Западные апачи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |

Западные апачи — подгруппа апачей коренных американцев , которые живут в основном в восточной части центральной Аризоны , в США и к северу от Мексики в штатах Сонора и Чиуауа . Большинство из них живут в резервациях. , Индейская резервация Форт-Апачи Индейская резервация Сан-Карлос-Апачи , Нация Явапай-Апачи , Тонто-Апачи и Нация Форт-Макдауэлл Явапай являются домом для большинства западных апачей и являются базами их признанных на федеральном уровне племен. Кроме того, существует множество групп. Банды западных апачей называют себя Нди (Инде) («Народ»). Из-за диалектических различий группы Пиналеньо/Пиналь и Ариваипа/Араваипа апачей Сан-Карлоса произносят это слово как Инни или Нне: . [ 1 ]
Язык и культура
[ редактировать ]
Различные диалекты западного апачского языка (которые они называют нде бияти/нне бияти ) являются формой апачского языка , ветви южной атабаскской языковой семьи. Навахо говорят на родственном апачском языке, но эти народы разделились несколько сотен лет назад и считаются разными в культурном отношении. Другие коренные народы , говорящие на атабаскских языках, проживают на Аляске и в Канаде.
Антрополог Гренвилл Гудвин разделил западных апачей на пять групп на основе апачского диалекта и культуры: [ 2 ] : 2
- Сибекью,
- Северный Тонто,
- Южный Тонто,
- Сан-Карлос и
- Белая Гора.
После Гудвина другие исследователи оспаривали его вывод о пяти лингвистических группах. Они согласны с тем, что существует три основных апачских диалекта с несколькими подгруппами:
- Сент-Чарльз ,
- Белая гора и
- Дилжене (Головокружение).
Около 20 000 западных апачей до сих пор говорят на своем родном языке, и племена работают над его сохранением. Для достижения этой цели в младших начальных классах часто нанимают двуязычных учителей, но многие дети, как правило, учатся говорить только на широко распространенном английском языке, иногда с примесью испанского, в зависимости от их родного языка.
Что касается культуры, племенные школы предлагают уроки местных ремесел, таких как плетение корзин ; изготовление луков, стрел, копий, щитов; и колыбели для младенцев. Девочек и молодых женщин в начальной и средней школе обучают не только изготовлению серебряных украшений, но и изготовлению национальных регалий из оленьей кожи. Кроме того, молодые люди часто становятся ювелирами и обучаются навыкам в этой области.
Группы и племена западных апачей
[ редактировать ]Белые горные апачи
[ редактировать ]Белые горные апачи или Дзил Łigai Si'án Ndéé «Люди Белых гор» ( испанский : Sierra Blanca Apache' ) сосредоточены в индейской резервации Форт-Апачи . Это самая восточная группа западных апачей. Апачи Белой горы — признанное на федеральном уровне племя. Их традиционная территория простиралась от Белых гор возле современного Сноуфлейка, штат Аризона , реки Литтл-Колорадо на севере над горами Хила на юге до гор Пиналено возле Саффорда (Ич'įʼ Нахилти́д)) и частей Чиуауа и Соноры в Мексике . [ 3 ] Они жили рядом с водными путями, которые использовали для выращивания сельскохозяйственных культур, например, вдоль Ист-Форк и Норт-Форк рек Уайт , Уиллоу-Крик, Блэк-Ривер и реки Хила . [ 2 ] : 12 [ 4 ]
- Группа Западной Белой горы ( Łį́nabaahé , Łį́nabaahá – «Многие идут на войну», буквально «они разведывают лошадей», часто называемых койотеро или койотеро-апачами )
- Группа Восточной Белой горы ( Dziłghą́ʼé или Dziłghą'á – «Люди на вершине гор»)
Сибекуэ Апач
