Jump to content

Этельвульф, король Уэссекса

(Перенаправлено с Этельвульфа из Уэссекса )

Этельвульф
Этельвульф в Списке королей Англии
начала четырнадцатого века Этельвульф в Генеалогическом списке королей Англии
Король Уэссекса
Царствование 839–858
Предшественник Экгберт
Преемник Этельбальд
Умер 13 января 858 г.
Похороны
Супруг
Проблема
Дом Уэссекс
Отец Экгберт, король Уэссекса

Этельвульф ( Древнеанглийский: [ˈæðelwuɫf] ; [ 1 ] Древнеанглийское слово «Благородный волк»; [ 2 ] умер 13 января 858 г.) был королем Уэссекса с 839 по 858 г. [ а ] В 825 году его отец, король Экгберт , победил короля Мерсии Беорнвульфа , положив конец долгому господству Мерсии над англосаксонской Англией к югу от Хамбера . Экгберт отправил Этельвульфа с армией в Кент , где тот изгнал мерсийского субкороля и сам был назначен субкоролем. После 830 года Экгберт поддерживал хорошие отношения с Мерсией, и это продолжил Этельвульф, когда он стал королем в 839 году, став первым сыном, который стал преемником своего отца на посту короля Западных Саксоний с 641 года.

Викинги не представляли серьезной угрозы для Уэссекса во время правления Этельвульфа. В 843 году он потерпел поражение в битве против викингов при Каргемптоне в Сомерсете , но одержал крупную победу в битве при Аклее в 851 году. В 853 году он присоединился к успешной мерсийской экспедиции в Уэльс, чтобы восстановить традиционную мерсийскую гегемонию, и в том же году его дочь Этельсвит вышла замуж за короля Мерсии Бургреда . В 855 году Этельвульф отправился в паломничество в Рим. Готовясь, он устроил «децимацию», пожертвовав подданным десятую часть своего личного имущества; он назначил своего старшего выжившего сына Этельбальда королем Уэссекса в его отсутствие, а своего следующего сына Этельберта — управлять Кентом и юго-востоком. Этельвульф провёл год в Риме, а на обратном пути женился на Юдит , дочери западнофранкского короля Карла Лысого .

Когда Этельвульф вернулся в Англию, Этельбальд отказался уступить западно-саксонский трон, и Этельвульф согласился разделить королевство, забрав восток и оставив запад в руках Этельбальда. После смерти Этельвульфа в 858 году он оставил Уэссекс Этельбальду, а Кент — Этельберту, но смерть Этельбальда всего два года спустя привела к воссоединению королевства. В 20 веке репутация Этельвульфа среди историков была плохой: его считали чрезмерно набожным и непрактичным, а его паломничество рассматривалось как отказ от своих обязанностей. Историки XXI века видят его совсем по-другому: как короля, который укрепил и расширил власть своей династии, пользовался уважением на континенте и более эффективно, чем большинство его современников, боролся с нападениями викингов. Он считается одним из самых успешных королей Западных Саксоний, заложившим основы успеха своего сына Альфреда Великого .

Южная Британия в середине девятого века

В начале 9 века Англия почти полностью находилась под контролем англосаксов, причем Мерсия и Уэссекс были важнейшими южными королевствами. Мерсия доминировала до 820-х годов и осуществляла господство над Восточной Англией и Кентом , но Уэссекс смог сохранить свою независимость от своего более могущественного соседа. Оффа , король Мерсии с 757 по 796 год, был доминирующей фигурой второй половины VIII века. Король Уэссекса Беортрик (786–802) женился на дочери Оффы в 789 году. Беортрик и Оффа изгнали отца Этельвульфа Экгберта в изгнание, и он провел несколько лет при дворе Карла Великого во Франции . Экгберт был сыном Элхмунда , который некоторое время был королем Кента в 784 году. После смерти Оффы король Мерсии Коэнвульф (796–821) сохранил доминирование Мерсии, но неясно, принимал ли Беортрик когда-либо политическое подчинение, и когда он умер в 802 Экгберт стал королем, возможно, при поддержке Карла Великого. [ 5 ] В течение двухсот лет три рода боролись за западно-саксонский трон, и ни один сын не стал королем своего отца. Лучшее утверждение Экгберта заключалось в том, что он был праправнуком Ингильды, брата короля Ине (688–726), и в 802 году казалось очень маловероятным, что он основат прочную династию. [ 6 ]

О первых двадцати годах правления Экгберта почти ничего не сохранилось, за исключением кампаний против Корнуолла в 810-х годах. [ 7 ] Историк Ричард Абельс утверждает, что молчание в «Англосаксонских хрониках», вероятно, было преднамеренным, скрывая чистку Экгберта от магнатов Беортрика и подавление конкурирующих королевских линий. [ 8 ] Отношения между королями Мерсии и их кентскими подданными были далекими. Кентские элдормены не присутствовали при дворе короля Коэнвульфа, который поссорился с архиепископом Вульфредом Кентерберийским (805–832) из-за контроля над кентскими монастырями; Похоже, главной заботой Коэнвульфа было получение доступа к богатствам Кента. Его преемники Кеолвульф I (821–823) и Беорнвульф (823–826) восстановили отношения с архиепископом Вульфредом, а Беорнвульф назначил субкоролем Кента Балдреда . [ 9 ]

Англия подвергалась набегам викингов в конце 8-го века, но между 794 и 835 годами, когда остров Шеппи в Кенте, не было зарегистрировано никаких нападений. был разорен [ 10 ] В 836 году Экгберт потерпел поражение от викингов при Кархемптоне в Сомерсете. [ 7 ] но в 838 году он одержал победу над союзом корнуоллцев и викингов в битве при Хингстон-Дауне , низведя Корнуолл до статуса клиентского королевства. [ 11 ]

Отец Этельвульфа Экгберт был королем Уэссекса с 802 по 839 год. Имя его матери неизвестно, и у него не было зарегистрированных братьев и сестер. Известно, что у него было две жены подряд, и, насколько известно, Осбург , старшая из двух, была матерью всех его детей. Она была дочерью Ослака, которого Ассер , биограф их сына Альфреда Великого, описал как «знаменитого дворецкого короля Этельвульфа». [ б ] человек, произошедший от ютов, правивших островом Уайт . [ 13 ] [ 14 ] У Этельвульфа было шестеро известных детей. Его старший сын, Этельстан , был достаточно взрослым, чтобы быть назначенным королем Кента в 839 году, поэтому он, должно быть, родился к началу 820-х годов и умер в начале 850-х годов. [ с ] Второй сын, Этельбальд, впервые упоминается в качестве свидетеля в 841 году, и если бы он, как Альфред, начал давать показания, когда ему было около шести лет, он бы родился около 835 года; он был королем Уэссекса с 858 по 860 год. Третий сын Этельвульфа, Этельберт, вероятно, родился около 839 года и был королем с 860 по 865 год. Единственная дочь, Этельсвит, вышла замуж за Бургреда, короля Мерсии, в 853 году. [ 16 ] Два других сына были намного моложе: Этельред родился около 848 года и был королем с 865 по 871 год, а Альфред родился около 849 года и был королем с 871 по 899 год. [ 17 ] В 856 году Этельвульф женился на Юдит, дочери Карла Лысого, короля Западной Франции и будущего императора Каролингов , и его жены Эрментруды . Осбург, вероятно, умерла, хотя возможно, что от нее отказались. [ д ] От брака Этельвульфа с Юдит не было детей, и после его смерти она вышла замуж за его старшего выжившего сына и преемника Этельбальда. [ 13 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Этельвульф впервые упоминается в 825 году, когда Экгберт выиграл решающую битву при Элландане в Уилтшире против короля Мерсии Беорнвульфа, положив конец долгому господству Мерсии над южной Англией. Экгберт последовал за этим, отправив Этельвульфа с Эльстаном , епископом Шерборна , и Вулфхардом, элдорменом Хэмпшира , с большой армией в Кент, чтобы изгнать субкороля Балдреда. [ и ] Этельвульф происходил от королей Кента и был субкоролем Кента, а также Суррея , Сассекса и Эссекса , которые затем были включены в субкоролевство, пока он не унаследовал трон Уэссекса в 839 году. [ 22 ] Его подчинение зафиксировано в хартиях, в некоторых из которых король Экгберт действовал с разрешения своего сына. [ 13 ] например, грант в 838 году епископу Рочестера Беорнмоду , а сам Этельвульф в том же году издал хартию короля Кента. [ 23 ] В отличие от своих мерсийских предшественников, которые оттолкнули кентский народ, управляя на расстоянии, Этельвульф и его отец успешно заручились поддержкой местных жителей, управляя через кентских элдорменов и продвигая их интересы. [ 24 ] По мнению Абельса, Экгберт и Этельвульф наградили своих друзей и провели чистку среди сторонников Мерсии. [ 25 ] [ ж ] Историки расходятся во взглядах на отношение нового режима к Кентской церкви. В Кентербери в 828 году Экгберт предоставил привилегии епископству Рочестера , и, по словам историка Саймона Кейнса , Экгберт и Этельвульф предприняли шаги, чтобы заручиться поддержкой архиепископа Вулфреда. [ 27 ] Однако Николас Брукс утверждает, что мерсийское происхождение и связи Вулфреда оказались помехой. Этельвульф захватил поместье в Ист-Маллинге у Кентерберийской церкви на том основании, что оно было предоставлено Бальдредом только тогда, когда он бежал от войск Западных Саксоний; выпуск архиепископских монет был приостановлен на несколько лет; и единственное поместье Вульфреду было даровано после того, как в 825 году он получил его от короля Мерсии Виглафа . [ 28 ]

