Религия в Чаде
Ислам и христианство являются наиболее широко исповедуемыми религиями в Чаде . меньшие группы нерелигиозных людей, а также приверженцев других вероисповеданий. Также присутствуют [ 2 ] [ 3 ]
Среди мусульман Чада 95% считали себя суннитами , 1% шиитами и 4% другими. Они в основном сконцентрированы в северных и восточных регионах, тогда как анимисты и христиане живут преимущественно на юге Чада и в Гере . [ 4 ] Ислам был принесён в ходе мусульманского завоевания Судана , в случае Чада завершившегося в 11 веке преобразованием Империи Канем-Борну .
Христианство пришло в Чад вместе с французами в конце XIX века. [ 5 ] Среди христиан Чада 22,8% считают себя католиками , а 17,9% — протестантами .
Демография
[ редактировать ]По оценкам на 2014-15 годы, 52,1% населения — мусульмане (в основном суфии Тиджания ), 44,1% — христиане, 0,3% — анимисты и 2,8% не исповедуют религии. [ 6 ]
мусульманин | христианин | Анимист | Другой | Неизвестный | Никто | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Все | католик | протестант | Другой Христиане | ||||||
Перепись 1993 года [ 7 ] | - | ||||||||
Опрос DHS 1996-97 гг. [ 8 ] [ а ] | - | ||||||||
Исследование DHS 2004 г. [ 9 ] [ а ] | - | ||||||||
Перепись 2009 года [ 10 ] | - | - | - | - | |||||
Исследование малярии 2010 г. [ 11 ] [ б ] | - | - | |||||||
Оценки Pew Forum за 2010 г. [ 12 ] [ 13 ] | - | - | - | - | - | ||||
Опрос DHS 2014–2015 гг. [ 14 ] [ 15 ] [ с ] | - | ||||||||
Прогнозы исследовательского центра Pew на 2020 год [ 3 ] | - | - | - | ||||||
Оценка ARDA 2020 г. [ 2 ] | - | ||||||||
Международная оценка ACN на 2021 год [ 16 ] | - | - | - |
- ^ Jump up to: а б В исследованиях DHS 1996–97 и 2004 годов были отобраны женщины в возрасте 15–49 лет и мужчины в возрасте 15–59 лет.
- ^ В исследовании по малярии 2010 года были отобраны только женщины в возрасте от 15 до 49 лет.
- ^ В опросе DHS 2014–2015 годов были выбраны женщины и мужчины в возрасте 15–49 лет.
Традиционные религии
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Чада |
---|
История |
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Предки играют важную роль в классических религиях Чада. [ 17 ] Считается, что они преодолевают разрыв между сверхъестественным и естественным мирами. [ 17 ] Они соединяют эти два мира, в частности, связывая живых членов рода с их самыми ранними предками. [ 17 ] Из-за своей близости и того, что когда-то они ходили среди живых, предки склонны вмешиваться в повседневные дела. [ 17 ] Такое вмешательство особенно вероятно в случае недавно умерших, которые, как полагают, проводят недели или месяцы в подвешенном состоянии между живыми и мертвыми. [ 17 ] Многие религиозные обряды включают специальные ритуалы, призванные умилостивить этих духов, побудить их спокойно уйти и восстановить социальный порядок, который нарушила их смерть. [ 17 ]
Духов также много. [ 17 ] Эти невидимые существа населяют параллельный мир и иногда проживают в определенных местах или связаны с определенными природными явлениями. [ 17 ] У мбайе, подгруппы сара, считается, что духи воды и молнии приносят насильственную смерть и заставляют других духов вмешиваться в повседневную жизнь. [ 17 ] Дух солнца, способный оказать услугу или причинить вред, также необходимо умилостивить. [ 17 ] Духи могут жить семейными группами с супругами и детьми. [ 17 ] Они также способны принимать человеческую, животную или растительную форму, когда появляются среди живых. [ 17 ] Сверхъестественные силы, управляющие естественными событиями, также вызывают серьезную озабоченность. [ 17 ] У земледельческих народов ритуалы умилостивления таких сил связаны с началом и окончанием сельскохозяйственного цикла. [ 17 ] У саров новый год начинается с появлением первого новолуния после сбора урожая. [ 17 ] На следующий день люди охотятся с сетями и огнем, предлагая добычу предкам. [ 17 ] Предкам совершаются возлияния и съедается первая трапеза нового урожая. [ 17 ]
В более централизованных обществах Чада правитель часто ассоциируется с божественной силой. [ 17 ] Находясь на вершине общества, он или (реже) она несет ответственность за хорошие отношения со сверхъестественными силами, которые санкционируют и поддерживают социальный порядок. [ 17 ] Например, у мундангов гонлер Лере отвечает за отношения с небесными духами. [ 17 ] А у сара-маджингай мбанг (вождь) деревни Бедая контролирует религиозные ритуалы, которые сохраняют и обновляют социальный порядок. [ 17 ] Даже после прихода ислама символы такой власти усилили правителей номинально исламских государств, таких как Вадаи, Канем-Борно и Багирми. [ 17 ]