[ редактировать ](Испанское происхождение автонима апачей , живших в долине Сибеку-Крик и каньоне Соленой реки, известном им как Дещии-Бико , Дищии-Бико или Дещиико — «Горизонтально-Красный каньон» или «Долина Красного хребта», поэтому проживавшие там апачи были называется Дещии Бико Нде , Дищиидн – «Горизонтально-красный «Люди каньона» — иногда сокращаемые до «Люди Красного каньона» или «Люди Красного каньона», возможно, предки навахо/зуни, обитали к северу от Соленой реки и значительно выше края Моголлона между Черри-Крик на западе и Сидар-Крик в на востоке – иногда их находили даже дальше на запад, на Тонто-Крик , в горах Сьерра-Анча и Мазацаль, которые считаются южными землями тонто-апачей), сегодня все это часть признанное на федеральном уровне племя апачей Белой горы из резервации Форт-Апачи
- Группа Каньон-Крик ( Голкижн – «Отмеченные на вершине люди» или «Отмеченные на земле люди», вероятно, относится к горе, усеянной можжевельником, жила вдоль Каньон-Крик , притока Соленой реки в районе Моголлон-Рим , на западе группа Cibecue Apache с пятью местными группами) [ 7 ]
- Банда Карризо ( Tł'ohk'aa hagain , Tł'ohk'aa digaidn Bikoh Ndéé – «Люди из белой стрелы поднимаются вверх» или «Каньон ряда людей из белого тростника») жила вдоль ручья Карризо, притока Соленой реки , восточная группа сибекуэ-апачей с четырьмя местными группами) [ 7 ]
- Банда Сибекуэ ( Dziłt'aadn , Ts'iłt'aadn или Dziłtaadn – «Основа горцев/Подножие горцев») жила вдоль ручья Сибекуэ, притока Соленой реки , средней или центральной полосы апачей Сибекуэ с четыре локальные группы) [ 7 ]
Сан-Карлос-Апачи из резервации Сан-Карлос
[ редактировать ]( Цек'аадн — «Каменный народ Метате», жил по обе стороны реки Сан-Педро и в предгорьях гор Санта-Каталина недалеко от Тусона ), признанное на федеральном уровне племя, состоящее из собственно апачей Сан-Карлос и нескольких групп сибекуэ. Апачи (за исключением клана Це Хачиидн («Люди Красной Скалы») из группы Карризо), некоторые тонто-апачи, липаны, а также чирикауа. Народ апачей.
- Группа Пиков Апачей ( Nadah doo Golniihé - «Испорченные люди мескаля», «Безвкусные люди мескаля», также называемая Bích'iltł'éhé Nṉēē - «Люди, сбежавшие в горы», жила к северо-востоку от Земного шара между Соленой рекой и пиками Апачи, как Дальний восток как Ишихью («Соль») на Соленой реке, между ручьем Сибикуэ. устье и устье Каньон-Крик)
- Группа Сан-Карлос ( Цанде Дотан - «Оно находится в одиночестве рядом с людьми огня», часто называемая просто Цек'аадн - «Люди Метате», или собственно Сан-Карлос, также называемый Тиисжааже Бикох - «Маленькие люди каньона Коттонвуд»), жила и выращивается вдоль реки Сан-Карлос , притока реки Хила)
- Группа Пиналеньо / Пиналь (исп. «Люди сосновых лесов», T'iis Sibaan , T'iisibaan или T'iisebán - «Люди на окраине Коттонвуда», «Люди из серых лесов в форме клина», названные в честь деревьев в устье реки Пиналеньо / Пиналь). Река Сан-Педро и их фермы вдоль ручья Пиналь под названием Тиисебаа жили в горах Мескаль ( Надачох Дас'ан — «Сидящий Там Большой Мескаль») на западе до северной окраины Пиков Апачей на востоке, к северу за Соленой рекой и в северной и восточной частях гор Пиналено ( Pinal Mountains , по-апачски: Dził Ндилчи Бийиле – «поросшая соснами гора», в Явапае: Валкаме – «сосновые горы») [ 8 ] на юго-восток к реке Хила, вместе со своими союзниками, племенем Хваалкамвепайя/Валкамепа («Люди сосновых гор») Гувевкабая-Явапай и их родственниками Ариваипа, на которых они охотились и разбивали лагерь в горах Капающих источников на юго-западе, жили обычно к северу от Ариваипы. группа)
- первая местная группа пиналеньо/пиналь-апачей или Хваалкамвепайя/валкамепа Клан Гувевкабая-Явапай («настоящий» или «настоящий» клан валкамепа) жил как двуязычная группа в южных и западных горах Пиналь, также известная на английском языке как «группа пиналеньо/пиналь-апачей» Сан-Карлос-Апач (на апачском языке: Тиисибаан или Тиибабан).
- вторая местная группа Пиналеньо / Пиналь Апачи или клан Илихаситумапа Гувевкабая-Явапай («Люди, торчащие из середины воды») (жили как двуязычная группа в северных горах Пиналено, поэтому также известны на английском языке как «Пиналено»). /Pinal Apache Band» апачей Сан-Карлоса.)
