Университеты и высшее образование в Бразилии
В Бразилии принята смешанная система государственных и частных университетов. Государственные университеты могут финансироваться из федерального бюджета или правительствами штатов (например, USP , Unicamp и Unesp в штате Сан-Паулу ). Частные школы могут быть коммерческими или, как в случае католических университетов, некоммерческими.
История
[ редактировать ]Португальцы зарезервировали статус «университета» за Университетом Коимбры и поэтому никогда не создавали школы с таким названием в Бразилии. Тем не менее, они создали несколько высших и средних школ, которые обеспечивали уровень образования, сравнимый или даже выше уровня учреждений, называемых «университетами», созданных в некоторых соседних испано-американских колониях еще в 17 веке. Примерами могут служить важнейшие иезуитские колледжи в португальской колониальной Бразилии, особенно расположенные в городах Сальвадор и Рио-де-Жанейро, которые, несмотря на то, что их не называли «университетами», предлагали гуманитарные курсы по латыни, греческому языку, философии и теологии (а также Испано-американские университеты). По окончании обучения студенты имели возможность либо стать священниками, либо продолжить обучение в Европе, обычно в Университете Коимбры в Португалии .
После изгнания иезуитов из Португалии в 1759 году другим религиозным орденам, таким как бенедиктинцы и кармелиты образование в Бразилии было поручено . В то же время португальская корона основала «aulas-régias» (королевские государственные школы). В 1792 году в Рио-де-Жанейро была основана Королевская академия артиллерии, фортификации и черчения, став первой высшей инженерной школой в Америке.
После прибытия короля Португалии Жуана VI и перевода португальского двора в Бразилию в Бразилии были основаны другие высшие школы, хотя формально они продолжали называться «университетами». В их число входят те, кто специализировался на гражданской и военной инженерии, такие как Королевская академия гардемаринов (1808 г.) и Королевская военная академия (1810 г.). Были также созданы две медицинские школы: медико-хирургические академии Сальвадора (1808 г.) и Рио-де-Жанейро (1809 г.). Кроме того, были созданы другие технические курсы в области ботаники, химии, геологии, минералогии и экономики.
Вскоре после обретения независимости от Португалии в 1822 году, во время правления императора Бразилии Петра I , юридические факультеты были основаны в Сан-Паулу (1827 г.) и Олинде (1827 г.). Многие из этих учреждений служили ядрами, которые впоследствии превратились в современные бразильские университеты, то есть Федеральный университет Баии , Федеральный университет Пернамбуку , Федеральный университет Ору-Прету , Федеральный университет Рио-де-Жанейро и Университет Сан-Паулу .
Высшие учебные заведения в Бразилии расширялись на протяжении всего двадцатого века. Однако многие студенты, имевшие доступ к высшему образованию, были выходцами из более обеспеченных семей. В 1912 году было создано первое бразильское учреждение, получившее название «университет», - Университет Параны .
Важное событие, повлиявшее на ситуацию в сфере высшего образования в Бразилии, произошло после краха бразильского военного правительства, просуществовавшего двадцать один год (1964–1985 гг.), и повторной демократизации страны. [1] В рамках согласованного перехода Бразилии от авторитаризма к демократии в 1988 году была принята новая Конституция Бразилии . Она стала известна как «Гражданская конституция» (Constituição Cidadã), продвигая право на труд, право на достойную заработную плату, право на социальное обеспечение и право на образование. [2] Более того, новая Конституция Бразилии разрешила выделять государственные средства частным, общественным, религиозным или благотворительным школам для их поддержки в реализации прав на образование. [3] Эта конституционная доктрина стала важным поворотным моментом в развитии частного сектора высшего образования в Бразилии, который финансируется за счет частных инвесторов и государственных учреждений. В поддержку этого образовательного движения федеральное правительство в 1996 году приняло новую политику по либерализации сектора высшего образования, известную как Закон об основах и руководящих принципах национального образования (9,394 лея) . [4] В рамках этой реформированной системы высшие учебные заведения смогут начать функционировать как коммерческие организации. Частные высшие учебные заведения существовали с 1600-х годов, но большинство из них были связаны с католической церковью или носили некоммерческий характер. [5] Эта новая политика открыла возможность частным предприятиям начать предлагать степени высшего образования в массовом масштабе.
