Кирпичная готика
Кирпичная готика ( нем . Backsteingotik , польский : Gotyk ceglany , голландский : Baksteengotiek ) — особый стиль готической архитектуры, распространенный в Северо-Восточной и Центральной Европе , особенно в регионах Балтийского моря и вокруг него , где нет ресурсов стоячей скалы (хотя ледниковые валуны иногда встречаются ). Здания в основном построены из кирпича . Здания, отнесенные к кирпичной готике (при строгом определении архитектурного стиля исходя из географического положения), встречаются в Бельгии (и на самом севере Франции ), Нидерландах , Германии , Польше , Литве , Латвии , Эстонии , Калининграде (бывшая Восточная Пруссия) . ), Дания , Швеция и Финляндия .
Поскольку обожженный красный кирпич стал использоваться в Северо-Западной и Центральной Европе в 12 веке, самые старые такие здания классифицируются как кирпичные романские . В 16 веке кирпичная готика была заменена архитектурой кирпичного ренессанса .
Кирпичная готика отличается отсутствием фигуративной архитектурной скульптуры , широко распространенной в других стилях готической архитектуры. Типичным для региона Балтийского моря является творческое разделение и структурирование стен с использованием встроенных орнаментов для контраста между красным кирпичом, глазурованным кирпичом и белой известковой штукатуркой. Тем не менее, эти характеристики не являются ни вездесущими, ни исключительными. Многие исторические сооружения и районы, в которых преобладает кирпичная готика, внесены в список ЮНЕСКО объектов Всемирного наследия .
Реальные масштабы и реальное разнообразие этой кирпичной архитектуры еще предстоит полностью отличить от взглядов, опубликованных в конце 19-го и начале 20-го века, особенно в годы после окончания Первой мировой войны, когда этот стиль стал политическим инструментом. [ нужны разъяснения ]
Действительно, около четверти средневековой готической кирпичной архитектуры стоит в Нидерландах , во Фландрии и во Французской Фландрии . Некоторые из этих зданий построены из кирпича и камня. Башни церкви Святой Марии в Любеке, самой значительной церкви кирпичной готики в регионе Балтийского моря, имеют углы из гранитного тесаного камня. Многие деревенские церкви в северной Германии и Польше имеют кирпичный готический дизайн, несмотря на то, что основная часть их стен состоит из валунов.
Кирпичная готическая архитектура [ править ]
В отличие от других стилей, определение кирпичной готики основано на материале (кирпич) и географическом регионе (страны вокруг Балтийского моря ). Кроме того, дальше на юг, восток и запад есть более отдаленные регионы с кирпичными зданиями, несущими характеристики этого архитектурного стиля — к ним относятся Бавария , западная Украина и Беларусь , а также восточная Англия и южная оконечность Норвегии .
Исторические условия [ править ]
В ходе средневековой экспансии Германии на восток славянские территории к востоку от Эльбы были заселены торговцами и колонистами с перенаселенного северо-запада Германии в XII и XIII веках. В 1158 году Генрих Лев основал Любек , в 1160 году завоевал славянское княжество Шверин . Эта частично насильственная колонизация сопровождалась христианизацией славян и основанием епархий в Ратцебурге , Шверине, Каммине , Бранденбурге и других местах.
Вновь основанные города вскоре присоединились к Ганзейскому союзу и образовали « Вендический круг» с центром в Любеке и « Готландско - Ливландский круг» с главным центром в Таллинне (Ревеле). Богатые торговые города Ганзы характеризовались особенно религиозной и светской репрезентативной архитектурой, такой как советские или приходские церкви , ратуши , Bürgerhäuser , то есть частные жилища богатых торговцев или городские ворота . В сельской местности , оказала монашеская архитектура монашеских орденов большое влияние на развитие кирпичной архитектуры, особенно через цистерцианцев и премонстрантов . Между Пруссией и Эстонией Тевтонские рыцари закрепили свое господство, возведя многочисленные Орденсбургены (замки), большинство из которых также были построены из кирпича.
