Сатурн I СА-3
Тип миссии | Тестовый полет |
---|---|
Оператор | НАСА |
Продолжительность миссии | 4 минуты 52 секунды |
Пройденное расстояние | 211,41 км (131,36 миль) |
Апогей | 167,22 км (103,91 миль) |
Свойства космического корабля | |
Стартовая масса | 499 683 кг (550,8 коротких тонн ) |
Начало миссии | |
Дата запуска | 16 ноября 1962 г., 17:45:02 | UTC
Ракета | Сатурн I СА-3 |
Запуск сайта | Мыс Канаверал LC-34 |
Конец миссии | |
Разрушен | 16 ноября 1962 г., 17:49:54 UTC ( Проект Хайуотер ) |
Проект Аполлон Бесвинтовые тесты |
Сатурн-Аполлон-3 ( SA-3 ) — третий полет ракеты-носителя «Сатурн I» , второй полет проекта «Хайуотер» и часть американской программы «Аполлон» . Ракета была запущена 16 ноября 1962 года с мыса Канаверал , штат Флорида.
История
[ редактировать ]Компоненты ракеты-носителя «Сатурн-1» были доставлены на мыс Канаверал баржей « Промис» 19 сентября 1962 года. [1] : 6 но монтаж ракеты-носителя первой ступени на стартовый постамент был отложен до 21 сентября из-за тропической депрессии , охватившей полуостров Флорида. [2] 24 сентября на ракете-носителе собрали макеты второй и третьей ступеней (S-IV и SV) и полезную нагрузку. [1] : 6 Балластная вода была загружена в макетные ступени 31 октября, топливо РП-1 — 14 ноября. [1] : 6
Для этого запуска директор мыса Канаверал Курт Дебус попросил директора Центра космических полетов Маршалла Вернера фон Брауна , который курировал проект Сатурн, не допускать посторонних посетителей на территорию НАСА из-за продолжающейся напряженности, вызванной кубинским ракетным кризисом . [2]
Полет
[ редактировать ]«Сатурн-Аполлон-3» был запущен в 17:45:02 16 ноября 1962 года со стартового комплекса 34 . [3] Единственная остановка обратного отсчета произошла на 45 минут из-за сбоя питания в наземном вспомогательном оборудовании. [4] Эта миссия была первым случаем запуска ракеты Сатурн I с полной загрузкой топлива, несущей около 750 000 фунтов (340 000 кг) топлива. [2] [5] [6]
Четыре внутренних двигателя H-1 корабля выключились через 2 минуты 21,66 секунды после запуска и на высоте 38,19 мили (61,46 км), а четыре внешних двигателя выключились через 2 минуты 29,09 секунды и 44,19 мили (71,11 км); оба комплекта горели немного дольше, чем предполагалось первоначально, достигнув максимальной скорости 4046 миль в час (6511 км/ч). [1] : 10 Транспортное средство продолжало двигаться по инерции до высоты 103,91 мили (167,22 км) и дальности полета 131,36 мили (211,41 км), после чего через 4 минуты 52 секунды после запуска [1] : 10 Должностные лица отправили ракете команду на прекращение, вызвав несколько зарядов, которые привели к разрушению макетов ступеней ракеты. [3] [7] Первая ступень осталась нетронутой. [1] : 66 хотя и неконтролируемый, пока он не столкнулся с Атлантическим океаном примерно в 270 милях (430 км) от места запуска. [6]
Цели
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]Основные цели SA-3 были во многом такими же, как и у двух предыдущих полетов Saturn I: в первую очередь это были испытания ускорителя первой ступени (SI) и его двигателей H-1. Согласно отчету НАСА « Результаты третьего испытательного полета ракеты-носителя Сатурн-1» , цель SA-3 заключалась в испытаниях четырех областей: ракеты-носителя, наземного вспомогательного оборудования, летающего аппарата и проекта «Хайуотер». [1] : 3
Испытания ракеты-носителя коснулись двигательной установки, конструкции и систем управления. В испытаниях наземного обеспечения были задействованы средства и оборудование, использованные при запуске, включая топливные системы, оборудование автоматической проверки, стартовую платформу и опорные башни. На летных испытаниях автомобиля были проведены аэробаллистические измерения, которые подтвердили значения аэродинамических характеристик, таких как устойчивость и летные характеристики; силовая установка, которая обеспечивала достаточную тягу двигателей для движения аппарата по правильной скорости и траектории, а также предоставляла данные о работе всех восьми двигателей во время полета; структурно-механический, который обеспечивал измерение уровня напряжений и вибрации транспортного средства на всех этапах полета; а также наведение и контроль, которые продемонстрировали, что системы космического корабля могут точно предоставлять информацию об ориентации и скорости. [1] : 3
