Фриц Генрих Кляйн
Фриц Генрих Кляйн (2 февраля 1892 — 12 июля 1977) — австрийский композитор .
Жизнь и музыка
[ редактировать ]Кляйн родился в Будапеште . Он был учеником Альбана Берга и изобретателем всеинтервального двенадцатитонового ряда . [ 1 ] Берга Он учился у Шёнберга с 1917 по 1918 год, у Берга с 1918 по 1924 год и подготовил фортепианно-вокальную партитуру к «Воццеку» Берга и фортепианную партитуру к камерному концерту . [ 2 ]
Кляйна Теории двенадцати тонов , которые он называет «экстональными», по-видимому, возникли независимо от теории Шенберга, как и теория Йозефа Матиаса Хауэра , и эти утверждения, а также частые стилистические изменения помогли исключить его из Второй венской школы , хотя теории Кляйна теории оказали большое влияние на Альбана Берга. Кляйн рассматривал свою пьесу для двух фортепиано Die Maschine: Eine extonale . Selbstsatire [ 3 ] ], соч. 1 (1921) — первый, в котором появляется двенадцатитоновый ряд вместе с его ретроградной, инверсионной и транспонированной формами. [ 1 ] Это произведение было напечатано в 1923 году перед сочинением Шенберга . 25 или сочинений по двенадцатитоновой технике. [ 4 ]
Ряд всех интервалов — это ряд тонов, устроенный так, что он содержит по одному экземпляру каждого интервала в пределах октавы, от 0 до 11. Например, первый ряд всех интервалов по Кляйну: F, E, C, A, G, Д, А ♭ , Д ♭ , Е ♭ , Г ♭ , Б ♭ , С ♭ . [ 5 ] [ 6 ]

В целых числах эта строка представляется как
0 e 7 4 2 9 3 8 t 1 5 6
с интервалом между каждой нотой
e 8 9 t 7 6 5 2 3 4 1
Этот ряд также использовался Бергом в его «Лирической сюите» и во второй постановке Теодора Шторма стихотворения «Schliesse mir die Augen beide» . Кляйн использовал материнский аккорд в своей Die Maschine , Op. 1 и вывел его из хорды пирамиды:
0 0 e 9 6 2 9 3 8 0 3 5 6
разница
e t 9 8 7 6 5 4 3 2 1
транспонируя подчеркнутые ноты (0369) на два полутона вниз. Пирамидальный аккорд состоит из каждого интервала, наложенного друг на друга, от нижнего к высокому, от 12 до 1, и хотя он содержит все интервалы, он не содержит всех классов высоты тона и, таким образом, не является тоновым рядом, но имеет общие свойства со всем интервальным тоновым рядом. Например, поскольку сумма чисел от 1 до 11 равна 66, ряд, состоящий из всех интервалов, должен содержать тритон между первой и последней нотами (как и аккорд «Пирамида»). [ 8 ]
Кляйн умер в Линце в возрасте 85 лет. Свой подход к технике двенадцати тонов он описал в «Die Grenze der Halbtonwelt» («Граница полутонового мира»), Die Musik vol. 17 (1925) вып. 4, стр. 281–286. Его «Машина и десять экстональных пьес» , соч. 4, появляются в Штеффена Шлейермахера альбоме «Венская школа - Учителя и последователи: Альбан Берг» ( MDG 613 1475-2) вместе с музыкой Теодора В. Адорно и Ганса Эриха Апостеля . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Арнольд Уиттолл: Кембриджское введение в сериализм (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2008), ISBN 978-0-521-86341-4 (в твердом переплете) ISBN 978-0-521-68200-8 (пбк), с. 68.
- ^ Дэйв Хедлам: « Предел мира полутонов Фрица Генриха Кляйна и машина », в Theoria vol. 6 (1992), стр. 74-75.
- ^ Литература, музыка, изобразительное искусство , (1979) с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис, дядя Дэйв. Венская школа — Учителя и последователи: Альбан Берг из AllMusic . Проверено в январе 2017 года. «Самым интересным из услышанных здесь студентов Берга, несомненно, является Фриц Генрих Кляйн».
- ^ Уиттолл. там же, с. 271 и 68-69.
- ^ Арвед Эшби: «Кляйн, Фриц Генрих», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001).
- ^ Шуйер, Михель (2008). Анализ атональной музыки: теория множеств высоты звука и ее контексты , стр.116. Университет Рочестера Пресс. ISBN 9781580462709 .
- ^ Слонимский (1975), с. iv.