саранги
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Классификация | |
---|---|
Связанные инструменты | |
|
Саранги народной музыке — это смычковый с короткой шеей, трехструнный инструмент на котором играют в традиционной музыке Южной Азии — народной музыке Пенджаби , Раджастана , народной музыке синдхи , народной музыке Харьянви , народной музыке Браджа и народной музыке Боро (известной там как serja ) — в Пакистане, Южной Индии и Бангладеш. Говорят, что он больше всего напоминает звук человеческого голоса благодаря своей способности имитировать голосовые орнаменты, такие как гамакс или гамакам (встряхивания) и менды (скользящие движения). Непальский саранги похож на него, но представляет собой народный инструмент , без украшений и с четырьмя струнами.
История
[ редактировать ]По мнению некоторых музыкантов, [ ВОЗ? ] Слово саранги представляет собой комбинацию двух слов: сех («три» на персидском языке) и ранги («цветной» на персидском языке) или персидский сад-ранги , печальный от слова «сотня» на персидском языке («сто цветных»), искаженный как саранги . [ нужна ссылка ] Термин се-ранги обозначает три мелодические струны. Однако наиболее распространенной народной этимологией является то, что саранги происходит от sol rang («сто цветов»), что указывает на его адаптируемость ко многим стилям вокальной музыки, его гибкую настройку и его способность создавать большую палитру тональных цветов и эмоциональных нюансов. .
Репертуар сарангиистов традиционно очень тесно связан с вокальной музыкой. Тем не менее, концерт с соло саранги в качестве основного произведения иногда будет включать в себя полноценную презентацию рааги с обширным алапом (неизмеримым импровизационным развитием раги) с возрастающей интенсивностью ( алап , то джор , то джхала ) и несколькими композициями в возрастающем темпе. называется бандиш . Таким образом, его можно рассматривать как один из других инструментальных стилей, таких как ситар , сарод и бансури .
Редко можно найти исполнителя на саранги, который не знает слов многих классических произведений. [ нужна ссылка ] Слова обычно мысленно присутствуют во время исполнения, и исполнение почти всегда придерживается условностей вокального исполнения, включая организационную структуру, типы проработки, темп, соотношение звука и тишины, а также представление кьял и тхумри. композиций . Вокальные качества саранги находятся в отдельной категории, например, от так называемого гаяки-анга ситара , который пытается имитировать нюансы кхьяла , в то же время в целом соответствуя структурам и обычно придерживаясь гатовых композиций инструментальной музыки. ( Гат — это композиция, настроенная на циклический ритм.)
Непальский саранги также является традиционным струнным музыкальным инструментом Непала , на котором обычно играют этнические группы гейн или гандарбха, но форма и репертуар саранги больше ориентированы на народную музыку по сравнению с тяжелой и классической формой репертуара в Индии . В Непале саранги считается культовым музыкальным инструментом, обозначающим народ Гандарбха.
Структура
[ редактировать ]Вырезанный из цельного куска дерева тун ( красный кедр ), саранги имеет коробчатую форму с тремя полыми камерами: пет («желудок»), чаати («грудь») и магай («мозг»). Обычно его длина составляет около 2 футов (0,61 м) и ширина около 6 дюймов (150 мм), хотя она может варьироваться, поскольку существуют как меньшие, так и более крупные варианты саранги. Меньшие из них более устойчивы в руке. Нижняя резонансная камера или домашнее животное покрыты пергаментом из козьей шкуры, на который вокруг талии наложена полоска толстой кожи (и прибита к задней части камеры), поддерживающая мост в форме слона, который обычно делается из верблюжьей ткани. или кость буйвола. (Первоначально его делали из слоновой кости или кости барасинга , но сейчас это редкость из-за запрета в Индии). Бридж, в свою очередь, выдерживает огромное давление примерно 35–37 симпатических стальных или медных струн и трех основных жильных струн, которые проходят через него. Три основные игровые струны – сравнительно более толстые струны из жилы – смыкаются тяжелым смычком из конского волоса и останавливаются не кончиками пальцев, а ногти , кутикула и окружающая плоть. Тальк наносится на пальцы в качестве смазки. На шее имеются платформы из слоновой кости или кости, по которым скользят пальцы. Остальные струны представляют собой симпатические, или тарабы , численностью примерно до 35–37, разделенные на четыре хора, имеющие два набора колышков: один справа и один сверху. Внутри находится хроматически настроенный ряд из 15 тарабов , а справа — диатонический ряд из девяти тарабов, каждый из которых охватывает полную октаву , плюс от одной до трех дополнительных окружающих нот выше или ниже октавы. Оба этих набора тарабов проходят от главного моста к правому набору колышков через небольшие отверстия в чаати, поддерживаемые полыми бусинами из слоновой кости/кости. Между этими внутренними тарабами и по обе стороны от основных игровых струн лежат еще два набора более длинных тарабов , с пятью-шестью струнами в правом наборе и шестью-семью струнами в левом наборе. Они проходят от основного моста к двум маленьким, плоским, широким, столообразным мостам через дополнительный мост к второму колышку, установленному наверху инструмента. Они настроены на важные тона ( свары ) раги. Правильно настроенный саранги будет гудеть и плакать и будет звучать как мелодичное мяуканье, а звуки, сыгранные на любой из основных струн, будут вызывать эхоподобные резонансы. Некоторые саранги используют струны, изготовленные из кишок коз.
