Моротайский мятеж
« Мятеж Моротаи» — инцидент, произошедший в апреле 1945 года с участием членов Первых тактических воздушных сил Австралии, базировавшихся на острове Моротаи в Голландской Ост-Индии . Австралии Восемь старших пилотов, включая ведущего летного аса , капитана группы Клайва Колдуэлла , подали в отставку в знак протеста против того, что они воспринимали как перевод эскадрилий Королевских ВВС Австралии (RAAF) истребительных на стратегически неважные задачи по наземным атакам на японские позиции, которые были обойдены в ходе войны. кампания союзников по « путешествию по островам ». Правительственное расследование оправдало «мятежников», и три высокопоставленных офицера штаба Первых тактических ВВС, в том числе командующий коммодор авиации Гарри Кобби , Австралийского летного корпуса лучший ас в Первой мировой войне, были освобождены от своих постов. .
Джордж Оджерс охарактеризовал причину инцидента в официальной истории RAAF во Второй мировой войне как «убежденность группы молодых лидеров в том, что они участвовали в операциях, которые не были оправданы с военной точки зрения – убеждение, широко разделяемое также многими австралийскими солдаты и политические лидеры». Оджерс пришел к выводу, что последующее расследование «прояснило, что почти все, кого это касается, действовали из самых высоких побуждений, и были убеждены, что во время кризиса он действовал мудро». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Первые тактические воздушные силы (№ 1 TAF) под командованием коммодора авиации Гарри Кобби были основным передовым боевым соединением RAAF в 1944–45. Он находился под оперативным контролем ВВС США генерал-лейтенанта (USAAF) Джорджа Кенни , командующего военно-воздушными силами союзников в юго-западной части Тихого океана под командованием генерала Дугласа Макартура . Первоначально состоящее из одного крыла Bristol Beaufighter и двух крыльев P-40 Kittyhawk , TAF № 1 было дополнено в 1945 году крылом № 80 под командованием капитана группы Клайва Колдуэлла . В состав этого крыла входили три эскадрильи Supermarine Spitfire , среди пилотов которых были ветераны Североафриканской кампании и защиты Северной Австралии от налетов японской авиации . [ 2 ] [ 3 ]
К началу 1945 года японская авиация в юго-западной части Тихого океана была практически уничтожена. Силы армии США были сосредоточены на завершении возвращения Филиппин как ступеньки к вторжению в Японию. В это время австралийские силы, в том числе № 1 TAF, все чаще выполняли гарнизонные обязанности и преследовали японские базы на островах, которые силы Макартура обходили стороной. [ 4 ] Начальник штаба авиации , вице-маршал авиации Джордж Джонс , позже утверждал, что RAAF, по словам историка ВВС Алана Стивенса, «были «отстранены» от окончательной победы над Японией Макартуром, который хотел всего слава себе». [ 5 ] Авиаторы Корпуса морской пехоты США из командования Air North Solomons также считали, что штаб Макартура отдает предпочтение ВВС США при распределении боевых задач. [ 6 ]
Общая ситуация привела к неудовлетворенности и упадку морального духа среди личного состава TAF № 1, базирующегося на Моротае , особенно пилотов «Спитфайров», у которых было мало возможностей для ведения боя воздух-воздух, на котором они специализировались, и чьи самолеты плохо подходили для наземных атак. [ 7 ] Капитан группы Уилф Артур , бывший офицер, командующий 81-м крылом , а теперь отвечающий за оснащенное «Киттихаками» 78-е крыло № 1 TAF, был обеспокоен тем, что расходы его подразделений с точки зрения людей, машин и боеприпасов не были оправданы ущерб, нанесенный вражеским целям, или относительная важность этих целей. В декабре 1944 года он попросил своих сотрудников разведки составить «баланс» для количественной оценки потерь и результатов. Артур представил баланс Кобби, который просмотрел его и разослал сотрудникам своей штаб-квартиры, но не предпринял никаких дальнейших действий. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Прелюдия