В регионах южного побережья Балтийского моря использование кирпича появилось почти одновременно с каменным искусством. Но в Дании , особенно в Ютландии , во фризских регионах, в нынешних Нидерландах и в регионе Нижнего Рейна , множество высококачественных средневековых каменных зданий было построено еще до того, как там был сожжен первый средневековый кирпич. Тем не менее, в этих регионах со временем плотность готической кирпичной архитектуры стала такой же высокой, как и в регионах южного побережья Балтийского моря. В центральных и южных регионах Польши также было несколько важных ранних каменных построек, особенно знаменитые круглые церкви. Многие из этих зданий позже были расширены или заменены кирпичом в готическом стиле. Особенно во Фландрии , Нидерландах, регионе Нижнего Рейна, Малой Польше и Верхней Силезии кирпичные готические здания часто, но не всегда, имеют некоторые элементы каменного тесаного камня. В Нидерландах это был в основном туф , в Дании – старый гранит и новый известняк . С другой стороны, во многих регионах, считающихся типичными для кирпичной готики, валуны были дешевле кирпича, и поэтому многие здания возводились с использованием валунов и украшались только кирпичом на протяжении всего периода готической архитектуры.
Развитие [ править ]
Кирпичное строительство стало широко распространено в 12 веке, еще в период романской архитектуры . Деревянная архитектура долгое время доминировала в северной Германии, но ее было недостаточно для строительства монументальных сооружений. На территории кирпичной готики фахверковая архитектура оставалась типичной для небольших зданий, особенно в сельской местности, вплоть до наших дней .
Техники строительства и отделки кирпичом были импортированы из Ломбардии . Также были приняты некоторые декоративные формы ломбардской архитектуры . [1]
В районах, где доминировали Вельфы , использование кирпича для замены натурального камня началось с соборов и приходских церквей в Ольденбурге (Гольштейн) , Зегеберге , Ратцебурге и Любеке . Генрих Лев заложил фундамент собора в 1173 году.
В маркграфстве Бранденбург нехватка природного камня и расстояние до Балтийского моря (которое, как и реки, можно было использовать для перевозки тяжелых грузов) сделали потребность в альтернативных материалах более острой. собора Кирпичная архитектура здесь началась с Бранденбургского , строительство которого началось в 1165 году при Альберте Медведе . Иериховский монастырь (тогда входивший в состав Магдебургского архиепископства ), строительство которого началось еще в 1149 году, оказал ключевое влияние на кирпичную готику в Бранденбурге.
Характеристики [ править ]
Романская кирпичная архитектура оставалась тесно связанной с современной каменной архитектурой и часто просто переводила стиль и репертуар последней в новый материал. Декоративные приемы, соответствующие новому материалу, были импортированы из северной Италии, где они были разработаны как часть ломбардского стиля . Среди этих приемов было использование формованного кирпича для создания тонкого орнамента. Кирпичная готика основывалась на романских зданиях (из камня и кирпича) своего региона, но в ее основной части романские каменные здания были редки и часто скромны по своему характеру.
В большинстве регионов кирпичной готики валуны были доступны и дешевле кирпича. В некоторых регионах был доступен и тесаный камень. Поэтому, кроме цельнокирпичных построек, существуют постройки, начатые в камне и законченные из кирпича, или построенные из валунов и отделанные кирпичом, или построенные из кирпича и украшенные тесаным камнем, например в Малой Польше и Силезии .
Кирпичные готические здания часто имеют монументальные размеры, но просты по внешнему виду и лишены изысканности районов южнее, но это не только так.
Ни одно из этих зданий сегодня не такое же, как в средние века. Например, многие из них были перестроены в стиле барокко, а затем в 19 веке были переготизированы (или реконструированы после Второй мировой войны). Особенно в 19 веке некоторые здания были очищены при реставрации. [2] В ратушах Любека и Штральзунда средневековые каменные оконные рамы были заменены новыми кирпичными.
