Генрих Шольц
Генрих Шольц | |
---|---|
Рожденный | 17 декабря 1884 г. |
Умер | 30 декабря 1956 г. | (72 года)
Гражданство | немецкий |
Образование | Мюнстерский университет |
Известный | Институт математической логики и фундаментальных исследований Мюнстерского университета Первый в мире семинар по информатике (с Аланом Тьюрингом) |
Научная карьера | |
Поля | Математика Логика |
Учреждения | Университет Бреслау Берлинский университет Эрлангенский университет |
Тезисы |
|
Докторантура | Адольф фон Гарнак , Алоис Риль |
Докторанты | Фридрих Бахманн Ганс Гермес Гисберт Хасеньягер Карл Шретер |
Генрих Шольц (англ. Немецкий: [ʃɔlts] ; 17 декабря 1884 — 30 декабря 1956) — немецкий логик , философ и протестантский богослов . Он был ровесником Алана Тьюринга , который упомянул Шольца, когда писал о приеме « О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs »: [1] «Я получил два письма с просьбой о перепечатке: одно от Брейтуэйта из Кинга и одно от профессора [так в оригинале] из Германии... Они, похоже, очень заинтересовались статьей. [...] Я был разочарован ее приемом здесь. "
Шольц сделал выдающуюся карьеру (его считали выдающимся ученым национального значения), но не считался блестящим логиком, например, того же уровня, что Готтлоб Фреге или Рудольф Карнап . Он предоставил своим ученикам подходящую академическую среду для процветания. В 1936 году он основал Институт математической логики и фундаментальных исследований в Мюнстерском университете, что, можно сказать, позволило изучать логику на самом высоком международном уровне после Второй мировой войны и до наших дней. [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Отец Германа Шольца был протестантским священником церкви Святой Марии в Берлине . [3] С 1903 по 1907 год он изучал философию и теологию в Эрлангенском и Берлинском университетах, получив степень лиценциата теологии (Lic. theol.). Он был учеником Адольфа фон Гарнака , изучая философию вместе с коллегами Алоисом Рилем и Фридрихом Паульсеном . 28 июля 1910 года Шольц получил степень доктора религиозной философии и систематического богословия в Берлине и получил звание профессора , работая при этом преподавателем. [4] В 1913 году в Эрлангене Генрих Шольц сдал экзамен на звание доктора. Фил. с Рихардом Фалькенбергом , изучающим творчество Шлейермахера и Гете , над диссертацией на тему « Шлейермахер и Гете». Вклад в историю немецкого духа. [5] В 1917 году он был назначен на кафедру философии религии в Бреслау, сменив Рудольфа Отто, чтобы преподавать религиозную философию и систематическое богословие. В том же году он женился на своей невесте Элизабет Орт. Из-за 8 лет непрерывной болезни желудка он был освобожден от военной службы. В 1919 году ему сделали операцию, в ходе которой, как он полагал, ему удалили большую часть желудка. В том же году его пригласили в Кильский университет на кафедру философии. Именно в Киле в 1924 году умерла первая жена Шольца, Элизабет Орт. [4]
С октября 1928 года он преподавал в Мюнстерском университете , сначала как профессор философии . В 1938 году его сменили на профессора философии математики и естественных наук , а в 1943 году — на кафедру математической логики и фундаментальных вопросов математики, работавшего главой Института математической логики и фундаментальных исследований в Мюнстере. [6] пока он не вышел на пенсию в 1952 году в звании почетного профессора. [4]
У Шольца осталась вторая жена Эрна. Могила Шольца находится на парковом кладбище Айххоф недалеко от Киля.
Карьера
[ редактировать ]По его собственным словам, в 1921 году, случайно наткнувшись на Principia Mathematica Бертрана Рассела и Альфреда Норта Уайтхеда, он начал изучать логику, которую в юности оставил, чтобы изучать теологию, что позже привело к изучению математики и теоретической физики, взяв степень бакалавра в Киле. [2] Однако еще одним фактором, повлиявшим на смену его взглядов, стал математик Отто Тёплиц . [4] Широкие исследовательские интересы Теплица, включая гильбертовы пространства и спектральную теорию, стимулировали интерес Шольца к математике. Действительно, Сигал [4] [7] предполагает, что любовь Шольца к структуре также была важным фактором в его переходе к математической логике, описывая это так:
Чувство структуры у Шольца было немалым. Он, видимо, считал, что при приеме гостей на обед: (1) следует приглашать не более шести человек; (2) должно быть отличное меню; (3) необходимо спланировать тему обсуждения; и (4) гости должны были заранее как можно лучше подготовиться к этой теме.
