Джек ДеДжонетт
Джек ДеДжонетт | |
---|---|
![]() ДеДжонетт в 2015 году | |
Справочная информация | |
Рожденный | Чикаго , Иллинойс , США | 9 августа 1942 г.
Жанры | Джаз , джаз-фьюжн , нью-эйдж |
Род занятий | Музыкант, композитор |
Инструмент(ы) | Барабаны, фортепиано, перкуссия, мелодика |
Годы активности | 1961 – настоящее время |
Этикетки | Milestone , Prestige , ECM , MCA , Blue Note , Колумбия |
Веб-сайт | Официальный сайт |
Джек ДеДжонетт (родился 9 августа 1942 г.) [ 1 ] — американский джазовый барабанщик, пианист и композитор.
Известен своей обширной работой в качестве лидера и помощника таких музыкантов, как Чарльз Ллойд , Фредди Хаббард , Кит Джарретт , Билл Эванс , Джон Аберкромби , Элис Колтрейн , Сонни Роллинз , Майлз Дэвис , Джо Хендерсон , Майкл Брекер , Пэт Метени , Херби Хэнкок и Джон Скофилд. ДеДжонетт был введен в современных барабанщиков Зал славы в 2007. [ 2 ] Он выиграл две премии «Грэмми» и был номинирован еще на пять. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и музыкальное начало
[ редактировать ]ДеДжонетт родилась в Чикаго , штат Иллинойс , в семье Джека ДеДжонетта (1911–2011) и Евы Жанетт ДеДжонетт (урожденной Вуд, 1918–1984). [ 4 ] Несмотря на то, что он преимущественно афроамериканского происхождения, он заявил, что у него есть некоторые индейские корни, в частности семинолы и вороны . [ 5 ] Он начал свою музыкальную карьеру как пианист, с четырех лет учился у Антуанетты Рич, руководителя женского симфонического оркестра в Чикаго, и впервые начал профессионально играть в возрасте 14 лет. [ 6 ] Когда Джеку было 13, он переключился на барабаны и научился технике игры на барабанах у местного джазового барабанщика Бобби Миллера-младшего, который жил в том же районе. [ 4 ] [ 7 ] ДеДжонетт считает, что его дядя, Рой Вуд-старший (1915–1995), диск-жокей из Чикаго и вице-президент / соучредитель Национальной сети черных вещателей , вдохновил его на занятие музыкой. [ 8 ]
ДеДжонетт играла R&B , хард-боп и авангардную музыку в Чикаго. Он возглавлял свои собственные группы, а также играл с Ричардом Абрамсом , Роско Митчеллом и другими возможными членами Ассоциации содействия развитию творческих музыкантов (основанной в 1965 году). [ 8 ] Он также иногда выступал с Сан Ра и его Arkestra , а позже и в Нью-Йорке. В начале 1960-х ДеДжонетт имел возможность сыграть три мелодии с Джоном Колтрейном и его квинтетом, что стало первым шагом к игре со знаменитыми джазовыми музыкантами. [ 9 ] [ 10 ]
В 1966 году ДеДжонетт переехал в Нью-Йорк , где стал участником квартета Чарльза Ллойда . [ 4 ] осознавшая потенциальное влияние рок-н-ролла Группа Ллойда, на джаз, была местом, где ДеДжонетт впервые встретил пианиста Кейта Джарретта , который много работал с ним на протяжении всей его карьеры. [ 11 ] Однако ДеДжонетт покинул группу в начале 1968 года, сославшись на ухудшающуюся, «плоскую» игру Ллойда как на главную причину своего ухода. [ 12 ] В то время как группа Ллойда была местом, где он впервые получил международное признание, [ 8 ] это была не единственная группа, с которой ДеДжонетт играл в первые годы своего пребывания в Нью-Йорке, поскольку он также работал с такими группами, как Джеки Маклин , Эбби Линкольн , Бетти Картер и Билл Эванс . [ 4 ] ДеДжонетт присоединилась к трио Эванса в 1968 году, в том же году группа возглавила джазовый фестиваль в Монтрё и продюсировала альбом Bill Evans на джазовом фестивале в Монтрё . В ноябре 1968 года он некоторое время работал со Стэном Гетцем и его квартетом, что привело к его первым записям с Майлзом Дэвисом . [ 10 ]
