Только
Только , [а] также известная как черкеска , [2] — шерстяное пальто с высоким воротником, являющееся частью традиционного мужского костюма народов Кавказа . [3] Широко использовался у аварцев , абазин , абхазов , [4] Азербайджанцы , балкарцы , чеченцы , черкесы , грузины , ингуши , карачаевцы , кумыки , ногайцы , осетины , таты , народы Дагестана , а также терские и кубанские казаки, восточные армяне [4] которые переняли его у вышеупомянутых народов.
Этимология
[ редактировать ]Хотя чоху в тот же период носили и другие кавказские народы, русские назвали этот костюм Черкеской, поскольку впервые увидели его у черкесов . [5] По мнению специалиста по истории одежды Раисы Кирсановой, название Черкеска происходит от того, что русские использовали название черкес ( черкес ) для кавказских народов, независимо от их этнического происхождения. [6] Позже кубанские казаки переняли его как часть своего костюма. [7]
До российского вторжения некоторые части Южного Кавказа находились под персидским влиянием, поэтому слово чуга широко использовалось в регионе и до сих пор продолжает использоваться для обозначения одежды, хотя произношение этого слова варьируется в зависимости от этнической принадлежности. Слово чуга имеет иранское происхождение . [8] означает «одежда из ткани», но также было обнаружено, что оно используется в тюркских языках для описания другого похожего пальто чугха (чога), которое носили зимой в Центральной Азии. В этом контексте возможно также, что слово происходит от слова чек , которым турки называют хлопчатобумажную ткань, из которой шьют верхнюю одежду. Также слово чек означает «тянуть», «затягивать», «связывать». [9] Из « Книги Деде Коркут » название этого вида одежды было известно у тюрков-огузов как «чуга» или «чуха», что в переводе означает «ткань». [10] [11]
Слово чуга использовалось в основном в таких регионах, как Южный Кавказ, Чечня и Дагестан. Грузины называют ее чоха , но раньше одежда называлась талавари , а сейчас она известна как хевсурская чоха. Азербайджанцы называют кафтан либо чухой , либо чухой , либо архалигом , хотя архалиг большую часть времени ассоциируется с более легкой курткой, но азербайджанцы используют эти слова как синонимы.
Однако в черкесских языках слово чуга не было принято и наряд известен как швах-ция , что означает «покрывает всадника», или просто цей , что означает «из ткани». [12] Тюркские группы на Северном Кавказе, такие как ногайцы, балкарцы, карачаевцы и кумыки, называли пальто чепкен , что является еще одним словом, вошедшим в русский язык в форме чекмень . [13]
История и развитие
[ редактировать ]Популярная теория гласит, что кафтан, найденный в Мощевой Балке, является прототипом того, что мы знаем сегодня как чоху. [14] Прототипом, возможно, был распространенный тип одежды у хазар и алан . [15] Возможно, что кафтан берет свое начало от общего костюма конного лучника, который представляет собой стиль одежды, который носили всадники иранских групп, западных тюрков, гуннов , а также восточногерманских народов , поселившихся в Понтийском и Дунайском регионах и захвативших одежда на запад после вторжения гуннов в 375 г. н.э. Кафтан носили всадники на Шелковом пути на Кавказе в VIII-X веках, хотя общий костюм конного лучника оставался неизменным в этом регионе на протяжении веков. [16] Из-за напряженности между империей и Персией Византийской Грузия стала важным маршрутом для степных купцов по доставке шелка в Византию. [17] Грузины и другие группы Северного Кавказа начали перенимать этот стиль костюма из-за роли Грузии на Шелковом пути и постоянного взаимодействия с соседними степными народами. [18]
Костюм состоял из следующих элементов: шорт, краги, кафтана или пальто (многослойного) и сапог. Большие рукава «летучая мышь» обеспечивают свободу движений, а два разреза сзади позволяют юбке более полно закрывать ноги, когда она сидит верхом на лошади. Первоначальное использование пальто было очень специализированным для конной стрельбы из лука, верховой езды и боя, подобно использованию современной чохи. Хорошо сохранившиеся кафтаны изготавливались из согдийских и китайских тканей. Позже, во времена хазарского правления, кафтан стал ассоциироваться с аристократией Кавказа и оставался таковым до конца 19 века. К периоду правления династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 8 г. н. э.) отделка шелка стала обычным явлением в степной среде. До этого одежду отделывали тканой бейкой или мехом. Окантовка или отделка воротника и груди кафтана была общей чертой среди знатных и простых сословий парфян , кушанов , сасанидов , согдийцев , эфталитов , гуннов , тюрков , аланов и Скифы . Другая конструкция кафтана включает в себя и лацканы. Лацканы не встречаются на парфянских, кушанских или сасанидских кафтанах, однако они встречаются в искусстве гепталитских и согдийских памятников. Предполагается, что политическое господство западных тюрков на территории алан привело к принятию лацканов. [19] [20] Кафтан преобладал в моде в период раннего средневековья на Ближнем Востоке и в Центральной Азии . [21]
