Карл Адам (теолог)
Карл Адам | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 1 апреля 1966 г. Тюбинген , Баден-Вюртемберг , Германия | ( 89 лет
Образование | Мюнхенский университет |
Занятие | Богослов |
Заметная работа | Дух католицизма (1924) Христос веры (1954) |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Тюбингенская школа |
Основные интересы | Христология , экклезиология , экуменизм , историческое богословие , систематическое богословие |
Карл Адам (22 октября 1876 — 1 апреля 1966) — немецкий католический богослов , известный своими работами в области экклезиологии и христологии . Большую часть своей академической карьеры он провел в Тюбингенском университете , где опубликовал работы под влиянием Lebensphilosophie и немецкого романтизма, в том числе «Дух католицизма» (1924), в которых приводились доводы в пользу понимания церкви как сообщества и возрождения христианской веры. . После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году Адам стремился к сближению между нацистским режимом и Немецкой католической церковью . Преследуя эту цель, в эпоху нацизма он опубликовал работы, в которых стремился примирить аспекты католической и националистической мысли, защищал нацистское антиеврейское законодательство и выражал антисемитские настроения. Его более поздняя работа включала «Христос веры» сборник лекций по христологии (1954).
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Карл Адам родился в Пурсруке , недалеко от Регенсбурга в Верхнем Пфальце , Бавария , 22 октября 1876 года. [1] У него был брат Август Адам , который также стал священником, а позже стал критиком нацистского режима. [2] [3] Вскоре после рукоположения в священники Регенсбургской епархии в 1900 году он поступил в Мюнхенский университет , изучая историческое и систематическое богословие . [4] Он работал над латинскими отцами в Мюнхене и получил докторскую степень в 1904 году, защитив диссертацию по Тертуллиана , и получил хабилитацию в 1908 году, завершив работу по евхаристическому богословию Августина экклезиологии . [5] В этот период на мысль Адама оказали влияние Игнац фон Доллингер , Альберт Эрхард и Йозеф Шнитцер . [4]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Адам преподавал с 1908 по 1917 год в гимназии Вильгельма в Мюнхене и был наставником сыновей Рупрехта, наследного принца Баварии . [5] В 1910 году он опубликовал статью, критикующую требование Пия X о том, чтобы священники принесли присягу против модернизма , которую он назвал «официальным уведомлением о смерти всех католических ученых» в Германии. [1] Это привело к расследованию Священной канцелярии , которое закончилось, когда наследный принц Рупрехт вмешался от имени Адама. [5] В 1917 году он завершил монографии , посвященные Папы Калликста I наставлениям о покаянии и рассказу Августина о прощении грехов. [5] В том же году он начал преподавать в Страсбургском университете , но в следующем году был вынужден покинуть Страсбург из-за положения Версальского договора , запрещавшего немцам занимать должности на французской государственной службе. [4] Затем он перешел в Тюбингенский университет , где занял должность профессора систематического богословия. [4] Его работа в период с 1900 по 1918 год была сосредоточена на историческом богословии. [6]
С 1919 года работа Адама касалась преимущественно систематического богословия. [6] В эти годы он защищал экуменизм и критиковал структуры и иерархии в церкви, которые он считал устаревшими. [7] Заняв должность в Тюбингене в 1919 году, он публично заявил о своем намерении продолжить традицию Тюбингенской школы , которая делала упор на научный диалог между католическими и протестантскими богословами. [8] Он оставался в Тюбингене в течение трех десятилетий, где его работа была сосредоточена на критике церкви, критике современности и развитии современной теологии. [4] В этот период он также опирался на традицию Lebensphilosophie , школы мысли, уходящей корнями в немецкий романтизм , которая подчеркивала взаимосвязанность жизни. [9] Этот аспект его работы, наряду с использованием им немецкого языка, а не латыни, и его акцентом на человечности Иисуса, снова привлек внимание Священной канцелярии, и его книга « Дух католицизма» (1924) оказалась под угрозой размещения на Индекс Librorum Prohibitorum в 1932 году. [10] [11] В конце концов, однако, ему сообщили, что ни «Дух католицизма» , ни «Христос, Брат наш» (1927), ни «Сын Божий» (1933) не будут осуждены, если он внесет в тексты определенные изменения, что он и сделал в 1933 году. [10]
