Оружие и доспехи в англосаксонской Англии
Эта статья является частью серии: |
англосаксонский общество и культура |
---|
![]() |
Люди |
Язык |
Материальная культура |
Власть и организация |
Религия |
Множество различных видов оружия было создано и использовалось в англосаксонской Англии между пятым и одиннадцатым веками. Копья , использовавшиеся для колющего и метательного воздействия, были самым распространенным оружием. Другое распространенное оружие включало меч, топор и нож, однако луки и стрелы , а также пращи не часто использовались англосаксами. В оборонительных целях щит наиболее распространенным предметом, используемым воинами, был кольчуги , хотя иногда использовались и шлемы.
Оружие также имело символическое значение для англосаксов , очевидно, имея сильную связь с полом и социальным статусом. Оружие обычно включалось в качестве погребального инвентаря в ранние англосаксонские захоронения . Подавляющее большинство этого оружия было захоронено в могилах мужчин, но оно также было захоронено и в могилах женщин. В непогребальном контексте оружие иногда клали в землю или возле рек. Однако появление грамотного христианского духовенства в англосаксонской Англии привело к созданию нескольких текстовых источников, описывающих оружие и его использование в бою. Некоторые из этих литературных источников включают стихотворения «Беовульф» и «Битва при Мэлдоне» .
Доказательство
[ редактировать ]Свидетельства об оружии и доспехах в англосаксонской Англии получены из трех типов источников — археологических, текстовых и иллюстративных — каждый из которых поднимает различные проблемы интерпретации и неравномерно распределен в хронологическом порядке. [1] Из-за частого включения оружия в качестве погребального инвентаря в ранний англосаксонский период существует множество археологических свидетельств существования англосаксонского оружия. [2] По словам историка Гая Холсолла , «сложение погребального инвентаря было ритуальным актом, в котором оружие могло символизировать возраст, этническую принадлежность или ранг; в разное время и в разных местах символическое оружие могло использоваться для иллюстрации таких концепций». [3] Кроме того, на берегах рек было обнаружено некоторое количество позднего англосаксонского оружия. [4] Популярный историк Стивен Поллингтон предположил, что это было либо возвращением к доисторической практике «осаждения в священных водах », либо отражением того факта, что сражения все чаще велись у бродов, что подтверждается современными источниками, такими как англосаксонские источники. Хроника . [5]
Археологические данные об англосаксонском вооружении позволяют документировать хронологическое развитие стилей оружия с течением времени и выявлять региональные различия. [6] Однако были подняты вопросы о том, насколько репрезентативны эти предметы, специально сданные на хранение с определенной целью, для более широкого спектра оружия, используемого в англосаксонской жизни. [4]
Научные знания о войне сами по себе опираются главным образом на литературные свидетельства, созданные в христианском контексте позднего англосаксонского периода. [6] с восьмого по одиннадцатый век. [4] Эти литературные источники почти полностью созданы христианским духовенством, и поэтому в них конкретно не описывается оружие или его использование в войне. Беды В «Церковной истории английского народа» упоминаются различные произошедшие сражения, но приводятся мало подробностей. [7] Поэтому ученые часто опираются на литературные источники, созданные соседними обществами, такими как континентальные франки и готы или более поздние викинги . [8] Некоторые стихотворения, в том числе «Беовульф» , «Битва при Брунанбурге » и «Битва при Малдоне» , также относятся к использованию оружия в бою; однако эти источники трудно точно датировать, и неясно, в какой степени такие описания являются плодом воображения их авторов. [4] Кодексы законов и завещания, написанные в десятом и одиннадцатом веках, также дают некоторое представление о военной технике, используемой англосаксонской знатью в этот период. [4]
Художественные изображения солдат с оружием можно встретить и в некоторых англосаксонских скульптурах. [4] Такие изображения также появляются на иллюстрациях рукописей и на вышитом гобелене из Байе . [4] Однако художники, возможно, следовали художественным традициям в отношении изображения воинов и оружия, а не точно изображали использование таких предметов в своем обществе. [4]
В древнеанглийском языке , основном языке англосаксонской Англии, несколько слов часто использовались для обозначения одного и того же типа оружия. В стихотворении «Беовульф» для обозначения копья используется как минимум шесть разных слов, что позволяет предположить, что эти термины на самом деле имели несколько разные значения. [9] В древнеанглийском и других германских языках , на которых говорили на большей части территории Северо-Западной Европы, племенные группы часто имели названия, которые, по-видимому, основаны на названиях оружия; например, англы могли получить свое название от древнеанглийского термина angul (что означает «колючий» или «крючок»), франки — от слова franca («копье» или, возможно, «топор»), а саксы — от слова seax. ("нож"). [10]
Литературные свидетельства из более поздней англосаксонской Англии указывают на то, что только свободным людям разрешалось носить оружие. [11] Кодексы законов Ине ( короля Уэссекса с 688 по 726 год нашей эры) предусматривают наложение штрафов на любого, кто помогает чужому слуге сбежать, одолжив ему оружие. Размер штрафа зависел от оружия: за копье штраф был больше, чем за меч. [11] Поллингтон утверждал, что «германские народы (включая англосаксов) очень гордились своим оружием и уделяли ему много внимания, его внешнему виду и эффективности». [9]
