графство | Болеславец |
Коммуна | Болеславец (городская гмина) |
Учредил | 13 век |
Права города | 1251 |
Правительство | |
• Крупный город | Петр Роман ( BS ) |
Область | |
• Общий | 22,81 км 2 (8,81 квадратных миль) |
Население (30 июня 2021 г. [ 1 ] ) | |
• Общий | 38,280 |
• Плотность | 1700/км 2 (4300/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 59–700 |
Код города | +48 75 |
Автомобильные номера | двухместный номер |
Климат | ДФБ |
Веб-сайт | Болеславец.pl |
Болеславец ( произносится [bɔlɛˈswavʲɛt͡s] , силезское : Bolesławiec , немецкое : Bunzlau ) — исторический город, расположенный на реке Бобр в Нижнесилезском воеводстве , на юго-западе Польши . Это административный центр Болеславецкого повята и гмины Болеславец является городской гминой (которая сама по себе ). По состоянию на июнь 2021 года его население составляет 38 280 человек. [ 1 ] Основанный в 13 веке, город известен своими давними традициями гончарного дела и наследием Старого города.
Имя
[ редактировать ]
Имя Болеславец - это отчество, происходящее от славянского имени Болеслав, состоящего из двух элементов старопольского, в настоящее время неиспользуемого термина bole (j), означающего очень, и sław, означающего славу. Это название буквально означает «очень известный» и было дано городу в честь основателя Болеслава I Высокого , который основал город около 1190 года, предоставив ему многочисленные привилегии. В своем списке топонимов Силезии, опубликованном во Вроцлаве в 1888 году, Генрих Адамий упоминает название города, зафиксированное в документе 1196 года, - Болеславец, придавая ему значение Stadt des Boleslaw I (польский: Город Болеслава I).
Город под латинизированным названием castrum Boleslavec упоминается в латинском документе 1277 года, подписанном польским князем Болеславом (лат. Boleslaus dux Polonie). В 1295 году в латинской хронике Liberfundationis episcopatus Vratislaviensis город упоминается под латинизированным названием Болеславия и Болеславец, Болеславиц .
Название города в латинизированной форме Болеславич упоминается в латинском документе 1312 года, изданном в Глогове . В средневековом документе, написанном на латыни от 31 октября 1310 года, город упоминается под латинизированным названием Болеславия. В 1475 году в латинском статуте Statuta Synodalia Episcoporum Wratislaviensium город упоминается под латинизированным названием Болеславия. В 1613 году силезский краевед и историк Миколай Хенель из Прудника упомянул город в своем труде по географии Силезии под названием Silesiographia, дав ему латинское название: Болеславия.
Немецкое имя Бунцлау, существующее с 13 века, представляет собой германизированную форму, происходящую от польского имени. В работе швейцарского географа Маттеуса Мериана под названием «Топография Богемии, Моравии и Силезии» от 1650 года упоминается город под названием Болеслау.
В 1750 году польское название Болеславец было упомянуто на польском языке Фридрихом II среди других силезских городов в официальном постановлении, изданном для жителей Силезии. Название города Болеслав было упомянуто силезским писателем Юзефом Ломпой в книге «Краткий очерк географии Силезии для начальной науки», опубликованной в Глогувеке в 1847 году. Польское название Болеславец и немецкое имя Бунцлау были упомянуты в 1896 году. Силезского писателя Константина Дамрота в книге о местных названиях Силезии. В своей книге Дамрот упоминает и более старые имена из латинских документов: 1377 г. - Болеславце, 1417 г. - Болеславиц, 1446 г. - Болеславице.
Географический словарь Королевства Польского дает два названия города: польское название Болеславец и немецкое Бунцлау.
Нынешнее название было официально утверждено в 1946 году.
История
[ редактировать ]
Княжество Польское ок. 990 –1025
Королевство Польское 1025–1320 гг.
Герцогство Явор 1320–1392 гг.
Земли Богемской короны 1392–1469 гг.
Королевство Венгрия 1469–1490 гг.
Земли Богемской короны 1490–1742 гг.
Королевство Пруссия 1742–1871 гг.
Германская империя 1871–1918 гг.
Веймарская республика 1919-1933 гг.
Нацистская Германия 1939–1945 гг.
Польша 1945 – настоящее время
Эпоха палеолита (ок. 10 000 – ок. 8300 до н. э.)
[ редактировать ]Самые древние следы человеческого обитания в районе Болеславца относятся к более молодой фазе позднего палеолита , т.е. около 10 000 г. до н.э. В 1974 году на высокой террасе реки Бубр в Бобровице близ Шпротавы были найдены кремневые орудия этого периода ( лист типа Люнгби с двумя фрагментами осколков ). Тогда же в Гольнице близ Болеславца, также на террасе притока реки Бубр, были обнаружены аналогичные изделия (асимметричный тилакус с ретушированным основанием и два крупных фрагмента осколков). Местоположение находок тесно связано с горным характером Бубра. Долина этой реки шириной от 500 до 3500 м весной и во время продолжительных дождей находилась под водой . Уровень грунтовых вод означал, что они медленно стекали. В результате доступ в долину долгое время был затруднен. Поэтому ради собственной безопасности человек позднего палеолита оставался в этом районе в местах, защищавших его от водной стихии.
Эпоха мезолита (ок. 8300 – ок. 4500 до н.э.)
[ редактировать ]В бассейне Бобра мезолита обнаружено 45 памятников эпохи , от Болеславца до Кросно-Оджаньских . Все они, как и в палеолите, расположены по краям долин, на более высоких террасах или дюнах , преимущественно с южной или юго-западной стороны. Обнаруженные находки представляют собой стоянки площадью от 2-3 акров до 1 га (в данном случае это были бы несколько небольших функциональных площадок того времени), где было обнаружено мало кремневых изделий. Люди, жившие в то время в бассейне Бобра, прибыли сюда в конце палеолита из так называемых федермессерской и аренсбургской культур. После потепления климата оставшееся здесь население участвовало в возникновении мезолитической общности, получившей название протокоморнской группы. Однако после дальнейшего потепления они покинули регион Бобер, и постмаглемианское население, вероятно, из хойницко-пинковской культуры , прибыло в этот район в конце бореального периода. В основном они занимались эксплуатацией лесной и водной среды ( охота , рыбалка ). Конец мезолитического расселения произошел в конце 2-го периода неолита.
Эпоха неолита (ок. 4500–1800 гг. до н. э.)
[ редактировать ]В эпоху неолита территория Болеславца также была проникнута, особенно племенами культуры шнуровой посуды . Это подтверждается обнаруженным в Болеславицах памятником этой культуры (каменный топор). Наибольшие концентрации поселений наблюдались в Глоговско-Барицкой прогляциальной долине, Силезской низменности и Рациборской котловине , в местах с наиболее плодородными почвами и несколько истощенными лесами. Из-за значительной мобильности племен этой культуры считается, что в их методах ведения сельского хозяйства преобладали скотоводство и некоторые формы скотоводства . Со временем люди этой культуры были ассимилированы новым сообществом, использующим более качественные бронзовые изделия.
Бронзовый век (1800 – 700 до н.э.)
[ редактировать ]Важнейшей археологической культурой бронзового века была лужицкая культура , которой предшествовала пралужицкая культура , которая, не теряя своего серьезного характера, породила целый ряд местных особенностей. Он располагался между рекой Качавой и верховьями рек Бивер и Шпротава . стабилизация расселения людей этой культуры в Силезии , Саксонии , Лужицах и Великой Польше В это время, вероятно, произошла . В этот период так называемой классической фазы культуры продолжения в Бобровицах недалеко от Шпротавы была найдена ушная шпилька с украшенной головкой. В свою очередь, бронзовый топор с оправой был найден в Осечнице, недалеко от Болеславца. Хотя следы лужиц были обнаружены на берегах почти всего течения реки Бубр, этот район не относится к числу крупных населенных пунктов (за исключением окрестностей Жагани и Новогруда-Бобжанского ). Около десятка памятников, обнаруженных в окрестностях Болеславца, свидетельствуют, однако, о довольно интенсивном проникновении в эту часть земель по реке Бубр сообществ лужицкой культуры. Эти места (кладбища) расположены, в частности, в Болеславце, Болеславице, Бучеке Малом, Крушине-Годнуве, Раковице-Отке.
Железный век (поздний римский период 400-500 гг. н. э.)
