Бассет-кларнет
![]() Бассет-кларнет по мотивам Антона Стадлера (реплика), первый современный бассет-кларнет. (1900-1950) Немецкая система, Бассет клар. Французская система | |
Деревянный духовой музыкальный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Немецкий : Bassettklarinette , французский : clarinette de basset ; Итальянский : бассет-кларнет ; |
Классификация | Аэрофон, семейство кларнетов |
Изобретатель(и) | Теодор Лотц и другие |
Развитый | около 1770 г. |
Диапазон игры | |
1. ![]() ![]() 1. написано 2. бассет-кларнет ля ля, играю | |
Связанные инструменты | |
кларнет , кларнет д'амур , альт-кларнет , бассет-горн | |
Музыканты | |
Сабина Мейер , Чарльз Найдич , Влад Веверберг, Шэрон Кэм , Мартин Фрёст , Ширли Брилл | |
Строители | |
Leitner & Kraus (верхняя часть инструмента), Schwenk & Seggelke (инструменты посередине и внизу), Buffet Crampon , Backun Musical Services , Stephan Fox , FAU , Wurlitzer , Gerold-Clarnets |

Бассет -кларнет принадлежит к семейству кларнетов и похож на обычный кларнет-сопрано, но длиннее и с дополнительными клавишами, позволяющими играть несколько дополнительных нижних нот. Обычно бассет-кларнет имеет тональность, соответствующую низкой (письменной) до или си, [ 1 ] [ 2 ] стандартного кларнета в отличие от E или E ♭ . Бассет-кларнет чаще всего является транспонирующим инструментом в A, хотя также существуют бассет-кларнеты в C и B ♭ и очень редко в G. [ 3 ] с таким же названием Бассет-горн также является кларнетом с расширенным нижним диапазоном, но имеет более низкую высоту звука (обычно F); бассет-горн предшествовал бассет-кларнету и, несомненно, вдохновил его.
История
[ редактировать ]Самые ранние сохранившиеся инструменты в музеях Парижа и Лондона датируются 1770 годом. Бассет-кларнет был наиболее тесно связан с кларнетистом-виртуозом Антоном Стадлером (1753–1812), современником и хорошим другом Моцарта . Инструмент, которым пользовался Штадлер, был изобретен и изготовлен венским мастером придворных инструментов Теодором Лотцем примерно в 1788 году. Долгое время было неясно, как мог выглядеть этот инструмент. библиотеке В рижской в 1992 году были найдены программы концертов, которые Антон Стадлер играл там в 1794 году. На двух из этих программ изображена гравюра с изображением инструмента Стадлера (см. Рисунок справа). Термин «бассет-кларнет» использовался с 1796 года, хотя первоначально он, возможно, относился к бассет-горну. [ 4 ]
Моцарт написал свой Квинтет для кларнета ля мажор, К.581 и Концерт для кларнета ля мажор, К.622 для этого инструмента ; Концерт частично основан на более раннем фрагменте Концерта для бассет-горна G, K.584b. В своей последней опере «Милосердие Тито » Моцарт отвел бассету-кларнету си-бемоль ♭ в арии Parto parto, ma tu ben mio, meco ritorna в темпе Сесто (меццо-сопрано) выдающуюся сольную партию примерно в 8-минутном диалоге. с певцом — музыкальная кульминация этого акта, если не всей оперы.
