Дональд Хардман
сэр Дональд Хардман | |
---|---|
![]() Маршал авиации Хардман - начальник штаба авиации RAAF | |
Рожденный | 21 февраля 1899 г. Олдем , Ланкашир , Англия |
Умер | 2 марта 1982 г. Эшторил , Португалия | ( 83 года
Верность | Великобритания |
Сервис/филиал | Королевские ВВС |
Лет службы | 1916–58 |
Классифицировать | Главный маршал авиации |
Единица | № 19-й эскадрильи (1918 г.) 31-я эскадрилья (1922–26) № 16-я эскадрилья (1926–28) Группа № 22 (1928–31, 1940). № 216-й эскадрильи (1931–34). Группа № 23 (1936–37). |
Команды | Группа № 232 (1945–46). Колледж персонала Королевских ВВС, Брэкнелл (1949–51) Командование базирования Королевских ВВС (1951–52) Королевские ВВС Австралии (1952–54) |
Битвы/войны |
|
Награды |
Главный маршал авиации сэр Джеймс Дональд Иннес Хардман , GBE , KCB , DFC (21 февраля 1899 — 2 марта 1982), известный как Дональд Хардман , был старшим командующим Королевских ВВС . Свою летную карьеру он начал в качестве летчика -истребителя во время Первой мировой войны, одержав девять побед и став асом . Во время Второй мировой войны Хардман занимал руководящие штабные и оперативные должности. Он был начальником штаба авиации (CAS) Королевских ВВС Австралии (RAAF) с 1952 по 1954 год, после чего служил членом Британского воздушного совета до выхода на пенсию в 1958 году.
родился в Ланкашире Хардман и вступил в Королевский летный корпус был отправлен на Западный фронт в 1917 году, а в следующем году . Он летал на Sopwith Dolphins в составе 19-й эскадрильи , заработав Крест за выдающиеся заслуги перед летчиками за свои боевые навыки. Между войнами он служил в 31-й эскадрилье в Индии и в 216-й эскадрилье в Египте. Будучи командиром крыла в начале Второй мировой войны, Хардман был прикреплен к Министерству авиации, несколько лет прежде чем в 1944 году его направили в Юго-Восточную Азию , где он командовал 232-й (транспортной) группой во время бирманской кампании . Он был назначен кавалером Ордена Британской Империи в 1940 году и кавалером Ордена Бани в 1945 году, а также упоминался в депешах .
Завершив войну в качестве коммодора авиации , Хардман последовательно занимал должности помощника начальника штаба авиации, коменданта штабного колледжа Королевских ВВС в Брэкнелле и главнокомандующего авиации , прежде чем в январе 1952 года стать CAS RAAF. Он был назначен Кавалер ордена Бани в том же году. RAAF В качестве CAS он отвечал за реорганизацию географической системы управления и контроля в функциональную структуру. Вернувшись в Великобританию, в мае 1954 года он стал членом авиации по снабжению и организации получил звание главного маршала авиации , а в следующем году . Он был возведен в рыцари Большого креста Ордена Британской империи в январе 1958 года, незадолго до выхода на пенсию.
Ранняя жизнь и Первая мировая война
[ редактировать ]
Джеймс Дональд Иннес Хардман родился 21 февраля 1899 года в Олдеме, Ланкашир , в семье мастера-хлопкопрядильщика по имени Джеймс и его жены Вильгельмины Иннес. Младший Джеймс, известный как Дональд, учился в Малверн-колледже . [ 1 ] [ 2 ] Хардман начал свою военную карьеру в 1916 году в качестве семнадцатилетнего рядового Артистского стрелкового полка — части Лондонского полка вступил в Королевский летный корпус (RFC). — и в начале следующего года [ 3 ] [ 4 ] 10 мая 1917 года ему было присвоено звание временного подпоручика , а 21 июля подтверждено в звании. [ 5 ] [ 6 ]
