Критерий несходства
Критерий несходства [ 1 ] (часто используется как сокращение для критерия двойного несходства ; [ 2 ] его еще называют критерием разрыва , [ 1 ] [ 3 ] оригинальность [ 1 ] или двойная неприводимость [ 1 ] ) используется в библейской критике , чтобы определить, может ли утверждение, приписываемое Иисусу , быть достоверным. Критерий гласит, что если высказывание, приписываемое Иисусу, отличается как от еврейских традиций его времени, так и от ранней Церкви, последовавшей за ним, оно, скорее всего, исходит от исторического Иисуса . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Хотя ранние формы критерия несходства относятся к эпохе Возрождения , [ 4 ] его современная формулировка исходит от Эрнста Кеземана , [ 5 ] который в 1953 году начал второй поиск исторического Иисуса . [ 6 ] : 122
Кеземанн пишет:
[T] Здесь почти полное отсутствие удовлетворительных и незыблемых критериев для этого материала. Лишь в одном случае мы имеем более или менее безопасную почву под ногами: когда нет оснований ни для выведения традиции из иудаизма, ни для приписывания ее первохристианству, и особенно тогда, когда еврейское христианство смягчило или видоизменило полученную традицию, как будучи слишком смелым на его вкус. (Кеземанн, Очерки на темы Нового Завета , стр. 37) [ 7 ]
Другими словами, критерий постулирует, что традиции об Иисусе происходят (только) из трех источников: экстраполяции более ранних еврейских традиций, ревизионизма ранней христианской церкви и истинных исторических отчетов о служении Иисуса. [ 1 ] Если какая-то традиция не может быть адекватно объяснена ни экстраполяцией, ни ревизионизмом, тогда она может (или должна) быть следом исторического Иисуса. [ 1 ] Помимо Кеземана, его учителя Рудольф Бультманн и Норман Перрен также были основными сторонниками критерия несходства. [ 4 ] Джон П. Мейер (1991) заявил, что критерий несходства «тесно связан с критерием смущения », но в отличие от Полкоу (1987) он не считал, что эти два критерия полностью совпадают. [ 1 ]
Барт Д. Эрман (1999) дал несколько иное описание того, как должен работать критерий несходства: необходимо определить, «существует ли хотя бы теоретическая возможность того, что эти высказывания и действия были придуманы именно для того, чтобы продвинуть взгляды, которыми дорожат некоторые христиане», или же это « несходные» традиции, то есть те, которые не поддерживают четкую христианскую повестку дня или, по-видимому, работают против нее». [ 8 ] Поскольку последние «трудно объяснить, если они не подлинны, поэтому они с большей вероятностью будут историческими». [ 8 ]
Примеры его использования
[ редактировать ]
Ученые в целом согласны с тем, что крещение Иисуса является примером традиции, которая не соответствует критерию несходства, поскольку большинство ранних христиан, по-видимому, верили, «что человек, который был крещен, был духовно ниже того, кто крестил». [ 9 ] [ 10 ] : 8:21 Маловероятно, что ранние христиане считали Иисуса духовно ниже Иоанна Крестителя , и поэтому они, вероятно, не выдумали бы эту историю. [ 9 ] [ 10 ] : 8:21 Фактически, в Евангелии от Матфея 3:14 записана традиция, согласно которой Иоанн Креститель протестовал против просьбы Иисуса о крещении, говоря, что вместо этого Иисус должен крестить его. [ 9 ] [ 10 ] : 8:21 [ 6 ] : 240 Ученые считают это потенциальным свидетельством явного смущения ранних христиан тем, что Иоанн крестил Иисуса, а не наоборот; следовательно, Матфея 3:14 не может пройти критерий несходства, но остальная часть повествования о крещении может. [ 9 ] [ 10 ] : 8:21 [ 6 ] : 240 Герд Тейссен и Дагмар Винтер (2002) добавили, что ранние христиане считали, что люди, прошедшие крещение, исповедовались в грехе , что представляло собой проблему, поскольку история о том, что Иисус был крещен – и, следовательно, предположительно согрешил – была несовместима с раннехристианскими взглядами на мир. Иисус как божественное существо . [ 6 ] : 239 Поэтому Тайсен и Винтер считали традицию Иоанна 1:29 утверждающей, что Иисус пришёл креститься, «чтобы забрать грехи мира», а не свои собственные, как раннехристианскую модификацию традиции, которая не могла быть исторически достоверной. . [ 6 ] : 239
Распятие Иисуса не соответствует критерию несходства на том основании, что, по-видимому, хотя существовал широкий спектр представлений о том, каким должен был быть Мессия , ни один евреи в то время не верили, что Мессия будет страдать и умрет. [ 9 ] [ 10 ] : 10:38 Апостол Павел заявил в 1 Коринфянам 1:23, что распятие Христа (=Мессии) было «камнем преткновения для евреев», которые, очевидно, не верили, что Мессия будет распят, и пришли к выводу, что Иисус не мог быть распятым. Мессия и поэтому отказался принять христианство. [ 9 ] [ 10 ] : 13:22 С другой стороны, Эрман утверждал, что из этого следует, что даже сам Иисус, возможно, не знал или не верил, что он будет распят, и поэтому синоптические традиции Иисуса, предсказывающего его собственную смерть через распятие в Иерусалиме, не соответствуют критерию несходства. [ 11 ] Он подчеркнул, что это не означает, что Иисус точно не предсказал свою смерть, просто по этому критерию невозможно установить подлинность изречения. [ 12 ] Точно так же Беллинцони утверждал, что слова «возьмите крест свой» в Евангелии от Марка 8:34 не соответствуют критерию несходства, поскольку они отражают убеждения ранней церкви о значении распятия и, таким образом, могут представлять собой интерполяцию , возможно, включенную в традицию. прежде чем автор Евангелия от Марка записал его. [ 13 ]
