Дифирамб

Дифирамб ( / ˈ d ɪ θ ɪ r æ m / ; [ 1 ] Древнегреческий : διθύραμβος , дифирамбос ) — древнегреческий гимн , который исполнялся и танцевался в честь Диониса , бога вина и плодородия ; этот термин также использовался как эпитет бога. [ 2 ] Платон в «Законах » при обсуждении различных видов музыки упоминает «рождение Диониса, называемого, кажется, дифирамбом». [ 3 ] Платон также отмечает в « Государстве» , что дифирамбы являются ярчайшим примером поэзии, в которой поэт является единственным говорящим. [ 4 ]
Однако в «Апологии» Сократ обратился к дифирамбам с некоторыми из их самых сложных отрывков, спрашивая их значение, но получил ответ: «Вы мне поверите?» который «показал мне в одно мгновение, что поэты пишут стихи не по мудрости, а по какому-то гению и вдохновению; они подобны прорицателям или прорицателям, которые тоже говорят много прекрасных вещей, но не понимают смысла их». [ 5 ]
Плутарх дифирамба противопоставлял дикий и экстатический характер пеану . [ 6 ] По мнению Аристотеля , дифирамб был источником афинской трагедии . [ 7 ] Дико восторженную речь или сочинение до сих пор иногда называют дифирамбическими . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Дифирамбы исполнялись хорами на Делосе , но сохранившиеся литературные фрагменты в основном афинские . В Афинах дифирамбы исполнялись греческим хором, насчитывавшим до пятидесяти мужчин или мальчиков, танцующих круговым строем, которые могли быть, а могли и не быть одеты как сатиры , вероятно, в сопровождении авлосов . Обычно они рассказывали о каком-нибудь происшествии из жизни Диониса или просто праздновали вино и плодородие.
Древние греки изложили критерии дифирамба следующим образом:
- особый ритм
- аккомпанемент авлоса во фригийском ладу [ 9 ]
- обогащающий текст
- значительное повествовательное содержание
- первоначально антистрофический характер
Соревнования между группами, пение и танцы дифирамбов были важной частью празднеств Диониса, таких как Дионисия и Леная . Каждое племя входило в два хора, один из мужчин и один из мальчиков, каждый под руководством корифея . Записаны имена команд-победителей дифирамбических состязаний в Афинах. Успешный хорегос получит статую, которая будет воздвигнута — за его счет — как общественный памятник в ознаменование победы. Однако большинство поэтов остаются неизвестными.
Самое раннее упоминание о дифирамбе найдено сэром Артуром Уоллесом Пикард-Кембриджем . [ 10 ] есть во фрагменте Архилоха , процветавшего в первой половине седьмого века до нашей эры: «Я умею вести прекрасную песнь Господа Диониса, дифирамб, когда мой разум сплавляется с вином». Что касается литературного произведения для хора, их источник вдохновения неизвестен, хотя, вероятно, он был греческим, поскольку Геродот прямо говорит об Арионе Лесбосском как о «первом из известных нам людей , который сочинил дифирамб, назвал его и создал в Коринфе ». [ 11 ]
Слово «дифирамб» не имеет известного происхождения, но часто предполагается, что оно произошло не от греческого языка. [ 12 ] Старая гипотеза состоит в том, что это слово заимствовано из фригийского или пеласгийского языка и буквально означает «Vierschritt», т. е. «четырехступенчатый», сравните ямб и триамб , но Х. С. Верснель отвергает эту этимологию и предлагает вместо этого происхождение от культового восклицания. [ 13 ] Дифирамбы сочиняли поэты Симонид и Вакхилид , а также Пиндар (единственный, чьи произведения сохранились в хоть сколько-нибудь похожем на их первоначальный вид).
Более поздние примеры были посвящены другим богам, но впоследствии дифирамб был развит (традиционно Арионом ) в литературную форму. [ 14 ] По мнению Аристотеля , афинская трагедия развилась из дифирамба; эти две формы какое-то время развивались бок о бок. Самый ясный смысл дифирамба как прототрагедии исходит от сохранившегося дифирамба Вакхилида, хотя он был составлен после того, как трагедия уже полностью развилась. [ 15 ] Дифирамб Вакхилида — это диалог одинокого певца и хора. Это наводит на мысль о том, как могла выглядеть трагедия до того, как Эсхил добавил вместо хора второго актера.
В конце V века до нашей эры дифирамб «стал излюбленным средством музыкальных экспериментов поэтов «новой музыки». [ 16 ] В это движение входили поэты Тимофей Милетский , Кинесий , Меланиппид , Филоксен Киферский . К IV веку до нашей эры этот жанр пришел в упадок, хотя дифирамбические соревнования прекратились только после римлянами захвата Греции .