Типы оружия
[ редактировать ]Копья и дротики
[ редактировать ]
Копья были самым распространенным оружием в англосаксонской Англии. [12] Они были обнаружены примерно в 85% ранних англосаксонских могил, содержащих оружие. В целом примерно 40% могил взрослых мужчин этого периода содержали копья. [13] Во многих североевропейских обществах (вероятно, включая англосаксонскую Англию) копья могли носить только свободные люди, а законы предписывали строгие наказания для любых рабов, у которых было обнаружено такое копье. [14] В древнеанглийском языке их чаще всего называли gār и spere , хотя некоторые тексты содержат более поэтические названия, такие как æsc («[предмет, сделанный из] ясеня»), ord («точка») и þrecwudu («[предмет из] ясеня »). ] дерево для причинения вреда'). [15] Когда его использовали в качестве метательного копья или копья, его обычно называли даро («дротик»). [15]
Само копье представляло собой железный наконечник копья, укрепленный на деревянном древке, часто сделанном из ясеня, хотя были найдены древки из древесины орешника, яблони, дуба и клена. [13] Существует мало свидетельств об обычной длине этих копий, хотя оценки, основанные на погребальном инвентаре, показывают, что их длина колебалась от 1,6 до 2,8 метра (5 футов 3 дюйма – 9 футов 3 дюйма). [16] Конец копья иногда защищался железным наконечником, образующим полый (или, реже, сплошной) конус, надеваемый на древко. [17] Однако размеры и формы наконечников копий сильно различались. [18] Наконечники копий иногда украшались бронзовой и серебряной инкрустацией на лезвии и гнезде; в таких случаях наиболее распространенным был простой мотив из колец и точек. [19] Иногда наконечник украшали в тон наконечнику копья. [16] Возможно, древки также украшались, возможно, росписью. Свидетельства существования украшенных древков были найдены в Дании. [20]
В боях копья использовались как метательные снаряды, а также как колющее оружие в рукопашном бою. [12] В большинстве случаев невозможно определить, для какой из этих двух целей было специально создано копье. Исключение составляют ангоны , или зазубренные копья, которые использовались в качестве метательных снарядов. [21] Как только наконечник копья проникал в тело врага, зазубрина вызывало большие трудности с извлечением оружия, тем самым увеличивая вероятность того, что пронзенный человек умрет в результате ранения. [22] Если бы наконечник копья пробил щит врага, его было бы трудно снять, что сделало бы этот щит тяжелым и трудным в использовании. [23] Вполне возможно, что эти ангоны пилумов римской армии произошли от копий- . [21]
Древнеанглийский оригинал : «Forðon sceall gar wesan».
Утро понедельника, спокойные мысли, восхищаюсь
способный под рукой».
Современный английский перевод : «Отныне копье будет в многие холодные утра,
схвачен в кулаке, поднят в руке».
— Беовульф , строка 3021 [13]
Андервуд предложил эффективную дальность действия копий, метаемых в виде копий, в 12–15 метров (40–50 футов), в зависимости от навыков бросающего их человека, а также длины и веса копья. [24] Поэма «Битва при Малдоне» описывает использование копий-дротиков в битве между войсками графа Биртнота и группой викингов. В этом рассказе один из викингов метнул копье в Биртнота; Граф частично отразил его своим щитом, но все же был ранен. Затем Биртнот в ответ бросил в викингов два копья: одно пронзило шею викинга, а другое — его грудь. Викинги снова метнули копье, еще раз ранив Бирнхота, но один из воинов графа вытащил копье из раны и бросил его обратно, убив другого викинга. После этого обмена обе стороны обнажили мечи и вступили в рукопашный бой. [24]
При использовании в рукопашном бою копье можно было держать либо под мышкой, либо над мышкой — первый метод изображен на Шкатулке Фрэнкса восьмого века , а второй метод изображен на гобелене из Байе одиннадцатого века. . [25] В некоторых случаях копья держали обеими руками. Рельеф восьмого века из Аберлемно в Шотландии изображает пиктского воина, держащего копье таким образом, и исландская сага о Греттисе также описывает использование копья таким образом. [26] Однако для этого воину пришлось бы отказаться от защиты, обеспечиваемой щитом. [27] Чтобы быть более эффективным, ряды копейщиков стояли вместе, образуя стену из щитов , взаимно защищая друг друга своими щитами и направляя копья на врага. Такие образования были также известны как сцилдбург («щит-крепость»), бордвел («стена из досок») и вихаган («военная изгородь»). [25]
Возможно, у Спирс также были символические ассоциации. По рассказу Беды, христианский священник Койфи бросил копье в свой бывший языческий храм, чтобы осквернить его. [28] В англосаксонской Англии мужская сторона семьи была известна как «сторона копья». [18]
Мечи
[ редактировать ]
Поллингтон описывает меч как «самое символически важное оружие» англосаксонского периода. [29] а историк Гай Холсолл назвал его «самым ценным предметом военной техники раннего средневековья». [18] В древнеанглийском языке мечи назывались sweord , хотя для обозначения такого оружия использовались и другие термины: heoru или heru , bill или bile , а также mēce или m?ce . [29] Англосаксонские мечи представляли собой двулезвийные прямые плоские клинки. [29] Хвостовик клинка прикрывал рукоять , состоявшую из верхней и нижней гарды, навершия и рукоятки, при помощи которой удерживался меч. [29] Навершия могли быть искусно украшены в самых разных стилях. Примеры включают Меч Абингдона или навершие, найденное в кладе Бедейла , которое было украшено инкрустацией золотом. [30] Эти англосаксонские клинки, включая хвостовик, обычно имели длину 86–94 см (34–37 дюймов) и ширину 4,5–5,5 см (1,8–2,2 дюйма). [31] Были найдены более крупные экземпляры, некоторые из которых достигали 100 см (39 дюймов) в длину и 6,5 см (2,6 дюйма) в ширину. [31]
