Орландо (фильм)
Орландо | |
---|---|
![]() Афиша британского театрального релиза | |
Режиссер | Салли Поттер |
Автор сценария | Салли Поттер |
На основе | Орландо: Биография от Вирджинии Вульф |
Продюсер: | Кристофер Шеппард |
В главных ролях | |
Кинематография | Aleksei Rodionov |
Под редакцией | Эрве Шнайд |
Музыка |
|
Производство компании |
|
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 93 минуты |
Страны |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 4 миллиона долларов [ 4 ] |
Театральная касса | 13 миллионов долларов [ 5 ] |
«Орландо» — 1992 года . фантастический драматический фильм [ 6 ] по мотивам романа Вирджинии Вульф 1928 года « Орландо: Биография » с Тильдой Суинтон в роли Орландо, Билли Зейном в роли Мармадьюка Бонтропа Шелмердина и Квентином Криспом в роли королевы Елизаветы I. Его написала и поставила Салли Поттер , которая также написала музыку в соавторстве с Дэвидом Моушен. [ 7 ] Фильм является международным совместным производством Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов и России. [ 8 ]
Поттер решил снять большую часть константинопольской части книги в изолированном городе Хива в Узбекистане и использовал лес резных колонн в городской Джума-мечети XVIII века. Критики высоко оценили фильм и особенно приветствовали его визуальную обработку сеттинга романа Вульфа. Премьера фильма состоялась на конкурсе 49-го Венецианского международного кинофестиваля . [ 9 ] и был переиздан в некоторых кинотеатрах США 23 июля 2010 года. [ 10 ] [ 11 ]
Сюжет
[ редактировать ]История начинается в елизаветинскую эпоху , незадолго до смерти королевы Елизаветы I в 1603 году. На смертном одре королева обещает андрогинному молодому дворянину по имени Орландо большой участок земли и построенный на нем замок, а также щедрый денежный подарок. ; и Орландо, и его наследники навсегда сохранят за собой землю и наследство, но Элизабет завещает их ему только в том случае, если он согласится на необычное повеление: «Не увядать. Не увядать. Не стареть». Орландо соглашается и отдыхает в гордом одиночестве в замке в течение нескольких столетий, в течение которых он балуется поэзией и искусством. Его попытки подружиться со знаменитым поэтом имели неприятные последствия, когда поэт высмеивал его стихи. Затем Орландо отправляется в качестве английского посла в Османскую империю . После многих лет дипломатической службы он участвует в битве, но сбегает, став свидетелем первой смерти. Проснувшись семь дней спустя, он узнает нечто поразительное: он превратился в женщину.
Нынешняя леди Орландо возвращается домой в свое поместье в ближневосточной одежде только для того, чтобы узнать, что ей грозит несколько судебных исков, утверждающих, что Орландо все это время была женщиной и, следовательно, не имеет права на землю или какое-либо королевское наследство, которым владела королева. обещал. Последующие два столетия утомили Орландо; судебное дело, неудачи в любви и войны в британской истории в конечном итоге доводят историю до наших дней (т. е. до начала 1990-х годов). У Орландо теперь есть маленькая дочь, и он ищет издателя для своей книги. Литературного редактора, который оценивает произведение как «вполне хорошее», сыграл Хиткот Уильямс — тот самый актер, который сыграл поэта, который ранее в фильме очернял поэзию Орландо. Прожив самое причудливое существование, Орландо, отдыхая с дочерью, указывает ей на ангела.
