Коми (Го)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
Коми ( 込み, コミ ) в игре Го — это очки, добавляемые к счету игрока с белыми камнями в качестве компенсации за игру вторым. Обычно считается, что ценность преимущества первого хода черных к концу игры составляет от 5 до 7 очков.
Стандарт коми составляет 6,5 баллов по японским и корейским правилам; по правилам Китая , Ing и AGA стандарт коми составляет 7,5 баллов; по правилам Новой Зеландии стандарт коми составляет 7 очков. Коми обычно применяется только к играм, в которых оба игрока имеют одинаковый рейтинг. В случае разницы в один ранг более сильный игрок обычно играет белыми камнями, и игроки часто договариваются о простом коми в 0,5 очка, чтобы разрешить ничью ( джиго ) в пользу белых, или не использовать коми вообще . Комидаси ( コミ出し ) — более полный термин японского языка . Китайский термин — tiē mù ( упрощенный китайский : 贴目 ; традиционный китайский : 貼目 ), а корейский термин — деом ( 덤 ).
Были предприняты попытки определить ценность коми для досок, намного меньших, чем стандартная сетка 19x19 для го, например 7x7. [1] Представляя Экологический Го , Элвин Берлекамп сделал широкое обобщение коми , чтобы проиллюстрировать практическую ценность концепции температуры из комбинаторной теории игр . [2]
Целое число и половинки
[ редактировать ]Условное коми в большинстве соревнований представляет собой полуцелое число, например 6,5 балла. Это удобно и преобладает в турнирах на выбывание, поскольку делает ничью ( по-японски джиго ) и повторные матчи менее вероятными (по японским правилам все еще возможна ничья, поскольку японское правило, запрещающее повторение позиций, применяется только к самым простым возможность, называемая «ко»). В клубной или товарищеской игре это не проблема, поэтому такое значение, как 6 очков, столь же практично. В рамках жеребьевки по швейцарской системе ничья неудобна, и используются тай-брейки.
Некоторые утверждают, что в галстуке нет ничего плохого. Запрет на ничью может привести к ошибочному представлению одного игрока как превосходящего, когда нет разницы в навыках.
История
[ редактировать ]Белые находятся в невыгодном положении, потому что черные могут ходить первыми, давая этому игроку сэнте («инициативу»). Записи показывают, что процент побед черных выше. Однако важность игры в первую очередь не учитывалась правилами до 1920-х годов, и то лишь в предварительном порядке.
Система компенсации ( коми ) была введена в профессиональное го в Японии как постепенный процесс инноваций, начиная с 1920-х годов. Хисекай , организация го , основанная в 1922 году и распущенная с образованием Нихон Ки-ин в 1924 году, использовала коми в 4,5 балла среди своих многочисленных нововведений в правилах. [3] Правильная ценность коми переоценивалась с годами по мере профессиональной дебютной стратегии развития .
Поначалу коми мог составлять всего 2,5 балла или 3 балла. Позже его увеличили до 4,5, а затем и до 5,5 баллов. Коми в 5,5 очков использовалось долгое время, но исследования показали, что 5,5 очков недостаточно для компенсации недостатка белых. Статистический анализ игр года иногда появлялся в « Иго Нэнкан» ( Ежегодник Кидо ), подтверждая интуицию многих ведущих игроков. Использование баз данных подтвердило такие цифры, как 53% побед черных, причем не только на высшем уровне.
Затем Коми подняли до 6,5. В некоторых соревнованиях используется до 7,5 баллов. При китайском методе подсчета разница между 5,5 и 6,5 баллами имеет минимальный эффект. Китайские источники обычно приводят цифры, уменьшенные вдвое, например 2,75 на 5,5, по крайней мере, для внутренних соревнований в Китае, поскольку один камень (прибавка очков, обычно используемая в Китае) эквивалентен двум очкам .
Гандикапные игры практически повсеместно проводятся с коми в 0,5 очка. Преимущество игры одного или нескольких черных камней (количество обычно рассчитывается как разница в рангах игрока) до первого хода белого игрока составляет оставшуюся часть гандикапа, при этом 0,5 коми определяют победителей белых в играх, которые в противном случае закончились бы ничьей. .
Джон Фэйрберн , историк го, написал статьи по истории коми . В своем «Введении в го» 1977 года он заявил, что это значение составляет около 5. [4]
Влияние на стратегию
[ редактировать ]Поскольку очень незначительные ошибки могут стоить одного очка, обсуждение «истинной» ценности коми не имеет смысла, за исключением случаев, когда речь идет о игроках с самым высоким рейтингом в мире. Они (в большинстве случаев) также являются экспертами по теории дебюта и оценивают дебютные стратегии на практике против своих коллег.
