№ 78 Крыло РААФ
№ 78 Крыло РААФ | |
---|---|
![]() № 78 Герб крыла | |
Активный | 1943–67 2000 – настоящее время |
Страна | Австралия |
Ветвь | Королевские ВВС Австралии |
Роль | Оперативная подготовка |
Часть | Группа воздушного боя |
Штаб-квартира | База RAAF Уильямтаун |
Девиз (ы) | Драться |
Помолвки | Вторая мировая война
Противостояние Индонезии и Малайзии |
Командиры | |
Примечательный командиры | Уилфред Артур (1945) Алан Роулинсон (1945–46) Дик Крессвелл (1947–48) Брайан Итон (1952–54) Глен Купер (1957–60) |
Самолет летал | |
Тренер | Ястреб 127 |
Крыло № 78 — Королевских ВВС Австралии (RAAF) оперативно-тренировочное крыло со штаб-квартирой на базе RAAF Уильямтаун , Новый Южный Уэльс. В его состав входят 76-я и 79-я эскадрильи , эксплуатирующие BAE Hawk 127 головные истребители , и 278-я эскадрилья , подразделение технической подготовки. 79-я эскадрилья, расположенная на базе RAAF в Пирсе , Западная Австралия, отвечает за переоборудование новых пилотов в быстрые реактивные самолеты, а 76-я эскадрилья в Уильямтауне проводит вводные курсы истребителей; оба подразделения также выполняют миссии поддержки Королевского военно-морского флота Австралии и австралийской армии .
Сформированное как истребительное авиаполк в ноябре 1943 года, 78-е крыло состояло из трех летных частей: 75-й , 78-й и 80-й эскадрилий , эксплуатирующих P-40 Kittyhawk на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны . После войны он был перевооружен на «Мустанги» P-51 в Уильямтауне. В начале 1950-х годов крыло базировалось на Мальте для выполнения гарнизонных обязанностей в составе Королевских ВВС и имело в своем составе две эскадрильи реактивных истребителей De Havilland Vampire . Переоснащенный CAC Sabre , он был развернут в составе 3-й и 77-й эскадрилий в Малайе в 1958–59 годах, выполняя боевые вылеты против коммунистических повстанцев в последние годы чрезвычайного положения . В 1960-х годах ему было поручено обеспечивать региональную противовоздушную оборону во время противостояния между Индонезией и Малайзией, а также поставлять оборудование и персонал для контингента RAAF, действовавшего с авиабазы Убон в Таиланде. Крыло № 78 было расформировано в ноябре 1967 года и преобразовано для своей нынешней роли в качестве крыла оперативной подготовки в феврале 2000 года.
История
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Крыло № 78 было сформировано 24 ноября 1943 года в Таунсвилле , Квинсленд, под командованием командира звена (впоследствии капитана группы ) У.Д. Брукса . [ 1 ] Вместе с 77-м крылом оно перешло под контроль 10-й оперативной группы — мобильной ударной группы, поддерживающей союзные армии в их продвижении на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий . Первоначально летные части 78-го крыла должны были состоять из 80-й эскадрильи , эксплуатирующей истребители P-40 Kittyhawk , и 452-й и 457-й эскадрилий , эксплуатирующих «Спитфайры» . Эскадрильи «Спитфайров» не удалось освободить от службы в Северо-Западном районе , как планировалось, и их место заняли эскадрильи № 75 и 78, в результате чего формирование полностью состояло из «Киттихауков». [ 2 ] Крыло № 78 участвовало в боевом воздушном патрулировании и штурмовых операциях во время операций «Безрассудство» и «Преследование» , нападения на Голландию и Аитапе , Новая Гвинея , в апреле 1944 года. [ 3 ] К середине года налет этого крыла в Новой Гвинее был стабильно выше, чем у его аналогов в Пятых ВВС США . [ 4 ] [ 5 ]

