Портрет Адели Блох-Бауэр I
Портрет Адели Блох-Бауэр I | |
---|---|
![]() | |
Художник | Густав Климт |
Год | 1907 |
Тип | масло и сусальное золото Холст, |
Размеры | 140 см × 140 см (55⅛ дюйма × 55⅛ дюйма) |
Расположение | Новая галерея , Нью-Йорк |
Портрет Адели Блох-Бауэр I (также называемый «Дама в золоте» или «Женщина в золоте» ) — картина написанная маслом на холсте с сусальным золотом , Густава Климта между 1903 и 1907 годами. Портрет был заказан мужем натурщицы, Фердинанд Блох-Бауэр , венский и еврейский банкир и производитель сахара. Картина была украдена нацистами в 1941 году и выставлена в Österreichische Galerie Belvedere . Климта Портрет — последнее и наиболее полно репрезентативное произведение золотого периода . Это было первое из двух изображений Адели Климта — второе было завершено в 1912 году; это были две из нескольких работ художника, принадлежавших семье.
Адель умерла в 1925 году; она просила, чтобы произведения Климта в конечном итоге были переданы Галерее Бельведер, хотя эти работы принадлежали Фердинанду, а не ей. После аншлюса Австрии нацистской Германией и из-за преследования евреев нацистами Фердинанд бежал из Вены и направился в Швейцарию, оставив после себя большую часть своего богатства, включая большую коллекцию произведений искусства. Картина была украдена нацистами в 1941 году вместе с остальным имуществом Фердинанда после того, как ложное обвинение в уклонении от уплаты налогов против него было выдвинуто . Адвокат, действующий от имени немецкого государства, передал портрет галерее Бельведер, утверждая, что он следовал желаниям Адель, заложенным в ее завещании. Фердинанд умер в 1945 году; в его завещании говорилось, что его имущество должно перейти к его племяннику и двум племянницам.
В 1998 году австрийский журналист-расследователь Хубертус Чернин установил, что в галерее Бельведер хранится несколько работ, украденных у еврейских владельцев во время войны, и что галерея отказалась вернуть произведения искусства их первоначальным владельцам или признать факт кражи. Одна из племянниц Фердинанда, Мария Альтманн , наняла адвоката Э. Рандола Шенберга, чтобы тот предъявил иск галерее о возврате пяти работ Климта. В 2006 году после семилетнего судебного иска, включавшего слушания в Верховном суде США , арбитражный комитет в Вене согласился с тем, что картина и другие картины были украдены у семьи и что их следует вернуть. Альтманну. В том же году она продала ее за 135 миллионов долларов, что на тот момент было рекордной ценой для картины , бизнесмену и коллекционеру произведений искусства Рональду Лаудеру, чтобы разместить работу в Neue Galerie , общественной нью-йоркской галерее, соучредителем которой он был.
Фон
[ редактировать ]Густав Климт
[ редактировать ]Густав Климт родился в 1862 году в Баумгартене , недалеко от Вены , в Австро-Венгрии . [ 1 ] Он учился в Венской школе искусств и ремесел (нем. Kunstgewerbeschule Wien), прежде чем с 1879 года начал работать по заказам вместе со своим братом Эрнстом и однокурсником Францем фон Матчем . [ 2 ] В течение следующего десятилетия, наряду с несколькими частными заказами на портретную живопись , они расписывали внутренние фрески и потолки в крупных общественных зданиях, включая Бургтеатр , Художественно-исторический музей и потолок Большого зала Венского университета . [ 3 ] [ 4 ]
Климт работал в Вене во времена « Прекрасной эпохи» , когда город внес «чрезвычайный и неизгладимый вклад в историю современного искусства». [ 5 ] [ 6 ] В 1890-х годах он находился под влиянием европейского авангардного искусства, в том числе работ художников Фернана Кнопфа , Яна Торопа и Обри Бердслея . [ 3 ] В 1897 году он был одним из основателей и президентом Венского Сецессиона , группы художников, которые хотели порвать с тем, что они считали преобладающим консерватизмом венского Кюнстлерхауса . [ 7 ] Климт, в частности, бросил вызов тому, что он считал «лицемерными границами респектабельности, установленными венским обществом»; [ 8 ] по словам историка искусства Сюзанны Парч, он был « enfant ужасным на венской художественной сцене, [и] был признан художником красивых женщин». [ 9 ] К 1900 году он был предпочтительным художником-портретистом жен венской буржуазии , преимущественно еврейской . [ 3 ] [ 10 ] новый класс промышленников, добившихся успеха самостоятельно, которые, по словам журналистки Анн-Мари О'Коннор, «покупали новое инновационное искусство, отвергнутое государственными музеями». [ 11 ]
С 1898 года Климт начал экспериментировать со стилем, который стал известен как его византийский или золотой период, когда его работы, стилистически под влиянием модерна и движения искусств и ремесел , были позолочены сусальным золотом . [ 12 ] [ 13 ] [ н 1 ] Климт начал использовать золото в своем портрете пианиста Йозефа Пембауэра в 1890 году. [ 16 ] но его первой работой, включавшей золотую тему, была Афина Паллада (1898). Историк искусства Жиль Нере считает, что использование золота в картине «подчеркивает существенную эротическую составляющую ... [Климта] взгляда на мир». [ 17 ] Нерет также утверждает, что Климт использовал золото, чтобы придать предметам священные или магические качества. [ 18 ]
Фердинанд и Адель Блох-Бауэр
[ редактировать ]Адель Бауэр была из богатой еврейской венской семьи. Ее отец был директором Wiener Bankverein , седьмого по величине банка в Австро-Венгрии , и генеральным директором Восточной железной дороги . [ 19 ] В конце 1890-х годов Адель познакомилась с Климтом и, возможно, завязала с ним отношения. [ 20 ] Мнения относительно того, был ли роман у Адель и Климта, разделились. Художница Кэтрин Дин считала, что Адель была «единственной светской дамой, нарисованной Климтом, которая определенно была его любовницей». [ 21 ] в то время как журналист Мелисса Мюллер и академик Моника Тацков пишут, что «никогда не было представлено никаких доказательств того, что их отношения были чем-то большим, чем дружба». [ 22 ] Автор Фрэнк Уитфорд отмечает, что на некоторых предварительных набросках, которые Климт сделал для «Поцелуя», была изображена бородатая фигура, которая, возможно, была автопортретом; партнерша описывается Уитфордом как «идеализированный портрет Адель». Уитфорд пишет, что единственным доказательством, выдвинутым в поддержку этой теории, является положение правой руки женщины, поскольку у Адель был изуродован палец в результате несчастного случая в детстве. [ 23 ]