Пакистан
[ редактировать ]Саранги — музыкальный инструмент эпохи Великих Моголов . Его использование в Пакистане снижается с 1980-х годов в результате смерти нескольких опытных игроков и его высокой стоимости - около рупий. 120 000 долларов США (400 долларов США). [ 1 ]
Известные исполнители
[ редактировать ]Игроки Саранги в Индии
[ редактировать ]- Абдул Латиф Хан (1934–2002)
- Аруна Нараян (1959 г.р.)
- Ашике Али Хан (1948–1999)
- Бхарат Бхушан Госвами (р. 1955)
- Бунду Хан (1880-1955)
- Дхруба Гош (1957-2017)
- Гулам Али (Саранги) (р. 1975)
- Харш Нараян (р. 1985)
- Камаль Сабри (р. 1974)
- Манонмани (р. 2000 г.)
- Рамеш Мишра (1948-2017)
- Рам Нараян (р. 1927)
- Сабир Хан (Саранги) (р. 1978)
- Сабри Хан (1927-2015)
- Сиддики Ахмед Хан (1914-)
- Сухайль Юсуф Хан (р. 1988)
- Султан Хан (1940-2011)
- Устад Файяз Хан (1968 г.р.)
- Мойнуддин Хан (музыкант)
- Рам Нараян
Игроки Саранги в Пакистане
[ редактировать ]- Аллах Ракха (1932-2000)
- Бунду Хан (1880-1955)
- Нату Хан (1920–1971)
Другие игроки саранги
[ редактировать ]- Юджи Накагава, Саранги – гражданин Японии, который научился играть на этом инструменте в Индии под руководством Дхрубы Гоша.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Звук инструмента саранги эпохи Великих Моголов затихает в Пакистане» . «Экспресс Трибьюн» . 08.04.2022 . Проверено 8 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бор, Джоп, 1987: «Голос Саранги», включающий ежеквартальный журнал Национального центра исполнительских искусств 15 (3–4), декабрь 1986 г. и март 1987 г. (специальный объединенный выпуск), Бомбей: NCPA.
- Магриэль, Николас, 1991 Стиль саранги в музыке Северной Индии (опубликованная докторская диссертация), Лондон: Лондонский университет, доступно на amazon.com
- Куреши, Регула Буркхардт, 1997: «Индийские саранги: эффектный звук, место соревнований», Ежегодник традиционной музыки, стр. 1–38.
- Соррелл, Нил (с Рамом Нараяном), 1980: Индийская музыка в исполнении , Болтон: Издательство Манчестерского университета
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Решам Фирири Популярная непальская народная музыка с саранги и мадалом .
- sarangi.info - загружаемая саранги и вокальная музыка, включая составные части двух важных книг: «Голос саранги» Джоепа Бора и «Индийская музыка в исполнении и практике» Рама Нараяна и Нила Соррелла.
- «Взросление в музыке» - включает несколько фильмов Николаса Магриэля об индийской музыкальной культуре, в том числе фильмы о музыкантах саранги, Фаруке Латифе Хане (р. 1975), Сарваре Хуссейне Хане (р. 1981), Мохаммеде Али Хане, Саранги (ум. 2002), Гулам Сабир Кадри (1922-), Видья Сахай Мишра (ум. 2019), Сиддики Ахмед Хан (1914-), Гулам Сабир Хан (р. 1948), Мурад Али (р. 1977), Файяз Хан (Варанаси) , Закан Хан (Варанаси) и Канхайялал Мишра (Варанаси) .
- Саранги, Гуджарат, 19 век.
- Саранги, ок. 1900 г.
- Саранги, Северная Индия, конец 19 века.