Атрей
Дом Атрея Династия Атреидов, Атреиды, Атрейды, Атрейдай, Атрейдесы | |
---|---|
Страна | Микенская Греция |
Основатель | Тантал |
Последний правитель | Тисамен |
Титулы | Король Микен |
Члены | Тантал , Ниоба , Пелопс , Атрей (в его честь названа династия), Эгисф , Менелай , Агамемнон , Алет , Ифигения , Электра , Орест , Тисамен. |
В греческой мифологии Атрей ( / ˈeɪ t r i ə s / - AY - -əs , / ˈeɪ t r s uː ; / AY trooss tri [ 1 ] ) [ а ] был царем Микен на Пелопоннесе , сыном Пелопса и Гипподамии , отцом Агамемнона и Менелая . В совокупности его потомки известны как Атрейдаи или Атреиды .
Атрей и его брат-близнец Фиест были изгнаны своим отцом за убийство сводного брата Хрисиппа в стремлении к трону Олимпии . Они укрылись в Микенах , где взошли на престол в отсутствие царя Эврисфея , сражавшегося с Гераклидами . Эврисфей хотел, чтобы их управление было временным, но после его смерти в бою оно стало постоянным.
Согласно наиболее древним источникам, Атрей был отцом Плейсфена , но у некоторых лириков ( Ивик , Вакхилид ) Плейстенид (сын Плейсфена) используется как альтернативное имя самого Атрея.
Атрейдесы
[ редактировать ]Атрейдес — это отчество Атрея, которое относится к одному из его сыновей — Агамемнону или Менелаю . [ 2 ] Форма множественного числа Atreidae или Atreidai относится к обоим сыновьям вместе. Атрейдес обычно используется для перевода на английский язык как единственного, так и множественного числа. Этот термин также можно использовать для обозначения более отдаленных потомков Атрея.
Дом Атрея
[ редактировать ]Тантал
[ редактировать ]Дом Атрея начинается с Тантала . Тантал, сын Зевса и девы Плутона , пользовался теплыми отношениями с богами, пока не решил убить своего сына Пелопса и скормить его богам в качестве испытания их всеведения. Большинство богов, сев с Танталом обедать, сразу поняли, что произошло, и, зная природу мяса, которое им подали, ужаснулись и не стали есть. Но Деметра , отвлеченная из-за похищения Аидом ее дочери Персефоны , по незнанию съела плечо Пелопса. Боги бросили Тантала в подземный мир , чтобы тот провел вечность, стоя в луже воды под фруктовым деревом с низкими ветвями. Всякий раз, когда он тянется к фрукту, ветки вырывают из его рук предназначенную ему еду. Всякий раз, когда он наклоняется, чтобы попить, вода уходит, прежде чем он успевает пить. Так в английском языке произошло слово « дразнящий ». Боги вернули Пелопса к жизни, заменив кость в его плече кусочком слоновой кости с помощью Гефеста, таким образом навсегда отметив семью.
Пелопс и Гипподамия
[ редактировать ]Пелопс женился на Гипподамии после победы в гонках на колесницах у ее отца, царя Эномая , организовав саботаж колесницы своего будущего тестя, что привело к его смерти. Версии истории разнятся. Диверсию устроил Миртил , слуга царя, убитый Пелопсом по одной из трех причин: 1) потому, что ему было обещано право лишить Гипподамии девственности, от чего Пелопс отказался; 2) потому что он пытался ее изнасиловать, или; 3) потому что Пелопс не пожелал разделить заслугу победы. Когда Миртил умер, он проклял Пелопса и его род, что еще больше усилило проклятие дома.
Атрей и Фиест
[ редактировать ]У Пелопса и Гипподамии было много сыновей; двое из них были Атрей и Фиест . В зависимости от версии мифа, они убили Хрисиппа , который был их сводным братом. Из-за убийства Гипподамия, Атрей и Фиест были сосланы в Микены , где, как говорят, Гипподамия повесилась.
Атрей поклялся принести в жертву Артемиде своего лучшего ягненка. Однако, обыскав свое стадо, Атрей обнаружил золотого ягненка, которого он отдал своей жене Аэропе , чтобы спрятать от богини. Она отдала его Фиесту, своему возлюбленному и брату Атрея, который затем убедил Атрея согласиться с тем, что тот, у кого есть ягненок, должен стать царем. Фиест произвел на свет ягненка и занял трон.