В 1925 году он был пэром Карла Барта в Мюнстерском университете, в котором преподавал протестантское богословие . Под влиянием бесед с Шольцем Барт позже писал в 1930/31. его книга Ансельма Кентерберийского о доказательстве Бога « fides quaerens intellectum ».
В 1930-е годы он поддерживал контакты [8] [9] с Аланом Тьюрингом, который позже в письме домой от 22 февраля 1937 года написал по поводу приема его статьи «О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs»: [1]
Я получил два письма с просьбой о перепечатке: одно от Брейтуэйта из Кинга и одно от профессора [так в оригинале] из Германии... Похоже, они очень заинтересовались этой статьей. Я думаю, возможно, это производит определенное впечатление. Я был разочарован приемом здесь. Я ожидал, что Вейль, который несколько лет назад проделал некоторую работу, весьма тесно связанную с этим вопросом, по крайней мере, сделал несколько замечаний по этому поводу. [10]
В Мюнстерском университете его исследования в области математической логики и фундаментальных исследований предоставили множество важных идей, которые способствовали созданию основ теоретической информатики . [2] С самого прибытия в Мюнстер Шольц работал над созданием школы математической логики. [4] К 1935 году его исследовательская группа в Мюнстере уже называлась Мюнстерской школой математической логики . [4] Шольц называет 1936 год годом Мюнстерской школы . рождения [3] В 1936 году его профессорская должность была преобразована в должность лектора по математической логике и фундаментальным исследованиям, а в 1943 году — на первую в Германии кафедру математической логики и фундаментальных исследований. Мюнстерское кресло до сих пор считается одним из лучших в Германии.
Шольц считался платоником и в этом смысле считал математическую логику основой познания. В 1936 году он получил грант от DFG за подготовку трех томов исследований по логике и за редактирование статей Готтлоба Фреге . Его считают первооткрывателем имения Готлоба Фреге . [11]
Гисберт Хазеньягер, диссертацию которого курировал Шольц, в 1961 году выпустил книгу «Основы математической логики» , написанную совместно с Шольцем, несмотря на то, что она была опубликована через пять лет после смерти Шольца. [4]
Работа во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Первоначально Шольц был доволен ростом нацистской власти в Германии . Называя себя консервативным националистом, называя себя таковым: «Мы чувствовали себя пруссаками до мозга костей»,» [3] и описанный его другом Генрихом Бенке как «недалекий прусский националист». [4] Бенке обнаружил, что обсуждение политических вопросов затруднено. Вначале нацистские законы помогли сделать Мюнстер важным центром логики, поскольку другие сотрудники университетов Геттингена и Берлина были уничтожены.
14 марта 1940 года Шольц направил письмо в отдел образования оккупированной Польши с просьбой освободить Яна Саламуча. [4] который был профессором богословия Краковского университета . Саламуча был отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен в 1940 году. В октябре 1940 года Шольц получил ответ министра образования, в котором говорилось, что он «оскорбил национальную честь» и ему было запрещено отправлять дальнейшие петиции. [12] Позже Саламуча был освобожден, но убит нацистами в 1944 году. [4] Однако Шольц упорствовал, сначала помогая Альфреду Тарскому , бежавшему из Польши в США, переписываться со своей женой, которая осталась в Польше, а позже помогая польскому логику Яну Лукасевичу , которому он переписывался с 1928 года, покинуть Польшу со своим жену и спрятаться в Германии. [4]
Хотя Шольц осознавал истинную природу нацистов и ненавидел их с середины 1942 года, он оставался в хороших отношениях с нацистскими учеными, такими как Людвиг Бибербах . [4] В период национал-социализма Макс Штек, который защищал немецкую математику , отвергавшую формалистический подход к математике, глубоко выступал против подхода Гильберта , который он называл еврейским, что было худшим возможным оскорблением в Германии того времени. [4] Макс Штек признал «само по себе выдающееся достижение формализма», но раскритиковал «отсутствующий эпистемологический компонент» («В формализме отсутствует какая-либо реальная эпистемология»). [13] и на единственной странице своего основного труда, где он связывает формализм и евреев, он упоминает, что «евреи были фактическими законодателями формализма» («die eigentlichen Schrittmacher des Formalismus»). [14] В ответ на это Бибербах попросил Шольца написать статью для Deutsche Mathematik , чтобы ответить на нападки Штека на математический формализм , что было удивительно, поскольку Бибербах возглавил атаку нацистских математиков на еврейскую математику. Убедившись, что Гильберта не считают «евреем», Шольц написал: «На что направлено формализованное изучение основ математики?». [4] [15] Шольц получил финансирование от Бибербаха еще в 1937 году, что побудило раздосадованного Стека написать в своей книге 1942 года:
То, что Шольц понял, несомненно, заключается в том, чтобы получить от немецкого государства огромные суммы денег на публикацию для этой логической продукции. Мы принципиально отвергаем эту логику, восхваляющую английских эмпириков и сенсорных философов, таких как англичане Локк, Беркли, Юм, и теперь действительно находим время поговорить хоть раз о «великих немцах». [4] [16]
В журнале German Mathematics были еще три статьи Генриха Шольца : «Новое доказательство полноты сокращенной системы аксиом Фрегеана исчисления высказываний» (1936), обзор книги нацистского философа Вольфганга Крамера «Проблема чистого Anschauung» (1938). и рецензия на Андреаса Спайзера » «Комментарий к Пармениду (1938).