Введение, а затем и увеличение числа коми привело к появлению еще более амбициозных и агрессивных стратегий для черных, первого игрока. Во времена, предшествовавшие коми , белым, как второму игроку, приходилось нарушать бесперебойную работу классических стратегий черных, которые иногда описывались как стремление к уверенной победе с перевесом в 3 очка. С момента появления коми на большинстве профессиональных турниров примерно в 1950 году старые методы черных пришлось пересмотреть, поскольку белым внезапно потребовалось значительно меньше (в профессиональном плане) безопасной зоны. Очко 3-3 стало интересной игрой для белых, где раньше оно выглядело экспериментальным и развивалось, в частности, Го Сэйгеном и Сакатой Эйо .
В последующие десятилетия сочетание классических техник и техник синфусэки стало нормой. Наиболее очевидным эффектом стала замена очка 4-3 на очко 4-4 как наиболее распространенный способ первым занять угол.
Идеальный Коми
[ редактировать ]Теоретически идеальное значение Коми приведет к тому, что каждая игра закончится Дзиго (ничья) при условии идеальной игры обеих сторон. Поскольку на практике ни человек, ни компьютер не могут идеально играть в Го, это значение достоверно неизвестно. Однако в соответствии с правилами подсчета очков и в отсутствие Секи идеальный коми может оказаться нечетным целым числом, а статистика профессиональных и компьютерных игр предполагает, что 7 - правильное значение. [5]
Местные варианты
[ редактировать ]Хотя 6,5 балла — это обычный коми по состоянию на 2007 год; каждая страна, ассоциация и турнир могут устанавливать свои особые коми:
- В Японии обычный коми когда-то составлял около 2,5 баллов. Спустя некоторое время его повысили до 4,5 пунктов. В 1955 году Оза стал первым турниром, принявшим систему 5.5. Значение 5,5 стало стандартом в течение нескольких десятилетий. Нихон Ки-ин увеличил коэффициент коми до 6,5 в 2002 году, сославшись на процент побед черных в 51,855% по старому правилу. [6]
- В Корее раньше было 5,5, а сейчас 6,5.
- В Китае 5,5 баллов было обычным явлением, но сейчас стандартом является 7,5. Значение 6,5 редко дает результат, отличный от 5,5, из-за китайских правил подсчета очков.
- В Америке официальные правила Американской ассоциации го (AGA) раньше определяли 5,5 очков, однако позже они предложили также экспериментировать со значениями до 8,5 очков как в неформальных играх, так и в турнирах, чтобы собрать данные и определить последствия официального увеличения коми в США. Американская ассоциация го изменила значение коми с 5,5 на 7,5 в августе 2004 года, начиная с 2005 года.
- В правилах Новой Зеландии указано, что коми равно 7.
- Для Ing Foundation (правила Ing) коми указывается в размере 8 баллов. Из-за другого метода подсчета, используемого в системе Ing, по японским правилам этот коми эквивалентен 7,5 очкам.
Типы
[ редактировать ]Фиксированная система компенсационных баллов
[ редактировать ]Безусловно, наиболее распространенным типом коми является система фиксированных компенсационных баллов. Фиксированное количество очков, определяемое организацией Го или директором турнира, дается второму игроку (белым) в равной игре (без гандикапов ) для компенсации преимущества первого игрока (черных).
Аукцион Коми
[ редактировать ]Поскольку никто не может быть абсолютно уверен в идеальном значении коми, в некоторых любительских матчах и турнирах используются системы без фиксированного коми. Это называется аукцион коми.
Примеры аукционных систем Коми:
- игроки устраивают «аукцион», говоря: «Я готов сыграть черными против XXX коми», и игрок, который выигрывает аукцион (предлагает коми наибольшую сумму), играет черными.
- один игрок выбирает размер коми, а другой игрок выбирает черный или белый цвет. Эта версия аукционного коми становится эквивалентом правила пирога в го, если выбор размера коми считается ходом, который белый игрок делает до того, как игра обычно начинается.
Правило пирога
[ редактировать ]- Один игрок выбирает коми, а другой выбирает, играть ли черными или белыми.
ИЛИ
- Черные кладут свой первый камень, после чего белые решают, хотят ли они играть черными или белыми.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Херик, Х. Яап ван ден; Плаат, Аске (18 июля 2012 г.). Достижения в области компьютерных игр: 13-я Международная конференция, ACG 2011, Тилбург, Нидерланды, 20–22 ноября 2011 г., Пересмотренные избранные статьи . Спрингер. п. 85. ИСБН 978-3-642-31866-5 .
- ^ Новаковски, Ричард; Леви, Сильвио (25 ноября 2002 г.). Больше игр без шансов . Издательство Кембриджского университета. п. 17. ISBN 978-0-521-80832-3 .
- ^ Сюэ Чжичэн, изд. Японская история го [ История японского го ] (на китайском (Китайском языке)). Глава 49, стр. ISBN. 7-5009-0003-1 . Интернет-издание .
- ^ Фэйрберн, Джон (21 июля 2010 г.). Приглашение пойти . Курьерская корпорация. п. 68. ИСБН 978-0-486-43356-1 .
- ^ Клегг, Роджер (1977). «Ценность первого шага». Американский журнал Го . 12 (3).
- ^ Уведомление об изменении комиксной публикации . Архив Нихон Ки-ин (на японском языке). Октябрь 2002 года.