[ редактировать ]В марте 1945 года, разочарованный отсутствием реакции со стороны Кобби и его сотрудников и убежденный, что операции становятся еще более расточительными, Артур начал обсуждать свои опасения с другими старшими пилотами TAF № 1. Сначала он поговорил с командиром звена Кеннетом Рейнджером, старшим штабным офицером, который служил в оперативной группе № 9 и выдвигал обвинения в адрес ее командира, коммодора авиации Джо Хьюитта , который в конечном итоге был уволен со своего поста. Артур искал Рейнджера как человека, обладающего «моральной смелостью», который «выступит против того типа операций, в которых мы участвовали». [ 3 ] Затем он заручился поддержкой Колдуэлла, хотя в то время Колдуэллу предъявлялись обвинения от Кобби в торговле спиртными напитками, что создавало риск того, что его участие в протесте против операций будет неверно истолковано как попытка отвлечь внимание от обвинений. Артур считал, что Колдуэлл «пойдет настолько далеко, насколько это возможно, чтобы поддержать свое мнение, [которое] стоит намного больше, чем мнение большинства других людей в этом районе». [ 3 ]
Через Колдуэлла к протесту присоединились еще два офицера, в том числе два других знаменитых аса, командир звена Бобби Гиббс и командир эскадрильи Джон Уодди , а также командир эскадрильи Берт Грейс , командир эскадрильи Дуглас Вандерфилд, а позже командир эскадрильи Стюарт Харфэм. [ 11 ] Во время серии встреч в начале апреля 1945 года Колдуэлл предложил всем восьми уйти в отставку , и остальные согласились. [ 10 ] Позже Артур заявил: «Я хотел поднять как можно больше шума с целью исправить положение… Тем не менее, мы понимали, что, подвергая себя любым обвинениям в мятеже, мы могли бы уменьшить сила того, что мы делали, и именно поэтому мы представили это как отставку, а не как попытку сместить людей на более высоком уровне». [ 3 ]
Общим фактором было то, что мы очень хорошо знали друг друга; у нас было взаимное доверие и взаимный опыт, который, по нашему мнению, достаточно продемонстрировал, во всяком случае нам, что RAAF не выполняет свою работу должным образом.
Капитан группы Клайв Колдуэлл [ 3 ]
Артур также попытался заручиться поддержкой протеста Кобби. Командир № 1 TAF был ведущим асом Австралийского летного корпуса в Первой мировой войне, так же как Колдуэлл был асом RAAF во Второй мировой войне. [ 4 ] Артур рассуждал, что, хотя Кобби был частично виноват в проблеме с моральным духом, «мы чувствовали, что его значение для нашего шага, благодаря его имени в обществе, вместе с капитаном группы Колдуэллом, даст нам очень значительную общественную поддержку. ... он был примадонной одной войны, и... рука об руку с примадонной следующей войны мы выставили бы разумный фронт и привлекли бы много внимания в заголовках газет». Кобби отказался присоединиться и позже заявил, что не осознавал глубины чувств среди пилотов. [ 3 ]
«Мятеж»
[ редактировать ]Я оставлю эти заявления на столе, и если вы их поднимете, все записи и все записи по этому делу будут удалены из записей и файлов ВВС, и об этом ничего не будет слышно.
Вице-маршал авиации Билл Босток, слова командира эскадрильи Джона Уодди [ 3 ]
20 апреля 1945 года восемь пилотов представили Кобби одинаково написанные письма под заголовком «ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТСТАВКЕ КОМИССИИ». В письмах говорилось: «Настоящим я почтительно подаю заявление о разрешении мне немедленно уйти в отставку с должности офицера Королевских ВВС Австралии». Кобби, казалось, был озадачен и не принял отставку. Он разговаривал с семью пилотами индивидуально, но не с Колдуэллом, поскольку тот уже находился под следствием. [ 12 ] Когда люди отказались отозвать письма или уточнить причину своих действий, Кобби связался со своим непосредственным начальником, вице-маршалом авиации Биллом Бостоком , главой командования RAAF , главного оперативного командования ВВС. Босток прибыл на Моротаи на следующий день и опросил пилотов, попросив их порвать письма, но безуспешно. [ 7 ] Позже его методы были истолкованы как попытка «исправить ситуацию или хотя бы скрыть ее». [ 3 ] Единственной уступкой пилотов на просьбу Бостока было повторное заявление об отставке с заменой слова «немедленно» на «по окончании текущих операций». [ 13 ]