Годы Майлза Дэвиса
[ редактировать ]В 1969 году ДеДжонетт покинул трио Эванса и заменил Тони Уильямса в концертной группе Майлза Дэвиса. Дэвис много раз видел игру ДеДжонетта, один из которых был во время пребывания с Эвансом в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне в 1968 году, где он также впервые услышал басиста Дэйва Холланда . [ 13 ] Дэвис признал способность ДеДжонетта сочетать драйвовые ритмы рок-н-ролла с импровизационными аспектами джаза. [ 14 ]
ДеДжонетт был основным барабанщиком Bitches Brew . ДеДжонетт и другие музыканты считали сессии Bitches Brew неструктурированными и фрагментарными, но в то же время новаторскими: «По мере того, как музыка играла, по мере ее развития, у Майлза появлялись новые идеи… Он делал дубль и останавливался, а затем получить представление о том, что только что произошло, и подробно остановиться на этом ... Запись Bitches Brew была потоком творческой музыкальной энергии, одно перетекало в другое, и мы все время останавливались и начинали. ." [ 15 ] Хотя он был не единственным барабанщиком, участвовавшим в проекте, поскольку Дэвис также привлек Билли Кобэма , Дона Алиаса и Ленни Уайта , ДеДжонетт считался лидером ритм-секции в группе. [ 16 ] Он играл на концертных альбомах, которые последовали за выпуском Bitches Brew , взятыми с концертов в Fillmore East в Нью-Йорке и Fillmore West в Сан-Франциско . Эти предприятия были предприняты по указанию Клайва Дэвиса , тогдашнего президента Columbia Records . [ 17 ]
ДеДжонетт продолжала работать с Дэвисом в течение следующих трех лет, что привело к сотрудничеству с другими участниками группы Дэвиса Джоном Маклафлином , Чиком Кориа и Холландом; он также привлек в группу Кита Джарретта. [ 8 ] ДеДжонетт участвовал в записи таких альбомов Дэвиса, как Live-Evil (1971), Jack Johnson (1971) и On the Corner (1972), а также в сессиях, позже выпущенных в сборнике Directions 1981 года . [ 18 ] Он покинул группу Дэвиса в середине 1971 года, хотя до конца года вернулся на несколько концертов. [ 10 ]
Соло и руководитель группы в 1970-х и 80-х годах.
[ редактировать ]Первая пластинка ДеДжонетта, The DeJohnette Complex , была выпущена в 1968 году; на альбоме он играл как на мелодике, так и на барабанах, часто позволяя своему наставнику Рою Хейнсу сидеть за сетом. В начале 1970-х он также записал альбомы Have You Heard , Sorcery и Cosmic Chicken . [ 8 ] Он выпустил эти первые четыре альбома на лейблах Milestone или Prestige . [ 8 ] а затем переключился на ECM для своих следующих начинаний; ECM предоставил ему «благодатную платформу» для его «атмосферной игры на барабанах и сложных композиций». [ 19 ] Он также участвовал в First Light альбоме трубача Фредди Хаббарда , выпущенном CTI в 1971 году.
