Jump to content

Кирпичная готика

(Перенаправлено из «Кирпичная готика »)

Церковь Святой Марии в Любеке , Германия, из красного и лакированного кирпича, краев из гранита и карнизов из известняка.
Замок Мальборк в Польше — крупнейший в Европе средневековый комплекс кирпичной готики.
География кирпичной готики в Европе

Кирпичная готика ( нем . Backsteingotik , польский : Gotyk ceglany , голландский : Baksteengotiek ) — особый стиль готической архитектуры, распространенный в Северо-Восточной и Центральной Европе , особенно в регионах Балтийского моря и вокруг него , где нет ресурсов стоячей скалы (хотя ледниковые валуны иногда встречаются ). Здания в основном построены из кирпича . Здания, отнесенные к кирпичной готике (при строгом определении архитектурного стиля исходя из географического положения), встречаются в Бельгии (и на самом севере Франции ), Нидерландах , Германии , Польше , Литве , Латвии , Эстонии , Калининграде (бывшая Восточная Пруссия) . ), Дания , Швеция и Финляндия .

Поскольку обожженный красный кирпич стал использоваться в Северо-Западной и Центральной Европе в 12 веке, самые старые такие здания классифицируются как кирпичные романские . В 16 веке кирпичная готика была заменена архитектурой кирпичного ренессанса .

Кирпичная готика отличается отсутствием фигуративной архитектурной скульптуры , широко распространенной в других стилях готической архитектуры. Типичным для региона Балтийского моря является творческое разделение и структурирование стен с использованием встроенных орнаментов для контраста между красным кирпичом, глазурованным кирпичом и белой известковой штукатуркой. Тем не менее, эти характеристики не являются ни вездесущими, ни исключительными. Многие исторические сооружения и районы, в которых преобладает кирпичная готика, внесены в список ЮНЕСКО объектов Всемирного наследия .

Реальные масштабы и реальное разнообразие этой кирпичной архитектуры еще предстоит полностью отличить от взглядов, опубликованных в конце 19-го и начале 20-го века, особенно в годы после окончания Первой мировой войны, когда этот стиль стал политическим инструментом. [ нужны разъяснения ]

Действительно, около четверти средневековой готической кирпичной архитектуры стоит в Нидерландах , во Фландрии и во Французской Фландрии . Некоторые из этих зданий построены из кирпича и камня. Башни церкви Святой Марии в Любеке, самой значительной церкви кирпичной готики в регионе Балтийского моря, имеют углы из гранитного тесаного камня. Многие деревенские церкви в северной Германии и Польше имеют кирпичный готический дизайн, несмотря на то, что основная часть их стен состоит из валунов.

Кирпичная готическая архитектура [ править ]

церкви Святой Анны Фрагмент , Вильнюс , Литва

В отличие от других стилей, определение кирпичной готики основано на материале (кирпич) и географическом регионе (страны вокруг Балтийского моря ). Кроме того, дальше на юг, восток и запад есть более отдаленные регионы с кирпичными зданиями, несущими характеристики этого архитектурного стиля — к ним относятся Бавария , западная Украина и Беларусь , а также восточная Англия и южная оконечность Норвегии .

Исторические условия [ править ]

Ратуша и церковь Святого Николая в Штральзунде , Германия

В ходе средневековой экспансии Германии на восток славянские территории к востоку от Эльбы были заселены торговцами и колонистами с перенаселенного северо-запада Германии в XII и XIII веках. В 1158 году Генрих Лев основал Любек , в 1160 году завоевал славянское княжество Шверин . Эта частично насильственная колонизация сопровождалась христианизацией славян и основанием епархий в Ратцебурге , Шверине, Каммине , Бранденбурге и других местах.