нацистская эпоха
[ редактировать ]Адам был одним из нескольких немецких католических богословов, которые стремились к сближению церкви и нацистской Германии после прихода к власти Адольфа Гитлера . [12] [13] Он видел свою роль посредника между церковью и нацистским режимом. [14] и предполагал новые отношения между церковью и государством, в которых церковь будет оказывать большее влияние как часть корпоративистской или коммунитарной системы. [13] В то время как другие католические богословы в Тюбингене не выступали публично против нацистского режима, Адам необычно публично стремился стать посредником между церковью и режимом. [15] Тем не менее, он так и не стал членом нацистской партии . [13]
Начало 1930-х годов
[ редактировать ]В своем эссе 1933 года «Немецкая национальность и католическое христианство» (« Deutsches Volkstum und katholisches Christentum ») Адам утверждал, что немецкая нация должна быть прежде всего сферой христиан немецкого происхождения, а не быть плюралистическим светским обществом. [16] В эссе рассматривались отношения между католицизмом и «немецкой расой» с точки зрения соотношения природы и благодати . [14] Основываясь на аргументе Карла Эшвайлера , Адам утверждал, что протестантизм требует разделения церкви и государства , поскольку он рассматривает природу и благодать как противоположные, тогда как в католицизме природа и благодать переплетаются, и, следовательно, так же должно быть и церковь и государство. [17] В этой модели государство будет контролировать естественный порядок вещей, в то время как церковь будет иметь первенство в вопросах сверхъестественного. [18] В эссе утверждается, что церковь способна наблюдать «кровные определения расы или народа», так что католицизм принимает разные формы в разных странах. [19] Адам назвал церковь «истинной матерью всей этническо-расовой идентичности» и заявил, что национализм и католицизм могут дополнять друг друга. [20] В том же эссе Адам утверждал, что нацистское антиеврейское законодательство было оправдано обязательством немцев укреплять свою расовую идентичность, обязательством, которое, как он утверждал, возникло в Ветхом Завете . [20] и косвенно поддержал нацистский бойкот еврейского бизнеса и Закон о восстановлении профессиональной государственной службы . [18] Тем не менее, Адам также утверждал, что христиане обязаны относиться к евреям справедливо и с любовью и что отрицать еврейство Иисуса было неправильно . [20]
В то время как экклезиологическая работа Адама в 1920-х годах подчеркивала универсальность церкви и ее связь с общей человечностью людей, в 1933 году он начал рассматривать единство между Христом и людьми в церкви как основанное на расовых и этнических различиях. [21] Он утверждал, что церковь может процветать среди группы людей только в той степени, в которой она принимает черты этих людей, и что немецкоязычная церковь должна способствовать укреплению немецкой расовой и этнической идентичности. [22]
В речи 1934 года Адам раскритиковал поддержку нацистским государством Движения немецкой веры , неоязыческого религиозного движения, призывавшего немцев отказаться от христианства. [23] Адам утверждал, что сила немецкой нации зависит от продолжающегося господства христианства. [16] [24] и что неоязычники не смогли признать положительное влияние христианства на немецкую культуру на протяжении веков. [16] Сразу после выступления он был осужден в нацистской газете и подвергся преследованиям со стороны Sturmabteilung . [24] [25] Через несколько дней его лицензия на преподавание была отозвана, а курсы отменены. [26] На следующей неделе он был восстановлен в должности, пообещав больше не критиковать нацизм. [27]
«Духовная ситуация немецкого католицизма» (1939).