Музыкальная свобода, которую он имел во время записи для ECM, дала ДеДжонетту множество концертов в качестве помощника и возможность создать свои собственные группы. [ 19 ] Впервые он сформировал группу Compost в 1972 году, но это продлилось недолго, и ДеДжонетт назвал эту музыку слишком экспериментальной, чтобы добиться коммерческого успеха. В этот период ДеДжонетт также продолжил свою карьеру в качестве сайдмена, снова присоединившись к квартету Стэна Гетца с 1973 по октябрь 1974 года, а также соблазнив Дэйва Холланда присоединиться к ритм-секции Гетца. [ 10 ] Это пребывание ненадолго предшествовало формированию Gateway Trio , группы, которую ДеДжонетт помог сформировать, но не возглавил. Эта группа возникла непосредственно во время работы ДеДжонетта с Гетцем, когда Холланд присоединился к нему в этой группе вместе с гитаристом Джоном Аберкромби , оба из которых стали ассоциироваться с ДеДжонеттом на протяжении всей его карьеры. [ 8 ] Его следующей групповой работой стала Directions группа , образованная в 1976 году с участием саксофониста Алекса Фостера , басиста Майка Ричмонда и Аберкромби, что продемонстрировало связи между участниками трио Gateway. Это была еще одна недолговечная группа, но она привела непосредственно к формированию следующей группы ДеДжонетта, New Directions , в которую снова входили Аберкромби на гитаре, Лестер Боуи на трубе и Эдди Гомес на басу. Эта группа сосуществовала с другой группой ДеДжонетта, Special Edition, которая была первой группой под руководством ДеДжонетта, получившей признание критиков. [ 10 ] Эта группа также помогла карьере многих менее известных молодых валторнистов, поскольку в ее состав входили Дэвид Мюррей , Артур Блайт , Чико Фриман и Джон Перселл , среди других. [ 10 ]
В этот период, особенно в выпуске Special Edition, ДеДжонетт предлагал в своих композициях «необходимую серьезность, чтобы держать духовые на узкой орбите», одновременно предлагая своим слушателям «расширенный словарный запас авангарда плюс дисциплину традиционных джазовых композиций». " [ 20 ] Работа ДеДжонетта со Special Edition регулярно прерывалась другими проектами, наиболее значимыми из которых являются его записи 1983 года и турне 1985 года в составе трио Кита Джарретта, полностью посвятившего себя игре джазовых стандартов . [ 10 ] В трио вошли его давний соотечественник Джарретт и басист Гэри Пикок , и все трое были участниками группы более 25 лет. [ 8 ]
В начале 1980-х ДеДжонетт играл на альбоме 80/81 с Пэт Метени , Чарли Хейденом , Дьюи Редманом и Майклом Брекером . В 1981 году ДеДжонетт выступила на джазовом фестивале в Вудстоке , проходившем в честь 10-летия Creative Music Studio .
1990-е годы по настоящее время
[ редактировать ]
ДеДжонетт продолжал работать со Special Edition до 1990-х годов, но не ограничился этим. В 1990 году он гастролировал в составе квартета, состоящего из него самого, Херби Хэнкока , Пэта Метени и его давнего соратника Холланда. [ 10 ] и в том же году выпустили Parallel Realities с этой группой. [ 8 ] В 1992 году он выпустил крупную совместную пластинку Music for the Fifth World , вдохновленную учебой у старейшины коренных американцев и сблизившую его в музыкальном плане с такими музыкантами, как Вернон Рид и Джон Скофилд . [ 8 ] В 1980-е годы он также возобновил игру на фортепиано, что привело к его туру 1994 года в качестве пианиста без сопровождения. Он также снова начал работать с Аберкромби и Холландом, возродив трио Gateway. [ 10 ] В 1990 году ДеДжонетт была удостоена звания почетного доктора музыки Музыкального колледжа Беркли .