Четвертая цель, Project Highwater, представляла собой эксперимент, ранее проводившийся на SA-2 . Это включало преднамеренный сброс балластной воды со второй и третьей ступеней, что позволило ученым исследовать природу ионосферы Земли , а также серебристые облака и поведение льда в космосе. [8]
В рамках проекта Highwater баки макетов верхних ступеней SA-3 были заполнены 192 528 фунтами (87 329 кг) воды, примерно 22 900 галлонов США (87 000 л; 19 100 имп галлонов), которая использовалась для моделирования массы будущих полезных нагрузок Сатурна. [1] : 3, 66 Вода была разделена примерно пополам между двумя манекенами. Когда ракете была отправлена команда прекращения, заряды Примакорда разделили обе ступени в продольном направлении, мгновенно выпустив из них воду. [8] Эксперимент отслеживался камерами и другим оборудованием на земле и в самолетах. [7] Наблюдатели на мысе Канаверал сообщили, что ледяное облако было видно около трех секунд и имело «несколько миль в поперечнике». [6] [7]
НАСА объявило все инженерные цели полета достигнутыми. [9] несмотря на периодические проблемы с телеметрией во время полета и то, что некоторые данные измерений непригодны или пригодны лишь частично. [1] : 3 Проект Highwater на SA-3 также был признан успешным. [1] : 3 хотя, опять же, проблемы с телеметрией дали сомнительные результаты. [9]
Особенный
[ редактировать ]В отчете НАСА о результатах говорится, что в полет SA-3 было включено десять специальных испытаний, все из которых были сосредоточены на технологиях и процедурах, предназначенных для использования в будущих миссиях «Аполлон».
- Движение
Как упоминалось ранее, SA-3 был первым полетом Аполлона с полной загрузкой топлива по сравнению с более ранними полетами, которые несли примерно 83% максимальной мощности. Это привело к проверке реакции ракеты на более медленное ускорение и увеличению времени полета первой ступени. [2] ракеты Также в этой миссии подвесным двигателям разрешалось работать до тех пор, пока не закончится жидкий кислород (LOX), а не до отключения по времени, как в предыдущих полетах. [5]
SA-3 также впервые использовал ретро-ракеты на оборудовании Apollo. Это была единственная функциональная часть на SA-3 того, что впоследствии стало системой разделения ступеней SI / S-IV, которая разделяла две ступени в последующих миссиях. Эти четыре небольшие твердотопливные ракеты были расположены под углом 90 градусов друг от друга в верхней части ступени SI, их сопла были направлены вверх. Через 2 минуты 33,66 секунды после запуска ракеты стреляли около 2,1 секунды. Незначительное смещение ракет привело к крену корабля на 4,3 градуса в секунду, в результате чего инерционные платформы космического корабля СТ-90 и СТ-124П вышли из строя после поворота на 15 градусов. Это было сочтено второстепенным в ходе полета и не повлияло на успех миссии. [1] : 17–18
- Инструментарий
Инерциальная платформа СТ -124П (прототип «П») была компонентом системы наведения и управления и содержала гироскопы и акселерометры , передавшие информацию на управляющие компьютеры. [1] : 32 После выхода из атмосферы эта информация подавала сигналы управления подвесным двигателям. [10] Во время SA-3 эта платформа была неактивным компонентом; функционируя и контролируясь во время полета, он не имел контроля над машиной и использовался только для сравнения характеристик со стандартной на тот момент платформой ST-90, которая также была неактивным компонентом в полете. [1] : 1, 29 В этой миссии обе платформы располагались на промежутке между SI и S-IV; [5] Транспортные средства Saturn IB и Saturn V будут иметь один в приборном блоке на вершине ступени S-IVB. [11]
В SA-3 были включены два новых передатчика. Канал передачи данных с импульсно-кодовой модуляцией (ИКМ) передавал цифровые данные, которые будут иметь жизненно важное значение для обеспечения автоматизированных процедур проверки и запуска космического корабля в будущих полетах. [2] Устройство работало с высоким уровнем сигнала, что указывает на то, что оно будет предоставлять очень точные данные. [1] : 60 ) . На SA-3 также была испытана радиосвязь сверхвысокой частоты (УВЧ Он будет использоваться для передачи измерений датчиков, которые невозможно эффективно передать на более низких частотах. [2] Система работала удовлетворительно, и послеполетная документация показала, что инженеры могут расширить ее роль для будущей передачи телеметрии. [1] : 60