Когда в октябре 1944 года оперативная группа № 10 была преобразована в Первые тактические воздушные силы Австралии (TAF № 1), ее истребительный контингент составлял 78-е крыло вместе с недавно прибывшим 81-м крылом , которое также эксплуатировало «Киттихауки». [ 6 ] Перевод 1-го TAF в районы боевых действий, обойденные основным ударом союзников на Филиппины и Японию, привел к ухудшению морального духа в конце 1944 - начале 1945 года. В апреле 1945 года вновь назначенный офицер, командующий 78-м крылом, капитан группы Уилфред Артур , помог вызвать так называемый « Моротайский мятеж » в знак протеста против использования австралийских истребительных эскадрилий для явно бесполезных наземных атак. Последующее расследование установило виновных пилотов, установив, что их мотивы подачи заявления об отставке были искренними. [ 7 ]
Артур сохранил командование 78-м крылом во время вторжения в Таракан , которое началось 1 мая. Усиленное «Спитфайрами» 452-й эскадрильи, это крыло в последнюю минуту заменило крыло № 81, которое задержалось при перемещении своих самолетов из Ноемфура и северной Австралии, и у него было всего десять дней на подготовку к операции. [ 8 ] Помимо летных эскадрилий, в состав 78-го авиаполка входили 114-я мобильная истребительная группа управления (№ 114 МФКУ), 29-й авиапарк, 28-я медицинская расчетная станция и 11-я ремонтно-сервисная группа. [ 9 ] 25 мая 1945 года Артура сменил командир звена Алан Роулинсон . [ 10 ] В июне и июле это крыло приняло участие в наступлении на Лабуан и Баликпапан , осуществляя сопровождение конвоев в первом случае и, к которому еще раз присоединилась 452-я эскадрилья, в наземных атаках и непосредственной поддержке 7-й австралийской дивизии во втором. [ 11 ] [ 12 ] В течение июля он совершил 858 боевых вылетов , сбросив более 250 000 фунтов (110 000 кг) бомб и израсходовав почти 350 000 патронов, в результате чего шесть самолетов и четыре пилота были убиты или пропали без вести. [ 13 ]
Ранний послевоенный период
[ редактировать ]После окончания боевых действий 78-е крыло в составе 75-й, 78-й и 80-й эскадрилий, а также 114-й MFCU вылетело из Таракана в Австралию. Прибыв в декабре 1945 года, формирование первоначально базировалось в Дениликуине , Новый Южный Уэльс, где его эскадрильи были переведены в кадровый статус; В июле 1946 года там была расформирована 80-я эскадрилья. [ 14 ] [ 15 ] Крыло и его оставшиеся эскадрильи были перебазированы в мае и июне на станцию RAAF Шофилдс , Новый Южный Уэльс, а затем в августе на станцию RAAF Уильямтаун , где они перевооружились на P-51 Mustang . [ 16 ] Роулинсон, ныне капитан группы , завершил свое назначение на должность командующего офицера в декабре 1946 года. [ 17 ] Командир крыла Дик Крессвелл командовал крылом, а также базой Уильямтаун, с марта 1947 по март 1948 года. [ 18 ] [ 19 ]
378-я (базовая) эскадрилья была сформирована под эгидой 78-го крыла в Уильямтауне в июне 1947 года; базовые эскадрильи представляли собой административно-технические единицы, призванные сделать их крылья самостоятельными и мобильными в случае развертывания. [ 20 ] [ 21 ] 478-я эскадрилья (техническое обслуживание) была сформирована в том же месяце, чтобы взять на себя ответственность за все самолеты и оборудование, эксплуатируемые 78-м крылом. [ 22 ] 75-я и 78-я эскадрильи были расформированы в марте и апреле 1948 года соответственно. [ 15 ] 478-я и 378-я эскадрильи также были расформированы в апреле, последняя была преобразована в штаб-квартиру станции Уильямтаун. [ 20 ] [ 22 ] До конца года самолеты и личный состав 78-го крыла постепенно переводились в другие части; к декабрю численность формирования была сокращена до четырех летчиков и ни одного офицера, и она была объявлена недействующей. [ 23 ]
Мальтийский гарнизон