В 2004 году он был номинирован на премию Грэмми за работу над концертным альбомом Кита Джарретта The Out-of-Towners и продолжал работать с этой группой до 2005 года. [ 8 ] В следующие несколько лет ДеДжонетт начал и возглавил три новых проекта, первым из которых стал Latin Project, в состав которого входили перкуссионисты Джованни Идальго и Луизито Кинтеро, ридмен Дон Байрон , пианист Эдсель Гомес и басист Джером Харрис . [ 21 ] Двумя другими новыми проектами были «Квартет Джека ДеДжонетта», в котором Харрис снова участвовал вместе с Данило Пересом и Джоном Патитуччи , и « Trio Beyond» , посвященный другу ДеДжонетта Тони Уильямсу и его трио Lifetime (состоящему из Уильямса, Ларри Янга и Джона Маклафлина ), с участием Джон Скофилд и Ларри Голдингс . [ 22 ] ДеДжонетт также основал свой собственный лейбл Golden Beams Productions в 2005 году. В том же году он выпустил Music in the Key of Om на своем новом лейбле - электронный альбом, который он создал для расслабляющих и медитативных целей, на котором он играл на синтезаторе и резонирующих колокольчиках. , который был номинирован на премию Грэмми в категории «Лучший альбом нью-эйдж» . [ 22 ]
ДеДжонетт продолжал записывать альбомы в качестве лидера и помощника на протяжении всего этого периода, одним из которых был The Elephant Sleeps But Still Remembers , совместная работа, которая документирует первую встречу ДеДжонетта и гитариста Билла Фризелла в 2001 году и привела к следующему туру с Фризеллом. и Джером Харрис. [ 22 ] В следующем году Trio Beyond выпустило Saudades , живую запись концерта в честь Тони Уильямса в Лондоне в 2004 году. В 2008 году ДеДжонетт гастролировала с Бобби Макферрином , Чиком Кориа и трио Джарретта, а в следующем году выиграла премию Грэмми за лучший новый альбом. Возрастной альбом с мирным временем . [ 22 ] В 2010 году он основал группу Jack DeJohnette, в которую вошли Рудреш Махантаппа на альт-саксофоне, Дэвид Фьючински на двухгрифовой гитаре, Джордж Коллиган на клавишных и фортепиано, а также давний партнер Джером Харрис на электрических и акустических бас-гитарах. [ 23 ]
В 2012 году ДеДжонетт выпустила альбом Sound Travels , в котором приняли участие Макферрин, Кинтеро, Брюс Хорнсби , Эсперанса Сполдинг , Лайонел Лоук и Джейсон Моран . [ 24 ] В том же году он был награжден стипендией NEA Jazz Masters Fellowship за «значительный вклад в жизни, [который] помог обогатить джаз и способствовать развитию этого вида искусства». [ 25 ]
Стиль
[ редактировать ]Стиль ДеДжонетта включает в себя элементы джаза , фри-джаза , музыки мира и R&B , что делает его одним из самых уважаемых и востребованных барабанщиков. Первоначально он играл традиционным хватом , но позже перешел на равномерный хват из-за проблемы с тендинитом . [ 26 ]
Его стиль игры на барабанах назвали уникальным; один критик пишет, что он не просто барабанщик, но «перкуссионист, колорист и эпиграмматический комментатор, опосредующий меняющуюся плотность ансамбля» и что «его игра на барабанах всегда является частью внутренней конструкции музыки». [ 27 ] В интервью 2004 года журнал Modern Drummer назвал игру ДеДжонетта на барабанах «выходящей за рамки техники». [ 19 ]
ДеДжонетт называет себя «абстрактным мыслителем», когда дело доходит до соло, говоря, что он придает «больший вес абстрактному, чем вопросу: «О чем ты думал в такте 33?» Мне не нравится так думать, я могу это сделать, но мне нравится быть в потоке». [ 19 ] Что касается того, что он чувствует, когда играет, ДеДжонетт сказал, что когда он играет, он переходит «в измененное состояние, в другое свободное пространство. Я подключаюсь к своему высшему «Я», к космической библиотеке идей». [ 19 ] Он заметил, что ему приходится играть с большой сдержанностью, играя в трио Кита Джарретта, чтобы «играть с той тонкостью, которой требует музыка». [ 19 ]
Хотя ДеДжонетт наиболее известен и в основном активен как барабанщик, он также является опытным пианистом. Он начал учиться игре на фортепиано в четыре года, а затем брал уроки игры на фортепиано в Чикагской консерватории. [ 28 ] и в начале своей карьеры играл как пианист, так и барабанщик. Позже он вернулся к игре на фортепиано, выпустив сольные фортепианные альбомы в 1985 и 2016 годах и гастролировав в качестве пианиста без сопровождения в 1994 году. Он также играл на фортепиано, органе и синтезаторных клавишных инструментах на альбомах, на которых он играет в качестве барабанщика, например, на Pictures (1977) или на New Directions In Europe (концерт в 1979 году, выпущен в 1980 году).
