Jump to content

Генрих Шольц

Генрих Шольц
Рожденный 17 декабря 1884 г. ( 17.12.1884 )
Умер 30 декабря 1956 г. ( 1956-12-30 ) (72 года)
Гражданство немецкий
Образование Мюнстерский университет
Известный Институт математической логики и фундаментальных исследований Мюнстерского университета
Первый в мире семинар по информатике (с Аланом Тьюрингом)
Научная карьера
Поля Математика
Логика
Учреждения Университет Бреслау
Берлинский университет
Эрлангенский университет
Тезисы
  • Христианство и наука в доктрине веры Шлейермахера   (1909 г.)
  • Шлейермахер и Гете; Вклад в историю немецкого духа   (1913 г.)
Докторантура Адольф фон Гарнак , Алоис Риль
Докторанты Фридрих Бахманн
Ганс Гермес
Гисберт Хасеньягер
Карл Шретер

Генрих Шольц (англ. Немецкий: [ʃɔlts] ; 17 декабря 1884 — 30 декабря 1956) — немецкий логик , философ и протестантский богослов . Он был ровесником Алана Тьюринга , который упомянул Шольца, когда писал о приеме « О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs »: [1] «Я получил два письма с просьбой о перепечатке: одно от Брейтуэйта из Кинга и одно от профессора [так в оригинале] из Германии... Они, похоже, очень заинтересовались статьей. [...] Я был разочарован ее приемом здесь. "

Шольц сделал выдающуюся карьеру (его считали выдающимся ученым национального значения), но не считался блестящим логиком, например, того же уровня, что Готтлоб Фреге или Рудольф Карнап . Он предоставил своим ученикам подходящую академическую среду для процветания. В 1936 году он основал Институт математической логики и фундаментальных исследований в Мюнстерском университете, что, можно сказать, позволило изучать логику на самом высоком международном уровне после Второй мировой войны и до наших дней. [2]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Отец Германа Шольца был протестантским священником церкви Святой Марии в Берлине . [3] С 1903 по 1907 год он изучал философию и теологию в Эрлангенском и Берлинском университетах, получив степень лиценциата теологии (Lic. theol.). Он был учеником Адольфа фон Гарнака , изучая философию вместе с коллегами Алоисом Рилем и Фридрихом Паульсеном . 28 июля 1910 года Шольц получил степень доктора религиозной философии и систематического богословия в Берлине и получил звание профессора , работая при этом преподавателем. [4] В 1913 году в Эрлангене Генрих Шольц сдал экзамен на звание доктора. Фил. с Рихардом Фалькенбергом , изучающим творчество Шлейермахера и Гете , над диссертацией на тему « Шлейермахер и Гете». Вклад в историю немецкого духа. [5] В 1917 году он был назначен на кафедру философии религии в Бреслау, сменив Рудольфа Отто, чтобы преподавать религиозную философию и систематическое богословие. В том же году он женился на своей невесте Элизабет Орт. Из-за 8 лет непрерывной болезни желудка он был освобожден от военной службы. В 1919 году ему сделали операцию, в ходе которой, как он полагал, ему удалили большую часть желудка. В том же году его пригласили в Кильский университет на кафедру философии. Именно в Киле в 1924 году умерла первая жена Шольца, Элизабет Орт. [4]

С октября 1928 года он преподавал в Мюнстерском университете , сначала как профессор философии . В 1938 году его сменили на профессора философии математики и естественных наук , а в 1943 году — на кафедру математической логики и фундаментальных вопросов математики, работавшего главой Института математической логики и фундаментальных исследований в Мюнстере. [6] пока он не вышел на пенсию в 1952 году в звании почетного профессора. [4]

У Шольца осталась вторая жена Эрна. Могила Шольца находится на парковом кладбище Айххоф недалеко от Киля.

По его собственным словам, в 1921 году, случайно наткнувшись на Principia Mathematica Бертрана Рассела и Альфреда Норта Уайтхеда, он начал изучать логику, которую в юности оставил, чтобы изучать теологию, что позже привело к изучению математики и теоретической физики, взяв степень бакалавра в Киле. [2] Однако еще одним фактором, повлиявшим на смену его взглядов, стал математик Отто Тёплиц . [4] Широкие исследовательские интересы Теплица, включая гильбертовы пространства и спектральную теорию, стимулировали интерес Шольца к математике. Действительно, Сигал [4] [7] предполагает, что любовь Шольца к структуре также была важным фактором в его переходе к математической логике, описывая это так:

Чувство структуры у Шольца было немалым. Он, видимо, считал, что при приеме гостей на обед: (1) следует приглашать не более шести человек; (2) должно быть отличное меню; (3) необходимо спланировать тему обсуждения; и (4) гости должны были заранее как можно лучше подготовиться к этой теме.