- Группа Ариваипа/Араваипа ( Пима : «трусы, «женщины», называемые апачами Tsēē ch'éheshjiné, Tséch'isjiné , Tséjiné или Tsézhiné – «Люди Темных Скал» или «Люди Черных Скал», в честь хорошо известного места черные скалы вокруг пика Бассетт ( Dził Naz'aayú – «Гора, которая сидит Здесь и Там») гор Галиуро , их ареал охватывал долину ручья Аравайпа , горы Галиуро, горы Санта-Тереза , горы Санта-Каталина и горы Ринкон ( Ита Гос'ан – «Сидят близко друг к другу») и южную окраину горы Пиналено, [ 9 ] вместе со своей группой Хваалкамвепайя/Валкамепа («Люди сосновых гор») из союзников Гувевкабая-Явапай и их родственниками Пиналеньо/Пиналь они охотились и разбивали лагерь в горах Дриппинг-Спрингс на северо-западе)
- Цежине или Цежине - «Люди темных скал» или «Люди черных скал», собственно Араваипа, поскольку они превосходили численностью Цеэ Бенасти'э «Люди, обернутые вокруг скал», их имя использовалось для всей Аравайпы.
- Цеэ Бенасти'э – «Люди, окруженные камнями» или «Люди, окруженные камнями».
- Дзилдлааже или Чиишдлааже («Апачи с горы Тернбулл») или далее Хваалкамвепая / Валкамепа Клан Гувевкабая-Явапай (имя Явапай неизвестно) (жил как двуязычная группа в горах Санта-Тереза , включая гору Тернбулл , на английском языке наиболее широко известный как «Аравайпа-апачи ) клан» апачей Сан-Карлос.) [ 5 ]
Тупой апач
[ редактировать ](автоним: Дилжене жил от пиков Сан-Франциско , реки Ист-Верде и каньона Оук-Крик вдоль реки Верде до гор Мазацаль и до Соленой реки на юго-западе и бассейна Тонто на юго-востоке, простираясь на восток в сторону Маленького Колорадо Река Они были самой западной группой западных апачей.
Чирикауа – «дикие » называли их Ben-et-dine , «сумасшедшие»; соседние западные апачи называли их Кунде – «Те, кого вы не понимаете», «дикие грубые люди». Испанцы адаптировали последний термин, называя людей Тонто , что в переводе с испанского означает «распутный», «глупый». Дайн ' называли тонто-апачей и соседних явапай Дилж'и' дине'и - «Люди с высокими голосами», различая их по языку.
- Северный Тонто или Тонто населял верховья реки Верде и простирался на север к горам Сан-Франциско к северу от Флагстаффа. Поскольку они делили угодья для охоты и собирательства с бандами випукба/випукепая явапаи, они сформировали двуязычные смешанные племенные банды с общими вождями. Как банде/местной группе, так и ее руководителю обычно давали два имени: одно было Апачи (Южные атабаски), а другое Явапай (Нагорный Юман).
- Группа Лысых Гор (двуязычная смешанная группа апачей-явапай, известная на языке апачей как: Dahszíné Dahsdáyé Iṉéé – «Дикобраз, сидящий над людьми», а на языке явапай: Wiipukepaya , что означает «люди каньона Оук-Крик»). На английском языке их часто называли «Группа Лысых гор» (с акцентом на апачей) или как «группа Каньона Оук-Крик» (с акцентом на Явапаи). Они жили в основном вокруг Лысой горы или Скво-Пика, на западной стороне долины Верде, к юго-западу от Кэмп-Верде. Они жили исключительно охотой и сбором растительной пищи.
- Группа Oak Creek (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями: на апаче: Tséé Hichíí Nṉéé - «Горизонтальные люди из красной скалы» и на явапае: местная группа Wiipukepaya - «Люди Oak Creek Canyon People»; на английском языке часто называют «Oak Группа «Крик» (Апачи) или как «Группа Оук-Крик-Каньон» (Явапай). Жили недалеко от сегодняшнего Седона, вдоль Оук-Крик, Драй-Бивер-Крик, Мокрый Бивер-Крик и на юг к западному берегу реки Верде между Альтнаном и Вест-Клир-Крик, на восток к озерам Стоунмен и Мэри, а также на север к озеру Роджерс и Флагстафф.