Сегодня бразильская университетская система отражает мировые стандарты, а некоторые университеты Бразилии входят в число 200 лучших в мире. Иберо - Например, Университет Сан-Паулу (USP) считается лучшим университетом Америки . [6] В мировом отчете SIR за 2012 год, составленном из рейтинга учреждений SCImago , USP заняло 11-е место в мире. [7] Другие системы рейтинга показывают аналогичные результаты: в рейтинге университетов по академической успеваемости (URAP) 2012 года USP занял 28-е место в мире, [8] а в отчете Times Higher Education «Лучшие университеты по репутации 2012» USP включен в число 70 лучших университетов мира. [9] В рейтинге университетов QS World University Rankings 2012 года в рейтинге университетов Бразилии Университет Кампинаса и Университет Рио-де-Жанейро заняли 228 и 333 места в мире соответственно.
Категории
[ редактировать ]Высшее образование в Бразилии делится на три категории:
- Университеты – это учреждения, которые проводят исследования и работу с общественностью, в которых не менее трети преподавателей имеют квалификацию доктора философии.
- Университетские центры представляют собой многокурсовые учреждения, которые не обязаны проводить исследования, но имеют право открывать новые курсы без получения разрешения Министерства образования.
- Интегрированные факультеты и школы высшего образования представляют собой небольшие учреждения с небольшой автономией и должны получать одобрение Министерства образования при открытии новых курсов, сертификатов или степеней.
В 2009 году федеральное правительство контролировало 94 высших учебных заведения с централизованным контролем (охватывающим все три категории); правительства штатов управляли 84 высшими учебными заведениями; а муниципальные власти управляли 67 высшими учебными заведениями, в основном предоставляющими технические курсы на интегрированных факультетах (см. INEP, 2009). Большинство федеральных и государственных учреждений являются университетами, и обучение бесплатное, в то время как муниципальные органы власти, как правило, управляют более мелкими институтами, иногда взимая плату за обучение. Частные высшие учебные заведения в основном подпадают под последние две категории и взимают широкую плату в зависимости от предлагаемых программ на получение степени.
Степени
[ редактировать ]Бакалавриат
[ редактировать ]В Бразилии эти степени известны как первая степень:
- Бакалавриат ( bacharelado ): продолжительность обучения варьируется от 3 до 6 лет. Позволяет отдельным лицам выступать в качестве профессионалов в определенной области (например, юрист , экономист , врач ).
- Лицензиат ( licenciatura ): срок обучения варьируется от 3 до 4 лет. Позволяет отдельным лицам выступать в качестве учителей начальной или средней школы в определенной области (например, лицензированных учителей математики, английского языка, биологии и т. д.).
- Технолог ( tecnólogo ): необходимо пройти от 2 до 3 лет очного обучения. Для получения этой степени требуется более короткий период времени, а специальные профессиональные курсы направлены на предоставление узкоспециализированных знаний (например, техническая степень агробизнеса , степень управления туризмом и т. д.).
Программы получения степени в государственных университетах полностью финансируются государством . Однако в частных высших учебных заведениях стоимость курсов и программ на получение степени существенно различается. Хотя доступны более дешевые курсы, плата за получение некоторых степеней очень высока.
Высшие степени
[ редактировать ]В Бразилии эти степени известны как вторая степень (pós-graduação): [10]
- Степень « Постдипломное образование Lato sensu »: эта степень представляет собой специализацию в определенной области и занимает примерно 1–2 года. Степень lato sensu не открывает двери для последующего получения докторской степени. Если кто-то заинтересован в получении докторской степени, в строгом смысле вместо этого следует получить степень магистра . Программы MBA в Бразилии классифицируются как программы lato sensu .
- Степень « В строгом смысле последипломного образования»: эта степень позволяет продолжить академическую карьеру. В хронологическом порядке:
- Степень магистра ( mestrado ): для ее получения требуется от 1 до 2 лет очного обучения. Часто степень магистра служит дополнительной квалификацией для тех, кто находится на рынке труда или для тех, кто хочет получить докторскую степень. Степень магистра в области менеджмента в строгом смысле эквивалентна очной программе MBA в Северной Америке.