Сведений о существовании отдельной женской одежды в Евразийской степи и на Кавказе очень мало, поскольку в могилах Мощевой Балки наблюдается отчетливый половой диморфизм в одежде. Согдийские и гуннские женщины носили одежду, сравнительно более похожую на одежду своих коллег-мужчин. Различия в моде между мужчинами и женщинами начинают становиться более очевидными в последующие века: мужская одежда продолжает следовать персидским и среднеазиатским традициям, в то время как женская одежда, кажется, частично вдохновлена моделями Восточного Средиземноморья, но влияние степей сохраняется. [22]
Кафтан VIII века, известный как чоха, очевидно, не похож на военную экипировку, которую носили на Кавказе, а у известных нам сегодня казаков он трансформировался с течением времени - менял свою длину и добавлял новые элементы. Например, раньше на чохе не было такой детали, как газырь . Оно появилось позже, когда стало широко применяться огнестрельное оружие. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, прикрепленных к ремню или ремню, но к ремню уже крепилось множество различных предметов, шашка и ружье носили через плечо на ремнях. Именно поэтому газыри стали пришивать к пальто с обеих сторон груди. Эта деталь помогала солдатам легко хранить патроны. Кроме того, место его пришивания делало его удобным для ношения солдата, поэтому во время боя не приходилось долго его искать и возиться. Некоторые чохи имели съемные газыри, другие пришивались на груди шубы. Более примитивные варианты чохи выглядели как более свободный, иногда даже мешковатый вид одежды. Длина была до колен или до половины бедра. Длинные узкие рукава иногда имели внизу треугольный выступ, закрывающий тыльную сторону руки. Грудь была не такой открытой, как в чоках более поздних моделей, и часто от шеи до талии имелась застежка. В некоторых случаях имелся воротник в виде невысокой стойки со скошенными передними углами. Еще одним отличием прототипа от нынешней чохи является открытый вырез на груди пальто, скорее всего, этот стиль был принесен на Ближний Восток в результате многочисленных тюркских вторжений. Кавказцы также переняли у иранских групп, а затем и у тюрков многочисленные головные уборы и предметы одежды, которые стали носить вместе с чохой. К XVIII веку окончательно сформировался общий для Кавказа мужской костюм, состоявший из газыри на грудь, бешмет , черкеска , бурка , башлык , папаха и др. [23]
Возрождение
[ редактировать ]Чоха широко использовалась у жителей Кавказа с VIII века до советской эпохи в начале XX века. [24] В настоящее время чоха больше не используется в повседневной жизни, но ее по-прежнему носят в церемониальных и праздничных случаях. Для многих это символ борьбы за свободу. В Грузии он используется как символ национальной гордости, и грузинские мужчины часто носят его на свадьбах и официальных мероприятиях. [25] Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили приказал высокопоставленным грузинским чиновникам, работающим за рубежом, на официальных встречах появляться в национальных костюмах, в том числе в чохе. [26] Грузии 9 июня 2020 года Национальное агентство по сохранению культурного наследия признало традицию ношения чохи частью нематериального культурного наследия Грузии . [27]
Типы
[ редактировать ]Типы и дизайн чохи различаются в зависимости от региона и культуры, но на Кавказе чаще всего носят два типа чохи: общий и утяжеленный. [28] Общими чертами являются то, что воротники обеих чох расстегнуты, а юбка пальто обычно гофрирована или плиссирована. Чоха обычно изготавливается из сукна или шали, но некоторые чохи для праздников изготавливаются из более тонкой ткани. Также было распространено ношение чох без пулевых карманов и газырей. Под чоху также носили архалиг. Стиль, украшения и узоры на чохе различаются в зависимости от национальности.
