Jump to content

Армяно-таты

(Перенаправлено с Армено-Тат )

Армено-таты ( армянский : հայ-թաթեր hay-tater ) — отдельная группа христианских армян татоязычных , исторически населявших восточные части Южного Кавказа , на территории современной Азербайджанской Республики . [ 1 ] Большинство ученых, исследующих татский язык, такие как Борис Миллер и Играр Алиев , согласны с тем, что армяно-таты — это этнические армяне, которые претерпели языковой сдвиг и приняли тат в качестве своего первого языка. [ 2 ] Это объясняется, с одной стороны, самоидентификацией армяно-татов, заявивших в ходе исследования Миллера, что они считают себя армянами, а также некоторыми языковыми особенностями их диалекта. [ 3 ] Армено-таты раньше жили в медресе и Килваре в Азербайджане, но почти полностью переселились в Армению и Россию . [ 1 ]

Адам Олеарий путешествовал по исторической области Ширван (современный центральный Азербайджан ) в 1637 году и упомянул о существовании общины армян в городе Шемахи , которая «имела свой собственный язык», но также «говорила по-тюркски , как и все народы». в Ширване». [ 4 ] Археолог Владимир Сысоев, посетивший Шемаху в 1925 году и описавший руины средневековой армянской церкви, провел интервью с местными жителями, которые датировали первое поселение армян в Шемахе и ее окрестностях концом шестнадцатого или началом семнадцатого века. [ 5 ] Исторически горный Ширван представлял собой территорию смешанного татско - азербайджанского расселения, причем первые медленно ассимилировались со вторыми.

Олеарий, Бакиханов и Миллер отметили высокую степень ассимиляции среди ширванских армян: некоторые приняли мусульманскую веру и распространились в большинстве (это продолжалось и в восемнадцатом веке), а другие перешли на татский язык, оставаясь при этом христианскими . [ 5 ] К началу ХХ века оставалось всего два села, где продолжали жить татскоязычные армяне-христиане: Медресе и Килвар . Что касается происхождения армяно-татов, Миллер цитирует епископа Месропа Смбатяна, утверждающего, что по крайней мере некоторые группы из них были мигрантами восемнадцатого века из Карабаха . [ 3 ] Армяне Килвара утверждали, что произошли от средневековых мигрантов из Эдессы (современная Шанлыурфа , Турция ). [ 6 ] Сравнивая южные татские диалекты и армено-татский, Миллер пришел к выводу, что армяне Медресе, возможно, были ранними мигрантами с Апшеронского полуострова , где исторически было засвидетельствовано присутствие христианской общины. Некоторые армяно-таты, которые ранее перешли на татский язык в качестве своего первого языка, например, жители Гараджалы перешли на азербайджанский . , к концу восемнадцатого века [ 3 ]

В 1796 году, после Персидской экспедиции 1796 года под руководством Валериана Зубова , большинство жителей Килвара и Талаби и часть жителей Гараджалли, всего около 50 семей, предпочли уйти вместе с войсками и основали село Эдиссия (по имени города Эдессы, где они считали, что их предки пришли из современного Ставропольского края России. [ 6 ] В 1926 году они еще сохраняли хорошее знание тата и назывались местным населением малаханцами (от тат мал хан , т.е. «ханские», что означало, что они были подданными Кубинского ханства ). [ 3 ] По другим данным, армяне Эдиссии, наряду с жителями пригородов Кизляра , говорили на тюркском языке, называемом бизимжа («наш разговор»), который они переняли еще в Ширване. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Остальные армяно-таты жили в медресе и Килваре до Первой Нагорно-Карабахской войны , когда были вынуждены уехать в Армению . Первоначально армяне медресе планировали совершить обмен населением с жителями азербайджанонаселенного села Шидли в Армении, но Спитакское землетрясение в Армении, разрушившее село, сделало этот план неосуществимым. В 1989 году они коллективно переехали в Арагацотнскую область Армении, где основали село Дпреванк . [ 10 ] В Эдиссии проживает 6000 армян. [ 6 ]