[ редактировать ]За коротким гальштадтским периодом (700-400 гг. до н.э.), в течение которого рухнула лужицкая культура, последовал Латинский век (в окрестностях Вроцлава датируется IV веком до нашей эры - концом II века нашей эры). Территория Болеславца находилась вне влияния «кельтских» культурных групп. Несмотря на это, в Болеславце была найдена бронзовая застежка со свободной пяткой и щитком. Он представляет собой редкий экземпляр мюнсингенской застежки с хордой, обернутой вокруг дужки. Вторая из фибул , железная, со свободной пяткой и небольшим декорированным шариком, относится к позднему варианту дучковской застежки (названной в честь клада в Духкове). Оба являются ранними, поздними и поздними формами. Предполагается, что эти находки указывают на существование дополнительного пути контактов между кельтами и Севером. В районе Шпротавы и Старой Коперни были обнаружены железные ковальвические застежки возле Жагани в могилах поморской культуры . В конце II века н. э. место кельтов занял народ Любошицкая культура (середина II - IV - V вв. н.э.). Исследования расселения на этой территории в доримский период и римское влияние, за исключением отдельных находок и керамики, доказывающих существование поселения, до сих пор не подтвердили существование здесь поселения. Это связано с тем, что он находился на границе между любошицкой культурой и легницким регионом пшеворской культуры . Вышеупомянутые находки периода римского влияния (I век до н.э. – VI век нашей эры) не впечатляют. Между 1932 и 1933 годами в Болеславицах были обнаружены две римские монеты (одна бронзовая), которые находились в частном владении и сейчас считаются утерянными. Намного раньше (1820 г.) в Болеславце был обнаружен римский денарий с копьеобразным лезвием, а в 1941 г. - динарий Гордиана III 238-244 гг. Эти монеты могут доказать существование торгового пути в этом районе еще в первой половине I тысячелетия. Однако обращает на себя внимание обнаружение поселения (керамики) любошицкой культуры в Болеславце. Чуть севернее города, в г. Паркошув , обнаружено кладбище этой культуры с пятью могилами, оснащенными глиняной посудой и фрагментами трупов, а также расплавленным стеклом и фрагментом гребня. Считается, что поселение в этот период занимало небольшую территорию вдоль реки Бивер.
Болеславец в средневековой Польше
[ редактировать ]
Славяне прибыли в Силезию в VII веке, но в районе Болеславца не обнаружено ни следов их проживания в то время, ни остатков так называемой суковско-шелигийской культуры, которая охватывала, в частности, Западное Поморье, Мекленбург, Бранденбург, Лужица, Плоцкое Мазовия, Великая Польша, Силезия и, вероятно, временно южная Малая Польша. Это произошло в северных районах Нижней Силезии недалеко от Слензы. Ситуация с расселением в районе Болеславца в VIII веке также неясна. По мнению некоторых исследователей, эта территория входила в состав Торновско-Кленицкой зоны, включавшей в себя часть Лужицы, Любушской земли , часть Великой Польши и северные территории Нижней Силезии. Как и прежде, памятников, подтверждающих принадлежность Болеславца к этой зоне, до сих пор не обнаружено. Первые находки, подтверждающие существование поселения в Болеславце на рубеже VIII-IX веков, чрезвычайно ценны своей формой. Это связано с тем, что был найден конец пояса так называемого блатницкого типа, происходящего из зоны Блатница-Микульжице, датируемого 790-830 гг. Его отличают изделия, созданные после падения Аварского каганата, относящиеся к западным изделиям. Конец пояса, найденного в Болеславце, имеет каролингские черты. Найденный шпор, напротив, является имитацией изделий раннего Каролингов. Таким образом, Болеславец расположен на границе раннекаролингского влияния, охватывая эльбских славян, а затем пояс восточнее Одера и Лужицкой Нейсе до Болеславца, а затем до Слензского края и в юго-западном направлении, охватывая Богемия. Чрезвычайно важной находкой является железная чаша так называемого силезского типа. В последнее время ее все чаще рассматривают как первоначальную форму нерублевых денег, которую в Моравии и Малопольше заменила ее более совершенная форма - топорообразный штраф. Болеславецкая чаша — самая западная находка достаточно компактной зоны таких изделий в Силезии. После того как Силезия вошла в круг влияния Великоморавского государства, великоморавское влияние, которое проявляется в соседних Тршебовских или Дзядошанских областях, не достигло Болеславского края. Точно так же сюда не дошло и богемское влияние, очевидное в первом племени.

Ситуация с расселением Силезии в X-XI вв. становится несколько яснее, если обратиться к письменным источникам. В связи с этим племя Бобжан распространилось к западу от Тшебовцев и Дзядошана, в бассейне Среднего Бобра. Об их присутствии здесь свидетельствует лишь так называемый Пражский документ 1086 года, который, по общему признанию, вызывает подозрения, но содержащиеся в нем данные общепринято считать соответствующими ситуации 973 года. В нем говорится, что северные границы Пражского епископства обозначены племена Требуан (Тшебовцы), Побране (Бобжанцы) и Дедозизе (Дзядошанцы), которые граничат с Миличанцами через лес. Из них только Бобжане могли фактически граничить с Миличанами. Название этого племени ясно указывает на то, что их штаб-квартиру следует искать на реке Бивер. Археологические исследования подтвердили существование более крупного поселения между Шпротавой и Новогрудом-Бобжаньским; оно занимало площадь 350-400 км². Именно на этой территории большинство исследователей размещают поселения Бобжан. Следовательно, Илуа (Илава), упомянутый в летописи Титмара, должен был быть столицей бобжан, и вокруг него должно было быть сосредоточено поселение этого племени. Таким образом, это была бы какая-то небольшая территориальная единица, подобная той, что имеется, среди прочего, в Лужице и у Эльбских сербов. Их племя, возможно, отделилось во время территориального освоения Дзядошанов, которыми они были вновь поглощены. Таким образом, в политическом плане бобжане были не племенем, а частью более широкой единицы. Территория вокруг Болеславца покрыта обширным девственным лесом, о чем хорошо свидетельствуют источники. Археологические исследования показали, что расселение на этой территории в период раннего средневековья было развито слабо. Фактически функционирование укрепленного поселения было засвидетельствовано только в Отоку, существование укрепленного поселения в Лагуве на реке Квиса кажется менее вероятным. Существование крепости в Болеславицах признается в некоторых работах. Вероятно, это был один из самых южных Бобжанских (Дзядошанских) замков, связь которого с главным поселенческим центром обеспечивали реки Бубр и Квиса. Крепость на левом берегу в районе Болеславиц, датируемая серединой X века, была обнаружена немецкими археологами в довоенный период в рамках наземных исследований. Новое исследование 1960 года не смогло обнаружить крепость. Таким образом, было сделано предположение, что он был в то время полностью разрушен. Более поздние работы уже не касаются этой крепости, считая ее, и, вероятно, справедливо, несуществующим объектом, продуктом довоенной немецкой историографии. Плохо подтвержденное заселение этой территории в период раннего средневековья первоначально было связано с существованием так называемой зональной границы, проходящей через полосу леса между Лужицкой Нейсе и Бобром. С развитием расселения - Силезского с одной стороны и Лужицко-Мильчанского с другой - в связи с разграничением господствующих сословий, зональная граница превратилась в линейную границу на Квисе и Бубре, окончательно оформившуюся на рубеже 12 и 13 веков. Западная граница Силезии тогда стала Квисой.
По легендам, Болеславец должен был быть основан в X веке, во времена правления Мешко I. На территории нынешнего Старого города должны были находиться три постоялые дворы, обслуживающие путешественников на пути между Дрезденом и Вроцлавом. , а возле этих постоялых дворов должен был быть оборонительный опорный пункт. Археологические исследования 2009 года доказали, что в северной части современного Болеславца, на улице Тополовой, еще в конце IX века существовало укрепленное поселение[2], что позволяет предположить, что в легенде есть доля правды. из трех гостиниц. Согласно записям Бергеманнской хроники XIX века, Болеславецкой крепости пришлось яростно и победоносно защищаться от вторгшейся чешской армии в 1094 году.
В результате фрагментации Польши в XII веке на более мелкие герцогства, которыми все еще управляла династия-основательница Пястов входила в состав герцогств Силезия , Легница и Явор , она до 1392 года .

