Jump to content

Карл Адам (теолог)

Карл Адам
Рожденный ( 1876-10-22 ) 22 октября 1876 г.
Умер 1 апреля 1966 г. ) ( 1966-04-01 ) ( 89 лет
Образование Мюнхенский университет
Занятие Богослов
Заметная работа Дух католицизма (1924)
Христос веры (1954)
Богословская работа
Традиция или движение Тюбингенская школа
Основные интересы Христология , экклезиология , экуменизм , историческое богословие , систематическое богословие

Карл Адам (22 октября 1876 — 1 апреля 1966) — немецкий католический богослов , известный своими работами в области экклезиологии и христологии . Большую часть своей академической карьеры он провел в Тюбингенском университете , где опубликовал работы под влиянием Lebensphilosophie и немецкого романтизма, в том числе «Дух католицизма» (1924), в которых приводились доводы в пользу понимания церкви как сообщества и возрождения христианской веры. . После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году Адам стремился к сближению между нацистским режимом и Немецкой католической церковью . Преследуя эту цель, в эпоху нацизма он опубликовал работы, в которых стремился примирить аспекты католической и националистической мысли, защищал нацистское антиеврейское законодательство и выражал антисемитские настроения. Его более поздняя работа включала «Христос веры» сборник лекций по христологии (1954).

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Карл Адам родился в Пурсруке [ де ] , недалеко от Регенсбурга в Верхнем Пфальце , Бавария , 22 октября 1876 года. [1] У него был брат Август Адам , который также стал священником, а позже стал критиком нацистского режима. [2] [3] Вскоре после рукоположения в священники Регенсбургской епархии в 1900 году он поступил в Мюнхенский университет , изучая историческое и систематическое богословие . [4] Он работал над латинскими отцами в Мюнхене и получил докторскую степень в 1904 году, защитив диссертацию по Тертуллиана , и получил хабилитацию в 1908 году, завершив работу по евхаристическому богословию Августина экклезиологии . [5] В этот период на мысль Адама оказали влияние Игнац фон Доллингер , Альберт Эрхард и Йозеф Шнитцер . [4]

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Адам преподавал с 1908 по 1917 год в гимназии Вильгельма в Мюнхене и был наставником сыновей Рупрехта, наследного принца Баварии . [5] В 1910 году он опубликовал статью, критикующую требование Пия X о том, чтобы священники принесли присягу против модернизма , которую он назвал «официальным уведомлением о смерти всех католических ученых» в Германии. [1] Это привело к расследованию Священной канцелярии , которое закончилось, когда наследный принц Рупрехт вмешался от имени Адама. [5] В 1917 году он завершил монографии , посвященные Папы Калликста I наставлениям о покаянии и рассказу Августина о прощении грехов. [5] В том же году он начал преподавать в Страсбургском университете , но в следующем году был вынужден покинуть Страсбург из-за положения Версальского договора , запрещавшего немцам занимать должности на французской государственной службе. [4] Затем он перешел в Тюбингенский университет , где занял должность профессора систематического богословия. [4] Его работа в период с 1900 по 1918 год была сосредоточена на историческом богословии. [6]

С 1919 года работа Адама касалась преимущественно систематического богословия. [6] В эти годы он защищал экуменизм и критиковал структуры и иерархии в церкви, которые он считал устаревшими. [7] Заняв должность в Тюбингене в 1919 году, он публично заявил о своем намерении продолжить традицию Тюбингенской школы , которая делала упор на научный диалог между католическими и протестантскими богословами. [8] Он оставался в Тюбингене в течение трех десятилетий, где его работа была сосредоточена на критике церкви, критике современности и развитии современной теологии. [4] В этот период он также опирался на традицию Lebensphilosophie , школы мысли, уходящей корнями в немецкий романтизм , которая подчеркивала взаимосвязанность жизни. [9] Этот аспект его работы, наряду с использованием им немецкого языка, а не латыни, и его акцентом на человечности Иисуса, снова привлек внимание Священной канцелярии, и его книга « Дух католицизма» (1924) оказалась под угрозой размещения на Индекс Librorum Prohibitorum в 1932 году. [10] [11] В конце концов, однако, ему сообщили, что ни «Дух католицизма» , ни «Христос, Брат наш» (1927), ни «Сын Божий» (1933) не будут осуждены, если он внесет в тексты определенные изменения, что он и сделал в 1933 году. [10]