Родители Адель устроили брак с Фердинандом Блохом, банкиром и производителем сахара; Старшая сестра Адель ранее была замужем за старшим братом Фердинанда. [ 24 ] [ 25 ] Фердинанд был старше своей невесты, и на момент свадьбы в декабре 1899 года ей было 18, а ему 35. Пара, у которой не было детей, оба сменили фамилии на Блох-Бауэр. [ 26 ] Обладая хорошими социальными связями, Адель собирала писателей, политиков и интеллектуалов для регулярных салонов у себя дома. [ 27 ] [ н 2 ]
Пара разделяла любовь к искусству и покровительствовала нескольким художникам, коллекционируя в основном венские картины девятнадцатого века и современную скульптуру. Фердинанд также страстно любил неоклассический фарфор, и к 1934 году его коллекция насчитывала более 400 произведений и была одной из лучших в мире. [ 29 ] [ 30 ]
В 1901 году Климт написал «Юдифь и голова Олоферна» ; Историк искусства Готфрид Флидль отмечает, что картина «широко известна и интерпретируется как Саломея». [ 31 ] Адель была моделью для работы [ 32 ] и носила глубокое колье , украшенное драгоценностями , подаренное ей Фердинандом, на картине, которую Уитфорд называет «самой эротической картиной Климта». [ 27 ] Уитфорд также пишет, что на картине изображены «очевидные доказательства… рогоносца ». [ 27 ] В 1903 году Фердинанд приобрел у художника свою первую работу Климта «Бухенвальд» ( «Буковый лес »). [ 30 ] [ н 3 ]
Картина
[ редактировать ]Подготовка и исполнение
[ редактировать ]В середине 1903 года Фердинанд Блох-Бауэр поручил Климту написать портрет своей жены; он хотел подарить это произведение родителям Адель в качестве подарка на годовщину в октябре того же года. [ 28 ] В период с 1903 по 1904 год Климт нарисовал более сотни подготовительных эскизов к портрету. [ 33 ] [ 34 ] [ н 4 ] Блох-Бауэры купили некоторые из сделанных им эскизов Адели, когда получили 16 рисунков Климта. [ 35 ] В декабре 1903 года вместе с коллегой-художником Максимилианом Ленцем Климт посетил базилику Сан-Витале в Равенне, где изучал раннехристианские византийские мозаики золотым грунтом с Юстиниана I и его жены, императрицы Феодоры . [ 36 ] [ 37 ] [ 35 ] Позже Ленц писал, что «мозаика произвела огромное решающее впечатление на ... [Климта]. Отсюда блеск и строгость его искусства». [ 37 ] Позже Климт сказал, что «мозаики невероятного великолепия» стали для него «откровением». [ 38 ] Мозаики Равенны также привлекли внимание других художников, иллюстрировавших работы, в том числе Василия Кандинского в 1911 году и Клайва Белла в 1914 году. [ 37 ]
Климт провел более тщательную подготовку к портрету, чем к любому другому произведению, над которым он работал. [ 22 ] Большая часть портрета была выполнена с помощью сложной техники использования сусального золота и серебра с последующим добавлением декоративных мотивов в барельеф с использованием левкаса — смеси красок, состоящей из связующего вещества, смешанного с мелом или гипсом . [ 39 ] Рама для картины, покрытая сусальным золотом , была изготовлена архитектором Йозефом Гофманом . [ 40 ] Климт завершил работу к 1907 году. [ 41 ]
Описание
[ редактировать ]
Размеры картины 138 на 138 см (54 на 54 дюйма); [ 42 ] [ n 5 ] он составлен масляными красками и сусальным серебром и золотом на холсте. На портрете изображена Адель Блох-Бауэр, сидящая на золотом троне или стуле на золотом звездном фоне. На шее у нее то же самое колье, украшенное драгоценными камнями, которое Климт видел на картине «Юдит» . [ 30 ] [ 33 ] На ней облегающее золотое платье треугольной формы, состоящее из прямолинейных форм. [ 44 ] [ 45 ] Местами платье настолько сливается с фоном, что куратор музея Ян Томпсон пишет, что «модель попадается почти случайно, настолько она окутана густой геометрической схемой». [ 44 ] [ 45 ] Питер Верго, пишущий для Grove Art , считает, что картина «маркирует высоту… инкрустированной золотом манеры живописи [Климта]. [ 3 ]
и руки Адель Волосы, лицо, декольте написаны маслом; они составляют менее двенадцатой части произведения и, по мнению Уитфорда, мало что передают о характере натурщика. [ 33 ] Для Уитфорда эффект золотого фона заключается в том, чтобы «удалить Адель Блох-Бауэр с земного плана, превратить плоть и кровь в призрак из мечты чувственности и потакания своим прихотям»; он и Томсон считают, что эта работа больше похожа на религиозную икону , чем на светский портрет. [ 39 ] [ 44 ] О'Коннор пишет, что картина «кажется, олицетворяет женственность», и поэтому сравнивает ее с Моной Лизой . [ 40 ] в то время как для Мюллера и Тацкова золото создает эффект, согласно которому Адель кажется «меланхоличной и уязвимой, неприступно отчужденной и в то же время восторженной». [ 22 ]
И нынешний владелец портрета — Neue Galerie New York — и историк искусства Элана Шапира описывают, что фон и платье содержат символы, наводящие на размышления об эротике , в том числе треугольники, яйца, формы глаз и миндаль. [ 28 ] [ 45 ] [ 46 ] Также присутствуют декоративные мотивы на тему букв А и Б, инициалов натурщицы. [ 28 ] Уитфорд определяет влияние искусства Византии, Египта, Микен и Греции, описывая, что «золото похоже на золото в византийских мозаиках; глаза на платье египетские, повторяющиеся витки и завитки микенские, а другие декоративные устройства, основанные на начальные буквы имени натурщицы отдаленно греческие». [ 39 ]
Прием
[ редактировать ]