Отличия от романа
[ редактировать ]Режиссер Поттер описала свой подход к адаптации следующим образом:
Моя задача... заключалась в том, чтобы найти способ оставаться верным духу книги и намерениям Вирджинии Вулф, и в то же время быть безжалостным при изменении книги любым способом, необходимым для того, чтобы она работала кинематографически... Самые непосредственные изменения были структурными. . Сюжетная линия была упрощена, [и] все события, которые не внесли существенного вклада в историю Орландо, были исключены. [ 4 ] : 14
В фильме есть некоторые анахронизмы, которых нет в романе. Например, по прибытии Орландо в Константинополь примерно в 1700 году Англия упоминается как «зеленая и приятная земля» — строка из « » Уильяма Блейка , Иерусалима которая на самом деле была написана только в 1804 году. [ 12 ]
Поттер утверждал, что «хотя роман может противостоять абстракции и произволу (например, смене пола Орландо), кино более прагматично». [ 4 ] : 14 Она продолжила:
Должны были быть причины, пусть и не очень весомые, чтобы подтолкнуть нас к путешествию, основанному на своего рода приостановке неверия. Таким образом, королева Елизавета дарует ему долгую жизнь Орландо... тогда как в книге это остается необъяснимым. А смена пола Орландо в фильме является результатом того, что он достиг кризисной точки — кризиса мужской идентичности. [ 4 ] : 14–15
В конце фильма у Орландо рождается дочь, тогда как в романе у нее родился сын. [ 4 ] : 15 Поттер сказала, что она хотела, чтобы разрушение Орландо четвертой стены было эквивалентом прямого обращения Вульф к ее читателям: [ а ] и что это была ее попытка превратить литературное остроумие Вульфа в более «кинематографический» юмор. [ 4 ] : 15 Однако одно очевидное сходство осталось: фильм заканчивается в наши дни, в 1992 году. [ 4 ] : 15 [ б ] точно так же, как роман Вульфа заканчивается в наши дни, в 1928 году. [ 13 ]
Бросать
[ редактировать ]- Тильда Суинтон в роли Орландо
- Билли Зейн, как Шелмердин
- Лотар Блюто в роли Хана
- Джон Вуд, как эрцгерцог Гарри
- Шарлотта Валандрей в роли принцессы Саши
- Хиткот Уильямс — Ник Грин / издатель
- Квентин Крисп в роли королевы Елизаветы I
- Питер Эйр, как мистер Поуп
- Том Хоффман в роли короля Вильгельма Оранского
- Кэтрин Хантер, как графиня
- Нед Шеррин и Эддисон
- Джимми Сомервилл — фальцет/ангел
- Дадли Саттон в роли Джеймса I
- Джон Ботт — отец Орландо
- Элейн Бэнэм — мать Орландо
- Анна Фарнворт в роли Клоринды
- Сара Майр-Томас в роли Фавиллы
- Анна Хили и Евфросиния
- Саймон Рассел Бил, как граф Морей
- Мэтью Сим, как лорд Фрэнсис Вер
- Тоби Стивенс в роли Отелло
- Олег Погудин (в титрах - Олег Погодин) в роли Дездемоны
- Тоби Джонс — второй камердинер
- Сара Крауден в роли королевы Марии
- Роджер Хаммонд, как мистер Свифт
Производство
[ редактировать ]Когда в 1984 году Поттер впервые представила свое лечение, «профессионалы отрасли» сказали Поттеру, что эту историю «невозможно создать, невозможно, слишком дорого и в любом случае неинтересно». [ 4 ] : 16 Тем не менее в 1988 году она начала писать сценарий и собирать деньги. [ 4 ] : 16
Поттер увидел Суинтон в Манфреда Карджа пьесе «Мужчина мужчине » и сказал, что существует «глубокая тонкость в том, как она воспринимает язык мужского тела и обращается с мужественностью и женственностью». По словам Поттера, Квентин Крисп была «Королевой Квинса... особенно в контексте гендерной политики Вирджинии Вульф» и поэтому подходила на роль престарелой королевы Елизаветы.
Поэзия
[ редактировать ]Использованы фрагменты следующих текстов: [ 14 ]
- «Королева фей», Спенсер Эдмунд
- Шекспир «Отелло» и сонет 29.
- «Женщины» (« Сурат ан-Ниса ») из Корана .