Первый в мире семинар по информатике
[ редактировать ]В конце 2000-х годов Ахим Клаузинг [17] ему было поручено осмотреть оставшееся поместье Шольца в Мюнстерском университете, и, просматривая архивные документы в подвале Института компьютерных наук, Клаузинг обнаружил два оригинальных отпечатка важнейшей публикации Алана Тьюринга, пропавших без вести с тех пор. 1945 год. [18] В данном случае это работа « О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs » 1936 года, которую запросил Шольц, и открытка от Тьюринга. Основываясь на работе Тьюринга и беседах с Шольцем, Клаузинг заявил, что «[это был] первый в мире семинар по информатике». Вторая работа, представлявшая собой статью «Разум» (журнал), датируется 1950 годом и представляет собой трактат о развитии искусственного интеллекта , Тьюринг снабдил их рукописным комментарием. Это, наверное, мой последний экземпляр . [19] Недавно на аукционе Sotheby's аналогичные репродукции Тьюринга без посвящения были проданы за 180 000 евро.
Библиография
[ редактировать ]- Христианство и наука в Шлейермахера «Доктрине веры» , 1909 г.
- Вера и неверие в мировой истории. Один комментарий Августину де Чивитат Деи , 1911 г.
- Шлейермахер и Гете. Вклад в историю немецкого духа [ Шлейермахер и Гете. Вклад в историю немецкого духа (диссертация) (на немецком языке), Лейпциг: JC Hinrichs, 1913
- Идеализм как носитель военной мысли . Фридрих Андреас Пертес, Гота , 1915 год. Сочинения Пертеса о Второй мировой войне, том 3.
- Политика и мораль. Исследование морального характера современной реальной политики . Фридрих Андреас Пертес, Гота, 1915 год. Сочинения Пертеса о мировой войне, том 6.
- Война и христианство . Фридрих Андреас Пертес, Гота, 1915 год. Сочинения Пертеса о Второй мировой войне, том 7.
- Сущность немецкого духа . Grote'sche Verlagsbuchhandlung, Берлин, 1917 год.
- Идея бессмертия как философская проблема , 1920 год.
- Философия религии . Reuther & Reichard, Берлин, 1921 г., 2-е исправленное издание, 1922 г.
- О «упадке» Запада. Спор с Освальдом Шпенглером . Ройтер и Райхард, Берлин; 2-е исправленное и дополненное издание, 1921 г.
- Религиозная философия «как если бы». Обзор Канта и идеалистического позитивизма , 1921 г.
- Значение философии Гегеля для философов современности . Ройтер и Райхард, Берлин, 1921 г.
- Наследие учения Канта о пространстве и времени , 1924 год.
- Основы греческой математики , 1928 год, с Гельмутом Хассе.
- Эрос и Каритас. Платоническая любовь и любовь в понимании христианства , 1929 год.
- История логики. Юнкер и Дюннгаупт, Берлин, 1931 г. (1959 г., согласно изложению истории логики Альбера, Фрайбург-им-Брайсгау)
- Отношение Гете к вопросу о бессмертии , 1934 год.
- Новая логистическая логика и преподавание естественных наук. В: Исследования и прогресс , Том 11, 1935.
- Классическая и современная логика. В: Листы немецкой философии , том 10, 1937, стр. 254–281.
- Фрагменты платоника . Штауфен, Кельн, без даты (1940 г.).