- Докторская степень / PhD ( doutorado ): на ее получение уходит от 3 до 4 лет, и обычно она используется в качестве трамплина для академической жизни.
- Постдокторское исследование ( pós-doutorado ): это не академическое звание; обычно это означает выдающиеся достижения в области знаний, полученные в результате контролируемых исследований после получения докторской степени.
- Livre-docência : это высшая академическая квалификация в Бразилии. livre-docência аналогична хабилитации , и уровень стипендии следует считать выше, чем уровень доктора философии. livre-docência требует, чтобы кандидат написал профессиональную диссертацию, основанную на независимой стипендии. в государственных университетах Сан-Паулу Например, ( Universidade de São Paulo , Universidade Estadual de Campinas и Universidade Estadual Paulista ) livre-docência играет важную роль для карьеры в академических кругах. Однако за пределами Сан-Паулу он стал более редким и почти не используется, поскольку большинству федеральных университетов он больше не требуется для подачи заявления на должность профессора, за исключением UNIFESP.
Эквивалентность
[ редактировать ]В Бразилии нет единой системы академических кредитов . Регулирующие органы Министерства образования и соответствующее законодательство подсчитывают часы обучения. Год очного обучения в высшем учебном заведении в Бразилии обычно занимает от 800 до 1200 контактных часов, что эквивалентно 50-80 кредитам США .
Европа
[ редактировать ]не существует официального договора Между Министерством образования Бразилии и Союза Европейского Болонским процессом . Ниже приведены грубые сравнения:
- Европейский первый цикл будет соответствовать бразильским степеням бакалавра , лиценциатуры и технологий . Получение бразильской степени бакалавра занимает от 3 до 6 лет. [11] который обычно включает письменную монографию или финальный проект; европейскую «степень бакалавра» можно получить за 3 года, после чего многие поступают на 1 или 2-летнюю «степень магистра» в рамках Болонского процесса . При сравнении бывших европейских национальных систем с бразильской системой бразильская «степень бакалавра» будет эквивалентна старому немецкому диплому , итальянскому диплому Laurea или французскому «Magistère», «Mastere» или «Diplôme des Grandes Ecoles».
- Второй цикл Болонского процесса будет соответствовать бразильской степени магистра, получение которой обычно занимает от 1 до 2 лет. [12] и степень аспиранта lato sensu, для которой требуется минимум 360 часов обучения.
- Третий цикл Болонского процесса будет эквивалентен бразильской докторской степени.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Степень бакалавра в Бразилии можно сравнить с четырехлетней степенью бакалавра искусств (BA) или бакалавра наук (BS) в Соединенных Штатах . Степени магистра и доктора Бразилии и США примерно эквивалентны. Технологические степени продолжительностью 3 года можно также сравнить с курсами бакалавриата по технологиям или с 3-летней степенью бакалавра, в зависимости от области обучения. Степень технолога позволяет студентам продолжить обучение в магистратуре и докторантуре.
Прием
[ редактировать ]Чтобы поступить в университет в Бразилии, кандидаты должны пройти публичный открытый экзамен под названием Вестибулярный , который обычно длится от 1 до 5 дней и проводится один раз в год. В некоторых университетах вестибулярный курс может проводиться два раза в год. Более частые экзамены популярны среди частных университетов, тогда как в государственных университетах Вестибулярный экзамен обычно проводится только один раз в год (в ноябре, декабре или январе). Вестибулярный тест можно сравнить с SAT или ACT в США.
Университеты предлагают ограниченное количество мест, и для поступления отбираются наиболее квалифицированные кандидаты. Вестибулярный курс включает в себя множество предметов, предлагаемых в средней школе, таких как: математика, физика, химия, биология, история, география, литература, португальский язык и иностранный язык (обычно кандидат может выбирать между английским, испанским или французским языком). Поскольку государственные университеты являются бесплатными, а количество свободных мест ограничено, конкуренция с вестибулярным отделением высока. На каждое место в государственных университетах есть около 10 кандидатов; в частных университетах это соотношение составляет менее двух к одному (см. INEP, 2000–2009).