нацистская эпоха

[ редактировать ]

Адам был одним из нескольких немецких католических богословов, которые стремились к сближению церкви и нацистской Германии после прихода к власти Адольфа Гитлера . [12] [13] Он видел свою роль посредника между церковью и нацистским режимом. [14] и предполагал новые отношения между церковью и государством, в которых церковь будет оказывать большее влияние как часть корпоративистской или коммунитарной системы. [13] В то время как другие католические богословы в Тюбингене не выступали публично против нацистского режима, Адам необычно публично стремился стать посредником между церковью и режимом. [15] Тем не менее, он так и не стал членом нацистской партии . [13]

Начало 1930-х годов

[ редактировать ]

В своем эссе 1933 года «Немецкая национальность и католическое христианство» (« Deutsches Volkstum und katholisches Christentum ») Адам утверждал, что немецкая нация должна быть прежде всего сферой христиан немецкого происхождения, а не быть плюралистическим светским обществом. [16] В эссе рассматривались отношения между католицизмом и «немецкой расой» с точки зрения соотношения природы и благодати . [14] Основываясь на аргументе Карла Эшвайлера , Адам утверждал, что протестантизм требует разделения церкви и государства , поскольку он рассматривает природу и благодать как противоположные, тогда как в католицизме природа и благодать переплетаются, и, следовательно, так же должно быть и церковь и государство. [17] В этой модели государство будет контролировать естественный порядок вещей, в то время как церковь будет иметь первенство в вопросах сверхъестественного. [18] В эссе утверждается, что церковь способна наблюдать «кровные определения расы или народа», так что католицизм принимает разные формы в разных странах. [19] Адам назвал церковь «истинной матерью всей этническо-расовой идентичности» и заявил, что национализм и католицизм могут дополнять друг друга. [20] В том же эссе Адам утверждал, что нацистское антиеврейское законодательство было оправдано обязательством немцев укреплять свою расовую идентичность, обязательством, которое, как он утверждал, возникло в Ветхом Завете . [20] и косвенно поддержал нацистский бойкот еврейского бизнеса и Закон о восстановлении профессиональной государственной службы . [18] Тем не менее, Адам также утверждал, что христиане обязаны относиться к евреям справедливо и с любовью и что отрицать еврейство Иисуса было неправильно . [20]

В то время как экклезиологическая работа Адама в 1920-х годах подчеркивала универсальность церкви и ее связь с общей человечностью людей, в 1933 году он начал рассматривать единство между Христом и людьми в церкви как основанное на расовых и этнических различиях. [21] Он утверждал, что церковь может процветать среди группы людей только в той степени, в которой она принимает черты этих людей, и что немецкоязычная церковь должна способствовать укреплению немецкой расовой и этнической идентичности. [22]

В речи 1934 года Адам раскритиковал поддержку нацистским государством Движения немецкой веры , неоязыческого религиозного движения, призывавшего немцев отказаться от христианства. [23] Адам утверждал, что сила немецкой нации зависит от продолжающегося господства христианства. [16] [24] и что неоязычники не смогли признать положительное влияние христианства на немецкую культуру на протяжении веков. [16] Сразу после выступления он был осужден в нацистской газете и подвергся преследованиям со стороны Sturmabteilung . [24] [25] Через несколько дней его лицензия на преподавание была отозвана, а курсы отменены. [26] На следующей неделе он был восстановлен в должности, пообещав больше не критиковать нацизм. [27]

«Духовная ситуация немецкого католицизма» (1939).