Вновь основанные города вскоре присоединились к Ганзейскому союзу и образовали « Вендический круг» с центром в Любеке и « Готландско - Ливландский круг» с главным центром в Таллинне (Ревеле). Богатые торговые города Ганзы характеризовались особенно религиозной и светской репрезентативной архитектурой, такой как советские или приходские церкви , ратуши , Bürgerhäuser , то есть частные жилища богатых торговцев или городские ворота . В сельской местности , оказала монашеская архитектура монашеских орденов большое влияние на развитие кирпичной архитектуры, особенно через цистерцианцев и премонстрантов . Между Пруссией и Эстонией Тевтонские рыцари закрепили свое господство, возведя многочисленные Орденсбургены (замки), большинство из которых также были построены из кирпича.

В регионах южного побережья Балтийского моря использование кирпича появилось почти одновременно с каменным искусством. Но в Дании , особенно в Ютландии , во фризских регионах, в нынешних Нидерландах и в регионе Нижнего Рейна , множество высококачественных средневековых каменных зданий было построено еще до того, как там был сожжен первый средневековый кирпич. Тем не менее, в этих регионах со временем плотность готической кирпичной архитектуры стала такой же высокой, как и в регионах южного побережья Балтийского моря. В центральных и южных регионах Польши также было несколько важных ранних каменных построек, особенно знаменитые круглые церкви. Многие из этих зданий позже были расширены или заменены кирпичом в готическом стиле. Особенно во Фландрии , Нидерландах, регионе Нижнего Рейна, Малой Польше и Верхней Силезии кирпичные готические здания часто, но не всегда, имеют некоторые элементы каменного тесаного камня. В Нидерландах это был в основном туф , в Дании – старый гранит и новый известняк . С другой стороны, во многих регионах, считающихся типичными для кирпичной готики, валуны были дешевле кирпича, и поэтому многие здания возводились с использованием валунов и украшались только кирпичом на протяжении всего периода готической архитектуры.

Развитие [ править ]

Церковь Воркум в провинции Фрисландия — образец кирпичной готики в Нидерландах.

Кирпичное строительство стало широко распространено в 12 веке, еще в период романской архитектуры . Деревянная архитектура долгое время доминировала в северной Германии, но ее было недостаточно для строительства монументальных сооружений. На территории кирпичной готики фахверковая архитектура оставалась типичной для небольших зданий, особенно в сельской местности, вплоть до наших дней .

Техники строительства и отделки кирпичом были импортированы из Ломбардии . Также были приняты некоторые декоративные формы ломбардской архитектуры . [1]

В районах, где доминировали Вельфы , использование кирпича для замены натурального камня началось с соборов и приходских церквей в Ольденбурге (Гольштейн) , Зегеберге , Ратцебурге и Любеке . Генрих Лев заложил фундамент собора в 1173 году.

В маркграфстве Бранденбург нехватка природного камня и расстояние до Балтийского моря (которое, как и реки, можно было использовать для перевозки тяжелых грузов) сделали потребность в альтернативных материалах более острой. собора Кирпичная архитектура здесь началась с Бранденбургского , строительство которого началось в 1165 году при Альберте Медведе . Иериховский монастырь (тогда входивший в состав Магдебургского архиепископства ), строительство которого началось еще в 1149 году, оказал ключевое влияние на кирпичную готику в Бранденбурге.

Характеристики [ править ]

Кирпичный готический интерьер Сторкиркана в Стокгольме , Швеция
Кирпичная готика с каменным декором, старая больница Святого Иоанна в Брюгге , Бельгия.

Романская кирпичная архитектура оставалась тесно связанной с современной каменной архитектурой и часто просто переводила стиль и репертуар последней в новый материал. Декоративные приемы, соответствующие новому материалу, были импортированы из северной Италии, где они были разработаны как часть ломбардского стиля . Среди этих приемов было использование формованного кирпича для создания тонкого орнамента. Кирпичная готика основывалась на романских зданиях (из камня и кирпича) своего региона, но в ее основной части романские каменные здания были редки и часто скромны по своему характеру.