В 829 году Экгберт завоевал Мерсию, но год спустя Виглаф вернул себе королевство. [ 29 ] Ученый Дэвид Кирби рассматривает восстановление Виглафа в 830 году как драматический поворот в истории Экгберта, за которым, вероятно, последовала потеря им контроля над лондонским монетным двором и восстановление Мерсией Эссекса и Беркшира. [ 30 ] а историк Хизер Эдвардс заявляет, что его «огромное завоевание невозможно сохранить». [ 7 ] Однако, по мнению Кейнса:

Интересно... что и Экгберт, и его сын Этельвульф, похоже, уважали самобытность Кента и связанных с ним провинций, как будто на данном этапе не существовало плана по включению юго-востока в расширенное королевство, простирающееся через вся южная Англия. Похоже, что Экгберт и его преемники не собирались сохранять какое-либо превосходство над королевством Мерсия ... Вполне возможно, что Экгберт отказался от Мерсии по собственному желанию; и нет никаких предположений, что какой-либо остаточный антагонизм повлиял на отношения между правителями Уэссекса и Мерсии после этого. [ 31 ]

В 838 году король Экгберт провел собрание в Кингстоне в графстве Суррей, где Этельвульф, возможно, был посвящен в король архиепископом. Экгберт вернул поместье Ист-Маллинг преемнику Вульфреда на посту архиепископа Кентерберийского, Кеолноту , в обмен на обещание «твердой и непрерывной дружбы» для него самого, Этельвульфа и их наследников, и то же самое условие указано в гранте Винчестерскому престолу. . [ г ] Таким образом, Экгберт обеспечил поддержку Этельвульфу, который стал первым сыном, сменившим своего отца на посту короля Западной Саксонии с 641 года. [ 33 ] На том же собрании кентские монастыри избрали Этельвульфа своим господином, и он обязался, что после его смерти они получат свободу выбирать своих глав. Вульфред посвятил свой архиепископ борьбе со светской властью над кентскими монастырями, но теперь Кеолнот уступил эффективный контроль Этельвульфу, чье предложение свободы от контроля после его смерти вряд ли будет принято его преемниками. Кентские священнослужители и миряне теперь искали защиты от нападений викингов на Западную Саксонию, а не на королевскую власть Мерсии. [ 34 ]

Завоевания Экгберта принесли ему богатство, гораздо большее, чем имели его предшественники, и позволили ему приобрести поддержку, которая обеспечила западносаксонский трон его потомкам. [ 35 ] Стабильность, принесенная династической преемственностью Экгберта и Этельвульфа, привела к расширению коммерческих и аграрных ресурсов, а также к увеличению королевских доходов. [ 36 ] Богатство западно-саксонских королей также увеличилось благодаря соглашению в 838–839 годах с архиепископом Кеолнотом о том, чтобы ранее независимые западно-саксонские священники приняли короля в качестве своего светского лорда в обмен на его защиту. [ 37 ] Однако не было уверенности в том, что гегемония Уэссекса окажется более постоянной, чем гегемония Мерсии. [ 38 ]

Король Уэссекса

[ редактировать ]
конца XIII века. Изображение Этельвульфа в Генеалогических хрониках английских королей

Когда Этельвульф унаследовал трон Уэссекса в 839 году, его опыт в качестве субкороля Кента дал ему ценную подготовку в королевской власти, и он, в свою очередь, сделал своих собственных сыновей субкоролями. [ 39 ] Согласно « Англосаксонским хроникам» , при своем вступлении на престол «он передал своему сыну Этельстану королевство народа Кента, королевство восточных саксов [Эссекс] и людей Суррея и южных саксов [Сассекс]». . Однако Этельвульф не дал Этельстану ту же власть, которую дал ему его отец, и хотя Этельстан засвидетельствовал хартии своего отца [ ч ] Как король, он, похоже, не имел права издавать свои собственные хартии. Этельвульф пользовался властью на юго-востоке и регулярно приезжал туда. Он управлял Уэссексом и Кентом как отдельными сферами, а собрания в каждом королевстве посещала только знать этой страны. Историк Джанет Нельсон говорит, что «Этельвульф управлял семейной фирмой в стиле Каролингов , состоящей из множества королевств, скрепленных его собственной властью как отца-короля и согласием различных элит». Он придерживался политики своего отца по управлению Кентом через элдорменов, назначаемых из местной знати и продвигающих их интересы, но оказывал меньшую поддержку церкви. [ 40 ] В 843 году Этельвульф подарил десять шкур в Литл-Чарте Этельмоду, брату ведущего кентского элдормена Элхера, и Этельмод унаследовал этот пост после смерти своего брата в 853 году. [ 41 ] В 844 году Этельвульф предоставил землю в Хортоне в Кенте элдорману Эадреду с разрешением передать ее части местным землевладельцам; в культуре взаимности это создало сеть взаимной дружбы и обязательств между бенефициарами и королем. [ 42 ] Архиепископы Кентерберийские прочно находились в сфере влияния западносаксонского короля. Его элдормены пользовались высоким статусом и иногда ставились выше королевских сыновей в списках свидетелей хартий. [ 43 ] Его правление — первое, о котором имеются свидетельства царских священников. [ 44 ] и аббатство Малмсбери считало его важным благотворителем, который, как говорят, был жертвователем храма для мощей Святого Альдхельма . [ 45 ]

После 830 года Экгберт придерживался политики поддержания хороших отношений с Мерсией, и это продолжил Этельвульф, когда он стал королем. Лондон традиционно был городом Мерсии, но в 830-х годах он находился под контролем Западных Саксоний; вскоре после прихода на престол Этельвульфа он вернулся под контроль Мерсии. [ 46 ] Король Мерсии Виглаф умер в 839 году, и его преемник Берхтвульф возродил монетный двор Мерсии в Лондоне; два королевства, по-видимому, договорились о совместном выпуске в середине 840-х годов, что, возможно, указывает на помощь Западных Саксоний в возрождении чеканки монет Мерсии и демонстрирует дружественные отношения между двумя державами. В 844 году Беркшир все еще был Мерсией, но к 849 году он был частью Уэссекса, поскольку Альфред родился в том же году в королевском поместье Западных Саксоний в Вантедже , затем в Беркшире. [ 47 ] [ я ] Однако местный мерсийский элдормен, которого также звали Этельвульф , сохранил свое положение при западносаксонских королях. [ 49 ] Бертвульф умер в 852 году, и сотрудничество с Уэссексом продолжилось при Бургреде, его преемнике на посту короля Мерсии, который женился на дочери Этельвульфа Этельсвит в 853 году. В том же году Этельвульф помог Бургреду в успешном нападении на Уэльс, чтобы восстановить традиционную гегемонию Мерсии над валлийцами. . [ 50 ]

В Мерсии и Кенте 9-го века королевские грамоты выпускались религиозными домами, каждая из которых имела свой собственный стиль, но в Уэссексе существовала единая королевская дипломатическая традиция, вероятно, со стороны одного агентства, действующего от имени короля. Возможно, это возникло во времена правления Экгберта, и это стало ясно в 840-х годах, когда у Этельвульфа был секретарь-франк по имени Феликс. [ 51 ] Между дворами Западных Саксонии и Каролингов существовали прочные контакты. В « Анналах святого Бертена» особый интерес проявили нападения викингов на Британию, и в 852 году Люпус , аббат Ферьера и протеже Карла Лысого, написал Этельвульфу, поздравляя его с победой над викингами и прося в дар свинец для прикрытия. крыша его церкви. Люпус также написал своему «самому любимому другу» Феликсу, прося его организовать транспортировку свинца. [ 52 ] В отличие от Кентербери и юго-востока, в Уэссексе не произошло резкого снижения уровня латыни в уставах в середине 9 века, и это, возможно, было частично связано с Феликсом и его континентальными контактами. [ 53 ] Люпус считал, что Феликс имеет большое влияние на короля. [ 13 ] Чарты в основном выдавались из королевских поместий в графствах, которые были центром древнего Уэссекса, а именно в Хэмпшире, Сомерсете, Уилтшире и Дорсете , а также в Кенте. [ 54 ]

Древнее разделение между восточным и западным Уэссексом продолжало иметь важное значение в 9 веке; границей был Селвудский лес на границе Сомерсета, Дорсета и Уилтшира. Двумя епископствами Уэссекса были Шерборн на западе и Винчестер на востоке. Семейные связи Этельвульфа, похоже, располагались к западу от Селвуда, но его покровительство было сосредоточено дальше на восток, особенно в Винчестере, где был похоронен его отец и где он назначил Суитуна преемником Хельмстана на посту епископа в 852–853 годах. Однако он предоставил землю в Сомерсете своему главному элдормену Энвульфу, а 26 декабря 846 года подарил себе большое поместье в Саут-Хэмсе на западе Девона. Таким образом, он изменил его с королевских владений , которые он был обязан передать своему преемнику на посту короля, на книжные земли , которые могли передаваться по желанию владельца, чтобы он мог предоставлять землю последователям для повышения безопасности в приграничной зоне. [ 55 ]

Угроза викингов

[ редактировать ]