Атрей вернул себе трон, воспользовавшись советом, который он получил от Зевса , который послал к нему Гермеса , посоветовав ему заставить Фиеста согласиться с тем, что, если солнце встанет на западе и зайдет на востоке, трон царства должен быть возвращен Атрею. Фиест согласился, но затем Гелиос сделал именно это, поднявшись там, где он обычно садился, и сел там, где он обычно поднимался, не выдержав несправедливости узурпации Фиеста. [ 3 ] Затем люди поклонились человеку, которому удалось обратить вращение Солнца. [ 4 ]
Затем Атрей узнал о прелюбодеянии Фиеста и Аэропы и задумал отомстить. Он убил сыновей Фиеста и приготовил их, за исключением рук и ног. Он обманом заставил Фиеста съесть плоть своих сыновей, а затем издевался над ним руками и ногами. [ б ] Фиест был вынужден покинуть страну за поедание человеческого мяса . Фиест ответил, спросив оракула, что делать, который посоветовал ему иметь сына от его дочери Пелопии , который затем убьет Атрея. Однако, когда Эгисф родился впервые, его бросила мать, стыдившаяся кровосмесительного акта. Пастух нашел младенца Эгисфа и отдал его Атрею, который воспитал его как собственного сына. Только когда он стал взрослым, Фиест открыл Эгисфу правду о том, что он был для мальчика одновременно отцом и дедушкой. Затем Эгисф убил Атрея, хотя не раньше, чем у Атрея и Аэропы было два сына, Агамемнон и Менелай , и дочь Анаксибия .
Агамемнон женился на Клитемнестре , а Менелай женился на Елене , ее знаменитой привлекательной сестре. Позже Елена покинула Спарту вместе с Парисом Троянским , и Менелай призвал всех бывших женихов своей жены помочь ему вернуть ее.
-
Атрей и Фиест
-
Маска Агамемнона
Агамемнон, Ифигения, Клитемнестра, Эгисф, Орест и Электра.
[ редактировать ]Перед тем как отправиться на войну против Трои, Агамемнон разгневал богиню Артемиду тем, что убил священного оленя в священной роще, а затем похвалился, что он лучший охотник, чем она. Когда пришло время, Артемида успокоила ветры, и флот Агамемнона не смог плыть. Пророк по имени Калхас сказал ему, что для умилостивления Артемиды Агамемнону придется принести в жертву самое ценное, что попало в его владение в тот год, когда он убил священного оленя. Это была его первенская дочь Ифигения . Он послал домой известие о ее приезде (в некоторых версиях истории под предлогом того, что она должна была выйти замуж за Ахилла ). Ифигения приняла выбор своего отца и удостоилась чести принять участие в войне. Клитемнестра попыталась остановить Ифигению, но ее отослали. Совершив дело, флот Агамемнона смог тронуться в путь.
Пока он сражался с троянцами, его жена Клитемнестра, разгневанная убийством дочери, завела роман с Эгисфом. Вернувшись домой, Агамемнон привел с собой новую наложницу, обреченную пророчицу Кассандру . По его прибытии в тот вечер, перед приготовленным ею большим банкетом, Клитемнестра набрала для него ванну и, когда он вышел из ванны, надела на него царскую пурпурную мантию, в которой не было отверстия для его головы. Он был растерян и запутался. Затем Клитемнестра зарезала его.
Единственный сын Агамемнона, Орест , был совсем молод, когда его мать убила его отца. Его отправили в ссылку. В некоторых версиях Клитемнестра отослала его, чтобы он не присутствовал при убийстве Агамемнона; в других его сестра Электра сама спасла младенца Ореста и отослала его, чтобы защитить его от их матери. В обеих версиях он был законным наследником и поэтому представлял потенциальную опасность для своего дяди-узурпатора.
Подстрекаемый своей сестрой Электрой, Орест поклялся отомстить. Он знал, что его долг — отомстить за смерть отца, но понимал также, что при этом ему придется убить свою мать. Он разрывался между местью за отца и спасением матери. «Убить убийц своего отца было долгом сына, обязанностью, которая стояла превыше всех остальных. Но сын, убивший свою мать, был ненавистен богам и людям».