Однако первых точных и подтвержденных источниками сведений о Болеславце мы не располагаем примерно до 1194 года. Согласно этой версии, Болеславец должен был быть назван в честь князя Болеслава Высокого, который должен был основать поселение на месте нынешнего Старого города. Город. Вполне возможно, что в это время уже была заложена церковь Святой Доротеи, а на месте ее со временем появилась нынешняя церковь Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Николая, которая сейчас является малой базиликой. По другой легенде, ее должны были построить благодаря фундаменту купца из Вроцлава, спасшегося из трясины в окрестностях Болеславца, и основание костела было для него исполнением данного им обета к Богу в минуту опасности. В 13 веке в районе нынешних улиц Армии Крайовой и Театральной был основан доминиканский монастырь, на пересечении нынешних улиц Пруса и Згожелецка находился костел Богоматери, имеются также сведения о существовании костела св. Ядвиги и так называемая Погребальная церковь, которая располагалась на кладбище на сегодняшней улице Гарнчарской. С 14 века мы также имеем первые сведения о существующей в Болеславце деревянной ратуше.
Евреи, вероятно, жили в Болеславце еще в 1190 году, когда мещане одолжили определенную сумму денег, необходимую для строительства городских стен. Взамен им дали собственную улицу и синагогу[3][4].
Болеславец находился между 1226 и 1251 годами, как раз на территории нынешнего Старого города. С этого периода мы уже не имеем никаких сведений о городище на улице Тополовой, которое, вероятно, было заброшено. Город быстро германизировался.
В 1361 году число еврейских жителей составляло 360 человек. Евреям принадлежал 31 дом. Они занимались мелкой торговлей, ремеслами, мелкими услугами.
Болеславице под Богемией и Венгрией
[ редактировать ]
В 1392 году Болеславец, тогда принадлежавший Явор-Свидницкому герцогству, попал под власть Богемии, как и все герцогство. В 14 веке за счет налогов, взимаемых с еврейского населения, жители Болеславца финансировали строительство городских стен между Верхними и Никольскими воротами. 18 июня 1429 года город стал жертвой опустошительного набега гуситов, в ходе которого было убито большое количество жителей и сожжен весь Болеславец. Город был захвачен в результате предательства одного из горожан, поджегшего Верхние ворота, расположенные недалеко от нынешнего Окронглака на площади Пилсудского. После этих событий Болеславцу пришлось пережить много лет реконструкции. В 1454 году евреи были изгнаны из города[6]. С 1469 по 1490 год он находился под властью Венгрии , а затем вернулся в Богемию, которой тогда управляла династия Ягеллонов . В конце 15 века произошло расширение церкви Святой Марии, в результате которого была снесена церковь Святой Дороти. Часть этой церкви была включена в расширяющуюся церковь. Воспоминания об этой реконструкции сохранились до наших дней в виде надписей, размещенных на стенах базилики. В 1524 году Якоб Зюссенбах приехал в Болеславец и произнес трогательную проповедь в церкви Святой Марии. Проповедь побудила большую часть горожан перейти на протестантскую сторону. Со временем доминиканский монастырь был упразднен, а церковь Святой Марии превращена в лютеранскую церковь, и такое положение дел не менялось до 1629 года, когда церковь была возвращена католикам. В костеле располагалась первая известная библиотека Болеславца. Это была так называемая цепная библиотека, состоящая примерно из 150 томов.
С 1525 года в Болеславце работал архитектор Вендель Роскопф, который принимал участие в работах над интерьером церкви Святой Марии (Базилики) и создал так называемый Дворец обета, который и по сей день находится в ратуше и до 20 века служил городской гостиницей. До наших дней сохранилось ренессансное сграффито в нижней части башни Ратуши, вокруг которого была сделана копия. Великолепный портал эпохи Возрождения, финансируемый одним из мэров Болеславца 16-го века Паулем Ханевальдом, ведет во Дворец бракосочетания.
Болеславец был родиной немецкого поэта эпохи барокко Мартина Опица, чей небольшой памятник недавно был установлен на улице Комуны Париских. Опиц был одним из ярких представителей так называемой силезской поэтической школы, оказавшей огромное влияние на немецкую литературу первой половины 17 века. Другим известным поэтом этой школы, уроженцем Болеславца, был Андреас Скультет. Город сильно пострадал во время Тридцатилетней войны, когда шведские войска не раз проходили через Болеславец, оставляя за собой руины. Кроме того, в июне 1623 года город поразила крупная эпидемия чумы, приведшая к гибели людей. Несмотря на большие разрушения, городу удалось оправиться от понесенных потерь, о чем свидетельствует последующая перестройка интерьера церкви Святой Марии. , во время которого он принял свой нынешний облик в стиле барокко. В 18 веке один из двух главных маршрутов, соединявших Варшаву и Дрезден через город проходил , и король Август II Сильный. и Август III из Польши часто путешествовал по этому маршруту. [ 2 ]
Болеславец в прусские и немецкие времена
[ редактировать ]
Во время Силезских войн город перешел под власть Пруссии . В 1745 году Фридрих Вернер создал графику, подробно изображающую город того времени. Из него видно, что город занимал лишь небольшую часть своей нынешней территории, ограниченную средневековыми крепостными стенами. В центре находилась рыночная площадь с ратушей, справа от которой располагалась приходская церковь, нынешняя базилика. В городе было трое ворот — Верхние ворота (район нынешней площади Пилсудского), Нижние ворота (район нынешних Терм на улице Згожелецкой) и Никольские ворота (расположены недалеко от места пересечения улиц Кутузова, Кубика и Комуна). Улицы Парисской (сейчас). В городе также были небольшие пригороды в районе нынешних улиц Асныка и Комуны Париских, а на месте нынешнего парка Защитников Хель находилось евангелическое кладбище (сохранившееся до второй половины ХХ века). В районе сегодняшней Замковой площади до сих пор можно увидеть остатки средневекового замка, сгоревшего во время Тридцатилетней войны и на месте которого десять лет спустя была построена евангелическая церковь. Во второй половине XVIII века в Болеславце был открыт приют, здания которого сохранились и сегодня на улице Банковой. В приюте была типография, в которой, помимо прочего, печатались научные труды.
В 1812 году, после указа об освобождении рабов, евреи снова начали селиться в городе. В 1823 году в доме вдовы Бём на тогдашней Кирхплац была устроена молельная комната.

Во время наполеоновских войн город шесть раз посещал Наполеон Бонапарт, а 28 апреля 1813 года здесь скончался русский фельдмаршал Михаил Кутузов. Дом, в котором он умер, сохранился до наших дней, и сейчас в нем находится Отдел истории города Болеславца. Музей керамики. Через несколько месяцев после его смерти, в августе 1813 года, произошла русско-французская битва за Болеславец, завершившаяся изгнанием французов из города. После окончания войны Болеславец, оборонительные стены которого были частично разрушены французской армией, начал динамично развиваться. 1 октября 1845 года в городе был открыт железнодорожный вокзал, а год спустя - большой железнодорожный виадук, один из самых длинных в Европе. Вскоре между нынешними улицами Пяста и Тысенклеция был построен исторический комплекс психиатрической больницы. где сейчас действует Областная больница для нервных и душевнобольных. Многие болеславцы принимали участие во франко-прусской войне и сражениях Первой мировой войны. Последним были установлены памятники: в евангелической церкви и в городском лесу на нынешней Еленлогурской улице (оба уже не сохранились). Несмотря на эти войны, город интенсивно развивался – строились новые улицы, открывалась пригородная железная дорога и городской театр.

Очень важным местом на довоенной карте Болеславца была типография Королевского приюта, которым с 1872 года управлял печатник еврейского происхождения из Болеславца Луи Фернбах. Семья Фернбах управляла типографией до 1942 года и за это время превратила ее в очень важный полиграфический центр по всей Германии. Фернбахи издали в Болеславце ряд книг и листовок, но наибольшую известность им принесли газеты. Помимо городской газеты Bunzlauer Stadtblatt, типография издавала и специализированные газеты - самым известным изданием была Der Photograph, выходившая в мировом масштабе. В 1942 году нацистские власти окончательно лишили Фернбахов своей собственности.