В начале 840-х годов по обе стороны Ла-Манша участились набеги викингов , а в 843 году Этельвульф потерпел поражение от рот из 35 датских кораблей в Кархемптоне в Сомерсете. В 850 году младший король Этельстан и элдормен Элхер из Кента одержали морскую победу над большим флотом викингов у Сэндвича в Кенте, захватив девять кораблей и отогнав остальные. Этельвульф подарил Элхеру большое поместье в Кенте, но об Этельстане больше ничего не слышно и, вероятно, вскоре после этого умер. В следующем году «Англосаксонские хроники» сообщают о пяти различных нападениях на южную Англию. Датский флот из 350 кораблей викингов захватил Лондон и Кентербери, и когда король Мерсии Бертвульф пришел им на помощь, он потерпел поражение. Затем викинги двинулись в Суррей, где потерпели поражение от Этельвульфа и его сына Этельбальда в битве при Аклее . Согласно «Англосаксонским хроникам», западносаксонские рекруты «произвели величайшую резню язычников, о которой мы слышали до сих пор». В «Хрониках» часто сообщалось о победах во время правления Этельвульфа, одержанных наборами под руководством элдорменов, в отличие от 870-х годов, когда упор делался на королевское командование, что отражает более согласованный стиль руководства в более ранний период. [ 56 ]

В 850 году датская армия перезимовала на Танете , а в 853 году элдормены Элхер из Кента и Худа из Суррея были убиты в битве против викингов, также на Танете. В 855 году датские викинги перезимовали на Шеппи, прежде чем продолжить грабежи восточной Англии. [ 57 ] Однако во время правления Этельвульфа нападения викингов сдерживались и не представляли серьезной угрозы. [ 58 ]

Чеканка монет

[ редактировать ]
Монета короля Этельвульфа: «EĐELVVLF REX», торговец Манна, Кентербери. [ 59 ]

Серебряный пенни был почти единственной монетой, использовавшейся в средней и позднейшей англосаксонской Англии. Монеты Этельвульфа чеканились на главном монетном дворе в Кентербери и второстепенном в Рочестере; оба были использованы Экгбертом для чеканки его собственных монет после того, как он получил контроль над Кентом. Во время правления Этельвульфа на обоих монетных дворах можно было различить четыре основных этапа чеканки монет, хотя они не совсем параллельны, и неизвестно, когда именно произошли эти переходы. В первом выпуске в Кентербери был представлен дизайн, известный как Saxoniorum , который Экгберт использовал для одного из своих выпусков. Примерно в 843 году он был заменен портретным рисунком, который можно подразделить дальше; самые ранние монеты имеют более грубый дизайн, чем более поздние. На Рочестерском монетном дворе последовательность была обратной: первоначальный портретный рисунок был заменен, также примерно в 843 году, непортретным рисунком с узором в виде крестов и клиньев на аверсе . [ 13 ] [ 60 ]

Примерно в 848 году оба монетных двора перешли на общий дизайн, известный как Дорб/Кант – символы «Дорб» на аверсе этих монет обозначают либо Доробернию (Кентербери), либо Доробревию (Рочестер), а также «Кант». , относящийся к Кенту, появилось на реверсе. Возможно, что монетный двор Кентербери в это же время продолжал выпускать портретные монеты. Кентерберийская проблема, похоже, была решена в 850–851 годах в результате набегов викингов, хотя возможно, что Рочестер был пощажен, и проблема могла продолжаться и там. Последний выпуск, опять же на обоих монетных дворах, был выпущен примерно в 852 году; на реверсе вписан крест, а на аверсе - портрет. Чеканка Этельвульфа обесценилась к концу его правления, и хотя проблема усугубилась после его смерти, возможно, что обесценивание вызвало изменения в типе монет уже с 850 года. [ 61 ]

Первая чеканка Рочестера Этельвульфом, возможно, началась, когда он еще был вице-королем Кента при Экгберте. Клад монет, хранившийся в начале правления Этельвульфа примерно в 840 году и найденный в Миддл-Темпле в Лондоне, содержал 22 монеты из Рочестера и две из Кентербери первого выпуска каждого монетного двора. Некоторые нумизматы утверждают, что высокая доля монет Рочестера означает, что выпуск, должно быть, начался до смерти Экгберта, но альтернативное объяснение состоит в том, что тот, кто копил монеты, просто случайно имел доступ к большему количеству монет Рочестера. Во время его правления сыновьями Этельвульфа не выпускались монеты. [ 62 ]

Кеолнот, архиепископ Кентерберийский на протяжении всего правления Этельвульфа, также чеканил собственные монеты в Кентербери: было три разных портретных рисунка, которые считались современниками каждого из первых трех кентерберийских выпусков Этельвульфа. За ними последовал рисунок креста с надписью, который был аналогичен последней чеканке Этельвульфа. В Рочестере епископ Беорнмод выпустил только один выпуск - дизайн креста и клиньев, который был современником выпуска Этельвульфа Saxoniorum . [ 63 ]

По мнению нумизматов Филипа Грирсона и Марка Блэкберна , монетные дворы Уэссекса, Мерсии и Восточной Англии не сильно пострадали от изменений в политическом контроле: монетная организация была в значительной степени независима от королевской администрации и основывалась в стабильных торговых общинах каждого города». [ 64 ]

Уставы децимации

[ редактировать ]
Хартия S 316 от 855 года, в которой Этельвульф предоставил землю в Улахаме в Кенте своему министру Элдхеру. [ 65 ]

Историк начала 20-го века У.Х. Стивенсон заметил, что: «Мало что в нашей ранней истории вызвало столько дискуссий», как «Хартии децимации» Этельвульфа; [ 66 ] сто лет спустя эксперт по уставам Сьюзан Келли описала их как «одну из самых противоречивых групп англосаксонских дипломов». [ 67 ] И Ассер, и «Англосаксонские хроники» говорят, что Этельвульф произвел уничтожение, [ Дж ] в 855 г., незадолго до отъезда в паломничество в Рим. Согласно Хроникам , «король Этельвульф по хартии передал десятую часть своей земли по всему своему королевству во славу Божью и для своего собственного вечного спасения». Однако Ассер утверждает, что «Этельвульф, уважаемый король, освободил десятую часть всего своего королевства от королевской службы и дани и как вечное наследие передал ее на кресте Христа триединому Богу для искупления его душа и души его предшественников». [ 69 ] По мнению Кейнса, версия Ассера может быть просто «вольным переводом» Хроник , и его намек на то, что Этельвульф освободил десятую часть всей земли от светского бремени, вероятно, не был намеренным. Вся земля может рассматриваться как земля короля, поэтому упоминание в Хрониках «его земли» не обязательно относится к королевской собственности, и поскольку резервирование земли – передача ее по уставу – всегда рассматривалось как благочестивый поступок, заявление Ассера о том, что он передал это Богу, не обязательно означает, что уставы были в пользу церкви. [ 70 ]

Хартии децимации разделены Сьюзен Келли на четыре группы:

  1. Два датированы Винчестером 5 ноября 844 года. В хартии, хранящейся в архиве Малмсбери, Этельвульф в предисловии упоминает опасное состояние своего королевства в результате нападений язычников и варваров. Ради его души и в обмен на мессы по королю и элдорменам каждую среду «я решил на вечную свободу отдать некоторую часть наследственных земель всем тем сословам, которые ранее владели, как слугам Божьим, так и служанкам, служащим Богу и мирянам всегда десятая шкура, а где меньше, то и десятая часть». [ к ]
  2. Шесть датированы в Уилтоне на Пасху, 22 апреля 854 года. В общем тексте этих хартий Этельвульф заявляет, что «ради своей души, процветания королевства и [спасения] людей, назначенных ему Богом, он последовал совету, данному ему его епископами, комитами и всеми своими дворянами. Он пожаловал десятую часть земель во всем своем королевстве не только церквям, но и своим тэнам . . Земля предоставляется на вечную свободу, чтобы она оставалась свободной от королевских служб и всех светских бремен. Взамен будет проведено литургическое поминовение короля, его епископов и старейшин». [ л ]
  3. Пятеро из Старого собора, Винчестер , были связаны со встречей в Уилтоне, но в целом считались фальшивыми. [ м ]
  4. Один из Кента, датированный 855 годом, единственный, имеющий ту же дату, что и уничтожение, согласно Хроникам и Ассеру. Король дарует своему тэну Данну собственность в Рочестере «в связи с опустошением земель, которое я решил сделать по дару Божьему». Данн оставил землю своей жене, вернув ее Рочестерскому собору . [ н ] [ 73 ]

Ни одна из хартий не является оригинальной, и Стивенсон отверг все из них как мошеннические, за исключением Кентской хартии 855 года. Стивенсон рассматривал уничтожение как пожертвование королевских владений церквям и мирянам, при этом те гранты, которые были предоставлены мирянам, были оговорены. что произойдет возврат к религиозному институту. [ 74 ] Вплоть до 1990-х годов его точка зрения на подлинность грамот была общепринята учеными, за исключением историка HPR Финберга , который утверждал в 1964 году, что большинство из них основано на подлинных дипломах. Финберг ввел термины «первая децимация» 844 года, которую он рассматривал как отмену государственных пошлин на десятую часть всей книжной площади, и «вторая децимация» 854 года, пожертвование десятой части «частной собственности королевской семьи». дом» церквям. Он считал маловероятным, что Первая децимация была осуществлена, вероятно, из-за угрозы со стороны викингов. Терминология Финберга была принята, но его защита Первой Децимации в целом отвергается. В 1994 году Кейнс защищал уставы Уилтона во второй группе, и его аргументы получили широкое признание. [ 75 ]