В большинстве регионов кирпичной готики валуны были доступны и дешевле кирпича. В некоторых регионах был доступен и тесаный камень. Поэтому, кроме цельнокирпичных построек, существуют постройки, начатые в камне и законченные из кирпича, или построенные из валунов и отделанные кирпичом, или построенные из кирпича и украшенные тесаным камнем, например в Малой Польше и Силезии .

Кирпичные готические здания часто имеют монументальные размеры, но просты по внешнему виду и лишены изысканности районов южнее, но это не только так.

Ни одно из этих зданий сегодня не такое же, как в средние века. Например, многие из них были перестроены в стиле барокко, а затем в 19 веке были переготизированы (или реконструированы после Второй мировой войны). Особенно в 19 веке некоторые здания были очищены при реставрации. [2] В ратушах Любека и Штральзунда средневековые каменные оконные рамы были заменены новыми кирпичными.

В то время, когда простые люди жили исключительно локальной жизнью, группы, ответственные за эти здания, были мобильными по всему миру: епископы, аббаты, аристократы и дальние торговцы, которые заказывали работы, а также высококвалифицированные специалисты-мастера, которые ее выполняли. По этой причине кирпичная готика стран вокруг Балтийского моря находилась под сильным влиянием соборов Франции и готики Турне или Шельдской готики графства Фландрия (где также были возведены некоторые важные кирпичные готики).

Одно типичное выражение структуры стен - контраст выступающего видимого кирпича с штукатуркой углублений - уже было развито в Италии, но стало преобладающим в Балтийском регионе.

Кирпич как основной материал [ править ]

Поскольку используемые кирпичи были сделаны из глины , доступной в больших количествах на Северо-Немецкой равнине, они быстро стали обычной заменой строительного камня. Так называемый монастырский формат стал стандартом для кирпича, используемого в представительных зданиях. Его кирпичи имеют размеры от 28 х 15 х 9 см до 30 х 14 х 10 см, швы из раствора около 1,5 см. В отличие от тесаной готики, кирпич и фасонный кирпич производились не на месте ложами ( Bauhütten ), а специализированными предприятиями за пределами предприятия.

Элементы [ править ]

Церковь Святой Марии в Гданьске , Польша

Использование фасонного кирпича для узоров и фризов также можно найти в некоторых зданиях северо-западной готической кирпичной архитектуры. Мастерское использование этих элементов можно обнаружить в некоторых готических зданиях северной Италии, откуда изначально пришли эти весьма сложные методы, разработанные в ломбардско-романский период. Там подобные кирпичные украшения можно встретить даже на зданиях, построенных в основном из тесаного камня . фризы Некоторые итальянские готические кирпичные здания также имеют терракотовые .

В то время как в центральной северной Германии и Великой Польше подходящего природного строительного камня не было, торговые города могли импортировать его по морю. Таким образом, церковь Святой Марии в Любеке , обычно считающаяся основным примером кирпичной готики, имеет два портала из песчаника , а края ее огромных башен построены из тесаного камня, что является обычным для готических кирпичных зданий в Нидерландах и Германии. ) Район Нижнего Рейна . А очень тонкие колонны его Briefkapelle ( часовни букв ) сделаны из гранита из Борнхольма . [3] В готических кирпичных башнях церквей Висмара и церкви Св. Николая в Штральзунде камень используется не по структурным причинам, а для обеспечения контраста цветов. В церкви Святой Марии Гданьской все пять боковых порталов и несколько простых, но длинных карнизов выполнены из тесаного камня.

Германия [ править ]

Хольстенские ворота в Любеке

Кирпичная архитектура встречается главным образом в районах, где отсутствуют достаточные природные запасы строительного камня . Так обстоит дело на территории Северо-Европейской низменности . Поскольку немецкая часть этого региона (Северная Германская равнина, за исключением Вестфалии и Рейнской области ) во многом совпадает с территорией, находящейся под влиянием Ганзейского союза , кирпичная готика стала символом этого мощного союза городов. Наряду с нижненемецким языком , он образует главный определяющий элемент северогерманской культурной области , особенно в отношении поздних городских фондов и областей колонизации к северу и востоку от Эльбы . В средние века и раннее Новое время эта культурная ареал простиралась по всей южной части Балтийского региона и имела большое влияние на Скандинавию . Самая южная кирпичная готическая постройка в Германии — Бергкирхе (горная церковь) Альтенбурга в Тюрингии .