В 1925 году он был пэром Карла Барта в Мюнстерском университете, в котором преподавал протестантское богословие . Под влиянием бесед с Шольцем Барт позже писал в 1930/31. его книга Ансельма Кентерберийского о доказательстве Бога « fides quaerens intellectum ».

В 1930-е годы он поддерживал контакты [8] [9] с Аланом Тьюрингом, который позже в письме домой от 22 февраля 1937 года написал по поводу приема его статьи «О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs»: [1]

Я получил два письма с просьбой о перепечатке: одно от Брейтуэйта из Кинга и одно от профессора [так в оригинале] из Германии... Похоже, они очень заинтересовались этой статьей. Я думаю, возможно, это производит определенное впечатление. Я был разочарован приемом здесь. Я ожидал, что Вейль, который несколько лет назад проделал некоторую работу, весьма тесно связанную с этим вопросом, по крайней мере, сделал несколько замечаний по этому поводу. [10]

В Мюнстерском университете его исследования в области математической логики и фундаментальных исследований предоставили множество важных идей, которые способствовали созданию основ теоретической информатики . [2] С самого прибытия в Мюнстер Шольц работал над созданием школы математической логики. [4] К 1935 году его исследовательская группа в Мюнстере уже называлась Мюнстерской школой математической логики . [4] Шольц называет 1936 год годом Мюнстерской школы . рождения [3] В 1936 году его профессорская должность была преобразована в должность лектора по математической логике и фундаментальным исследованиям, а в 1943 году — на первую в Германии кафедру математической логики и фундаментальных исследований. Мюнстерское кресло до сих пор считается одним из лучших в Германии.

Шольц считался платоником и в этом смысле считал математическую логику основой познания. В 1936 году он получил грант от DFG за подготовку трех томов исследований по логике и за редактирование статей Готтлоба Фреге . Его считают первооткрывателем имения Готлоба Фреге . [11]

Гисберт Хазеньягер, диссертацию которого курировал Шольц, в 1961 году выпустил книгу «Основы математической логики» , написанную совместно с Шольцем, несмотря на то, что она была опубликована через пять лет после смерти Шольца. [4]

Работа во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

Первоначально Шольц был доволен ростом нацистской власти в Германии . Называя себя консервативным националистом, называя себя таковым: «Мы чувствовали себя пруссаками до мозга костей»,» [3] и описанный его другом Генрихом Бенке как «недалекий прусский националист». [4] Бенке обнаружил, что обсуждение политических вопросов затруднено. Вначале нацистские законы помогли сделать Мюнстер важным центром логики, поскольку другие сотрудники университетов Геттингена и Берлина были уничтожены.

14 марта 1940 года Шольц направил письмо в отдел образования оккупированной Польши с просьбой освободить Яна Саламуча. [4] который был профессором богословия Краковского университета . Саламуча был отправлен в концентрационный лагерь Заксенхаузен в 1940 году. В октябре 1940 года Шольц получил ответ министра образования, в котором говорилось, что он «оскорбил национальную честь» и ему было запрещено отправлять дальнейшие петиции. [12] Позже Саламуча был освобожден, но убит нацистами в 1944 году. [4] Однако Шольц упорствовал, сначала помогая Альфреду Тарскому , бежавшему из Польши в США, переписываться со своей женой, которая осталась в Польше, а позже помогая польскому логику Яну Лукасевичу , которому он переписывался с 1928 года, покинуть Польшу со своим жену и спрятаться в Германии. [4]

Хотя Шольц осознавал истинную природу нацистов и ненавидел их с середины 1942 года, он оставался в хороших отношениях с нацистскими учеными, такими как Людвиг Бибербах . [4] В период национал-социализма Макс Штек, который защищал немецкую математику , отвергавшую формалистический подход к математике, глубоко выступал против подхода Гильберта , который он называл еврейским, что было худшим возможным оскорблением в Германии того времени. [4] Макс Штек признал «само по себе выдающееся достижение формализма», но раскритиковал «отсутствующий эпистемологический компонент» («В формализме отсутствует какая-либо реальная эпистемология»). [13] и на единственной странице своего основного труда, где он связывает формализм и евреев, он упоминает, что «евреи были фактическими законодателями формализма» («die eigentlichen Schrittmacher des Formalismus»). [14] В ответ на это Бибербах попросил Шольца написать статью для Deutsche Mathematik , чтобы ответить на нападки Штека на математический формализм , что было удивительно, поскольку Бибербах возглавил атаку нацистских математиков на еврейскую математику. Убедившись, что Гильберта не считают «евреем», Шольц написал: «На что направлено формализованное изучение основ математики?». [4] [15] Шольц получил финансирование от Бибербаха еще в 1937 году, что побудило раздосадованного Стека написать в своей книге 1942 года:

