Санкай
Санцай ( китайский : 三 彩 ; пиньинь : sāncώi ; букв. «три цвета») [ 1 ] — универсальный тип украшения китайской керамики с использованием глазури или шликера , преимущественно трех цветов: коричневого (или янтарного ), зеленого и кремово-белого. Это особенно связано с династией Тан (618–907) и ее гробницами . [ 1 ] появляется около 700. [ 2 ] Поэтому его обычно называют китайским : 唐三彩 Тан Саньцай по-китайски. В Китае и на Западе торговцы иногда называли изделия Тан саньцай « яйцами и шпинатом» из-за использования в них зеленого, желтого и белого цветов, особенно в сочетании с эффектом полос. [ 3 ]
Трехцветная глазурованная керамика династии Тан является сокровищем древних китайских техник обжига керамики. Это разновидность низкотемпературной глазурованной керамики, популярной во времена династии Тан. Глазурь бывает желтого, зеленого, белого, коричневого, синего, черного и других цветов. Преобладают желтый, зеленый и белый цвета, поэтому люди называют его «Тан Санцай». Поскольку Тан Саньцай был обнаружен в Лояне раньше всех и больше всего встречается в Лояне, его также называют «Лоян Тан Саньцай».
Здесь используется глиняная посуда со свинцовой глазурью , и хотя потребовалось два обжига, [ 1 ] его было проще и, следовательно, дешевле изготавливать, чем китайский фарфор или цвет селадон , и он подходил для изготовления больших фигур, при необходимости состоящих из нескольких формованных секций, собранных после первого обжига. Сосуды, преимущественно небольшие и предназначавшиеся для погребения, изготавливались в такой же технике, как и фигурки. Небольшие тарелки высотой три фута, обычно около 18–40 см (7–16 дюймов) в поперечнике, называемые «подносами для подношений», представляют собой особый тип, с более тщательно контролируемым декором, чем другие типы предметов. [ 4 ]
Белый цвет может быть натурального цвета обожженной глины, иногда покрытой прозрачной глазурью, или может быть белый шликер. Коричневый и зеленый цвета возникли в результате добавления оксидов металлов в свинцовую глазурь; на самом деле встречаются также синий и черный цвета. Синий цвет получался в результате добавления импортного кобальта , поэтому был более дорогим и использовался экономно, часто на кусках меньшего размера. [ 5 ]
Техника
[ редактировать ]Корпус керамики санкай изготавливался из белой глины, покрывался цветной глазурью и обжигался при температуре 800 градусов Цельсия. Санцай — это разновидность глиняной посуды со свинцовой глазурью : был оксид свинца основным флюсом в глазури , часто смешанный с кварцем в пропорции 3:1. [ 6 ] Полихромный эффект получался при использовании в качестве красителей меди (становящейся зеленой), железа (становящейся коричнево-желтой), реже марганца и кобальта (становящей синей). [ 6 ]
На печах, расположенных в Тунчуане , уезде Нэйцю в Хэбэе и Гунсяне в провинции Хэнань , [ 7 ] глины, используемые для изготовления погребальных изделий, были похожи на те, которые использовали танские гончары . Погребальная утварь обжигалась при более низкой температуре, чем современная белая посуда. Большие фигурки, изготовленные для погребального инвентаря («погребальная утварь»), такие как известные гробницы династии Тан с людьми, верблюдами и лошадьми, отливались по частям, в формах , части которых склеивались между собой с помощью глиняной накладки. В некоторых случаях , степень индивидуальности собранным фигуркам придавалась посредством ручной резьбы.