[ редактировать ]Крыло № 78 было восстановлено в январе 1949 года и включало в себя 75-ю, 76-ю и 478-ю эскадрильи, а также 114-ю эскадрилью MFCU. [ 24 ] Оно стало первым крылом RAAF, оснащенным реактивными самолетами, когда De Havilland Vampire в период с 1949 по 1951 год его летные подразделения получили истребители F.30; также были выделены Мустанги и CAC Wirraways . [ 22 ] [ 25 ] Крыло впоследствии было переоборудовано самолетами Vampire FB.9, арендованными у Королевских ВВС в обмен на обязательство Австралии поддерживать операции Королевских ВВС на Ближнем Востоке . В составе 75-й и 76-й (истребительных) эскадрилий, 378-й (базовой) эскадрильи и 478-й (технической) эскадрильи, 78-е крыло было переброшено на Мальту для выполнения гарнизонных обязанностей под командованием командира звена (впоследствии капитана группы) Брайана Итона . [ 26 ] [ 27 ]

Поскольку присутствие RAAF было, по сути, символическим жестом, демонстрирующим солидарность Содружества в разгар Холодной войны , боевые эскадрильи были укомплектованы лишь наполовину, имея в своем распоряжении по восемь самолетов каждая. Помимо «Вампиров» Gloster Meteor были предоставлены два тренера . Персонал покинул Австралию в июле 1952 года; срок командировки за границу составлял минимум два года, семьям также разрешалось совершить поездку. [ 28 ] [ 29 ] ВВС Великобритании Хотя это крыло находилось под оперативным контролем группы № 205 , оно ни при каких обстоятельствах не могло использоваться в бою без специального разрешения австралийского правительства. [ 26 ] Летчики участвовали во многих учениях НАТО , находясь на Мальте, а через год заняли первое и второе места на Ближневосточных соревнованиях по стрельбе на Кубок Мейсона «Имши» . [ 30 ]
Первоначально базировавшееся на Королевского флота на аэродроме Чал-Фар юго-востоке Мальты, в июне 1953 года крыло перебралось на центрально расположенную базу британских ВВС Та'Кали , командование которой было передано капитану группы Итону. [ 29 ] [ 31 ] К этому времени, когда разрабатывались планы по формированию Дальневосточного стратегического резерва для сдерживания коммунистической агрессии в Юго-Восточной Азии, правительства Великобритании и Австралии начали обсуждать вывод 78-го крыла с Ближнего Востока, когда его запланированный двухлетний гарнизон будет завершен. Итон передал командование командиру звена Джеффу Ньюстеду в сентябре 1954 года. Последние боевые вылеты крыло совершило в декабре, а в следующем месяце вернулось в Австралию. [ 31 ] [ 32 ]
После турне по Средиземному морю крыло № 78 было реорганизовано в Уильямтауне. 16 марта 1955 года штаб крыла был реформирован, а 76-я и 378-я эскадрильи расформированы. 75-я эскадрилья осталась в составе крыла, к которой 21 марта присоединились 3-я и 77-я эскадрильи . 1 апреля 478-я эскадрилья приняла на себя функции технического обслуживания 77-й эскадрильи. [ 33 ] 75-я и 77-я эскадрильи первоначально эксплуатировали «Метеоры» из Уильямтауна, а 3-я эскадрилья базировалась на базе RAAF в Канберре , где летала на P-51D Mustang. К ноябрю 1956 года крыло было перевооружено на CAC Sabre , и все его подразделения дислоцировались в Уильямтауне. [ 34 ] [ 35 ]
Малайская чрезвычайная ситуация и конфронтация
[ редактировать ]
Капитан группы Глен Купер принял командование крылом в 1957 году, перебросив его в период с октября 1958 года по февраль 1959 года на базу RAAF Баттерворт в Малайе , где его летные части состояли из 3-й и 77-й эскадрилий. [ 36 ] [ 37 ] 75-я эскадрилья осталась в Уильямтауне, впоследствии присоединившись к 81-му крылу с реформированной 76-й эскадрильей. [ 34 ] Среди первых самолетов, носящих новый знак ВВС «прыгающий кенгуру», базирующиеся в Баттерворте «Сейбры» совершили несколько наземных атак против коммунистических партизан на последних этапах чрезвычайной ситуации в Малайзии . [ 37 ] Обслуживание самолета осуществляла 478-я (техническая) эскадрилья. [ 22 ] Вооруженные ракетами Sidewinder , «Сейбры» отвечали за региональную противовоздушную оборону во время противостояния между Индонезией и Малайзией с 1963 по 1966 год, хотя никаких боевых действий не произошло. [ 38 ]