Когда он молился Аполлону , бог посоветовал ему убить свою мать. Орест понял, что он должен снять проклятие со своего дома, отомстить и поплатиться собственной гибелью. После того как Орест убил Клитемнестру и ее возлюбленного Эгисфа, он скитался по земле с чувством вины в сердце. Спустя много лет, находясь рядом с Аполлоном, он умолял Афину. Ни один потомок Атрея никогда не совершал столь благородного поступка, и «ни он, ни какой-либо его потомок никогда больше не будут ввергнуты во зло непреодолимой силой прошлого». Таким образом Орест положил конец проклятию дома Атрея.
Эта история является основной сюжетной линией Эсхила трилогии «Орестея» .
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Дом Атрея | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Классические ссылки
[ редактировать ]Платон в своем диалоге «Государственный деятель» рассказывает «известную историю» о том, что «солнце и звезды когда-то взошли на западе и зашли на востоке, и что бог изменил их движение и дал им то, что они теперь имеют в качестве свидетельства». справа от Атрея». [ 6 ] Вергилий в IV книге « Энеиды » ссылается на Дом Атрея и, в частности, на Ореста, описывая смерть Дидоны . [ 7 ]
Переводы
[ редактировать ]Первый перевод « Орестеи» на английский язык в 1777 году во многом способствовал развитию романтического периода в литературе.
Хеттские записи споров
[ редактировать ]Возможная ссылка на Атрея есть в хеттском тексте, известном как «Обвинение Маддуватты ». В обвинительном заключении описываются несколько армейских столкновений между греками и хеттами, которые произошли примерно в конце 15 или начале 14 веков до нашей эры. Греческим лидером был человек по имени Аттарсия, и некоторые ученые предполагают, что Аттарсия или Аттариссия — это хеттский способ написания греческого имени Атрей. [ 8 ] [ 9 ] Другие ученые утверждают, что, хотя имя, вероятно, греческое (поскольку этот человек описан как Аххиява ) и связано с Атреем, человек, носящий это имя, не обязательно идентичен знаменитому Атрею. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Детский каннибализм
- Дом Атрейдесов Фрэнка Герберта, , вымышленный Великий Дом в «Дюне» которые утверждают, что являются потомками этой линии. [ 11 ]
- Сокровищница Атрея
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Атрей» . Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Редакторы Британской энциклопедии. «Атрей» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ Аполлодор E.2.12 ; Цецес , Хилиадес 1.18.30
- ^ Софокл , фрагмент 738 [= Ахиллес Татиус , Введение в Арат 1].
- ^ Эсхил; Мейнек, Питер; Фоли, Хелен П. (1998). Орестея . Индианаполис, Индиана: Хакетт. ISBN 978-0-87220-391-4 .
- ^ «Платон, государственный деятель» . Classics.mit.edu . Проверено 4 февраля 2013 г.
- ^ Кляйн, А.С.
- ^ Брайс, Тревор Р., «Троянская война: есть ли в легенде правда?», Ближневосточная археология , Vol. 65, № 3. (сентябрь 2002 г.), с. 193. дои : 10.2307/3210883 . JSTOR 3210883 .
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 158.
- ^ ML West , «Атрей и Аттариссия», Glotta , vol. 77 (2004), стр. 262–266. JSTOR 40267129 . Он предполагает, что Атрей — это вторичная форма, основанная на отчестве Atreïdēs , которое, в свою очередь, происходит от микенского * Atrehiās .
- ^ Герберт, Фрэнк (2019). Бог-Император Дюны (премиум-изд. Ace). Нью-Йорк: ACE/Беркли. п. 17. ISBN 9780593098257 .
Библиография
[ редактировать ]- Буркерт, Уолтер (1972). Хомо Неканс . стр. 103–108.
- Каррара, Лаура; Ферри, Роландо; Медда, Энрико (2023). Миф об Атридах от античного театра до современности . Венеция: издания Ка'Фоскари. ISBN 978-88-6969-736-4 .
- Еврипид . Электра .
- Псевдо-Аполлодор Библиотека , Эпитом II, 10–16.
- Софокл . Фрагменты. Отредактировано и переведено Хью Ллойдом-Джонсом. Классическая библиотека Леба 483. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1996.