Большинство университетов Бразилии также принимают студентов в соответствии с их успеваемостью в средней школе, оцениваемой по ENEM ( Exame Nacional do Ensino Médio ). ENEM и вестибулярный аппарат сосуществуют в некоторых университетах, тогда как в других ENEM заменил вестибулярный аппарат.
Система оценок
[ редактировать ]В Бразилии существует множество систем оценок. Наиболее популярными являются:
- Процентная система оценок: от 0% до 100%.
- Шкала системы оценок: варьируется от 0 до 10 (0 означает самый низкий уровень, а 10 — самый высокий).
- Система оценок этапов: обычно используются буквы от A (лучший) до E (худший).
Ниже приводится краткое описание систем оценок:
- «А»: 90–100% (отлично)
- «Б»: 80–89% (очень хорошо)
- «С»: 70–79% (хорошо).
- «D»: 60–69% (удовлетворительно).
- «E»: < 50 % или < 60 % (неудовлетворительная оценка)
Обычно самый низкий проходной балл в Бразилии составляет 5 (5 из 10 / 50% / «E»), но некоторые университеты принимают 7 или 70% в качестве минимального проходного балла. Университеты имеют право выбирать собственную систему оценок.
Экзамены
[ редактировать ]Экзамены проводятся профессорами и децентрализованы: каждый профессор несет ответственность за планирование, подачу заявок и выставление оценок на экзаменах. В отличие от других стран, в Бразилии нет эквивалента централизованных университетских кафедр, отвечающих за планирование и выставление оценок экзаменов.
Государственные и частные университеты
[ редактировать ]Государственные университеты обычно предлагают образование самого высокого качества, поэтому конкуренция во время Вестибулярного обучения очень жесткая. Государственные университеты обычно проводят курсы в течение всего дня, в то время как частные коммерческие университеты предлагают сочетание дневных и только ночных курсов. Последнее становится все более популярным среди работающих взрослых, желающих получить высшее образование в Бразилии. Недавно некоторые государственные университеты ввели вечерние курсы в сочетании с дневными. Хотя государственные университеты предлагают образование самого высокого качества и проводят исследования, от этих учреждений постоянно поступают жалобы на недостаточное финансирование. Частные университеты, как правило, меньше по размеру по сравнению с государственными, но часто имеют более современную инфраструктуру и удобства (например, здания и кампусы).
Закон 1996 года «Основы и руководящие принципы национального образования» (9,394 леев) открыл двери многим частным университетам, которые начали предлагать ученые степени в массовом масштабе. В результате рост частного сектора высшего образования предоставил больше возможностей студентам по всей стране. В период с 2000 по 2009 год количество вакансий в государственных университетах выросло на 60 процентов. За тот же период количество доступных вакансий в учреждениях частного сектора выросло на 185 процентов (см. INEP, 2000 и 2009). В 2009 году насчитывалось 2069 частных высших учебных заведений по сравнению с 1004 частными учреждениями в 2000 году (см. INEP, 2000 и 2009). В 2009 году 15 крупнейших компаний, управлявших частными университетами, представляли 27 процентов всего рынка с годовой прибылью выше 21 процента; а сектор частного образования страны стал десятым по величине сектором бразильской экономики, его оборот составляет 25 миллиардов реалов в год. [13]
В настоящее время по всей Бразилии насчитывается более 2600 государственных и частных университетов, и их число быстро растет. [14]
Элизабет Редден в июне 2015 года сообщает, что профессор Данте Дж. Сальто утверждал в журнале International Higher Education , что: [15]
- В коммерческих колледжах Бразилии обучается около трети всех студентов высших учебных заведений. Коммерческий сектор, который преимущественно набирает студентов в области социальных наук, бизнеса, права, образования и здравоохранения, поглощает спрос, который государственная система высшего образования не в состоянии удовлетворить, и рассматривается как важный игрок в оказании помощи Бразилии. двигаться к своей политической цели по резкому повышению уровня охвата высшим образованием. Доля бразильских молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, обучающихся в высших учебных заведениях (чистый коэффициент зачисления в страну), находится только среди подростков, в то время как валовой коэффициент зачисления, учитывающий студентов всех возрастов, составляет около 30 процентов.