- «Индийская серенада» и восстание ислама Перси Биши Шелли
Музыка
[ редактировать ]Представлены следующие песни:
- Джимми Сомервилл — « Элиза — прекраснейшая королева » (композитор Эдвард Джонсон )
- Эндрю Уоттс с Питером Хейвордом на клавесине - « Where'er You Walk » (из «Семеле » ; сочинение Джорджа Фридриха Генделя )
- Джимми Сомервилл - «Coming» (сочинено Поттером, Джимми Сомервиллем и Дэвидом Моушен)
- Аноним – «Павана»
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]Фильм собрал 5,3 миллиона долларов в США и Канаде. [ 15 ] Он также собрал 2 миллиона долларов в Великобритании; 1,9 миллиона долларов в Италии; 1,6 миллиона долларов в Германии и более 1 миллиона долларов в Австралии. К октябрю 1993 года он собрал 13 миллионов долларов. [ 5 ]
Критический ответ
[ редактировать ]Перед Орландо освобождением в США в июне 1993 года Винсент Кэнби написал восторженно положительный отзыв:
Это восхитительное и остроумное зрелище проникает в сознание глазами, ослепленными даже без наркоза. г-жи Поттер Во всем «Орландо» , как и в «Орландо» Вульф, присутствует пронзительный здравый смысл и радость, которые, поскольку они настолько редки в наши дни в любой среде, создают свой собственный вид кинематографического напряжения и радостно-удивленного смеха. «Орландо» вполне мог бы стать классикой совершенно особого рода – возможно, не мейнстримом, – но образцом для независимых кинематографистов, которые следуют за своими иррациональными музами, иногда к безвестной безвестности, иногда к славе. [ 16 ]
Более того, Кэнби предупредил, что, хотя роман самостоятелен, он не уверен, что фильм таков. Он писал: «Достижение Поттера состоит в том, что он перевел в кино что-то вроде широты замечательного диапазона интересов Вульфа, не только в языке и литературе, но также в истории, природе, погоде, животных, отношениях полов и самой природе природы». полы». [ 16 ]
Напротив, Кеннет Туран из Los Angeles Times охарактеризовал Орландо как «пустого... самодовольного... и самодовольного» и пожаловался, что «любая эмоциональная связь, соответствующая тщательно выстроенному внешнему виду [Орландо]... просто невозможна». иметься». [ 17 ]
К 2010 году «Орландо» был принят как часть успешного творчества Поттера с Мэтью Коннелли, и один критик подтвердил в первой строке своего обзора, что «редко исходный материал, режиссер и ведущая актриса были более согласованными, чем в «Орландо» , адаптации 1992 года. романа Вирджинии Вулф, поставленного Салли Поттер и с Тильдой Суинтон в главной роли... Однако просмотр «Орландо» примерно через 17 лет после его театрального показа в США является долгожданным напоминанием о том, насколько умело они [Поттер и Суинтон] распорядились здесь своими талантами, как открыто вступали в диалог с игривым, скользким текстом Вульфа». [ 18 ]
На агрегатора рецензий сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 84% на основе 64 рецензий со средней оценкой 6,8 из 10. По мнению критиков веб-сайта, « Орландо не может сопоставить свои визуальные изыски с таким же насыщенным повествованием, но смотреть его настолько увлекательно, что в этом нет необходимости». [ 19 ]
Похвалы
[ редактировать ]Орландо был номинирован на премию Оскар за производство ( Бен Ван Ос , Ян Рулфс ) и дизайн костюмов ( Сэнди Пауэлл ). [ 20 ] Фильм также был номинирован на премию Independent Spirit Awards 1994 года в категории « Лучший иностранный фильм» . [ 21 ] На 29-й церемонии вручения премии Guldbagge Awards фильм был номинирован на премию «Лучший иностранный фильм» . [ 22 ]
Орландо: странный элемент
[ редактировать ]
В 2017 году фильм неоднократно демонстрировался в рамках мультимедийного арт-проекта «Орландо: Странный элемент» . Проект исследовал вопросы науки и гендера в истории и был организован театральной компанией Clay & Diamonds совместно с такими организациями, как BFI и National Trust , при финансовой поддержке Wellcome Trust и Arts Council England .
Одноразовое иммерсивное представление с участием пяти актеров, некоторые из которых принадлежат к ЛГБТ- сообществу, состоялось в пятницу, 24 марта, на фестивале BFI Flare: London LGBT Film Festival , одновременно с показом фильма, посвященным 25-летию фильма. [ 23 ] [ 24 ]
Отдельную серию представлений организовала в июне компания Clay & Diamonds с участием более 30 актеров из компании по обучению перформансу Fourth Monkey . Вместе они создали специальное произведение, которое было исполнено на площадках Национального фонда в Хэнбери-холле. [ 25 ] [ 26 ] и дом Ноула (дом Виты Саквилл-Уэст , любовницы Вульфа и вдохновителя Орландо ). Эти представления были предназначены как для публики, так и для школьной публики, причем многие из представлений включали показ фильма. Мероприятие также стало частью программы Национального фонда «Предрассудки и гордость», посвященной 50-летию со дня частичной декриминализации гомосексуализма в Соединенном Королевстве с принятием Закона о сексуальных преступлениях 1967 года . [ 26 ]
В рамках проекта также был показан ряд короткометражных художественных фильмов, созданных студентами магистратуры по дизайну Королевского колледжа искусств , а также серия научных семинаров и лекций. [ 27 ]
Вдохновение Met Gala 2020
[ редактировать ]«Орландо» , как фильм, так и роман, стал основным источником вдохновения как для весенней выставки Института костюма 2020 года в Метрополитен-музее 2020 года , так и для Met Gala . Выставка под названием «О времени: мода и продолжительность» была специально вдохновлена сценой «лабиринта» в Орландо , где Тильда Суинтон бежит по лабиринту, одетая в платье 18-го века, прежде чем снова появляется в одежде середины 19-го века. [ 28 ] Используя эту сцену в качестве первоначального вдохновения, куратор Эндрю Болтон использовал «концепцию времени Орландо и то, как она/он плавно движется сквозь века», чтобы «проследить моду за более чем полтора века, иллюстрируя, как одежда прошлого влиять на настоящее». [ 28 ] Хотя пандемия COVID-19 вынудила отменить Met Gala, открытие самой выставки было перенесено на октябрь 2020 года. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См . Список повествовательных техник .