Климт выставил свой портрет на Международной художественной выставке в Мангейме 1907 года вместе с портретом Фрицы Ридлер (1906). Многие критики отрицательно отреагировали на эти две картины, назвав их «мозаичными настенными гротесками», «причудливыми», «абсурдными» и «пошлостями». [ 41 ]
В 1908 году портрет был выставлен в Кунстшау в Вене, где критическая реакция была неоднозначной. [ 35 ] Неназванный рецензент Wiener Allgemeine Zeitung охарактеризовал картину как «идола в золотом храме». [ 40 ] в то время как критик Эдуард Петцль охарактеризовал произведение как « mehr Blech als Bloch » («более медный, чем Блох»). [ 39 ] [ n 6 ] По словам историка искусства Тобиаса Г. Наттера , некоторые критики не одобряли утрату индивидуальности натурщика, а другие «обвиняли Климта в том, что он ставит под угрозу автономию искусства». [ 41 ]
История и собственность
[ редактировать ]1912–1945
[ редактировать ]
После выставки в Кунстшау портрет повесили в венской резиденции Блох-Бауэра. В 1912 году Фердинанд заказал вторую картину своей жены . [ 22 ] в котором, по словам Уитфорда, «был потрачен эротический заряд подобия 1907 года». [ 48 ] В феврале 1918 года у Климта случился инсульт , и он был госпитализирован; он заболел пневмонией из-за всемирной эпидемии гриппа и умер в том же месяце. [ 49 ]
19 января 1923 года Адель Блох-Бауэр написала завещание. Брат Фердинанда Густав, юрист по образованию, помог ей составить документ и был назначен исполнителем. [ 50 ] [ 51 ] В завещании упоминались работы Климта, принадлежащие паре, в том числе два ее портрета:
После его смерти я прошу мужа передать в Австрийскую государственную галерею в Вене принадлежащие мне 2 моих портрета и 4 пейзажа Густава Климта. [ 50 ]
(Переводится с немецкого как: «Я прошу мужа после его смерти оставить два моих портрета и четыре пейзажа Густава Климта Австрийской государственной галерее в Вене».) [ 52 ] [ 53 ]
В феврале 1925 года Адель умерла от менингита . [ 54 ] Вскоре после этого Густав подал заявление о завещании ; он включил документ, в котором говорилось, что этот пункт завещания носит предварительный характер, т.е. является просьбой, а не обязательным завещанием. Он добавил, что Фердинанд заявил, что выполнит это положение, хотя законным владельцем картин является он, а не Адель. [ 55 ] Работы Климта, принадлежавшие Фердинанду, включая два портрета, были перенесены в спальню Адель как ее святыня. [ 54 ] Картина была предоставлена для выставки Венского Сецессиона в 1928 году по случаю десятой годовщины смерти Климта; в 1934 году он был выставлен в Лондоне в рамках выставки «Австрия в Лондоне». [ 35 ] В 1936 году Фердинанд передал замок Каммер-ам-Аттерзее III австрийской галерее Бельведер ; Позже он приобрел еще одну картину Климта, « Портрет Амалии Цукеркандль» (1917–1918). [ 56 ] В 1937 году золотой портрет Адель был предоставлен для показа на Парижской выставке . [ 35 ]

В декабре 1937 года дочь Густава и племянница Фердинанда Мария вышла замуж за молодого оперного певца Фрица Альтмана. Фердинанд подарил ей украшенное драгоценными камнями колье Адели, изображенное на картине, в качестве свадебного подарка. [ 35 ] [ 57 ] Фердинанд уехал из Вены в свой чехословацкий замок в марте 1938 года после аншлюса (аннексии) Австрии нацистской Германией. Той осенью, после Мюнхенского соглашения, разрешающего нацистские аннексии Чехословакии, он понял, что находится в опасности, и уехал в Париж. В сентябре следующего года он переехал в нейтральную Швейцарию, где жил в отеле. В его отсутствие нацистский режим ложно обвинил его в уклонении от уплаты налогов в размере 1,4 миллиона рейхсмарок . Его активы были заморожены, а в мае 1938 года был издан приказ об аресте, который позволял государству распоряжаться его имуществом по своему усмотрению. [ 58 ] Его сахарный завод был конфискован и передан государству, а также подвергся процессу арианизации, поскольку были заменены еврейские акционеры и менеджеры. Его венская резиденция стала офисом немецкой железнодорожной компании Deutsche Reichsbahn , а его замок в Чехословакии после немецкой оккупации был взят в качестве личной резиденции обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха . [ 59 ] [ 60 ]
В рамках процесса по расследованию предполагаемого уклонения от уплаты налогов нацистский адвокат Фридрих Фюрер администратором поместья был назначен . В январе 1939 года он созвал собрание директоров музеев и галерей, чтобы осмотреть произведения и дать представление о том, какие из них они хотели бы получить. После того, как коллекция была каталогизирована, Адольф Гитлер воспользовался указом Führervorbehalt , чтобы получить часть коллекции по сниженной цене. [ н 7 ] Несколько других нацистских лидеров, в том числе Герман Геринг , главнокомандующий Люфтваффе , также получили произведения из коллекции. [ 61 ] [ 62 ] Геринг также воспользовался указом Führervorbehalt , чтобы получить украшенное драгоценными камнями колье, подаренное Марии Альтманн; он был подарен Эмми , его жене. [ 63 ]

картины «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Апфельбаум I» В декабре 1941 года фюрер передал в Галерею Бельведер в обмен на замок Каммер-ам-Аттерзее III , который затем продал Густаву Уцицки , внебрачному сыну Климта. В примечании к картинам говорилось, что он действовал в соответствии с волей Адель. [ 59 ] [ 60 ] Чтобы удалить все ссылки на еврейскую тематику, галерея переименовала портрет в немецкое название « Дама в золоте» (переводится как «Женщина в золоте »). [ 64 ]
С 1945 года
[ редактировать ]В августе 1945 года Фердинанд написал окончательное завещание, отменяющее все предыдущие. В нем не упоминались картины, которые, по его мнению, были утеряны навсегда, но говорилось, что все его состояние осталось его племяннику и двум племянницам, одной из которых была Мария Альтманн. [ 60 ] [ 65 ] Фердинанд умер в Швейцарии в ноябре того же года. [ 59 ]