[ редактировать ]Адам вновь вошел в политическую сферу после вторжения в Польшу в 1939 году. [27] Он прочитал лекцию под названием «Духовная ситуация немецкого католицизма» (« Die geistige Lage des deutschen Katholizismus »), в которой предложил три способа укрепления христианской веры в Германии, которые, по его мнению, также укрепят нацию и будут способствовать смешению Католицизм и немецкая культура: что церковь должна разрешить призыв священников в Вермахт , что церковь должна разрешить использование немецкого языка в католической мессе и что Папа должен канонизировать больше немцев. [28] [29] Его цель заключалась в том, чтобы побудить католицизм к модернизации, реагируя на «позитивные» элементы нацизма, и ограничить влияние немецкого движения веры, чтобы предотвратить распад христианства в нацистском государстве. [30] Не называя Немецкое движение веры или какую-либо другую неоязыческую группу, он описал «новое мировоззрение , нехристианское и антихристианское религиозное движение», заполняющее вакуум, образовавшийся в результате упадка христианства. [31] Лекция понравилась пронацистским католикам и разозлила католических противников нацизма. [32] Йозеф Йоос обвинил Адама в принижении католической доктрины и неспособности подчеркнуть различия между католицизмом и нацизмом, а епископ Йозеф Кумпфмюллер сказал Адаму, что лекция нанесла вред церкви, и приказал ему прекратить публично говорить о войне. [32] [33]
Бернхард Лихтенберг написал Адаму после прочтения стенограммы лекции, обвинив его в «фатальной неопределенности» под предлогом четкого определения статуса немецкого католицизма. [34] Лихтенберг раскритиковал аргумент Адама о том, что немецкие католики должны подчиняться нацистским властям, утверждал, что Адам принял попытки нацистов сделать католическую доктрину вторичной по отношению к другим мировоззрениям , и обвинил Адама в том, что он запутывает концепцию самого мировоззрения , рассматривая его как исключительно светское явление, а затем позже используя термин в отношении богословских вопросов. [35] Он утверждал, что Адам упустил из виду антихристианские и антикатолические темы нацизма, и возражал против формулировки Адамом концепций первородного греха и «немецкой природы». [36] В заключение Лихтенберг отметил, что практические предложения Адама в значительной степени уже реализованы. [37] Позже Лихтенберг был арестован, признан виновным в нарушении Закона о кафедре и Закона о предательстве 1934 года , заключен в тюрьму и умер во время перевозки в концентрационный лагерь Дахау . [38]
«Иисус, Христос и мы, немцы» (1943)
[ редактировать ]В 1943 году Адам написал книгу «Иисус, Христос и мы, немцы» (« Jesus, der Christus, und wir Deutsche »), в которой выразил антисемитские настроения и одновременно защищал христианство от неоязыческой критики. [32] В эссе утверждалось, что, хотя Иисус был евреем, он не был таковым в чистом виде, поскольку он происходил из Галилеи , региона, где межрасовые браки были обычным явлением, и поскольку Непорочное зачатие Девы Марии означало, что у него не было «уродливых характеров и сил, которые мы осуждаем». у чистокровных евреев». [39] В эссе также подтверждается сильная связь, которую Адам видел между духом христианства и духом нацизма. [40] [41] Это была последняя попытка Адама соединить католицизм и нацизм. [42]
Причины Адама примириться с нацизмом
[ редактировать ]Криг утверждал, что стремление Адама к компромиссу между церковью и нацистским правительством было связано с его верой в то, что церковь должна играть центральную и фундаментальную роль в обществе и государстве. [43] Криг также утверждает, что политическая наивность Адама была во многом результатом его зависимости от идей и категорий немецкого романтизма, которая привела его к представлению о национальном сообществе в гармоничном отношении к церкви и, таким образом, к неправильной оценке политических реалий и неспособности осознать несовместимость нацистской идеологии с христианской верой. [44] Криг утверждает, что в дополнение к своему романтизму политическая позиция Адама также основывалась на мнении о том, что Германии угрожает современность и тенденции к демократии, индивидуализму, секуляризации и современному понятию свободы, которое способствует разнообразию. [45] Эти тенденции, по мнению Адама, требовали новых социальных и политических образований, которые восстановили бы порядок и поощряли сообщество, традиции и христианскую веру. [46] Богослов Клаус Шац утверждал, что «склонность Адама к «витальному» и «органическому» и его неприятие рационализма и либерализма способствовали его готовности приспособиться к нацизму. [45]
