Заз Запорочет


ZAZ Zaporozhets ( Russian : Запоро́жец ) был серией с задним приводом супермининов ( городские автомобили в их первом поколении), разработанных и построенных с 1958 года на заводе Zaz в Советской Украине . Различные модели Zaporozhets, все из которых имели двигатель с воздушным охлаждением в задней части , были произведены до 1994 года. С конца 1980-х годов финальная серия, ZAZ-968M, была заменена кардинально различным ZAZ-1102 Tavria Hatchback , который, который был показал передний привод и более мощный двигатель с водяным охлаждением .
The name zaporozhets translates into a cossack of the zaporizhian sich or a man from zaporozhye (now zaporizhzhia ) or the zaporozhye ( oblast now zaporizhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzhzh .
Zaporozhets все еще хорошо известен во многих бывших советских государствах. Как и The Volkswagen Beetle или Восточной Германии в Trabant , Zaporozhets было суждено стать «народной машиной» Советского Союза , и поэтому он был самым доступным средством его эпохи. В то же время он был довольно крепким и известным своим превосходным выступлением на плохих дорогах. [ 1 ] Другим важным преимуществом Zaporozhets была легкость его ремонта. Внешность автомобиля породила несколько прозвищ , которые стали хорошо известны в Советском Союзе: Хорбати (« Горбун ZAZ -965 » из -за формы, похожей на насекомых ; хотя работники фабрики Zaz никогда не использовали это прозвище [ 2 ] ), malysh (English: Kiddy ), [ 2 ] Ushastyi («большой » ZAZ-966 и ZAZ-968 , из-за круглых воздухозаборников на каждой стороне автомобиля, чтобы охладить задний двигатель), Zapor («Запор»),), [ 3 ] Mylnitsa («мыльный ящик», для Zaz-968M, отсутствует «уши» и создает более похожий на коробку). [ 1 ]
Было произведено многочисленные специальные версии Zaporozhets, оснащенные дополнительными наборами элементов управления, которые позволяли эксплуатировать автомобиль с ограниченным набором конечностей, и были предоставлены бесплатными или со значительными скидками для инвалидов, особенно ветеранов войны - аналогично SMZ -Series Microcars Полем Эти автомобили с подвижностью порой получали до 25% производства завода Zaz. [ 1 ]
Первое поколение (1960–1969)
[ редактировать ]
| |
---|---|
Zaz-965a | |
Обзор | |
Производитель | Запоричжия автомобильная фабрика (Zaz) |
Также называется | Zaporozhets |
Производство | 1960–1969 |
Тело и шасси | |
Сорт | Городской автомобиль ( A-сегмент ) |
Стиль тела | 2-й салон |
Макет | RR Mayout |
Трансмиссия | |
Двигатель | |
Размеры | |
Колесная база | 2160 мм (85,0 дюйма) |
Длина | 3330 мм (131,1 дюйма) |
Ширина | 1395 мм (54,9 дюйма) |
Высота | 1450 мм (57,1 дюйма) |
Сгибать вес | 665 кг (1466 фунтов) |
Хронология | |
Преемник | Zaz-966 Zaporozhets |
Zaz-965
[ редактировать ]ZAZ -965 был городским автомобилем, производимым с 1960 по 1963 год. Дизайн простого автомобиля «Экономика города», и один частично занимал место, когда вскоре будет прекращен Moskvitch 401 , начался в 1956 году. [ 4 ] Следуя растущей тенденции городских автомобилей (затем составляет от 25% до 40% всех европейских продаж автомобилей), министр, отвечающий за Minavtroprom (Советское министерство автомобилей), Николай Строкин выбрал новый FIAT 600 в качестве модели, которой следует. [ 4 ] Однако, несмотря на то, что Zaz был визуально похож на Fiat, на самом деле был совершенно другой автомобиль. [ 5 ] [ 6 ]


Первый прототип, Moskvitch-444, был разработан MZMA в октябре 1957 года; [ 6 ] Он использовал то же стекло для передних и задних окон. [ 7 ] Его наземный просвет на 13 на (330 мм) колесах составлял 200 мм (7,9 дюйма). [ 7 ] Прототип был впервые оснащен плоским двухцилиндровым двигателем MD -65, предоставленным мотоциклом Irbitskiy , который был «полностью не подходит»: он производил только 17,5 л.с. (13,0 кВт ; 17,7 пс ) и длилась всего 30 000 км (19 000 миль). между крупными капитальными ремонтами. [ 7 ] В результате был начат поиск другого двигателя, и успех Type 1 боксера VW привел к предпочтению двигателя с воздушным охлаждением , который NAMI (Национальный институт автомобилей) имел на чертежной доске. [ 7 ] Минавтропром , однако, предпочитал 23 л.