КБ Хегевар
КБ Хегевар | |
---|---|
![]() | |
1-й Сарсангчалак Раштрии Сваямсевак Сангха | |
В офисе 27 сентября 1925 г. - 21 июня 1940 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | МС Голвалкар |
Личные данные | |
Рожденный | Кешав Балирам Хегевар 1 апреля 1889 г. Нагпур , Центральные провинции , Британская Индия |
Умер | 21 июня 1940 г. Нагпур , Центральные провинции и Берар , Британская Индия | (51 год)
Образование | МББС |
Альма-матер | Медицинский колледж и больница, Калькутта |
Занятие |
|
Известный | Основатель Раштрия Сваямсевак Сангх |
Кешав Балирам Хегевар (1 апреля 1889 - 21 июня 1940), также известный под своим прозвищем Докторджи, был активистом хиндутвы, врачом и основателем Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS). [ 1 ] [ 2 ] Хегевар основал РСС в Нагпуре в 1925 году на основе идеологии индуистского национализма . [ 3 ] [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хегевар родился 1 апреля 1889 года в маратхи. [ 5 ] Семья Дешастха-брамина в Нагпуре , Махараштра . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Его предки мигрировали из приграничной деревни на телугу. [ 10 ] [ 11 ] Кандакурти . , район Низамабад современного Теланганы на территории [ 12 ] [ 13 ] Поэтому немногие современные политические историки иногда называют его телугу-брамином. [ 14 ] Его родителями были Балирам Пант Хегевар и Реватибай, пара скромных людей. Когда Хегевару было тринадцать, оба его родителя умерли во время эпидемии чумы. [ 15 ] 1902 года. Дядя Хеджвара позаботился о том, чтобы он продолжал получать хорошее образование, и Б.С. Мундже стал покровителем и отцом молодого Хеджвара.
Он учился в средней школе Нил-Сити в Нагпуре, откуда его исключили за пение « Ванде Матарам » в нарушение циркуляра, изданного тогдашним британским колониальным правительством. [ 16 ] В результате ему пришлось продолжить учебу в средней школе в Раштрия Видьялая в Яватмале , а затем в Пуне . ) отправил его в Калькутту ( После зачисления в 1910 году Б. С. Мундже член Индийского национального конгресса , который позже стал президентом индуистской Махасабхи для продолжения медицинского образования. [ 17 ] После сдачи экзамена LMS в Медицинском колледже Калькутты в июне 1916 года он завершил годичное обучение и вернулся в Нагпур в 1917 году в качестве врача. [ 18 ]
Идеологические корни
[ редактировать ]После завершения образования Хегевар присоединился к Анушилан Самити в Бенгалии, находившемуся под глубоким влиянием сочинений Банкима Чандры Чаттерджи . Вступление Хегевара в эту группу, основанную на индуистской символике, стало важным шагом на его пути к созданию RSS. Хегевар также находился под глубоким влиянием Винаяка Дамодара Саваркара трактата «Хиндутва» . [ 19 ] На доктора Хегевара также сильно повлияли « Самарта Рамдаса Дасбодх» Локаманьи Тилака и «Гита Рахасья» . Его письма часто содержали цитаты Тукарама . [ 20 ]
Формирование РСС
[ редактировать ]Хегевар участвовал в Индийском национальном конгрессе в 1920-х годах, но разочаровался в их политике и политике. Он был активным членом добровольческого подразделения партии - Хиндустани Сева Дал, предшественника Конгресса Сева Дал . [ 21 ] На него глубокое влияние оказали труды Локманья Бал Гангадхара Тилака , Винаяка Дамодара Саваркара , Бабарао Саваркара , Шри Ауробиндо и Б.С. Мундже . Он также читал Мадзини и других философов-просветителей. Он считал, что культурное и религиозное наследие индуистов должно стать основой индийской государственности. [ 22 ]

Хегевар основал RSS в 1925 году в день Виджаядашами с целью организовать индуистскую общину для ее культурного и духовного возрождения и сделать ее инструментом для достижения полной независимости объединенной Индии. [ 3 ] [ 23 ] Хегевар предложил термин «Раштрия» (национальный) для своей индуистской организации, поскольку он хотел вновь утвердить индуистскую идентичность с «Раштрия». [ 24 ] Хегевар поддержала создание женского крыла организации в 1936 году под названием Раштра Севика Самити . [ 25 ] [ 26 ]