В 1913 году в Болеславце открылся кинотеатр «Метрополь». Изменения в Болеславце произошли после Адольфа Гитлера прихода к власти в Рейхе . Нынешняя улица Болеславы Хробрего получила название Адольфа Гитлера Штрассе, и НСДАП и гестапо в городе были созданы . В апреле 1933 года был проведен бойкот еврейских магазинов города — офицеры СА в форме фотографировали людей, желающих там делать покупки. После вступления в силу Нюрнбергских законов евреи были отстранены от государственных должностей, организаций и объединений. Во время Хрустальной ночи 9-10 ноября 1938 года были разграблены еврейские предприятия и подожжена синагога. Во время войны в Болеславецком театре некоторое время ставились нацистские пропагандистские пьесы, а жители Болеславца воевали, в частности, во время вторжения в Польшу .
Вторая мировая война
[ редактировать ]
польские подневольные рабочие По городу работали . Во время войны против действий нацистов выступил приходской священник церкви Святой Марии отец Пауль Зауэр.
Во время Второй мировой войны немцы создали два дополнительных лагеря концлагеря Гросс-Розен в городе . Один, по адресу нынешней улицы Старошкольной, 18, был создан в мае 1944 года на базе лагеря еврейских военнопленных, подчиненного организации Шмельт , существовавшей уже в 1942 году. Почти за весь период ее существования там содержалось 1000-1200 евреев. , в основном поляки и венгры. Они работали на нескольких местных оружейных заводах. [ 3 ] Второй лагерь, на нынешней улице Орла, предназначался примерно для 650 заключенных-неевреев, в основном поляков, но также граждан Советского Союза и других стран. [ 3 ] Они работали и жили на заводе «Конкордия», производившем детали для боевых самолетов. [ 3 ] При приближении к городу частей Советской Армии 11 февраля 1945 года узники обоих лагерей, способные ходить, были эвакуированы немцами маршем смерти в концлагерь Миттельбау-Дора в Тюрингии. [ 3 ] Этот марш пережил 541 из примерно 800 заключенных-евреев и 441 из примерно 600 заключенных-неевреев. [ 3 ] Там осталось небольшое количество больных из обоих лагерей, ожидающих освобождения советскими солдатами. [ 3 ]
После боев с немецкими войсками город был захвачен 12 февраля 1945 года 7-м гвардейским танковым корпусом 3-й гвардейской танковой армии и войсками 52-й армии 1-го Украинского фронта.
Город серьезно пострадал от Советского Союза после капитуляции Третьего рейха. В то время грабежи, изнасилования и поджоги были обычным явлением, и Болеславец безвозвратно потерял многие памятники. Почти все исторические доходные дома, стоявшие на городской площади, были сожжены, почти все бывшие доминиканские здания на сегодняшней улице Армии Крайовой были разрушены, а также множество красивых доходных домов и общественных зданий. Городские кладбища были осквернены и разрушены, но от этой участи была спасена церковь Святой Марии.
Болеславец в послевоенной Польше
[ редактировать ]
После Потсдамской конференции немецкие жители были изгнаны из города и заменены перемещенными лицами из восточных приграничья и репатриантами из Югославии и Франции. Под Болеславцем (Пстранже, Свентошув, Щитница, Карчмарка) дислоцировались многочисленные войска Красной Армии. Город медленно перестраивался под властью Польши, но многие исторические многоквартирные дома, которые еще можно было спасти, были снесены. Такова судьба доходных домов на улице Асныка, на месте которых появились многоквартирные дома. Нам удалось предотвратить снос бывшей евангелической церкви, которая в конечном итоге была передана и отремонтирована Римско-католической церковью. Постепенно город снова начал расширяться – была поглощена южная часть крупного села Болеславице, а в восточной части города были созданы новые жилые массивы. С 1975 по 1998 год Болеславец административно находился в Еленягурском воеводстве . В 1980-х годах в Болеславце некоторое время действовала студенческая подпольная группа, печатавшая патриотические листовки и прокламации при поддержке городской администрации. Солидарность ». После политических преобразований город стал развиваться еще более динамично – были построены новые костелы, расширили свою деятельность Молодежный культурный центр и Болеславецкий культурный центр, начались многочисленные реконструкции и реконструкции многих мест в Болеславце, с железной дорогой Виадук, город Планты и Рыночная площадь на переднем плане Продолжается постепенное восстановление церкви Святой Марии, которой 7 октября 2012 года был присвоен статус малой базилики. В 2016 году праздновали открытие 1-й средней школы. свое семидесятилетие С 1990-х годов в Болеславце в предпоследнюю неделю августа проводится Болеславский фестиваль керамики, привлекающий туристов не только из Польши, но и из Европы и остального мира. поезд Нижнесилезских железных дорог, так называемый Керамический экспресс.
Городская планировка
[ редактировать ]В городе очень хорошо сохранилась средневековая сеть улиц, окружающая ратушу в стиле барокко. Вдоль фасадов рынка и улиц старого города стоят многоквартирные дома. Город был окружен рядом оборонительных стен с тремя городскими воротами: «Верхними» (в конце улицы Серпной 80-х), «Миколайской» (в начале улицы Михалы Кутузовой) и «Дольной» (в начале улицы Михалы Кутузовой). конец ул. Болеслава Пруса).
Памятники
[ редактировать ]


В губернский реестр памятников внесены:
- город – исторический центр
- приходская церковь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая, вторая половина XV-XVI вв., Марианский святилище. Интерьер в стиле барокко Джулио Симонети. Особого внимания заслуживают купель и кафедра второй половины XVIII века. Внутри находится картина «Христос, страдающий на кресте» 1736 года работы И. В. Нойгерца. Вокруг церкви расположены барочные скульптуры автора главного алтаря Ежи Леонарда Вебера. В начале 20 века к самой высокой башне церкви был пристроен купол. С 7 октября 2012 г. Малая базилика.
- бывшая евангелическая церковь, ныне роман-кот. пар. пв. Богоматерь вечной помощи; позднее барокко, построенный в 1752–1759 годах на месте княжеского замка, сгоревшего в 1642 году и снесенного по приказу шведов, а в XVIII веке тогда же был построен дом пастора; пл. Замковый 1б.
- Башня высотой 72 м была построена в 1833–1835 годах по проекту Фридриха Энгельхардта Ганзеля.
- монастырь доминиканцев второй половины XVIII века; в настоящее время офисы волостной управы Болеславец, ул. Театральный.
- Елизаветинский женский монастырь 1907 г.; в настоящее время детский дом, ул. Болеслава Кубика 4.
- исторические оборонительные стены 14 века; средневековые оборонительные стены сохранились в многочисленных фрагментах. Они были разрушены во время наполеоновских войн. Вдоль них тянется пояс Плантов и прогулочный маршрут. Сохранилась одна башня, в которой размещается Болеславецкое фотографическое общество.
- часовня у оборонительных стен, 17 век.
- городские плантации, созданные после 1867 года, изменения в 20 веке
- ратуша 1525 г., перестроена в 1781 г.; нынешний вид здание приобрело после многочисленных перестроек в 1776 году. Ранее, в 1522 году, Вендель Роскопф восстановил его после разрушений. В настоящее время ратуша выполняет функции мэрии. Самая красивая часть – Дворец бракосочетаний. В здании одна башня. В 2012–2013 годах ратуша прошла капитальную реконструкцию и вернула себе былую славу.
- Среди доходных домов вокруг Староместской площади выделяются:
- дом Рынок 6, 18 век
- дом «Брама Пястовская», Рынок 7а, 17 века, перестроен в 19/20 веках.
- доходный дом на Рынеке, 28, 1900 г.; ныне книжный магазин «Агора», доходный дом в стиле барокко, где родился знаменитый исследователь и путешественник К. Ф. Аппун.
- дом Рынек 29/30 (бывший 28/29), конца 15 века, перестроен в 18-19 веках. Здесь находится кафе «Под Золотым Анилем»; фасад эпохи Возрождения украшен барельефом в стиле рококо с изображением ангела, на котором высечена дата 1776 г.
- дом 32 Рынок, XVIII в., перестроен в XIX–XX вв.
- дом 35 Рынок, XVIII в., перестроен в XIX–XX вв.
- дом 38 Рынок, 18 века, перестроен в 20 веке
- дом, улица Костельна (ранее Домбровщакув) 3, с 1800 г.
- дом, улица Костельна (бывш. Домбровщакув) 9, с 1750 г., перестроен в 1967 г.
- бывший городской концертный зал «Одеон», ресторан, ул. Болеслава Кубика 1, 1860 г.; в 19 веке здесь проводились концерты и театральные представления
- дом, улица Михала Кутузова 13, XVIII в.
