ВФ-84 (1955–1995)
84-я истребительная эскадрилья | |
---|---|
![]() Нашивка эскадрильи ВФ-84 | |
Основан | 1 июля 1955 г |
Расформирован | 1 октября 1995 г |
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Роль | Истребительная авиация |
Псевдоним(ы) | Веселый Роджерс |
Самолет летал | |
боец | ФДЖ-3М Ярость F-8C Крестоносец F-4B/J/N Фантом II F-14А Томкэт |
VF-84, 84-я истребительная эскадрилья — авиационное подразделение ВМС США . Первоначально созданная как VA-86 1 июля 1955 года, она была немедленно переименована в VF-84 и расформирована 1 октября 1995 года. Это была третья эскадрилья ВМС США, получившая обозначение VF-84. [ 1 ] Эскадрилья получила прозвище « Веселый Роджерс» и базировалась на авиабазе NAS Oceana . Понадобился номер, но не родословная VF-84 «Волчья банда» и знак отличия VF-61 « Веселый Роджерс» . [ 2 ]
Связанные эскадрильи
[ редактировать ]Пять отдельных эскадрилий военно-морской авиации США использовали либо обозначение VF-84 , либо название и знаки отличия « Веселого Роджера» : VF-17/VF-5B/VF-61 «Веселый Роджерс» , VF-84 (1953-5) , VF-84. Бродяги / Веселый Роджерс и VF-103/VFA-103 Веселый Роджерс . Это совершенно разные эскадрильи, не имеющие прямой связи. Три из этих эскадрилий в разное время использовали имя Веселого Роджера , знаки отличия и традиции в виде черепа и скрещенных костей. VF-84 Веселый Роджерс (1955–95) — основная тема этой статьи. После закрытия VF-84 в 1995 году VF-103 Sluggers изменили название и знаки отличия своей эскадрильи на «Веселый Роджерс».
Операционная история
[ редактировать ]
Третий VF-84, первоначально известный как Vagabonds , был создан 1 июля 1955 года на авиабазе NAS Oceana на самолете FJ-3 Fury . После деактивации VF-61 в 1959 году командир VF-84, ранее служивший в VF-61 , попросил изменить название и знаки различия своей эскадрильи на «Веселый Роджерс». Его просьба была одобрена 1 апреля 1960 года.
Затем эскадрилья была переведена в седьмое авиакрыло авианосца и в 1958/59 году была размещена на авианосце USS Randolph (CVA-15) . В 1959 году эскадрилья перешла на F8U-2 Crusader .
VF-84, развернутый на борту «Индепенденс» во время кубинского ракетного кризиса и инцидента в заливе Свиней , эскадрилья совершила несколько круизов по Средиземному морю на борту «Индепенденс». Эскадрилья летала на F-8C Crusaders в течение нескольких лет, прежде чем в 1964 году ей представили F-4B.

В 1964 году VF-84 перешел на F-4 Phantom II и летал на F-4B, F-4J и F-4N, пока в начале 1976 года не перешел на F-14 Tomcat . В 1965 году эскадрилья была развернута на 7 месяцев. на борту «Индепенденса» в Тонкинском заливе и совершил 1507 боевых вылетов, налетав 2200 часов над Северным и Южным Вьетнамом .
С 1970 по 1975 год VF-84 был приписан к шестому авиакрылу авианосца на борту авианосца Франклин Д. Рузвельт (CVA-42) для четырех развертываний в Средиземном море. Двадцать первое развертывание Шестого флота Рузвельта ознаменовалось косвенным участием в войне Судного дня в октябре 1973 года , поскольку он служил транзитной «посадочной площадкой» для самолетов, доставляемых в Израиль. Боевая группа Рузвельта , Оперативная группа 60.2, также готовилась к возможной эвакуации. Самолеты VF-84 (временно присвоенные VF-41 для круиза 1973-74 годов и работавшие с маркировкой VF-41) сопровождали транспортные самолеты США на расстояние до 150 миль от Израиля во время операции «Никель Грасс» — пополнения запасов Израиля.

После завершения перехода на F-14 эскадрилья отправилась в свой первый поход на Нимиц в декабре 1977 года. В 1979 году это подразделение стало первой с TARPS эскадрильей флота, способной работать . В 1980 году он участвовал в фильме « Последний отсчет» , который принес F-14, украшенным черепами и скрещенными костями, к международной славе. В фильме показана запоминающаяся сцена, в которой два VF-84 Tomcat сражаются с двумя японскими A6M Zero .