В то время, когда простые люди жили исключительно локальной жизнью, группы, ответственные за эти здания, были мобильными по всему миру: епископы, аббаты, аристократы и дальние торговцы, которые заказывали работы, а также высококвалифицированные специалисты-мастера, которые ее выполняли. По этой причине кирпичная готика стран вокруг Балтийского моря находилась под сильным влиянием соборов Франции и готики Турне или Шельдской готики графства Фландрия (где также были возведены некоторые важные кирпичные готики).
Одно типичное выражение структуры стен - контраст выступающего видимого кирпича с штукатуркой углублений - уже было развито в Италии, но стало преобладающим в Балтийском регионе.
Кирпич как основной материал [ править ]
Поскольку используемые кирпичи были сделаны из глины , доступной в больших количествах на Северо-Немецкой равнине, они быстро стали обычной заменой строительного камня. Так называемый монастырский формат стал стандартом для кирпича, используемого в представительных зданиях. Его кирпичи имеют размеры от 28 х 15 х 9 см до 30 х 14 х 10 см, швы из раствора около 1,5 см. В отличие от тесаной готики, кирпич и фасонный кирпич производились не на месте ложами ( Bauhütten ), а специализированными предприятиями за пределами предприятия.
- Кирпичная стена в стиле «готика»
- Фасонный кирпич
- Глазурованный кирпич
- Кирпич черноглазурованный фасонный
Элементы [ править ]
Использование фасонного кирпича для узоров и фризов также можно найти в некоторых зданиях северо-западной готической кирпичной архитектуры. Мастерское использование этих элементов можно обнаружить в некоторых готических зданиях северной Италии, откуда изначально пришли эти весьма сложные методы, разработанные в ломбардско-романский период. Там подобные кирпичные украшения можно встретить даже на зданиях, построенных в основном из тесаного камня . фризы Некоторые итальянские готические кирпичные здания также имеют терракотовые .
В то время как в центральной северной Германии и Великой Польше подходящего природного строительного камня не было, торговые города могли импортировать его по морю. Таким образом, церковь Святой Марии в Любеке , обычно считающаяся основным примером кирпичной готики, имеет два портала из песчаника , а края ее огромных башен построены из тесаного камня, что является обычным для готических кирпичных зданий в Нидерландах и Германии. ) Район Нижнего Рейна . А очень тонкие колонны его Briefkapelle ( часовни букв ) сделаны из гранита из Борнхольма . [3] В готических кирпичных башнях церквей Висмара и церкви Св. Николая в Штральзунде камень используется не по структурным причинам, а для обеспечения контраста цветов. В церкви Святой Марии Гданьской все пять боковых порталов и несколько простых, но длинных карнизов выполнены из тесаного камня.
Германия [ править ]
Кирпичная архитектура встречается главным образом в районах, где отсутствуют достаточные природные запасы строительного камня . Так обстоит дело на территории Северо-Европейской низменности . Поскольку немецкая часть этого региона (Северная Германская равнина, за исключением Вестфалии и Рейнской области ) во многом совпадает с территорией, находящейся под влиянием Ганзейского союза , кирпичная готика стала символом этого мощного союза городов. Наряду с нижненемецким языком , он образует главный определяющий элемент северогерманской культурной области , особенно в отношении поздних городских фондов и областей колонизации к северу и востоку от Эльбы . В средние века и раннее Новое время эта культурная ареал простиралась по всей южной части Балтийского региона и имела большое влияние на Скандинавию . Самая южная кирпичная готическая постройка в Германии — Бергкирхе (горная церковь) Альтенбурга в Тюрингии .