[ редактировать ]

Адам вновь вошел в политическую сферу после вторжения в Польшу в 1939 году. [27] Он прочитал лекцию под названием «Духовная ситуация немецкого католицизма» (« Die geistige Lage des deutschen Katholizismus »), в которой предложил три способа укрепления христианской веры в Германии, которые, по его мнению, также укрепят нацию и будут способствовать смешению Католицизм и немецкая культура: что церковь должна разрешить призыв священников в Вермахт , что церковь должна разрешить использование немецкого языка в католической мессе и что Папа должен канонизировать больше немцев. [28] [29] Его цель заключалась в том, чтобы побудить католицизм к модернизации, реагируя на «позитивные» элементы нацизма, и ограничить влияние немецкого движения веры, чтобы предотвратить распад христианства в нацистском государстве. [30] Не называя Немецкое движение веры или какую-либо другую неоязыческую группу, он описал «новое мировоззрение , нехристианское и антихристианское религиозное движение», заполняющее вакуум, образовавшийся в результате упадка христианства. [31] Лекция понравилась пронацистским католикам и разозлила католических противников нацизма. [32] Йозеф Йоос обвинил Адама в принижении католической доктрины и неспособности подчеркнуть различия между католицизмом и нацизмом, а епископ Йозеф Кумпфмюллер [ де ] сказал Адаму, что лекция нанесла вред церкви, и приказал ему прекратить публично говорить о войне. [32] [33]

Бернхард Лихтенберг написал Адаму после прочтения стенограммы лекции, обвинив его в «фатальной неопределенности» под предлогом четкого определения статуса немецкого католицизма. [34] Лихтенберг раскритиковал аргумент Адама о том, что немецкие католики должны подчиняться нацистским властям, утверждал, что Адам принял попытки нацистов сделать католическую доктрину вторичной по отношению к другим мировоззрениям , и обвинил Адама в том, что он запутывает концепцию самого мировоззрения , рассматривая его как исключительно светское явление, а затем позже используя термин в отношении богословских вопросов. [35] Он утверждал, что Адам упустил из виду антихристианские и антикатолические темы нацизма, и возражал против формулировки Адамом концепций первородного греха и «немецкой природы». [36] В заключение Лихтенберг отметил, что практические предложения Адама в значительной степени уже реализованы. [37] Позже Лихтенберг был арестован, признан виновным в нарушении Закона о кафедре и Закона о предательстве 1934 года , заключен в тюрьму и умер во время перевозки в концентрационный лагерь Дахау . [38]

«Иисус, Христос и мы, немцы» (1943)

[ редактировать ]

В 1943 году Адам написал книгу «Иисус, Христос и мы, немцы» (« Jesus, der Christus, und wir Deutsche »), в которой выразил антисемитские настроения и одновременно защищал христианство от неоязыческой критики. [32] В эссе утверждалось, что, хотя Иисус был евреем, он не был таковым в чистом виде, поскольку он происходил из Галилеи , региона, где межрасовые браки были обычным явлением, и поскольку Непорочное зачатие Девы Марии означало, что у него не было «уродливых характеров и сил, которые мы осуждаем». у чистокровных евреев». [39] В эссе также подтверждается сильная связь, которую Адам видел между духом христианства и духом нацизма. [40] [41] Это была последняя попытка Адама соединить католицизм и нацизм. [42]

Причины Адама примириться с нацизмом

[ редактировать ]

Криг утверждал, что стремление Адама к компромиссу между церковью и нацистским правительством было связано с его верой в то, что церковь должна играть центральную и фундаментальную роль в обществе и государстве. [43] Криг также утверждает, что политическая наивность Адама была во многом результатом его зависимости от идей и категорий немецкого романтизма, которая привела его к представлению о национальном сообществе в гармоничном отношении к церкви и, таким образом, к неправильной оценке политических реалий и неспособности осознать несовместимость нацистской идеологии с христианской верой. [44] Криг утверждает, что в дополнение к своему романтизму политическая позиция Адама также основывалась на мнении о том, что Германии угрожает современность и тенденции к демократии, индивидуализму, секуляризации и современному понятию свободы, которое способствует разнообразию. [45] Эти тенденции, по мнению Адама, требовали новых социальных и политических образований, которые восстановили бы порядок и поощряли сообщество, традиции и христианскую веру. [46] Богослов Клаус Шац [ де ] утверждал, что «склонность Адама к «витальному» и «органическому» и его неприятие рационализма и либерализма способствовали его готовности приспособиться к нацизму. [45]