Поначалу Хардман не мог участвовать в боях из-за своей молодости, но в конце концов был отправлен в 19-ю эскадрилью на Западном фронте в феврале 1918 года, как раз в тот момент, когда это подразделение завершало переоборудование из SPAD S.VII в Sopwith Dolphins . [ 1 ] [ 4 ] Свою первую воздушную победу он одержал в мае 1918 года. [ 1 ] 28 сентября Хардман был повышен в звании от лейтенанта до временного капитана и назначен одним из командиров звена 19-й эскадрильи . [ 1 ] [ 7 ] Он одержал две победы в одном боевом вылете 30 октября 1918 года, когда возглавил двенадцать «Дельфинов», сопровождавших DH.9 бомбардировщики 98-й эскадрильи в Монс ; В воздушном бою, в результате которого было потеряно десять британских самолетов, Хардман сжег два немецких D.VII . Fokker [ 4 ] Его «хладнокровие и умение руководить» во время этого действия принесли ему Крест «За выдающиеся заслуги» ; награда была обнародована 11 февраля 1919 года. [ 8 ] Последний результат Хардмана во время войны составил девять побед. [ 2 ] [ 4 ] Продолжительность жизни даже опытного пилота RFC на Западном фронте составляла всего три недели; [ 9 ] [ 10 ] годы спустя Хардман признался, что все еще удивляется, что выжил. [ 9 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]
Комиссия Хардмана была прекращена 8 марта 1919 года; В следующем году он получил степень по экономике в Хартфорд-колледже Оксфорда . [ 1 ] [ 11 ] 18 октября 1921 года он вступил в Королевские ВВС (RAF) с краткосрочной службой в качестве летного офицера и в 1922 году был отправлен на Индии границу северо-западную . [ 12 ] [ 13 ] Он служил в 31-й эскадрилье , подразделении армейского сотрудничества , которое летало на «Бристольских истребителях» во время кампании в Вазиристане . [ 14 ] [ 15 ] Комиссия Хардмана стала постоянной 30 сентября 1925 года. [ 16 ] Вернувшись в Великобританию, в сентябре 1926 года он присоединился к 16-й эскадрилье , которая управляла «Бристольскими истребителями» из Олд-Сарума . [ 17 ] [ 18 ] Хардман получил звание летного лейтенанта 1 июля 1927 года и в 1928 году поступил в Школу вооружения и артиллерийского дела в Истчерче . [ 19 ] [ 20 ] Затем его направили в штаб-квартиру группы № 22 (армейского сотрудничества) в Южном Фарнборо . [ 21 ] [ 22 ]
8 июля 1930 года Хардман женился на Дороти Урсуле Эшкрофт Томпсон в церкви Святого Георгия на Ганновер-сквер в Лондоне; у пары было двое сыновей и дочь. [ 1 ] В сентябре 1931 года его направили в Гелиополис , Египет, для службы в 216-й эскадрилье . [ 13 ] [ 23 ] В задачу эскадрильи, отвечавшей за бомбардировку и транспортировку, в 1934 году вошли самолеты Vickers Victorias , а в 1934 году она впервые открыла воздушный маршрут из Лагоса в Хартум . [ 24 ] [ 25 ] Вернувшись в Великобританию, Хардман в январе 1935 года поступил в штабной колледж Королевских ВВС в Андовере . [ 1 ] [ 26 ] ему было присвоено звание командира эскадрильи . 1 февраля 1936 года [ 27 ] [ 28 ] Следующие два года Хардман прослужил штабным офицером по вооружению в учебной группе № 23 в Грэнтэме . [ 13 ] британской армии В январе 1938 года он поступил в штабной колледж получил звание командира крыла . в Кемберли, а 1 января 1939 года [ 29 ] [ 30 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]При первой встрече тогдашнего коммодора авиации в его штабе в Комилле сразу бросалось в глаза его исключительно достойное поведение, значительное присутствие и большой юмор; было много шуток и беззаботного подшучивания, вся атмосфера была очень непринужденной. И все же у кого-то также возникло удивительно сильное впечатление «Никакой чепухи»; было совершенно ясно, что впереди трудная работа.