Армено-таты Медресе и Килвара называли свой язык парсерен («персидский»), а армяно-таты, мигранты на Северный Кавказ и Астрахань, называли его кегецерен («деревенский разговор»). [ 7 ] и использовали его в своем сообществе в качестве внутригруппового языка. [ 11 ] Армянский исследователь Армен Акопян называет восемнадцатый век временем, когда тат впервые упоминается как родной язык для некоторых групп ширванских армян. [ 12 ] Борис Миллер сравнил их диалект с центральными разновидностями мусульманского тата, с которым армяно-тат был взаимно понятен, а не с иудео-тат . Жители абшеронских сел Балаханы и Сураханы , считающиеся носителями южного мусульманского татского языка, также сообщили о легкости понимания армяно-татского языка. [ 3 ]

За исключением Кона-Хачмаза и вымершей армянской общины Гараджалы, где армянское население было азербайджаноязычным, армяно-таты говорили и использовали тат для общения с жителями других армено-татских сел. Армено-таты Килвара часто говорили на татском и азербайджанском языках и исторически использовали последний для общения с армяноязычными армянами еще в 1912 году. Введение государственного образования в начале двадцатого века привело к тому, что армяно-таты приобрели армянский язык , который, однако, они использовались только в общении с пришлыми армянами или как письменный язык. Этот процесс усилился в советские времена, что привело к почти полному переходу армяно-татов от татского языка к армянскому к концу 1980-х годов. [ 3 ]

Христианский диалект тата демонстрирует типичный татский ротакизм (мутация персидского /d/ в /r/ ), но отличается от других татских диалектов отсутствием глоточных согласных /ʕ/ и /ħ/ . [ 3 ]

Сегодня армяно-татский диалект считается почти исчезнувшим, при этом большинство армяно-татов перешли на армянский и русский языки. В 2002 году только 36 армян в России говорили на тате как на первом или втором языке. [ 13 ] Число говорящих в Армении неизвестно, однако всем им за 50. [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Добрушина, Нина (2021). «Языки и социолингвистика Кавказа». В Полински, Мария (ред.). Оксфордский справочник языков Кавказа . Издательство Оксфордского университета. п. 7. (...) и почти вымершие христианские таты ( pʰarseren ; армено-тат; ранее в медресе и килваре в Азербайджане, но переселившиеся в Армению и Россию).
  2. ^ Юго-западные иранские языки .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Борис Миллер. Таты: их расселение и диалекты . Азербайджанское научно-исследовательское общество. Баку, 1929 год.
  4. ^ Адам Олеарий. Путешествие послов, отправленных Фридрихом, герцогом Голштинским, к великому князю Московскому и королю Персии . Книга IV. Глава 20.
  5. ^ Перейти обратно: а б С. Гучман. История трех Шамахинских икон ; п. 113
  6. ^ Перейти обратно: а б с Artem Dvinov. Stavropol Krai Armenians Marking 210th Anniversary of Edissia Archived 2015-04-19 at the Wayback Machine . Kavkazsky Uzel . 2 September 2007. Retrieved 15 July 2012.
  7. ^ Перейти обратно: а б В. Викторин. Каспийское пространство .
  8. ^ Как армяне воспринимают себя .
  9. ^ Общественная жизнь эдессийцев .
  10. ^ От дома к дому . 168 часов . 17 декабря 2005 г.
  11. ^ В. Викторин. Исторические связи Астраханской области с прикаспийскими частями Ирана и современные ираноязычные группы населения области [ постоянная мертвая ссылка ] .
  12. ^ Армен Акопян. Характеристика идентичности татоязычных армян за последние сто лет и современные тенденции ее выражения .
  13. ^ Перепись населения России 2002 года.
  14. ^ Общественная организация «Ост-Армения» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6883e410a2b73971b4a756e597fe1811__1719082620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/11/6883e410a2b73971b4a756e597fe1811.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armeno-Tats - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)