Вместо того, чтобы плавить железную руду в целую заготовку, печи того периода могли производить только небольшие куски железа, которые впоследствии сваривались в одно лезвие. Для этого детали либо раскалывались на тонкие листы, которые затем сколачивались в виде многослойного лезвия, либо складывались вместе в виде тонких стержней, а затем сваривались вместе. [33] Кроме того, некоторые из этих лезвий были изготовлены с использованием шаблонной сварки . При этом методе железо ковали на полосы, которые скручивали между собой, а затем сваривали ковкой. [34] В результате скручивания удаляется большая часть поверхностного шлака, что может привести к дефектам готового лезвия. [35] Сварка узоров также привела к образованию узоров на готовом лезвии, чаще всего в виде елочки . [36] Такие узоры часто упоминаются в англосаксонской литературе — они описываются с использованием таких терминов, как brogenmæl («знаки переплетения»), wundenmæl («извилистые следы»), grægmæl («серая отметка») и scirmæl («яркий узор»). . [33] [37] Поэтому Поллингтон заявил, что украшения, полученные методом сварки, важны и желательны в англосаксонском обществе. [38] Многие клинки также имели дол — неглубокую канавку, проходящую по всей длине лезвия. Дол уменьшил общий вес клинка, не ухудшив при этом его толщину. Фуллеры изготавливались путем забивания лезвия или вырубки части. [39]
На нескольких мечах были рунические надписи: на экземпляре шестого века, найденном в Гилтоне в Кенте, была надпись: «Сигимер сделал этот меч». [40] Текстовые источники указывают, что мечам иногда давали имена, например, меч Хрунтинг из «Беовульфа» . [41] На некоторых мечах, начиная с шестого века, к верхней гарде или навершию были прикреплены кольца, многие из которых были украшены орнаментом. [42] Эти кольца иногда служили практическим целям: например, солдат мог привязать к кольцу шнур, а затем повесить меч на запястье. Эта практика засвидетельствована в более поздних сагах о викингах. Однако в других случаях использовались кольцевые ручки, и повесить меч таким образом было невозможно. Таким образом, кольцевые ручки, вероятно, имели символическое или ритуальное значение. [42]
В древнеанглийском языке ножны были известны как scēaþ («ножны»), хотя термин fætels также встречается в англосаксонской литературе и, возможно, имел то же значение. [43] Сами ножны обычно делались из дерева или кожи, а внутренняя часть часто была подбита флисом или мехом. Внутреннюю часть также можно было смазать маслом, чтобы меч не ржавел. [44] Некоторые ножны были дополнительно защищены металлической окантовкой на шее (известной как лягушка или медальон) и насадкой внизу. [45] Бусина из стекла , янтаря , хрусталя или пенки прикреплялась небольшим ремешком к горлышку некоторых ножен. Существуют примеры подобных бус из германских регионов континентальной Европы железного века , и вполне вероятно, что они были заимствованы у гуннов в пятом веке. Бусы, возможно, использовались в амулетических целях - в более поздних исландских сагах упоминаются мечи с прикрепленными к ним «лечебными камнями», и эти камни могут быть такими же, как и англосаксонские бусины. [46]
Меч и ножны подвешивались либо к перевязи на плече, либо к поясу на поясе. Первый метод, очевидно, был популярен в ранней англосаксонской Англии, но второй приобрел популярность в более поздний англосаксонский период. Например, на гобелене из Байе изображено только использование поясов для ношения меча. [45]
Вес этих мечей, а также их описания в такой литературе, как «Битва при Мэлдоне» , указывают на то, что они использовались в основном для рубящих и рубящих ударов, а не для колющих ударов. [47] Несколько трупов англосаксов, очевидно, были ранены или убиты таким образом; На кладбище Экклс в Кенте находятся три человека, у которых были порезы мечом на левой стороне черепа. [48]
Ножи
[ редактировать ]В древнеанглийском языке нож назывался seax . Этот термин применялся к однолезвийным ножам с длиной лезвия 8 и 31 см (3 и 12 дюймов), а также к «длинным саксам» (или однолезвийным мечам), длина лезвия которых составляла от 54 до 76 см. (от 21 до 30 дюймов). [49] Археологи и историки иногда называют сакс скрамсаксом Григория , хотя этот термин не встречается ни в одной средневековой литературе, за исключением «Истории франков» Турского . В этом письме Григорий упоминает, что скрамсакс использовался для убийства франкского короля Сигиберта в шестом веке . [50] Ранние формы сакса часто встречаются в франкских могилах пятого века, и, очевидно, лишь позже они приобрели популярность в Англии. [51] Таким образом, сакс ассоциируется прежде всего с франками. [52]
Нож в основном использовался в бытовых целях, хотя его можно было использовать и в бою — некоторые воины использовали скрамсакс вместо меча среднего и большого размера. Этот нож скрамсакса отличался от других ножей; у него была уникальная длина и единственная режущая кромка. Его длина варьировалась от 4–20 дюймов (10–51 см) и обычно имела длинную деревянную (но иногда и железную) ручку. [53]

В зависимости от формы лезвия были определены шесть основных типов англосаксонских ножей. [54] Англосаксонские топоры обычно изготавливались с использованием шаблонной сварки, даже в позднеанглосаксонской Англии, когда эта практика стала редкостью для мечей. [55] Лезвия иногда украшались насечками или металлическими инкрустациями. [56] а ряд примеров содержат надписи с именем владельца или производителя. [57] Сакс хранился в кожаных ножнах, причем сами ножны иногда украшались рельефным орнаментом и серебряной или бронзовой фурнитурой. [58] Судя по захоронениям, ножны были пристегнуты к переноске ремнем, причем рукоять находилась с правой стороны тела. [59]