— Маршал Королевских ВВС сэр Джон Гранди во время службы под командованием Хардмана в оперативной грузовой группе, 1944–45. [ 31 ]
В начале Второй мировой войны Хардман был отправлен во Францию в составе Королевских ВВС британского экспедиционного корпуса . [ 1 ] После падения Франции в 1940 году он служил в штабе группы № 22 и был офицером связи с Восточным командованием британской армии, прежде чем возглавить Управление военного сотрудничества - позже Оперативное (тактическое) управление. — в Министерстве авиации . [ 1 ] [ 32 ] он был назначен кавалером Ордена Британской империи за «выдающиеся заслуги, оказанные в недавних операциях». 11 июля 1940 года [ 33 ] и упоминается в депешах от 1 января 1941 г. [ 34 ] 1 марта 1941 года ему присвоено звание временного капитана группы . [ 35 ]
Хардман был назначен временным командиром авиации . 1 октября 1944 года [ 36 ] и капитан основной группы 1 декабря. [ 37 ] Он был назначен в Воздушное командование Юго-Восточной Азии (ACSEA) в качестве заместителя командующего и командира компонента Королевских ВВС оперативной группы боевых грузов (CCTF). CCTF, состоящая из британских ВВС, Королевских ВВС Канады и ВВС США , отвечала за снабжение 14-й армии в Бирме . [ 31 ] [ 38 ] Последним назначением Хардмана во время войны, начавшимся в феврале 1945 года, была должность командира 232-й (транспортной) группы авиации в Комилле , Индия (ныне Бангладеш). [ 1 ] [ 39 ] В состав группы вошли эскадрильи, которые ранее входили в состав CCTF британских ВВС. [ 40 ] Хардман охарактеризовал кампанию в Бирме как «яркую иллюстрацию нового факта в войне, а именно того, что авиация может использоваться для транспортировки, снабжения и поддержки наземных войск, полностью независимых от наземных каналов. Это был вклад Юго-Восточной Азии в искусство военного дела». война." [ 41 ] Он был назначен кавалером Ордена Бани 5 июля 1945 года за «доблестные и выдающиеся заслуги в связи с операциями в Бирме». [ 42 ] Правительство США наградило его Бронзовой звездой ; Разрешение на ношение награды было опубликовано 15 марта 1946 года. [ 43 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ]
Хардман был назначен исполняющим обязанности вице-маршала авиации . 1 октября 1945 года [ 44 ] Он остался в Юго-Восточной Азии после прекращения боевых действий, в январе 1946 года заняв должность офицера авиации, отвечающего за управление ACSEA (позже Воздушное командование Дальнего Востока). [ 13 ] [ 39 ] После своего возвращения в Великобританию он был назначен на несколько руководящих должностей в Королевских ВВС, включая последовательно помощника начальника штаба ВВС (операции) в мае 1947 года, коменданта штабного колледжа Королевских ВВС в Брэкнелле в январе 1949 года и командующего авиацией. - Начальник Главного командования в сентябре 1951 года. [ 39 ] [ 45 ] Военное звание коммодора авиации Хардмана стало действительным 1 октября 1946 года. [ 46 ] за этим последовало существенное повышение до вице-маршала авиации 1 июля 1948 года. [ 47 ] ему было присвоено звание исполняющего обязанности маршала авиации . 1 октября 1951 года [ 48 ]
14 января 1952 года Хардман был назначен начальником штаба авиации (CAS) Королевских ВВС Австралии (RAAF), сменив маршала авиации Джорджа Джонса , который прослужил на этой должности десять лет. [ 49 ] Решение премьер-министра Австралии Роберта Мензиса о назначении офицера Королевских ВВС вызвало недовольство в РАФ. Ситуация усугубилась, когда Мензис заявил, что его причина заключалась в том, что «не было офицера RAAF достаточного возраста или опыта работы, чтобы занять пост начальника штаба авиации», что, по-видимому, игнорировало военные записи таких деятелей, как Джон Макколи. и Фредерик Шергер . [ 50 ] Daily Mirror в Сиднее была одним из нескольких СМИ, выразивших «решительный протест» по этому поводу. RAAF Мензис также считал, что он может оправдать назначение стороннего лица на том основании, что географически базирующаяся система командования и контроля нуждается в реорганизации по функциональным направлениям, системе, с которой старший член RAF должен быть знаком. Британский CAS, маршал Королевских ВВС сэр Джон Слессор , несколько неохотно, взял на себя ответственность за выполнение запроса австралийского правительства о подходящем офицере. Выдвигая Хардмана как «выдающегося кандидата» на австралийский пост, Слессор пытался избежать того, что он назвал «безумием нескольких лет назад», имея в виду главного маршала авиации сэра Чарльза Бернетта спорное пребывание на посту CAS при прикомандировании из Королевских ВВС. в начале Второй мировой войны. [ 51 ]