В январе 1980 года «Нимиц» отклонился от Средиземного моря и занял базу в Аравийском море в ответ на иранский кризис с заложниками , а в апреле участвовал в неудавшейся попытке спасения заложников . В ноябре 1983 года эскадрилья приступила к расширенному развертыванию у побережья Бейрута , Ливан , для поддержки многонациональных миротворческих сил. В 1985 году VF-84 провел 68 дней у берегов Ливана в ответ на угон рейса 847 компании TWA .
Последний поход эскадрильи с «Нимитцем» длился с декабря 1986 года по июнь 1987 года, когда «Нимиц» был переведен в Бремертон, штат Вашингтон. В октябре 1988 года CVW-8 (авианосное крыло, частью которого был VF-84) был развернут вместе с Теодором Рузвельтом , начиная с Северной Атлантики для проведения учений Teamwork '88 , в которых участвовали операции с Королевскими ВВС Норвегии . Первое развертывание войск Рузвельта в Средиземном море состоялось в декабре. VF-84 также прошел Shakedown и начальную квалификацию авианосца для USS Lincoln в конце 1989-1990 годов.
В декабре 1990 года Теодор Рузвельт был последним авианосцем, присоединившимся к силам операции «Щит пустыни» . «ТР» присоединился к «Рейнджеру» и «Мидуэю» в Персидском заливе , а позже к нему присоединилась Америка . На протяжении всей войны в Персидском заливе VF-84 осуществлял боевое воздушное патрулирование флота, сопровождая ударные самолеты восьмого авиакрыла и выполняя миссии TARPS по сбору оценок ущерба от бомб . Всего участники эскадрильи совершили 468 боевых вылетов. После войны VF-84 совершил еще 111 боевых вылетов в поддержку операции «Обеспечить комфорт», прежде чем Рузвельт был заменен Форресталом в июне 1991 года.
В марте 1993 года VF-84 снова был развернут на Теодоре Рузвельте , единственной эскадрилье F-14 в реконфигурированном авиакрыле, в которое входили эскадрильи морской пехоты F / A-18, CH-53 и UH-1. VF-84 выполнял важные разведывательные миссии TARPS во время операции «Запретить полет», предоставляя информацию о боснийских сербов позициях вокруг Сараево . Эскадрилья также участвовала в операции «Южный дозор» , обеспечивая соблюдение бесполетной зоны над южным Ираком. VF-84 вернулся в NAS Oceana в сентябре 1993 года. Это должно было быть последнее развертывание эскадрильи в Средиземноморье.
Из-за сокращения численности ВМФ после холодной войны ВМФ расформировал несколько эскадрилий, и ВФ-84 была одной из них. Последние восемнадцать месяцев своего существования эскадрилья провела, участвуя в нескольких совместных служебных операциях, оттачивая свои навыки ведения боя воздух-воздух, ударов и TARPS. Эскадрилья также сделала еще одно запоминающееся появление в другом фильме « Решение руководителя» . VF-84 был снят с производства 1 октября 1995 года, но VF-103 Sluggers принял название и знак отличия «Весёлый Роджерс». С момента перехода на F-14 и до ликвидации VF-84 входил в состав CVW-8 .
Популярная культура
[ редактировать ]
- Маркировка Роя Фокера ( VF-1S Valkyrie который сам был вдохновлен F-14 Tomcat) в The Super Dimension Fortress Macross , очевидно, вдохновлена эмблемой эскадрильи VF-84, а его «эскадрон черепа» считается аналог ВФ-84; в американизированной версии Robotech эскадрилья также считалась элитной. В фильме «Макросс: Помнишь ли ты любовь» это еще более очевидно, поскольку эмблему в виде черепа и скрещенных костей носят все валькирии в «Черепной эскадрилье». Эта схема окраски продолжала воспроизводиться как в сериале-приквелах Macross Zero (2002), на экспериментальном VF-0S Valkyrie Фокера, так и в совсем недавнем Macross Frontier (2008), где пилот Озма Ли, как старший командир Skull Squadron, имеет маркировку на своем VF-25S.
- VF-84 играет доминирующую роль в The Final Countdown.
- VF-84 Tomcats появляются в короткой сцене в «Филадельфийском эксперименте».
- VF-84 Tomcats фигурируют в фильме « Решение руководителя» . Это было последнее появление эскадрильи в кино перед расформированием. [ 3 ]
- ВФ-84 — одна из двух эскадрилий, которые помогают ликвидировать советские истребительные силы, базирующиеся в Исландии, в Тома Клэнси романе «Восхождение красной бури».
- Ливрея вымышленной эскадрильи Wardog в видеоигре Ace Combat 5: The Unsung War имеет сходство с окраской VF-84.
См. также
[ редактировать ]
- История ВМС США
- Список бездействующих авиационных эскадрилий ВМС США
- Список эскадрилий самолетов ВМС США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Происхождение истребительных эскадрилий» (PDF) . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Тиллман, Барретт , Истребительные эскадрильи ВМС США во Второй мировой войне , стр. 100-01. Specialty Press (Северное отделение, Миннесота, 1997). ISBN 0-933424-74-4 .
- ^ Леоне, Д. (5 июля 2018 г.). «Последнее ура VF-84 Веселого Роджерса: съемки фильма «Решение руководителя»» . Клуб любителей авиации . Проверено 24 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тони Холмс (2005). Подразделения ВМС США F-14 Tomcat операции «Свобода Ирака» , Osprey Publishing Limited.
- Том Блэкберн, Веселый Роджерс (Orion Books, 1989)