На северо-западе, особенно вдоль Везера и Эльбы , относительно легко можно было транспортировать песчаник из гор Центральной Германии. Это привело к синтезу стилей востока Эльбы с архитектурными традициями Рейнской области. Здесь для стен в основном использовался кирпич, а для пластиковых деталей – песчаник. Поскольку кирпич в этом стиле сам по себе не имеет эстетической функции , большинство построек северо-западной Германии не являются частью собственно кирпичной готики. Готические кирпичные постройки вблизи Нижнего Рейна имеют больше общего с голландской готикой, чем с северногерманской.

кирпичная Баварская готика

Фрауэнкирхе в Мюнхене , Бавария , Германия

В Баварии есть значительное количество готических кирпичных зданий, некоторые в местах без карьеров, например в Мюнхене , а некоторые в местах, где также был доступен натуральный камень, например, в Донауверте . Некоторые из этих построек имеют отделку как из фасонного кирпича, так и из тесаного камня, часто из туфа . Также стены некоторых зданий все кирпичные, а в некоторых зданиях основание стены каменное. Большинство церквей имеют общий отличительный стиль баварской кирпичной готики. Фрауэнкирхе в Мюнхене самая большая (готическая и полностью) кирпичная церковь к северу от Альп . Примеры включают церковь Св. Мартина и две другие церкви в Ландсхуте и Герцогсбурге (герцогский замок) в Дингольфинге .

Польша [ править ]

Базилика Святой Марии в Кракове , Польша

Кирпичную готику в Польше иногда называют частью польского готического стиля. Хотя подавляющее большинство готических зданий на территории современной Польши построены из кирпича, этот термин также охватывает некирпичные готические постройки, такие как Вавельский собор в Кракове , который в основном построен из камня. Основной характеристикой польской готики является ограниченное использование каменной кладки в дополнение к основной кирпичной конструкции. Камень в основном использовался для изготовления оконных и дверных рам, арочных колонн, ребристых сводов, фундамента и украшений, в то время как кирпич оставался основным строительным материалом, используемым для возведения стен и потолков. Это ограниченное использование камня в качестве дополнительного строительного материала было наиболее распространено в Малой Польше и стало возможным благодаря обилию известняка в этом регионе - дальше на север в регионах Великой Польши , Силезии , Мазовии и Поморья использование камня практически не существовало.

Кирпичная готика в Померании [ править ]

Большая часть побережья Балтийского моря в период с XII века по 1637 год принадлежала Грифонов Померанскому герцогству . В настоящее время ее территория разделена на две части — среднюю и восточную в Польше и самую западную в Германии. Самыми выдающимися готическим памятниками в этом районе являются романско-готический собор Св. Иоанна Крестителя в Камень-Поморском , цистерцианское аббатство в Колбаче , руины аббатства Ясеница в Полице , руины аббатства Эльдена (датский фонд) в Грайфсвальде , собор Святой Марии. Церковь в Узедоме , Замок померанских герцогов в Дарлово , остатки замка Лёкниц , Соборная церковь Св. Николая в Грайфсвальде , Церковь Св. Николая в Штральзунде , Церковь Св. Марии в Штральзунде , Церкви Св. Марии и Св. Николая в Анкламе , Костел Св. Марии в Старгарде , Костел Св. Николая в Волине , Костел Св. Петра в Вольгасте , Кафедральный собор Святого Апостола Иакова в Щецине , Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Кошалине , Базилика Успения Пресвятой Богородицы Пресвятой Богородицы в Колобжег и костел Богоматери в Славно, а также ратуши в Штральзунде , Щецине ( Старая ратуша ) и Камень-Поморском . Наиболее важные оборонительные системы располагались в Щецине и Домбе (нынешний район города Щецина) , Пыжице , Узедоме , Грайфсвальде , Анкламе и Штаргарде с водными воротами на реке Ина , называемыми Штаргардскими Мельничными воротами .

