Агаризм
Авторы | Патрисия Кроун Майкл Кук |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | История Ислама |
Опубликовано | 1977 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 277 |
ISBN | 978-0521297547 |
«Агаризм: создание исламского мира» — книга о ранней истории ислама, историков Патриции Кроун и Майкла Кука вышедшая в 1977 году . [ 1 ] Опираясь на археологические свидетельства и современные документы на арабском , армянском , коптском , греческом , иврите , арамейском , латинском и сирийском языках , Кроун и Кук изображают ранний ислам, сильно отличающийся от традиционно принятой версии, полученной из мусульманских исторических источников. [ 2 ]
По мнению авторов, «агаряне» — это термин, который почти современные источники использовали для обозначения арабского движения VII века нашей эры, чьи завоевания и возникший в результате халифат были вдохновлены еврейским мессианизмом . Кроун и Кук утверждают, что союз арабов и евреев стремился вернуть Землю Обетованную у Византийской империи , что Коран состоит из редакций различных иудео-христианских и других ближневосточных источников VIII века и что Мухаммед был вестник Умара «Искупителя», иудейского мессии . [ 3 ]
Гипотезы, предложенные в «Агаризме», подверглись широкой критике. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] а к 2002 году сами авторы признали, что многие из их гипотез ошибочны. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Тем не менее, книгу назвали плодотворной работой в своей отрасли исламской историографии. [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] Книга поставила под сомнение преобладающие представления о традиционных источниках и предложила новые интерпретации, которые открыли возможности для исследований и дискуссий. Он связал историю раннего ислама с другими областями, от средиземноморской поздней античности до теорий аккультурации . После более ранней критической работы Гольдцихера , Шахта и Вансбро она поставила перед учеными задачу использовать гораздо более широкую методологию, включая методы, уже используемые в библейских исследованиях . [ 5 ] Таким образом, ему приписывают то, что он спровоцировал серьезное развитие этой области, хотя его можно рассматривать скорее как эксперимент «а что, если», чем как исследовательскую монографию. [ 3 ] [ 10 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Кук и Кроун постулируют, что «агаризм» зародился как «еврейское мессианское движение» с целью «восстановить иудаизм» на еврейской Святой Земле (Палестине), что его приверженцы сначала были известны как мухаджируны (мигранты), а не мусульмане, и что их хиджра (миграция) ) был в Иерусалим, а не в Медину . Первоначально его членами были как евреи, так и арабы, но растущий успех арабов побудил их порвать с евреями примерно во времена Абд аль-Малика ибн Марвана в конце седьмого века. Они заигрывали с христианством, научившись уважать Иисуса как пророка и Марию как Деву, прежде чем утвердить независимую авраамическую монотеистическую идентичность. Это заимствовало ключевые концепции у еврейской отколовшейся секты самаритянства : «идея Священного Писания, ограниченного Пятикнижием , пророком, подобным Моисею ( Мухаммедом ), священной книгой, открытой подобно Торе ( Корану ), священным городом ( Меккой ) с близлежащая гора ( Джебель ан-Нур ) и храм ( Кааба ) соответствующего патриарха ( Авраама ), а также халифат по образцу Жречество Ааронидов ». [ 11 ]
Методология
[ редактировать ]Агаризм начинается с предпосылки, что западные исторические исследования истоков ислама должны основываться на современных исторических, археологических и филологических данных, как это делается для изучения иудаизма и христианства, а не на исламских традициях и более поздних арабских писаниях. Традиция выражает догму и дает исторически непримиримые и анахроничные отчеты о прошлом сообщества. Опираясь на современные исторические, археологические и филологические данные, делая упор на немусульманские источники, авторы пытаются реконструировать и представить то, что, по их мнению, является более исторически точным описанием происхождения ислама.