Роберт Спайсер утверждает, что выражение Адамом общих тем, объединяющих католицизм и нацизм, можно рассматривать как соответствующее темам школьного богословия Тюбингена. В то время как его предшественники в Тюбингене пытались поместить христианство в культуру того времени, конкретная культура, в которой действовал Адам, в значительной степени находилась под влиянием нацистской идеологии. [47] Спайсер утверждает, что, хотя попытки Адама обратиться к нацизму были понятны в начале 1930-х годов, к 1939 году, после «Хрустальной ночи» и преследований нацистами католической церкви, они стали непонятными. [47] Спайсер утверждает, что Адам «позволил настолько повлиять на себя национал-социалистической среде, что не мог правильно отличить то, что ему следует принять, а что отвергнуть в идеологии движения». [48] Джон Коннелли утверждает, что Адам видел в Гитлере фигуру, способную преодолеть разрыв между немецкими католиками и протестантами, в соответствии с его прежней поддержкой экуменизма. [7]

Послевоенная карьера и смерть

[ редактировать ]

Тюбингенский университет был оккупирован французской армией в 1945 году в рамках процесса денацификации . [40] Ни Адам, ни кто-либо из других католических теологов Тюбингена не были среди тех, кто был заключен в тюрьму или лишен права преподавания за пропаганду нацизма или нарушения прав человека нацистским режимом. [40] В послевоенной Германии не было опубликовано ни одной работы, ставящей под сомнение или порицающую поддержку Адамом нацизма. [49] Криг пишет, что «неясно… признавал ли Адам… когда-либо свое неправильное суждение и соучастие в Третьем рейхе». [50]

В послевоенные годы Адам включился в экуменическое движение и подчеркнул необходимость сотрудничества между немецкими католиками и протестантами. [51] Как один из первых немецких католических богословов, внесших вклад в экуменизм, он утверждал, что протестантов и католиков объединяет вера в определенные христианские истины, и отчасти это мотивировалось его неизменной верой в то, что христианство должно составить основу немецкого правительства и общества. [11] Адам вышел на пенсию в 1949 году, став почетным профессором Тюбингена. [11] Он ушел из общественной жизни в 1950-х годах. [50] и был номинирован в состав подготовительной комиссии Второго Ватиканского собора в 1959 году, но отказался по состоянию здоровья. [52] Адам умер в Тюбингене 1 апреля 1966 года. [50]

Работает

[ редактировать ]

Среди самых известных работ Адама — «Дух католицизма» (1924), «Сын Божий» (1934), «Христос, брат наш» (1929) и «Христос веры» (1954). [53] Криг называет четыре центральные концепции теологии Адама: во-первых, взгляд на Христа как на единственного посредника между Богом и творением и как на единственную фигуру, объединяющую божественный и человеческий миры; во-вторых, представление о церкви как о Теле Христовом , существующем для того, чтобы Христос присутствовал в мире; в-третьих, описание христианства как веры конкретно в контексте церковной общины; и в-четвертых, пессимистическая оценка западной цивилизации , которая, по его мнению, переживала длительный упадок. [54] Книги Адама были адресованы широкому читателю, а не исключительно богословам. [55]

Дух католицизма (1924)

[ редактировать ]

В «Духе католицизма» (1924) Адам критиковал рационализм , который, как он утверждал, дистанцировал людей от самих себя, от своих сообществ и от Бога; Просвещение , которое, как он утверждал, отдавало приоритет интеллекту над чувствами и отношениями; и сама современность. [55] В своей критике он опирался на мысли Макса Шелера . [55] Рассуждая аналогично Джозефу Лорцу и Освальду Шпенглеру , Адам диагностировал многовековой духовный и культурный упадок западной цивилизации, который, как он утверждал, начался в позднем средневековье и достиг кульминации в эпоху Просвещения. [56] Однако он утверждал, что этот упадок можно остановить путем возрождения веры во Христа и церковь. [56]