Тех, кто участвовал в движении, называли сваямсеваками (то есть добровольцами). Среди первых сваямсеваков были Бхайяджи Дани , Бабасахеб Апте , М.С. Голвалкар , Баласахеб Деорас и Мадукар Рао Бхагват и другие. Сангх (сообщество) разрастался в Нагпуре и прилегающих районах и вскоре начал распространяться на другие провинции. Хегевар побывал во многих местах и вдохновил молодежь заняться работой в Сангхе. Постепенно все его коллеги начали ласково называть его «Доктор Цзи». [ 27 ]
Политическая деятельность после создания RSS
[ редактировать ]
После основания Раштрия Сваямсевак Сангх в 1925 году Хегевар сохранял здоровую дистанцию от движения за независимость Индии, возглавляемого Ганди. Вместо этого он призвал местных сваямсеваков самостоятельно участвовать в борьбе. [ 28 ] Отсутствие энтузиазма в Движении за независимость подвергается резкой критике. Хегевар активно отговаривал сотрудников RSS не присоединяться к движению, которое возглавлял Ганди . [ 29 ] Биограф RSS С. П. Бхишикар утверждает: «После основания Сангха доктор Сахеб в своих речах говорил только об индуистских организациях. Прямые комментарии о (британском) правительстве раньше были почти нулевыми». [ 30 ] [ 31 ]
Когда Конгресс принял резолюцию Пурна Сварадж на своей сессии в Лахоре в декабре 1929 года и призвал всех индийцев отпраздновать 26 января 1930 года как День независимости, Хегевар издал циркуляр с просьбой ко всем шакхам РСС отметить это событие путем вознесения Бхагвы и поклонения ему . Дхвадж (шафрановый флаг), а не Триколор (который по общему мнению считался в то время флагом индийского национального движения). [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
1930 год был единственным годом, когда RSS праздновал 26 января, и со следующего года эта практика была прекращена. [ 32 ] Однако такое празднование стало стандартной чертой освободительного движения и часто означало жестокую конфронтацию с официальной полицией. [ 32 ] Ч. П. Бхишикар заявляет: [ 35 ]
[В апреле 1930 года] Махатма Ганди призвал к «Сатьяграхе» против британского правительства. Сам Ганди запустил Соляную Сатьяграху, проводя свою Данди Ятру. Доктор Хегевар решил участвовать только индивидуально и не позволить RSS официально присоединиться к движению за свободу. Он повсюду разослал информацию о том, что Сангх не будет участвовать в Сатьяграхе. Однако желающим участвовать в нем индивидуально не запрещалось. [ 36 ] [ 37 ]
Хегевар подчеркнул, что он участвовал в движении гражданского неповиновения 1930 года индивидуально, а не как член RSS. Его заботой было не допустить выхода РСС на политическую арену. [ 38 ] Согласно биографии Хеджвара, когда Ганди запустил Соляную Сатьяграху в 1930 году, он повсюду разослал информацию о том, что RSS не будет участвовать в Сатьяграхе. Однако желающим участвовать в нем индивидуально не запрещалось. [ 39 ]
Для Хегевара Индия была древней цивилизацией, а борьба за свободу была попыткой восстановить землю для индусов после почти 800 лет иностранного правления, в первую очередь Великих Моголов, а затем британцев. [ 28 ] По мнению Хеджвара, трехцветный цвет не отражал древнее прошлое Индии. Хеджвар настаивал на том, что RSS должно заниматься только «человеческим творчеством». Он критиковал индуистское общество и его вырождение на протяжении веков с его устаревшими и часто отсталыми практиками. RSS, писал он, должна быть полностью посвящена созданию людей с характером и уважением во всем мире. [ 28 ]
Основание Раштра Севика Самити
[ редактировать ]Лакшмибай Келкар был основателем Раштра Севика Самити . Прежде чем основать организацию, Келкар посетил доктора К.Б. Хеджевара , основателя RSS, в 1936 году и провел долгую дискуссию, чтобы убедить его относительно необходимости создания женского крыла в самом Раштрия Сваямсевак Сангхе . [ 40 ] Однако Хеджвар продолжал ограничивать членство в RSS только мужчинами. Однако Хегевар посоветовал Лакшмибаю Келкару создать совершенно отдельную организацию, которая была бы автономной и независимой от РСС, поскольку обе группы были идеологически идентичны. Хегевар пообещал Келкару безоговорочную солидарность, поддержку и руководство самити. Келкар основал Раштра Севика Самити в Вардхе . После этого 25 октября 1936 года [ 41 ] [ 42 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