- Группа Fossil Creek (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями: на апачском языке: Tú Dotł'izh Nṉéé - «Люди голубой воды, т.е. люди ископаемых ручьев» и на явапай: группа Matkitwawipa - «Люди долины реки Верде Верде» (на явапайском языке) : Маткамваха)'). Жили вместе и имели несколько крошечных ферм на Фоссил-Крик, Клир-Крик и участок на реке Верде ниже устья Дир-Крик. Они охотились и собирали силы к западу от реки Верде, к северо-западу от территории группы Оук-Крик и к северо-востоку от Апач-Мейд. Гора.
- Группа Мормонского озера (на апачском языке: Dotłizhi Ha'itʼInṉéé - «Люди, идущие по бирюзовой дороге») Жила к востоку от озера Мормон , недалеко от истока каньона Андерсона, и простиралась до южного подножия гор Сан-Франциско, на горе Элден недалеко от Флагстаффа, вокруг Мормона. , озера Мэри, Стоунмен и Хей, а также в каньонах Андерсон и Падре. Поскольку они подвергались воздействию враждебных навахо на севере и востоке, их пропитание полностью зависело от охоты и сбора дикорастущей пищи. Только группа Mormon Lake полностью состояла из тонто-апачей .
- Южный Тонто или Дилжене (жил в бассейне Тонто от Соленой реки на юге и севере вдоль реки Восточный Верде и над ней, включая Сьерра-Анча ( Дзил Нтил - «Широкая плоская гора»), горы Брэдшоу и горы Мазацаль - как Северные тонто-апачи с випукба/випукепая – они сформировались из гувевкабая/квевкепая банд Явапайские двуязычные смешанные племенные группы с общими вождями.)
- Группа Mazatzal (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями, распавшаяся на две местные группы: «Tséé Nołtłʼizhń Band» («Скалы на линии зеленых людей») Южных тонто-апачей и «Wiikchasapaya/Wikedjasapa Band» («Люди гор Макдауэлла (в Явапае: Wi:kajasa)») Гувевкабая/Квевкепая Явапай). Жили в основном на восточных склонах гор Мазацаль и на востоке по обе стороны Тонто-Крик , там, где сейчас находится озеро Теодора Рузвельта .
- Це Нолтлижн (имя апачей) или клан Хакайопа (народ Коттонвуда, имя Явапай); [ 10 ] на английском языке просто известна как «группа Мазацаль» (Apache). Заявлял права на территорию вокруг общины Подсолнечная долина, горы Мазацаль к югу от ее самой высокой вершины, пика Мазацаль (2,409 м), и на востоке в районе бывшего форта Кэмп Рино в западной части бассейна Тонто (также называемой Приятной долиной).
- Це Нолтлижн (имя апачей) или клан Хичапульвапа («Люди, торчащие из кучки дерева», имя Явапай); на английском языке просто известна как «группа Мазацаль» (Apache). Они претендовали на горы Мазацаль к югу от реки Ист-Верде и на запад от Северного пика до пика Мазацаль.
- Полугруппа Дилжене (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями: на апачском: Дилже́'é или Дилзен́`é - «Люди с высокими голосами» и на явапай: клан Маткаватапа («Люди страны красных слоев», т.е. люди Сьерра-Анча'). Полугруппа Дилжене - первая и самая важная. полугруппа, под названием которой были известны пять оставшихся полугрупп, Дилжене из Сьерра-Анчи сформировали вместе с членами группы Валкамепа двуязычное подразделение).
- вторая полугруппа (жила вдоль Тонто-Крик и Рай-Крик в районе Гизелы , к югу от третьей полуполосы / Пейсон и к северо-востоку от полосы Мазацаль).
- третья полугруппа (возможно, один из основных кланов апачей Дилжене - «Люди желтой крапчатой воды», их территория охватывала резервацию апачей Тонто, они жили в Круглой долине - районе Пейсона , известном на языке апачей как Тегоцог («Место Желтой Воды» или «Место Желтой Земли»).
- четвертая полугруппа (жила недалеко от места слияния Восточного Верде с рекой Верде, на самом юге Восточного Верде, между территориями Гувевкабая-Явапай на юго-западе и полосой Мазацаль на юге, вторая полугруппа / Гизела на востоке и третья полуполоса Пейсона на северо-востоке и пятая полуполоса Пайн на севере).
- пятая полугруппа (обитала вдоль реки Ист-Верде на севере и вдоль Пайн-Крик в долинах Строберри и Пайн, притока Тонто-Крик, в районе Пайн ). [ 11 ]
- шестая полуполоса.