Поскольку концерт Моцарта для кларнета очень важен, бассет-кларнет является весьма интересным инструментом, несмотря на свою небольшую применимость. Для концерта расширение должно быть хроматическим, а форма венского бассет-горна для этого не подходит. На старинных инструментах рижской конструкции нижнюю букву B можно получить, закрыв отверстие без ключа на L-образном суставе коленом или бедром. Издания, демонстрирующие и пропагандирующие использование этой ноты в Концерте для кларнета KV 622 и Квинтете KV 581, были опубликованы Крейгом Хиллом. [ 5 ]
Несмотря на поддержку Стадлера, инструмент не стал постоянным участником оркестра. В течение 19-го и начала 20-го веков было выпущено всего несколько бассет-кларнетов для исполнения произведений Моцарта, и больше никакой музыки для этого инструмента не было написано (см. Внешние ссылки: Утерянный кларнет Моцарта). Однако начиная с середины 20 века интерес к игре на оригинальных инструментах способствовал возрождению бассет-кларнета. Несколько современных композиторов, в том числе Томас Адес , Билл Суини, Харрисон Бертвистл , Алан Хакер , Ханнес Полит и Франклин Стовер, написали произведения с участием бассет-кларнета; Джоан Тауэр 1988 года Концерт для кларнета написан для игры на бассете или стандартном кларнете. [ 6 ]
Строительство
[ редактировать ]Конструкция современного бассет-кларнета может быть прямолинейной, как у обычного кларнета (см. две фотографии справа внизу). Однако у кларнета может быть раструб, который направлен немного вверх и вперед через наклонную промежуточную деталь (см. Фото выше в информационном окне). У Чарльза Нейдича был бассет-кларнет с современной механикой, построенный Schwenk & Seggelke, который, как и кларнет Stadler, имеет наклонный ствол и в качестве колокола имеет Liebesfuß , который он поворачивает назад, хотя его можно повернуть вперед. Различные типы и направления колокола влияют на звук.
Аппликатура бассетных нот
[ редактировать ]Бассет-кларнет чаще всего представляет собой ля-кларнет с расширением мажорной трети или идеальной четверти вниз. В случае исторических инструментов, а также инструментов немецкой системы, дополнительные глубокие тона до, до-диез, ре и ми-бемоль нажимаются большим пальцем правой руки, аналогично и в случае инструментов французской системы, изготовленных немецкими производителями ( например Герберт Вурлитцер и Лейтнер и Краус ). С другой стороны, бассет-кларнеты французской системы других производителей оснащены двумя дополнительными толкателями для маленького правого пальца для нот ре и ми-бемоль, а также двумя толкателями для большого пальца для нот до и до-диез (стандартно). Немецкий производитель Schwenk & Seggelke предлагает на выбор как колки для французской системы, так и в качестве дополнения к стандарту толкатель для мизинца левой руки для ноты D, который затем можно перебирать дважды, см. фотографии ниже. На инструментах канадского производителя Стивена Фокса нота D также нажимается мизинцем левой руки, а нижняя си (большая октава), если таковая имеется, - мизинцем правой руки, а три другие ноты бассета нажимаются большим пальцем правой руки, см. описание и иллюстрация. [ 7 ] В 2021 году немецкий фабрикант Ф. Артур Юбель совместно с американским кларнетистом Рикардо Моралесом разработал новый бассет-кларнет Бёма, в котором два дополнительных толкателя для мизинца справа расположены не как обычно для ре и ми-бемоль, а для до-диез и ми-бемоль. Для D имеется дополнительная кнопка для мизинца слева (как у Seggelke), а для C — клавиша для большого пальца (единственная).
Особенно инновационными в немецкой системе являются четыре толкателя для больших пальцев бассетных клавиш австрийского производителя Gerold-Klarinetten, дополненные пятым толкателем для улучшения интонации низких фа и ми.
- Аппликатуры бассетных тонов немецкой и французской системы.
-
4-клавишная немецкая система ( кларнеты Seggelke )
-
5-клавишная немецкая система (кларнеты Герольда)
-
Французская система: 2 дополнительные клавиши для мизинца справа и 2 клавиши для большого пальца (стандартно).
-
Французский: дополнительная к стандартной клавиша для мизинца слева (Seggelke).
Композиции
[ редактировать ]От Моцарта до наших дней насчитывается едва ли более 60 сочинений для этого инструмента. [ 8 ] Наиболее значимыми являются уже упомянутые составы:
- В.А. Моцарт: Серенада для 2-х гобоев, 2-х кларнетов (Bb), 2-х бассет-валторн (F), 2-х валторн (F и Bb), 2-х фаготов и 1 бас-фагота или контрабаса, си-бемоль мажор, K 361
- В.А. Моцарт: Квинтет для бассет-кларнета, 2-х скрипок, альта и виолончели ля мажор, K 581
- В.А. Моцарт: Концерт для бассет-кларнета с оркестром ля мажор, K 622
- В.А. Моцарт: Опера «Милосердие Тито», № 9, ария из Сесто «Parto, Parto, ma tu ben mio», для меццо-сопрано, бассет-кларнета in B ♭ blig и оркестра.