- Метафизика как строгая наука . Штауфен, Кельн, 1941 г.
- Новая форма фундаментальных исследований. Исследования и прогресс № 35/36, 1941 г.р., стр. 382 и далее.
- Логика, грамматика, метафизика . В: Архивы философии , том 1, 1947, стр. 39–80.
- Встреча с Ницше . Борозда, Тюбинген, 1948 г.
- Принципы математической логики. Берлин, Геттинген, 1961 Гисберт Хазеньягер.
- Матезис универсальный. Очерки философии как строгой науки под редакцией Ганса Гермеса , Фридриха Камбартеля и Иоахима Риттера , University Press, Дармштадт, 1961.
- Шольц Лейбниц и математическая основа исследований, годовой отчет Немецкого математического клуба, 1943 г.
Статьи
[ редактировать ]- Ель и Наполеон . В: Прусские ежегодники (на немецком языке), том 152, 1913 г., стр. 1–12.
- Религиозная философия «как если бы» . В: Анналы философии , 1 том 1919 г., стр. 27–113.
- Религиозная философия «как если бы» . В: Анналы философии , 3 Bd, H. 1 1923, стр. 1–73.
- Почему греки не построили иррациональные числа ?. В: Кантские исследования , том 3, 1928, стр. 35–72.
- Августин и Декарт . В: Листы немецкой философии , том 5, 1932, выпуск 4, стр. 405–423.
- Идея Бога в математике . В: Листы немецкой философии , том 8, 1934/35, стр. 318–338.
- Логика, грамматика, метафизика . В: Архивы права и социальной философии , том 36, 1943/44, стр. 393–433.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Алан Тьюринг: « О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs ». В: Труды Лондонского математического общества , 2-я серия, том. 42 (1937), стр. 230–265.
- ^ Перейти обратно: а б с Ганс-Кристоф Шмидт-ам-Буш и Кай Ф. Вемайер , «Это единственный след, который я оставляю». Документы об истории Института математической логики и фундаментальных исследований», В: Генрих Шольц: логик, философ, теолог, изд. . Х.-К. Шмидт-ам-Буш и К.Ф. Вемайер, mentis Verlag, Падерборн, 2005, 93–101.
- ^ Перейти обратно: а б с Эккарт Менцлер-Тротт (1 января 2007 г.). Потерянный гений логики: жизнь Герхарда Генцена . Американское математическое соц. стр. 183–. ISBN 978-0-8218-9129-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «История Генриха Шольца» . Университет Сент-Эндрюс . Школа математики и статистики Университета Сент-Эндрюс, Шотландия. Июль 2009 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
- ^ Шлейермахер и Гете. вклад в историю немецкого духа ( Шлейермахер и Гете : диссертация) (на немецком языке), Лейпциг: JC Hinrichs, 1913
- ^ «Институт математической логики и фундаментальных исследований» . Университет Мюнстера . Проверено 15 декабря 2013 г.
- ^ Сигал, С.Л. (2003). Математики при нацистах . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691164632 .
- ^ Машинописная открытка, Генрих Шольц. 11 февраля 1937 г. , Цифровой архив Тьюринга , получено 23 января 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Машинописная открытка, Генрих Шольц. 5 марта 1937 г. , Цифровой архив Тьюринга , получено 23 января 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Коупленд, Б. Джек, изд. (2004), «Системы логики, основанные на ординалах (1938), включая выдержки из переписки Тьюринга, 1936–1938», « Основные работы Тьюринга: основополагающие труды по вычислительной технике, логике, философии, искусственному интеллекту и искусственной жизни: плюс секреты Энигма , Оксфорд: Clarendon Press, стр. 131, ISBN 9780198250791
- ^ Кай Ф. Вемайер и Ханс-Кристоф Шмидт-ам-Буш, «В поисках поместья Фреге». В: Готтлоб Фреге: Работы и влияние, изд. Г. Габриэль и У. Дате, mentis Verlag, Падерборн, 2005, 267–281.
- ^ Вита в Uni Münster (на немецком языке, стр.111-118 = стр.23-30 в PDF-документе), здесь: стр.114-115 = стр.26-27
- ^ Макс Штек: «Математика как концепция и форма» (т.е. «Математика как концепция и модель»), Макс Нимейер Верлаг, Галле (Заале), 1942, страницы 27, 28.
- ^ Макс Штек: «Основная проблема математики», 2-е расширенное издание, Dr. Георг Люттке Верлаг, Берлин, 1943 г., стр. 204.