На северо-западе, особенно вдоль Везера и Эльбы , относительно легко можно было транспортировать песчаник из гор Центральной Германии. Это привело к синтезу стилей востока Эльбы с архитектурными традициями Рейнской области. Здесь для стен в основном использовался кирпич, а для пластиковых деталей – песчаник. Поскольку кирпич в этом стиле сам по себе не имеет эстетической функции , большинство построек северо-западной Германии не являются частью собственно кирпичной готики. Готические кирпичные постройки вблизи Нижнего Рейна имеют больше общего с голландской готикой, чем с северногерманской.
кирпичная Баварская готика
В Баварии есть значительное количество готических кирпичных зданий, некоторые в местах без карьеров, например в Мюнхене , а некоторые в местах, где также был доступен натуральный камень, например, в Донауверте . Некоторые из этих построек имеют отделку как из фасонного кирпича, так и из тесаного камня, часто из туфа . Также стены некоторых зданий все кирпичные, а в некоторых зданиях основание стены каменное. Большинство церквей имеют общий отличительный стиль баварской кирпичной готики. Фрауэнкирхе — в Мюнхене самая большая (готическая и полностью) кирпичная церковь к северу от Альп . Примеры включают церковь Св. Мартина и две другие церкви в Ландсхуте и Герцогсбурге (герцогский замок) в Дингольфинге .
Польша [ править ]
Кирпичную готику в Польше иногда называют частью польского готического стиля. Хотя подавляющее большинство готических зданий на территории современной Польши построены из кирпича, этот термин также охватывает некирпичные готические постройки, такие как Вавельский собор в Кракове , который в основном построен из камня. Основной характеристикой польской готики является ограниченное использование каменной кладки в дополнение к основной кирпичной конструкции. Камень в основном использовался для изготовления оконных и дверных рам, арочных колонн, ребристых сводов, фундамента и украшений, в то время как кирпич оставался основным строительным материалом, используемым для возведения стен и потолков. Это ограниченное использование камня в качестве дополнительного строительного материала было наиболее распространено в Малой Польше и стало возможным благодаря обилию известняка в этом регионе - дальше на север в регионах Великой Польши , Силезии , Мазовии и Поморья использование камня практически не существовало.
Кирпичная готика в Померании [ править ]
Большая часть побережья Балтийского моря в период с XII века по 1637 год принадлежала Грифонов Померанскому герцогству . В настоящее время ее территория разделена на две части — среднюю и восточную в Польше и самую западную в Германии. Самыми выдающимися готическим памятниками в этом районе являются романско-готический собор Св. Иоанна Крестителя в Камень-Поморском , цистерцианское аббатство в Колбаче , руины аббатства Ясеница в Полице , руины аббатства Эльдена (датский фонд) в Грайфсвальде , собор Святой Марии. Церковь в Узедоме , Замок померанских герцогов в Дарлово , остатки замка Лёкниц , Соборная церковь Св. Николая в Грайфсвальде , Церковь Св. Николая в Штральзунде , Церковь Св. Марии в Штральзунде , Церкви Св. Марии и Св. Николая в Анкламе , Костел Св. Марии в Старгарде , Костел Св. Николая в Волине , Костел Св. Петра в Вольгасте , Кафедральный собор Святого Апостола Иакова в Щецине , Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Кошалине , Базилика Успения Пресвятой Богородицы Пресвятой Богородицы в Колобжег и костел Богоматери в Славно, а также ратуши в Штральзунде , Щецине ( Старая ратуша ) и Камень-Поморском . Наиболее важные оборонительные системы располагались в Щецине и Домбе (нынешний район города Щецина) , Пыжице , Узедоме , Грайфсвальде , Анкламе и Штаргарде с водными воротами на реке Ина , называемыми Штаргардскими Мельничными воротами .
Франция [ править ]
Северная Франция [ править ]
Даже в регионе Вестхук на самом севере Франции , расположенном между Бельгией и Дуврским проливом, есть образцы северной кирпичной готики с высокой плотностью специфических зданий. [ нужны разъяснения ] Например, существует большое сходство между колокольней Дюнкерка и башней церкви Святой Марии в Гданьске .