Представление о церкви в «Духе католицизма» отличалось от нео-схоластических концепций церкви как института и от протестантского понимания церкви как собрания личностей. [57] Адам отверг как Первого Ватиканского Собора оценку церкви юридическую , так и такие версии, как теория Фридриха Хайлера , который рассматривал церковь как «комплекс противоположностей», объединенных папской властью. [58] Вместо них Адам использовал работу Иоганна Адама Мёлера , описывая церковь как прежде всего общину. [6] и на описании апостолом Павлом церкви как Тела Христова. [57] Книга также отвергает Адольфа фон Гарнака акцент на историческом Иисусе , подчеркивая керигматическую христологию, родственную христологии Иоганна фон Куна . [11]

Карл Хайм , протестантский коллега Адама в Тюбингене, ответил на «Дух католицизма» серией лекций, которые были опубликованы под названием «Природа протестантизма» в 1925 году. [53] Джордж Оруэлл сделал рецензию на «Дух католицизма» в The New English Weekly в 1932 году. Оруэлл отличал книгу от работ «католической пропаганды», в которых основное внимание уделяется основам католической веры и критике ее противников; Оруэлл, напротив, похвалил Адама за его внимание к тому, «что происходит внутри католической души». [59] Основное значение книги для некатоликов, как утверждал Оруэлл, заключается в том, что она является примером «еврейской гордости и исключительности католического мышления». [60]

«Дух католицизма» был переведен на 13 языков и оказал влияние на таких мыслителей, как Роберт Макафи Браун , Дороти Дэй , Томас Мертон , Фланнери О'Коннор , Алек Видлер , Эвелин Андерхилл и Папа Павел VI , которые опирались на него в своем папском послании. энциклика Ecclesiam suam . [61] Это было одно из самых читаемых произведений немецкой католической мысли первой половины 20 века. [53] Криг описал «Дух католицизма» как «одно из наиболее важных исследований католического богословия в период между Первым Ватиканским собором (1869–70) и Вторым Ватиканским собором (1962–65)». [61]

Христос веры (1954)

[ редактировать ]

«Христос веры» Сборник лекций (1954) представляет собой исчерпывающую историю христологии и последнюю крупную работу Адама. [50] [62] В лекциях обсуждаются источники христологии и рассказывается история противоречий в этой области, а затем рассматривается доктрина спасения . [63] Здесь Адам определяет христологию как изучение образов Христа, из которых он выделяет три: «догматический образ», найденный в доктрине, «отраженный образ», найденный в Библии, и «живой образ», сформированный посредством встречи два других изображения и церковь. [64]

Джунипер Каммингс, рецензируя английский перевод « Христа веры », отказалась поддержать книгу «безоговорочно», отметив, что некоторые утверждения могут быть искажены, в то время как другие страдают от неточности, но отметила, что многие из ее очевидных недостатков на самом деле могут быть искажены. быть «законными разногласиями богословских взглядов», а другие могут быть обусловлены недостаточным вниманием к обновлению лекций при их составлении. [65] Фланнери О'Коннор в своей рецензии, опубликованной в 1958 году, определила, что «Христос веры» содержит неявный аргумент против попыток реконструировать христианство как синкретическую религию , похвалила содержащуюся в книге критику «ошибок либерального богословия» и охарактеризовала ее как « шедевральная работа одного из величайших ныне живущих богословов Церкви». [66]

Другие работы

[ редактировать ]

В эссе «Вера и научное исследование веры в католицизме» (« Glauben und Glaubenswissenschaft im Katholizismus », 1920) Адам разработал концепцию веры, которая отличалась от нео-схоластических и рационалистических подходов, в которых вера по существу является частной, и утверждал, что эта вера имеет общинный характер, связанный со встречами со Христом, происходящими в церкви. [67]