В последующие годы жизни его здоровье ухудшилось. Часто он страдал от хронических болей в спине. Он начал делегировать свои обязанности М.С. Голвалкару , который позже сменил его на посту Сарсангчалака из RSS. [ 43 ] [ 16 ] [ нужна страница ] В январе 1940 года его отвезли в Раджгир в Бихаре для лечения в горячих источниках. [ 31 ]
Он посетил ежегодный Сангх Шикша Варг (тренировочный лагерь офицеров) в 1940 году, где передал Сваямсеваку свое последнее послание, сказав: «Сегодня я вижу перед своими глазами миниатюрную индуистскую Раштру». [ 16 ] [ 32 ] Он умер утром 21 июня 1940 года в Нагпуре. Его последние обряды были совершены в местности Решам Баг в Нагпуре, которая позже была развита как Хегевар Смрути Мандир . [ 16 ] [ 44 ]
Бывший премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи описал Хеджевара как великого патриота, борца за свободу и националиста во время его поминовения на почтовой марке в 1999 году. [ 45 ] описал Хегевара как «великого сына Матери Индии Бывший президент Индии Пранаб Мукерджи » во время своего визита на место рождения Хеджевара в Нагпуре. [ 46 ]
Заведения имени Хеджевара
[ редактировать ]- Кооперативное кредитное общество «Шри Кешав», Джунагад, Гуджарат. [ нужна ссылка ]
- Доктор А.С. Хеджварский институт медицинских наук и исследований (Дхимср) Амравати [ 47 ]
- Доктор Хегевар Шикшан Пратиштхан Ахмеднагар [ 48 ]
- Доктор Средняя школа KB Hedgewar, Гоа [ нужна ссылка ]
- Доктор Хегевар Аарогья Санстан, Каркардума, Нью-Дели. [ 49 ]
- Больница Хегевар , Аурангабад.
- Хегеварский аюрведический колледж BAMS, Чикхли Махараштра. [ нужна ссылка ]
- Заведующий доктором Кешавом Балирамом Хеджеваром, Университет Химачал-Прадеша, Шимла, Химачал-Прадеш. [ нужна ссылка ]
- Кешав Срушти , Бхайандер (ж), Тейн, Махараштра
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хронология» . Раштрия Сваямсевак Сангх . Архивировано из оригинала 5 августа 2023 года . Проверено 22 мая 2020 г. )
- ^ Кумар, Сумит (2016). Доктор Кешав Балирам Хегевар . Мумбаи: Прабхат Пракашан. ISBN 978-9350486900 .
- ^ Jump up to: а б Танея, СП (2009). Общество и политика в Индии . Дели, Индия: Издатели и дистрибьюторы Swastik. п. 332. ИСБН 978-81-89981-29-7 .
- ^ Субраманиан, Невада (29 августа 2012 г.). «Все в семье» . Новости Инсайт . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ «Кешав Балирам Хеджвар-RSS» . 4 апреля 2023 г. Проверено 1 июля 2024 г.
- ^ Андерсен, Уолтер; Дамле, Шридхар Д. (15 июня 2019 г.). Посланники индуистского национализма: как RSS изменил Индию . Издательство Оксфордского университета. п. 261. ИСБН 978-1-78738-289-3 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 21 июня 2020 г.
Доктор Хегевар был практикующим врачом и основал RSS в 1925 году.
- ^ Дэвид ЕС Бейкер (1979). Смена политического руководства в индийской провинции: Центральные провинции и Берар, 1919-1939 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 104.
Хотя Мундже был тесно связан с этой организацией, ее фактическим основателем был его протеже и соратник Кешав Балирам Хегевар, врач-дешастха-брахман из Нагпура.
- ^ Х.В. Сешадри (1981). Доктор Хегевар, творец эпохи: биография . Сахитья Синдху. п. 2. Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
Когда-то это место было обителью ученых и процветающих семей брахманов. Семья Хеджеваров была одной из таких. Это были Дешастха-брахманы ветви Шакала, принадлежащие к Ашвалаяна-сутре Ригведы. Их готрой была Кашьяпа, а изучение и передача Вед было их единственной заботой.
- ^ Гудрик-Кларк, Н. (2000). Жрица Гитлера: Савитри Деви, индуистско-арийский миф и неонацизм . Нью-Йорк Пресс. п. 58. ИСБН 0-8147-3110-4 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 18 октября 2015 г.
Еще в 1925 году доктор Хегевар основал RSS, чтобы способствовать активизму хиндутвы среди молодежи Махараштры. Кешаврао Балирам Хегевар (1889–1940) родился в ортодоксальной семье брамина Дешастха в Нагпуре и получил квалификацию врача, но всю свою жизнь посвятил борьбе за политическую свободу Индии.