Дискография
[ редактировать ]- Комплекс ДеДжонетт ( Milestone , 1968 [1969])
- Вы слышали (Milestone, 1970)
- Джекиборд (Трио, 1973)
- Время и пространство (Трио, 1973)
- Колдовство ( Престиж , 1974)
- Космическая курица (Престиж, 1975)
- Без названия ( ECM , 1976)
- Картинки (ECM, 1976 [1977])
- Новые тряпки (ECM, 1977)
- Новые направления (ECM, 1978)
- Специальное издание (ECM, 1979 [1980])
- Новые направления в Европе (ECM, 1979 [1980])
- Аллея консервных банок (ECM, 1980 [1981])
- Инфляционный блюз (ECM, 1982 [1983])
- Альбом Альбом (ECM, 1984)
- Фортепианный альбом Джека ДеДжонетта ( Landmark , 1985)
- Зебра ( MCA , 1989)
- В нашем стиле (DIW, 1986)
- Непреодолимые силы (MCA/ Импульс!, 1987)
- Аудиовизуальные пейзажи (MCA/Impulse!, 1988)
- Параллельные реальности (MCA, 1990)
- Earthwalk ( Blue Note , 1991)
- Музыка для пятого мира ( Манхэттен , 1992)
- Экстра специальное издание (Blue Note, 1994)
- Танцы с духами природы (ECM, 1995)
- Единство (ECM, 1997)
- Слон спит, но все еще помнит (Золотые лучи, 2001) с Биллом Фриселлом
- Музыка из сердец мастеров (Золотые балки, 2005)
- Музыка в ключе Ома (Золотые лучи, 2005)
- Гибриды (Золотые лучи, 2005), Эффект пульсации
- Саудадес (ECM, 2006), Trio Beyond
- Мирное время (Золотые балки, 2006 [2007])
- Музыка We Are (Золотые лучи, 2009)
- Звуковые путешествия (eOne/Golden Beams, 2012)
- Сделано в Чикаго (ECM, 2013 [2015]) с Мухалом Ричардом Абрамсом , Ларри Греем , Роско Митчеллом , Генри Тредгиллом
- В движении (ECM, 2016)
- Возвращение (Ньювелл, 2016), фортепиано соло (виниловая пластинка)
- Хадсон (Мотема, 2017)
В качестве гостя
[ редактировать ]- Если в зимнюю ночь... - Sting (2009) - ударные в одной песне The Burning Babe
Награды
[ редактировать ]- Товарищ художников США (2012) [ 29 ]
- Мастер джаза НЭА (2012) [ 30 ]
- Премия Грэмми за лучший джазовый инструментальный альбом, Skyline, 64-я ежегодная премия Грэмми [ 3 ]
- Премия Грэмми за лучший альбом в стиле нью-эйдж, Peace Time, 51-я ежегодная премия Грэмми
- Пять дополнительных номинаций на премию Грэмми
Библиография
[ редактировать ]- Барнхарт, Стивен Л. Перкуссионисты: биографический словарь . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2000.
- Хаймс, Джеффри. «Джек ДеДжонетт и Арт Блейки», The Washington Post , 3 июня 1983 года.
- Хован, К. Эндрю. «Живые обзоры: латинский проект Джека ДеДжонетта» , «Все о джазе», 19 февраля 2005 г. Проверено 24 апреля 2012 г.
- Николсон, Стюарт. Джаз-рок: история . Нью-Йорк: Книги Ширмера, 1998.
- Портер, Льюис. «Джек ДеДжонетт». В Барри Кернфилде (редактор), Джазовый словарь New Grove , том 1. Нью-Йорк: Grove, 2002.
- Тинген, Пол. Майлз за гранью: электрические исследования Майлза Дэвиса, 1967–1991 гг . Нью-Йорк: Billboard Books, 2001.
- «Джек ДеДжонетт: Биография» , официальный сайт Джека ДеДжонетта. Проверено 23 апреля 2012 г.