- Дом-музей Кутузова, ул. Михала Кутузова 14, XVIII век.
- дом, улица Пяскова 18, с 1767 г.
- вилла, ул. Грюнвальдская 5, построенная после 1870 г.
- дом, улица Еленягурская 5а, 1907 г.
- здание филиала Музея керамики в Болеславце 1908 года, где умер Михаил Кутузов; построен рядом с одной из башен оборонительных стен

- Здание средней школы, ул. Сондова 1, 1861–1864 гг. - XIX в., построена в неоготическом стиле, первоначально служила неполной средней школой, в настоящее время в здании находится Окружной суд.
- парк возле средней школы, с 1865 г., ул. Сондова – Грюнвальдская – Тамка
- театр, ул. Театральная, 1, 1885–1886 гг., бывший городской арсенал. В 1913 году его перестроили. До 1945 года у него была постоянная актерская группа. После войны его использовал Молодежный культурный центр в Болеславце. В 2012 году была завершена его капитальная реконструкция. Его используют актерские, танцевальные, литературные и музыкальные коллективы МДК в Болеславце и Болеславском районе.
- Парковый павильон, в настоящее время жилой дом, ул. Елена и Винцентего Тиранкевичув, 1, XIX/XX век.
- дом, пл. Замковы 2/3, 1767 г., перестроен в 19/20 вв.
- вилла, ул. Згожелецка 19, 1837 г.
- здание бывшей купальни-муниципального бассейна, ул. Згожелечка, 52, 1895 г., перестроенная в 1913–1915 гг., встроенная в одну из башен городских стен. На ремонте с 2013 года.
- комплекс текстильной фабрики «Салтекс», ул. Орла 3:
- швейный цех с административной и мастерской частью, 1889 г., перестроен в 1927 г.
- два журнала 1889-90 гг.
- вязальный цех, 1925 г.
- офисное здание, 1889-90 гг.
- входные ворота с фрагментом ограды, начало 19 века 20 век


другие памятники:
- многоквартирный дом по адресу ул. Адама Мицкевича 1 – на пересечении с ул. август 80-го; его фасад выполнен из керамической плитки в стиле модерн и украшен множеством растительных орнаментов.
- пруд и шаткий валун, установленные здесь в середине XIX века в память о строительстве системы водоснабжения и канализации в городе, напротив концертного зала «Одеон», по ул. Болеслав Кубик
- самая старая гимназия в Болеславце, когда-то принадлежавшая женской средней школе, в конце ул. Болеслав Прус. В 2014 году здесь был проведен капитальный ремонт.
- здание городского арсенала – Старый театр в Болеславце, построенный в 1822 году.
- исторический памятник Кутузову в виде обелиска – установлен в XIX веке на рыночной площади; в 1893 году переехал на нынешнее место на набережной по ул. Болеслав Кубик
- кладбище русских воинов 1812 и 1945 годов с замурованным в нем сердцем фельдмаршала Кутузова
- скульптура «Иисус, друг детей» из каррарского мрамора работы П. Брейера, стоящая сейчас на площади. Замок
- церковь Богоматери Розария – старейший храм и здание города. Пресвитерий был построен в 13 веке и завершен в 14–16 веках.
- средневековая крепость - регистрационный номер 186/Арка от 10 марта 1966 г. (участок 1)
Путь Святого Иакова
[ редактировать ]Через город проходит Нижнесилезская дорога Святого Иакова — участок паломнического маршрута к могиле Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании.
Керамика
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2010 г. ) |
Город Болеславец и его коммуны-спутники Новогродзец , Олджихув и Болеславице имеют долгую керамическую историю. Керамика также отождествляется с немецким названием города: Бунцлау . Посуда Бунцлауэра ( Ceramika bolesławiecka ) превратилась из народной традиции в отдельную керамическую категорию, отличающуюся формой, тканью, глазурью и декором. Термин «посуда Бунцлауэра» также может использоваться для описания стилистически связанной керамики, производимой в соседних районах Лужицы и Саксонии . В целом посуда Бунцлауэра входит в число наиболее важных народных гончарных традиций Европы.
Территория вокруг Болеславца богата глинами, подходящими для гончарного круга . Обычно утилитарную керамику Бунцлауэра обрабатывали на пиновом круге, сушили до состояния кожи, погружали в шликерную глазурь с поперечной тягой , а затем обжигали в прямоугольной печи . Хотя глина обжигается при температуре до 1320 градусов по Цельсию (2410 °F) и часто классифицируется как керамическая посуда , на самом деле глина не остекловывается, и керамику Бунцлауэра лучше отнести к глиняной посуде, полученной при сильном обжиге. [ 4 ] Чтобы сделать свою керамику водонепроницаемой, гончары Бунцлауэра наносили покрытие из жидкой глины или шликера. При обжиге шликерная глазурь менялась от шоколадной до темно-коричневой. Поскольку ткань бунцлауэрской посуды сохраняет некоторую пористость, керамика удобно пригодна для приготовления пищи на открытом огне или запекания в духовке, а также для хранения.
Происхождение
[ редактировать ]Есть археологические свидетельства того, что керамика в этом регионе производилась еще в VII веке. Документальные свидетельства демонстрируют горшечную деятельность в самом Болеславце к 14 веку . С конца 15 века в Болеславце производилась фаянсовая посуда, покрытая коричневой и желтой свинцовой глазурью. [ 5 ] К 1473 году в городе работало пять отдельных гончарных мастерских, а в 1511 году они объединились, чтобы сформировать гильдию, чтобы укрепить свою монополию на гончарное производство. [ 4 ]
Ранняя керамика Бунцлауэра сегодня чрезвычайно редка. Большая часть продукции цеха предназначалась для использования на ферме и кухне: контейнеры для капусты, сита для сыра, банки для маринования и консервирования, формы для выпечки, формы для пищевых продуктов, емкости для хранения и т. д. Большинство из этих имеющихся в продаже предметов хранения или приготовления пищи либо исчезли, либо сегодня остаются непризнанными и недатированными.
Сохранилась лишь «модная посуда», предназначенная для демонстрации на столе или в гостиной и используемая с осторожностью. В дополнение к своим утилитарным предметам, керамика Бунцлауэра в Силезии производила элегантные кружки, кувшины и контейнеры, все залитые коричневой шликерной «глазурью», которая характеризовала эту раннюю фазу стиля Бунцлауэра. Кружки и кувшины часто имели оловянные крепления. Первыми образцами самобытного стиля Бунцлауэра являются шарообразные кувшины и банки с завинчивающимися крышками, часто украшенные накладными картушами с замысловатым цветочным орнаментом. Сначала весь горшок, включая украшения, был покрыт одним и тем же коричневым налетом. В более поздних экземплярах для нанесения украшений использовалась желтоватая свинцовая глазурь, которая затем выделялась на более темной поверхности сосуда (Адлер, 95). Известным образцом керамики Бунцлауэра этого периода является шестиугольная дорожная бутылка с накладными оловянными креплениями, первоначально принадлежавшая пастору Мерге и датируемая 1640–1645 годами. [ 6 ]
Тип кувшина с круглым корпусом и спиральными ребрами, называемый «кувшин для дыни», приобрел популярность в последней четверти 17 века и продолжал производиться и в следующем столетии. В некоторых примерах от применения шликера отказались в пользу цветных свинцовых глазурей. После выхода из лавки многие из этих кувшинов для дынь получали оловянные крышки, изготовленные жестянщиком, а затем отправлялись в фургонах или на кузовах разносчиков покупателям в Пруссии, Богемии и Польше, даже в такие далекие страны, как Россия.
Индустриализация
[ редактировать ]Простая губчатая посуда синего цвета по белому и вращающиеся изделия 1880-х и 1890-х годов с прозрачной полевошпатовой глазурью поначалу пользовались успехом, но для привлечения современных покупателей требовалось что-то еще более красочное и мощное. Это требование было удовлетворено, когда на рубеже веков керамика Бунцлауэра претерпела красочную трансформацию и открыла новую главу в ее истории.
В первые десятилетия 20-го века гончарные магазины по всей Силезии и соседней Лужице начали украшать свои изделия творческими органическими мотивами, заимствованными из современной эстетики югендстиля и нанесенными кистью или, чаще, с помощью вырезанной губки. Цветочные узоры были обычным украшением, но самым популярным был дизайн Pfauenauge ( «павлиний глаз»), вдохновленный увлечением декораторов модерна богатым оперением павлина. Мотив Pfauenauge стал неофициальным, но общепризнанным фирменным знаком этой категории немецкой губки.