Роберт Спайсер утверждает, что выражение Адамом общих тем, объединяющих католицизм и нацизм, можно рассматривать как соответствующее темам школьного богословия Тюбингена. В то время как его предшественники в Тюбингене пытались поместить христианство в культуру того времени, конкретная культура, в которой действовал Адам, в значительной степени находилась под влиянием нацистской идеологии. [47] Спайсер утверждает, что, хотя попытки Адама обратиться к нацизму были понятны в начале 1930-х годов, к 1939 году, после «Хрустальной ночи» и преследований нацистами католической церкви, они стали непонятными. [47] Спайсер утверждает, что Адам «позволил настолько повлиять на себя национал-социалистической среде, что не мог правильно отличить то, что ему следует принять, а что отвергнуть в идеологии движения». [48] Джон Коннелли утверждает, что Адам видел в Гитлере фигуру, способную преодолеть разрыв между немецкими католиками и протестантами, в соответствии с его прежней поддержкой экуменизма. [7]
Послевоенная карьера и смерть
[ редактировать ]Тюбингенский университет был оккупирован французской армией в 1945 году в рамках процесса денацификации . [40] Ни Адам, ни кто-либо из других католических теологов Тюбингена не были среди тех, кто был заключен в тюрьму или лишен права преподавания за пропаганду нацизма или нарушения прав человека нацистским режимом. [40] В послевоенной Германии не было опубликовано ни одной работы, ставящей под сомнение или порицающую поддержку Адамом нацизма. [49] Криг пишет, что «неясно… признавал ли Адам… когда-либо свое неправильное суждение и соучастие в Третьем рейхе». [50]
В послевоенные годы Адам включился в экуменическое движение и подчеркнул необходимость сотрудничества между немецкими католиками и протестантами. [51] Как один из первых немецких католических богословов, внесших вклад в экуменизм, он утверждал, что протестантов и католиков объединяет вера в определенные христианские истины, и отчасти это мотивировалось его неизменной верой в то, что христианство должно составить основу немецкого правительства и общества. [11] Адам вышел на пенсию в 1949 году, став почетным профессором Тюбингена. [11] Он ушел из общественной жизни в 1950-х годах. [50] и был номинирован в состав подготовительной комиссии Второго Ватиканского собора в 1959 году, но отказался по состоянию здоровья. [52] Адам умер в Тюбингене 1 апреля 1966 года. [50]
Работает
[ редактировать ]Среди самых известных работ Адама — «Дух католицизма» (1924), «Сын Божий» (1934), «Христос, брат наш» (1929) и «Христос веры» (1954). [53] Криг называет четыре центральные концепции теологии Адама: во-первых, взгляд на Христа как на единственного посредника между Богом и творением и как на единственную фигуру, объединяющую божественный и человеческий миры; во-вторых, представление о церкви как о Теле Христовом , существующем для того, чтобы Христос присутствовал в мире; в-третьих, описание христианства как веры конкретно в контексте церковной общины; и в-четвертых, пессимистическая оценка западной цивилизации , которая, по его мнению, переживала длительный упадок. [54] Книги Адама были адресованы широкому читателю, а не исключительно богословам. [55]
Дух католицизма (1924)
[ редактировать ]В «Духе католицизма» (1924) Адам критиковал рационализм , который, как он утверждал, дистанцировал людей от самих себя, от своих сообществ и от Бога; Просвещение , которое, как он утверждал, отдавало приоритет интеллекту над чувствами и отношениями; и сама современность. [55] В своей критике он опирался на мысли Макса Шелера . [55] Рассуждая аналогично Джозефу Лорцу и Освальду Шпенглеру , Адам диагностировал многовековой духовный и культурный упадок западной цивилизации, который, как он утверждал, начался в позднем средневековье и достиг кульминации в эпоху Просвещения. [56] Однако он утверждал, что этот упадок можно остановить путем возрождения веры во Христа и церковь. [56]
Представление о церкви в «Духе католицизма» отличалось от нео-схоластических концепций церкви как института и от протестантского понимания церкви как собрания личностей. [57] Адам отверг как Первого Ватиканского Собора оценку церкви юридическую , так и такие версии, как теория Фридриха Хайлера , который рассматривал церковь как «комплекс противоположностей», объединенных папской властью. [58] Вместо них Адам использовал работу Иоганна Адама Мёлера , описывая церковь как прежде всего общину. [6] и на описании апостолом Павлом церкви как Тела Христова. [57] Книга также отвергает Адольфа фон Гарнака акцент на историческом Иисусе , подчеркивая керигматическую христологию, родственную христологии Иоганна фон Куна . [11]