Южно-французская готика [ править ]
Южно-французская готика — особый стиль готической архитектуры, разработанный на юге Франции. Он возник в начале 13 века после победы католической церкви над катарами , поскольку церковь стремилась восстановить свою власть в регионе. В результате церковные здания обычно имеют черты военной архитектуры. Строительный материал южно-французской готики обычно представляет собой кирпич, а не камень. Со временем этот стиль стал влиять на светские здания, а также церкви и распространился за пределы территории, где процветал катаризм.
неоготика века Готическое возрождение - XIX
В 19 веке готическое возрождение — неоготический стиль привел к возрождению кирпичной готики. Кирпичные готические церкви «Возрождения» XIX века можно найти по всей Северной Германии, Скандинавии, Польше, Литве, Финляндии, Нидерландам, России, Великобритании и США.
Важные церкви в этом стиле включали собор Святого Чада в Бирмингеме (1841 г.) Августа Пугина , собор Миккели 1897 года в Миккели в Финляндии и церковь Святого Иосифа в Кракове , Польша, что является поздним примером стиля возрождения.
См. также [ править ]
- Список готических кирпичных зданий
- Европейский маршрут кирпичной готики
- Готическая архитектура в современной Польше
- Готическая архитектура в Литве
- Белорусская готика
- Список кирпичных романских построек
- Список кирпичных зданий эпохи Возрождения
Примечания и ссылки [ править ]
- ^ Отто Штиль, Ганс Вентцель. «Кирпичный дом». Настоящий лексикон истории немецкого искусства . стр. 1345–1372.
- ^ Йенс Кристиан Хольст, Фасад ратуши в Штральзунде - о датировке и первой форме (в Матиасе Мюллере (ред.) Multiplicatio et variatio: Вклад в искусство: Церемония в честь Эрнста Бадштюбнера в честь его 65-летия , Лукас Верлаг 1998, стр. 60 фф.)
- ^ «Архивный документ» . Архивировано из оригинала 18 января 2016 года . Проверено 18 января 2016 г.
- Ханс Йозеф Бёкер: Средневековая кирпичная архитектура северной Германии . Дармштадт 1988. ISBN 3-534-02510-5
- Готфрид Кизов: Пути к кирпичной готике. Введение . Публикации по памятникам Немецкого фонда защиты памятников, Бонн, 2003 г., ISBN 3-936942-34-Х
- Анджела Пфотенхауэр, Флориан Монхайм, Карола Натан: Кирпичная готика . Издание «Памятники». Публикация «Памятники» Немецкого фонда защиты памятников, Бонн, 2000 г., ISBN 3-935208-00-6
- Фриц Готтлоб: Теория формы северогерманской кирпичной готики: вклад в неоготику около 1900 года . 1907. Перепечатка 2-го изд., Verlag Ludwig, 1999. ISBN 3-9805480-8-2
- Герлинда Тальхайм (редактор) и др.: Сожженное величие – пути к кирпичной готике . 5 томов. Публикация «Памятники» Немецкого фонда защиты памятников, Бонн, полное издание всех 5 томов. ISBN 3-936942-22-6
- Б. Бусян, Г. Кисов: Висмар: Здания власти — место строительства церкви в средние века . Публикации по памятникам Немецкого фонда защиты памятников, 2002 г., ISBN 3-935208-14-6 (Том 2 серии выставочных каталогов « Пути к кирпичной готике» , ISBN 3-935208-12-X )
Внешние ссылки [ править ]
- RDK-Labor: оцифрованный текст Reallexikon zur Deutschen Kunstgeschichte (1937), Brick Building Отто Штиля (главы I–III) и Ганса Венцеля (главы IV–VI).
- Европейский кирпичный готический маршрут
- Выставка «Пути к кирпичной готике 2002–2005 ».
- Постоянная выставка «Пути к кирпичной готике» , Висмар. Архивировано 5 марта 2016 года в Wayback Machine.