Эрман приписывал традиции молодого Иисуса, воскрешающего детей из мертвых или магически решающего проблемы в столярной мастерской Иосифа, как записано в Евангелии от Фомы для младенцев, «более позднему христианскому воображению». [ 14 ]
Ограничения
[ редактировать ]Этот критерий подвергся критике за то, что привел к реконструкции исторического Иисуса как находящегося в неправдоподобном разрыве с ранними еврейскими традициями, предшествовавшими ему, и ранними христианскими традициями, последовавшими от него. Одно из возражений Морны Хукер заключается в том, что этот критерий требует полного знания еврейских и христианских верований I века, которых нет у ученых, и поэтому трудно сравнивать их с традициями Иисуса, чтобы этот критерий работал. [ 1 ] Угема отметил, что рост знаний ставит новую проблему:
Проблема критерия двойного несходства заключается в том, что чем больше мы знаем о ранних еврейских традициях и чем больше мы знаем о раннехристианских послепасхальных традициях, тем меньше остается места для реконструкции подлинных высказываний Иисуса, поскольку они по определению должны отличаться от ранних еврейских и раннехристианских традиций. Поэтому в конечном итоге от исторического Иисуса не остается и следа. [ 15 ]
Мейер пришел к выводу, что первоначальное определение критерия (по Кеземану) полностью нееврея и полностью нехристианина Иисуса было слишком строгим и его необходимо смягчить:
Нарисовать портрет Иисуса, полностью оторванный от иудаизма и христианства I века или противостоящий им, — значит просто поместить его вне истории. (...) Следовательно, хотя критерий разрыва и полезен, мы должны остерегаться предположения, что он автоматически даст нам то, что было центральным или, по крайней мере, достаточно репрезентативным в учении Иисуса. Сосредотачиваясь узко на том, что могло быть «идиосинкразией» Иисуса, всегда есть опасность подчеркнуть то, что было поразительным, но, возможно, второстепенным в его послании.
Следовательно, его необходимо было уравновесить другими критериями подлинности. [ 1 ] Эрман подчеркнул возможность преемственности между учением Иисуса и раннехристианскими верованиями:
Тот факт, что слова или поступки Иисуса совпадают с тем, что говорили о нем христиане, не означает, что они не могут быть точными. Очевидно, что первые ученики следовали за Иисусом именно потому, что ценили то, что он говорил и делал. (...) этот критерий может лишь бросить тень сомнения на определенные традиции.
Поэтому его «лучше всего использовать не для негативного подтверждения того, чего Иисус не говорил и не делал, а для позитивного доказательства того, что он, вероятно, сделал». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мейер, Джон П. (2005). «Критерии: как нам решить, что исходит от Иисуса?». В Данне, Джеймс Д.Г.; Макнайт, Шотландец (ред.). Исторический Иисус в недавних исследованиях . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. п. 129–132. ISBN 1575061007 . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Исторический Иисус и высказывания Страшного суда в Q Брайана Хана Грегга (30 июня 2006 г.) ISBN 3161487508 стр. 29
- ^ Кто такой Иисус? Томас П. Рауш (1 июля 2003 г.) ISBN 0814650783 стр. 36
- ^ Jump up to: а б Стэнли Э. Портер, Читая Евангелия сегодня (2004), с. 50–51.
- ^ Эрнст Кеземанн: «Проблема исторического Иисуса». Журнал теологии и церкви , том 51, №. 2 (1954), с. 125-153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тайссен, Герд; Зима, Дагмар (2002). В поисках правдоподобного Иисуса: вопрос критериев . Лондон: Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 122, 239–240. ISBN 9780664225377 . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Цитируется Тимом Удоуфилдом, «Защита критерия несходства» ( сообщение в блоге Vridar ), 23 апреля 2014 г. Проверено 5 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Эрман 1999 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эрман 1999 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барт Д. Эрман (2000). «10: Больше исторических критериев» . Исторический Иисус . Великие курсы . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Эрман 1999 , с. 93–94.
- ^ Эрман 1999 , с. 94.
- ^ Беллинцони, Артур Дж. (2016). Новый Завет: Введение в библейскую науку . Юджин, Орегон: Wipf и Stock Publishers. п. 186. ИСБН 9781498235129 . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Эрман 1999 , с. 92.
- ^ Огема, Герберн С. Апокалиптическая интерпретация Библии . 2012. стр. 79.
Литература
[ редактировать ]- Эрман, Барт Д. (1999). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512473-6 .
- Мейер, Джон П. (2005). «Критерии: как нам решить, что исходит от Иисуса?». В Данне, Джеймс Д.Г.; Макнайт, Шотландец (ред.). Исторический Иисус в недавних исследованиях . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. п. 129–132. ISBN 1575061007 . Проверено 15 января 2022 г.
- Тайссен, Герд; Зима, Дагмар (2002). В поисках правдоподобного Иисуса: вопрос критериев . Лондон: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664225377 . (оригинальное немецкое название: Критериальный вопрос в исследовании Иисуса .)
- Портер, Стэнли Э. (2004). Критерии достоверности исторических исследований Иисуса . Нью-Йорк: T&T Clark International. ISBN 978-0-56704-360-3 .