К началу второго десятилетия нового столетия многие гончарные мастерские по всему региону превратились в сложные керамические мастерские, в целом продолжая выпускать старую утилитарную грубую продукцию, но уделяя все большее внимание своей новой линии красочных изделий. посуда. Хотя были введены новые дизайны, многие из которых основывались на популярных в то время ориентализирующих формах, традиционные формы кофейников, чаш и кувшинов были сохранены, но их поверхности теперь украшены широким разнообразием популярных узоров в стиле модерн, в частности, узоров модерна. Пфауэнож.
Даже в изделиях студии сочетание народного искусства и высокого искусства любопытно и очаровательно, многие новые декоративные элементы приобретают явно «деревенский» вид. Это верно для произведений гончара Фридриха Фестерсена (1880–1915), родившегося в северном Шлезвиге , который открыл свою Kunsttöpferei Friedrich Festersen в Берлине в 1909 году примерно в то же время, когда мотив павлиньего глаза начал украшать керамику. из Бунцлау. Связь Фестерсена с гончарными мастерскими Бунцлауэра неясна, но мотив павлиньего глаза можно встретить на протяжении всей продукции его студии. Нет никаких свидетельств того, что Фестерсен работал сам, а нанятые им гончары могли быть выходцами из Бунцлау и привезли с собой новые модные узоры. Хотя Фестерсен стал жертвой Первой мировой войны , его художественная керамика сохранилась до 1922 года под руководством его вдовы Сони. [ 7 ]
Все чаще отдельные гончары и мастерские начали маркировать свои изделия. Среди выдающихся имен были Роберт Бурдак (который представил уникальную технику керамической интарсии ), Юлиус Пауль, Хьюго Рейнхольд и Эдвин Вернер из Бунцлау и окрестных городов Тиллендорф (Болеславице), Уллерсдорф (Олджихув) и Наумбург. am Queis пришли Карл Вернер, Герхард Зайлер, Хьюго Рейнвальд, Макс Лахманн, Бруно Фогт и Герман Кюн. [ 8 ]
Новый стиль Бунцлауэра стал настолько популярен, что несколько фирм, воспользовавшись техническими советами Бунцлауской керамической школы, превратили свои гончарные мастерские в крупные керамические фабрики, занимающиеся шликерным литьем. Лидером в этом преобразовании производства была гончарная компания Julius Paul & Sohn, которая была основана в 1893 году и продолжала работать до 1945 года. По качеству и инновационному дизайну с этой компанией конкурировали фирмы Хьюго Рейнхольда и Эдвина Вернера. В то время как большинство гончарных мастерских в Бунцлау и близлежащих населенных пунктах продолжали использовать формы, ставшие уже традиционными для посуды Бунцлауэра, эти три фирмы «высокого стиля» экспериментировали с эстетикой модерна и такими декоративными дополнениями, как позолота. [ 9 ]
Все эти коммерциализационные разработки способствовали процветающей экспортной торговле, которая обеспечила поставки керамической посуды Бунцлюера не только во все части Европы, но и в Соединенные Штаты , где она конкурировала с аналогичными, но заметно отличающимися изделиями, производимыми в соседних Саксонии и Лужицах такими гончарами, как Пауль Шрайер из Бишофсверды . В Соединенных Штатах посуда Бунцлауэра часто продавалась под марками «Blue Mountain Pottery» или «Erphila», аббревиатуры филадельфийского розничного торговца Eberling & Reuss.
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]
Поражение Германии во Второй мировой войне и передача большей части Нижней Силезии Польше с последующим изгнанием немецкого населения угрожали положить конец керамической традиции Бунцлауэра, но ей удалось выжить в мастерских, основанных перемещенными гончарами в Керамические центры Западной Германии , где продолжали производить керамику в стиле Бунцлауэра, долгое время славились своей родной глиняной посудой или керамическими изделиями, покрытыми солью и кобальтом. Герхард Зайлер из Наумбурга-ам-Кейса переехал в Лойтерсхаузен в Баварии . Пауль Фогт, также из Наумбурга, поселился в Панге недалеко от Розенхайма . Макс и Вильгельм Вернеры из Тиллендорфа сначала переехали в Хёр-Гренцхаузен в районе Вестервальда , а затем в 1960 году открыли магазин в соседнем Хильгерте . Хёр-Гренцхаузен также привлек Георга и Штеффи Пельтнер, а также фирму Алоиса Бема. Георг Грейлих открыл свою гончарную мастерскую во Фредельсло . Братья Бухвальд переехали в Байройт , а Ганс Весенберг основал студию в Людвигсбурге . Некоторые из этих мастеров-гончаров из округа Бунцлау взяли на работу своих коллег-силезских учеников, которые впоследствии открыли собственные мастерские в западной Германии. Таким образом, в сотнях миль к западу от Силезии традиция Бунцлауэра осталась жива и здорова. [ 10 ]
Стиль Бунцлауэра также сохранился в постоянно действующих гончарных мастерских бывшей Восточной Германии в горшечных общинах Нойкирх/Лаузиц , Бишофсверда , Пульсниц и Кенигсбрюк . В верхнелужицком городе Кенигсбрюк находится гончарная мастерская Фроммхольда, основанная в 1851 году, последняя из 21 гончарной мастерской, когда-то действовавшей в общине. В городе Нойкирх есть три действующие гончарные мастерские, продолжающие традицию: гончарную мастерскую семьи Каннегиссер, основанную в 1824 году, гончарную мастерскую Карла Луи Лемана, основанную в 1834 году, и гончарную мастерскую Heinke, производящую посуду с 1866 года. В Пульснице находится гончарная мастерская Юргеля, Считается, что именно он первым внедрил в Лужицу технику обтирания и мотив павлиньего глаза. [ 11 ]
Тем временем, еще в Болеславце, после того как город сильно пострадал во время войны и немецкое население было изгнано, открывалась новая польская глава в истории гончарного дела. Приехавшее польское население обнаружило, что уцелевшие керамические заводы были лишены машин и оборудования. Тем не менее, несмотря на отсутствие технических знаний в керамическом производстве в послевоенной Польше, одна из старых фабрик снова заработала в 1946 году. Но первые простые горшки начали изготавливать только два года спустя.

Крупнейшим производителем болеславецкой польской керамики является компания Bolesławiec Artistic Ceramic. Большая часть продукции предназначена для экспорта. Его можно узнать по товарному знаку, основанному на трехбашенном гербе Болеславца под буквой «Б». Этот знак использовался до 1996 года, когда он был заменен буквой «B», заключенной в контур типичного кофейника Бунцлауэра, установленного над замком. Болеславская керамика, отправляемая в Соединенные Штаты, будет иметь на основании каждого предмета штамп «Ручная работа в Польше».
После краха коммунизма две крупные государственные керамические фабрики на окраине Болеславца были приватизированы и было открыто несколько небольших частных гончарных мастерских. В этих небольших мастерских гончары вращают каждое изделие на круге, а более крупные мануфактуры отливают керамику в форму, которую затем обрабатывают вручную, обжигают, декорируют вручную с помощью кисти или губки, глазуруют и повторно обжигают. Формы и узоры, которые сегодня можно найти в керамических салонах Болеславца и которые предлагаются для продажи по всему миру в ряде магазинов и на интернет-сайтах, ошеломляют разнообразием: кофейники, чайники, чашки, кружки, кувшины, тарелки, сервизы для завтрака и ужина, наборы мисок, подсвечники, масленки, отлитые в форме крестьянок в полных юбках, елочные украшения, все расписанные или губчатые, украшенные веселыми и красочными фольклорными узорами.
Болеславецкая керамика, которая сегодня наиболее узнаваема, представляет собой керамику белого или кремового цвета с темно-синими, зелеными, коричневыми, а иногда и красными или фиолетовыми мотивами. Некоторые из дизайнов, использованных в этой современной польской керамической интерпретации старой посуды Бунцлауэра, восходят к немецким декоративным мотивам довоенного периода, но новые керамические мастера Болеславца, не колеблясь, изобретали свои собственные украшения, многие из которых были разработаны иметь особую привлекательность для растущей международной клиентуры гончарного дела. Наиболее распространенные дизайны в сегодняшнем производстве включают точки, отпечатанные губкой, абстрактные цветы, крапинки, ветряные мельницы и, конечно же, знаменитый «павлиний глаз».