Термин «агаризм»
[ редактировать ]По мнению авторов, Hagarenes — это термин, обычно используемый в различных источниках (греческий Magaritai , сирийский Mahgre или Mahgraye ) для описания арабских завоевателей VII века. Это слово было самоназванием ранней мусульманской общины и имело двойное значение. Во-первых, это родственник мухаджируна , арабского термина, обозначающего тех, кто участвует в хиджре (исходе). Во-вторых, это относится к измаильтянам : потомкам Авраама через его служанку Агарь и их ребенка Измаила , точно так же, как евреи заявляли о своем происхождении и своей наследственной вере от Авраама через его жену Сарру и их ребенка Исаака . Мухаммад заявил бы о таком происхождении арабов, чтобы дать им право первородства на Святую Землю и добавить монотеистическую генеалогию, совместимую с иудаизмом, к их языческим наследственным практикам (таким как жертвоприношения и обрезание ). Таким образом, агаризм относится к этому раннему религиозному движению. Обозначение мусульман и ислама появилось позже, после того как успех завоеваний сделал обязанность хиджры устаревшей (стр. 8-9).
Происхождение
[ редактировать ]Авторы, интерпретируя сирийские, армянские и еврейские источники VII века, выдвинули гипотезу о том, что Мухаммед был жив во время завоевания Палестины (примерно на два года дольше, чем традиционно считалось ; халифат Абу Бакра , следовательно, был более поздним изобретением). Он возглавлял евреев и агарян (арабов), объединенных верой, которую широко называют иудео-агаризмом, как пророк, проповедующий пришествие иудейского мессии, который искупит Землю Обетованную у христиан- византийцев . Этот искупитель пришел в лице Умара , о чем свидетельствует арамейское происхождение его эпитета Аль-Фарук (т.е. «отличитель [между добром и злом]»).
Хиджра , определяющая идея и религиозный долг агарян, таким образом, относилась к эмиграции из Северной Аравии в Палестину (позже, в более общем смысле, на завоеванные территории), а не к отдельному исходу из Мекки в Медину (в частности, «ни один источник седьмого века не идентифицирует арабскую эпоху как эпоху хиджры»). Мекка была лишь второстепенным святилищем; первоначальное собрание агарян и евреев произошло скорее где-то на северо-западе Аравии, к северу от Медины.
Разработка
[ редактировать ]После успешного завоевания Святой Земли Агаренес опасался, что слишком сильное влияние иудаизма может привести к полному обращению и ассимиляции. Чтобы порвать с еврейским мессианизмом, они признали Иисуса мессией (хотя и отвергли его распятие ), что также послужило смягчению первоначально враждебного отношения к растущему числу христианских подданных. Однако, чтобы сформировать четкую идентичность, не отождествляемую ни с иудаизмом, ни с христианством, практика предков была переформулирована в отдельную монотеистическую авраамическую религию. Он занял библейскую позицию самаритян , определяемую как принятие Пятикнижия и отказ от пророков. Это также послужило подрыву легитимности монархии Давида, которую отвергли самаритяне, а также святости Иерусалима. Вместо этого у самаритян был свой священный город в Сихеме и храм на близлежащей горе Гаризим ; Мекка с близлежащей горой были задуманы как параллель им.
Чтобы объединить авраамические, христианские и самаритянские элементы, роль Мухаммеда была преобразована в пророка, параллельного Моисею , что принесло новое библейское откровение . Коран был быстро собран из более ранних разрозненных сочинений Агари, возможно, сильно отредактированных до полной формы аль-Хаджаджем (то есть в последнее десятилетие VII века, а не в середине, при Усмане , как традиционно считалось ; см. Происхождение согласно академические историки ).
Политическая теория раннего ислама основывалась на двух источниках. Первым было самаритянское первосвященство, которое объединяет политическую и религиозную власть и узаконивает ее на основе религиозных знаний и генеалогии. Во-вторых, возрождение иудаистского влияния в вавилонском Ираке, что привело к восстановлению мессианства в форме махдизма , особенно в шиитском исламе. Идентификация как агарян была заменена самаритянским представлением об исламе (понимаемом как подчинение или как завет мира), его приверженцы стали мусульманами.