Историки разделились во мнениях относительно того, как интерпретировать Вторую децимацию, и в 1994 году Кейнс назвал ее «одной из самых сложных проблем» при изучении хартий 9-го века. Он предложил три альтернативы:

  1. Он передал десятую часть королевских владений – земли короны, а не личную собственность государя – в руки церквей, духовенства и мирян. В англосаксонской Англии собственность представляла собой либо фольклор, либо книжную страну. Передача фольклора регулировалась обычными правами родственников при условии одобрения короля, тогда как книжная земля создавалась на основании королевской хартии и могла свободно распоряжаться владельцем. Таким образом, бронирование земли превратило ее из фольклорной страны в книжную. Королевские владения были фольклорной землей короны, тогда как королевская книжная земля была его личной собственностью, которую он мог оставить по своему желанию. В результате уничтожения Этельвульф, возможно, по хартии передал королевский фольклор в книжную землю, в некоторых случаях мирянам, которые уже арендовали землю. [ 76 ]
  2. Это была передача десятой части фольклора ее владельцам, которые затем могли свободно передать ее церкви. [ 77 ]
  3. Это было сокращение на одну десятую светской нагрузки на земли, уже находившиеся во владении помещиков. [ 77 ] Светское бремя включало бы снабжение короля и его чиновников продовольствием, а также уплату различных налогов. [ 78 ]

Некоторые ученые, например Фрэнк Стентон , автор стандартной истории англосаксонской Англии, наряду с Кейнсом и Абельсом, рассматривают Вторую децимацию как пожертвование королевских владений. По мнению Абельса, Этельвульф искал лояльности со стороны аристократии и церкви во время предстоящего отсутствия короля в Уэссексе и демонстрировал чувство династической незащищенности, также очевидное в щедрости его отца по отношению к Кентской церкви в 838 году и «жадном внимании» в этот период. составлению и пересмотру королевских генеалогий. [ 79 ] Кейнс предполагает, что «цель Этельвульфа, по-видимому, заключалась в том, чтобы заслужить божественную помощь в его борьбе против викингов». [ 80 ] а историк середины 20-го века Эрик Джон отмечает, что «вся жизнь исследований медиевистики учит тому, что король раннего средневековья никогда не был таким политическим, как тогда, когда он стоял на коленях». [ 81 ] Мнение о том, что уничтожение было пожертвованием личного имущества короля, поддерживается англосаксонистом Альфредом П. Смитом , который утверждает, что это были единственные земли, которые король имел право отчуждать в соответствии с книгой. [ 82 ] [ о ] Историк Мартин Райан предпочитает точку зрения, согласно которой Этельвульф освободил десятую часть земли, принадлежавшей мирянам, от светских обязательств, которые теперь могли жертвовать церкви под своим патронажем. Райан рассматривает это как часть кампании религиозной преданности. [ 85 ] По мнению историка Дэвида Пратта, это «лучше всего интерпретировать как стратегическое «снижение налогов», призванное стимулировать сотрудничество в оборонительных мерах посредством частичного освобождения от королевских сборов». [ 86 ] Нельсон утверждает, что уничтожение произошло в два этапа: в Уэссексе в 854 году и Кенте в 855 году, что отражает то, что они оставались отдельными королевствами. [ 87 ]

Келли утверждает, что большинство хартий были основаны на подлинных оригиналах, в том числе на Первой децимации 844 года. Она говорит: «Комментаторы были недобры, [и] версия 844 не получила презумпции невиновности». По ее мнению, Этельвульф затем снизил налог на книжные земли на 10%, а десять лет спустя он предпринял более щедрый шаг - «широкое распределение королевских земель». В отличие от Финберга, она считает, что оба уничтожения были осуществлены, хотя второе, возможно, не было завершено из-за противодействия со стороны сына Этельвульфа, Этельбальда. Она считает, что предоставление книжных земель мирянам во время Второй децимации было безоговорочным, а не с возвращением религиозных домов, как утверждал Стивенсон. [ 88 ] Однако Кейнса не убедили аргументы Келли, и он считает, что хартии Первой децимации были выдумкой 11 или начала 12 века. [ 89 ]

Паломничество в Рим и дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

В 855 году Этельвульф отправился в паломничество в Рим. По словам Абельса: «Этельвульф был на пике своего могущества и престижа. Это было благоприятное время для короля Западных Саксоний, чтобы претендовать на почетное место среди королей и императоров христианского мира ». [ 90 ] Его старшие оставшиеся в живых сыновья Этельбальд и Этельберт были тогда взрослыми, а Этельред и Альфред были еще маленькими детьми. В 853 году Этельвульф отправил своих младших сыновей в Рим, возможно, сопровождая послов в связи со своим предстоящим визитом. Альфред, а, возможно, и Этельред, были награждены «поясом консульства». Участие Этельреда в путешествии известно только из современных записей в liber vitae , Сан-Сальваторе Брешия , поскольку более поздние записи, такие как « Англосаксонские хроники», были заинтересованы только в записи чести, оказанной Альфреду. [ 13 ] Абельс рассматривает посольство как прокладывающее путь для паломничества Этельвульфа, а присутствие Альфреда, его младшего и, следовательно, самого расходного сына, как жест доброй воли по отношению к папству; подтверждение Папой Львом IV сделало Альфреда своим духовным сыном и, таким образом, создало духовную связь между двумя «отцами». [ 91 ] [ п ] Кирби утверждает, что это путешествие может указывать на то, что Альфред предназначался для церкви. [ 93 ] в то время как Нельсон, напротив, видит цель Этельвульфа в подтверждении тронного достоинства своих младших сыновей, таким образом защищая их от пострижения старшими братьями, что лишило бы их права на королевский сан. [ 94 ]

Этельвульф отправился в Рим весной 855 года в сопровождении Альфреда и большой свиты. [ 95 ] Король оставил Уэссекс на попечение своего старшего выжившего сына Этельбальда и субкоролевство Кент под властью Этельберта и тем самым подтвердил, что они унаследуют два королевства. [ 25 ] По дороге отряд остановился у Карла Лысого во Франции, где прошли обычные банкеты и обмен подарками. Этельвульф пробыл в Риме год. [ 96 ] и его дары Римской епархии включали золотую корону весом 4 фунта (1,8 кг), два золотых кубка, меч, окованный золотом, четыре позолоченные серебряные чаши, две шелковые туники и две переплетенные золотом вуали. Он также дал золото духовенству и высшим людям и серебро народу Рима. По словам историка Джоанны Стори, его подарки могли соперничать с дарами Каролингов и византийского императора и «были явно выбраны, чтобы отразить личную щедрость и духовное богатство западносаксонского короля; здесь не было германского «деревенского парня» из глубинки христианской мир, а, скорее, утонченный, богатый и совершенно современный монарх». [ 97 ] Летописец после завоевания Уильям Малмсберийский заявил, что он помог оплатить восстановление саксонского квартала , который недавно был разрушен пожаром, для английских паломников. [ 98 ]

Паломничество озадачивает историков, и Келли отмечает, что «удивительно, что король раннего средневековья мог считать свое положение достаточно безопасным, чтобы покинуть свое королевство во время крайнего кризиса». Она предполагает, что Этельвульфом могли руководить личные религиозные побуждения. [ 99 ] Райан видит в этом попытку умиротворить божественный гнев, проявленный нападениями викингов. [ 85 ] тогда как Нельсон думает, что он стремился повысить свой престиж, отвечая требованиям своих взрослых сыновей. [ 100 ] По мнению Кирби:

Путешествие Этельвульфа в Рим представляет большой интерес, поскольку оно не означало отречения и ухода от мира, как это было для Кедваллы , Ине и других англосаксонских королей их путешествие в Рим. Это была скорее демонстрация международного положения короля и демонстрация престижа, которым пользовалась его династия во франкских и папских кругах. [ 101 ]

На обратном пути из Рима Этельвульф снова остановился у короля Карла Лысого и, возможно, присоединился к нему в кампании против отряда викингов. [ 102 ] 1 октября 856 года Этельвульф женился на дочери Карла, Джудит, 12 или 13 лет, в Вербери . Современники и современные историки считали этот брак необычайным. Каролингские принцессы редко выходили замуж, их обычно отправляли в женские монастыри, и им было почти неизвестно выходить замуж за иностранцев. была коронована королевой и помазана Хинкмаром Юдит , архиепископом Реймса . Хотя императрицы помазывались и раньше, это первое точно известное помазание королевы Каролингов. Вдобавок западно-саксонский обычай, который Ассер назвал «извращенным и отвратительным», заключался в том, что жена короля Уэссекса не могла называться королевой или сидеть на троне со своим мужем - она ​​​​была просто женой короля. [ 103 ]