- ^ Генрих Шольц (июль 1943 г.). «Чего хотят формализованные фундаментальные исследования?». Немецкая математика . 7 (2/3): 206–248.
- ^ Макс Штек, Основная проблема математики, 2-е издание, Георг Люттке Верлаг, Берлин, 1943, стр. 157; прямая цитата из книги Макса Штека: «То, что Шольц понял, несомненно, состоит в том, чтобы отказаться от утверждений первого издания нашей книги как принадлежащих истории мысли и стать личными. Мы принципиально отвергаем эту формальную математическую логику, которая восхваляет английскую эмпирики и сенсорные философы, такие как «великие англичане Локк, Беркли, Юм» (Генрих Шольц на стр. 15), и теперь действительно находят время поговорить хоть раз о «великих немцах». (Оригинальный немецкий текст Макса Штека: «То, что он понял, несомненно, состоит в том, чтобы отрицать утверждения в 1-м издании нашей книги как интеллектуально-исторические разработки и превращать их в личные. Мы принципиально отвергаем эту логику, которую английские эмпирики а сенсуалисты называют «великих англичан, Локка, Беркли, Юма» священниками (по словам Генриха Шольца, там же, стр. 15) и думают, что теперь самое время поговорить о «великих немцах». )
- ^ «Профессор доктор Ахим Клаузинг» . Мюнстер: Вестфальский университет Вильгельма в Мюнстере. 2 апреля 2022 г. . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ «По следам пионера: в университетской библиотеке Мюнстера хранятся оригинальные гравюры ученого-компьютерщика Алана Тьюринга». Вестфальские новости . Мюнстер: Westfälische Nachrichten Elmar Ries. 28 января 2013 г.
- ^ Тьюринг, Алан (октябрь 1950 г.). «Вычислительная техника и интеллект» . Институт компьютерных наук Мюнстерского университета . Разум, Ежеквартальный обзор психологии и философии, том LIX, № 236 . Проверено 15 декабря 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Гермес, Ганс (1955), «Генрих Шольц по случаю его 70-летия», Отчеты математическо-физического семестра (на немецком языке), 4 : 165–170, ISSN 0340-4897
- Линневебер-Ламмерскиттен, Хельмут (1995). «Шольц, Генрих». Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 9: «Шарлинг, Карл Хенрик – Шелдон, Чарльз Монро». Герцберг: Трауготт Баутц. столбцы. 683-687. ISBN 978-3-88309-058-0 .
- Мешковский, Герберт (1984), «Генрих Шольц. К 100-летию со дня рождения фундаментального исследователя» [Генрих Шольц. К 100-летию со дня рождения фундаментального исследователя. Гуманизм и техника. Ежегодник 1984 г. (на немецком языке), том. 27, Берлин: Общество друзей Берлинского технического университета e. В., стр. 28–52, ISSN 0439-884X.
- Молендейк, Арье Л. (1991), Из тьмы к свету. Наука и теология в мышлении Генриха Шольца. С неопубликованной серией тезисов Генриха Шольца и Карла Барта [ Из тьмы к свету. Наука и теология в мыслях Генриха Шольца. С неопубликованными сборниками тезисов Генриха Шольца и Карла Барта ], Амстердамские исследования по теологии (на немецком языке), том. 8, Амстердам / Атланта, Джорджия: Editions Rodopi, ISBN 978-9051832471
- Пекхаус, Волкер (1998–1999), «Моральная целостность в трудный период: Бет и Шольц» , Philosophia Scientiae , 3 (4): 151–173 , получено 18 января 2019 г.
- Пекхаус, Фолькер (2018), «Генрих Шольц» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Стэнфорд, Калифорния: Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет , получено 18 января 2019 г.
- Шмидт-ам-Буш, Ганс-Кристоф; Вемайер, Кай Ф. , ред. (2005). Генрих Шольц – логик, философ, теолог [ Генрих Шольц – логик, философ, теолог ] (на немецком и английском языках). Падерборн, Германия: Ментис. ISBN 978-3897852792 .
- Шмидт-ам-Буш, Ганс-Кристоф (2007), «Шольц, Генрих» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 23, стр. 454–455 , получено 18 января 2019 г.
Внешние работы
[ редактировать ]- Джон Дж. О'Коннор, Эдмунд Ф. Робертсон : Генрих Шольц (логик). В: Архив истории математики MacTutor (английский)
- Публикации Генриха Шольца и о нем в каталоге Немецкой национальной библиотеки.
- Стэнфордская энциклопедия философии