Консолидация в Ираке
[ редактировать ]Переход к уверенной, узнаваемой исламской идентичности с ассимилированными различными ее заимствованиями произошел в конце VII века, во время правления Абд аль-Малика . Однако его эволюция продолжалась. Когда власть перешла из Сирии в Ирак, ислам включил в себя раввинскую культуру вавилонского иудаизма : религиозный закон, практиковавшийся учеными мирянами и основанный на устных традициях.
Во второй половине восьмого века ранние мутазилы , одновременно с караимским иудаизмом , отвергли все устные традиции, что привело к неудачной попытке обосновать закон на греческом рационализме . В ответ ученые последовали за Шафиитом в сборе цепочек авторитетов ( иснадов ) для поддержки традиций по пунктам. Это оригинальное решение завершило независимость ислама от иудаизма.
Часть I книги заканчивается рассмотрением своеобразного положения, в котором оказались агаряне: их собственный успех вытолкнул их из святилищ Иерусалима и Мекки в Вавилонию, что завершилось революцией Аббасидов ; Умар уже жил, и не было никакой потерянной земли или свободы, на которую можно было бы надеяться. Это привело суннитскую религиозную политику к квиетизму в десанкционированном государстве, контрастирующему только с «отставкой суфия».
Более широкий контекст
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2019 г. ) |
Оставшаяся часть книги, части II и III, обсуждает более поздние события и более широкий контекст, в котором зародился ислам: позднеантичный Ближний Восток, и соотносит его с теоретическими темами истории культуры. Это контрастирует с обычной обстановкой, в которой основное внимание уделяется политеистическим верованиям коренных арабов ( джахилийя ). [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]Тезис агаризма не получил широкого признания. [ 9 ] Работа Кроуна и Кука была частью истории ревизионизма. [ 13 ] Возникшая в 1970-х годах несколькими учеными, связанными со Лондонского университета ( Школой восточных и африканских исследований SOAS), начиная с 1970-х годов. Они представили методы библейских исследований как новый способ анализа истории Корана и ислама, например, использование современных текстов на языках, отличных от того, который используется в священном тексте, и включение данных археологии и лингвистики.
Было признано, что хагаризм описал его поднимает некоторые интересные вопросы и представляет собой новый подход к реконструкции ранней исламской истории, но Йозеф ван Эсс как эксперимент. [ 10 ] Он утверждал, что «в опровержении, пожалуй, нет необходимости, так как авторы не прилагают усилий, чтобы подробно доказать ее (гипотезу книги)... Там, где они дают лишь новую интерпретацию общеизвестных фактов, это не имеет решающего значения. Но там, где общепринятые факты сознательно перевернуты с ног на голову, их подход губителен». [ 10 ]
Джек Таннус, доцент Принстона , в 2011 году назвал книгу «блестяще провокационной». Он прокомментировал: [ 5 ]
За исключением интернет-энтузиастов и религиозно мотивированных полемистов, никто сегодня, даже сами Кук и Кроун, не верит, что картина раннего ислама, представленная в агаризме, является точной. Но наследие агаризма сохранилось, поскольку в одном тонком томике Кук и Кроун электрически прикоснулись к мучительной проблеме. ... Как книга, в которой приводится конкретный аргумент, «Агаризм» в конечном итоге потерпел неудачу, но в своем стимуле для дальнейших исследований, написания, дискуссий и особенно в том, что он бросил вызов исламистам выйти за пределы арабских источников и посмотреть на богатую литературу Ближнего Востока. существовавшая до, во время и после возникновения ислама, «Агаризм» был одной из тех редких книг, которые изменили эту область.
Стивен Хамфрис , профессор UCSB , написал в своем аналитическом обзоре историографии раннего ислама : [ 3 ]
Неудивительно, что интерпретация Кроуна-Кука не получила всеобщего признания среди западных востоковедов, не говоря уже о мусульманских ученых. Однако их подход прямо противостоит различиям между ранней арабской традицией периода завоевания и сообщениями восточно-христианских и еврейских источников. Риторика этих авторов может стать препятствием для многих читателей, поскольку их аргументация передается через головокружительный и неослабевающий набор аллюзий, метафор и аналогий. Более существенно то, что их использование (или злоупотребление) греческими и сирийскими источниками подверглось резкой критике. В конце концов, возможно, нам следует использовать «Агаризм» скорее как упражнение «а что, если», чем как исследовательскую монографию, но его не следует игнорировать.