Большинство остальных композиций были созданы после 1950 года.
- Концерты с соло бассет-кларнета: среди прочего Джоан Тауэр (род. 1938, США), [ 9 ] Манфред Троян (1949 г.р., Германия), Гельмут Эйзель (1955 г.р., Германия),
- Пьесы для бассет-кларнета соло: Мичико Кавагоэ (Япония), Ариберт Рейманн (род. 1936, Германия), Ондрей Сарек (Чехия), Кристофер М. Уикс (род. 1975, США),
- Дуэты с бассет-кларнетом: среди других Харрисон Биртвистл (род. 1934, Англия), Иштван Божичевик (Хорватия), Эрика Фокс (род. 1936, Австрия / Великобритания), Патрик Нанн (род. 1969, Великобритания), Мейнрад Шмитт (род. 1935, Германия) ), Уильям Суини (1950 г.р., Великобритания) и Гэри Карпентер (1951 г.р., Великобритания)
- Трио с бассет-кларнетом: среди других Франсуа Девьен (1759–1803 Франция), Гельмут Эйзель (род. 1955 Германия),
- Квинтеты с бассет-кларнетом: среди прочих Харрисон Биртвистл (род. 1934, Великобритания), Антонин Дворжак (1841–1904, Австрия / Венгрия)
- Большие ансамбли камерной музыки с бассет-кларнетом: в том числе Клаус Хубер (1924–2017, Швейцария)
- Оркестровая музыка и оперы с бассет-кларнетом: среди прочего Томаса Адеса (род. 1971, Великобритания), В. А. Моцарта (1756–1791), опера «Cosi fan tutte», ария Феррандо (№ 24) «Ah! Io veggio» и Фердинандо Паера. (1771–1839 Италия), опера «Саргино» (1803), ария «Una voca al cor mi parla».
Сутер, Пол: Эрика Ведекинд, в: Котте, Андреас (ред.): Театральный лексикон Швейцарии, Chronos Verlag Zurich, 2005, том 3, стр. 2055–2056.
Создатели
[ редактировать ]Некоторые производители кларнетов теперь производят бассет-кларнеты или расширенные нижние шарниры, которые преобразуют стандартный кларнет в бассет-кларнет. Среди производителей бассет-кларнетов, использующих французскую систему (Boehm), — Buffet Crampon , [ 10 ] [ 11 ] Стивен Фокс , Backun Musical Services и Selmer . [ 12 ]
Некоторые производители как французских, так и немецких (Oehler) систем: Herbert Wurlitzer , Schwenk & Seggelke и Leitner & Kraus . Создатель только немецкой системы: Хюйнг . [ 13 ] В число производителей нижних шарниров бассета входит компания Fox .
Исполнители
[ редактировать ]Среди классических кларнетистов, записавших альбомы с использованием бассет-кларнета, — Колин Лоусон , Дэвид Шифрин , Энтони Пэй , Сабина Мейер , Ричард Хейнс. [ 14 ] и Кари Крийкку . Также Мартин Фрёст , Шэрон Кам , Ширли Брилл и Аннелиен Ван Вау играют Концерт Моцарта на бассет-кларнете. Немецкий кларнетист Тео Йоргенсманн играет фри-джаз на бассет-кларнете, как и исполнитель из Лос-Анджелеса Винни Голиа (который также использует бассет-горн в своей музыке). Британская кларнетистка Теа Кинг записала Квинтет и Концерт Моцарта, оба на бассет-кларнете, для Hyperion Records , объединенные на одном компакт-диске. для скрипки Бетховена Майкл Коллинз, который учился у Теи Кинг, записал Концерт Моцарта, играя на бассет-кларнете (Deutsche Grammophon, а также транскрипцию для кларнета Концерта ). 10 апреля 2008 года вместе с Симфоническим оркестром Северной Каролины Коллинз представил премьеру Елены Кац-Чернин , «Декоративной арии» которая представляет собой концерт для бассет-кларнета. Другой британский музыкант, Джой Фарролл, также записал Концерт и Квинтет Моцарта (BMG и Meridian), используя бассет-кларнет, вместе с Трио Кегельстатта для кларнета, альта и фортепиано. На старинных инструментах Джейн Бут записала Квинтет Моцарта с квартетом Эйблера (Аналекта, 2010). Работая как на практике, так и в теории, Знаменитая запись Колина Лоусона Концерта для кларнета Моцарта K. 622 с Ганноверским оркестром для Nimbus, выпущенная в 1990 году, дополняет его Кембриджский справочник к Концерту для кларнета Моцарта, опубликованный в 1996 году. [ 15 ]