После этих интервью Босток сообщил Джонсу, что моральный дух в TAF № 1 находится на «опасно низком уровне», и рекомендовал Джонсу уволить Кобби и заменить его командиром авиации Фредериком Шергером . [ 7 ] [ 14 ] Джонс счел действия пилотов «абсурдными», поскольку офицер не мог по закону уйти в отставку во время войны, но отправился в Моротаи из своего штаба в Мельбурне , чтобы лично расследовать этот вопрос. Он также взял интервью у пилотов, позже заявив: «Я считал, что все они искренни в том, что они заявляли и что пытались сделать… Да, искренне придерживались убеждений, какими бы необоснованными они ни были, в сочетании, возможно, с довольно преувеличенное чувство национального долга». [ 7 ]
Кенни также оказался втянутым в это дело, получив информацию от Бостока, и настоял на том, чтобы поговорить напрямую с пилотами, несмотря на протест Джонса о том, что это внутренний дисциплинарный вопрос RAAF. Во время визита к Моротаи из его штаб-квартиры в Маниле Кенни пытался убедить офицеров пересмотреть свои позиции, но они снова отказались. [ 10 ] Он согласился с Бостоком, что Кобби должен быть заменен Шергером, и заявил, что, если пилоты предстанут перед военным трибуналом, он выступит в их защиту. [ 4 ] Командующий I корпусом австралийской армии генерал-лейтенант Лесли Морсхед , находившийся в Моротае для подготовки к кампании на Борнео , также поддержал отстранение Кобби. Морсхед и другие старшие армейские офицеры были обеспокоены тем, что спор может сорвать подготовку к высадке австралийцев на Борнео, и проконсультировались по этому поводу с Кенни. [ 15 ] Джонс решил уволить не только Кобби, но и его штабных офицеров, капитанов группы Гибсона и Симмса. Шергер вступил в должность командующего авиацией № 1 TAF 10 мая. [ 10 ] [ 16 ] [ 17 ]
Последствия
[ редактировать ]В конечном итоге ни за какие действия, непосредственно связанные с «мятежем», не было трибунала, и большинство причастных к нему пилотов продолжали действовать до конца войны. Расследование RAAF показало, что удаление Джонсом Кобби, Гибсона и Симмса было оправданным. [ 4 ] По запросу Джонса австралийское правительство также начало расследование событий на Моротаи, которое возглавил адвокат Джон Винсент Барри , КЦ . Начиная с 16 мая 1945 года, расследование было сосредоточено как на отставках, так и на сообщениях о незаконной торговле алкоголем между RAAF и военнослужащими США на острове. [ 10 ] [ 18 ] Хотя полномочия Барри охватывали только TAF № 1, в ходе расследования также были получены доказательства недостатков в высшем командовании ВВС, которые, возможно, способствовали структурным и моральным проблемам на Моротае, в частности, ожесточенной и длительной вражде между Джонсом и Бостоком из-за подразделение оперативного и административного управления RAAF на Тихом океане. [ 3 ]
Полный отчет о расследовании был опубликован в октябре, ему предшествовало краткое изложение результатов, опубликованное 14 сентября 1945 года. [ 8 ] [ 18 ] Барри подтвердил «баланс» Артура и позицию пилотов, обнаружив, что их мотивы подачи заявления об отставке были искренними. [ 7 ] [ 10 ] Никаких дальнейших действий против них предпринято не было, но Колдуэлл и Гиббс предстали перед военным трибуналом за участие в алкогольном рэкете и были понижены до звания летных лейтенантов . [ 4 ] [ 19 ] Барри обнаружил, что Кобби «не смог обеспечить должный контроль над своей командой». [ 17 ] Кобби защищал свое руководство TAF № 1, утверждая, что, хотя существовало «некоторое недовольство», это было «здоровым признаком недовольства среди некоторых офицеров, которые хотели сделать на войне больше, чем они делали. сила 1-го TAF дать им более важную или более интересную работу...» [ 20 ] Инцидент не изменил роль RAAF в последние дни войны на Тихом океане и, возможно, помешал подготовке TAF № 1 к битве при Таракане . [ 16 ] Это действительно улучшило ситуацию на Моротае, поскольку Шергер восстановил боевой дух. [ 7 ] «Мятежники» считали, что они достигли большей части своих целей, произведя смену командования в TAF № 1 и инициировав правительственное расследование. [ 3 ]
Нам удалось полностью сменить команду. Об одном или двух из них мне было грустно. Гарри Кобби, который был замечательным человеком, был назначен. Но о некоторых других я не расстраивался. Но мы изменили командование, и именно это мы и намеревались сделать.