Этельвульф вернулся в Уэссекс, чтобы столкнуться с восстанием Этельбальда, который пытался помешать своему отцу вернуть себе трон. Историки дают разные объяснения как восстанию, так и браку. По мнению Нельсона, брак Этельвульфа с Юдит добавил короля Западных Саксоний к семье королей и княжеских союзников, которую создавал Карл. [ 104 ] Карл подвергался нападкам как со стороны викингов, так и со стороны восстания среди его собственной знати, а Этельвульф имел большой престиж благодаря своим победам над викингами; некоторые историки, такие как Кирби и Полин Стаффорд, рассматривают этот брак как скрепление антивикингского союза. Брак дал Этельвульфу долю в престиже Каролингов, и Кирби описывает помазание Юдит как «харизматическое освящение, которое повысило ее статус, благословило ее утробу и придало дополнительное тронное достоинство ее потомку мужского пола». Эти знаки особого статуса подразумевали, что ее сын унаследует по крайней мере часть королевства Этельвульфа, и объясняли решение Этельбальда восстать. [ 105 ] Историк Майкл Энрайт отрицает, что антивикингский союз между двумя такими далекими королевствами может послужить какой-либо полезной цели, и утверждает, что брак был ответом Этельвульфа на известие о том, что его сын планировал восстание; его сын от помазанной королевы Каролингов имел бы сильные шансы стать королем Уэссекса вместо мятежного Этельбальда. [ 106 ] Абельс предполагает, что Этельвульф искал руки Юдит, потому что ему нужны были деньги и поддержка ее отца, чтобы преодолеть восстание сына. [ 107 ] но Кирби и Смит утверждают, что крайне маловероятно, чтобы Карл Лысый согласился выдать свою дочь замуж за правителя, который, как известно, находился в серьезном политическом затруднении. [ 108 ] Этельбальд, возможно, также действовал из-за негодования по поводу потери наследия, которое он понес в результате уничтожения. [ 99 ]

Восстание Этельбальда поддержали Элстан, епископ Шерборна, и Энвульф, элдормен Сомерсета, хотя они, похоже, были двумя из самых доверенных советников короля. [ 109 ] По словам Ассера, заговор был организован «в западной части Селвуда», и западная знать, возможно, поддержала Этельбальда, потому что они возмущались покровительством Этельвульфа восточному Уэссексу. [ 110 ] Ассер также заявил, что Этельвульф согласился отказаться от западной части своего королевства, чтобы избежать гражданской войны. Некоторые историки, такие как Кейнс и Абельс, полагают, что его правление тогда ограничивалось юго-востоком. [ 111 ] в то время как другие, такие как Кирби, считают, что более вероятно, что был разделен сам Уэссекс: Этельбальд удерживал Уэссекс к западу от Селвуда, Этельвульф удерживал центр и восток, а Этельберт удерживал юго-восток. [ 112 ] Этельвульф настоял на том, чтобы Юдит сидела рядом с ним на троне до конца его жизни, и, по словам Ассера, это произошло «без каких-либо разногласий или недовольства со стороны его дворян». [ 113 ]

Кольцо короля Этельвульфа

[ редактировать ]
Кольцо короля Этельвульфа

Кольцо короля Этельвульфа было найдено в колеи повозок в Лаверстоке в Уилтшире примерно в августе 1780 года неким Уильямом Петти, который продал его серебряному мастеру в Солсбери . Серебряный мастер продал его графу Рэднору , а сын графа, Уильям , подарил его Британскому музею в 1829 году. Кольцо вместе с аналогичным кольцом дочери Этельвульфа Этельсвит является одним из двух ключевых примеров чернёного 9-го века. металлообработка. Похоже, они представляют собой появление «придворного стиля» западносаксонских металлических изделий, характеризующегося необычной христианской иконографией, такой как пара павлинов у Фонтана Жизни на кольце Этельвульфа, связанная с христианским бессмертием. На кольце написано «Этельвульф Рекс», что прочно ассоциирует его с королем, и надпись является частью дизайна, поэтому ее нельзя было добавить позже. Многие из его особенностей типичны для металлических изделий 9-го века, например, изображение двух птиц, бусины и крапинки по краям, а также сальтир со стреловидными концами на спине. Вероятно, он был изготовлен в Уэссексе, но был типичным для единообразия животного орнамента в Англии 9 века. По мнению Лесли Вебстер , эксперт по средневековому искусству: «Его прекрасный орнамент в стиле Тревиддла определенно соответствует дате середины девятого века». [ 114 ] По мнению Нельсона, «это определенно было подарком этого королевского лорда мускулистому последователю: признак успешного королевского правления девятого века». [ 13 ] Историк искусства Дэвид Уилсон видит в этом пережиток языческой традиции щедрого короля как « дарителя колец ». [ 115 ]

Завещание Этельвульфа

[ редактировать ]
Страница из завещания короля Альфреда

Завещание Этельвульфа не сохранилось, но завещание Альфреда сохранилось, и оно дает некоторую информацию о намерениях его отца. Он оставил завещание, которое должно было быть унаследовано тем, кто из Этельбальда, Этельреда и Альфреда прожил дольше всех. Абельс и Йорк утверждают, что это означало всю его личную собственность в Уэссексе и, вероятно, что выживший также должен был унаследовать трон Уэссекса, в то время как Этельберт и его наследники правили Кентом. [ 116 ] Другие историки с этим не согласны. Нельсон заявляет, что положение о личной собственности не имело ничего общего с королевской властью. [ 13 ] и Кирби комментирует: «Такая договоренность привела бы к братоубийственной борьбе. С тремя старшими братьями шансы Альфреда на достижение взрослой жизни, как кажется, были бы минимальными». [ 117 ] Смит описывает это завещание как обеспечение своих младших сыновей, когда они достигнут совершеннолетия. [ 118 ] Движимое богатство Этельвульфа, такое как золото и серебро, должно было быть разделено между «детьми, знатью и потребностями души короля». [ 13 ] Для последнего он оставил одну десятую часть своей наследственной земли для прокорма бедных и приказал, чтобы триста манкусов ежегодно отправлялись в Рим, из которых сто нужно было тратить на зажигание ламп в соборе Святого Петра на Пасху. сто для огней собора Святого Павла и сто для папы. [ 119 ]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]

Этельвульф умер 13 января 858 года. Согласно « Анналам Сент-Неотса» , он был похоронен в Стейнинге в Сассексе , но его тело позже было перенесено в Винчестер, вероятно, Альфредом. [ 120 ] [ q ] Как и планировал Этельвульф, его сменили Этельбальд в Уэссексе и Этельберт в Кенте и на юго-востоке. [ 122 ] Престиж, полученный от брака с франками, был настолько велик, что Этельбальд женился на своей мачехе Юдит, к ретроспективному ужасу Ассера; он описал брак как «великий позор» и «против Божьего запрета и христианского достоинства». [ 13 ] Когда Этельбальд умер всего два года спустя, Этельберт стал королем Уэссекса, а также Кента, и намерение Этельвульфа разделить свои королевства между сыновьями было таким образом отменено. По мнению Йорка и Абельса, это произошло потому, что Этельред и Альфред были слишком молоды, чтобы править, и Этельберт согласился взамен, что его младшие братья унаследуют все королевство после его смерти. [ 123 ] тогда как Кирби и Нельсон думают, что Этельберт только что стал попечителем доли своих младших братьев в завещании их отца. [ 124 ]

После смерти Этельбальда Юдит продала свое имущество и вернулась к отцу, но два года спустя сбежала с Болдуином, графом Фландрии . В 890-х годах их сын, которого также звали Болдуин , женился на дочери Альфреда, Эльффрит . [ 13 ]

Историография

[ редактировать ]

Репутация Этельвульфа среди историков в двадцатом веке была плохой. В 1935 году историк Р. Х. Ходжкин объяснил свое паломничество в Рим «непрактичным благочестием, которое заставило его покинуть свое королевство во время большой опасности», и описал свой брак с Юдит как «безумие человека, стареющего раньше времени». ". [ 125 ] Для Стентона в 1960-е годы он был «религиозным и амбициозным человеком, для которого участие в войне и политике было нежелательным следствием высокого ранга». [ 126 ] Одним из несогласных был Финберг, который в 1964 году описал его как «короля, чья доблесть в войне и княжеская щедрость напоминали деятелей героической эпохи». [ 127 ] но в 1979 году Энрайт сказал: «Больше всего на свете он, похоже, был непрактичным религиозным энтузиастом». [ 128 ] Авторы раннего Средневековья, особенно Ассер, подчеркивают его религиозность и предпочтение консенсуса, что проявляется в уступках, сделанных для предотвращения гражданской войны по его возвращению из Рима. [ р ] По мнению Стори, «его наследие омрачено обвинениями в чрезмерном благочестии, которое (по крайней мере, с точки зрения современного восприятия) казалось противоречащим требованиям раннесредневекового королевского сана». В 839 году неназванный англосаксонский король написал императору Священной Римской империи Людовику Благочестивому с просьбой разрешить ему пройти через его территорию по пути в Рим и рассказал о сне английского священника, который предвещал катастрофу, если христиане не откажутся от своих грехов. Сейчас считается, что это был нереализованный проект Экгберта в конце его жизни, но раньше он приписывался Этельвульфу и рассматривался как демонстрация того, что Стори называет его репутацией «драматического благочестия» и безответственности за планирование покинуть свое королевство. в начале его правления. [ 130 ]

В двадцать первом веке историки видят его совсем по-другому. Этельвульф не указан в указателе книги Хантера Блэра Питера « Введение в англосаксонскую Англию» , впервые опубликованной в 1956 году, но в новом предисловии к изданию 2003 года Кейнс перечислил его среди людей, «которым не всегда уделялось внимание». можно было бы подумать, что они этого заслуживают... ибо именно он больше, чем кто-либо другой, обеспечил политическую удачу своего народа в девятом веке и открыл каналы сообщения, которые вели через франкские владения. и через Альпы в Рим». [ 131 ] Согласно Стори: «Этельвульф приобрел и заработал репутацию как во Франции, так и в Риме, которая не имеет аналогов в источниках со времен пика власти Оффы и Коэнвульфа на рубеже девятого века». [ 132 ]