- ↑ Из пресс-кита: «[Концовку фильма нужно было перенести в настоящее, чтобы оставаться верным использованию Вирджинией Вулф реального времени в конце романа (где история заканчивается так же, как она выразилась). опустить перо, чтобы закончить книгу). Переход к сегодняшнему дню означал признание некоторых ключевых событий 20-го века — двух мировых войн, электронной революции — сжатия пространства во времени, заново изобретенного скоростью».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Орландо (1992)» . Британский совет классификации фильмов . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Орландо (1993)» . Унифранс . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Орландо» . Фильмкрант (на голландском языке) . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сото, Саманта (26 мая 2010 г.). « Орландо : Пресс-кит» (PDF) (пресс-релиз). Нью-Йорк: Классика Sony Pictures . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Кассовый спектакль». Экран Интернешнл . 26 ноября 1993 г. с. 13.
- ^ Янг, Р.Г., изд. (2000). Энциклопедия фантастического кино: от Али-Бабы до зомби . Нью-Йорк: Аплодисменты . п. 468. ИСБН 978-1-55783-269-6 .
- ^ Глесснер, Верина (1998). «Поттер, Салли» . В Унтербургере, Эми Л. (ред.). Женщины-кинематографисты и их фильмы . Детройт: Сент-Джеймс Пресс . стр. 336–337 . ISBN 978-1-55862-357-6 .
- ^ «Орландо (1992)» . Британский институт кино . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Фуско, Мария Пиа (31 июля 1992 г.). «Венеция, свобода авторам» . la Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 29 апреля 2014 г.
- ^ «Орландо» . Классика Sony Pictures .
- ^ Хейзелтон, Джон (1 июня 2010 г.). «Поттерс Орландо готовится к перезапуску в США» . Экран Ежедневно . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Диббл, Джереми (3 марта 2016 г.). «Иерусалим: история гимна Англии» . Разговор . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Марик, Микконен Ниина (декабрь 2015 г.). Модернизм и время в «Орландо» Вирджинии Вульф : биография (PDF) (магистерская диссертация). Финляндия: Университет Восточной Финляндии (гуманитарный факультет, философский факультет). п. 46.
Единственная полная дата, указанная в книге, находится в конце, точно говорящая, когда заканчивается повествование: «И прозвучал двенадцатый удар полночи; двенадцатый удар полночи, четверг, одиннадцатое октября тысяча девятьсот двадцать восьмого года». .
- ^ «Поэзия и лирика» . Реоциты . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Орландо (1992)» . Касса Моджо . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Кэнби, Винсент (19 марта 1993 г.). «Обзор / Кинофестиваль; Остроумный, красивый, смелый, настоящий мужчина» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Туран, Кеннет (25 июня 1993 г.). «Пышный «Орландо» слишком часто подчеркивает свою точку зрения» . Лос-Анджелес Таймс . п. Ф8 . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Коннолли, Мэтью (19 июля 2010 г.). «Обзор: Орландо » . Журнал «Слант» . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Орландо» . Гнилые помидоры . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Номинанты и победители 66-й церемонии вручения премии Оскар (1994)» . Награды Академии . Проверено 4 августа 2011 г.
- ^ Коннорс, Мартин; Крэддок, Джим, ред. (1999). «Орландо» . Золотой киноретривер VideoHound, 1999 год . Детройт: Пресса для видимых чернил. п. 669 . ISBN 1-57859-041-8 . ISSN 1095-371X .
- ^ «Орландо (1992)» . Шведский институт кино . 23 марта 2014 г.
- ^ «Интерактивное кино-мероприятие исследует странный элемент «Орландо» Вирджинии Вулф» . Британский институт кино . 16 марта 2017 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Макферсон, Джордж (25 апреля 2017 г.). «Орландо: Странный элемент в BFI Flare» . Глина и бриллианты. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года.
- ^ Биллс-Геддес, Гэри (31 мая 2017 г.). «Тайны пола в Хэнбери-холле» . Вустерские новости . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Орландо: странный элемент в Хэнбери-холле» . Национальный траст . Архивировано из оригинала 1 января 2018 года.