То, что Шольц понял, несомненно, заключается в том, чтобы получить от немецкого государства огромные суммы денег на публикацию для этой логической продукции. Мы принципиально отвергаем эту логику, восхваляющую английских эмпириков и сенсорных философов, таких как англичане Локк, Беркли, Юм, и теперь действительно находим время поговорить хоть раз о «великих немцах». [4] [16]

В журнале German Mathematics были еще три статьи Генриха Шольца : «Новое доказательство полноты сокращенной системы аксиом Фрегеана исчисления высказываний» (1936), обзор книги нацистского философа Вольфганга Крамера «Проблема чистого Anschauung» (1938). и рецензия на Андреаса Спайзера » «Комментарий к Пармениду (1938).

Первый в мире семинар по информатике

[ редактировать ]

В конце 2000-х годов Ахим Клаузинг [17] ему было поручено осмотреть оставшееся поместье Шольца в Мюнстерском университете, и, просматривая архивные документы в подвале Института компьютерных наук, Клаузинг обнаружил два оригинальных отпечатка важнейшей публикации Алана Тьюринга, пропавших без вести с тех пор. 1945 год. [18] В данном случае это работа « О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs » 1936 года, которую запросил Шольц, и открытка от Тьюринга. Основываясь на работе Тьюринга и беседах с Шольцем, Клаузинг заявил, что «[это был] первый в мире семинар по информатике». Вторая работа, представлявшая собой статью «Разум» (журнал), датируется 1950 годом и представляет собой трактат о развитии искусственного интеллекта , Тьюринг снабдил их рукописным комментарием. Это, наверное, мой последний экземпляр . [19] Недавно на аукционе Sotheby's аналогичные репродукции Тьюринга без посвящения были проданы за 180 000 евро.