Карл Хайм , протестантский коллега Адама в Тюбингене, ответил на «Дух католицизма» серией лекций, которые были опубликованы под названием «Природа протестантизма» в 1925 году. [53] Джордж Оруэлл сделал рецензию на «Дух католицизма» в The New English Weekly в 1932 году. Оруэлл отличал книгу от работ «католической пропаганды», в которых основное внимание уделяется основам католической веры и критике ее противников; Оруэлл, напротив, похвалил Адама за его внимание к тому, «что происходит внутри католической души». [59] Основное значение книги для некатоликов, как утверждал Оруэлл, заключается в том, что она является примером «еврейской гордости и исключительности католического мышления». [60]
«Дух католицизма» был переведен на 13 языков и оказал влияние на таких мыслителей, как Роберт Макафи Браун , Дороти Дэй , Томас Мертон , Фланнери О'Коннор , Алек Видлер , Эвелин Андерхилл и Папа Павел VI , которые опирались на него в своем папском послании. энциклика Ecclesiam suam . [61] Это было одно из самых читаемых произведений немецкой католической мысли первой половины 20 века. [53] Криг описал «Дух католицизма» как «одно из наиболее важных исследований католического богословия в период между Первым Ватиканским собором (1869–70) и Вторым Ватиканским собором (1962–65)». [61]
Христос веры (1954)
[ редактировать ]«Христос веры» Сборник лекций (1954) представляет собой исчерпывающую историю христологии и последнюю крупную работу Адама. [50] [62] В лекциях обсуждаются источники христологии и рассказывается история противоречий в этой области, а затем рассматривается доктрина спасения . [63] Здесь Адам определяет христологию как изучение образов Христа, из которых он выделяет три: «догматический образ», найденный в доктрине, «отраженный образ», найденный в Библии, и «живой образ», сформированный посредством встречи два других изображения и церковь. [64]
Джунипер Каммингс, рецензируя английский перевод « Христа веры », отказалась поддержать книгу «безоговорочно», отметив, что некоторые утверждения могут быть искажены, в то время как другие страдают от неточности, но отметила, что многие из ее очевидных недостатков на самом деле могут быть искажены. быть «законными разногласиями богословских взглядов», а другие могут быть обусловлены недостаточным вниманием к обновлению лекций при их составлении. [65] Фланнери О'Коннор в своей рецензии, опубликованной в 1958 году, определила, что «Христос веры» содержит неявный аргумент против попыток реконструировать христианство как синкретическую религию , похвалила содержащуюся в книге критику «ошибок либерального богословия» и охарактеризовала ее как « шедевральная работа одного из величайших ныне живущих богословов Церкви». [66]
Другие работы
[ редактировать ]В эссе «Вера и научное исследование веры в католицизме» (« Glauben und Glaubenswissenschaft im Katholizismus », 1920) Адам разработал концепцию веры, которая отличалась от нео-схоластических и рационалистических подходов, в которых вера по существу является частной, и утверждал, что эта вера имеет общинный характер, связанный со встречами со Христом, происходящими в церкви. [67]
В книге «Христос, наш брат» (1927) Адам сосредотачивается на евангельских рассказах о Иисуса. жизни и учениях [11] и приводит доводы, опять же вопреки нео-схоластике, в пользу человечности Христа: вместо того, чтобы рассматривать его как пассивного или слабого, Адам описывает Христа как воплощение лучших качеств человечества и достижение его самого полного потенциала. [57] В этом прочтении воплощение Христа рассматривается как центральное событие в человеческой истории и как олицетворение встречи человеческого и божественного не через восхождение первого, а скорее через нисхождение последнего. [68]
«Христос и западный разум» (1928) снова опирался на Шелера в критике современности, рационализма и Просвещения. [69] Здесь Адам описал процесс секуляризации, начавшийся в позднем средневековье и включивший в себя Реформацию и Просвещение. [70] Он снова доказывал необходимость возвращения ко Христу и церкви, что потребует ясного изложения христианского учения. [67]