- ^ «Орландо: Странный элемент» . Глина и бриллианты. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года.
- ^ Jump up to: а б Сент-Германс, Екатерина (4 мая 2020 г.). «Внутри костюмированной драмы, вдохновившей гала-концерт Met Gala в этом году» . Авеню . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ Липер, Кэролайн (4 мая 2020 г.). «Все, что вам нужно знать о теме Met Gala 2020: «О времени: мода и продолжительность» » . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 4 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барретт, Эйлин; Крамер, Патрисия, ред. (1995). «Два Орландо: противоречия в кино и художественной литературе: перенаправления: вызов классовому топору и лесбийскому стиранию в Поттеровском Орландо , Лесли К. Хэнкинс». Re: Чтение, Re: Письмо, Re: Преподавание Вирджинии Вулф . Нью-Йорк: Издательство Университета Пейс . ISBN 978-0944473221 . OCLC 32273822 .
- Крафт-Фэйрчайлд, Кэтрин (2001). « Тот же человек… Просто другой пол»: Гендерная конструкция Салли Поттер в «Орландо» ». Ежегодник исследований Вульфа . 7 . Издательство Университета Пейс : 23–48. ISSN 1080-9317 . JSTOR 24906451 .
- Холлингер, Карен; Винтерхальтер, Тереза (2001). «Сестра Орландо, или Салли Поттер поет Вирджинию Вульф своим собственным голосом». Стиль . 35 (2). Издательство Пенсильванского государственного университета : 237–256. JSTOR 10.5325/style.35.2.237 .
- Уинтерсон, Жанетт (3 сентября 2018 г.). « Разный пол. Один и тот же человек»: как «Орландо» Вульфа стал транс-триумфом» . Хранитель .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1992 года
- драматические фильмы 1992 года
- Фэнтези-фильмы 1992 года
- Независимые фильмы 1992 года
- Фильмы 1992 года о ЛГБТ
- Британские фильмы 1990-х годов
- Англоязычные фильмы 1990-х годов
- Драмы в жанре фэнтези 1990-х годов
- Феминистские фильмы 1990-х годов
- Французские фильмы 1990-х годов.
- Исторические драмы 1990-х годов
- Исторические фэнтезийные фильмы 1990-х годов
- Итальянские фильмы 1990-х годов.
- Российские фильмы 1990-х годов.
- Победители BAFTA (фильмы)
- Британские фэнтезийные драмы
- Британские феминистские фильмы
- Британские исторические драмы
- Британские исторические фэнтезийные фильмы
- Британские независимые фильмы
- Британские фильмы о ЛГБТ
- Культурные изображения Якова VI и меня
- Культурные изображения Марии II
- Культурные изображения Вильгельма III Англии
- Голландские фантастические фильмы
- Голландские исторические драмы
- Голландское независимое кино
- Голландские фильмы о ЛГБТ
- Англоязычные голландские фильмы
- Англоязычные драматические фильмы в жанре фэнтези
- Англоязычные французские фильмы
- Англоязычные итальянские фильмы
- Англоязычные российские фильмы
- Лауреаты Европейской кинопремии (фильмы)
- Фильмы о Елизавете I
- Фильмы по британским романам
- Фильмы Салли Поттер
- Фильмы, действие которых происходит в 1600-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в Англии эпохи Тюдоров 17 века.
- Фильмы, действие которых происходит в 1700 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1750 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Османской империи XVIII века.
- Фильмы, действие которых происходит в 1850 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1990-е годы.
- Фильмы, действие которых происходит в Англии
- Фильмы, действие которых происходит в Стамбуле
- Фильмы, снятые в России.
- Фильмы снятые в Узбекистане
- Французские драматические фильмы в жанре фэнтези
- Французские феминистские фильмы
- Французские исторические драмы
- Французские исторические фэнтези-фильмы
- Французское независимое кино
- Французские фильмы о ЛГБТ
- Итальянские фантастические драмы
- Итальянские исторические драмы
- Итальянское независимое кино
- Итальянские фильмы о ЛГБТ
- Ленфильм фильмы
- Драматические фильмы 1990-х годов, посвященные ЛГБТ
- Фэнтезийные фильмы на тему ЛГБТ
- Метафиктивные произведения
- Русские фэнтезийные драмы
- Русские исторические драмы
- Российское независимое кино.
- Российские фильмы на тему ЛГБТ
- Вирджиния Вульф в исполнительском искусстве