Нельсон описывает его как «одного из величайших недооцененных среди англосаксов» и жалуется, что в Оксфордском национальном биографическом словаре для него было разрешено всего 2500 слов по сравнению с 15 000 для Эдуарда II и 35 000 для Елизаветы I. [ 133 ] Она говорит:

Правление Этельвульфа относительно недооценено в современной науке. И все же он заложил основы успеха Альфреда. На извечные проблемы рационального использования ресурсов королевства, сдерживания конфликтов внутри королевской семьи и управления отношениями с соседними королевствами Этельвульф нашел как новые, так и традиционные ответы. Он объединил старый Уэссекс и распространил свое влияние на территории нынешних Девона и Корнуолла. Он правил Кентом, работая с зерном его политического сообщества. Он позаимствовал идеологическую опору как у мерсийцев, так и у франков и отправился в Рим не для того, чтобы умереть там, как его предшественница Ине, ... а для того, чтобы вернуться, как это сделал Карл Великий, с возросшим престижем. Этельвульф более эффективно справлялся с нападениями скандинавов, чем большинство современных правителей. [ 13 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Смерть Экгберта и воцарение Этельвульфа датируются историками 839 годом. По словам Сьюзен Келли , «могут быть основания утверждать, что преемственность Этельвульфа действительно произошла в конце 838 года», [ 3 ] но Джоанна Стори утверждает, что в списках правителей Западных Саксоний продолжительность правления Экгберта указана как 37 лет и 7 месяцев, и, поскольку он присоединился к власти в 802 году, он вряд ли умер до июля 839 года. [ 4 ]
  2. Кейнс и Лапидж комментируют: «Кабинет дворецкого ( pincerna ) был выдающимся, и его владельцы, вероятно, были важными фигурами при королевском дворе и домашнем хозяйстве». [ 12 ]
  3. ^ Этельстан был вице-королем Кента за десять лет до рождения Альфреда, и в некоторых поздних версиях англосаксонских хроник он считается братом Этельвульфа, а не его сыном. Это было принято некоторыми историками, но сейчас в целом отвергается. Также было высказано предположение, что Этельстан родился от незарегистрированного первого брака, но историки обычно предполагают, что он был сыном Осбура. [ 15 ]
  4. Нельсон заявляет, что неясно, умер ли Осбург или его отвергли, [ 13 ] но Абельс утверждает, что «крайне маловероятно», что от нее отказались, поскольку Хинкмар из Реймса, сыгравший заметную роль в церемонии бракосочетания Этельвульфа и Юдит, был ярым сторонником нерасторжимости брака. [ 18 ]
  5. Историки Джанет Нельсон и Энн Уильямс датируют изгнание Бальдреда и начало субкоролевства Этельвульфа 825 годом, [ 19 ] но Дэвид Кирби утверждает, что Бальдред, вероятно, был изгнан только в 826 году. [ 20 ] Саймон Кейнс цитирует « Англосаксонские хроники», в которых говорится, что Этельвульф изгнал Бальдреда в 825 году и добился подчинения жителей Кента, Суррея, Сассекса и Эссекса; однако свидетельства устава позволяют предположить, что Беорнвульф признавался сюзереном Кента до тех пор, пока он не был убит в бою при попытке подавить восстание в Восточной Англии в 826 году. Его преемник на посту короля Мерсии, Лудека , похоже, никогда не был признан в Кенте. В хартии 828 года Экгберт упоминает своего сына Этельвульфа, «которого мы сделали королем Кента», как будто это назначение было довольно новым. [ 21 ]
  6. ^ Церковь Христа в Кентербери хранила списки покровителей, сделавших пожертвования церкви, а покровители конца 8-го и начала 9-го века, которые были сторонниками власти Мерсии, были исключены из списков к концу 9-го века. [ 26 ]
  7. Подлинность Винчестерской хартии признана Патриком Уормалдом и Николасом Бруксом, но оспаривается Саймоном Кейнсом . [ 32 ]
  8. ^ Засвидетельствовать хартию означало стать свидетелем предоставления земли королем. Свидетели перечислялись писцом в конце устава, хотя обычно включались только самые высокопоставленные свидетели.
  9. Ученый Джеймс Бут предполагает, что часть Беркшира, где родился Альфред, возможно, на протяжении всего периода была территорией Западной Саксонии. [ 48 ]
  10. ^ «Децимация» здесь используется в смысле пожертвования десятой части. Обычно это означает уплату правителю или церкви ( десятину ), [ 68 ] но здесь оно используется для обозначения пожертвования королем десятой части. Историки не сходятся во мнении, какая это была десятая часть.
  11. ^ Уставы: S 294, 294a и 294b. Келли рассматривает 294a и b, оба из аббатства Малмсбери , как один текст. [ 71 ]
  12. ^ Шесть уставов: S 302, 303, 304, 305, 307 и 308. [ 72 ]
  13. ^ Пять уставов Старого собора: S 309–313. Келли утверждает, что существует шесть уставов, но она перечисляет только пять и утверждает, что всего их четырнадцать, тогда как их было бы пятнадцать, если бы было шесть уставов Старого собора. [ 67 ]
  14. ^ Устав Кента — S 315. [ 67 ]
  15. ^ Смит отвергает все Хартии децимации как ложные, [ 83 ] с тем, что ученый Дэвид Пратт называет «необоснованным скептицизмом». [ 84 ]
  16. Абельс скептически относится к тому, сопровождал ли Этельред Альфреда в Рим, поскольку он не упоминается в письме Лео Этельвульфу, сообщающем о приеме Альфреда, [ 92 ] но Нельсон утверждает, что в копии XI века сохранился лишь фрагмент письма, а писец, подбиравший отрывки из писем Лео, подобно редакторам «Англо -Саксонской хроники» , интересовался только Альфредом. [ 13 ]
  17. Некоторые кости Этельвульфа могут находиться в Винчестерском соборе. Один из шести сундуков морга возле алтаря носит его имя, но кости были перепутаны, когда их разбрасывали солдаты парламента во время гражданской войны в Англии . [ 121 ]
  18. Историк Ричард Норт утверждает, что древнеанглийская поэма « Деор » была написана примерно в 856 году как сатира на Этельвульфа и «насмешливое размышление» об отношении Этельбальда к нему. [ 129 ]
  1. ^ Джонс 2011 , с. 171.