Были также типы чукхи, которые включали персидские элементы, такие как складные рукава, полностью расшитые от подмышки до локтя, и рукава, разрезанные пополам сверху, которые носили для повседневного использования. Такие чухи персидского стиля носили преимущественно жители Закавказья , особенно азербайджанцы, восточные армяне, жители южного Дагестана, а также персы. На некоторых произведениях искусства в нем изображены и грузины. Чухи с отложными рукавами были основной униформой и одеждой в армии кавказских ханств. В дальнейшем она получила широкое распространение в Кавказском конвое Императорской армии и стала формой одежды старших офицеров мусульманского (азербайджанского) и лезгинского эскадронов. [29] Вместе с пальто носили высокую меховую шапку эпохи Каджаров.
Общий тип
[ редактировать ]Это наиболее распространенный вид чохи на Кавказе. По цветам, длине и общему дизайну чохи можно было узнать возраст, профессию и даже класс человека. Общие черкески шились не только из серой и черной ткани, но и из красной, синей, зеленой, золотисто-желтой, пурпурной и коричневой. Подкладка рукава общей чохи выполнена из шелковой ткани, на рукавах часто имеются петли и пуговицы из бечевки. Чоки с очень длинными юбками были популярны среди знати. В талии он разрезался сборками и складками, подпоясывался черным кожаным ремнем, украшенным серебряными вставками, пряжка ремня служила стулом для высекания огня. Экипировка представляла собой одежду для боя, она не должна была сковывать движения, поэтому рукава были широкими и короткими, иногда с рядами пуговиц по разрезу, и клапанами для рук. Только старики носили длинные рукава, чтобы согреть руки. Как уже говорилось ранее, позднее для размещения патронов были добавлены футляры, позволяющие на полном скаку заряжать кремневое или спичечное ружье. Иногда футляры располагались почти под мышками. Обязательным предметом как мужской, так и женской одежды были длинные узкие штаны – элемент одежды, присутствовавший у степных народов, необходимый для частых поездок на лошадях и в суровых климатических условиях. В общий наряд почти всегда входит кинжал под названием хинджал , бешмет [30] носили под чохой, газырями (держателями для пуль/зарядов), башлыком (отдельным от халата капюшоном) или папахой (высокой меховой шапкой).
Взвешенный тип
[ редактировать ]В отличие от генеральской чохи, которую обычно носили в бою, главным атрибутом утяжеленной чохи являются небольшие пулекарманы или патронташи по обеим сторонам груди, которые со временем приобрели чисто декоративное значение. Газыры для этой чохи делались из дерева и в верхней, надкарманной части имели небольшие капюшоны из золота или серебра с чернью или позолотой. Иногда впереди газырей шли золотые или серебряные цепи, соединявшиеся розеткой. У утяжеленной чохи было принято иметь на каждой груди комплект из восьми держателей для патронов.
- Армянский воин из Нагорного Карабаха (Ф. А. Брокгауз, 1837 г.)
- Черкес из Анапы. (художник — Гагарин Г.Г. )
- Kabardian . (artist - Gagarin GG )
грузины
[ редактировать ]Среди грузин в основном используются три типа чохи: Картли-кахетинская чоха (Картли и Кахети — восточные провинции Грузии), хевсурская чоха (в основном в Мцхета-Мтианетской провинции Грузии) и аджарская чоха (в основном встречающаяся в западной части Грузии). грузинские провинции, такие как Аджария и Гурия , ранее также находившиеся в Лазоне ). В Грузии черный цвет чохи был закреплен за «Орденом Чохосани», который представлял элитное общество граждан: великих полководцев, героев войны, известных поэтов и людей, совершивших большую услугу стране. Для обозначения их статуса также использовались специальные украшения. [32]
Kartli-Kakheti chokha
[ редактировать ]Картли-кахетинская версия имеет сходство с общекавказской чохой. В большинстве случаев пустые места заполняют различные украшения. Картли-кахетинская чоха длиннее хевсурской чохи и имеет треугольную форму на груди, обнажающую внутреннюю ткань, называемую бешмет. У него, как правило, газыры (местные называемые масри ) по обе стороны от грудной клетки. Юбка обычно имеет разрезы по бокам. Люди носят их без ремней . Картли-кахетинская чоха имеет длинные рукава и обычно бывает черного, темно-красного или синего цвета.