Судя по всему, большинство англосаксонских мужчин и женщин носили ножи для приготовления пищи и выполнения других домашних дел. [60] Однако в конфликте ножом можно было убить уже раненого противника. [60] или их могли использовать в драке. [60] Поллингтон предположил, что более длинные саксы можно считать оружием, а более короткие — инструментами общего назначения. [57] Андервуд предположил, что длинная секира использовалась для охоты, а не для ведения войны, ссылаясь на франкский иллюстрированный календарь, в котором двое мужчин убивали кабана, а один мужчина держал в руках длинную секиру. [60] Дэвид Гейл предполагает, что они были скорее символом статуса, указывая на то, что более короткие обычные саксы были «слишком маленькими и слишком богато украшенными для повседневного функционального использования». Он заключает, что они вполне могли использоваться охотниками, предполагая, что со временем они превратились из символа «охотника» в «знак свободного человека». [61] Соня Чедвик Хоукс соглашается с оценкой Гейла, упоминая, что он провел практическую демонстрацию «полной неэффективности [секса] против копья и меча» на конференции в Оксфорде в январе 1987 года. [62]
Топоры
[ редактировать ]В древнеанглийском языке топоры назывались æces , от чего произошло современное английское слово. [63] Большинство топоров, найденных в ранних англосаксонских могилах, были довольно небольшими, с прямыми или слегка изогнутыми лезвиями. [63] Такие ручные топоры в первую очередь служили инструментом, а не оружием, но при необходимости могли использоваться и в качестве последнего. [64] Фрагменты деревянных древков сохранились лишь в нескольких экземплярах, что затрудняет определение общего размера оружия. [65]
Несколько экземпляров франциски , или метательного топора, были найдены в Англии. [66] Такое оружие можно отличить от отечественных ручных топоров по изогнутой форме головок. [67] В Англии были выявлены две основные формы метательных топоров — один тип имел выпуклое лезвие, другой — S -образное. Однако были обнаружены топоры, которые явно не вписываются ни в одну из категорий. [67] В шестом веке нашей эры римский писатель Прокопий описал использование таких метательных топоров франками, отметив, что их бросали во врага до того, как вступить в рукопашный бой. [68] В своей «Истории франков » франкский летописец Григорий Турский (также писавший в шестом веке) описал метание топора в противника. [68] Именно от франков произошел термин франциска . Однако различные средневековые авторы использовали этот термин для обозначения ручных, а также метательных топоров. [69] Археологические данные показывают, что к седьмому веку метательный топор уже не использовался, и он не упоминается в франкском прибрежном законе . Такое снижение использования может указывать на появление более сложных боевых порядков. [70] Однако он снова вошёл в обиход в восьмом и девятом веках, после его принятия викингами. [71]
Луки и стрелы
[ редактировать ]
Примеры англосаксонского снаряжения для стрельбы из лука редки. [72] Железные наконечники стрел были обнаружены примерно в 1% ранних англосаксонских могил, а в почве погребений иногда обнаруживаются следы дерева от клепки лука. В редком случае кладбища Чесел-Даун на острове Уайт в качестве погребального инвентаря были включены стрелы и лук. [28] Вполне возможно, что другие стрелы были закалены в огне или имели наконечники из органических материалов, таких как кости и рога, и в результате не сохранились в могилах. [73] Учитывая, что ни посохи для лука, ни стрелы вряд ли сохранились в почвах Англии (оба были сделаны из дерева), вполне вероятно, что их хоронили как погребальный инвентарь чаще, чем кажется. [28] В древнеанглийском языке лук назывался бога . [73]
В соседних регионах континентальной Европы с разными типами почв чаще встречается снаряжение для стрельбы из лука. Около сорока луковых посохов и различных стрел были обнаружены в Нидам-Мозе в Дании, датируемые третьим или четвертым веком нашей эры. Подобное оборудование было обнаружено на болоте Торсберг в Германии. [74] На основании таких континентальных свидетельств было установлено, что длинные луки были распространены в Северо-Западной Европе в период раннего средневековья. Длинные луковые шесты изготавливались из цельного куска дерева, а тетива — из волос или кишок животных. [75] Андервуд предположил, что максимальная дистанция стрельбы из англосаксонского лука составляла от 150 до 200 метров (от 500 до 650 футов). Однако он также отметил, что сила стрелы значительно уменьшилась бы на расстоянии более 100–120 метров (от 325 до 400 футов) и вызвала бы лишь относительно легкие ранения. [76]
Англосаксонские наконечники стрел делились на три основных типа. [77] Первая группа — это наконечники стрел в форме листьев, которые обычно содержали гнездо, позволяющее прикрепить наконечник к деревянному древку. [77] Вторую группу составляют бочки . [77] Третья группа — зазубренные наконечники стрел, обычно имевшие хвостовик, вбитый в древко или привязанный к нему. [77] Андервуд предположил, что листовидные и зазубренные наконечники стрел произошли от стрел, которые использовались для охоты. [77] Что касается бодкинсов, он предположил, что они были разработаны для использования против бронированных противников: длинное сужающееся острие могло пройти сквозь звенья кольчуги или пробить железную пластину шлема, если выстрелить с близкого расстояния. [78] В связи с тем, что размеры наконечников стрел варьировались от 5,5 см (2 дюйма) до 15,5 см (6 дюймов), [77] существует некоторая сложность в различении наконечников больших стрел и маленьких копий. [79]