В 1946 году австрийское государство издало Закон об аннулировании, который объявил недействительными все сделки, мотивированные нацистской дискриминацией; Любые евреи, которые хотели вывезти произведения искусства из Австрии, были вынуждены передать некоторые из своих работ австрийским музеям, чтобы получить разрешение на вывоз других. [ 59 ] [ 60 ] Семья Блох-Бауэр наняла доктора Густава Ринеша, венского юриста, чтобы тот от их имени вернул украденные произведения искусства. Используя записи, сделанные фюрером, он отследил большинство работ в Галерее Бельведер, а Хойзер в Унтерахе — в собственной частной коллекции фюрера. В поместье Блох-Бауэров было возвращено несколько работ, но ни одной картины Климта; Чтобы получить необходимые разрешения на экспорт, семья была вынуждена позволить австрийскому государству оставить у себя Хойзера в Унтерах-ам-Аттерзее , Адель Блох-Бауэр I , Адель Блох-Бауэр II и Апфельбаум I. Они также были вынуждены отказаться от любых претензий на Бухенвальд и замок Каммер-ам-Аттерзее III . Галерея Бельведер основывала свое требование о сохранении работ Климта на воле Адель. [ 59 ] [ 66 ]
В 1998 году австрийское правительство приняло Закон о реституции произведений искусства. [ н 8 ] который снова рассмотрел вопрос об искусстве, украденном нацистами. [ n 9 ] Правительство сформировало комитет по реституции, который должен сообщить, какие произведения следует вернуть; правительственные архивы были открыты для исследования происхождения произведений, находящихся в собственности правительства. [ 60 ] [ 68 ] Хубертус Чернин , австрийский журналист-расследователь , провел обширное исследование в недавно открытых архивах и опубликовал историю о краже произведений искусства нацистами; с последующим отказом австрийского государства вернуть произведение искусства или признать факт кражи, Чернин назвал ситуацию «двойным преступлением». [ 69 ]

Альтманн, жившая тогда в США, наняла Э. Рэндола Шенберга действовать от ее имени. Шёнберг был сыном женщины, с которой она дружила с тех пор, как они жили в Вене. [ n 10 ] Они подали иск в комиссию по реституции о возврате шести картин: Адель Блох-Бауэр I , Адель Блох-Бауэр II , Апфельбаум I , Бухенвальд , Хойзер в Унтерах-ам-Аттерзее и Амалии Цукеркандль . Комитет отклонил эту просьбу, снова сославшись на волю Адель как на причину сохранения работ. Решением комитета было рекомендовано вернуть 16 рисунков Климта и 19 предметов фарфора, которые принадлежали Фердинанду и Адель и которые все еще находились в Галерее Бельведер, поскольку они не соответствуют требованиям завещания. [ 59 ] [ 71 ]
В марте 2000 года Альтманн подал гражданский иск против австрийского правительства о возврате картин. Ее проинформировали, что стоимость подачи заявки (состоящая из 1,2% от рассматриваемой суммы плюс пошлина за подачу заявки) означала бы пошлину в размере 1,75 миллиона евро. [ 72 ] [ 73 ] Чтобы избежать непомерно высоких затрат, Альтманн и Шенберг подали иск против Галереи Бельведер и владельца музея, австрийского правительства, в суды США. Австрийское правительство подало заявление об увольнении, аргументируя это Законом о суверенных иммунитетах иностранных государств (1976 г.). Закон предоставил иммунитет суверенным государствам, за исключением определенных условий. Шенберг показал, что три условия, имеющие отношение к делу, заключались в том, что собственность Альтмана была конфискована в нарушение международного права; имущество находилось во владении соответствующего государства или одного из его агентств; и что имущество использовалось на коммерческой основе в США. [ 74 ] [ 75 ] За этим последовало более четырех лет судебных разбирательств относительно того, можно ли возбудить дело против суверенного государства, прежде чем оно было передано в Верховный суд по делу Австрийская Республика против Альтмана . [ 72 ] [ 76 ] [ n 11 ] В июне 2004 года Верховный суд постановил, что картины были украдены и что Австрия не защищена от иска со стороны Альтмана; суд не стал комментировать нынешнее право собственности на картины. [ 77 ] [ 78 ]

Чтобы избежать возвращения в суды в ходе судебного процесса, который мог бы оказаться длительным, обе стороны согласились на арбитраж в Австрии, хотя австрийцы отклонили такой шаг в 1999 году. В состав комиссии вошли три арбитра: Андреас Нёдль, Вальтер Рехбергер и Петер. Руммель. [ n 12 ] Шенберг дал им показания в сентябре 2005 года, а в январе 2006 года они вынесли свое решение. Они заявили, что пять из шести рассматриваемых картин должны быть возвращены в поместье Блох-Бауэр, как указано в завещании Фердинанда; только Портрет Амалии Цукеркандл должен был остаться в галерее. [ 80 ] [ 81 ] [ n 13 ]
После объявления решения комиссии Galerie Belvedere запустила серию рекламных объявлений, которые появились на автобусных остановках и на платформах метрополитена . На плакатах было написано «Чао Адель», рекламируя последнюю возможность перед тем, как картина покинет страну, и вокруг квартала образовались длинные очереди. Хотя некоторые австрийцы призывали государство приобрести пять картин, правительство заявило, что цена будет слишком высокой, чтобы оправдать расходы. [ 82 ] Картины были вывезены из Австрии в марте 2006 года и вместе выставлены в Художественном музее округа Лос-Анджелес с апреля по июнь того же года. [ 83 ] [ 84 ]
Когда Альтманн спросили, что она хочет делать с картинами, она ответила: «Я бы не хотела, чтобы эти картины купил какой-либо частный человек... Для меня очень важно, чтобы их видел каждый, кто хочет их видеть, потому что это было бы желанием моей тети». [ 85 ] В июне 2006 года «Портрет Адели Блох-Бауэр I» был продан Рональду Лаудеру за 135 миллионов долларов для его музея публичного искусства, что на тот момент было рекордной ценой за картину . Эйлин Кинселла, редактор ARTnews , считает, что высокая цена обусловлена несколькими факторами, в частности, происхождением картины, растущим спросом на австрийский экспрессионизм , ростом цен в мире искусства и «страстью Лаудера и стремлением к этой конкретной работе». [ 86 ] Лаудер разместил работу в Neue Galerie , нью-йоркской галерее, соучредителем которой он является. С тех пор картина выставлена на этом месте. [ 43 ] [ 87 ] [ 88 ]