- «Джек ДеДжонетт» , современный барабанщик , 12 мая 2004 г. Проверено 23 апреля 2012 г.
- «Звуковые путешествия» . Официальный сайт Джека ДеДжонетта. Проверено 24 апреля 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джек ДеДжонетт: Информация об исполнителе» . Riad.usk.pk.edu.pl. 9 августа 1942 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 11 октября 2011 г.
- ^ «Архив опросов читателей Modern Drummer, 1979–2014» . Современный барабанщик . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Художник: Джек ДеДжонетт» . www.grammy.com . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стивен Л. Барнхарт, Перкуссионисты: биографический словарь (Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2000), 88.
- ^ Портер, Кристофер. «Джек ДеДжонетт» . Jazztimes.com . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ «Джек ДеДжонетт: Биография» . Jackdejohnette.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «ПРОФИЛЬ» . Montunoecards.com . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Джек ДеДжонетт: Биография» . Jackdejohnette.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ «Беседы с Джеком ДеДжонеттом» . Ютуб . 3 марта 2015 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Льюис Портер, «Джек ДеДжонетт», в книге Барри Кернфилда, изд., Джазовый словарь Нью-Гроув , том 1 (Нью-Йорк: Гроув, 2002), 594.
- ^ Стюарт Николсон , Джаз-рок: история (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1998), 77–78.
- ^ Николсон, Джаз-Рок , 81.
- ^ Пол Тинген, Miles Beyond: электрические исследования Майлза Дэвиса, 1967–1991 (Нью-Йорк: Billboard Books, 2001), 51.
- ^ Вещь, Майлз за гранью , 55.
- ↑ Джек ДеДжонетт, цитируется в Tingen, Miles Beyond , 65.
- ^ Вещь, Майлз за гранью , 65.
- ^ Николсон, Джаз-Рок , 115.
- ^ Барнхарт, Перкуссионисты , 89; Николсон, Джаз Рок , 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Современный барабанщик (12 мая 2004 г.). «Джек ДеДжонетт» . Moderndrummer.com . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Джеффри Хаймс (3 июня 1983 г.). «Джек ДеДжонетт и Арт Блейки». Вашингтон Пост . ПроКвест 147551728 .
- ^ К. Эндрю Хован (19 февраля 2005 г.). «Обзоры: Латинский проект Джека ДеДжонетта» . Все о джазе . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Джек ДеДжонетт: Биография» . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ «Джек ДеДжонетт: Биография» . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ «Звуковые путешествия» . Jackdejohnette.com . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ «Национальный фонд искусств объявляет конкурс NEA Jazz Masters 2012» . Архивировано из оригинала 27 июня 2011 года . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ Бренда Пайк (25 октября 2009 г.). «Студенческая импровизация с Джеком ДеДжонеттом» . Беркли . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Стюарт Николсон (2 августа 1998 г.). «Джаз: Джек ДеДжонетт / Единство: барабанщик». Наблюдатель . ISSN 0029-7712 .
- ^ Рик Мэттингли. «Джек ДеДжонетт» . Общество ударных искусств . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Художники США» . Unitedstatesartists.org. 16 января 2015 года . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Мухал Ричард Абрамс. «NEA Jazz Masters | NEA» . Arts.gov . Проверено 19 мая 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1942 года рождения
- Живые люди
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские барабанщики 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Афроамериканские музыканты XXI века
- Американские музыканты-мужчины XXI века
- Американские пианисты XXI века
- Афро-американские пианисты
- Американские джазовые композиторы
- Американские джазовые барабанщики
- Американские джазовые пианисты
- Американские барабанщики-мужчины
- Американские джазовые композиторы-мужчины
- Американские джазовые пианисты-мужчины
- Джазовые музыканты-авангардисты
- Исполнители ECM Records
- Барабанщики фри-джаза
- Участники Gateway (группы)
- Лауреаты премии Грэмми
- Барабанщики в стиле джаз-фьюжн
- Игроки Мелодики
- Джазовые музыканты из Чикаго
- Участники трио Beyond
- Участники трио Билла Эванса