- Исламская история: основа для исследования
Дэвид Уэйнс, профессор Ланкастерского университета , утверждает: [ 2 ]
Теория Кроуна-Кука была почти повсеместно отвергнута. Доказательства, предложенные авторами, слишком предварительны и гипотетичны (и, возможно, противоречивы), чтобы заключить, что арабо-еврейские отношения были настолько близкими, насколько им хотелось бы. ... Книга, тем не менее, подняла серьезные и законные вопросы, подчеркнув сложность использования мусульманских источников для реконструкции исламского происхождения.
- Введение в ислам
Журналист Тоби Лестер прокомментировал в The Atlantic , что «Агаризм» был печально известной работой и что, когда он был опубликован, он «подвергся немедленной критике со стороны как мусульманских, так и немусульманских ученых из-за его сильной зависимости от враждебных источников». Он добавил, что «Кроун и Кук с тех пор отступили от некоторых из наиболее радикальных положений, таких как, например, что Мухаммед прожил на два года дольше, чем утверждает мусульманская традиция, и что историчность его миграции в Медину сомнительно». [ 14 ]
По словам Лиаката Али Хана, который утверждал, что брал интервью у Патрисии Кроун и Майкла Кука , они оба позже предположили бы, что центральный тезис книги был ошибочным, потому что доказательства, которые у них были в поддержку этого тезиса, были недостаточными или достаточно внутренне последовательными. Патрисия Кроун предположила бы ему, что книга представляет собой «дипломное эссе» и «гипотезу», а не «убедительное открытие», но они не сделали ничего, чтобы признать это публично. Хан написал, что «Кук и Кроун не предприняли никаких явных усилий». отказаться от своих выводов о несовершеннолетних, изложенных в книге. Авторы признались мне, что они этого не делали и не планируют этого делать». [ 15 ]
Научные обзоры
[ редактировать ]Джон Уонсбро , который был наставником авторов, сделал рецензию на книгу, особенно на первую часть. Он начинает с похвалы книге, утверждая, что «эрудиция авторов необычайна, их трудолюбие проявляется повсюду, их кипучная проза». Но он говорит, что «большинство, если не все, [источников] были или могут быть оспорены по подозрению в недостоверности» и что «материал иногда представлен в заблуждении... Мои оговорки здесь и в других местах в этом первом В этой части книги обратимся к тому, что я считаю методологическими предположениями авторов, главным из которых должно быть то, что словарь мотивов может быть свободно экстраполирован из дискретной коллекции литературных стереотипов, составленной чужими и по большей части враждебными наблюдателями, и в этой связи используется для описания и даже интерпретации не только явного поведения, но также интеллектуального и духовного развития беспомощных и по большей части невинных действующих лиц. Туда, куда боится вступить даже социолог, нельзя позволить безнаказанно заходить историку». [ 16 ]
Роберт Бертрам Серджант писал, что хагаризм «не только резко антиисламский по тону, но и антиарабский. Его поверхностные фантазии настолько нелепы, что поначалу можно задаться вопросом, не является ли это просто «дерганием за ногу», чистой «пародией». [ 17 ]
Эрик Манхеймер прокомментировал: «Исследование хагаризма является тщательным, но этот рецензент считает, что сделанные выводы лишены сбалансированности. религия». [ 18 ]
Олег Грабарь характеризует « Агаризм» как «блестящую, увлекательную, оригинальную, высокомерную, весьма спорную книгу» и пишет, что «увлечение авторов лапидарными формулами привело их к дешевым высказываниям или к высказываниям, для понимания которых требуется необычная интеллектуальная гимнастика и которые становятся бесполезными, в лучшем случае мило» и что «... вся конструкция, предложенная авторами, полностью лишена подлинно исторической основы», но также похвалил авторов за попытку «связать мусульманский феномен с широкими теориями аккультурации и исторических изменений». [ 19 ] Классик Норман О. Браун писал в «Апокалипсисе и/или Метаморфозах » (1991), что агаризм «зловещим образом иллюстрирует политику ориентализма», и, цитируя обзор Грабаря, добавил, что «западная традиция вежливой снисходительности выродилась в агрессивную даже бессовестная, клевета». [ 20 ]