В период с октября по декабрь 1965 года отряд из шести «Сейбров», сначала из 77-й эскадрильи, а затем из 3-й эскадрильи, базировался в Лабуане для проведения боевого патрулирования индонезийско-малайзийской границы на Борнео. [ 39 ] В мае 1962 года в ответ на коммунистическое восстание в Лаосе 79 -я эскадрилья была реформирована в Сингапуре с использованием самолетов и личного состава 78-го крыла. В течение следующих шести лет эта эскадрилья действовала с авиабазы Убон в Таиланде и была укомплектована личным составом 78-го крыла, служившим с ротацией от шести месяцев до одного года. Однако RAAF старалась не признавать никакой связи между двумя подразделениями, поскольку Малайзия проводила политику нейтралитета в отношении войны в Юго-Восточной Азии. [ 40 ] [ 41 ] Эскадрилья была расформирована в июле 1968 года. [ 42 ] 75-я эскадрилья, оснащенная сверхзвуковыми истребителями Dassault Mirage III , сменила 3-ю эскадрилью в Баттерворте в мае 1967 года. [ 43 ] [ 44 ]
Расформирование и реформирование
[ редактировать ]
78-е крыло было расформировано в ноябре 1967 года, а 75-я, 77-я и 478-я эскадрильи стали самостоятельными подразделениями под командованием штаба RAAF Баттерворта. [ 22 ] 77-я эскадрилья вернулась в Уильямтаун в 1969 году для преобразования в «Миражи» и была заменена в Баттерворте 3-й эскадрильей, оснащенной «Миражами». В 1986 году 79-я эскадрилья была реформирована в Баттерворте из 3-й эскадрильи, расформированной два года спустя. [ 43 ] 75-я эскадрилья была передислоцирована из Баттерворта на базу RAAF в Дарвине , Северная территория, в октябре 1983 года, а 478-я эскадрилья была расформирована в том же месяце. [ 22 ] [ 44 ]
В феврале 2000 года крыло № 78 было реформировано, чтобы взять на себя ответственность за весь экипаж и техническую подготовку на F/A-18 Hornet и BAE Hawk 127 . [ 45 ] [ 46 ] Со штаб-квартирой в Уильямтауне в его состав входили 76-я эскадрилья в Уильямтауне и 79-я эскадрилья на базе RAAF в Пирсе , Западная Австралия, обе эксплуатировали «Хоуки», а также 2-я оперативная конверсионная группа (№ 2 OCU) в Уильямтауне, эксплуатирующая «Хорнетс». Каждое из этих подразделений ранее входило в состав 81-го крыла. [ 47 ] [ 48 ] Роль 79-й эскадрильи заключалась в обучении выпускников 2-й летной школы в Пирсе на скоростные реактивные самолеты, 76-й эскадрильи - в проведении вводных курсов истребителей, а 2-й OCU - в переводе пилотов на истребители Hornet. [ 49 ] В феврале 2002 года 78-е авиаполк перешёл под контроль вновь созданной воздушной боевой группы , образованной путём слияния тактической истребительной группы и ударной разведывательной группы. В результате слияния обязанности крыла расширились, поскольку оно взяло на себя вводную подготовку для самолетов General Dynamics F-111C из 82-го крыла . [ 50 ] подразделение технической подготовки и тренажеров 278-й эскадрильи с подразделениями на базах RAAF Эмберли , Тиндал и Пирс. В июле 2003 года к составу крыла было добавлено [ 46 ]
По состоянию на 2012 год в состав 78-го крыла входили 76-я и 79-я эскадрильи, действующие «Ястребы», и 278-я эскадрилья; OCU № 2 вернулась под контроль Крыла № 81. [ 51 ] [ 52 ] 79-я эскадрилья продолжает обеспечивать переоборудование в быстроходные реактивные самолеты для недавно закончивших обучение пилотов, а также курсы повышения квалификации, в то время как 76-я эскадрилья проводит вводные курсы истребителей для подготовки студентов, переоборудованных в «классические» «Хорнеты» в OCU № 2 или F/A. -18F Super Hornets из 6-й эскадрильи в Эмберли. Обе эскадрильи также выполняют непосредственной поддержки задачи австралийской армии и Королевского военно-морского флота Австралии . [ 53 ] [ 54 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», стр. 1–2.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 182–184.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 206–213.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 194