При совместном использовании глазури заходили друг на друга по краям, придавая большей части характер украшения. За исключением тщательно расписанных подносов для подношений, которые в большинстве случаев имеют контуры участков разного цвета, в большинстве произведений цвета нанесены свободно, даже небрежно. Часто используются брызги и пятна, причем как на сосудах, так и на фигурах цвета часто не пытаются следовать участкам рельефа или различным частям тела. [ 8 ] Декоративные мотивы в живописи или рельефе заимствованы из текстиля, ювелирных изделий и изделий из металла. [ 9 ]
Разработка
[ редактировать ]
Изделия Санцай производились на севере Китая с использованием белых и желтоватых вторичных каолинов и шамотных глин . [ 7 ] Санцай следует за развитием керамики с зеленой глазурью, относящейся к периоду Хань (25–220 гг. Н.э.); коричневая глазурь также была известна ханьцам, но они очень редко смешивали их в одном куске. [ 10 ] После Хань использование этих глазурей почти исчезает примерно на четыреста лет, что весьма озадачило экспертов. Подавляющее большинство сохранившихся предметов относится к погребальному инвентарю, который в промежуточный период был окрашен необожженными пигментами (и поэтому сейчас в основном отвалился от предмета). Но несколько фрагментов демонстрируют «незначительную традицию изготовления свинцовой глазури, связывающую Хань с Суй и Тан». [ 11 ]
Предшественников стиля санцай также можно увидеть в некоторых керамических произведениях Северной Ци (550–577 гг.). В гробницах Северной Ци обнаружено несколько прекрасных артефактов, таких как фарфоровая посуда с узорами в зеленом цвете, которые, как ранее считалось, были созданы во времена династии Тан . [ 12 ] [ 13 ]
Полная полихромная комбинация санкай появляется незадолго до конца VII века. Примерно через 70 лет производство фигурок для гробниц, кажется, почти полностью прекратилось из-за очень разрушительного Лушаньского восстания 755 года, за которым последовало тибетское вторжение на север в 763 году, но сосуды продолжались еще пятьдесят или более лет. [ 14 ]

После очередного длительного перерыва санцай снова был произведен в эпоху позднего Тан и в династии Ляо (907–1125 гг., отколовшаяся иностранная династия на крайнем севере). [ 15 ] Его часто использовали для изготовления крупных предметов для храмов. Наборы фигур санцай луохан в натуральную величину часто выставлялись в специальных залах луохан в храмах. Лишь немногие из них, оставшихся на месте, пережили Культурную революцию . Луохани из глазурованной керамики Исянь представляют собой набор времен династии Ляо, который сейчас распространен в различных западных музеях и поэтому очень хорошо известен. Необычно то, что они были построены вокруг внутренних поддерживающих железных стержней. Также были изготовлены пары больших фигур стражей, стоящих по бокам святынь.
Суда
[ редактировать ]Фигурам гробниц посвящена отдельная статья . Другой тип предметов санкай представлял собой сосуды различной формы, но ни один из них не был очень большим; все они находили почти исключительно в захоронениях и, возможно, когда-либо делались только для них. Формы в основном характеризуются «контрастными контурами и почти экстравагантной округлостью, расширяющейся до такой степени, что почти лопаются». [ 15 ] Многие адаптируют некитайские формы, в основном из металлических изделий, хотя некоторые из них можно проследить до древнегреческой керамики и можно описать греческими терминами амфора (ваза с двумя ручками) и ойнохоэ (кувшин или кувшин с носиком и ручкой), последний обычно имеет носик в виде головы птицы или фэнхуана (китайского феникса ). Они происходят из «пережитков эллинизма в государствах-оазисах и городах западной части Центральной Азии». Ручки амфор часто соединяются с телом в виде головы дракона, кусающей край. Другие формы традиционно китайские, например, банка с крышкой. [ 16 ] Возможно, как это также предполагалось в отношении большинства древнегреческих керамических изделий, что керамические сосуды были более дешевыми копиями для захоронения металлических сосудов, вероятно, серебряных, которые умерший использовал или к чему стремился при жизни. [ 17 ] точно так же, как фигурки гробниц копировали слуг и животных.
Многие изделия имеют рельефный декор, нанесенный либо веточками , либо в формах, используемых для изготовления многих изделий, хотя простые формы все еще изготавливались на гончарном круге . [ 18 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Трехцветная Гуань Инь (Авалокитешвара). Династия Цин.
-
Санцай (Трёхцветная) фигурка тибетской женщины. Династия Тан. Восточные пригороды Сианя
-
Трехцветная фигурка Куча (Кичи). династия Тан
-
До санцая : керамическая собака с зеленой глазурью , Восточная Хань , 25-220 гг. н.э.
-
Хранитель гробницы с глазурью санкай
-
Согдиец на верблюде, в Санцае , фигура из гробницы династии Тан
-
Поднос для подношений Тан, 8-9 века, кобальт . основной цвет - синий
-
Поднос для подношений Тан, ок. 675–750, основной цвет — зеленый.
-
Кувшин Тан санцай, преимущественно синего цвета, VIII-IX века.