Франция [ править ]

Северная Франция [ править ]

Колокольня Дюнкерка

Даже в регионе Вестхук на самом севере Франции , расположенном между Бельгией и Дуврским проливом, есть образцы северной кирпичной готики с высокой плотностью специфических зданий. [ нужны разъяснения ] Например, существует большое сходство между колокольней Дюнкерка [ фр ] и башней церкви Святой Марии в Гданьске .

Южно-французская готика [ править ]

Южно-французская готика — особый стиль готической архитектуры, разработанный на юге Франции. Он возник в начале 13 века после победы католической церкви над катарами , поскольку церковь стремилась восстановить свою власть в регионе. В результате церковные здания обычно имеют черты военной архитектуры. Строительный материал южно-французской готики обычно представляет собой кирпич, а не камень. Со временем этот стиль стал влиять на светские здания, а также церкви и распространился за пределы территории, где процветал катаризм.

неоготика века Готическое возрождение - XIX

Собор Святого Чада в Бирмингеме , Англия (1841 г.)

В 19 веке готическое возрождение — неоготический стиль привел к возрождению кирпичной готики. Кирпичные готические церкви «Возрождения» XIX века можно найти по всей Северной Германии, Скандинавии, Польше, Литве, Финляндии, Нидерландам, России, Великобритании и США.

Важные церкви в этом стиле включали собор Святого Чада в Бирмингеме (1841 г.) Августа Пугина , собор Миккели 1897 года в Миккели в Финляндии и церковь Святого Иосифа в Кракове , Польша, что является поздним примером стиля возрождения.

См. также [ править ]

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Отто Штиль, Ганс Вентцель. «Кирпичный дом». Настоящий лексикон истории немецкого искусства . стр. 1345–1372.
  2. ^ Йенс Кристиан Хольст, Фасад ратуши в Штральзунде - о датировке и первой форме (в Матиасе Мюллере (ред.) Multiplicatio et variatio: Вклад в искусство: Церемония в честь Эрнста Бадштюбнера в честь его 65-летия , Лукас Верлаг 1998, стр. 60 фф.)
  3. ^ «Архивный документ» . Архивировано из оригинала 18 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
  • Ханс Йозеф Бёкер: Средневековая кирпичная архитектура северной Германии . Дармштадт 1988. ISBN   3-534-02510-5
  • Готфрид Кизов: Пути к кирпичной готике. Введение . Публикации по памятникам Немецкого фонда защиты памятников, Бонн, 2003 г., ISBN   3-936942-34-Х
  • Анджела Пфотенхауэр, Флориан Монхайм, Карола Натан: Кирпичная готика . Издание «Памятники». Публикация «Памятники» Немецкого фонда защиты памятников, Бонн, 2000 г., ISBN   3-935208-00-6
  • Фриц Готтлоб: Теория формы северогерманской кирпичной готики: вклад в неоготику около 1900 года . 1907. Перепечатка 2-го изд., Verlag Ludwig, 1999. ISBN   3-9805480-8-2
  • Герлинда Тальхайм (редактор) и др.: Сожженное величие – пути к кирпичной готике . 5 томов. Публикация «Памятники» Немецкого фонда защиты памятников, Бонн, полное издание всех 5 томов. ISBN   3-936942-22-6
  • Б. Бусян, Г. Кисов: Висмар: Здания власти — место строительства церкви в средние века . Публикации по памятникам Немецкого фонда защиты памятников, 2002 г., ISBN   3-935208-14-6 (Том 2 серии выставочных каталогов « Пути к кирпичной готике» , ISBN   3-935208-12-X )

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 453740b4945c606f27c46a82d1c40797__1717422300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/97/453740b4945c606f27c46a82d1c40797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brick Gothic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)