Хардман внес два основных изменения в структуру ВВС, чтобы упростить командование и контроль: интеграцию штаб-квартиры RAAF в Мельбурне с Департаментом авиации и замену географических зональных команд тремя функциональными организациями, а именно базовым (оперативным), тренировочным и Команды обслуживания . [ 52 ] [ 53 ] Система функционального командования была описана историком Аланом Стивенсом как «главное наследие Хардмана для RAAF». [ 51 ] Покончив с региональной структурой командования, которую предпочитал Джонс, Хардман продолжил поддержку местной авиационной промышленности, как и его предшественник. [ 54 ] Он также заключил политическое соглашение с начальником штаба ВМФ вице-адмиралом сэром Джоном Коллинзом , предусматривающее совместную ответственность и сотрудничество в морской войне. [ 55 ] Во время пребывания Хардмана на посту CAS 78-е (истребительное) крыло было переоборудовано реактивными истребителями RAF de Havilland Vampire для размещения гарнизона на Мальте и поддержки британских операций в Средиземноморье. [ 56 ] Он был назначен кавалером Ордена Бани в честь дня рождения королевы, объявленного 5 июня 1952 года. [ 57 ] и 1 июля повышен до звания маршала авиации. [ 58 ]

Будучи протеже Слессора, Хардман провозгласил: «ВВС без бомбардировщиков — это не ВВС». Он утверждал, что единственный способ достичь «истинного и устойчивого превосходства в воздухе» — это атаковать жизненно важные центры противника, включая его средства производства истребителей. [ 59 ] Он рекомендовал RAAF приобрести один из британских способных нести ядерное оружие , бомбардировщиков V , — Vickers Valiant , Handley Page Victor или Avro Vulcan , — однако этого так и не произошло, и австралийский реактивный бомбардировщик оставался English Electric Canberra до тех пор, пока не было давно отложенного внедрения General Dynamics F-111C в 1973 году. [ 1 ] [ 60 ] Ближе к концу своего пребывания на посту CAS Хардман дал интервью, в котором раскритиковал операции армии и флота на фоне продолжающегося соперничества между службами за оборонный бюджет. [ 61 ] Его цитировали: «Военно-воздушные силы в этой стране, как для обороны, так и для нападения, являются единственной стоящей силой. Их можно отправить в любую точку мира туда, где они смогут принести наибольшую пользу, и быстро переключиться на любую другой момент». [ 62 ] В отличие от первоначального беспокойства по поводу его назначения, после отъезда из Австралии Хардман был описан The Age как «выдающийся CAS в истории RAAF», «блестящий организатор» и «мастер теории авиации». [ 51 ] 18 января 1954 года его сменил Макколи. [ 49 ]
Хардман вернулся в Великобританию на SS Himalaya и 1 мая 1954 года присоединился к Британскому воздушному совету в качестве члена авиации по снабжению и организации , сменив на этом посту главного маршала авиации сэра Джона Уитворта-Джонса . [ 63 ] [ 64 ] В декабре он представлял Воздушный совет на прощальном параде крыла № 78 на Мальте, напомнив собравшимся личным составом, что он присутствовал на марше крыла через Сидней в июле 1952 года, перед его отправкой в Средиземное море. [ 65 ] ему было присвоено звание главного маршала авиации . 1 апреля 1955 года [ 66 ] В июле 1956 года он вручил штандарт своей старой части, 19-й эскадрильи. [ 67 ] В октябре того же года он руководил расследованием фатальной катастрофы Vulcan XA897 в аэропорту Хитроу после его первого кругосветного полета, причем единственными выжившими из шести членов экипажа были пилот и маршал авиации сэр Гарри Бродхерст . [ 68 ] на посту члена авиации по снабжению и организации Хардмана сменил главный маршал авиации сэр Уолтер Доусон 1 января 1958 года , и в тот же день он был возведен в рыцари Большого креста Ордена Британской империи . [ 69 ] Он ушел из Королевских ВВС 29 января. [ 70 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Хардман вошел в совет директоров New Electronic Products Ltd в мае 1959 года. [ 71 ] В феврале 1963 года он сменил главного маршала авиации сэра Дугласа Эвилла на посту RAF Benevolent Fund почетного представителя графства в Хэмпшире . [ 72 ] Хардман умер 2 марта 1982 года во время отпуска в Эшториле , Португалия, у него остались жена и дети. [ 1 ] [ 73 ] Его могила находится на кладбище церкви Святого Иоанна, Фарли Чемберлейн, Хэмпшир. [ 74 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Маккарти, Джон. «Хардман, сэр Джеймс Дональд Иннес (1899–1982)». Австралийский биографический словарь . Австралийский национальный университет . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенс; Айзекс, High Flyers , стр. 113–115.
- ^ Стивенс, Руководители авиации Австралии , стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фрэнкс, Дельфин и Снайп Эйс , с. 25
- ^ «№30100» . Лондонская газета (Приложение). 29 мая 1917 г. с. 5309.