Наконец, большинство классических африканских религий предполагают веру в высшее существо, которое создало мир и его жителей, но затем отказалось от активного вмешательства в дела человечества. [ 17 ] В результате святилища высшего бога встречаются редко, и люди склонны обращаться к меньшим духам; однако представление о высшем существе, возможно, помогло распространению христианства. [ 17 ] Когда миссионеры прибыли в южный Чад, они часто использовали местное имя этого верховного бога для обозначения христианского высшего существа. [ 17 ] Таким образом, несмотря на гораздо более интервенционистский дух, христианский бог был узнаваем людьми. [ 17 ] Это признание, вероятно, способствовало обращению, но, возможно, оно также, по иронии судьбы, способствовало синкретизму (смешению религиозных традиций), практике, беспокоящей многих миссионеров и, в частности, протестантов. [ 17 ] Последователи классических африканских религий, вероятно, не усмотрели бы никакого необходимого противоречия между принятием христианского бога и продолжением веры в только что описанных духов. [ 17 ]
Поскольку порядок считается естественным и желательным состоянием, беспорядок не является случайностью. [ 17 ] Классические африканские религии посвящают значительную энергию поддержанию порядка и определению того, кто или что несет ответственность за беспорядок. [ 17 ] Например, в случае болезни чрезвычайно важно выяснить, какой дух или какой человек ответственен за подрыв естественного порядка; только тогда можно назначить лекарство. [ 17 ] В таких обстоятельствах люди часто обращаются к специалистам по ритуалам, которые предвидят угрозу гармонии и рекомендуют соответствующие действия. [ 17 ] Такие специалисты делятся своими знаниями только со сверстниками. [ 17 ] Действительно, они сами, вероятно, приобретали такие знания постепенно, проходя тщательное обучение. [ 17 ]
Хотя классические африканские религии предоставляют институционализированные способы поддержания или восстановления общественной солидарности, они также позволяют людям влиять на космический порядок для продвижения своих собственных интересов. [ 17 ] И магия, и колдовство служат этой цели. [ 17 ] С точки зрения общества магия бывает положительной или нейтральной. [ 17 ] С одной стороны, маги пытаются повлиять на жизненные силы, чтобы изменить физический мир, возможно, чтобы принести удачу или вернуть здоровье. [ 17 ] Колдуны, с другой стороны, антиобщественны и используют колдовство (или «черную магию»), чтобы контролировать или поглощать жизненную силу других. [ 17 ] В отличие от магов, личность которых общеизвестна, колдуны скрывают свои сверхъестественные способности, тайно практикуя свои гнусные обряды. [ 17 ] Когда случается несчастье, люди часто подозревают, что в корне их бед лежит колдовство. [ 17 ] Они обращаются за советом к прорицателям или магам, чтобы определить виновную сторону и способы исправить ситуацию; если считается, что нарушение угрожает всем, лидеры могут действовать от имени сообщества в целом. [ 17 ] В случае обнаружения колдуны наказываются. [ 17 ]
Выживание любого общества требует передачи знаний от одного поколения к другому. [ 17 ] Во многих обществах Чада эта передача отмечена ритуалом. [ 17 ] Знания о мире и его силах доступны только взрослым; среди преимущественно патрилинейных обществ Чада оно также ограничивается, в частности, мужчинами. [ 17 ] Ритуалы часто отмечают переход от детства к взрослой жизни. [ 17 ] Однако они активно «превращают» детей во взрослых, обучая их тому, что взрослые должны знать, чтобы брать на себя социальную ответственность. [ 17 ]
Хотя такие обряды различаются в разных обществах, Сара йондо может служить образцом церемоний посвящения мужчин, встречающихся в Чаде. [ 17 ] Ёндо проводится в ограниченном количестве мест каждые шесть или семь лет. [ 17 ] На обряды, которые до появления западного образования с его девятимесячным академическим календарем, длились несколько месяцев, собираются мальчики из разных деревень, обычно в сопровождении старейшины. [ 17 ] В последние десятилетия время ёндо ограничивалось несколькими неделями между учебными годами. [ 17 ]
Ёндо и его аналоги среди других чадских обществ укрепляют мужские связи и мужской авторитет. [ 17 ] Женщинам не разрешается присутствовать на обряде. [ 17 ] Их посвященные сыновья и братья больше не едят с ними и живут в отдельных домах. [ 17 ] Хотя во многих чадских обществах обряды также отмечают переход к женственности, такие церемонии намного короче. [ 17 ] Вместо того, чтобы поощрять девочек к участию в жизни общества, они подчеркивают домашние обязанности и уважение к мужской власти. [ 17 ]
ислам
[ редактировать ]Ислам стал динамичной политической и военной силой на Ближнем Востоке в первые десятилетия после смерти Мухаммеда. [ 17 ] К концу седьмого века нашей эры [ 17 ] Мусульмане достигли Северной Африки и двинулись на юг, в пустыню. [ 17 ] Хотя трудно датировать появление и распространение ислама в Чаде, к тому времени, когда арабские мигранты начали прибывать с востока в четырнадцатом веке, вера уже была широко распространена. [ 17 ] Вместо того чтобы стать продуктом завоеваний или навязывания политической власти, ислам постепенно распространился в Чаде и за его политические границы. [ 17 ]