Библиография

[ редактировать ]
  • Христианство и наука в Шлейермахера «Доктрине веры» , 1909 г.
  • Вера и неверие в мировой истории. Один комментарий Августину де Чивитат Деи , 1911 г.
  • Шлейермахер и Гете. Вклад в историю немецкого духа [ Шлейермахер и Гете. Вклад в историю немецкого духа (диссертация) (на немецком языке), Лейпциг: JC Hinrichs, 1913
  • Идеализм как носитель военной мысли . Фридрих Андреас Пертес, Гота , 1915 год. Сочинения Пертеса о Второй мировой войне, том 3.
  • Политика и мораль. Исследование морального характера современной реальной политики . Фридрих Андреас Пертес, Гота, 1915 год. Сочинения Пертеса о мировой войне, том 6.
  • Война и христианство . Фридрих Андреас Пертес, Гота, 1915 год. Сочинения Пертеса о Второй мировой войне, том 7.
  • Сущность немецкого духа . Grote'sche Verlagsbuchhandlung, Берлин, 1917 год.
  • Идея бессмертия как философская проблема , 1920 год.
  • Философия религии . Reuther & Reichard, Берлин, 1921 г., 2-е исправленное издание, 1922 г.
  • О «упадке» Запада. Спор с Освальдом Шпенглером . Ройтер и Райхард, Берлин; 2-е исправленное и дополненное издание, 1921 г.
  • Религиозная философия «как если бы». Обзор Канта и идеалистического позитивизма , 1921 г.
  • Значение философии Гегеля для философов современности . Ройтер и Райхард, Берлин, 1921 г.
  • Наследие учения Канта о пространстве и времени , 1924 год.
  • Основы греческой математики , 1928 год, с Гельмутом Хассе.
  • Эрос и Каритас. Платоническая любовь и любовь в понимании христианства , 1929 год.
  • История логики. Юнкер и Дюннгаупт, Берлин, 1931 г. (1959 г., согласно изложению истории логики Альбера, Фрайбург-им-Брайсгау)
  • Отношение Гете к вопросу о бессмертии , 1934 год.
  • Новая логистическая логика и преподавание естественных наук. В: Исследования и прогресс , Том 11, 1935.
  • Классическая и современная логика. В: Листы немецкой философии , том 10, 1937, стр. 254–281.
  • Фрагменты платоника . Штауфен, Кельн, без даты (1940 г.).
  • Метафизика как строгая наука . Штауфен, Кельн, 1941 г.
  • Новая форма фундаментальных исследований. Исследования и прогресс № 35/36, 1941 г.р., стр. 382 и далее.
  • Логика, грамматика, метафизика . В: Архивы философии , том 1, 1947, стр. 39–80.
  • Встреча с Ницше . Борозда, Тюбинген, 1948 г.
  • Принципы математической логики. Берлин, Геттинген, 1961 Гисберт Хазеньягер.
  • Матезис универсальный. Очерки философии как строгой науки под редакцией Ганса Гермеса , Фридриха Камбартеля и Иоахима Риттера , University Press, Дармштадт, 1961.
  • Шольц Лейбниц и математическая основа исследований, годовой отчет Немецкого математического клуба, 1943 г.
  • Ель и Наполеон . В: Прусские ежегодники (на немецком языке), том 152, 1913 г., стр. 1–12.
  • Религиозная философия «как если бы» . В: Анналы философии , 1 том 1919 г., стр. 27–113.
  • Религиозная философия «как если бы» . В: Анналы философии , 3 Bd, H. 1 1923, стр. 1–73.
  • Почему греки не построили иррациональные числа ?. В: Кантские исследования , том 3, 1928, стр. 35–72.
  • Августин и Декарт . В: Листы немецкой философии , том 5, 1932, выпуск 4, стр. 405–423.
  • Идея Бога в математике . В: Листы немецкой философии , том 8, 1934/35, стр. 318–338.
  • Логика, грамматика, метафизика . В: Архивы права и социальной философии , том 36, 1943/44, стр. 393–433.
  1. ^ Перейти обратно: а б Алан Тьюринг: « О вычислимых числах с применением к проблеме Entscheidungs ». В: Труды Лондонского математического общества , 2-я серия, том. 42 (1937), стр. 230–265.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Ганс-Кристоф Шмидт-ам-Буш и Кай Ф. Вемайер , «Это единственный след, который я оставляю». Документы об истории Института математической логики и фундаментальных исследований», В: Генрих Шольц: логик, философ, теолог, изд. . Х.-К. Шмидт-ам-Буш и К.Ф. Вемайер, mentis Verlag, Падерборн, 2005, 93–101.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Эккарт Менцлер-Тротт (1 января 2007 г.). Потерянный гений логики: жизнь Герхарда Генцена . Американское математическое соц. стр. 183–. ISBN  978-0-8218-9129-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «История Генриха Шольца» . Университет Сент-Эндрюс . Школа математики и статистики Университета Сент-Эндрюс, Шотландия. Июль 2009 года . Проверено 15 декабря 2012 г.
  5. ^ Шлейермахер и Гете. вклад в историю немецкого духа ( Шлейермахер и Гете : диссертация) (на немецком языке), Лейпциг: JC Hinrichs, 1913
  6. ^ «Институт математической логики и фундаментальных исследований» . Университет Мюнстера . Проверено 15 декабря 2013 г.
  7. ^ Сигал, С.Л. (2003). Математики при нацистах . Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691164632 .