- Группа Mazatzal (двуязычная смешанная группа апачей-явапай с двумя названиями, распавшаяся на две местные группы: «Tséé Nołtłʼizhń Band» («Скалы на линии зеленых людей») Южных тонто-апачей и «Wiikchasapaya/Wikedjasapa Band» («Люди гор Макдауэлла (в Явапае: Wi:kajasa)») Гувевкабая/Квевкепая Явапай). Жили в основном на восточных склонах гор Мазацаль и на востоке по обе стороны Тонто-Крик , там, где сейчас находится озеро Теодора Рузвельта .
Другие группы и группы
[ редактировать ]Часто группы випукба (випукепа) и гувевкабая (квевкепайя) жили явапаи вместе с тонто-апаями (а также бандами сан-карлос-апачей) в двуязычных ранчериях и не могли быть различимы посторонними (испанцами, американцами, или мексиканцы), за исключением их первого языка . Явапаи и апачи вместе часто назывались тонто или тонто-апачи . Поэтому не всегда легко выяснить, имеет ли дело сейчас дело исключительно с Явапай или Апачи, или же с этими смешанными бандами. Таким образом, випукба (Випукепа) и Гувевкабая (Квевкепая) из-за своей наследственной и культурной близости к апачам Тонто и Сан-Карлос часто ошибочно назывались апачами Явапай или апачами Юма . Ɖo :lkabaya (Tolkepaya) , юго-западная группа явапаи, и хуалапаи (также принадлежащие к нагорным народам юма) также назывались юма-апачами или мохаве-апачами . [ 12 ]
Известные западные апачи
[ редактировать ]Белые горные апачи
[ редактировать ]- Алчесей (также известный как Уильям Алчесей и Алчисе - «Маленький», 17 мая 1853 г. - 6 августа 1928 г.) был вождем апачей Белой горы и разведчиком апачей . Он получил высшую награду вооруженных сил США за храбрость, Почетную медаль за свои действия во время войн апачей и войн Явапай . Он пытался убедить Джеронимо сдаться мирно. Позже стал известным скотоводом, совершил несколько поездок в Вашингтон, округ Колумбия, и принимал активное участие в делах Индии.
- Билас (он же Байлиш или Байлас - «Тот, кто все говорит»), вождь восточной банды Белой горы, в честь которого названо нынешнее поселение Билас в резервации Сан-Карлос. Это поселение апачей разделено на две общины, одна из которых Белая гора, другая из Сан-Карлоса и Южного Тонто-Апача.
- Франсиско *Индейское имя (Gochaahá = Большой), убит 10.11.1865, вождь банды койотеро-апачей восточной Белой горы, возможно, в детстве он был мексиканским пленником и, таким образом, унаследовал свое испанское имя, или его следует отождествлять с На-гинит-а («Он идет вперед»), вождь Восточной Белой горы, тесно сотрудничавший с вождем чирикауа Кочисом - и Франциско, и На-гинит-а были убиты ядом в 1865 г. в Кэмп-Гудвине - арестован из-за причастности к резне в Сьенеге и «казнен» при невыясненных обстоятельствах.
- Эш-кел-дах-сила ( Eskiltesela , Esketeshelaw , Hashkéedásiláá — «Он постоянно злится», Heske-hldasila — «Злой, правой стороной вверх», также известный как Ясноглазая Эскелтесела , эт. ок. 1850–1875) вождь из рода Надоц'осн (Nádohots'osn, Náhodits'osn, или Nádots'osin – «стройная вершина, стоящая на ногах»), как и весь отряд апачей Восточной Белой горы, самый уважаемый и выдающийся вождь апачей Восточной Белой горы в истории, он поддерживал союзы с хопи и зуни , предлагал земли для После создания лагеря апачей (позже форта Апачей) Педро и его группа карризо апачей Сибеку получили от него разрешение поселиться недалеко от более позднего форта Апач на территории апачей Белой горы. недоброжелательно относился к бандам апачей Сибекуэ Мигеля, Диабло и Педро, которые записались в скауты апачей в 1871 году и вели разведку против «нарушителей спокойствия» из банды Эш-кел-дах-силы.
- Полоне в 1873 году сменил Эш-кел-дах-сила на посту вождя отряда апачей Восточной Белой горы.