Сын Божий (1933) аналогичным образом рассматривает евангельские рассказы об Иисусе: [11] и выступает за человечность Христа [57] и центральное место воплощения Христа . [68] На Сына Божьего также повлияла Фридриха Ницше . жизненная философия [71] и был широко переведен. [62]
«Единый и святой» В сборнике эссе (1948) выражается поддержка экуменизма . [62] [50]
Оценка
[ редактировать ]Криг описывает Адама как «одного из самых творческих теологов начала двадцатого века» и, из-за его поддержки нацизма, «одного из самых наивных». [61] Криг утверждает, что Адам сыграл значительную роль в обновлении католического богословия в первой половине 20 века. [50] [72] но ослабил христианское сопротивление Гитлеру, подчеркнув предполагаемую точку соприкосновения, объединяющую нацизм и католицизм. [50] Криг считает пессимистическую оценку Адамом западной цивилизации фатальным недостатком его мышления, который заставил его искать компромисса с нацизмом. [73] Теория истории Адама, утверждает Криг, была недостаточно сложной и не учитывала способность церкви и традиции адаптироваться. [73]
Криг утверждает, что, хотя Адам предвосхитил идеи Второго Ватиканского Собора в своем рассказе о человечности Христа и церкви как сообществе, он остался в пределах горизонта Первого Ватиканского Собора в своем неприятии современных идей свободы. [74] Криг предполагает, что жизнь и деятельность Адама преподают урок невозможности «повернуть время вспять, чтобы восстановить отношения, существовавшие между Церковью и государством в более раннюю эпоху». [75] Однако, по мнению Крига, теология Адама также дает положительный урок, поскольку Адам в «Духе католицизма» признал, что церкви придется адаптироваться к неевропейским культурам и диверсифицироваться. [76]
Джеймс Кэрролл описал Адама как «возможно, самого известного католического богослова своего поколения» и назвал это выдающееся положение причиной важности позиции Адама в отношении нацизма. [77] В своей статье в журнале Commonweal в 2008 году Джон Коннелли утверждал, что связь Адама с нацизмом указывает на «опасность спекуляций и суждений об исполнении воли Бога в истории». [78] Коннелли также описал Адама как «редкого богослова, который сделал присутствие Бога осязаемым», назвав это причиной, по которой Адама не следует забывать. [78]
Список работ
[ редактировать ]- «Вера и научное изучение веры в католицизме» (1920).
- Дух католицизма (1924)
- Христос, наш Брат (1927)
- Христос и западный разум (1928)
- Сын Божий (1933)
- «Иисус, Христос и мы, немцы» (1943)
- Один и святой (1948)
- Христос веры (1954)
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Война 1999 года , с. 436.
- ^ Война 2004 , с. 202 н. 39.
- ^ Ленер 2007 .
- ^ Jump up to: а б с д и Война 2004 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б с д Война 2004 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с Война 1999 года , с. 437.
- ^ Jump up to: а б Коннелли 2012 , с. 19.
- ^ Война 1984 г. , с. 458.
- ^ Война 2004 г. , стр. 85–6.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Война 1999 года , с. 438.
- ^ Война 2004 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Война 1999 года , с. 443.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 97.
- ^ Война 2004 г. , стр. 93–4.
- ^ Jump up to: а б с Война 1999 года , с. 445.
- ^ Война 2004 г. , стр. 97–8.
- ^ Jump up to: а б Война 1999 года , с. 444.
- ^ Война 2004 г. , стр. 98–9.
- ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 99.
- ^ Война 2004 г. , стр. 166–7.
- ^ Война 2004 , с. 167.
- ^ Война 2004 г. , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 100.
- ^ Война 1999 г. , с. 446.
- ^ Война 2004 г. , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 101.
- ^ Война 2004 г. , стр. 101–2.
- ^ Война 1999 г. , стр. 446–7.
- ^ Спайсер 2001 , стр. 250–1.
- ^ Спайсер 2001 , стр. 251–2.
- ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 102.
- ^ Война 1999 г. , с. 447.
- ^ Спайсер 2001 , с. 257.
- ^ Спайсер 2001 , с. 258.
- ^ Спайсер 2001 , с. 259.
- ^ Спайсер 2001 , с. 260.
- ^ Спайсер 2001 , стр. 265–70.
- ^ Война 2004 г. , стр. 102–3.
- ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 103.
- ^ Война 1999 г. , с. 448.
- ^ Война 1999 г. , с. 48.
- ^ Война 1999 г. , с. 435.
- ^ Война 2004 г. , стр. 104–5.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 105.
- ^ Война 2004 г. , стр. 105–6.
- ^ Jump up to: а б Спайсер 2001 , с. 253.
- ^ Спайсер 2001 , с. 254.
- ^ Коннелли 2012 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Война 2004 , с. 104.
- ^ Война 2004 г. , стр. 103–4.