Ислам в Чаде во многом адаптировался к местному контексту. [ 17 ] Во-первых, несмотря на присутствие большого количества чадских арабов и несмотря на то, что арабский язык является официальным и широко распространен, арабский язык не является родным языком большинства чадских мусульман. [ 17 ] В результате, хотя многие мусульмане Чада посещали коранические школы, они часто учились декламировать стихи, не понимая их внутреннего смысла. [ 17 ] Поэтому, возможно, даже в большей степени, чем среди тех, кто понимает арабский язык, у чадских мусульман чтение стихов приняло мистический характер. [ 17 ] Более того, ислам в Чаде не находился под особым влиянием великих мистических движений исламского средневековья или фундаменталистских потрясений, которые повлияли на веру на Ближнем Востоке, в Западной Африке и Судане. [ 17 ] Начиная с Ближнего Востока в тринадцатом веке, мусульманские мистики и даи стремились дополнить интеллектуальное понимание ислама непосредственным религиозным опытом через молитву, созерцание и действие. [ 17 ] Последователи этих даи основали братства, которые институционализировали интерпретации веры своих учителей. [ 17 ] Подобные организации стимулировали распространение ислама и по большей части давали возможности для совместных действий, чего не было в Чаде, где существуют всего два братства. [ 17 ] Возможно, в результате длительных контактов с западноафриканскими мусульманскими торговцами и паломниками большинство мусульман Чада отождествляют себя с орденом Тиджания, но это братство не послужило объединяющей точкой для совместных действий. [ 17 ] Точно так же Санусия, братство, основанное в Ливии в середине девятнадцатого века, примерно в 1900 году пользовалось значительным экономическим и политическим влиянием в бассейне озера Чад . [ 17 ] Несмотря на опасения французов по поводу движения исламского возрождения, возглавляемого «фанатиками Сануси», сторонники Чада, ограниченные арабами Авлад Сулейман и Тубу из восточного Тибести, никогда не были многочисленными. [ 18 ]
Шапель пишет, что, хотя чадский ислам придерживается юридической школы Малики (которая, как и три другие признанные школы исламской юриспруденции, основана на обширной юридической литературе), большая часть исламского образования опирается исключительно на Коран. [ 17 ] Высшего исламского образования в Чаде практически не существует; таким образом, серьезные исламские студенты и ученые должны уехать за границу. [ 17 ] Популярные направления включают Хартум и Каир, где многочисленные чадцы посещают Аль-Азхар, самый известный университет в исламском мире. [ 17 ]
Соблюдение Чадом пяти столпов веры несколько отличается от ортодоксальной традиции. [ 17 ] Например, публичная и коллективная молитва происходит чаще, чем положенный раз в неделю, но часто не проводится в мечети. [ 17 ] Более того, мусульмане Чада, вероятно, совершают паломничество реже, чем, например, их коллеги хауса в северной Нигерии . [ 17 ] Что касается поста в Рамадан , то самые ревностные мусульмане Чада отказываются глотать слюну в течение дня, что является особенно строгой интерпретацией запрета на еду и питье между восходом и закатом солнца. [ 17 ]
христианство
[ редактировать ]Христианство пришло в Чад в двадцатом веке, вскоре после колониального завоевания. [ 17 ] Однако, вопреки преобладающей модели в некоторых других частях Африки, где колониальные державы поощряли распространение веры, первые французские чиновники в Чаде выступали против этого. [ 17 ] Однако эта рекомендация, вероятно, отражала европейский патернализм и фаворитизм по отношению к исламу, а не проявление либерализма. [ 17 ] В любом случае, французская военная администрация следовала этому совету в течение первых двух десятилетий века, времени, которое потребовалось для завоевания новой колонии и установления контроля над ее населением. [ 17 ] После Первой мировой войны официальная оппозиция христианству смягчилась, и правительство терпело миссионеров, но не спонсировало их. [ 17 ]
После Второй мировой войны христиане-католики Чада оказали гораздо большее влияние на жизнь Чада, чем можно предположить из их ограниченного числа. [ 17 ] Миссии распространяли идеологию вестернизации — представление о том, что прогресс зависит от следования европейским моделям развития. [ 17 ] Более конкретно, римско-католическое миссионерское образование способствовало распространению французского языка. [ 17 ] Хотя ислам является религией большинства, христиане контролировали правительство, унаследовавшее власть от французов. [ 17 ] Эти лидеры придали идеологическую ориентацию, которая продолжала доминировать в 1980-е годы. [ 17 ] Кроме того, здесь проживают 7000 православных христиан.