Сибекуэ Апач
[ редактировать ]- Мигель (также известный как Одноглазый Мигель или Эль Туэрто , Эш-ке-иба , Эс-ча'-па , Эска-па или Хашкеба – «Осознающий свой гнев», иногда называемый Пин-да-поцелуй , ок. ? – †1871) вождь доминирующей местной группы и клана племени Карризо в 1850-х и 1871 гг. Самый известный вождь Карризо 1860-х годов, в 1869 году Мигель и его младший брат Диабло инициировали отношения между американцами и апачами Сибекью и Белой горы, что привело к основанию форта Апач (сначала как лагерь апачей в 1870 году). Он поставлял рекрутов для первого отряда скаутов-апачей в 1871 году, поскольку апачи Сибеку были вынуждены поселиться возле лагеря апачей на территории апачей Белой горы весной 1874 года. Вскоре после этого он был убит во время вражды с апачами Белой горы, после чего Диабло взял на себя руководство у своего умершего старшего брата и отомстил за его смерть.
- Диабло ( Эль Диабло – « Дьявол » или Капитан Гранде , Хашкеэдасилаа (hash-kay-dah-si-laa) – «Его гнев лежит бок о бок», ок. 1846 – †30 августа 1880) после смерти своего старшего брата вождя Мигеля в 1874 году во время вражды с апачами Белой горы он стал самым видным вождем Группа Карризо, осенью 1874 года он записался в армию скаутом и получил звание сержанта, в январе 1876 года он и его группа вместе с другими группами апачей Сибеку были вынуждены перебраться в индейскую резервацию апачей Сан-Карлос, только группе Педро разрешили остаться. в форте Апач, что привело к неприязни к последнему, поэтому 30 августа 1880 года банда Диабло атаковала отряд Педро возле форта. Апачи, что привело к убийству самого Диабло, не путать с Хашкеэдасилой , самым известным вождем апачей Восточной Белой горы в то время.
- Педро ( Hashkéé-yánáłtiʼi-dn , Hash-kay-ya-nal-ti-din — «Злой, он просит об этом», также известный как Педро, Подражатель , ок. 1835 — †1885) вождь клана хачиидн Це («Red Rock Strata People») и местная группа группы Carrizo, [ 13 ] во время кланового спора в начале 1850-х годов Мигель изгнал его из Карризо-Крик, а через два года великий вождь восточных апачей Белой горы Хашкеэдасилаа позволил ему поселиться возле форта Апач. Группа Педро вступила в брак с апачами Белой горы и поэтому была классифицирована как как апачи Белой горы, однако они сохранили тесные клановые связи с бандой Карризо апачей Сибекуэ, он и его второй (или военачальник) Икленни вместе с вождями апачей Белой горы Алчесаем и Петоне убили 30 августа 1880 года Диабло (часто ошибочно принимаемого за Хашкеидасилаа , самого известного вождя апачей Восточной Белой горы в то время) в порядке самообороны, в отместку за смерть Диабло он был застрелен в обоих колени, но выжил, только Петоне был смертельно ранен, был постоянным другом американцев.
- Петоне сменил своего отца Педро примерно в 1873 году на посту вождя банды Карризо апачей Сибекуэ, которые теперь обычно классифицируются как апачи Белой горы. Он был причастен к убийству влиятельного руководителя банды Карризо Диабло 30 августа 1880 года, полгода спустя, в феврале 1881 года, члены банды Диабло отомстили за его смерть. В этом бою Педро получил ранение в оба колена, а Алчесай — в грудь, они оба выжили, но Петоне был смертельно ранен.
- Капитан Чикито (также известный как капитан Чикито , вождь банды Сибекуэ, не путать с одноименным вождем апачей Пиналеньо)
- Нок-ай-дот-клин-не ( Nakąįdotł'ini — «пятнистый или веснушчатый мексиканец», которого белые называют Бэббидуклон , Барбудеклени , Бобби-док-линни и веснушчатый мексиканец Мэтьюз ) руководитель банды Каньон-Крик и уважаемый знахарь среди своего народа устраивал танцы и утверждал, что привел двух мертвых вождей, руководителя банды Карризо Диабло и Сибекуэ. руководитель отряда Эс-ки-ол-е был освобожден от жизни, опасаясь восстания апачей. Армия попыталась арестовать знахаря, что привело к битве при Сибекью-Крик 30 августа 1881 года, после того как вспыхнули боевые действия, разведчики апачей взбунтовались, как и подозревали. Атакующие апачи сражались в основном на стрельбище, однако, когда разведчики повернулись против солдат, произошел кратковременный бой на близкой дистанции. Поскольку битва закончилась стратегической победой апачей, несмотря на их неспособность спасти своего лидера из-за отступления солдат. После битвы американская армия похоронила шестерых солдат, Наконидотлини, его жену и маленького сына, который погиб во время битвы на пони своего отца. Дело Сибекью положило начало региональному восстанию апачей, в котором лидеры Банды чирикауа , такие как Найче (ок. 1857–1919), Джух (ок. 1825 – ноябрь 1883) и Джеронимо (16 июня 1829 – 17 февраля 1909), покинули резервацию и отправились на войну в Аризону. Нью-Мексико и север Мексики. Война длилась около двух лет и в конечном итоге закончилась поражением апачей США.