Ниши передового опыта
[ редактировать ]Бразилия представляет собой нишу передового опыта в сфере высшего образования, как государственного, так и частного. Некоторые из этих ниш, несмотря на общенациональное признание, не признаются университетами и часто не фигурируют в официальных рейтингах университетов.
Некоторые примеры включают: Instituto Tecnológico de Aeronáutica (ITA), колледж, спонсируемый бразильскими военными, выпускники которого часто работают в бразильской аэрокосмической промышленности; Instituto Militar de Engenharia (IME) (армейский эквивалент); оба эти института относятся к областям инженерии / STEM или, тем не менее, к институту менеджмента / экономики: Fundação Getúlio Vargas (FGV), фонд / аналитический центр, предлагающий курсы по менеджменту и экономике. В 2010 году журнал Você SA оценил программу OneMBA, предлагаемую FGV, как первую программу Executive MBA в Бразилии (третий год подряд). [16]
Развитие навыков
[ редактировать ]Сборы за обучение дают малообразованным членам общества возможность продолжать обучение и наращивать свой человеческий капитал. Это актуально для неформального сектора, который, как правило, нанимает работников с низким уровнем образования . Они представляют собой полезный инструмент в контексте провалов рынка и недостаточного обеспечения непрерывного образования . [17]
Существует несколько типов схем, в которых налоги на заработную плату используются для сбора ресурсов для финансирования развития навыков . К ним относятся: схемы получения доходов, схемы субсидирования сборов и схемы освобождения от сборов. Типом системы, используемой в Бразилии, является схема получения дохода, финансирование которой основано на фиксированной ставке сбора за рабочий час или за каждого сотрудника. Доходы обычно направляются на региональные или отраслевые программы обучения. [18]
Схемы получения дохода надежны в обеспечении финансирования обучения в странах, где существует постоянная нехватка средств для развития навыков. Они также могут значительно снизить затраты правительств на обеспечение обучения. Например, в Бразилии крупная организация, предоставляющая коммерческое обучение (Serviço Nacional de Aprendizagem Comercial, SENAC), получает 80% своего дохода за счет сборов. [18] SENAI (Serviço Nacional de Aprendizagem Industrial), бразильская программа производственного обучения, не смогла повысить уровень участия, как это произошло с другими схемами, приносящими доход, вероятно, потому, что она не предлагает работодателям никаких стимулов для проведения дополнительного обучения. [19]
В настоящее время в Бразилии существует пять фондов обучения, финансируемых методом получения дохода, хотя между ними есть некоторые различия. К таким средствам обучения относятся:
- SENAI – национальная схема обучения;
- SENAC – учебный фонд, специализирующийся на торговле;
- SENAT – фонд специально для транспортного обучения;
- SEBRAE – программа обучения, ориентированная на обслуживание малого бизнеса;
- SENAR – программа обучения для сельской местности.
- SENAI, SENAC и SENAT взимают сбор с заработной платы в размере 1% со всех промышленных предприятий, тогда как SENAI взимает дополнительные 0,5% с компаний с числом сотрудников более 500 человек. SENAR применяет налог в размере 2,5% на продажу сельскохозяйственной продукции, а SEBRAE взимает сбор в размере 0,3% во всех секторах. [20]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Учёные звания в Бразилии
- Степень бакалавра в Бразилии
- Рейтинги университетов Бразилии
- Бразильская наука и технологии
- Координация повышения квалификации кадров высшего образования (CAPES)
- Образование в Бразилии
- Федеральные центры технологического образования
- Федеральный институт образования, науки и технологий
- Национальный институт образовательных исследований и исследований Анисио Тейшейра (INEP, Национальный институт исследований в области образования)
- Платформа Lattes (база данных для индексации бразильских исследователей и резюме исследователей)
- Список университетов Бразилии по штатам
- Список федеральных университетов Бразилии
- Министерство образования (Бразилия)
- Национальный совет по научно-технологическому развитию (CNPq)
- Высшее образование в Бразилии
- Бакалавриат в Бразилии
Источники
[ редактировать ] В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из «Финансирование развития навыков: вклад частного сектора» , ЮНЕСКО, ЮНЕСКО. ЮНЕСКО.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альтбах, Филип. Международное высшее образование: Энциклопедия. Том. 1 (Routledge, 2014), запись о «Бразилия»
- Майнардес, Эмерсон Вагнер и др. «Маркетинг в высшем образовании: сравнительный анализ случаев Бразилии и Португалии». Международный обзор государственного и некоммерческого маркетинга 9.1 (2012): 43–63.
