Армяно-таты
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армено-таты ( армянский : հայ-թաթեր – hay-tater ) — отдельная группа христианских армян татоязычных , исторически населявших восточные части Южного Кавказа , на территории современной Азербайджанской Республики . [ 1 ] Большинство ученых, исследующих татский язык, такие как Борис Миллер и Играр Алиев , согласны с тем, что армяно-таты — это этнические армяне, которые претерпели языковой сдвиг и приняли тат в качестве своего первого языка. [ 2 ] Это объясняется, с одной стороны, самоидентификацией армяно-татов, заявивших в ходе исследования Миллера, что они считают себя армянами, а также некоторыми языковыми особенностями их диалекта. [ 3 ] Армено-таты раньше жили в медресе и Килваре в Азербайджане, но почти полностью переселились в Армению и Россию . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Адам Олеарий путешествовал по исторической области Ширван (современный центральный Азербайджан ) в 1637 году и упомянул о существовании общины армян в городе Шемахи , которая «имела свой собственный язык», но также «говорила по-тюркски , как и все народы». в Ширване». [ 4 ] Археолог Владимир Сысоев, посетивший Шемаху в 1925 году и описавший руины средневековой армянской церкви, провел интервью с местными жителями, которые датировали первое поселение армян в Шемахе и ее окрестностях концом шестнадцатого или началом семнадцатого века. [ 5 ] Исторически горный Ширван представлял собой территорию смешанного татско - азербайджанского расселения, причем первые медленно ассимилировались со вторыми.
Олеарий, Бакиханов и Миллер отметили высокую степень ассимиляции среди ширванских армян: некоторые приняли мусульманскую веру и распространились в большинстве (это продолжалось и в восемнадцатом веке), а другие перешли на татский язык, оставаясь при этом христианскими . [ 5 ] К началу ХХ века оставалось всего два села, где продолжали жить татскоязычные армяне-христиане: Медресе и Килвар . Что касается происхождения армяно-татов, Миллер цитирует епископа Месропа Смбатяна, утверждающего, что по крайней мере некоторые группы из них были мигрантами восемнадцатого века из Карабаха . [ 3 ] Армяне Килвара утверждали, что произошли от средневековых мигрантов из Эдессы (современная Шанлыурфа , Турция ). [ 6 ] Сравнивая южные татские диалекты и армено-татский, Миллер пришел к выводу, что армяне Медресе, возможно, были ранними мигрантами с Апшеронского полуострова , где исторически было засвидетельствовано присутствие христианской общины. Некоторые армяно-таты, которые ранее перешли на татский язык в качестве своего первого языка, например, жители Гараджалы перешли на азербайджанский . , к концу восемнадцатого века [ 3 ]
В 1796 году, после Персидской экспедиции 1796 года под руководством Валериана Зубова , большинство жителей Килвара и Талаби и часть жителей Гараджалли, всего около 50 семей, предпочли уйти вместе с войсками и основали село Эдиссия (по имени города Эдессы, где они считали, что их предки пришли из современного Ставропольского края России. [ 6 ] В 1926 году они еще сохраняли хорошее знание тата и назывались местным населением малаханцами (от тат мал хан , т.е. «ханские», что означало, что они были подданными Кубинского ханства ). [ 3 ] По другим данным, армяне Эдиссии, наряду с жителями пригородов Кизляра , говорили на тюркском языке, называемом бизимжа («наш разговор»), который они переняли еще в Ширване. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Остальные армяно-таты жили в медресе и Килваре до Первой Нагорно-Карабахской войны , когда были вынуждены уехать в Армению . Первоначально армяне медресе планировали совершить обмен населением с жителями азербайджанонаселенного села Шидли в Армении, но Спитакское землетрясение в Армении, разрушившее село, сделало этот план неосуществимым. В 1989 году они коллективно переехали в Арагацотнскую область Армении, где основали село Дпреванк . [ 10 ] В Эдиссии проживает 6000 армян. [ 6 ]
Язык
[ редактировать ]Армено-таты Медресе и Килвара называли свой язык парсерен («персидский»), а армяно-таты, мигранты на Северный Кавказ и Астрахань, называли его кегецерен («деревенский разговор»). [ 7 ] и использовали его в своем сообществе в качестве внутригруппового языка. [ 11 ] Армянский исследователь Армен Акопян называет восемнадцатый век временем, когда тат впервые упоминается как родной язык для некоторых групп ширванских армян. [ 12 ] Борис Миллер сравнил их диалект с центральными разновидностями мусульманского тата, с которым армяно-тат был взаимно понятен, а не с иудео-тат . Жители абшеронских сел Балаханы и Сураханы , считающиеся носителями южного мусульманского татского языка, также сообщили о легкости понимания армяно-татского языка. [ 3 ]
За исключением Кона-Хачмаза и вымершей армянской общины Гараджалы, где армянское население было азербайджаноязычным, армяно-таты говорили и использовали тат для общения с жителями других армено-татских сел. Армено-таты Килвара часто говорили на татском и азербайджанском языках и исторически использовали последний для общения с армяноязычными армянами еще в 1912 году. Введение государственного образования в начале двадцатого века привело к тому, что армяно-таты приобрели армянский язык , который, однако, они использовались только в общении с пришлыми армянами или как письменный язык. Этот процесс усилился в советские времена, что привело к почти полному переходу армяно-татов от татского языка к армянскому к концу 1980-х годов. [ 3 ]
Христианский диалект тата демонстрирует типичный татский ротакизм (мутация персидского /d/ в /r/ ), но отличается от других татских диалектов отсутствием глоточных согласных /ʕ/ и /ħ/ . [ 3 ]
Сегодня армяно-татский диалект считается почти исчезнувшим, при этом большинство армяно-татов перешли на армянский и русский языки. В 2002 году только 36 армян в России говорили на тате как на первом или втором языке. [ 13 ] Число говорящих в Армении неизвестно, однако всем им за 50. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Добрушина, Нина (2021). «Языки и социолингвистика Кавказа». В Полински, Мария (ред.). Оксфордский справочник языков Кавказа . Издательство Оксфордского университета. п. 7.
(...) и почти вымершие христианские таты ( pʰarseren ; армено-тат; ранее в медресе и килваре в Азербайджане, но переселившиеся в Армению и Россию).
- ^ Юго-западные иранские языки .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Борис Миллер. Таты: их расселение и диалекты . Азербайджанское научно-исследовательское общество. Баку, 1929 год.
- ^ Адам Олеарий. Путешествие послов, отправленных Фридрихом, герцогом Голштинским, к великому князю Московскому и королю Персии . Книга IV. Глава 20.
- ^ Перейти обратно: а б С. Гучман. История трех Шамахинских икон ; п. 113
- ^ Перейти обратно: а б с Artem Dvinov. Stavropol Krai Armenians Marking 210th Anniversary of Edissia Archived 2015-04-19 at the Wayback Machine . Kavkazsky Uzel . 2 September 2007. Retrieved 15 July 2012.
- ^ Перейти обратно: а б В. Викторин. Каспийское пространство .
- ^ Как армяне воспринимают себя .
- ^ Общественная жизнь эдессийцев .
- ^ От дома к дому . 168 часов . 17 декабря 2005 г.
- ^ В. Викторин. Исторические связи Астраханской области с прикаспийскими частями Ирана и современные ираноязычные группы населения области [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Армен Акопян. Характеристика идентичности татоязычных армян за последние сто лет и современные тенденции ее выражения .
- ^ Перепись населения России 2002 года.
- ^ Общественная организация «Ост-Армения» .