Майкл Г. Морони заметил: «Несмотря на полезную библиографию, это тонкий кусок Kulturgeschichte, полный бойких обобщений, поверхностных предположений и утомительного жаргона. Больше аргументов, чем доказательств, он страдает от всех проблем интеллектуальной истории, включая овеществление и логические ловушки. ." [ 21 ]
Фред М. Доннер , рецензировавший «Агаризм » в 2006 году, рассматривал книгу как «тревожный сигнал»: несмотря на первоначальный отказ, она стала важной вехой, указав, что ученым необходимо «рассмотреть гораздо более разнообразный массив исходных материалов, чем большинство из них». привык использовать или обучен использовать». С другой стороны, он раскритиковал неизбирательное использование в книге немусульманских источников и «лабиринтные» аргументы, непонятные даже тем, кто имел сильную специальную подготовку. [ 22 ]
Последующая работа
[ редактировать ]Роберт Г. Хойланд охарактеризовал хагаризм как развитие более широкого междисциплинарного и литературного подхода и сказал, что дополнительные исследования будут опубликованы в « Исследованиях поздней античности и раннего ислама» (серия SLAEI), в которых опубликована его книга. С тех пор выходит «Серия SUNY по ближневосточным исследованиям». [ 23 ] также опубликовал подборку авторов, которые продолжают писать работы, связанные с модифицированной формой этой теории.
См. также
[ редактировать ]- Историография раннего ислама
- История Корана (книга) — Теодор Нольдеке
- Мусульманские исследования (книга) — Игнац Гольдзихер
- Ревизионистская школа исламских исследований
- «Видеть ислам так, как его видели другие » — книга Роберта Г. Хойланда , бывшего ученика Патрисии Кроун, представляющая собой обширную коллекцию современных немусульманских источников, в которых рассказывается о периоде становления ислама.
- Что Мухаммед позаимствовал из иудаизма? — книга Авраама Гейгера
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кроун, Патрисия; Кук, Майкл (1977). агаризм; Создание исламского мира . Лондон: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-21133-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уэйнс, Дэвид (2003). «Экскурс об исламских истоках». Введение в ислам (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 307. дои : 10.1017/CBO9780511801037.012 . ISBN 978-0-521-53906-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хамфрис, Р. Стивен (1992). «Ранняя историческая традиция и первое исламское государство». Исламская история: основа для исследования . Издательство Принстонского университета. стр. 84–85. дои : 10.1515/9780691214238-005 . ISBN 978-0-691-21423-8 .
- ^ Гордон Ньюби (1988). История евреев Аравии . Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 110.
Реконструируемое прошлое, представленное в хагаризме, опирается только на источники за пределами ислама и строит взгляд на прошлое таким образом, чтобы он противоречил традиционным взглядам, которые были почти повсеместно отвергнуты. Это особенно справедливо потому, что критика авторами возможностей понимания самых ранних периодов ислама, если ее применить в качестве общего метода к источникам, используемым историками религии, может показаться, приведет к своего рода историческому солипсизму.
- ^ Перейти обратно: а б с Таннус, Джек (2011). «Обзор Фреда М. Доннера, Мухаммеда и верующих: у истоков ислама » (pdf) . Экспозиции . 5 (2). ISSN 1747-5376 .
- ^ Стилле, Александр (2 марта 2002 г.). «Ученые потихоньку предлагают новые теории Корана» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 августа 2012 г.
Г-н Кук и г-жа Кроун пересмотрели некоторые из своих ранних гипотез, придерживаясь при этом других. «Мы определенно ошибались во многих вещах», — сказала г-жа Кроун. Но я придерживаюсь основной мысли, которую мы высказали: исламская история возникла не так, как говорит классическая традиция.