Вера Бахаи
[ редактировать ]Хотя история Веры Бахаи в Чаде началась после обретения страной независимости в 1960 году, представители этой религии присутствовали на ассоциированных территориях с 1953 года. [ 19 ] [ 20 ] Бахаи Чада избрали свое первое Национальное Духовное Собрание в 1971 году. [ 21 ] В последующие десятилетия бахаи действовали по-разному и, по некоторым подсчетам и оценкам, к 2000 году стали третьей по величине международной религией в Чаде, насчитывающей более 80 000 членов. [ 22 ]
Свобода религии
[ редактировать ]Переходная хартия от октября 2022 года провозгласила Чад светским государством и подтвердила разделение религии и государства; он также предусматривал свободу религии. [ 6 ]
В 2023 году страна получила 1 балл из 4 по свободе вероисповедания. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Проект «Религия и общественная жизнь» Исследовательского центра Pew: Чад . Исследовательский центр Пью . 2020.
- ^ Jump up to: а б «Религиозная демография (Чад)» . Ассоциация архивов религиозных данных . 2020 . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Религии в Чаде | PEW-GRF» . www.globalreligiousfutures.org . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Чад», Британская энциклопедия .
- ^ С. Коллело, Чад [ нужны разъяснения ]
- ^ Jump up to: а б Отчет Госдепартамента США за 2022 год. В эту статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Всемирный справочник: Чад» . ЦРУ . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Чад: Демографическое и медицинское обследование, 1996–1997 годы» (PDF) (на французском языке). Центральное бюро переписи населения и Управление статистики, экономических и демографических исследований. п. 26 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Чад: Демографическое и медицинское обследование, 2004 г.» (PDF) (на французском языке). Национальный институт статистики, экономических и демографических исследований. п. 36 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2016 год: Чад» . Бюро демократии, прав человека и труда . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Национальное исследование показателей малярии в Чаде, 2010 г.: Заключительный отчет» (PDF) (на французском языке). Национальный институт статистики, экономических и демографических исследований. п. 41 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Таблица: Христианское население в процентах от общей численности населения по странам» . Исследовательский центр Пью. 19 декабря 2011 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Таблица: Мусульманское население по странам» . Исследовательский центр Пью. 27 января 2011 года . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Чад» . Государственный департамент США . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Чад: демографическое и медицинское обследование, 2014–2015 гг.» (PDF) (на французском языке). Национальный институт статистики, экономических и демографических исследований. п. 34 . Проверено 21 апреля 2018 г.
- ^ «Свобода религии в мире, отчет 2021: Чад» (PDF) . Помощь нуждающейся Церкви . 2021.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск Коллело, Томас, изд. (1990). Чад: Страновое исследование (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . стр. 67–73. ISBN 0-16-024770-5 . В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Браше, Жюльен; Шееле, Юдит (2019). Ценность беспорядка: автономия, процветание и грабеж в чадской Сахаре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781108566315 . ISBN 9781108566315 . S2CID 181557618 .
- ^ Всемирный Дом Справедливости (1986). «В память». Мир бахаи . Том. XVIII. Всемирный Центр Бахаи . стр. Оглавление и стр.629. ISBN 0-85398-234-1 .
- ^ Хассалл, Грэм. «Бельгийское Конго» . Исследования бахаи Азиатско-Тихоокеанского региона — Файлы по странам . Интернет-библиотека бахаи . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Доктор Ахмади. «Главные события Века Света» . Исследование книги «Век света» . Ассоциация исследований бахаи в Южной Африке. Архивировано из оригинала 2 сентября 2009 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Профиль страны: Чад» . Религиозный интеллект . Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.