  8. ^ Машинописная открытка, Генрих Шольц. 11 февраля 1937 г. , Цифровой архив Тьюринга , получено 23 января 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ Машинописная открытка, Генрих Шольц. 5 марта 1937 г. , Цифровой архив Тьюринга , получено 23 января 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Коупленд, Б. Джек, изд. (2004), «Системы логики, основанные на ординалах (1938), включая выдержки из переписки Тьюринга, 1936–1938», « Основные работы Тьюринга: основополагающие труды по вычислительной технике, логике, философии, искусственному интеллекту и искусственной жизни: плюс секреты Энигма , Оксфорд: Clarendon Press, стр. 131, ISBN  9780198250791
  11. ^ Кай Ф. Вемайер и Ханс-Кристоф Шмидт-ам-Буш, «В поисках поместья Фреге». В: Готтлоб Фреге: Работы и влияние, изд. Г. Габриэль и У. Дате, mentis Verlag, Падерборн, 2005, 267–281.
  12. ^ Вита в Uni Münster (на немецком языке, стр.111-118 = стр.23-30 в PDF-документе), здесь: стр.114-115 = стр.26-27
  13. ^ Макс Штек: «Математика как концепция и форма» (т.е. «Математика как концепция и модель»), Макс Нимейер Верлаг, Галле (Заале), 1942, страницы 27, 28.
  14. ^ Макс Штек: «Основная проблема математики», 2-е расширенное издание, Dr. Георг Люттке Верлаг, Берлин, 1943 г., стр. 204.
  15. ^ Генрих Шольц (июль 1943 г.). «Чего хотят формализованные фундаментальные исследования?». Немецкая математика . 7 (2/3): 206–248.
  16. ^ Макс Штек, Основная проблема математики, 2-е издание, Георг Люттке Верлаг, Берлин, 1943, стр. 157; прямая цитата из книги Макса Штека: «То, что Шольц понял, несомненно, состоит в том, чтобы отказаться от утверждений первого издания нашей книги как принадлежащих истории мысли и стать личными. Мы принципиально отвергаем эту формальную математическую логику, которая восхваляет английскую эмпирики и сенсорные философы, такие как «великие англичане Локк, Беркли, Юм» (Генрих Шольц на стр. 15), и теперь действительно находят время поговорить хоть раз о «великих немцах». (Оригинальный немецкий текст Макса Штека: «То, что он понял, несомненно, состоит в том, чтобы отрицать утверждения в 1-м издании нашей книги как интеллектуально-исторические разработки и превращать их в личные. Мы принципиально отвергаем эту логику, которую английские эмпирики а сенсуалисты называют «великих англичан, Локка, Беркли, Юма» священниками (по словам Генриха Шольца, там же, стр. 15) и думают, что теперь самое время поговорить о «великих немцах». )
  17. ^ «Профессор доктор Ахим Клаузинг» . Мюнстер: Вестфальский университет Вильгельма в Мюнстере. 2 апреля 2022 г. . Проверено 2 апреля 2022 г.
  18. ^ «По следам пионера: в университетской библиотеке Мюнстера хранятся оригинальные гравюры ученого-компьютерщика Алана Тьюринга». Вестфальские новости . Мюнстер: Westfälische Nachrichten Elmar Ries. 28 января 2013 г.
  19. ^ Тьюринг, Алан (октябрь 1950 г.). «Вычислительная техника и интеллект» . Институт компьютерных наук Мюнстерского университета . Разум, Ежеквартальный обзор психологии и философии, том LIX, № 236 . Проверено 15 декабря 2013 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Гермес, Ганс (1955), «Генрих Шольц по случаю его 70-летия», Отчеты математическо-физического семестра (на немецком языке), 4 : 165–170, ISSN   0340-4897
  • Линневебер-Ламмерскиттен, Хельмут (1995). «Шольц, Генрих». Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 9: «Шарлинг, Карл Хенрик – Шелдон, Чарльз Монро». Герцберг: Трауготт Баутц. столбцы. 683-687. ISBN  978-3-88309-058-0 .
  • Мешковский, Герберт (1984), «Генрих Шольц. К 100-летию со дня рождения фундаментального исследователя» [Генрих Шольц. К 100-летию со дня рождения фундаментального исследователя. Гуманизм и техника. Ежегодник 1984 г. (на немецком языке), том. 27, Берлин: Общество друзей Берлинского технического университета e. В., стр. 28–52, ISSN   0439-884X.
  • Молендейк, Арье Л. (1991), Из тьмы к свету. Наука и теология в мышлении Генриха Шольца. С неопубликованной серией тезисов Генриха Шольца и Карла Барта [ Из тьмы к свету. Наука и теология в мыслях Генриха Шольца. С неопубликованными сборниками тезисов Генриха Шольца и Карла Барта ], Амстердамские исследования по теологии (на немецком языке), том. 8, Амстердам / Атланта, Джорджия: Editions Rodopi, ISBN  978-9051832471
  • Пекхаус, Волкер (1998–1999), «Моральная целостность в трудный период: Бет и Шольц» , Philosophia Scientiae , 3 (4): 151–173 , получено 18 января 2019 г.
  • Пекхаус, Фолькер (2018), «Генрих Шольц» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Стэнфорд, Калифорния: Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет , получено 18 января 2019 г.
  • Шмидт-ам-Буш, Ганс-Кристоф; Вемайер, Кай Ф. , ред. (2005). Генрих Шольц – логик, философ, теолог [ Генрих Шольц – логик, философ, теолог ] (на немецком и английском языках). Падерборн, Германия: Ментис. ISBN  978-3897852792 .
  • Шмидт-ам-Буш, Ганс-Кристоф (2007), «Шольц, Генрих» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 23, стр. 454–455 , получено 18 января 2019 г.

Внешние работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99fa8ec7ac39aa577897f054ebc8b223__1721868480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/23/99fa8ec7ac39aa577897f054ebc8b223.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heinrich Scholz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)