с. (17 кВт ; 23 пс ). [ 8 ] Задняя часть 746 куб. См (45,5 куб . [ 6 ] NAMI-G, который имел дополнительное преимущество в разработке для Луаз-967 . [ 7 ] В результате у него были характеристики, которые не были распространены для автомобильных двигателей, включая блок двигателя сплавов магниевого сплава . [ 9 ] (Этот двигатель, MEMZ-965 , будет построен на моторной установке Melitopolski , MEMZ. [ 9 ] ) V4 был довольно необычной конфигурацией двигателя для автомобиля, с его единственным другим заметным использованием в аналогичную эпоху находился в автомобилях Ford, таких как Taunus и Vransit Van. У него был недостаток необходимости, чтобы задняя часть автомобиля была переработана в соответствии с подходящей, а также нуждалась в новой задней подвеске. [ 9 ] Влияние дизайнеров Луаза привело к введению независимой подвески на всех четырех колесах. [ 9 ] Его передние двери открываются таким образом, как двери самоубийц , частично, чтобы сделать их более доступным для инвалидов. [ 6 ]
Одним из основных различий было то, что двигатель , который имел макет V4 , вместо того, что Fiat 's inline Four , был с воздушным охлаждением, как двигатель Flat-4, используемый Volkswagen в транспортных средствах, таких как жук и микробус типа 2. В Zaporozhets также были более крупные колеса и переднюю подвеску на стержнях. В 1958 году правительство распорядилось производство автомобиля на реформатской фабрике Zaz , под его окончательным назначением ZAZ-965. [ 6 ] Все дальнейшее производство автомобиля было проведено там.
Новый автомобиль был одобрен для производства на фабрике MEMZ 28 ноября 1958 года, [ 9 ] Изменение названия на Zaz (завод Zaporizhzhia Automobile Building), чтобы отразить новый профиль. [ 6 ] Фабрика Zaporizhzhia была дополнена дизельным фабрикой Микояна в Мелитополе , которая была частью союздизеля .
Первая машина, получившая название ZAZ-965 Zaporozhets, была доставлена 12 июня 1959 года, [ 8 ] был утвержден 25 июля 1960 года и вошел в производство 25 октября. [ 8 ] [ 10 ] Запорозоли были оценены в 1800 с восстановлением рублей . [ 8 ]
Была также модель фургона, полученного в автомобиле, для советского почтового отделения, ZAZ-965, с правым приводом и окнами. [ 11 ]
Zaz-965a
[ редактировать ]ZAZ -965A был улучшением в ZAZ-965 и был произведен с ноября 1962 года по май 1969 года. В общей сложности было произведено 322 106 единиц ZAZ-965. [ 6 ] Он был приведен в действие с MEMZ-965 монтированным задним , OHV 54,1 куб. 887 куб. См ( С ноября 1966 года некоторые автомобили были оснащены немного более мощным двигателем 30 пс (22 кВт) MEMZ-965A. [ 6 ] Скромная мощность двигателя ZAZ-965 дала городской шутке, которую он использовался в качестве стартового двигателя в советских танках .
Поскольку советские водители должны были провести большую часть обслуживания сами, а механики, обученные обслуживанию потребительских автомобилей, были в дефиците, макет двигателя V4 оказался более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходную тягу на крутых склонах, хотя это преимущество, которое также продолжалось в более поздних моделях, поступило за счет печально известного отсутствия устойчивости поворота.
У ZAZ-965A также были свои версии для инвалидов (ZAZ-965B, AB, AR), а также более роскошный вариант экспорта, ZAZ-965AE YALTA. [ 6 ]
Несмотря на низкий престиж этих автомобилей, они продемонстрировали непобедимую доступность и популярность среди людей Советского Союза, став «автомобилем для пенсионеров и интеллектуалов». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое количество из них было произведено в вариантах для инвалидов с модифицированным рулевым управлением. [ 10 ]
В период с ноября 1966 года по май 1969 года ZAZ-965A и его преемник, ZAZ966, были произведены одновременно. [ 12 ]
Когда производство ZAZ-965 закончилось, было построено 322 116. [ 12 ]
ZAZ-965 также вдохновил прототип 1962 года NAMI 086, названный Sputnik (Parting Traveler), с 15 пс (11 кВт) 500 куб. скорость передачи. Оснащенная четырехколесной независимой подвеской и весом всего 520 кг (1150 фунтов) и предназначенной для использования инвалидом, он никогда не был построен. [ 13 ]