Это самая популярная чоха, используемая в Грузии, которую часто можно увидеть на официальных встречах и музыкальных представлениях.
Только хевсурский
[ редактировать ]Хевсурскую чоху носили в Хевсуретской провинции Грузии, в горах Большого Кавказа . Хевсурская чоха считается наиболее близкой к средневековому варианту чохи, поскольку имеет сходство по конструкции с вышеупомянутым кафтаном, найденным в Мощевой Балке . Чаще всего он короткий, трапециевидной формы. Лицевая сторона чохи имеет богатый декор и разрезы по бокам, доходящие до талии. Хевсур-чоха богато украшена крестами и иконами .
только аджарский
[ редактировать ]Аджарскую чоху носят в Аджарии , Гурии, регионах Грузии, а также в исторической Лазети (современная Турция ), хотя ее наряд больше похож на одежду понтийских греков . Аджарский национальный мужской костюм состоит из рубахи (перанги) и брюк особого кроя (дзигва), сшитых из шерстяной ткани или сатина черного цвета. Поскольку брюки сложены, широкие сверху и зауженные книзу, они были удобны и их легко носить в бою. Верхней одеждой служили зубуни, заправлявшиеся в брюки. Зубунис представляли собой зимнюю одежду, утепленную хлопчатобумажной подкладкой и безрукавками. Самая дорогая и заметная часть — чоха, которую подвязывали специальным широким поясом со шнурками или кожаным ремнем. Кабалахи (или башлык ) — зимний головной убор из тонкой шерсти. И, конечно же, наряд был бы неполным без кинжала в ножнах, винтовки и патронташа или газыря. В качестве обуви использовались разноцветные шерстяные вязаные носки, пачула (мягкая кожаная обувь) и сапоги, подвязанные ремнями. [33]
Северокавказцы
[ редактировать ]Евгения Николаевна Студенецкая, известный учёный и музейный деятель, проработавшая более 50 лет в Государственном этнографическом музее (ныне Российский этнографический музей ), была одним из лучших знатоков обычаев народов Кавказа, а также костюм народов Северного Кавказа. В 1989 году она опубликовала книгу «Одежда народов Северного Кавказа XVIII- » XX веков . [34] [35] [36] В целом северокавказские группы носили очень похожий стиль общей черкески. Определить, к какой группе принадлежало пальто, можно только по ткани, из которой оно было изготовлено, украшениям и количеству гильз, высеянных на черкеске.
Согласно ее книге, в черкесских и абхазских обществах черкеску носили царские особы, рыцари и представители высшего сословия. Разные цвета одежды для мужчин строго использовались для различия между разными социальными классами, например, белый цвет обычно носили князья, красный - дворяне, серый, коричневый и черный - крестьяне (синий, зеленый и другие цвета носили редко). До 1785 года Черкесия напоминала средневековые государства Западной Европы своим феодальным строем, однако распространение ислама на этих территориях начало ослаблять эту систему. В силу феодальной природы общества черкесов была развита рыцарская культура. [37] Они составляли войска черкесских княжеств, практически идентичные по структуре, форме и другим параметрам европейскому понятию «рыцарское войско». Черкеска имела широкое распространение в черкесской кавалерии и носилась вместе с вооружением и доспехами. Среди жителей Северо-Западного Кавказа также было распространено ношение черкесок без открытого выреза на груди. Количество карманов или чехлов для газырей может варьироваться от 4-5 до 18 с каждой стороны груди. Число газырей имеет особое значение, поскольку оно также является показателем статуса и ранга среди черкесов, особенно среди знатных воинов.
Оружие, которое часто носят с черкесской одеждой, - это кинжал, называемый кама ( адыгейский : Къамэ или Сэ ) или кинжал (при транслитерации русского языка : кинжал ) и меч под названием шашка ( адыгейский : Сашьхъуэ, Сашуэ - длинный нож ). Это особый вид сабли ; очень острый, однолезвийный, одноручный меч без гарды . Хотя шашкой пользуется большинство русских и украинских казаков, типично адыгейская форма сабли длиннее казачьей.