- ^ «Королевский летный корпус (военное крыло)» . Полет . 30 августа 1917 г. с. 899 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№30953» . Лондонская газета . 15 октября 1918 г. с. 12126.
- ^ «№13400» . Эдинбургская газета . 11 февраля 1919 г. с. 798.
- ^ Перейти обратно: а б Брент, Век военной авиации , стр. 27–28.
- ^ Робертсон, Мечта о цивилизованной войне , с. 106
- ^ «№31279» . Лондонская газета . 8 апреля 1919 г. с. 4574.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 10 ноября 1921 г. с. 744 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Офицеры Королевских ВВС в кредит или обмен» . Маршалы авиации РАФ . Министерство обороны . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ «Человек, который возглавит ВВС» . Сидней Морнинг Геральд . 13 октября 1951 г. с. 2 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «31-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№33094» . Лондонская газета . 20 октября 1925 г. с. 6776.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 2 сентября 1926 г. с. 557 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «16-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 10 июня 2015 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№33290» . Лондонская газета . 1 июля 1927 г., стр. 4239–4240.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 15 марта 1928 г. с. 183 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Справочник самолетов британской авиации , стр. 412
- ^ «22 (Учебная) группа» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 16 октября 1931 г. с. 1053 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Дин, Королевские военно-воздушные силы и две мировые войны , с. 175
- ^ Филпотт, Королевские ВВС , с. 308
- ^ «Разведка Королевских ВВС» . Полет . 31 января 1935 г. с. 128 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «Королевские ВВС» . Полет . 6 февраля 1936 г. с. 154 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№34252» . Лондонская газета . 4 февраля 1936 г. с. 737.
- ^ «Назначения в Королевских ВВС» . Полет . 24 февраля 1938 г. с. 185 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№34586» . Лондонская газета . 3 января 1939 г. стр. 61–62.
- ^ Перейти обратно: а б Гранди, Джон (15 марта 1982 г.). «Главный маршал авиации сэр Дональд Хардман». Таймс . п. 10.
- ^ «Назначения РАФ» . Полет . 15 ноября 1945 г. с. 540 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№34893» . Лондонская газета (Приложение). 9 июля 1940 г. с. 4253.
- ^ «№35029» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1940 г. стр. 33–34.
- ^ «№35102» . Лондонская газета . 11 марта 1941 г. с. 1448.
- ^ «№36780» . Лондонская газета (Приложение). 7 ноября 1944 г. с. 5073.
- ^ «№36902» . Лондонская газета (Приложение). 19 января 1945 г. с. 507.
- ^ Пирсон, Воздушная кампания в Бирме , стр. 142
- ^ Перейти обратно: а б с «Назначения РАФ». Таймс . 19 мая 1947 г. с. 8.
- ^ Пирсон, Воздушная кампания в Бирме , стр. 165
- ^ Проберт, Генри (2000). «Воздушный транспорт и снабжение в войне в Бирме» (PDF) . Журнал исторического общества Королевских ВВС 22 . п. 48 . Проверено 26 июня 2015 г.
- ^ «№37161» . Лондонская газета (Приложение). 5 июля 1945 г. с. 3491.
- ^ «№37501» . Лондонская газета (Приложение). 15 марта 1946 г., стр. 1379–1380.
- ^ «№37336» . Лондонская газета (Приложение). 2 ноября 1945 г. с. 5385.
- ^ «Новости вкратце». Таймс . 2 апреля 1955 г. с. 3.
- ^ «№37758» . Лондонская газета (Приложение). 11 октября 1946 г. с. 5080.
- ^ «№38344» . Лондонская газета (Приложение). 2 июля 1948 г. с. 3895.
- ^ «№39520» . Лондонская газета (Приложение). 18 апреля 1952 г. с. 2169.
- ^ Перейти обратно: а б Стивенс, «Соло» , с. 499
- ^ Стивенс, Соло , с. 73
- ^ Перейти обратно: а б с Стивенс, «Идти в одиночку» , стр. 73–74.
- ^ Стивенс, Соло , стр. 75–76.
- ^ Хелсон, Десять лет на вершине , стр. 293–294.
- ^ Стивенс, Соло , стр. 188–190.
- ^ Стивенс, Соло , с. 397
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 221–222.
- ^ «№39555» . Лондонская газета (Приложение). 30 мая 1952 г. с. 3009.
- ^ «№39586» . Лондонская газета (Приложение). 27 июня 1952 г. с. 3581.
- ^ Стивенс, Соло , стр. 38, 362.