Майкл Киммельман , главный арт-критик New York Times , критически отозвался о продаже и написал, что «история о справедливости и искуплении после Холокоста превратилась в еще одну историю о безумном, опьяняющем арт-рынке». [ 89 ] Альтманн сказала о продаже, что для нее или ее родственников, которые также были частью поместья, было непрактично сохранять какие-либо картины. [ 88 ] В ноябре 2006 года оставшиеся четыре картины Климта были проданы на Christie's аукционе . Адель Блох-Бауэр II была продана за 87,9 миллиона долларов, Апфельбаум I за 33 миллиона долларов, Бухенвальд за 40,3 миллиона долларов и Хойзер в Унтерах-ам-Аттерзее за 31 миллион долларов. Все разошлось по частным коллекциям. [ 88 ] [ 90 ]
Наследие
[ редактировать ]История Портрета Адели Блох-Бауэр I и других картин, взятых у Блох-Бауэров, рассказана в трех документальных фильмах: «Похищение Климта» (2007), «Похищение Европы» (2007) и «Желание Адель» (2008). [ 91 ]
История картины описана в книге «Дама в золоте: Необыкновенная история шедевра Густава Климта «Портрет Адель Блох-Бауэр» журналистки Анн-Мари О'Коннор 2012 года» . [ 92 ]
История, как и другие истории других украденных произведений искусства, рассказана Мелиссой Мюллер и Моникой Тацков в книге «Потерянные жизни», «Потерянное искусство: еврейские коллекционеры», «Нацистская кража произведений искусства» и «В поисках справедливости» , опубликованной в 2010 году. [ 93 ]
Портрет фигурирует в мемуарах Грегора Коллинза « Случайный опекун » о его необычной связи с племянницей Адель Марией Альтманн , опубликованных в августе 2012 года. [ 94 ]
В 2015 году история Альтманна была экранизирована для фильма « Женщина в золоте» с Хелен Миррен в роли Марии и Райаном Рейнольдсом в роли Шенберга. Центральным элементом истории стала картина Адели, тети Марии. [ 95 ]
История Адель Блох-Бауэр и Марии Альтманн легла в основу романа «Украденная красота» 2017 года. Лори Лико Альбанезе [ 96 ]
Альтманн умер в феврале 2011 года в возрасте 94 лет. [ 97 ] Шенберг, который все время работал за 40-процентный условный гонорар , получил 54 миллиона долларов за продажу «Портрета Адели Блох-Бауэр I» и 55 миллионов долларов за продажу остальных четырех картин. [ 98 ] После того, как он пожертвовал более 7 миллионов долларов на строительство нового помещения Музея Холокоста в Лос-Анджелесе , он сказал, что «пытался делать хорошие дела с этими деньгами». [ 99 ] [ 100 ] Впоследствии он специализировался на реституции произведений искусства, разграбленных нацистами. [ 101 ]
Искусствоведы отметили, что элементы портрета повлияли на картину «Первая леди Мишель Обама» в Эми Шеральд 2018 году. [ 102 ] [ 103 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Не существует единого мнения о датах золотого периода, хотя искусствовед Элизабет Клегг в статье в журнале The Burlington Magazine указывает даты как 1903–1908 годы; [ 14 ] Нере пишет, что этот период начинается в 1906 году и заканчивается в 1909 году. [ 15 ]
- ^ Среди гостей салона были композиторы Густав Малер , Рихард Штраус и Альма Малер , политики Карл Реннер и Юлиус Тандлер , а также писатели Якоб Вассерман и Стефан Цвейг . [ 28 ]
- ↑ Позже Фердинанд приобрел и другие работы Климта. В 1910 году он получил Замок Каммер-ам-Аттерзее III , второй заказанный портрет и Апфельбаум в 1912 году, а также Дома в Унтерах-ам-Аттерзее и Портрет Амалии Цукерландл в 1918–1919 годах. [ 30 ]
- ↑ Не указывая дату ввода в эксплуатацию, Парч считает, что некоторые первоначальные эскизы были сделаны в 1900 году. [ 24 ]
- ↑ Нынешний владелец портрета, Neue Galerie New York , указывает размеры 140 на 140 см (55 на 55 дюймов). [ 43 ]
- ↑ Историк искусства Жюль М. Джонсон утверждает, что писателем был Карл Краус , а не Пётцль. [ 47 ]
- ↑ три работы Рудольфа фон Альта и Фердинанда Георга Вальдмюллера « Портрет принца Эстерхази с Белым кроликом» . Гитлер приказал передать в свою личную коллекцию [ 61 ]
- ^ Федеральный закон о возвращении предметов искусства из австрийских федеральных музеев и коллекций , 4 декабря 1998 г., Бюллетень федеральных законов 1998/181. [ 59 ]
- ↑ Закон о реституции австрийского искусства был принят после конфискации в США « Портрета Уолли» , который был передан в аренду Музею современного искусства в Нью-Йорке из Музея Леопольда в Вене. Картина была украдена нацистами и была одной из нескольких таких украденных работ, принадлежавших Леопольду. [ 67 ] [ 68 ]
- ↑ Шёнберг был внуком композитора Арнольда Шёнберга , бежавшего в США из Вены в 1933 году. [ 70 ]
- ^ Дело прошло через Окружной суд США Центрального округа Калифорнии , Апелляционный суд девятого округа и Верховный суд . [ 59 ]
- ^ Шенберг выбрал Нёдля, венского адвоката; Австрийское правительство выбрало Рехбергера, декана юридического факультета Венского университета . Два участника дискуссии пришли к единому мнению относительно Руммеля, профессора права и эксперта по австрийскому гражданскому праву . [ 79 ]
- ↑ Портрет Амалии Цукеркандль перешел из владения Фердинанда обратно в семью Цукеркандл в период с 1938 по 1942 год, хотя детали сделки неясны. Затем он был продан по низкой цене Виктории Кюнстлер, директору Новой галереи в Вене. После своей смерти она оставила картину Галерее Бельведер. Альтманн утверждал, что перевод произошел в результате незаконного действия фюрера; Наследники Цукеркандла утверждали, что печать была бесплатно подарена Фердинандом. Не имея четких доказательств того, что передача Фердинанда была принудительной или незаконной, комиссия заявила, что Закон о реституции не применяется, и картина должна остаться в Галерее Бельведер. [ 59 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дин 1996 , с. 6.