- ^ Тельтумбде, Ананд (31 января 2020 г.). Хиндутва и далиты: перспективы понимания общинной практики . Издательство SAGE, Индия. ISBN 978-93-81345-51-1 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 21 июня 2020 г.
Доктор Кешав Балирам Хегевар, телугу-брамин, поселился в Нагпуре.
- ^ «Читать мысли бегемота RSS» . Телеграф Индии . 16 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
Кешав Балирам Хегевар, врач-телугу-брамин из Нагпура.
- ^ Кристоф Жаффрело (1996). Индуистское националистическое движение и индийская политика: с 1925 по 1990-е годы: стратегии построения идентичности, имплантации и мобилизации (с особым упором на Центральную Индию) . Издательство C. Hurst & Co. п. 45. ИСБН 9781850653011 .
Организация была основана и развита махараштрийскими браминами - Хеджвар происходил из семьи телугу-брахманов, долгое время проживавшей в Кандакурти, которая в настоящее время расположена на берегу реки Годавари на границе Махараштры с Теланганой, недалеко от округа Билоли-Талука-Билоли. Нандед Махараштра и Голвалкар был брахманом Кархада, а все ранние сваямсеваки были браминами.
- ^ «Как шафранизировали прибрежную Карнатаку; часть 1: Хеджвар отправляет эмиссара в Мангалор, рождается шакха RSS» . Первый пост . 7 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Луи, Пракаш (2000). Возникающая сила хиндутвы: подъем индуистского национализма . Индийский социальный институт. п. 38. ISBN 978-81-87218-31-9 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 21 июня 2020 г.
К.Б. Хегевар был телугу-брамином, жившим в Нагпуре.
- ^ Завос, Джон (2000). Возникновение индуистского национализма в Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 184. ИСБН 978-0-19-565140-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Пралай Канунго (2002). Попытка RSS в политике: от Хеджвара до Сударшана . Манохар. ISBN 978-81-7304-398-7 .
- ^ Кристоф Жаффрело (1999). Индуистское националистическое движение и индийская политика: с 1925 по 1990-е годы: стратегии формирования идентичности, имплантации и мобилизации (с особым упором на Центральную Индию) . Книги Пингвинов Индия. п. 33. ISBN 978-0-14-024602-5 .
- ^ Келкар, Д.В. (4 февраля 1950 г.). «РСС». Экономический еженедельник .
- ^ Бал, Хартош Сингх. «Как опасная идеология М.С. Голвалкара лежит в основе Индии Моди» . Караван . Архивировано из оригинала 13 августа 2019 года . Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ Сунил Амбекар (2019). RSS: дорожные карты на 21 век . Нью-Дели: Рупа. п. 19. ISBN 9789353336851 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «Основатель RSS Хегевар был в Конгрессе и другие факты, о которых вы не знали» . 25 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ Малик, Йогендра (1994). Индуистские националисты в Индии: подъем партии Бхаратия Джаната . Боулдер: Вествью Пресс. п. 158. ИСБН 978-0-8133-8810-6 .
- ^ Мойзер, Джордж (1991). Политика и религия в современном мире . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. п. 158. ИСБН 978-0-415-02328-3 .
- ^ Басу, Датта (1993). Шорты цвета хаки и шафрановые флаги: критика правых индуистов . Нью-Дели: Orient Longman Limited. п. 18. ISBN 9780863113833 .
- ^ Джаявардена, Кумари (1996). Воплощенное насилие: коммунализация женской сексуальности в Южной Азии . Лондон, Нью-Джерси: Zed Books. стр. 126–167 . ISBN 978-1-85649-448-9 .
- ^ «Другая половина Хиндутвы» . Индостан Таймс. 27 апреля 2014 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2017 г. Проверено 14 ноября 2017 г.
- ^ Парта Банерджи (1998). В чреве зверя: сторонники индуистского превосходства RSS и BJP Индии: история инсайдера . Аджанта Букс Интернэшнл. п. 42.
- ^ Jump up to: а б с Архив Нагпура . Нагпур, Индия.
- ^ Ислам, Шамсул (2002). Отмена Индии путем RSS . Медиа Дом. ISBN 9788174951427 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Бхишикар, CP (1994). Семена Сангх Врикша: Др. Кешав Рао Хегевар . Нью-Дели: Суручи Пракашан.