Черкески, которые носили осетины, имели несколько иные характеристики. В искусстве осетины изображаются в короткой черкеске без выреза на груди, ее бока стянуты тремя парами завязок. У осетин также есть другие кафтаны, похожие по конструкции на общую черкеску, такие как картинги , зимняя тулуп и более легкий льняной кафтан без подкладки с лягушачьей отделкой, называемый курта , оба слова иранского происхождения. [38] Осетины и черкесы обычно носили пальто одинаково. Пальто чаще всего шили из черной или серой ткани с разрезными рукавами. Иногда рукава имели разрез с внутренней стороны от подмышки и ниже локтя, также широко использовались пальто с укороченными до локтя рукавами. Осетины носили кожаные футляры для газырей, вмещавшие патроны от 7 до 10 отсеков.
Материалы у нахских народов беднее. Встречаются различные изображения путешественников ингушей-мужчин в черкеске со стоячим воротником, пальто напоминает ту, которую носят северо-западные кавказцы. В альбоме, изданном в Париже в 1813 году, чеченцы изображены в коротких, до колен, пальто с узкими рукавами. Александр Беггров изображает чеченца в полушубке с отдельной противогазовой шапкой, висящей на поясе. В произведениях Д. А. Милютина чеченец изображен в коротком, но широко распахнутом пальто с узкими рукавами.
азербайджанцы
[ редактировать ]Азербайджанцы носили чуху с газырями или без них. Чуха с пришитыми пулевыми карманами называлась «хазырдашлы» ( азерб . hazırdaşlı ), ее называли «хазырдашсыз» ( азерб . hazırdaşsız ), если она была без пришитых пулевых карманов. Кафтан и футляры украшаются различными золотыми или серебряными кружевами и другими тканями, к их костюмам обычно добавляются особые украшения и узоры, что отличает их от других фасонов. Цвет чухи имел значение и для азербайджанцев. Чаще всего использовались синий, зеленый, белый, коричневый и черный цвета. Белый и синий цвета использовались для внутренней части пальто и в качестве индикатора слоя. [39] В азербайджанском обществе чуху носили как крестьяне, так и высший класс, в то время как в других частях Кавказа ее носили, чтобы отнести к высшему классу и аристократии как пережиток хазарских традиций, она имела скорее символ хвастовства. чем практичность. На чухах и архалигах использовались разные материалы и украшения для определения социального класса и возраста. [40] Некоторые чука не носили для сражений и не имели газырей, азербайджанцы носили их для исполнения своей народной музыки, например, мугама . Азербайджанские мужчины обычно носили чуху и архалиг так же, как туркмены , волжские татары и крымские татары носили свои кафтаны. Помимо общей и взвешенной чухи, существуют и другие типы, которые широко использовались среди азербайджанцев, такие как «дузяха» ( азербайджанский : düzyaxa ), «оймаяха» ( азербайджанский : оймаяха ) и «атмагол» ( азербайджанский : atmagol ) чухи. .
Одним из самых популярных видов чух, используемых среди азербайджанцев, была чуха атмагол, разновидность чухи, которую носили для сражений. [41] [42] Руки атмагола были длинными, а рукава были полностью разрезаны и оторваны. Длинные рукава можно было повесить за плечо. Помимо эстетики, рукава использовались для обмана противника во время боя, а также для согрева рук. Атмагол чуха считается огромной национальной гордостью азербайджанского народа и является важной частью мужского традиционного наряда наряду с архалигом.Дузяха и оймаяха отличались от общей чухи формой руки. Подкладка руки с раздутым или закругленным кончиком изготавливалась из шелка. Эти рукава часто имели петли и пуговицы из веревки. Оймаяха была похожа на дузяху, поскольку ни одна из них не требовала карманов для пуль, однако эти два типа различались конструкцией воротника: дузяха переводится как «простой воротник», а оймаяха означает «резной воротник». Оймаяха была популярна в Нахчыване , воротник пальто был богато декорирован, дизайн отражал моду каджарской эпохи . [43] Другими зафиксированными типами чух, которые носили азербайджанцы, являются: «кемерчин» ( азербайджанский : kəmərçin ), «бузмелы» ( азербайджанский : büzməli ), «тахталы» ( азербайджанский : таксталы ), «колчаглы» ( азербайджанский : qolçaqlı ), «дошуачиг». ( азербайджанский : doqquztaxta ) и «доккузтахта» ( азербайджанский : doqquztaxta ). [44]
казаки
[ редактировать ]Черкеску постоянно носили терские и кубанские казаки, а дресс-код был идентичен кавказскому. Основными цветами в армии были черный, серый, темно-синий, белый и коричневый; красный носили только на важных церемониях. Хотя цвет повседневной черкески зависел от личного выбора, к началу Великой войны каждый казак должен был носить серую черкеску и черный бешмет в качестве униформы. Некоторые казаки разнообразили свои черкески и бешметы разными галонами и патронами, пришивали инициалы или тезки и украшали их различными шнурками, но это считалось непрофессиональным.