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 227
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 298–299.
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 123–124.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 453
- ↑ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», с. 74
- ^ № 78 Штаб крыла, «Журнал учета операций», стр. 75–85.
- ^ Вода, Гобой , с. 73
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 482–488.
- ↑ Штаб крыла № 78, «Книга учета операций», стр. 81–83.
- ↑ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», стр. 97–99.
- ^ Jump up to: а б Исторический раздел RAAF, Истребительные части , стр. 10-11. 44, 68,
- ^ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», стр. 105–108.
- ^ Гарриссон, Австралийские истребители-асы , стр. 152
- ↑ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», стр. 117, 147.
- ^ Исторический раздел RAAF, Введение, основы, организации поддержки , стр. 169–171.
- ^ Jump up to: а б О'Брайен, Всегда рядом , стр. 54–55.
- ^ Стивенс, Соло , с. 71
- ^ Jump up to: а б с д и ж Исторический раздел RAAF, Подразделения технического обслуживания , стр. 59–62.
- ↑ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», стр. 149–159.
- ^ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», с. 160
- ^ Уилсон, Вампир, Макки и ирокезы , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 221–223.
- ^ Оджерс, Королевские ВВС Австралии , стр. 180–182.
- ^ Стивенс, Соло , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б Эзер, Odd Jobs , стр. 173–175.
- ^ Ньютон, «Битва орлов» , с. 111
- ^ Jump up to: а б Стивенс, «Идти в одиночку» , стр. 204–207.
- ^ Эзер, Odd Jobs , с. 183
- ↑ Штаб крыла № 78, «Журнал учета операций», стр. 372–373.
- ^ Jump up to: а б CAC Sabre в музее RAAF . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Исторический раздел RAAF, Истребительные части , стр. 6, 45,
- ^ Купер, Глен Альберт в Австралийском биографическом словаре . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Стивенс, «Соло» , стр. 252, 259–260.
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 251–252.
- ^ RAAF Sabre начали патрулирование Борнео в Центре развития авиации. Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Стивенс, Соло , стр. 272–273.
- ^ Култхард-Кларк, RAAF во Вьетнаме , стр. 10–16.
- ^ Эзер, Летающие эскадрильи Сил обороны Австралии , стр. 93
- ^ Jump up to: а б Dassault Mirage III в музее RAAF. Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Эзер, Летающие эскадрильи Сил обороны Австралии , с. 85
- ^ Значительные организационные изменения с момента запуска DRP в середине 1998 года в Министерстве обороны. Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Либерт, Симона (17 июля 2003 г.). «Пасмурный день, ясный прогноз» . ВВС . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Павлин; Джексон, Мировые ВВС Джейн, 2001 , стр. 19
- ^ «Подразделения и учреждения Сил обороны Австралии». Годовой отчет Министерства обороны за 1998–99 годы (PDF) . Министерство обороны . п. 48 . Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ ВЫ, Тактические истребительные операции , с. 57
- ^ Коди, Ребекка; Брэдли, Кристина (февраль 2002 г.). «Настроились на полет» . Новости ВВС . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Воздушно-боевая группа Королевских ВВС Австралии . Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ Крыло № 78 Королевских ВВС Австралии. Проверено 10 апреля 2013 г.