- Не-биг-джа-ги (также называемый Ка-клени и Эс-кег-и-слав ) был братом Накондотлини , знахарей и руководителя банды Каньон-Крик. Он сменил своего брата на посту руководителя группы Каньон-Крик.
- Санчес ( Béshbiwoo'dn или Bé-cbiɣo'dn – «Металлический Зуб» или «Железный Зуб») был преемником Диабло на посту руководителя группы Карризо Крик. Эта группа численностью около 250 человек жила на ручье Карризо, в двенадцати милях к северу от перекрестка Карризо, и была тесно связана с Накондотлини.
Сан-Карлос Апачес
[ редактировать ]- Касадор ( Casadora , Nant'ánchoh – «Великий вождь») был признан главным вождем банды Сан-Карлос еще до того, как покинул резервацию.
- Эскиноспас ( Eskénásbas , Hashkéénásbas — «Сердитый циркуляр», прозванный Белыми Носи ) руководитель местной группы банды Ариваипа.
- Санто , вождь апачей Ариваипа и ди-инь, тесть Эскиминзина.
- Эскиминзин (он же Хашкебансизин , Хашкибаинзин – «Злой, люди стоят за ним в очереди», родившийся примерно в 1828 году недалеко от гор Пиналь как Пиналеньо) в результате брака с Ариваипа стал одним из них, а затем и их вождем. Он и его группа вместе с группой Пиналеньо под командованием капитана Чикито подверглись нападению 30 апреля 1871 года во время резни в лагере Грант . Во главе с Уильямом С. Оури и Хесусом Марией Элиасом, которые возложили ответственность за все грабежи на юге Аризоны на 500 апачей Кэмп Грант, связались со своим старым союзником Франсиско Галеритой, лидером Тохоно О'одхама в Сан-Ксавье, чтобы наказать Ариваипа. В результате внезапного нападения 98 апачей были убиты и изуродованы Тохоно О'одхамом (все, кроме восьми, были женщинами и детьми), а 27 детей были проданы в рабство в Мексике Тохоно О'одхамом и мексиканцами.
- Капитан Чикито был вождем банды Пиналеньо, стал вместе с вождем Ариваипа Эскиминзин жертвой резни в лагере Грант, устроенной мексиканцами и их союзниками Тохоно О'одхам, после резни выжившие банды Ариваипа и Пиналеньо бежали на север к своим тонто-апаям и явапай. союзники, вместе они совершали набеги и сражались с американцами до 1875 года, кульминацией которого стал генерал Джордж. Крука Кампания в бассейне Тонто 1872 и 1873 годов.
- Талкалаи ( Т'алкаали , *1817 – †4 марта 1930, Майами) был руководителем отряда Апачи-Пикс и служил начальником разведки у трёх разных генералов армии США: Крука, Майлза и Ховарда. В апреле 1887 года он был лидером разведчиков, которые прошли 400 миль в Мексику и захватили Джеронимо. Однажды он спас жизнь своему хорошему другу Джону Кламу, первому индейскому агенту в индейской резервации Сан-Карлос, застрелив собственного брата. Этот поступок настолько разозлил некоторых участников его группы, что он был вынужден бежать из резервации и переехать в город Майами, штат Аризона. Он также был другом Эрпов в Надгробии и был гостем президента Кливленда в Белом доме.
- Майкл Минхарес , актер и руководитель диалекта апачей.
Тонто Апачи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тени на рассвете - Народы - Nnēē / Apache / 'O:b
- ^ Перейти обратно: а б Гудвин, Гринвилл (1969) [1942]. Социальная организация западных апачей . Тусон, Аризона: Издательство Университета Аризоны. LCCN 76-75453 . ОСЛК 17996 .
- ^ «История языка и культуры н'ди/н'ни/ндэ» .