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 285
- ^ Деннис и др., Оксфордский справочник по военной истории Австралии , стр. 287
- ^ «Взрыв начальника обороны» . Новости . 16 февраля 1954 г. с. 1 . Проверено 16 июня 2015 г.
- ^ Стивенс, Соло , с. 206
- ^ «№40163» . Лондонская газета (Приложение). 4 мая 1954 г. с. 2618.
- ^ «Крыло №78 возвращается домой» . Полет . 10 декабря 1954 г. с. 847 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «№40442» . Лондонская газета (Приложение). 1 апреля 1955 г. с. 1929 год.
- ^ «Штандарт № 19-й эскадрильи» . Полет . 20 июля 1956 г. с. 136 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Маклелланд, Вулкан , стр. 96–98.
- ^ «№41266» . Лондонская газета (Приложение). 31 декабря 1957 г. с. 7593.
- ^ «№41268» . Лондонская газета (Приложение). 1 января 1958 г. с. 9.
- ^ «Бизнес-перемены». Таймс . 19 мая 1959 г. с. 14.
- ^ «Новости авиации, флота и армии» . Рейс Интернешнл . 28 февраля 1963 г. с. 308 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ «AC/M сэр Д. Хардман». Таймс . 9 марта 1982 г. с. 14.
- ^ Мосли, Чарльз, изд. (2003). Пэрство, баронетство и рыцарство Берка . Пэрство Берка. п. 654. ИСБН 978-0-9711966-2-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Справочник самолетов британской авиации . Лондон: Книги Temple Press. 1966. OCLC 841901436 .
- Брент, Кейт, изд. (2015). Век военной авиации 1914–2014: материалы конференции ВВС RAAF 2014 года . Канберра: Центр развития авиации. ISBN 978-1-925062-10-6 .
- Дин, Морис (1979). Королевские ВВС и две мировые войны . Лондон: Касселл . ISBN 978-0-304-30042-6 .
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри; Моррис, Юэн; Прайор, Робин (1995). Оксфордский справочник по военной истории Австралии . Южный Мельбурн: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-553227-2 .
- Фрэнкс, Норман (2002). Асы-дельфины и снайперы Первой мировой войны . Оксфорд: Оспри . ISBN 978-1-84176-317-0 .
- Хелсон, Питер (2006). Десять лет на вершине (кандидатская диссертация). Сидней: Университет Нового Южного Уэльса . OCLC 225531223 .
- Маклелланд, Тим (2012). Вулкан: Бог Огня . Страуд, Глостершир: The History Press . ISBN 978-0-7524-6379-7 .
- Пирсон, Майкл (2006). Воздушная кампания в Бирме 1941–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о пере и мече . ISBN 978-1-84415-398-5 .
- Филпотт, Ян (2008). Королевские ВВС: энциклопедия межвоенных лет. Том II: Перевооружение 1930–1939 гг . Барнсли, Южный Йоркшир: Книги о пере и мече. ISBN 978-1-84415-391-6 .
- Робертсон, Линда Рейн (2003). Мечта о цивилизованной войне: летающие асы Первой мировой войны и американское воображение . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-0-8166-4270-0 .
- Стивенс, Алан (1995). В одиночку: Королевские ВВС Австралии, 1946–1971 гг . Канберра: Издательская служба правительства Австралии . ISBN 978-0-644-42803-3 .
- Стивенс, Алан (2006) [2001]. Королевские ВВС Австралии: история . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-555541-7 .
- Стивенс, Алан, изд. (1992). Руководители авиации Австралии: материалы исторической конференции RAAF 1992 года . Канберра: Центр исследований авиации. ISBN 978-0-642-18866-3 .
- Стивенс, Алан; Айзекс, Джефф (1996). Летчики: лидеры Королевских ВВС Австралии . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 978-0-644-45682-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- «Реорганизация RAAF сэром Дональдом Хардманом» . Следопыт . Канберра: Центр развития авиации. Март 2009 года.
- 1899 рождений
- 1982 смертей
- Выпускники Хартфордского колледжа Оксфорда
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Британские летающие асы времен Первой мировой войны
- Кавалер ордена Бани
- Рыцари Большого креста ордена Британской империи
- Австралийские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Люди, получившие образование в Малверн-колледже
- Люди из Олдема
- Маршалы авиации Королевских ВВС
- Персонал Королевских ВВС Первой мировой войны
- Персонал Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Офицеры Королевского летного корпуса
- Военные из Манчестера
- Выпускники Колледжа персонала в Кемберли.