- ^ 76-я эскадрилья Королевских ВВС Австралии. Проверено 10 апреля 2013 г.
- ↑ 79-я эскадрилья. Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine Королевских ВВС Австралии. Проверено 10 апреля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Штаб 78-го крыла. «Книга учета операций» . Листы истории подразделения RAAF (форма A50) . Национальный архив Австралии .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Национальное контрольно-ревизионное управление Австралии (ANAO) (2000 г.). Тактические истребительные операции: Министерство обороны (PDF) . Канберра: ANAO. ISBN 0-642-44266-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2012 года.
- Култхард-Кларк, Крис (1995). RAAF во Вьетнаме: участие австралийской авиации во Вьетнамской войне 1962–1975 гг . Сидней: Allen & Unwin совместно с Австралийским военным мемориалом . ISBN 1-86373-305-1 .
- Эзер, Стив (1995). Летающие эскадрильи австралийских сил обороны . Уэстон-Крик, столичная территория Австралии: аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-15-3 .
- Эзер, Стив (1996). Случайные работы: операции RAAF в Японии, воздушные перевозки в Берлин, Корею, Малайю и Мальту, 1946–1960 гг . RAAF Уильямс, Виктория: Музей RAAF . ISBN 0-642-23482-5 .
- Гарриссон, AD (1999). Австралийские асы-истребители 1914–1953 гг . Фэрберн, столичная территория Австралии: Центр исследований авиации. ISBN 0-642-26540-2 .
- Ньютон, Деннис (1996). Столкновение орлов . Кентерст, Новый Южный Уэльс: Kangaroo Press. ISBN 0-86417-793-3 .
- О'Брайен, Грэм (2009). Всегда рядом: история боевой поддержки ВВС (PDF) . Таггеранонг, столичная территория Австралии: Центр развития авиации. ISBN 978-1-920800-45-1 .
- Оджерс, Джордж (1968) [1957]. Австралия в войне 1939–1945 гг.: Третья серия (Воздух), Том II – Воздушная война против Японии 1943–1945 гг . Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 11218821 .
- Оджерс, Джордж (1984). Королевские ВВС Австралии: иллюстрированная история . Бруквейл: Чайлд и Генри. ISBN 0-86777-368-5 .
- Пикок, Линдси; Джексон, Пол (2001). Мировые ВВС Джейн . Суррей: Информационная группа Джейн . ISBN 0-7106-1293-1 .
- Историческая секция RAAF (1995). Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история. Том 1 – Введение, основы, поддерживающие организации . Канберра: Издательская служба правительства Австралии . ISBN 0-644-42792-2 .
- Историческая секция RAAF (1995). Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история. Том 2 – Истребительные части . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42794-9 .
- Историческая секция RAAF (1995). Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история. Том 7 – Единицы технического обслуживания . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42800-7 .
- Стивенс, Алан (1995). В одиночку: Королевские ВВС Австралии, 1946–1971 гг . Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42803-1 .
- Стивенс, Алан (2006) [2001]. Королевские ВВС Австралии: история . Лондон: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-555541-4 .
- Уотерс, Гэри (1995). Гобой – Воздушные операции над Борнео, 1945 год . Канберра: Центр исследований авиации. ISBN 0-642-22590-7 .
- Уилсон, Стюарт (1994). Вампиры, Макки и Ирокезы на австралийской службе . Уэстон-Крик, столичная территория Австралии: аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-07-2 .