Американский кларнетист Чарльз Нейдич, итальянец Лука Луккетта, бельгиец Влад Веверберг и шведский Стефан Харг, преданные исторической исполнительской практике, играют Моцарта на копиях бассет-кларнета Стадлера. Также в исполнениях Моцарта «Милосердие Тито» в арии Сесто «Parto, ma tu ben mio» все чаще используется предписанный выдающийся бассет-кларнет в B ♭ вместо обычного кларнета, а также в концертных исполнениях этой арии на выступлениях Моцарта. 2017 Опера в Зальцбурге и 2018 в Амстердаме с немецким кларнетистом Флорианом Шуеле. Австралийский кларнетист Ричард Хейнс играет на бассет-кларнете д'амур (см. кларнет д'амур ) в соль мажоре и заказывает для этого инструмента новые сольные и камерные произведения. [ 16 ]
-
Тео Йоргенсманн
-
Сабина Мейер
-
Шэрон Кам
-
Мартин Фрёст
-
Ширли Брилл
-
Аннелиен Ван Вауве
-
Ричард Хейнс
-
Себастьян Манц
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фокс, Стивен. «Бассет-кларнет и преобразование бассета» . Стивен Фокс Кларнеты . Архивировано из оригинала 23 декабря 2018 г.
- ^ Райс, Альберт Р. (2016). «Бассет-кларнет: инструменты, производители и патенты» . В Либин Л. (ред.). Инструментальная одиссея: дань уважения Герберту Хейду . Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. стр. 157–178. ISBN 978-1-57647-252-1 . OCLC 932302591 . Проверено 22 февраля 2020 г.
- ^ Райс, Альберт Р. (2003). Кларнет в классический период . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534381-6 . OCLC 57124590 .
- ^ Райс, Альберт Р. (2003). Кларнет в классический период . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 72–73. ISBN 978-0-19-534381-6 . OCLC 57124590 .
- ^ «Новая редакция КВ 622» . 3 сентября 2021 г.
- ^ «Джоан Тауэр - Концерт для кларнета (1988)» . Мудрая классическая музыка . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 22 февраля 2020 г.
- ^ Фокс, Стивен. «Бассет-кларнет, нижний сустав бассета и конверсия» . Стивен Фокс Кларнеты . Архивировано из оригинала 14 января 2007 г.
- ↑ Музыкальный каталог для бассет-горна и бассет-кларнета Т. Грасса и Д. Демуса, по состоянию на 17 марта 2017 г., стр. 170–176.
- ^ «Джоан Тауэр - Концерт для кларнета (1988)» . Мудрая классическая музыка . Архивировано из оригинала 11 октября 2018 г. Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «ПРЕСТИЖ Бассет-Кларнет в 1223 году до нашей эры» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2006 года.
- ^ «Престиж Бассет» . Буфет-кошки . 11 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2019 г. Проверено 22 февраля 2020 г.
- ^ «Зельмер Парижские кларнеты» . Зельмер . Архивировано из оригинала 22 мая 2006 г. Проверено 22 ноября 2006 г.
- ^ «Мастерская мастеров деревянных духовых инструментов» . Харальд Хюинг Дюссельдорф (на немецком языке). Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г.
- ^ "Cubus Records › Ричард Хейнс" .
- ^ Колин Лоусон, Концерт Моцарта для кларнета (Кембриджские музыкальные справочники), ISBN 978-0-521-47929-5
- ^ Компакт-диск "Ghosts of Motion", Cubus Records CR374. Проверено 03 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео: современный бассет-кларнет (Буффет/Фокс) , звуковые семплы из Аллегро и Адажио Концерта Моцарта (2:06 мин.)
- Видео: современный бассет-кларнет (Бакун) , звуковой отрывок из Адажио Концерта Моцарта (53 сек.)
- Видео: Утерянный кларнет Моцарта (58 мин.)