Хотя их редко можно найти в могилах, луки чаще встречаются в англосаксонском искусстве и литературе. [80] восьмого века На гробу франков Нортумбрии изображен лучник, защищающий зал от группы воинов. [81] На гобелене из Байе XI века изображены двадцать девять лучников. Двадцать три из них появляются на нижнем поле, а шесть — на основной сцене. Однако только один лучник — англосаксонец, остальные — норманны. [82] Поллингтон предположил, что англосаксы в основном использовали лук для охоты. [83] и Андервуд полагает, что большинство мужчин знали бы, как использовать его для этой цели. [67]
Стропы
[ редактировать ]Свидетельств использования пращей в качестве оружия мало — обычно их изображали как охотничьи инструменты. [84] В древнеанглийском языке праща была известна как liðere или liðera , а иногда и как stæfliðere («сумка для посоха»). [83] В Vita Sancti Wilfrithi восьмого века ( агиографии святого Уилфрида ) записан случай, когда святой и его спутники подверглись нападению язычников, когда их корабль сел на мель. Один из товарищей запустил из пращи камень, убив языческого жреца. [69] Что касается охоты, то на гобелене из Байе изображен человек, охотящийся на птиц с помощью пращи. [85] Андервуд предполагает, что праща не рассматривалась как военное оружие, за исключением случаев использования в крайнем случае. [85] Более того, он предположил, что событие, записанное в агиографии Уилфрида, может быть не точным описанием, а, скорее, отражением желания писателя провести библейские параллели . [85]
Броня и защитное оборудование
[ редактировать ]Щит
[ редактировать ]Щит был еще одним чрезвычайно распространенным предметом военного снаряжения, использовавшимся англосаксами: почти 25% мужских англосаксонских могил содержат щиты. [86] В древнеанглийском языке щит назывался борд , ранд , сцилд или линд («липовое дерево»). [87] Англосаксонские щиты представляли собой круглый кусок дерева, сделанный из склеенных вместе досок; в центре щита железная бобышка крепилась . Щиты обычно покрывались кожей, чтобы скрепить доски, и часто украшались деталями из бронзы или железа. [88] Текстовые описания и визуальные изображения указывают на то, что некоторые щиты были выпуклыми , однако археологических подтверждений этому пока не обнаружено. [89] Никаких расписных англосаксонских щитов обнаружено не было; однако расписные щиты того же периода были найдены в Дании, и Беовульф описывает щиты как «яркие» и «желтые». Эти свидетельства позволяют предположить, что некоторые англосаксонские щиты могли быть раскрашены. [90]
Древнеанглийская поэзия всегда утверждает, что щиты были сделаны из липы (липового дерева), но археологи нашли лишь несколько реальных примеров. Имеющиеся данные показывают, что древесина ольхи , ивы и тополя были наиболее распространенными породами; щиты из клена , березы , ясеня и дуба . обнаружены также [91] Диаметр щитов сильно варьировался: от 0,3 до 0,92 м (от 1 до 3 футов), хотя большинство щитов имели диаметр от 0,46 до 0,66 м (от 1 фута 6 дюймов до 2 футов 2 дюйма). [92] Их толщина варьировалась от 5–13 мм (0,20–0,51 дюйма), но большинство из них имели ширину от 6–8 мм (0,24–0,31 дюйма). [90]
Англосаксонские патроны для щитов были разделены на две основные категории в зависимости от метода изготовления. [93] Килевидный выступ был наиболее распространенным типом — этот дизайн возник в континентальной Европе, а такие выступы, найденные в Англии, датируются , по крайней мере, пятым — серединой седьмого века. Неясно, как именно были изготовлены килевидные бобышки. [93] Другой тип — это высокий конус, который широко использовался начиная с седьмого века. Эти бобышки были изготовлены из железного листа (или листов) и сварены вместе от края до вершины. [94] Затем для прикрепления выступа к щиту использовались железные или бронзовые заклепки; Чаще всего использовались четыре или пять заклепок, хотя в некоторых случаях использовалось до двенадцати. [94] Позади выступа щит был разрезан и к отверстию прикреплена железная ручка, чтобы можно было удерживать щит. [95] Рукоятки обычно имели длину от 10 до 16 см (от 4 до 6 дюймов), стороны которых были либо прямыми, либо слегка изогнутыми. Имеющиеся данные указывают на то, что иногда для крепления деревянной ручки использовались фланцы. [96]
Что касается защитного снаряжения, то большинству англосаксонских воинов были доступны только щиты. [97] Поллингтон предположил, что щит был «возможно, самым культурно значимым элементом защитного снаряжения» в англосаксонской Англии, поскольку стена из щитов символически олицетворяла разделение между двумя сторонами на поле битвы. [87] Щиты меньшего размера были легче и маневреннее, поэтому их лучше всего использовать в мелких стычках и рукопашном бою. [97] Напротив, в полномасштабных сражениях чаще всего использовались щиты большего размера — они обеспечивали лучшую защиту от снарядов и были необходимы для строительства стены из щитов. [97]
Почта
[ редактировать ]
В древнеанглийском языке кольчужные доспехи назывались бирн или хленка . [98] Он часто упоминается в поздней англосаксонской литературе, но археологически обнаружено лишь несколько примеров. [99] Единственный известный полный англосаксонский кольчуга был обнаружен на кладбище в Саттон-Ху в Саффолке , но он сильно поврежден коррозией. [100] Таким образом, нехватка археологических образцов может быть связана просто с широко распространенной коррозией кольчуги. [99] Полностью неповрежденная кольчуга четвертого или пятого века, похожая на те, которые, вероятно, использовались в англосаксонской Англии, была найдена в Вимозе , Дания, [99] который был перестроен археологом Марьином Вейнховеном.