  2. ^ Холсолл 2013 , с. 288.
  3. ^ Келли 2005 , с. 178.
  4. ^ История 2003 , с. 222, н. 39.
  5. ^ Кейнс 1995 , стр. 22, 30–37; Уильямс 1991b ; Кирби 2000 , с. 152.
  6. ^ Абельс 2002 , с. 85.
  7. ^ Jump up to: а б с Эдвардс 2004 .
  8. ^ Абельс 2002 , стр. 86–87.
  9. ^ Кейнс 1993 , стр. 113–19; Брукс 1984 , стр. 132–36.
  10. ^ Ryan 2013 , p. 258; Stenton 1971 , p. 241.
  11. ^ Stenton 1971 , p. 235; Charles-Edwards 2013 , p. 431.
  12. ^ Кейнс и Лапидж 1983 , стр. 229–30.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Нельсон 2004а .
  14. ^ Нельсон 2004b .
  15. ^ Ходжкин 1935 , стр. 497, 721; Стентон 1971 , с. 236, н. 1; Абельс 1998 , с. 50; Нельсон 2004б .
  16. ^ Абельс 1998 , с. 50
  17. ^ Миллер 2004 .
  18. ^ Абельс 1998 , с. 71, нет. 69.
  19. ^ Нельсон 2004a ; Уильямс 1991а .
  20. ^ Кирби 2000 , стр. 155–56.
  21. ^ Кейнс 1993 , стр. 120–21.
  22. ^ Williams 1991a ; Stenton 1971 , p. 231; Kirby 2000 , pp. 155–56.
  23. ^ Смит 1995 , с. 673, н. 63.
  24. ^ Кейнс 1993 , стр. 112–20.
  25. ^ Jump up to: а б Абельс 2002 , с. 88.
  26. ^ Флеминг 1995 , с. 75.
  27. ^ Кейнс 1993 , стр. 120–21; Кейнс 1995 , с. 40.
  28. ^ Брукс 1984 , стр. 136–37.
  29. ^ Stenton 1971 , pp. 232–33.
  30. ^ Кирби 2000 , с. 157.
  31. ^ Кейнс 1995 , стр. 40–41.
  32. ^ Вормальд 1982 , с. 140; Брукс 1984 , с. 200; Кейнс 1994 , с. 1114 н. 3; С 281 .
  33. ^ Вормальд 1982 , с. 140; Кейнс 1994 , стр. 1112–13.
  34. ^ Нельсон 2004a ; Кейнс 1993 , с. 124; Брукс 1984 , стр. 197–201; Рассказ 2003 , с. 223; Блэр 2005 , с. 124.
  35. ^ Йорк 1990 , стр. 148–49.
  36. ^ Пратт 2007 , с. 17.
  37. ^ Келли 2005 , с. 89.
  38. ^ Абельс 1998 , с. 28
  39. ^ Йорк 1990 , стр. 168–69.
  40. ^ Кейнс 1993 , стр. 124–27; Нельсон 2004а .
  41. ^ Брукс 1984 , стр. 147–49.
  42. ^ Абельс 1998 , стр. 32–33; С 319 .
  43. ^ Абельс 1998 , с. 271
  44. ^ Пратт 2007 , стр. 64.
  45. ^ Келли 2005 , стр. 13, 102.
  46. ^ Кейнс 1993 , стр. 127–28.
  47. ^ Кирби 2000 , стр. 160–61; Кейнс 1998 , с. 6; Бут 1998 , с. 65.
  48. ^ Бут 1998 , с. 66.
  49. ^ Абельс 1998 , с. 29.
  50. ^ Кирби 2000 , с. 161.
  51. ^ Кейнс 1994 , стр. 1109–23; Нельсон 2004а .
  52. ^ Нельсон 2013 , стр. 236–38; Стаффорд 1981 , с. 137.
  53. ^ Райан 2013 , с. 252.
  54. ^ Абельс 1998 , с. 52.
  55. ^ Йорк 1995 , стр. 23–24, 98–99; Нельсон 2004а ; Финберг 1964 , с. 189.
  56. ^ Нельсон 2004a ; Рассказ 2003 , с. 227.
  57. ^ Стентон 1971 , с. 243; Абельс 1998 , с. 88.
  58. ^ Райан 2013 , с. 258.
  59. ^ Грюбер и Кири 1893 , стр. 9, 17 вып. 19, табл. III.4; Раннесредневековые монеты и музей Фицуильяма .
  60. ^ Грирсон и Блэкберн 2006 , стр. 270, 287–91.
  61. ^ Грирсон и Блэкберн 2006 , стр. 287–91, 307–08.
  62. ^ Грирсон и Блэкберн 2006 , стр. 271, 287–91.
  63. ^ Грирсон и Блэкберн 2006 , стр. 287–91.
  64. ^ Грирсон и Блэкберн 2006 , с. 275.
  65. ^ С 316 .
  66. ^ Стивенсон 1904 , с. 186.
  67. ^ Jump up to: а б с Келли 2005 , с. 65.
  68. ^ Оксфордский словарь английского языка, 1933 год .
  69. ^ Келли 2005 , стр. 65–66.
  70. ^ Кейнс 1994 , стр. 1119–20.
  71. ^ Келли 2005 , стр. 65, 180.
  72. ^ Келли 2005 , стр. 65, 188.
  73. ^ Келли 2005 , стр. 65–67, 73–74, 80–81.
  74. ^ Келли 2005 , с. 65; Стивенсон 1904 , стр. 186–91.
  75. ^ Келли 2005 , стр. 65–67; Финберг 1964 , стр. 187–206; Кейнс 1994 , стр. 1102–22; Нельсон 2004c , с. 15; Пратт 2007 , с. 66.
  76. ^ Кейнс 1994 , стр. 1119–21; Уильямс 2014 ; Вормальд 2001 , с. 267; Кейнс 2009 , с. 467; Нельсон 2004c , с. 3.
  77. ^ Jump up to: а б Кейнс 1994 , стр. 1119–21.
  78. ^ Кейнс и Лапидж 1983 , с. 232.
  79. ^ Stenton 1971 , p. 308; Abels 2002 , pp. 88–89; Keynes 2009 , p. 467.
  80. ^ Кейнс 2009 , с. 467.
  81. ^ Джон 1996 , стр. 71–72.
  82. ^ Смит 1995 , с. 403.
  83. ^ Смит 1995 , стр. 376–78, 382–83.
  84. ^ Пратт 2007 , с. 66, н. 20.
  85. ^ Jump up to: а б Райан 2013 , с. 255.
  86. ^ Пратт 2007 , с. 68.
  87. ^ Нельсон 2004c , стр. 15–16.
  88. ^ Келли 2005 , стр. 67–91.
  89. ^ Кейнс 2009 , стр. 464–67.
  90. ^ Абельс 1998 , с. 62.
  91. ^ Абельс 1998 , стр. 62, 67.
  92. ^ Абельс 1998 , с. 67, нет. 57.
  93. ^ Кирби 2000 , стр. 164–65.
  94. ^ Нельсон 1997 , стр. 144–46; Нельсон 2004а .
  95. ^ Абельс 1998 , с. 72.
  96. ^ Абельс 1998 , стр. 73, 75.
  97. ^ История 2003 , стр. 238–39.
  98. ^ Абельс 1998 , стр. 77.
  99. ^ Jump up to: а б Келли 2005 , с. 91.
  100. ^ Нельсон 2013 , с. 240.
  101. ^ Кирби 2000 , с. 164.
  102. ^ Абельс 1998 , с. 79.
  103. ^ Стаффорд 1981 , стр. 139–42; История 2003 , стр. 240–42.
  104. ^ Нельсон 1997 , с. 143.
  105. ^ Кирби 2000 , стр. 165–66; Стаффорд 1981 , с. 139.
  106. ^ Энрайт 1979 , стр. 291–301.
  107. ^ Абельс 1998 , стр. 80–82; Энрайт, 1979 , стр. 291–302.
  108. ^ Кирби 2000 , с. 166; Смит 1995 , стр. 191–92.
  109. ^ Абельс 1998 , с. 81.
  110. ^ Йорк 1995 , стр. 98–99.
  111. ^ Кейнс 1998 , с. 7; Абельс 2002 , с. 89.
  112. ^ Кирби 2000 , стр. 166–67.
  113. ^ Кейнс и Лапидж 1983 , стр. 71, 235–36, н. 28; Нельсон 2006 , стр. 70–71.
  114. ^ Уилсон 1964 , стр. 2, 22, 34, 142; Вебстер, 1991 , стр. 268–69; Пратт 2007 , с. 65.
  115. ^ Уилсон 1964 , с. 22.
  116. ^ Абельс 2002 , стр. 89–91; Йорк, 1990 , стр. 149–50.
  117. ^ Кирби 2000 , с. 167.
  118. ^ Смит 1995 , стр. 416–17.
  119. ^ Абельс 1998 , с. 87.
  120. ^ Смит 1995 , с. 674, н. 81.
  121. ^ Заметки и вопросы о погребальных сундуках .
  122. ^ Кейнс и Лапидж 1983 , с. 72.
  123. ^ Йорк 1990 , стр. 149–50; Абельс 2002 , стр. 90–91.
  124. ^ Кирби 2000 , стр. 167–69; Нельсон 2004а .
  125. ^ Ходжкин 1935 , стр. 514–15.
  126. ^ Stenton 1971 , p. 245.
  127. ^ Финберг 1964 , с. 193.
  128. ^ Энрайт 1979 , с. 295.
  129. ^ О'Киф 1996 , стр. 35–36.
  130. ^ История 2003 , стр. 218–28; Даттон 1994 , стр. 107–09.
  131. ^ Кейнс 2003 , с. xxxiii.
  132. ^ История 2003 , с. 225.
  133. ^ Нельсон 2004c .