Современные дифирамбы
[ редактировать ]литературе встречаются редко Дифирамбы в англоязычной . В немецкой литературе они появляются чаще, а с XIX века ими было вдохновлено несколько произведений.
Литература
[ редактировать ]» Джона Драйдена « Пир Александра (1697) является ярким примером англоязычного дифирамба.
Фридрих Шиллер написал « Дифирамб» в 1796 году. Фридрих Ницше составил набор «Диониса-Дифирамбена» в 1888/89 году. [ 17 ] поэтический цикл «Дифирамбишер Хербст» австрийского поэта Альфреда Грюневальда . В 1920 году вышел [ 18 ]
Музыка и танец
[ редактировать ]С 19 века дифирамбы часто появляются в классической музыке , а также в вокальных и инструментальных произведениях.
Франц Шуберт написал песню для баса по мотивам «Дитирамба» Шиллера ( D 801, издана как соч. 60 № 2 в 1826 г.). Более ранняя попытка Шуберта переложить то же стихотворение для более расширенного вокального ансамбля осталась незавершенной ( Д 47 , 1813). Шуберта Фантазия до мажор , соч. 15 (D.760) назвал «великолепным странником-дифирамбом» . , часто называемый «Фантазией странника», Ференц Лист в своем письме профессору Зигмунду Леберту от 2 декабря 1868 года [ 19 ] Иоганн Фридрих Райхардт (во втором томе Schillers lyrische Gedichte , опубликованном около 1809 года) и Вильгельм Тауберт (соч. 144, № 2, 1864 г.) были другими композиторами, положившими начало стихотворению Шиллера. Среди других композиторов, основывающих вокальную музыку на дифирамбах, - Джузеппе Верди (« Бриндизи », № 6 его альбома di Sei Romanze 1845 года ) и Макс Брух (соч. 39, около 1871 г.). Отмара Шока 1911 года «Дифирамб» , соч. 22 основан на безымянном стихе Гете . [ 20 ]
Инструментальные дифирамбы были написаны Робертом Фолькманом и Германом Риттером . Николай Метнер сочинил несколько дифирамбов, в том числе набор из трех для фортепиано соло в качестве своего Opus 10. Кроме того, заключительная часть его первой сонаты для скрипки носит название, а последняя часть его Vergessene Weisen Op. 40 — это данза дитирамбика .
Последняя часть для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского называется Концертного дуэта « Дифирамб» . Ричарда Эдварда Уилсона 1983 года Дифирамб для гобоя и кларнета. Вольфганг Рим сочинил 30-минутное произведение «Концерт » в 2000 году с подзаголовком «Дитирамб» и партитурой для струнного квартета и оркестра.
В 1961 году американский хореограф Джеймс Уоринг создал танцевальную пьесу под названием «Дифирамб» с музыкой и предметами художника Флюксуса Джорджа Брехта .
Шведский композитор Туре Рангстрем (1884–1947) написал раннюю симфоническую поэму «Дифирамб» в 1909 году, переработанную в 1948 году Куртом Аттербергом.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2000) [1990]. Словарь произношения Лонгмана (новое издание). Харлоу, Англия: Лонгман. п. 229. ИСБН 978-0-582-36467-7 .
- ^ Дитурамбос , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в Персее. Дифирамб, кажется, возник из гимна: точно так же, как пеан был одновременно гимном и титулом Аполлона , Дифирамб был эпитетом Диониса, а также песней в его честь; см. Харрисон (1922, 436).
- ^ Платон, Законы , III.700 г. до н.э.
- ^ Платон. Республика .
- ^ Платон. Республика | Под редакцией Роберта Хатчинса и Мортимера Адлера .
- ^ Плутарх, На Эй в Дельфах . Сам Плутарх был жрецом Диониса в Дельфах.
- ^ Аристотель , Поэтика (1449a10–15): «Во всяком случае, возникшая из импровизационного начала (как трагедия, так и комедия - трагедия от лидеров дифирамба и комедия от лидеров фаллических процессий , которые даже сейчас продолжаются как обычай во многих наших городов), [трагедия] росла мало-помалу, по мере того, как [поэты] развивали какую бы то ни было [новую часть] ее, и, проходя через многие изменения, трагедия; остановился, поскольку обрел свою собственную природу»; см. Янко (1987, 6).
- ^ Определение дифирамба . TheFreeDictionary.com .
- ^ Харви (1955). Аристотель записывает неудачную попытку установить его в дорийском режиме в своей «Политике» (8.7).