Кольчуга, найденная в Саттон-Ху, состояла из железных колец диаметром 8 мм (0,31 дюйма). Некоторые кольца были заполнены медными заклепками, что указывало на то, что оболочка состояла из чередующихся рядов клепаных и кованых колец. [100] При ношении пальто, вероятно, доходило до бедра. [99] Изготовление кольчуги сначала потребовало бы изготовления тонкой металлической проволоки путем обжатия или волочения . [101] Затем проволоку плотно наматывали на круглое кольцо диаметром примерно 10 мм (0,39 дюйма). Затем кузнец вырезал со стержня отдельные цепи, повторно нагревал их и отжигал . Наконец, кольца соединялись вместе и закрывались с помощью сварки и клепки. [102] После изготовления покрытие было подвергнуто цементации путем упаковки в древесный уголь и последующего повторного нагрева, чтобы некоторое количество углерода могло перейти на внешнюю поверхность металла. [102]
Кольчуга значительно защищала воина в боях, уменьшая силу ударов противника, и поэтому те, кто носил кольчугу, имели значительное преимущество перед противниками, которые ее не носили. [103] Они были особенно эффективны против порезов мечом или топором, поскольку удар поглощался и распределялся по множеству колец. Однако кольчуга была менее эффективной в предотвращении травм копьем - концентрированная сила копья могла сломать несколько звеньев и позволить копью войти в тело, иногда заставляя кольца входить вместе с ним. [104] Кольчуги увеличивали вес воина и затрудняли его передвижение; поэтому носители кольчуг оказывались в невыгодном положении в стычках и быстро движущихся боевых порядках. [105] Почта также легко ржавела, и в результате ее приходилось обслуживать. [106]
Шлемы
[ редактировать ]Староанглийское слово, обозначающее шлем, было helm . [107] В бою шлемы служили защитой головы владельца от ударов противника. [108] Имеющиеся данные указывают на то, что шлемы никогда не были распространены в англосаксонской Англии. [109] хотя их использование, возможно, увеличилось к одиннадцатому веку. [107] Кнут Великий издал указ в 1008 году, который требовал, чтобы воины, находящиеся на действительной службе, имели шлем. [107] В том же году Этельред Неготовый заказал изготовление шлемов. [4] Гобелен из Байе отражает идею о том, что к 1066 году шлемы были стандартным предметом военного снаряжения англосаксонской армии. [4] Поздняя англосаксонская литература, такая как «Беовульф» , также упоминает шлемы. [110] Были обнаружены четыре практически неповрежденных англосаксонских шлема, хотя археологи раскопали дополнительные фрагменты того, что могло быть шлемами. [111] Все найденные шлемы существенно отличаются от других по конструкции и орнаментации. [105] Вполне возможно, что большинство шлемов были сделаны из вареной кожи и поэтому физически не сохранились. [112]

Самый ранний известный пример был найден в Саттон-Ху , элитном захоронении седьмого века. Однако сам шлем мог датироваться уже первой четвертью шестого века. [113] Чаша шлема состоит из одного куска металла, к которому прикреплены нащечники, металлическая защита шеи и маска для лица. [114] Шлем искусно украшен; крылатый дракон на лицевой панели взлетает вверх, чтобы противостоять двуглавому дракону, бегущему по гребню, [115] в то время как тисненые листы фольги из луженой бронзы, образующие пять различных рисунков, покрывают почти весь шлем. [116] Украшения на шлеме аналогичны другим, найденным в Англии, а также Германии и Скандинавии. Сам шлем имеет сходство со шлемами, найденными в Венделе и Вальсгарде в Швеции, что позволяет предположить, что он был изготовлен в Швеции или шведским мастером, жившим в Англии. [117] Возможные фрагменты гребней шлемов, подобных тому, что был в Саттон-Ху, были обнаружены в Ремпстоне , Ноттингемшир , и в Иклингеме , Саффолк — это позволяет предположить, что эти шлемы, возможно, были более распространены, чем указывают доказательства. [118]

шлемы с гребнем кабана, Были найдены такие как шлем Бенти Грейндж середины седьмого века , обнаруженный в 1848 году Томасом Бейтманом в Бенти Грейндж , Дербишир . [119] Каркас состоит из семи кусков железа, а шлем увенчан бронзовой фигурой кабана. Фигура украшена гранатовыми глазами, украшенными золотыми бусинами, а также позолоченными инкрустированными бивнями и ушами. [120] В Гильден-Мордене , Кембриджшир , еще один бронзовый кабан у женской могилы был обнаружен . Кабан, по-видимому, был гребнем шлема, но других частей шлема там обнаружено не было; следовательно, гребень мог быть отделен от шлема перед захоронением. [121] , также имеется гребень кабана На шлеме пионера , раскопанном в Волластоне , Нортгемптоншир , хотя этот кабан был сделан из железа. [122]
Коппергейтский шлем середины-конца восьмого века был найден в поселении викингов в Йорке , но сам шлем был изготовлен англами. [121] Для изготовления чаши шлема использовались железные пластины — по бокам шарнирно крепились железные псалии, а сзади к шлему крепилась кольчужная завеса для защиты шеи. [123] пластинка Носовая , переплетенная с гравюрами животных, простиралась над бровями и заканчивалась небольшими собачьими узорами у головы. [121] На двух гребнях шлемов имеются латинские надписи, восхваляющие христианскую Троицу . [124]
Производство оружия