- ^ Война 1999 г. , с. 439.
- ^ Jump up to: а б с Черный 2005 , с. 415.
- ^ Война 1999 г. , стр. 439–42.
- ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с д Война 2004 , с. 90.
- ^ Война 1999 г. , стр. 437–8.
- ^ Оруэлл 1968 , с. 103.
- ^ Оруэлл 1968 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с Миснер 2003 , с. 107.
- ^ Каммингс 1958 , с. 80.
- ^ Война 1984 г. , с. 460.
- ^ Каммингс 1958 , стр. 80–83.
- ^ О'Коннор 1983 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Война 2004 г. , стр. 90–91.
- ^ Война 2004 , стр. 87, 88.
- ^ Война 2004 г. , стр. 88–9.
- ^ Война 1984 г. , с. 470.
- ^ Война 1984 г. , стр. 458–9.
- ^ Jump up to: а б Война 1999 года , с. 449.
- ^ Война 1999 г. , с. 454.
- ^ Война 1999 г. , с. 455.
- ^ Война 1999 г. , с. 456.
- ^ Кэрролл 2002 , с. 518.
- ^ Jump up to: а б Коннелли 2008 .
Источники
[ редактировать ]- Кэрролл, Джеймс (2002). Меч Константина: Церковь и евреи: История . Хоутон Миффлин. ISBN 061821908-0 .
- Коннелли, Джон (14 января 2008 г.). «Реформатор и расист: парадоксальное наследие Карла Адама» . Содружество .
- Коннелли, Джон (2012). От врага к брату: революция в католическом учении о евреях, 1933–1965 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-067406488-1 .
- Каммингс, Можжевельник (1958). «Рецензия на «Христос веры книгу Карла Адама ». Томист . 21 (1): 80–84. дои : 10.1353/th.1958.0004 .
- Криг, Роберт А. (1984). «Христология Карла Адама: к посткритическому методу». Журнал Хейтропа . 25 (4): 456–474. дои : 10.1111/j.1468-2265.1984.tb00559.x .
- Криг, Роберт А. (1999). «Карл Адам, национал-социализм и христианская традиция» (PDF) . Богословские исследования . 60 (3): 432–456. дои : 10.1177/004056399906000302 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 марта 2017 года.
- Криг, Роберт А. (2004). Католические богословы в нацистской Германии . Континуум . ISBN 978-144119120-5 .
- Ленер, Ульрих Л. (22 января 2007 г.). «Неправильная мудрость: чему Папа научился у Августа Адама» . Содружество . Проверено 2 сентября 2020 г.
- Миснер, П. (2003). «Адам, Карл» . Новая католическая энциклопедия . Том. 1 (2-е изд.). Гейл . п. 107.
- О'Коннор, Фланнери (1983) [Впервые опубликовано в 1958 году]. «Рецензия на «Встречу любви и познания» М. К. Д'Арси и «Христа веры » Карла Адама». В Мартине, Картер В. (ред.). Присутствие благодати и другие рецензии на книгу . Издательство Университета Джорджии. стр. 54–55. ISBN 978-082030663-6 – через Интернет-архив .
- Оруэлл, Джордж (1968) [Впервые опубликовано в 1932 году]. "Обзор". У Оруэлла, Соня ; Ангус, Ян (ред.). Сборник эссе, журналистики и писем Джорджа Оруэлла, Том 1: Такая эпоха, 1920–1940 гг . Пингвин. стр. 102–105.
- Шварц, Ганс (2005). Богословие в глобальном контексте: последние двести лет . Уильям Б. Эрдманс. ISBN 978-080282986-3 .
- Спайсер, Кевин (2001). «Последние годы сопротивления в Берлинской епархии: конфликт Бернхарда Лихтенберга с Карлом Адамом и его роковое заключение». История Церкви . 70 (2): 248–270. дои : 10.2307/3654453 . JSTOR 3654453 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Криг, Роберт А. (1992). Карл Адам: католицизм в немецкой культуре . Издательство Университета Нотр-Дам.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1876 рождений
- 1966 смертей
- Немецкие католические богословы ХХ века
- Немецкие римско-католические священники XX века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Выпускники Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- нацисты
- Люди из Королевства Бавария
- Люди из Верхнего Пфальца
- Академический состав Страсбургского университета
- Академический состав Тюбингенского университета