- ^ Хан, Лиакат Али. «Агаризм: история книги, написанной неверными для неверных» . Балтиморская хроника . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Шумейкер, Стивен Дж. (29 ноября 2011 г.). Смерть Пророка: Конец жизни Мухаммеда и начало ислама . Пенсильванский университет. стр. 1–2. дои : 10.9783/9780812205138 . ISBN 978-0-8122-0513-8 .
Следует признать, что в новой интерпретации хагаристским исламом формирующегося ислама имеются некоторые существенные и неоспоримые недостатки, что часто признают даже самые сочувствующие его читатели. Самое главное, что агаризм подвергался справедливой критике за порой некритическое использование неисламских источников при реконструкции истоков ислама. [...] Несовершенство агаризма не должно заставлять нас полностью сбрасывать со счетов важные идеи, которые могут предложить как это исследование, так и его подход. Хотя некоторые ученые несколько несправедливо отвергли агаризм и его подход либо как безнадежно колониалистский, либо как методологически ошибочный, из этой плодотворной книги еще можно многое получить.
- ^ Перейти обратно: а б Садовский, Яхья (1997). «Новый ориентализм и дебаты о демократии». В Бейнине, Джоэл; Сторк, Джо (ред.). Политический ислам: Очерки ближневосточного доклада . Издательство Калифорнийского университета. п. 47. дои : 10.1525/9780520917583 .
Этот спорный тезис не получил широкого признания, но завоевал уважение за эрудицию и ясный анализ [Крона].
- ^ Перейти обратно: а б с ван Эсс, «Создание ислама», Литературное приложение Times, 8 сентября 1978 г., стр. 998
- ^ Ибн Варрак (2000). «2. Истоки ислама: критический взгляд на источники». В поисках исторического Мухаммеда . Прометей. п. 95.
- ^ Доннер, Фред М. (2006). «Обзор агаризма » . Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока . 40 (2): 197–199. ISSN 0026-3184 . JSTOR 23062875 . [1] Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока, Vol. 40, № 2 (декабрь 2006 г.), стр. 197-199.
- ^ «Возвращение к агаризму Бо Хольмбергу, 2004 | Самаритяне | Реальность» . Скрибд . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Лестер, Тоби (январь 1999 г.). «Что такое Коран?» . Атлантика . Проверено 8 апреля 2019 г.
- ^ «Агаризм: история книги, написанной неверными для неверных | BaltimoreChronicle.com» . baltimorechronicle.com . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Уонсбро, Дж. (1978). «Обзор хагаризма: создание исламского мира» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 41 (1): 155–156. ISSN 0041-977X .
- ^ Сержант, РБ (1978). «Обзор исследований Корана: источники и методы интерпретации Священных Писаний; агаризм: создание исламского мира» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (1): 76–78. ISSN 0035-869X .
- ^ Манхеймер, Эрик И. (1978). «Обзор хагаризма: создание исламского мира» . Американский исторический обзор . 83 (1): 240–241. дои : 10.2307/1866060 . ISSN 0002-8762 .
- ^ Грабарь, Олег (1978). «Обзор хагаризма: создание исламского мира» . Зеркало . 53 (4): 795–799. дои : 10.2307/2849793 . ISSN 0038-7134 .
- ^ Норман О. Браун, Апокалипсис и/или Метаморфоза , 1991, University of California Press, стр. 65
- ^ Морони, Майкл Г. (1982). «Обзор агаризма» . Журнал ближневосточных исследований . 41 (2): 157–159. ISSN 0022-2968 .
- ^ Доннер, Фред М. (2006). «Обзор хагаризма: создание исламского мира» . Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока . 40 (2): 197–199. ISSN 0026-3184 .
- ^ (Серия SUNY по ближневосточным исследованиям). Олбани, Нью-Йорк, США: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Костер, Маридже, «Агаризм», в книге «Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего» (2 тома), под редакцией К. Фицпатрика и А. Уокера, Санта-Барбара, ABC-CLIO, 2014 г., Том I, стр. 236–239.