-
Расплескавшаяся танская амфора с ручками в виде головы дракона.
-
Большая банка Тан
-
Керамическая подушка Тан, ок. 675-750
-
Один из исяньских глазурованных керамических луоханей , ок. 1200
-
Женщина, держащая зеркало. Фаянс с трехцветной (санцай) глазурью. Династия Тан, 700-750 гг. Из коллекции Эуморфопулоса. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Влияния
[ редактировать ]Санкаи путешествовал по Шелковому пути , чтобы позже широко использоваться в сирийской , кипрской , а затем итальянской керамике с 13 по середину 15 века. Санцай также стал популярным стилем в японском и других восточноазиатских керамических искусствах, таких как изделия Нагайо .
-
Японские подушки VIII века.
-
Японская ваза VIII века
-
Тарелка XIII века с птицей, Сирия.
-
Кувшин XIV века, Кипр.
Возрождение при Цин
[ редактировать ]При династии Цин (1644–1910) изделия санцай были одним из нескольких ранних китайских стилей, возрожденных на высоком уровне качества, отражающих антикварные вкусы императоров. Эти изделия были изготовлены из фарфора Цзиндэчжэнь , причем обычно палитра санцай использовалась в глазури для украшения современных форм, часто с использованием ярких брызг для создания «пятнистого» эффекта. По-видимому, не было никакой попытки представить их как очень старые: на одном из фрагментов ниже имеется «ложный» знак правления, но другой относится только к 15 веку.
-
Чаша, правление Канси
-
Ваза, правление Канси
-
период Канси; здесь цвета — надглазурные эмали, а не цветные глазури. На этом изделии изображен поддельный знак правления императора Чэнхуа из династии Мин , 1465–1487 гг.
-
период Канси; здесь цвета — надглазурные эмали, а не цветные глазури.
-
Горшок в форме персика для чая или вина, 18 или 19 век.
Современная репродукционная торговля
[ редактировать ]В 1980-х и начале 1990-х годов репродукции произведений Тан саньцай были отправлены китайским правительством иностранным лидерам в качестве подарков и стали очень популярными в Китае. В какой-то момент вокруг города Лоян, колыбели ремесла, было разбросано более 3000 фабрик, в основном крошечных и ветхих. Они в огромных количествах производили дрянные изделия санцай в стиле Тан, пока не начали подрывать друг друга в хаотичной ценовой войне. Из-за перенасыщения рынка многие из их продуктов оказались проданы уличными торговцами. [ 19 ]
Репродуктивный бизнес выиграл от разработки новых методов. Некоторые специалисты в этой области могут создавать работы, которые могут обмануть даже самые опытные глаза. Воодушевленные точностью технологии подделки и соблазненные непомерной прибылью, некоторые продают подделки под оригиналы. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вайнкер, 75 лет
- ^ Медли, 22 года.
- ^ История Шелкового пути , Джонатан Клементс; Искусство стола: Полное руководство по сервировке стола, Манеры за столом... , Сюзанна фон Драхенфельс, с. 37
- ^ Медли, 30 лет.
- ↑ Вайнкер, 76 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Постоянная экспозиция Шанхайского музея .
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, Найджел (1999). Китайские глазури . AC Black, Лондон. ISBN 0-7136-3837-0 .
- ^ Вайнкер, 76 лет; Медли, 34–37.
- ^ Медли, 37–41.
- ^ Медли, 16 лет.
- ^ Медли, 16–18, 17 цитируется.
- ^ Искусство Китая Майкла Салливана стр.19 и далее.
- ^ Китайские глазури: их происхождение, химия и воссоздание , Найджел Вуд, стр.200.
- ^ Медли, 24–26.
- ^ Перейти обратно: а б Медли, 26 лет
- ^ Медли, 26–34, 31 цитируется.
- ^ Вайнкер, 78 лет.
- ^ Медли, 28–30.
- ^ Перейти обратно: а б МЭН, ЦИНХАЙ; ЧЖОУ, ИСИАН (апрель 2010 г.). «Промышленность теряет свой блеск». Китай сегодня .
Ссылки
[ редактировать ]- Медли, Маргарет, Танская керамика и фарфор , 1981, Faber & Faber, ISBN 0-571-10957-8
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Санкаем, на Викискладе?
- Справочник по китайской керамике из Метрополитен-музея.