[ редактировать ]По словам Андервуда, любой кузнец мог изготовить основное оружие, такое как наконечники копий и ножи. [125] Однако он предположил, что для изготовления мечей и многих других видов оружия потребуется специалист. [125] Археологи обнаружили некоторые англосаксонские кузнечные инструменты — набор инструментов седьмого века, который включал наковальню , молотки , щипцы , напильник , ножницы и пробойники , был обнаружен в могиле в Таттерсхолл-Торпе в Линкольншире . [125]
Художественные элементы англосаксонского оружия во многом схожи с оружейным искусством других частей Северной Европы и Скандинавии, что указывает на то, что эти регионы находились в постоянном контакте друг с другом. [126] Некоторые внешние события были адаптированы англичанами, но очевидно, что события из Англии также повлияли на континентальные цивилизации. [126] Например, меч-кольцо, очевидно, был создан в Кенте в середине 500-х годов, но к седьмому веку он получил широкое распространение по всей Европе, использовался германоязычными народами, а также в Финляндии и Королевстве Лангобардов . [127]
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Брукс 1999 , с. 45.
- ^ Брукс 1999 , стр. 45–46.
- ^ Холсолл 2003 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Брукс 1999 , с. 46.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 13.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 13–15.
- ^ Андервуд 1999 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 104.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 39.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 44.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 39, 43–44; Поллингтон 2001 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Холсолл 2003 , с. 164.
- ^ Андервуд 1999 , с. 43.
- ^ Андервуд 1999 , с. 44; Поллингтон 2001 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 24; Поллингтон 2001 , с. 130; Холсолл 2003 , стр. 164–165.
- ^ Андервуд 1999 , с. 24; Поллингтон 2001 , с. 130.
- ^ Андервуд 1999 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 46.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 46–47.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Поллингтон 2001 , с. 110.
- ^ «Красота сокровищ раскрывается в виде редких сокровищ викингов» . Йоркшир Пост . 12 декабря 2014 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 47.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 48.
- ^ Мэрион 1948 .
- ^ Андервуд 1999 , с. 48; Поллингтон 2001 , стр. 118–119.
- ^ Андервуд 1999 , с. 48; Поллингтон 2001 , с. 119.
- ^ Мэрион 1948 , с. 74.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 119.
- ^ Андервуд 1999 , с. 48; Поллингтон 2001 , с. 110.
- ^ Андервуд 1999 , с. 54; Поллингтон 2001 , с. 122.
- ^ Андервуд 1999 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 56; Поллингтон 2001 , с. 114.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 118.
- ^ Андервуд 1999 , с. 58; Поллингтон 2001 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 59; Поллингтон 2001 , с. 117.
- ^ Андервуд 1999 , с. 61; Поллингтон 2001 , стр. 116–117.
- ^ Андервуд 1999 , с. 62; Поллингтон 2001 , с. 123.
- ^ Андервуд 1999 , с. 63.
- ^ Андервуд 1999 , с. 68.
- ^ Андервуд 1999 , с. 68; Поллингтон 2001 , с. 165.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 165.
- ^ Браун 1989 .
- ^ Пауэлл 2010 .
- ^ Андервуд 1999 , стр. 68–69.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 166.
- ^ Андервуд 1999 , с. 70; Поллингтон 2001 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 167.
- ^ Андервуд 1999 , с. 70; Поллингтон 2001 , стр. 167–168.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с д Андервуд 1999 , с. 71.
- ^ Гейл 1989 .
- ^ Хоукс 1989 .
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 138.
- ^ Брукс 1999 , с. 46; Андервуд 1999 , с. 73.
- ^ Андервуд 1999 , с. 73.
- ^ Брукс 1999 , с. 46; Андервуд 1999 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , стр. 35, 37.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 37.
- ^ Холсолл 2003 , с. 165.
- ^ Halsall 2003 , стр. 165–166.
- ^ Андервуд 1999 , с. 26; Холсолл 2003 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 170.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 26–28; Поллингтон 2001 , с. 170.
- ^ Андервуд 1999 , с. 28.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 32, 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андервуд 1999 , с. 29.
- ^ Андервуд 1999 , с. 31.
- ^ Андервуд 1999 , с. 29; Поллингтон 2001 , с. 171.
- ^ Андервуд 1999 , с. 32.
- ^ Андервуд 1999 , с. 32; Поллингтон 2001 , с. 173.
- ^ Андервуд 1999 , с. 32; Поллингтон 2001 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 175.
- ^ Андервуд 1999 , с. 37; Поллингтон 2001 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 38.
- ^ Андервуд 1999 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 141.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 77, 79; Поллингтон 2001 , стр. 144, 148–149.
- ^ Андервуд 1999 , с. 79; Поллингтон 2001 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 79.
- ^ Андервуд 1999 , с. 77; Поллингтон 2001 , с. 148.
- ^ Андервуд 1999 , с. 79; Поллингтон 2001 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 82.