В полете была испытана антенная панель Block II. Расположенный между топливными баками, он обеспечивал более сильный и стабильный сигнал, чем панель Block I. [1] : 60
Измерения температуры макета ступени S-IV и межкаскадного обтекателя проводились с помощью восемнадцати датчиков температуры, называемых термопарами . Они использовались для обнаружения изменений температуры вокруг выступов на обшивке сцены и в области ретроракет во время работы. На этапе S-IV температуры находились в пределах ожидаемых уровней, хотя скорость нагрева была примерно вдвое выше прогнозируемой. На промежуточной ступени во время запуска ретроракеты была замечена максимальная температура 315 ° C (599 ° F), что указывает на то, что что-то неизвестное могло вызвать аномально высокие показания. [1] : 53
- Инженерное и наземное оборудование
Одиночная панель теплозащитной изоляции Блока II М-31 вместе с одним из калориметров космического корабля была смонтирована на основании первой ступени рядом с двигателями. В ходе этого испытания измерялся тепловой поток через новую изоляцию по сравнению с материалом, обычно используемым в полетах Saturn I Block I. [1] : 49–51
было проведено исследование динамического давления Для программы «Кентавр» , в ходе которого две алюминиевые панели были установлены на адаптере полезной нагрузки на вершине ступени НКА и оснащены 11 датчиками давления. Это исследование было проведено из-за отказа первого летающего аппарата Centaur, предположительно вызванного неблагоприятным давлением вокруг плеча аппарата. Испытание показало, что сразу за плечом образовалась область очень низкого давления, когда машина развивала скорость 0,7 Маха. [12]
Наконец, новая 240-футовая (73 м) опорная башня и поворотный рычаг Block II были впервые использованы при подготовке к будущим полетам Block II Saturn I. [1] : 66 [5]
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Результаты третьего испытательного полета ракеты-носителя "Сатурн-1" . НАСА/Центр космических полетов Маршалла. 26 февраля 1964 г. Отчет MPR-SAT-64-13; Инвентарный номер N74-72257.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Запуск Сатурна I (1962–1965)» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. Специальная публикация 4204; Инвентарный номер N79-12127.
- ^ Перейти обратно: а б Рыба, Жанна (8 июля 2009 г.). «Испытательные полеты Сатурна» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 7 мая 2012 г.
- ^ Брукс, Кортни Дж; Гримвуд, Джеймс М.; Свенсон-младший, Лойд С. (1979). Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля . НАСА. п. 382. Специальная публикация 4205; Инвентарный номер N79-28203.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит, Морис А., изд. (22 ноября 1962 г.). «Третий запуск Сатурна» . Рейс Интернешнл . Том. 82, нет. 2802. стр. 827–8.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сатурн добился успеха в третьем испытании» . Газета . Монреаль, Квебек . Ассошиэйтед Пресс. 17 ноября 1962 г. с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сатурн-3: Могучий лунный шаг» . Новости Майами . Майами, Флорида . Ассошиэйтед Пресс. 17 ноября 1962 г. с. 3А. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Вудбридж, Дэвид Д.; Ласатер, Джеймс А. (6 марта 1965 г.). Анализ данных о паводке в рамках проекта . НАСА. Инвентарный номер N65-21330.
- ^ Перейти обратно: а б Белл II, Эд. «Сатурн СА-3» . НАСА.gov . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ Бильштейн, Роджер Э (1996) [1980]. Этапы к Сатурну . НАСА. стр. 248–249. ISBN 0-16-048909-1 . Специальное издание 4206; Инвентарный номер N97-15592. Архивировано из оригинала 1 июня 2015 г.
- ^ Зельцер, С.М. (14 ноября 1963 г.). Астрионическая система Сатурн IB/V . НАСА. стр. 12–13. МТП-АСТР-С-63-15; Инвентарный номер N65-35311.
- ^ Гарсия, Фернандо С. (февраль 1964 г.). Аэродинамический анализ летно-испытательных аппаратов Saturn I Block I. НАСА/Центр космических полетов Маршалла. п. 9. Техническая нота Д-2002; Инвентарный номер N64-14392. Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сатурном-Аполлоном-3, на Викискладе?