В книге «Христос, наш брат» (1927) Адам сосредотачивается на евангельских рассказах о Иисуса. жизни и учениях [11] и приводит доводы, опять же вопреки нео-схоластике, в пользу человечности Христа: вместо того, чтобы рассматривать его как пассивного или слабого, Адам описывает Христа как воплощение лучших качеств человечества и достижение его самого полного потенциала. [57] В этом прочтении воплощение Христа рассматривается как центральное событие в человеческой истории и как олицетворение встречи человеческого и божественного не через восхождение первого, а скорее через нисхождение последнего. [68]

«Христос и западный разум» (1928) снова опирался на Шелера в критике современности, рационализма и Просвещения. [69] Здесь Адам описал процесс секуляризации, начавшийся в позднем средневековье и включивший в себя Реформацию и Просвещение. [70] Он снова доказывал необходимость возвращения ко Христу и церкви, что потребует ясного изложения христианского учения. [67]

Сын Божий (1933) аналогичным образом рассматривает евангельские рассказы об Иисусе: [11] и выступает за человечность Христа [57] и центральное место воплощения Христа . [68] На Сына Божьего также повлияла Фридриха Ницше . жизненная философия [71] и был широко переведен. [62]

«Единый и святой» В сборнике эссе (1948) выражается поддержка экуменизма . [62] [50]

Криг описывает Адама как «одного из самых творческих теологов начала двадцатого века» и, из-за его поддержки нацизма, «одного из самых наивных». [61] Криг утверждает, что Адам сыграл значительную роль в обновлении католического богословия в первой половине 20 века. [50] [72] но ослабил христианское сопротивление Гитлеру, подчеркнув предполагаемую точку соприкосновения, объединяющую нацизм и католицизм. [50] Криг считает пессимистическую оценку Адамом западной цивилизации фатальным недостатком его мышления, который заставил его искать компромисса с нацизмом. [73] Теория истории Адама, утверждает Криг, была недостаточно сложной и не учитывала способность церкви и традиции адаптироваться. [73]

Криг утверждает, что, хотя Адам предвосхитил идеи Второго Ватиканского Собора в своем рассказе о человечности Христа и церкви как сообществе, он остался в пределах горизонта Первого Ватиканского Собора в своем неприятии современных идей свободы. [74] Криг предполагает, что жизнь и деятельность Адама преподают урок невозможности «повернуть время вспять, чтобы восстановить отношения, существовавшие между Церковью и государством в более раннюю эпоху». [75] Однако, по мнению Крига, теология Адама также дает положительный урок, поскольку Адам в «Духе католицизма» признал, что церкви придется адаптироваться к неевропейским культурам и диверсифицироваться. [76]

Джеймс Кэрролл описал Адама как «возможно, самого известного католического богослова своего поколения» и назвал это выдающееся положение причиной важности позиции Адама в отношении нацизма. [77] В своей статье в журнале Commonweal в 2008 году Джон Коннелли утверждал, что связь Адама с нацизмом указывает на «опасность спекуляций и суждений об исполнении воли Бога в истории». [78] Коннелли также описал Адама как «редкого богослова, который сделал присутствие Бога осязаемым», назвав это причиной, по которой Адама не следует забывать. [78]