- ^ Андервуд 1999 , с. 77; Поллингтон 2001 , с. 146.
- ^ Андервуд 1999 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 89.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д Андервуд 1999 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 91; Поллингтон 2001 , с. 152.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Поллингтон 2001 , с. 154.
- ^ Андервуд 1999 , с. 93.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 94.
- ^ Андервуд 1999 , с. 94; Поллингтон 2001 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б с Поллингтон 2001 , с. 155.
- ^ Андервуд 1999 , с. 105.
- ^ Поллингтон 2001 , с. 103.
- ^ Брукс 1999 , с. 46; Андервуд 1999 , с. 105.
- ^ Андервуд 1999 , с. 94; Поллингтон 2001 , с. 155.
- ^ Брукс 1999 , с. 46; Поллингтон 2001 , с. 155.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 94–95.
- ^ Андервуд 1999 , с. 95; Поллингтон 2001 , с. 156.
- ^ Брюс-Митфорд 1978 , стр. 152–163.
- ^ Брюс-Митфорд 1978 , стр. 146–150.
- ^ Брукс 1999 , с. 46; Андервуд 1999 , с. 98; Поллингтон 2001 , с. 156.
- ^ Андервуд 1999 , с. 98.
- ^ Андервуд 1999 , с. 100; Поллингтон 2001 , стр. 159–161.
- ^ Андервуд 1999 , с. 100; Поллингтон 2001 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 102.
- ^ Андервуд 1999 , стр. 103–104; Поллингтон 2001 , с. 162.
- ^ Андервуд 1999 , с. 102; Поллингтон 2001 , стр. 163–164.
- ^ Брукс 1999 , с. 46; Андервуд 1999 , с. 103; Поллингтон 2001 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с Андервуд 1999 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Андервуд 1999 , с. 145.
- ^ Андервуд 1999 , с. 145; Поллингтон 2001 , с. 114.
Библиография
[ редактировать ]- Брукс, Н.П. (1999). «Оружие и доспехи». В Майкле Лапидже (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Оксфорд и Молден: Блэквелл. стр. 45–47. ISBN 978-0-631-15565-2 .
- Браун, Кэтрин (1989). «Морган Скрамасакс». Журнал Метрополитен-музея . 24 : 71–3. дои : 10.2307/1512870 . JSTOR 1512870 . S2CID 193029095 .
- Брюс-Митфорд, Руперт (1978). Захоронение корабля в Саттон-Ху, Том 2: Оружие, доспехи и регалии . Лондон: Публикации Британского музея. ISBN 978-0-7141-1331-9 .
- Гейл, Дэвид А. (1989). «Секс». Оружие и военное дело в англосаксонской Англии . Соня Чедвик Хоукс (ред.). Оксфорд: Комитет археологии Оксфордского университета. ISBN 978-0-631-15565-2 .
- Холсолл, Гай (2003). Война и общество на варварском Западе, 450–900 гг . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Хоукс, Соня Чедвик (1989). «Оружие и война в англосаксонской Англии: Введение». Оружие и военное дело в англосаксонской Англии . Соня Чедвик Хоукс (ред.). Оксфорд: Комитет археологии Оксфордского университета. ISBN 978-0-631-15565-2 .
- Мэрион, Герберт (1948). «Меч типа Нидам с фермы Эли Филдс, недалеко от Эли». Труды Кембриджского антикварного общества . XLI : 73–76. дои : 10.5284/1034398 .
- Поллингтон, Стивен (2001). Английский воин: с древнейших времен до 1066 года (второе изд.). Хокволд-кум-Уилтон: англосаксонские книги. ISBN 1-898281-42-4 .
- Пауэлл, Джон (2010). Оружие и война, преподобный ред . Салем Пресс. ISBN 978-1-58765-594-4 .
- Андервуд, Ричард (1999). Англосаксонское оружие и война . Страуд: Темпус. ISBN 0-7524-1412-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кость, Питер (1989). «Развитие англосаксонских мечей с пятого по одиннадцатый век». Оружие и военное дело в англосаксонской Англии . Соня Чедвик Хоукс (ред.). Оксфорд: Комитет археологии Оксфордского университета. стр. 63–70.
- Брэди, Кэролайн (1979). «Оружие в Беовульфе : анализ номинальных соединений и оценка их использования поэтом». Англосаксонская Англия . 8 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 79–141. дои : 10.1017/s0263675100003045 .
- Брукс, Н. (1991). «Оружие и доспехи». Битва при Мэлдоне, 991 год нашей эры . Дональд Скрэгг (ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 208–219.
- Кэмерон, Эстер (2000). Ножны и ножны в англосаксонской Англии, 400–1000 гг . н.э. Британские археологические отчеты, Британская серия 301. Оксбоу.
- Дэвидсон, Хильда Эллис (1994) [1962]. Меч в англосаксонской Англии: его археология и литература . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-0-85115-716-0 .
- Дикинсон, Таня; Херке, Генрих (1993). Ранние англосаксонские щиты . Лондон: Общество антикваров.
- Рейнольдс, Эндрю; Семпл, Сара (2011). «Англосаксонское непогребальное хранение оружия». Исследования раннего англосаксонского искусства и археологии: статьи в честь Мартина Г. Уэлча . Стюарт Брукс, Сью Харрингтон и Эндрю Рейнольдс (ред.). Археопресс. стр. 40–48. ISBN 978-1-4073-0751-0 .
- Суонтон, MJ (1973). Острие англосаксонских поселений . Лидс: Королевский археологический институт.