- ^ Фродл 1992 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с д Верго, Grove Art Online .
- ^ Нерет 2005 , стр. 13, 15.
- ^ Груненберг, Наттер и Асенбаум 2008 , стр. 13.
- ^ Нерет 2005 , с. 7.
- ^ Уитфорд 1990 , с. 69.
- ^ Прибыль 2005 , стр. 15.
- ^ Парч 2006 , с. 7.
- ^ Фродл 1992 , с. 94.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 9.
- ^ Шварц 2010 , с. 37.
- ^ Кенни 2011 , с. 115.
- ^ Клегг 2008 , с. 852.
- ^ Нерет 2005 , стр. 65, 67.
- ^ Флорман 1990 , с. 320.
- ^ Нерет 2005 , с. 17.
- ^ Нерет 2005 , с. 65.
- ^ Мюллер и Тацков 2010 , с. 157.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 52.
- ^ Дин 1996 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер и Тацков 2010 , с. 159.
- ^ Уитфорд 1990 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Парч 2006 , с. 78.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 20.
- ^ Мюллер и Тацков, 2010 , стр. 157–158.
- ^ Jump up to: а б с Уитфорд 1990 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Шапира 2009 .
- ^ Густав Климт и Адель Блох-Бауэр, Neue Galerie .
- ^ Jump up to: а б с д Мюллер и Тацков, 2010 , стр. 158–159.
- ^ Флидл 1989 , с. 140.
- ^ Дин 1996 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д Уитфорд 1990 , с. 13.
- ^ Небехай 1994 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Женщина в золоте : историческая хронология, Neue Galerie .
- ^ Рогойска и Баде 2012 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Нельсон 2015 , с. 15.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д Уитфорд 1990 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б с О'Коннор 2015 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Груненберг, Наттер и Асенбаум 2008 , с. 21.
- ^ Густав Климт: Адель Блох-Бауэр .
- ^ Jump up to: а б Портрет Адели Блох-Бауэр , Новая галерея .
- ^ Jump up to: а б с Томпсон 1971 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б с Шапира 2016 , с. 194.
- ^ Neue Galerie New York соглашается приобрести впечатляющую картину Климта .
- ^ Джонсон 2003 , с. 50.
- ^ Уитфорд 1990 , с. 147.
- ^ Уитфорд 1990 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Блох-Бауэр 1923 .
- ^ Шенберг 2014 , Событие происходит в 13:35–13:45.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 68.
- ↑ Арбитражное решение — 5 картин Климта, 2004 г.
- ^ Jump up to: а б О'Коннор 2015 , с. 71.
- ^ Шенберг 2014 , События происходят в 14:44–15:15, 16:20–16:50.
- ^ Шенберг 2014 , Событие происходит в 17:29–17:57.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 103.
- ^ Мюллер и Тацков, 2010 , стр. 163–164.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ренольд и др., «Шесть картин Климта» .
- ^ Jump up to: а б с д и Апелляционный суд девятого округа США: Альтманн против Австрийской Республики (2003 г.) , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Мюллер и Тацков 2010 , с. 165.
- ^ О'Коннор 2015 , стр. 144–145.
- ^ Кирста 2006 .
- ^ О'Коннор 2015 , стр. 151–152.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 199.
- ^ Мюллер и Тацков, 2010 , стр. 168–169.
- ^ Апелляционный суд девятого округа США: Альтманн против Австрийской Республики (2003) , стр. 218–219.
- ^ Jump up to: а б Контель и др., «Портрет Уолли» .
- ^ О'Коннор 2015 , с. 225.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 228.
- ^ Мюллер и Тацков 2010 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б Мюллер и Тацков 2010 , с. 170.
- ^ Шенберг 2014 , Событие происходит в 39:50–40:15.
- ^ Апелляционный суд девятого округа США: Альтманн против Австрийской Республики (2003) , с. 219.
- ^ Шенберг 2014 , Событие происходит в 41:10–42:20.
- ^ О'Коннор 2015 , стр. 238, 245–246.
- ^ «Австрийская Республика против Альтмана 541 США 677 (2004)» .
- ^ Апелляционный суд девятого округа США: Альтманн против Австрийской Республики (2003) , с. 229.
- ^ О'Коннор 2015 , с. 251.
- ^ О'Коннор 2015 , стр. 250–252.
- ^ Шенберг 2014 , Событие происходит в 51:30–55:25.
- ^ О'Коннор 2015 , стр. 254–255.
- ^ «Густав Климт: пять картин из собрания Фердинанда и Адели Блох-Бауэр», 2006 .
- ^ Мучник 2006 , с. Е 4.
- ^ Хейтман и Рейнольдс 2006 .
- ^ Кинселла 2007 , с. 111.
- ^ Грин 2006 .
- ^ Jump up to: а б с Фогель 2006 .
- ^ Киммельман 2006 .
- ^ Мюллер и Тацков 2010 , с. 171.
- ^ Уильямс 2017 .
- ^ Моряк 2012 , с. 16.
- ^ Шапиро 2010 , с. 60.