Растущее признание этой категории керамики стимулировалось рядом публичных выставок. Первый из них, в котором было выставлено более 900 экспонатов, назывался «Посуда Бунцлауэра: товары повседневного спроса между ремеслом и промышленностью» и проводился на трех площадках в Германии в 1986–88 годах: в Музее Немецкого народного искусства в Берлине , в Хетьенс- Музей в Дюссельдорфе и Музей Альтонаер в Гамбурге . Каталог этой выставки стал стандартным справочным изданием для тех, кто интересуется керамикой Бунцлау. Дополнительные презентации керамики Бунцлау в Германии включали «Guter Ton aus Bunzlau», выставленную в 2004–2005 годах в Германском национальном музее в Нюрнберге, где представлены образцы из обширной коллекции этого учреждения; «Керамика Бунцлау: силезские ремесла» в Музее керамики в Берлине в 2008 году; «Бунцлауэр Типпель после 1945 года» в Bunzlauer Heimatstube в Зигбурге в 2009 году; и «Керамика Бунцлау – вчера и сегодня» в Haus des Deutschen Ostens в Мюнхен в 2011 году -12. Польские музеи также внесли свой вклад в повышение осведомленности общественности о керамике Бунцлауэра. В 1995 году Музей керамики в Болеславице в сотрудничестве с Muzeum Narodowe ( во Вроцлаве Национальный музей, Вроцлав) представил «Artystyczna Kamionka Bolesławiecka», используя фонды обоих музеев. В 2008 году Музей керамики Болеславца организовал выставку, посвященную одному из самых выдающихся довоенных гончаров города — гончарному мастерству Гуго Рейнхольда. «Vom Kunsthandwerk zur Kunst – Bunzlauer Keramik aus dem Haus Reinhold» также выставлялась в Германии в Шлезишском музее в Гёрлице . Еще один опытный производитель керамики Бунцлау был отмечен в Австрии , когда на выставке Oesterreiches Postsparkasse в Вене была представлена «Керамика в стиле ар-деко Бунцлау: die Feinsteinzeugfabrik Julius Paul & Sohn 1893–1945» . Помимо этих европейских выставок, в США прошли три показа керамики Бунцлауэра. Первое произошло в музее МакКиссика. Университета Южной Каролины в Колумбии , Южная Каролина, в 1998 году в рамках выставки под названием «Две традиции в переходный период: народные гончары Восточной Германии и Юга Америки». За этим последовал «Стиль Бунцлауэра: немецкая керамика от модерна до ар-деко», представленный в 2002 году Художественным музеем Джорджии в Афинах, штат Джорджия . Керамика Бунцлауэра также была представлена на выставке в Художественном музее Колумбии в Колумбии, Южная Каролина, в 2005–06 годах.
Коллекционеры сегодня жадно ищут старые, довоенные образцы керамики Бунцлауэра. Частных коллекций предостаточно, особенно в Германии, но также и за рубежом, в том числе в Соединенных Штатах, где некоторые люди собрали коллекции, насчитывающие более 100 предметов керамики до 1945 года, большая часть которых была импортирована в период между двумя мировыми войнами. Обширные публичные коллекции керамики Бунцлауэра можно найти в Польше в Музее керамики в Болеславце (более 2000 экспонатов) и Национальном музее во Вроцлаве; в Германии в Шлезишском музее в Гёрлице, постоянная экспозиция Keramik des Bunzlauer Töpfergebietes в Antik Leonhardt, Гёрлиц, в Немецком национальном музее в Нюрнберге, в Музее керамики и в Музее европейской культуры в Берлине, в Haus der Begegnung Bundesheimatgruppe Bunzlau в Зигбурге, в Heimatmuseums в Нойкирхе/Лаузице и Пульснице, в Музее Sächsische Volkskunst в Дрездене и в Сербском музее в Баутцен ; и в Соединенных Штатах в Художественном музее Колумбии в Колумбии, Южная Каролина, где хранится коллекция из 110 произведений.
Поселения
[ редактировать ]
Довоенные поселения (по состоянию на 1903 г.):
- Городской округ (Штадтбезирк)
- Нижний округ (Нидербезирк)
- Замковый район (Schlossbezirk)
- Район детских домов (Waisenhausbezirk)
- Железнодорожный вокзал (Банхофбезирк)
- Верхний район (Обербезирк)
- Квартал Ангелов (Ангельбезирк)
- Николаибезирский район
- Годновские ворота (Gnadenbergerthorbezirk)
- Брама Львовецка (Лёвенбергерторбезирк)
- Згожелецкие ворота (Görlitzerthorbezirk)
- Брама Шпротавска (Шпротауэрторбезирк)
Современные поселения:
- Юг
- Пясты
- Цветочный
- Центр города
- Лес
- Витос
- Любаньска
- Сорок лет
- Пшилесье
- Пшилесье II
- Забобже
- Сташич
- Костюшко
- Надеяться
- Иоанн Павел II
Транспорт
[ редактировать ]Дорога
[ редактировать ]Болеславец расположен на пересечении маршрутов Восток-Запад и Север-Юг. Через город проходят следующие автомобильные маршруты:
Дорога | Маршрут |
---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Ленкница – Пшевоз – Гоздница – Рушув – Осечница – Болеславец ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Есть также местные маршруты из Болеславца в Любань , Кшижову , Старе Ярошевице и Очице.
Железнодорожный
[ редактировать ]
История
[ редактировать ]История железных дорог в Болеславце берет свое начало в первой половине XIX века. 1 сентября 1846 года была открыта двухпутная железнодорожная линия Милковице — Болеславец — Жары протяженностью 102,4 км. 30 марта 1900 года линия была продлена на 21-километровый участок от Жары до Ясеня. После окончания Второй мировой войны второй путь на 63-километровом участке Венглинец - Ясень был демонтирован. В декабре 1985 года была завершена электрификация 61,5 км участка Милковице – Болеславец – Венглинец.
Железнодорожные линии
[ редактировать ]- Железнодорожная линия №. 282
- Железнодорожная линия № 323 (закрыта)
Коллективный транспорт
[ редактировать ]В городе имеется автобусное депо.
Перевозчики
[ редактировать ]- PKS w Bolesławiec Sp. з о. о
- Авто-Линия
- Гражина
Общественный транспорт
[ редактировать ]Район Болеславца обслуживает Муниципальная транспортная компания Болеславца. В июне 2018 года в городе ввели бесплатный общественный транспорт.
Воздушный транспорт
[ редактировать ]Примерно в 17 км к северо-востоку от города находится взлетно-посадочная полоса Кшива на месте бывшего аэропорта.
СМИ
[ редактировать ]- Нажимать:
- Газета Bolec.Info – бесплатно раз в две недели
- Gazeta Konieczne.pl – бесплатное издание, издаваемое раз в две недели с 2009 года (ранее называвшееся «Основная информация»).
- Экспресс Болеславецкий (издательство группы Expressy Dolnośląskie)
- ТВ:
- Болеславецкое телевидение
- Интернет:
- bobrzanie.pl
- Konieczny.pl (ранее: boleslawiec.org, Koniecznyinformacje.pl)
- bolec.info
- wboleslawcu.pl
Культура
[ редактировать ]
- До 1944 года в Старом театре действовал Силезский национальный театр (Schlesisches Landestheater von Bunzlau) с постоянной театральной группой. После войны театр был сценой Молодёжного культурного центра в Болеславце. Здание было закрыто в 2007 году по причине технического состояния. После получения финансирования ЕС была проведена тщательная реконструкция. 23 марта 2012 года он был вновь открыт и используется МДК и Болеславецким районом.
- В 2014 году состоялся 50-й Международный пленэр керамики и скульптуры.
- С 1994 года в предпоследние выходные августа в Болеславце проводится Фестиваль керамики. Это трехдневный (с 2012 года пятидневный) фестиваль, направленный на популяризацию болеславской керамики. С 2007 года Парад глины проводится во время Болеславецкого фестиваля керамики.
- С 1990 года организуется Blues nad Bobrem — международное блюзовое мероприятие, совмещенное с блюзовыми мастер-классами. В 2007 году среди них появились: Jam, Blues Night Shift и Президентское ополчение.
- Дни города проходят каждый год в июне.
- Еще одна традиция – День балканской культуры, который проводится в начале лета.