Длина пальто регулировалась в армии, но строго соблюдалась лишь позже. Перед войной 1914–1918 годов его длина значительно уменьшилась и достигла почти колена. Частично это было связано с удобством передвижения и посадки на лошадь, а частично ради эстетики. Но понятие эстетики условно и в конце 19 века черкеску носили длинной, доходившей многим почти до пят. По вырезу и внизу обшивается шнурком черного цвета или в цвет материала, из которого он сшит. Застегивается на внутренние крючки или петли, завязанные из шнурка, которым он обшит. Казаки называли такие застежки «гудзыки». Зимой некоторые казаки носили черкески на меху, называемые «бекирками» или «курками». [45]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азербайджанская национальная одежда [Азербайджанская национальная одежда] (на русском языке). Azclub.ru. Архивировано из оригинала 21 марта 2007 г. Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ "ЧЕРКЕ́СКА" . Большая российская энциклопедия .
- ^ МакГиннесс, Дэмиен (10 июля 2011 г.). «Крупный план: Почему национальный костюм Грузии снова в моде» . BBC.com . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джилл Кондра (2013). Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . АВС-КЛИО . п. 40. ИСБН 9780313376375 .
Серебряные пояса и длинные пояса носили женщины как западной, так и восточной Армении. Мужчины также носили серебряные пояса и пояса. В восточных районах поверх обыкновенной чухи, похожей на кавказскую черкеску, носили широкие серебряные пояса.
- ^ Студенецкая, Е. Н. (1989). Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв (in Russian). Наука. p. 288. ISBN 978-5-02-009903-6 .
- ^ Кирсанова Р. На нем чекмень, простой бешмет…// Родина (журнал). № 1-2. М., 2000. С. 36.
- ^ Мамедов, Микаил. « « Становление коренными » на Кавказе: проблемы русской идентичности, 1801–1864 гг. ». Русское обозрение , вып. 67, нет. 2, 2008, стр. 275–295. По состоянию на 27 апреля 2020 г.
- ^ Абаев, В. И. (1958). Историко-этимологический словарь осетинского языка [Historical-Etymological Dictionary of the Ossetian Language] (in Russian), volume I . Moscow, Leningrad: Academy Press. p. 316.
- ^ Древнетюркский словарь , стр. 143 и 154. См. cek и cögä.
- ^ Ализаде, Самет (2004). Китаби-Дада Горгуд (PDF) . Ведущее издательство. п. 323.
- ^ Книга Деде Коркута . Хармондсворт, Пингвин. 1974. ISBN 9780140442984 – через Интернет-архив.
- ^ «ЧЕРКЕССКИЕ КОСТЮМЫ И СНАРЯЖЕНИЯ АМДЖАДА ДЖАЙМУХИ» . circassianworld.com .
- ^ АКБАЕВ, Харун (2015). «Карачаево-Балкарская военная терминология и вооружение» . Мотив Академи Халкбилими Дергиси . 8 (16): 285.
- ^ «Кафтан ок. VII–IX веков нашей эры» Метрополитен-музей .
- ^ Кадзитани, Нобуко (2001). «Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: отчет реставратора / Нобуко Кадзитани» . Журнал Метрополитен-музея . 36 . дои : 10.2307/1513058 . JSTOR 1513058 . S2CID 191380271 .
- ^ Кнауэр (2001), с. 8
- ^ «Грузия и Шелковый путь» . ЮНЕСКО .
- ^ Кнауэр (2001), с. 123-133
- ^ «Ранние тюрки: мужской костюм в китайском искусстве второй половины VI – первой половины VIII вв. (Образы «Других»)» . Transoxiana.org .