- Педроса, Ренато Х.Л., Элиана Амарал и Марчелло Кнобель. «Оценка результатов обучения в высшем образовании в Бразилии». Управление и политика высшего образования 24.2 (2013): 55–71.
- Шварцман, Саймон. «Высшее образование, академическая профессия и экономическое развитие в Бразилии». у Филипа Г. Альтбаха и др. ред. Глобальное будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США (2013).
- Шварцман, Саймон, Ромуло Пиньейро и Панди Пиллэй, ред. Высшее образование в странах БРИКС: исследование пакта между высшим образованием и обществом (Springer, 2015), глава 5 «Спрос и предложение на высшее образование в Бразилии»; глава 14 «Политика высшего образования в Бразилии: пример неудачи в регулировании рынка».
- Невес, Кларисса Эккерт Баэта (2017). «Системы и учреждения высшего образования, Бразилия». Энциклопедия международных систем и институтов высшего образования . Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 1–11. дои : 10.1007/978-94-017-9553-1_401-1 . ISBN 978-94-017-9553-1 . S2CID 226940234 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конституционное происхождение, структура и изменения в федеральных демократиях: Бразилия» . 15 августа 2006 г.
- ^ Риццини, И. 2011. Обещание гражданства бразильским детям: что изменилось? АННАЛЫ, ААПСС, 633, 66-79.
- ^ Раньери, Н.Б., 2010. Штаты и право на образование в Конституции 1988 года: комментарии к судебной практике Федерального Верховного суда. Проект закона об английском образовании, 37–56.
- ^ «Мировые данные об образовании» (PDF) . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2023 г.
- ^ МакКоуэн, Т. 2004. Рост частного высшего образования в Бразилии: последствия для справедливости и качества. Журнал образовательной политики, 19 (4), 452–472.
- ^ «Рейтинг латиноамериканских университетов QS 2018» .
- ^ SIR - Рейтинг учреждений SCImago
- ^ «УРАП — Рейтинг университетов по академической успеваемости» . Архивировано из оригинала 18 января 2013 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ «Лучшие университеты по репутации 2012» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 г. Проверено 28 ноября 2012 г.
- ^ «Аспирантура в Бразилии» (на португальском языке).
- ^ «Резолюция CES/CNE № 2/2007, Резолюция 4/2009» . Министерство образования – Национальный совет по образованию, Палата высшего образования.
- ^ «КАПЫ» .
- ^ Банко Сантандер. 2009. Вступая в масштабную игру; Представляем целевые цены на 2010 год. Сан-Пуало, Бразилия.
- ^ Университеты и колледжи, уполномоченные MEC.
- ^ Элизабет Редден, «Коммерческая деятельность США в Бразилии», Inside Higher Education, 16 июня 2015 г .; цитируя Данте Дж. Сальто, «Бразилия: коммерческий гигант». Международное высшее образование 74 (2014): 21-22. онлайн
- ^ «О программе | OneMBA — Программа Executive MBA, Global Executive MBA» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 г. Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ ЮНЕСКО (2018). Развитие навыков финансирования: вклад частного сектора . ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-100269-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Гасков, В. (2002). «Промышленная поддержка обучения: международный взгляд» (PDF) . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Йохансон, Р. (2009). «Обзор национальных фондов обучения» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, Всемирный банк . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ Мюллер, Н.; Берингер, Ф. (2012). «Субсидии и сборы как инструменты политики, направленные на поощрение обучения, подтверждаемого работодателем» . Рабочий документ ОЭСР по образованию № 80 . Проверено 22 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Министерство образования (или «MEC»)» (на португальском языке).
- «Национальный институт исследований в области образования (Instituto Nacional de Estudos e Pesquisas Educacionais, или INEP)» (на португальском языке).
- «Координационный орган выпускников (Координация по улучшению кадров высшего образования, или «CAPES»)» (на португальском языке).
- «Национальный совет по научно-технологическому развитию (или «CNPq»)» .