- ^ Jump up to: а б Ислам, Шамсул (2006). Религиозные аспекты индийского национализма: исследование RSS . Медиа Дом. п. 188. ИСБН 978-81-7495-236-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Тапан Басу (1993). Шорты цвета хаки и шафрановые флаги: критика правых индуистов . Ориент Блэксван. стр. 21–. ISBN 978-0-86311-383-3 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Хадиз, Веди Р. (2006). Империя и неолиберализм в Азии . Рутледж. п. 252. ИСБН 978-1-134-16727-2 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Пунияни, Рам (2005). Религия, власть и насилие: выражение политики в наше время . Публикации SAGE. п. 141. ИСБН 978-0-7619-3338-0 .
- ^ Сешадри, Х.В. (1981). Доктор Хегевар, творец эпохи: биография . Сахитья Синдху. Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Бхишикар, CP (1994). Семена Сангх Врикша: Др. КешавРао Хегевар . Публикации Суручи. п. 20.
- ^ Пунияни, Рам (6 июля 2005 г.). Религия, власть и насилие: выражение политики в наше время . Публикации SAGE. п. 129. ИСБН 978-81-321-0206-9 .
- ^ Джаффрелот, Кристофер (1996). Индуистское националистическое движение и индийская политика . Пингвин Индия. п. 74. ИСБН 978-0140246025 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Ислам, Шамсул (2006). Религиозные аспекты индийского национализма: исследование RSS . Медиа Дом. ISBN 9788174952363 . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ «В память о Мушиджи Келкаре, основателе Прамух Санчалика Раштра Севика Самити, в день ее 110-летия со дня рождения» . Вишва Самвада Кендра . 6 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 г. . Проверено 16 февраля 2019 г.
- ^ «10 вещей, которые нужно знать о Раштре Севике Самити, женском крыле RSS Ракеша Джа» . www.inuth.com . inuth. 12 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2020 г. . Проверено 14 мая 2020 г. }
- ^ «Святее коровы» Нехи Диксит . www.outlookindia.com . OutlookИндия. Архивировано из оригинала 31 августа 2019 года . Проверено 14 мая 2020 г. }
- ^ Голвалкар М.С. Куча мыслей .
- ^ «Нагпур: Мемориал основателя RSS Смрути Мандир получил туристический статус» . www.timesnownews.com . 8 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2018 г. . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Rediff On The NeT: Vajpayee выпускает марку на Hedgewar» . www.rediff.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2022 года . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ «Пранаб приветствует Хегевара как «великого сына Индии» » . Бизнес-стандарт . 7 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Институт медицинских наук и исследований доктора Хеджевара, Амравати» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года.
- ^ "О нас" . Доктор Хегевар Шикшан Пратиштхан, Ахмеднагар. Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года.
- ^ «Доктор Хегевар Аарогья Санстан, Каркардума, Нью-Дели, Дели 110032» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2015 года . Проверено 12 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Синха, Ракеш (2003). Доктор Кешав Балирам Хегевар (на хинди). Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии . АСИН B00H1YYO3M .
- Доктор Кешав Балирам Хегевар Ракеша Синхи (на телугу) Вадди Виджаясарадхи. ISBN 8123011865 .
- Бапу, Прабху (2013). Индуистская Махасабха в колониальной Северной Индии, 1915–1930: Строительная нация и история . Рутледж. ISBN 978-0415671651 .
- Басу, Тапан; Саркар, Таника (1993). Шорты цвета хаки и шафрановые флаги: критика правых индуистов . Ориент Лонгман. ISBN 978-0863113833 .
- Бхишикар, CP (2014) [Впервые опубликовано в 1979 году]. Кешав: Сангх Нирмата (на хинди). Нью-Дели: Суручи Сахитья Пракашан. ISBN 978-9381500187 .
- Читкара, М.Г. (2004). Раштрия Сваямсевак Сангх: Национальный подъем . Издательство АПХ. ISBN 978-8176484657 .
- Карран, Жан Алонзо (1951). Воинствующий индуизм в индийской политике: исследование Международного секретариата RSS, Института тихоокеанских отношений. Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 27 октября 2014 г.
- Фрикенберг, Роберт Эрик (1996). «Индуистский фундаментализм и структурная стабильность Индии» . У Мартина Э. Марти; Р. Скотт Эпплби (ред.). Фундаментализм и государство: перестройка политики, экономики и воинственности . Издательство Чикагского университета. стр. 233–235 . ISBN 978-0226508849 .
- Жафрело, Кристоф (1996). Индуистское националистическое движение и индийская политика . Издательство C. Hurst & Co. ISBN 978-1850653011 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Вспоминая Докторджи - samvada.org. Архивировано 28 апреля 2018 г. на Wayback Machine.