- ^ Ян В. Рекорд: Большой платан стоит один: западные апачи, Аравайпа и борьба за место , с. 56, ISBN 978-0-8061-3972-2 , 2008 г., University of Oklahoma Press
- ^ Перейти обратно: а б Явапай и Нде Апачи
- ^ История форта Апач
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Джессика Доун (2013). Народы апачей: история всех групп и племен 1880-х годов . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 978-0-7864-4551-6 .
- ^ Пинальские горы
- ^ Апачи каньона Аравайпа
- ^ Гувевкабая / Квевкепайя были единственными явапай, у которых были кланы, кланы, вероятно, были захвачены в результате контакта со своими соседями и родственниками из Южного Тонто и апачей Сан-Карлоса.
- ^ Археология проекта Рай-Крик в бассейне Верхнего Тонто
- ^ Тимоти Браатц: Пережившие завоевания: история народов явапаи , 2003, University of Nebraska Press, ISBN 978-0-8032-2242-7
- ^ Чачиидны («люди из красных скальных слоев») Педро были ограничены почти исключительно группой Карризо апачей Сибекуэ и были единственными людьми в резервации Форт-Апачи, которых не заставили ехать в Сан-Карлос в 1875 году.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бассо, Кейт Х. (1969). Колдовство западных апачей . Антропологические документы Университета Аризоны (№ 15). Тусон: Издательство Университета Аризоны.
- Бассо, Кейт Х. (1970). Сибекью Апач . Тематические исследования в области культурной антропологии. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-03-083171-7
- Бассо, Кейт Х. (1979). Портреты «белого человека»: лингвистическая игра и культурные символы западных апачей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29593-9
- Бассо, Кейт Х. (1996). Мудрость местами: Ландшафт и язык западных апачей . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-1724-3
- Гудвин, Гренвилл. (1939). Мифы и сказки об апачах Белой горы . Мемуары Американского фольклорного общества (Том 33). Нью-Йорк: Американское фольклорное общество (Дж. Дж. Огюстин). ISBN 0-8165-1451-8
- Гудвин, Гренвилл. (1942). Социальная организация западных апачей . Гудвин, Дженис Т. (Ред.). Публикации Чикагского университета по антропологии: этнологическая серия. Чикаго: Издательство Чикагского университета. [перепечатано в 1969 году Тусоном: University of Arizona Press].
- Гудвин, Гренвилл. (1971). Набеги и военные действия западных апачей . Бассо, Кейт Х. (ред.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-8165-0297-8
- Гудвин, Гренвилл; И Оплер, Моррис Э. (1973). Гренвилл Гудвин среди западных апачей: письма с полей . Тусон: Издательство Университета Аризоны. ISBN 0-8165-0417-2
- Гордон, Стив; Мартин, Дебора; И Перри, Эдгар. (1998). Древняя сила [Запись на компакт-диске]. Топанга, Калифорния: Sequoia Records.
- Каут, Чарльз Р. (1957). Клановая система западных апачей: ее истоки и развитие . Публикации Университета Нью-Мексико по антропологии (№ 9). Альбукерке: Университет Нью-Мексико.
- Перри, Эдгар. (1992). Устная история [Запись на кассете]. В Т. Скотте, Б. Янг, Х. Кордеро, К. Ломахафтева, Дж. Бене, Э. Перри, Э. Салмоне (1949–1995), Коллекция фильмов, видео и аудио . [неопубликованное открытое архивное собрание].
- Робертс, Хелен Х. (1929). Корзины апачей Сан-Карлос . Антропологические документы Американского музея естественной истории (Том 31, Часть 2). Нью-Йорк: Американский музей естественной истории.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Племя апачей Белой горы (Межплеменной совет Аризоны)
- Племя апачей Сан-Карлос (Межплеменной совет Аризоны)
- Племя тонто апачей (Межплеменной совет Аризоны)
- Официальный сайт народа явапай-апачей
- Явапай – нация апачей (Межплеменной совет Аризоны)
- Племя апачей Белой горы
- Карта резервации Форт-Апач
- Белые горные апачи в резервации Форт-Апачи: фото и факты
- Апачские тексты
- Язык апачей Белой горы: проблемы языкового сдвига, разработки учебников и сотрудничества носителей языка с университетом
- Индийский язык апачей (тинде, нде, нди, тине, наиша)
- Projects.ltc.arizona.edu , Институт развития языков американских индейцев (есть детское видео об истории Мальчика-Кактуса на западных апачах)
- Апачи каньона Аравайпа , некоммерческая организация, работающая над сохранением места резни в Кэмп-Гранте и просвещением людей о ней.