Религиозные общины
[ редактировать ]
Религиозную деятельность в городе проводят следующие церкви и религиозные объединения:
- Церковь адвентистов седьмого дня в Польше:
- церковь в Болеславце
- Евангелическая Аугсбургская церковь в Польше:
- Филиал в Болеславце Евангелическо-Аугсбургского прихода в Любани
- Греко-католическая церковь:
- пастырское учреждение в Болеславце, службы проходят в Римско-католическом костеле Богоматери Неустанной Помощи.
- Костел:
- приход Святых Кирилла и Мефодия, ул. Короткий 1
- приход Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая, ул. Костельна 3
- приход Божией Матери Неустанной Помощи, пл. Замковый 1б
- приход Богоматери Розария, ул. Птасия 5
- приход Пресвятого Тела и Крови Христовых, ул. Элиза Ожешкова 3
- приход Святейшего Сердца Иисуса, ул. Яжембинова 49
- Священническое братство святителя Пия X, часовня Пресвятой Богородицы Неустанной Помощи, ул. Гарнчарска 17
- Пятидесятническая церковь:
- Церковь «Благая весть»
- Свидетели Иеговы:
- Болеславец-Полудненская церковь
- Болеславец-Полноцкая церковь
- Болеславецко-Русская церковь
- Болеславец-Заходская община
- Зал Царства, ул. Садовая 36 лок. 1.
Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]Болеславец является побратимом : [ 12 ]
Акуто , Италия
Ческа Липа , Чехия
Мариагерфьорд , Дания
Молде , Норвегия
Ножан-сюр-Марн , Франция
Пирна , Германия
Прнявор , Босния и Герцеговина
Зигбург , Германия
Валлекорса , Италия
Збараж , Украина
Известные люди
[ редактировать ]До июля 2016 года звание Почетного гражданина удостоено 12 человек.
- Эдвард Бобер (род. 1930, умер в 2021 г.): католический священник, домашний прелат Его Святейшества. В 1969 году его отправили с миссией восстановить бывшую евангелическую церковь в Болеславце и создать новый приход. В 1969–2006 годах приходской священник. Богоматерь Неустанной Помощи в Болеславце и настоятельница Болеславецкого-Заходского благочиния. Звание присвоено в 2000 году.
- Юбер Бонин (род. 1912, умер в 2008 г.): разведчик, основатель скаутской деятельности в Болеславецком районе, узник концлагеря Штуттгоф. (2005)
- Адам Вацлав Ковальский (род. 1907, умер в 2003 г.): часовщик, один из первых польских вынужденных переселенцев из Восточного пограничья, приехавших в Болеславец в 1945 году, благодаря его работе после Второй мировой войны были отремонтированы часы на башне ратуши. (2000)
- Владислав Рончка (умер 8 июня 2008 г.): католический священник, декан, давний приходской священник Успения Пресвятой Девы Марии и святого. Николас. (1995)
- Рышард Томчик (2001)
- Рольф Кригер (2002)
- Бронислав Воланин (2011)
- Збигнев Разик (2011)
- Ян Филипек (2011)
- Янина Бани-Козловска (2015)
- Кристина Гей-Кутшенрайтер (2016)
- Юзеф Голембовский (2016)
Люди, связанные с Болеславцем
[ редактировать ]- Мартин Опиц (1597–1639), немецкий поэт эпохи барокко.
- Карл Фердинанд Аппун (1820–1872), немецкий натуралист.
- Рейнхольд Рёрихт (1842–1905), немецкий историк
- Фриц Шульц (1879–1957), немецкий юрист и писатель.
- Дитер Хильдебрандт (1927–2013), немецкий артист кабаре.
- Лешек Босек (1977 г.р.), польский юрист
- Лукаш Кубот (1982 г.р.), польский теннисист
- Моника Созанска (1983 г.р.), польско-немецкая фехтовальщица
- Гражина Ханаф (1971 г.р.), польский журналист и писатель
- Лаура Уздовска, польская студентка молодого поколения элитного медицинского университета
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Локальный банк данных» . Статистика Польши . Проверено 29 мая 2022 г. Данные по территориальной единице 0201011.
- ^ «Историческая справка» . Дрезден-Варшава (на польском языке) . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Подлагеря КЛ Гросс-Розен» . Музей Гросса-Розена в Рогожнице . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер, 93.
- ^ Адлер, 92.
- ^ Зак, 31.
- ^ Тайс, 9–10.
- ^ Мак, Обзор , 128.
- ^ Зак, 32 года.
- ^ Мак, Обзор , 129.
- ^ Мак, Обзор , 130.
- ^ «Города-побратимы» . xn--bolesawiec-e0b.pl (на польском языке). Болеславец . Проверено 24 сентября 2019 г.
- Адлер, Беатрикс. Ранние керамические кружки из коллекции Les Paul . Петербург: Имхоф, 2007.
- Банас, Павел и Иолания Созанска и др. Болеславецкая керамика фабрики Рейнольда = Bunzlauer Keramik aus dem Hause Reinhold . (эксл. кот) Болеславец-Еленя Гора: Монятович, 2008.
- Бобер, Анна и др. По следам Болеславецкой Камёнки . Болеславец: Музей керамики, 2003.
- Бобер, Анна и Тереза Воланины. Музей керамики в Болеславце. Путеводитель = Фюрер durch das Bunzlauer Keramikmuseum . Болеславец-Еленя Гора: Монятович, 2001.
- Болеславец». Быдгощ, Польша: Издательство «Телст», 2001.
- Эндрес, Вернер и др. Вклад в керамику Бунцлау (Нархос 5) . Инсбрук: Инсбрукский университет, 1997.
- Горецкий, Богдан. Художественная керамика Болеславец, 1950–2000 гг . Болеславец, 2000.
- Липперт, Инге, Вернер Эндрес. Керамика Бунцлау: Фабрика керамики Julius Paul & Sohn в Бунцлау (1893–1945) . Штутгарт: Arnoldische Verlag, 2001.
- Мак, Чарльз Р. и Илона С. «Бунцлауэр Геширр: немецкая гончарная традиция». Обзор конференции искусств Юго-Восточного колледжа , 13, 2 (1997), 121–131.
- Мак, Чарльз Р. и Илона С. «Керамика Бунцлау Германии и Силезии». Журнал Antiques 152 (июль 1997 г.), 88–95.
- Мак, Чарльз Р. Бунцлауэр Стиль: немецкая керамика от модерна до ар-деко . (исх. кат.) Афины, Джорджия: Художественный музей Джорджии, 2002.
- Райнхекель, Гюнтер. Верхнелужицкая керамика . Хусум, 2007.
- Ристов, Имке. «Государственная техническая школа керамики Бунцлау и авангард и гончарные традиции компаний Бунцлау», в Джоанне Флавиа Фигель и др ., Революция узоров: керамика, украшенная распылением около 1930 года. Ostfildern: Hatje Cantz Publishing для Badisches Landesmuseum Karlsruhe, 2006, стр. 135–45.
- Красавица Салли. Координатор/пункты: Керамические технические школы с 1875 года, Ландсхут/Хёр/Бунцлау . Дюссельдорф: Музей Хетенса, 2001.
- Шпет, Кристина. Гончарное дело в Силезии: Бунцлау и окрестности . Мюнхен: Дельп, 1981.
- Шпиндлер, Конрад. Керамика Бунцлау в Германском национальном музее . Нюрнберг, 2004 г.
- Старжевска, Мария и Тереза Воланины Художественная Камионла Болеславецка . Вроцлав: Каталоги коллекций Национального музея во Вроцлаве, 1995.
- Тайс, Хайнц-Иоахим, художественная керамика Фридриха Фестерсена (Берлин 1909–1922) . Берлин: Музей керамики в Берлине, 2009.
- Вайнхольд, Рудольф. Гончарное дело в Верхней Лужице . Берлин: Академия Верлаг, 1958.
- Вернике, Эвальд. Летопись города Бунцлау с древнейших времен до наших дней . Бунцлау 1884.
- Зак, Катарзна. Болеславец: Город керамики . Болеславец: Фотостудия Монятовича, 2004 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт Болеславца
- Местная служба новостей и газета (на польском языке)
- Местные компании и организации
- Еврейская община Болеславца на Виртуальном местечке
- Местная служба новостей и газета (на польском языке)
- Bolesławiec.org/Istotne Information – Служба местных новостей (на польском языке)
- ПКП Болеславец – железнодорожный вокзал