- ^ Кнауэр (2001), с. 137
- ^ Кнауэр, Эльфрида Р. (2001). «Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: генеалогическое исследование» . Журнал Метрополитен-музея . 36 . Издательство Чикагского университета: 125–154. дои : 10.2307/1513059 . JSTOR 1513059 . S2CID 193031322 .
- ^ Кнауэр (2001), с. 133
- ^ «ЗАЧЕМ ЭТО было нужно казакам и кавказцам? (ФОТО)» . Россия за пределами . 29 октября 2020 г.
- ^ Сатенштейн, Лиана (5 мая 2017 г.). «Что такое традиционная грузинская чоха и почему она в моде?» . Мода .
- ^ «Грузия: люби свою страну, люби свою Чоху» . EurasiaNet.org. 20 февраля 2011 г. Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ «Форум GeorgianDaily» . georgiandaily.com .
- ^ «О присвоении статуса памятника нематериального культурного наследия ценным с точки зрения культурного наследия объектам» . www.matsne.gov.ge . Законодательный Вестник Грузии . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ «ОДЕЖДА XXI. Тюркская и курдская одежда Азербайджана» . Энциклопедия Ираника .
- ^ "Рядовой Мусульманского эскадрона Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Россия, 1844 г." WWW.IMHA.RU .
- ^ "БЕШМЕ́Т" . Большая российская энциклопедия . Archived from the original on 2021-06-17 . Retrieved 2021-04-30 .
- ↑ В оригинале рисунок называется «Бек-татар из Карабаха» ( фр . Beck tatare du Karabakhe ). Известно, что в XIX веке русские путешественники также называли азербайджанцев татарами.
- ^ «Смысл чохи, традиционной национальной одежды Грузии» . культурная поездка . 19 февраля 2018 г.
- ^ «Аджарская одежда» . Адвантур .
- ^ Студенецкая, Е. Н (1989). Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв . Наука.
- ^ "Одежда народов Северного Кавказа. XVIII—XX вв" . apsnyteka.org .
- ^ "Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв" . www.kitabhona.org.ua .
- ^ Годи, Байлай (2018). Черкесская аристократия в конце XVIII – первой половине XIX веков: Социальная структура общества . стр. 88–96.
- ^ Кнауэр (2001), с. 134
- ^ Зубарев, Д.Я. (1836). «Газахская дистанция» (PDF) . Обзор русских владений за Кавказом . Часть 2.
- ^ "Азербайджанский национальный костюм" . azeri.ru .
- ^ «Элемент одежды придворного Надир-шаха - чепкен» . Национальный музей истории Азербайджана .
- ^ «Чепкен XVIII век» . Google Искусство и культура .
- ^ «МИЛЛИ ГЕЙИМЛЫР» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Байрамов, Аслан (2017). ИЗОБРАЖЕНИЕ НАЗВАНИЙ ОДЕЖДЫ И УКРАШЕНИЙ В БАЯТИ (PDF) . Сумгаитский государственный университет - «НАУЧНЫЕ НОВОСТИ» - Социально-гуманитарный факультет.
- ^ Собственный эскорт ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
- Кнауэр, Эльфрида Р. (2001). «Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: генеалогическое исследование» . Журнал Метрополитен-музея . 36 . Издательство Чикагского университета: 125–154. дои : 10.2307/1513059 . JSTOR 1513059 . S2CID 193031322 .
- «Энциклопедия Китаби-Дада Горгуд», II том. Баку, 2004.
- ^ Грузинский : ბელა чоха или ბალალი т'алавари ; Абхазский : акъымжәы , латинизированный: акъымжъы ; Адыгейский : цые , латинизированный: ция ; Кабардинский : цей , латинизированный: цей ; Персидский : چوڑا , латинизированный : chugha ; Армянский : চুখায , латинизированный : choukha(y) ; Азербайджанский : çuxa ; [1] Карачаево-балкарский : колотушка , латинизированный: колотушка ; Кумыкский : чепген , латинизированный: чепген ; ногайский : шепкен , латинизированный: шепкен ; Чеченский : чохиб , латинизированный: çoqib ; Ингушский : чохи , латинизированный: çoqi ; по-лезгински : чуха , латинизировано: çuxa ; осетинский : cukhkha , латинизированный: cuqqa ; Русский : черкеска , латинизированный : черкеска ; Украинский : черкесский , латинизированный : черкесский