- ^ Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес. 1927. Дифирамб, трагедия и комедия . Второе издание, отредактированное TBL Webster, 1962. Оксфорд: Oxford University Press, 1997. ISBN 0-19-814227-7
- ^ Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес. 1927. Дифирамб Трагедия и комедия . Второе издание, отредактированное TBL Webster, 1962. Оксфорд: Oxford University Press, 1997. ISBN 0-19-814227-7
- ^ RSP Beekes предложил догреческую этимологию ( Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 333–4).
- ^ Верснель, HS (1970). «I. 2 Θρίαμβος» . Триумф: исследование происхождения, развития и значения римского триумфа . Лейден, Нидерланды: Издательство Brill. стр. 16–38. ISBN 90-04-02325-9 . Проверено 2 января 2015 г.
- ^ Федер, (1998, 48).
- ^ См. USU.edu и UFL.edu, заархивировано 27 июля 2006 г. на Wayback Machine .
- ^ Кристофер Г. Браун, «Дифирамб», в Н. Г. Уилсоне (ред.), Энциклопедия Древней Греции , Routledge, 2006 г.
- ↑ См. подробный комментарий Андреаса Урса Зоммера , комментарий к «Антихристу» Ницше. Ecce homo. Дифирамбы Диониса. Ницше против Вагнера (= Гейдельбергской академии наук (ред.): Исторический и критический комментарий к произведениям Фридриха Ницше, том 6/2), Берлин / Бостон: Вальтер де Грюйтер, 2013 г.
- ^ Альфред Грюневальд (1920). Дифирамбическая осень . Потсдам: Ганс Генрих Тилльгнер Верлаг.
- ^ Браун, Морис Дж. Э. (1951). «Фантазия Шуберта «Странник»» . Музыкальные времена . 92 (1306): 540–542. дои : 10.2307/934078 . ISSN 0027-4666 . JSTOR 934078 .
- ^ Список работ и поместья Отмара Шека (1886–1957) . Центральная библиотека Цюриха. п. 29. См. также Дифирамбе «Бесконечные боги дают все» в Архиве LiederNet и: Марсель Райх-Раницки. «Боги дают все» Иоганна Вольфганга фон Гете» в Frankfurter Allgemeine Zeitung , 4 октября 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Арман Д'Ангур: «Как дифирамб получил свою форму». Classical Quarterly 47 (1997) 331–351.
- Федер, Лилиан (1998). Справочник классической литературы . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-80880-7 .
- ЭД д Фрэнсис (1990). Образ и идея в Греции пятого века: искусство и литература после персидских войн . Рутледж. ISBN 978-0-415-01914-9 .
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). стр. 323–324.
- Джейн Эллен Харрисон (1922). Пролегомены к изучению греческой религии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01514-9 .
- Харви, А.Е. 1955. «Классификация греческой лирической поэзии». Классический ежеквартальный 5.
- Аристотель (1987). Поэтика И. Издательство Хакетт. ISBN 978-0-87220-033-3 .
- Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес . 1927. Дифирамб Трагедия и комедия . Второе издание, отредактированное TBL Webster, 1962. Оксфорд: Oxford University Press , 1997. ISBN 0-19-814227-7 .
- —. 1946. Театр Диониса в Афинах .
- —. 1953. Драматические фестивали в Афинах .
- Сурвину-Инвуд, Кристиана. 2003. Трагедия и афинская религия . Оксфорд: Оксфорд UP.
- Константин Афанасий Трипанис (1981). Греческая поэзия: от Гомера до Сефериса . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-81316-5 .
- Уайлс, Дэвид (2004). Маски Менандра: знак и значение в греческом и римском исполнении . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54352-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Вакхилиды, «Тезей Дифирамб» - сочинено ок. 500 г. до н. э. ( Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine )
- ИМЛП :
- Вокал:
«Дифирамб» в «Лирических стихотворениях Шиллера» (т. 2) Иоганна Фридриха Райхардта ,
«Дифирамб», соч. 60 нет. 2 (D 801) Франца Шуберта ,
№ 6 «Sei Romanze» (1845) Джузеппе Верди ,
«Дифирамб», нет. 2 в печатях v. о. в. Шиллер , соч. 144 Вильгельма Тауберта ,
Дитирамб , соч. 39 Макса Бруха : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур - Инструментальная:
Дифирамб и Токката , соч. 4 Роберта Фолькмана (1851 г.) ,
3 дифирамба, Op.10 Николая Метнера (1898-1906) ,
Дифирамб , соч. 74 Германа Риттера (1907) ,
Соната для скрипки №1, Op.21 Николая Метнера (1909-10 — части: Песня, Танец, Флейта) ,
«Дитирамбический танец», вып. 6 в «Забытых мелодиях III» , Op.40 Николая Метнера (1919–1920) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Вокал:
- Дифирамбы в архиве LiederNet