- ^ «Случайный опекун The Guardian» . 27 марта 2015 г.
- ^ Вигли 2015 .
- ^ Stolen Beauty by Laurie Lico Albanese, 2017 .
- ^ Макней 2011 , с. 51.
- ^ Томпсон 2008 , с. 177.
- ^ Моррисон 2012 .
- ^ Ротштейн 2011 .
- ^ Галлахер 2013 , с. 10.
- ^ Джонс, Джонатан (12 февраля 2018 г.). «Портрет Обамы: «Это не расскажет будущим векам, что сделало его особенным» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ «Официальные портреты Мишель и Барака Обамы» . 20 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Дин, Кэтрин (1996). Климт . Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-3377-4 .
- Флидл, Готфрид (1989). Густав Климт . Перевод Бейера, Хью. Кёльн: Бенедикт Ташен. ISBN 978-3-8228-0290-8 .
- Фродл, Герберт (1992). Климт . Перевод Кэмпбелла, Александры. Лондон: Барри и Дженкинс. ISBN 978-0-7126-5168-4 .
- Грюненберг, Кристоф; Наттер, Тобиас Гюнтер; Асенбаум, Пол (2008). Густав Климт: живопись, дизайн и современная жизнь . Ливерпуль: Тейт. ISBN 978-1-85437-735-7 .
- Кенни, Шеннон Л. (2011). Золото: Культурная энциклопедия: Культурная энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-38431-8 .
- Мюллер, Мелисса ; Тацков, Моника (2010). Потерянные жизни, потерянное искусство: еврейские коллекционеры, нацистская кража произведений искусства и поиски справедливости . Нью-Йорк: Вандомская пресса. ISBN 978-0-86565-263-7 .
- Небехай, Кристиан М. (1994). Густав Климт . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-0-8109-3510-5 .
- Нельсон, Роберт С. (2015). «Византийский модернизм Модернизм». В Бетанкуре, Роланд; Тарутина, Мария (ред.). Византия/Модернизм: Византия как метод в современности . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-30001-9 .
- Нере, Жиль (2005). Климт . Кёльн: Ташен. ISBN 978-3-8228-5980-3 .
- О'Коннор, Энн-Мари (2015). Дама в золоте: необыкновенная история шедевра Густава Климта Блох-Бауэр . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 978-1-1018-7312-0 .
- Парч, Сюзанна (2006). Густав Климт: Художник женщин . Мюнхен: Престель. ISBN 978-3-7913-3282-6 .
- Рогойска, Джейн ; Баде, Патрик (2012). Густав Климт . Нью-Йорк: Паркстоун Интернэшнл. ISBN 978-1-78042-729-4 .
- Шварц, Агата (2010). Гендер и современность в Центральной Европе: Австро-Венгерская монархия и ее наследие . Оттава, Онтарио: Издательство Оттавского университета. ISBN 978-0-7766-0726-9 .
- Шапира, Элана (2016). Стиль и соблазнение: еврейские покровители, архитектура и дизайн в Вене конца века . Ливан, Нью-Хэмпшир: Издательство Университета Брандейса. ISBN 978-1-61168-969-3 .
- Томпсон, Дон (2008). Чучело акулы за 12 миллионов долларов: любопытная экономика современного искусства . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-8451-3302-3 .
- Уитфорд, Фрэнк (1990). Климт . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-5002-0246-3 .
Журналы и газеты
[ редактировать ]- Клегг, Элизабет (декабрь 2008 г.). «Климт и Кунстшау 1908 года». Журнал Берлингтон . 150 (1269): 852–853. JSTOR 40480009 .
- Флорман, Лиза (июнь 1990 г.). «Густав Климт и прецедент Древней Греции». Художественный вестник . 72 (2): 310–326. дои : 10.2307/3045736 . JSTOR 3045736 .
- Галлахер, Пол (20 октября 2013 г.). « Нацистская добыча» представлена на крупной выставке Национальной галереи. Специалист по отслеживанию украденных произведений искусства говорит, что кураторы не должны возвращать портрет Климта в Австрию». «Индепендент» в воскресенье . п. 10.
- Грин, Тайлер (28 сентября 2006 г.). «Это наша Мона Лиза» . Удача . Проверено 24 апреля 2017 г.
- Хейтман, Дайан; Рейнольдс, Кристофер (17 января 2006 г.). «Суд присудил женщине из Лос-Анджелеса украденные нацистами произведения искусства» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 апреля 2017 г.
- Джонсон, Жюль М. (2003). «Афина идет в Пратер: пародия на древних и современных людей на Венском сецессионе». Оксфордский художественный журнал . 26 (2): 49–69. дои : 10.1093/oxartj/26.2.47 . JSTOR 3600390 .
- Киммельман, Майкл (19 сентября 2006 г.). «Климты идут на рынок; музеи затаили дыхание» . Нью-Йорк Таймс .
- Кинселла, Эйлин (январь 2007 г.). «Золотая лихорадка» (PDF) . АРТньюс : 110–125.
- Кирста, Аликс (10 июля 2006 г.). «Блестящий приз» . «Дейли телеграф» .
- Макней, Майкл (12 февраля 2011 г.). «Некролог: Мария Альтманн». Хранитель . п. 51.
- Моррисон, Патт (17 марта 2012 г.). «Пэт Моррисон спрашивает: Э. Рэндол Шенберг — за золото Климта» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 28 апреля 2017 г.
- Мучник, Сюзанна (16 марта 2006 г.). «LACMA покажет Климцу». Лос-Анджелес Таймс . п. Е 4.
- Ротштейн, Эдвард (23 марта 2011 г.). «Свидетельство помимо свидетелей» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 мая 2017 г.
- Моряк, Донна (1 февраля 2012 г.). «Дама в золоте: необыкновенная повесть о шедевре Густава Климта, Портрет Адели Блок-Бауэр». Список книг . 108 (11): 16. ISSN 0006-7385 .
- Шапиро, Герберт Э. (1 ноября 2010 г.). «Потерянные жизни, утраченное искусство: еврейские коллекционеры, нацистская кража произведений искусства и поиски справедливости». Обзоры библиотечных журналов . 135 (18): 60.