Источники

[ редактировать ]
  • Абельс, Ричард (1998). Альфред Великий: война, королевская власть и культура в англосаксонской Англии . Харлоу, Великобритания: Лонгман. ISBN  0-582-04047-7 .
  • Абельс, Ричард (2002). Морилло, Стивен (ред.). «Королевская преемственность и рост политической стабильности в Уэссексе девятого века» . Журнал Общества Хаскинса: Исследования по средневековой истории . 12 . Вудбридж, Великобритания: Бойделл и Брюэр: 83–97 . doi : 10.1017/upo9781846150852.006 (неактивен 18 апреля 2024 г.). ISBN  1-84383-008-6 . {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  • Блэр, Джон (2005). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-921117-3 .
  • Бут, Джеймс (1998). «Валютный союз или техническое сотрудничество? Чеканка Бертвульфа Мерсийского (840–852)». В Блэкберне, Марк А.С.; Дамвилл, Дэвид Н. (ред.). Короли, валюта и союзы: история и чеканка монет Южной Англии в девятом веке . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 63–103. ISBN  0-85115-598-7 .
  • Брукс, Николас (1984). Ранняя история Кентерберийской церкви . Лестер, Великобритания: Издательство Лестерского университета. ISBN  0-7185-1182-4 .
  • Чарльз-Эдвардс, ТМ (2013). Уэльс и бритты 350–1064 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-821731-2 .
  • «Децимация». Компактное издание Оксфордского словаря английского языка . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. 1971 [1933]. п. 661. OCLC   67218777 .
  • Даттон, Пол Эдвард (1994). Политика сновидения в Каролингской империи . Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN  0-8032-1653-Х .
  • «Монеты раннего средневековья: номер EMC 2001.0016» . Музей Фицуильяма, Кембридж. Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 11 июля 2015 г.
  • Эдвардс, Хизер (2004). «Эгберт [Эгберт] (ум. 839), король западных саксов» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8581 . Проверено 5 апреля 2015 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  • Энрайт, Майкл Дж. (1979). «Карл Лысый и Этельвульф Уэссекский: Союз 856 года и стратегии королевской преемственности». Журнал средневековой истории . 5 (1). Амстердам, Нидерланды: Северная Голландия: 291–302. дои : 10.1016/0304-4181(79)90003-4 . ISSN   0304-4181 .
  • Финберг, HPR (1964). Ранние хартии Уэссекса . Лестер, Великобритания: Издательство Лестерского университета. ОСЛК   3977243 .
  • Флеминг, Робин (1995). «История и литургия в Церкви Христа до завоевания». Журнал Общества Хаскинса: Исследования по средневековой истории . 6 . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press: 67–83. ISBN  0-85115-604-5 .
  • Грирсон, Филип; Блэкберн, Марк (2006) [1986]. Средневековая европейская чеканка, с каталогом монет в музее Фицуильяма, Кембридж: 1: Раннее средневековье (5–10 века) (исправлен. ред.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-03177-Х .
  • Грубер, Герберт А.; Кири, Чарльз Фрэнсис (1893). Каталог английских монет в Британском музее: англосаксонская серия (PDF) . Том. 2. Лондон, Великобритания: Отпечатано по распоряжению попечителей. OCLC   650118125 . Архивировано (PDF) из оригинала 22 марта 2012 года.
  • Холсолл, Гай (2013). Миры Артура: факты и вымыслы в темные века . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-870084-5 .
  • Ходжкин, Р.Х. (1935). История англосаксов . Том. 2. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ОСЛК   1350966 .
  • Джон, Эрик (1996). Переоценка англосаксонской Англии . Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. ISBN  0-7190-5053-7 .
  • Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер; Сеттер, Джейн; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-15255-6 .
  • Келли, Сьюзен (2005). Уставы аббатства Малмсбери . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-726317-4 .
  • Кейнс, Саймон ; Лапидж, Майкл , ред. (1983). Альфред Великий: Жизнь Ассера короля Альфреда и другие современные источники . Лондон, Великобритания: Penguin Classics. ISBN  978-0-14-044409-4 .
  • Кейнс, Саймон (1993). «Контроль Кента в девятом веке». Раннесредневековая Европа . 2 (2). Оксфорд, Великобритания: Блэквелл: 111–31. дои : 10.1111/j.1468-0254.1993.tb00013.x . ISSN   1468-0254 .
  • Кейнс, Саймон (ноябрь 1994 г.). «Западно-саксонские хартии короля Этельвульфа и его сыновей». Английский исторический обзор . 109 (434). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета: 1109–49. дои : 10.1093/ehr/cix.434.1109 . ISSN   0013-8266 .
  • Кейнс, Саймон (1995). «Англия, 700–900». В МакКиттерике, Розамонд (ред.). Новая Кембриджская средневековая история, Том 2, около 700–900 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 18–42 . ISBN  978-1-13905571-0 .
  • Кейнс, Саймон (1998). «Король Альфред и мерсийцы». В Блэкберне, Марк А.С.; Дамвилл, Дэвид Н. (ред.). Короли, валюта и союзы: история и чеканка монет Южной Англии в девятом веке . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 1–45. ISBN  0-85115-598-7 .
  • Кейнс, Саймон (2003) [1955]. «Введение: изменение восприятия англосаксонской истории». В Блэре, Питер Хантер (ред.). Введение в англосаксонскую Англию (Третье изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. XVIII – XXV. ISBN  0-521-83085-0 .
  • Кейнс, Саймон (2009). «Хартия короля Этельреда для аббатства Эйншам (1005 г.)». В Бакстере, Стивен; Карьков, Екатерина; Нельсон, Джанет Л.; Пельтерет, Дэвид (ред.). Раннесредневековые исследования памяти Патрика Вормальда . Фарнем, Великобритания: Эшгейт. стр. 451–73. ISBN  978-0-7546-6331-7 .
  • Кирби, ДП (2000). Самые ранние английские короли (пересмотренная редакция). Лондон, Великобритания: Routledge. ISBN  0-415-24211-8 .
  • Миллер, Шон (2004). «Этельред I [Этельред I] (ум. 871), король западных саксов» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8913 . Проверено 24 марта 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  • Нельсон, Джанет Л. (1997). «Переосмысление франков и англичан в девятом веке». В Шармахе, Пол Э.; Розенталь, Джоэл Т. (ред.). Сохранение и передача англосаксонской культуры: избранные документы собрания Международного общества англосаксонов 1991 года (PDF) . Каламазу, Мичиган: Публикации Института средневековья, Университет Западного Мичигана. стр. 141–58. ISBN  1-879288-90-7 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 января 2017 года.
  • Нельсон, Джанет Л. (2004a). «Этельвульф (ум. 858), король западных саксов» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/39264 . Проверено 8 марта 2015 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  • Нельсон, Джанет Л. (2004b). «Осбур [Осбурга] (эт. 839)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20887 . Проверено 8 марта 2015 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
  • Нельсон, Джанет Л. (2004c). «Англия и континент в девятом веке: III, права и ритуалы». Труды Королевского исторического общества (14). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 1–24.
  • Нельсон, Джанет Л. (2006). «Королева в Уэссексе девятого века». В Кейнсе, Саймон; Смит, Альфред П. (ред.). Англосаксы: исследования, представленные Сирилу Рою Харту . Дублин, Ирландия: Four Courts Press. стр. 69–77. ISBN  1-85182-932-6 .
  • Нельсон, Джанет Л. (2013). «Британия, Ирландия и Европа, ок. 750–900». В Стаффорде, Полин (ред.). Спутник раннего средневековья: Великобритания и Ирландия около 500–1100 гг. (изд. в мягкой обложке). Чичестер, Великобритания: Уайли-Блэквелл. стр. 231–47. ISBN  978-1-118-42513-8 .
  • «Заметки и вопросы о погребальных сундуках» . Винчестерский собор. Общество церковных памятников . Проверено 17 февраля 2022 г.
  • О'Киф, Кэтрин О'Брайен (зима 1996 г.). «Деор» (PDF) . Староанглийский информационный бюллетень . 29 (2). Каламазу, Мичиган: Университет Западного Мичигана: 35–36. ISSN   0030-1973 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 мая 2015 года.
  • Пратт, Дэвид (2007). Политическая мысль короля Альфреда Великого . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-12644-1 .
  • Райан, Мартин Дж. (2013). «Англосаксы и викинги, ок. 825–900». В Хайэме, Николас Дж.; Райан, Мартин Дж. (ред.). Англосаксонский мир . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 232–70. ISBN  978-0-300-12534-4 .
  • «С 281» . Электронный Сойер: Интернет-каталог англосаксонских чартеров. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 21 октября 2015 г.
  • «С 316» . Электронный Сойер: Интернет-каталог англосаксонских чартеров . Проверено 10 июля 2015 г.
  • «С 319» . Электронный Сойер: Интернет-каталог англосаксонских чартеров. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 2 июля 2015 г.
  • Смит, Альфред П. (1995). Король Альфред Великий . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-822989-5 .
  • Стаффорд, Полина (1981). «Карл Лысый, Юдифь и Англия». В Гибсоне, Маргарет; Нельсон, Джанет Л. (ред.). Карл Лысый: Двор и королевство . Оксфорд, Великобритания: BA R. стр. 137–51. ISBN  0-86054-115-0 .
  • Стентон, Фрэнк М. (1971). Англосаксонская Англия (3-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-280139-5 .
  • Стивенсон, Уильям Генри (1904). Ассер «Жизнь короля Альфреда» . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. ОСЛК   1354216 .
  • История, Джоанна (2003). Каролингские связи: англосаксонская Англия и Каролингская Франция, ок. 750–870 . Олдершот, Великобритания: Эшгейт. ISBN  0-7546-0124-2 .
  • Вебстер, Лесли (1991). «Эпоха Альфреда: работа по металлу, дереву и кости». В Вебстере, Лесли; Бэкхаус, Джанет (ред.). Создание Англии: англосаксонское искусство и культура 600–900 гг. н.э. Лондон, Великобритания: Попечители Британского музея. стр. 268–83. ISBN  0-7141-0555-4 .
  • Уильямс, Энн (1991a). «Этельвульф, король Уэссекса 839–58». В Уильямсе, Энн; Смит, Альфред П.; Кирби, ДП (ред.). Биографический словарь Британии темных веков . Лондон, Великобритания: Сиби. стр. 35–36. ISBN  978-1-85264-047-7 .
  • Уильямс, Энн (1991b). «Экгберт, король Уэссекса 802–39». В Уильямсе, Энн; Смит, Альфред П.; Кирби, ДП (ред.). Биографический словарь Британии темных веков . Лондон, Великобритания: Сиби. п. 121. ИСБН  978-1-85264-047-7 .
  • Уильямс, Энн (2014). "Землевладение". В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (2-е изд.). Чичестер, Великобритания: Уайли Блэквелл. стр. 282–83. ISBN  978-0-631-22492-1 .
  • Уилсон, Дэвид М. (1964). Англосаксонские декоративные изделия из металла 700–1100 гг. в Британском музее . Лондон, Великобритания: Попечители Британского музея. OCLC   183495 .
  • Вормальд, Патрик (1982). «Девятый век». В Кэмпбелле, Джеймсе (ред.). Англосаксы . Лондон, Великобритания: Penguin Books. стр. 132–59. ISBN  978-0-7148-2149-8 .
  • Вормальд, Патрик (2001). «Королевская власть и королевская собственность от Этельвульфа до Эдварда Старшего». В Хайэме, штат Нью-Джерси; Хилл, Д.Х. (ред.). Эдвард Старший 899–924 гг . Абингдон, Великобритания: Рутледж. стр. 264–79. ISBN  0-415-21497-1 .
  • Йорк, Барбара (1990). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Лондон, Великобритания: Routledge. ISBN  0-415-16639-Х .
  • Йорк, Барбара (1995). Уэссекс в раннем средневековье . Лондон, Великобритания: Издательство Лестерского университета. ISBN  0-7185-1856-Х .
[ редактировать ]
Царственные титулы
Предшественник Король Уэссекса
839–858
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac91475bd77571ea225777e6caa33672__1717531680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/72/ac91475bd77571ea225777e6caa33672.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Æthelwulf, King of Wessex - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)