Командир звена Бобби Гиббс [ 3 ]
Новости об отставках, алкогольном рэкете и военном трибунале Колдуэлла широко освещались в Австралии. После публикации выводов Барри газета Daily Telegraph в Сиднее отметила, что «RAAF должна заключить совершенно новую сделку. Это плохо организованное шоу, и вина очень велика». [ 18 ] Позже та же газета назвала военный трибунал Колдуэлла «охотой на ведьм». [ 21 ] Несмотря на такую огласку, акция стала широко известна как «Мятеж Моротаи» лишь несколько лет спустя. Эта фраза датируется самыми ранними днями происшествия: Артур написал ее в начале памятной записки . Позже он сказал, что «аллитерация, должно быть, мне понравилась». [ 3 ] Вскоре после написания он вычеркнул «Моротай» и поставил вопросительный знак после «Мятеж». В то время этот термин не прижился среди публики, но источником названия послужили оригинальные слова Артура. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 450. Архивировано 18 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 297–299.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Александр, «Уборка Авгиевых конюшен».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 123–124.
- ^ Стивенс, Королевские ВВС Австралии , стр. 109.
- ^ Гаранд; Стробридж, История Корпуса морской пехоты США , с. 389.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хелсон, Десять лет на вершине , стр. 207–215.
- ^ Перейти обратно: а б с Александр, Клайв Колдуэлл , стр. 185–203.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 386–390.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 443–450. Архивировано 18 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Оджерс, Королевские ВВС Австралии , стр. 125. Официальный счет Колдуэлла за войну составил 28½ убийств, Уодди - 15½, Гиббса - 10¼ и Артура - 10.
- ^ Александр, «Уборка Авгиевых конюшен». Босток и Джонс также исключили Колдуэлла из своих интервью с пилотами Моротаи.
- ^ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 445. Архивировано 18 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Оджерс, Королевские ВВС Австралии , стр. 122–123.
- ^ Кумбс, Морсхед: Герой Тобрука и Эль-Аламейна , стр. 196.
- ^ Перейти обратно: а б Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 456–459.
- ^ Перейти обратно: а б Айзекс, Кобби, Артур Генри , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотсон, Киллер Колдуэлл , стр. 228–239.
- ^ Карман, Джерри (14 апреля 2007 г.). «Воздушный ас родился, чтобы летать: Бобби Гиббс 1916–2007». Сидней Морнинг Геральд . п. 34.
- ↑ Оджерс, Воздушная война против Японии , стр. 449. Архивировано 18 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Александр, Клайв Колдуэлл , стр. 211–215.
Ссылки
[ редактировать ]- Александр, Кристен (1 сентября 2004 г.). " "Очистка Авгиевых конюшен". Моротайский мятеж?" . Сабреташ . Военно-историческое общество Австралии.
- Александр, Кристен (2006). Клайв Колдуэлл: ас авиации . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин . ISBN 1-74114-705-0 .
- Кумбс, Дэвид (2001). Морсхед: герой Тобрука и Эль-Аламейна . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-551398-3 .
- Гаранд, Джордж В.; Стробридж, Трумэн Р. (1971). История Корпуса морской пехоты США: операции во Второй мировой войне. Том IV: Операции в западной части Тихого океана . Арлингтон, Вирджиния: Корпус морской пехоты США.
- Хелсон, Питер (2006). Десять лет на вершине (кандидатская диссертация). Сидней: Университет Нового Южного Уэльса .
- Айзекс, Кейт (1981). «Кобби, Артур Генри (1894–1955)» . Австралийский биографический словарь: Том 8 . Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета .
- Оджерс, Джордж (1968) [1957]. Австралия в войне 1939–1945 годов: Третья серия (Воздух), Том II – Воздушная война против Японии 1943–1945 годов . Канберра: Австралийский военный мемориал .
- Оджерс, Джордж (1984). Королевские ВВС Австралии: иллюстрированная история . Бруквейл, Новый Южный Уэльс: Чайлд и Генри. ISBN 0-86777-368-5 .
- Стивенс, Алан (2006) [2001]. Королевские ВВС Австралии: история . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555541-4 .
- Уотсон, Джеффри (2005). Убийца Колдуэлл . Сидней: Ходдер . ISBN 0-7336-1929-0 .