- Томпсон, Ян (1971). «Роль женщины в иконографии модерна». Художественный журнал . 31 (2): 158–167. дои : 10.1080/00043249.1972.10792994 . JSTOR 775570 .
- «Апелляционный суд девятого округа США (США): Альтманн против Австрийской Республики». Международно-правовые материалы . 42 (1). Американское общество международного права: 216–229. Январь 2003 г. doi : 10.1017/S0020782900009621 . JSTOR 20694339 . S2CID 232252256 .
- Фогель, Кэрол (19 июня 2006 г.). «Лаудер платит рекордные 135 миллионов долларов за портрет Климта» . Нью-Йорк Таймс .
- Уильямс, Максвелл (9 февраля 2017 г.). «Картина Густава Климта «Опра», как сообщается, проданная за 150 миллионов долларов, имеет целую историю» . Голливудский репортер . Проверено 27 апреля 2017 г.
Интернет и телевидение
[ редактировать ]- «Арбитражное решение – 5 картин Климта Мария В. Альтманн и другие против Австрийской Республики, 15 января 2004 г.» (PDF) . Женевский университет. 15 января 2004 года . Проверено 17 апреля 2017 г.
- Блох-Бауэр, Адель (1923). «Завещание Адели Блох-Бауэр от 19 января 1923 года» (PDF) . Женевский университет . Проверено 17 апреля 2017 г.
- Контель, Рафаэль; Солдан, Джулия; Чечи, Алессандро. «Портрет Уолли – США и поместье Леа Бонди и музей Леопольда» . Женевский университет . Проверено 22 апреля 2017 г.
- Донован, Дайан (1 октября 2012 г.). «Книжная полка Донована; Рецензия на книгу» . МБР Книжные часы . Проверено 27 апреля 2017 г.
- «Густав Климт: Адель Блох-Бауэр» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 13 апреля 2017 г. (требуется подписка)
- «Густав Климт и Адель Блох-Бауэр: Женщина в золоте» . Новая Галерея . Проверено 6 апреля 2017 г.
- «Густав Климт: Пять картин из собрания Фердинанда и Адели Блох-Бауэр» . Музей искусств округа Лос-Анджелес. 2006 год . Проверено 27 апреля 2017 г.
- «Новая галерея Нью-Йорка соглашается приобрести впечатляющую картину Климта « Адель Блох-Бауэр I » . Новая Галерея. 19 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 г. Проверено 12 апреля 2017 г.
- «Женщина в золоте: историческая хронология» (PDF) . Новая Галерея. Архивировано из оригинала (PDF) 11 мая 2016 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
- «Нью-Йорк: Постановочное чтение: Случайный опекун (представлено ACF New York)» . Посольство Австрии в Вашингтоне . Архивировано из оригинала 14 марта 2017 года . Проверено 27 апреля 2017 г.
- «Портрет Адели Блох-Бауэр» . Новая Галерея . Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 9 апреля 2017 г.
- Ренольд, Кэролин; Чечи, Алессандро; Бэндл, Энн Лор; Ренольд, Марк-Андре. «Шесть картин Климта – Мария Альтманн и Австрия» . Женевский университет . Проверено 20 апреля 2017 г.
- «Австрийская Республика против Альтмана 541 US 677 (2004)» . Верховный суд США . Проверено 23 апреля 2017 г.
- Шенберг, Э. Рэндол (9 июня 2014 г.). Возвращение украденных нацистами произведений искусства: картины Блоха-Бауэра Климта (видео). Калифорнийский университет. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 17 апреля 2017 г.
- Шапира, Элана (1 марта 2009 г.). «Адель Блох-Бауэр» . Еврейские женщины: Комплексная историческая энциклопедия . Еврейский женский архив . Проверено 6 апреля 2017 г.
- «Украденная красота» Лори Лико Альбанезе . Обзоры Киркуса . Проверено 27 апреля 2017 г.
- Верго, Питер. «Климт, Густав» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 1 апреля 2017 г. (требуется подписка)
- Вигли, Сэмюэл (20 июля 2015 г.). «Британские фильмы в Берлине 2015» . Британский институт кино . Проверено 27 апреля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фильм: Adeleswish.com.com.
- Stealingklimt.com
- Статья Тайлера Грина в журнале Fortune о Рональде Лаудере и приобретении картины Новой галереей.
- Австрийское арбитражное решение «Мария В. Альтманн и другие против Австрийской Республики», 6 мая 2006 г. (на немецком языке)
- картины 1907 года
- Портреты 20 века
- Действие происходит в Австрии
- Евреи и иудаизм в Вене
- Искусство, украденное нацистами
- Картины Густава Климта
- Картины в Новой галерее Нью-Йорка
- Картины по золотому грунту
- Портреты австрийских художников
- Портреты женщин
- Австрийские евреи
- Предметы нацистских ассигнований в сфере искусства
- Женская история
- Вена
- Австрия
- фильмы 2015 года
- Биографические драмы 2015 года
- Военные драмы 2015 года
- Британские биографические драматические фильмы
- Британские легальные фильмы
- Британские военные драмы
- Британские судебные фильмы
- Фильмы о последствиях Холокоста
- Фильмы BBC Film
- Драматические фильмы, основанные на реальных событиях
- Военные фильмы, основанные на реальных событиях
- Британские фильмы, основанные на реальных событиях
- Фильмы о правах человека
- Фильмы о старости
- Фильмы об адвокатах
- Фильмы, действие которых происходит в 1998 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1999 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 2000 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 2004 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 2006 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Лос-Анджелесе
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, действие которых происходит в Вене
- Фильмы, снятые в Австрии.
- Фильмы, снятые в Англии
- Фильмы, снятые в США
- Фильмы Саймона Кертиса
- Фильмы, написанные Хансом Циммером
- Фильмы, написанные Мартином Фиппсом
- Искусство и культурная репатриация после Второй мировой войны
- Густав Климт
- Фильмы об изобразительном искусстве
- драматические фильмы 2015 года
- Англоязычные фильмы 2010-х годов
- Британские фильмы 2010-х годов
- Англоязычные биографические драматические фильмы