Список работ

[ редактировать ]
  • «Вера и научное изучение веры в католицизме» (1920).
  • Дух католицизма (1924)
  • Христос, наш Брат (1927)
  • Христос и западный разум (1928)
  • Сын Божий (1933)
  • «Иисус, Христос и мы, немцы» (1943)
  • Один и святой (1948)
  • Христос веры (1954)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Война 1999 года , с. 436.
  2. ^ Война 2004 , с. 202 н. 39.
  3. ^ Ленер 2007 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Война 2004 , с. 84.
  5. ^ Jump up to: а б с д Война 2004 , с. 85.
  6. ^ Jump up to: а б с Война 1999 года , с. 437.
  7. ^ Jump up to: а б Коннелли 2012 , с. 19.
  8. ^ Война 1984 г. , с. 458.
  9. ^ Война 2004 г. , стр. 85–6.
  10. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 86.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Война 1999 года , с. 438.
  12. ^ Война 2004 , с. 29.
  13. ^ Jump up to: а б с Война 1999 года , с. 443.
  14. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 97.
  15. ^ Война 2004 г. , стр. 93–4.
  16. ^ Jump up to: а б с Война 1999 года , с. 445.
  17. ^ Война 2004 г. , стр. 97–8.
  18. ^ Jump up to: а б Война 1999 года , с. 444.
  19. ^ Война 2004 г. , стр. 98–9.
  20. ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 99.
  21. ^ Война 2004 г. , стр. 166–7.
  22. ^ Война 2004 , с. 167.
  23. ^ Война 2004 г. , стр. 99–100.
  24. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 100.
  25. ^ Война 1999 г. , с. 446.
  26. ^ Война 2004 г. , стр. 100–101.
  27. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 101.
  28. ^ Война 2004 г. , стр. 101–2.
  29. ^ Война 1999 г. , стр. 446–7.
  30. ^ Спайсер 2001 , стр. 250–1.
  31. ^ Спайсер 2001 , стр. 251–2.
  32. ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 102.
  33. ^ Война 1999 г. , с. 447.
  34. ^ Спайсер 2001 , с. 257.
  35. ^ Спайсер 2001 , с. 258.
  36. ^ Спайсер 2001 , с. 259.
  37. ^ Спайсер 2001 , с. 260.
  38. ^ Спайсер 2001 , стр. 265–70.
  39. ^ Война 2004 г. , стр. 102–3.
  40. ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 103.
  41. ^ Война 1999 г. , с. 448.
  42. ^ Война 1999 г. , с. 48.
  43. ^ Война 1999 г. , с. 435.
  44. ^ Война 2004 г. , стр. 104–5.
  45. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 105.
  46. ^ Война 2004 г. , стр. 105–6.
  47. ^ Jump up to: а б Спайсер 2001 , с. 253.
  48. ^ Спайсер 2001 , с. 254.
  49. ^ Коннелли 2012 , с. 22.
  50. ^ Jump up to: а б с д и ж г Война 2004 , с. 104.
  51. ^ Война 2004 г. , стр. 103–4.
  52. ^ Война 1999 г. , с. 439.
  53. ^ Jump up to: а б с Черный 2005 , с. 415.
  54. ^ Война 1999 г. , стр. 439–42.
  55. ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 87.
  56. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 88.
  57. ^ Jump up to: а б с д Война 2004 , с. 90.
  58. ^ Война 1999 г. , стр. 437–8.
  59. ^ Оруэлл 1968 , с. 103.
  60. ^ Оруэлл 1968 , с. 104.
  61. ^ Jump up to: а б с Война 2004 , с. 83.
  62. ^ Jump up to: а б с Миснер 2003 , с. 107.
  63. ^ Каммингс 1958 , с. 80.
  64. ^ Война 1984 г. , с. 460.
  65. ^ Каммингс 1958 , стр. 80–83.
  66. ^ О'Коннор 1983 , с. 55.
  67. ^ Jump up to: а б Война 2004 , с. 89.
  68. ^ Jump up to: а б Война 2004 г. , стр. 90–91.
  69. ^ Война 2004 , стр. 87, 88.
  70. ^ Война 2004 г. , стр. 88–9.
  71. ^ Война 1984 г. , с. 470.
  72. ^ Война 1984 г. , стр. 458–9.
  73. ^ Jump up to: а б Война 1999 года , с. 449.
  74. ^ Война 1999 г. , с. 454.
  75. ^ Война 1999 г. , с. 455.
  76. ^ Война 1999 г. , с. 456.
  77. ^ Кэрролл 2002 , с. 518.
  78. ^ Jump up to: а б Коннелли 2008 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Криг, Роберт А. (1992). Карл Адам: католицизм в немецкой культуре . Издательство Университета Нотр-Дам.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9926610b418a133669ccc2652fb7373f__1708669500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/3f/9926610b418a133669ccc2652fb7373f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Adam (theologian) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)