Zaz KD 1969 года также был основан на ZAZ-965, оснащенном кузовом GlassFibre , [ 13 ] Придавая ему вес всего 500 кг и максимальную скорость 75 миль в час (121 км/ч), используя всего 30 пс (22 кВт). [ 14 ] Это никогда не производилось в количестве. [ 14 ]
Второе поколение (1966–1994)
[ редактировать ]
| |
---|---|
![]() Владимир Путин с его ZAZ-968 1972 года | |
Обзор | |
Производитель | Запоричжия автомобильная фабрика (Zaz) |
Также называется | Zaporozhets |
Производство | 1966–1994 |
Тело и шасси | |
Сорт | Супермини ( б ) |
Стиль тела | 2- дверный салон |
Трансмиссия | |
Двигатель | 1.2L MEMZ-968 V4 |
Передача инфекции | 4-ступенчатое руководство |
Размеры | |
Колесная база | 2160 мм (85,0 дюйма) |
Длина | 3730 мм (146,9 дюйма) |
Ширина | 1540 мм (60,6 дюйма) |
Высота | 1370 мм (53,9 дюйма) |
Сгибать вес |
|
Хронология | |
Предшественник | Zaz-965a (Zaporozhets) |
Преемник | Zaz-1102 Таврия |
Zaz-966
[ редактировать ]
Второе поколение Zaporzhets представляло собой серию субкомпактных автомобилей , начиная с ZAZ-966, который вступил в производство в ноябре 1966 года, [ 11 ] Хотя прототип был впервые продемонстрирован в 1961 году. [ 10 ] У него был полностью ресторанный кузов (полностью сделано Zaz [ 11 ] ), больше не напоминает Fiat 600 и, возможно, похож на Chevrolet Corvair , Hillman IMP или NSU Prinz . [ 10 ] Это было попыткой вылечить некоторые из проблем ZAZ-965, таких как кручение , которые потеряли напряженность, двери самоубийц и двигатели, которые перегрели и сделали кабину неудобно громкой. [ 15 ] Двигатель был 30 пс (22 кВт) 887 куб . См ( 54,1 куб . [ 11 ] Радио было стандартным оборудованием. [ 12 ] Цена также выросла с 1800 рублей в дебюте ZAZ-965 до 2200 к 1969 году. [ 11 ]
При наличии более крупного двухдверного кузова седаного салона , он все еще имел двигатель V4 с воздушным охлаждением и имел более заметные воздушные приема-так называемые «уши», хотя декоративная хромированная решетка также присутствовала . Задняя подвеска автомобиля также была заменена. ZAZ-966 начинался как более простой ZAZ-966V (зaз-966В в Кириллике ) с двигателем 30 пс от ZAZ-965A, [ 10 ] который также был показан на всех более поздних моделях. Как и ZAZ-965A, ZAZ-966V также был произведен в нескольких специальных вариантах для инвалидов (VR, VB, VB2-до января 1973 года). [ 10 ] Он был произведен в тандеме с ZAZ-965 с ноября 1966 года по май 1969 года. [ 12 ]
Zaz запустил обновленную ZAZ-966B в 1968 году, основанный на новом 40 пс (29 кВт) 1197 куб . был произведен только в небольшом количестве. [ 12 ] ZAZ-966B, весом 780 кг (1720 фунтов), был тяжелее, чем более ранняя модель, но быстрее, достигая 75 миль в час (121 км/ч). [ 12 ]
ZAZ-966 был прекращен в 1972 году с введением ZAZ-968. [ 12 ]
Прозвище «Zapo» в восточном блоке , ZAZ-966 также обнаружил некоторых покупателей в Западной Европе, включая Финляндию и Францию. [ 12 ] Некоторые рынки поменялись оригинальным двигателем на блок Renault 956 куб . См (58,3 куб. [ 12 ]
Zaz-968
[ редактировать ]

ZAZ -968 и его варианты были произведены с 1971 по 1980 год. [ 1 ] Он показал то же самое 40 л.с. (30 кВт ; 41 пс ) 1197 куб. См (73,0 куб. [ 12 ] Наиболее очевидным изменением была замена фальшивой хромированной решетки на передней части автомобиля горизонтальным хромированным украшением. [ 10 ] Среди других изменений была менее строгая приборная панель и лучшие передние тормоза. ZAZ-968 был прекращен в 1978 году, [ 1 ] Был произведен одновременно с более новым 968A с 1973 года, который был произведен до 1980 года. Он ввел новые меры безопасности, включая новое рулевое колесо и пластиковую приборную панель вместо более ранней металлической. [ 1 ] ZAZ-968A также имел свои варианты для инвалидов (ZAZ-968R, B, B2, AB и AB2) с двигателем 30 л.с. (22 кВт ; 30 пс ) 887 куб. См (54,1 куб. [ 1 ]
К концу 1974 года вверх рыночный zaz-968a дебютировал, продолжая в производстве до 1979 года. [ 13 ] Среди его улучшений была мягкая черта, поглощающая энергетическая (рулевая) рулевая колонна и сиденья от VAZ-2101 . [ 13 ] Экспорт ZAZ-968E (предназначенный в основном для восточного блока) имели фар, модифицированные для соответствия международным стандартам, ветровому стеклянному стеклянему стеклянему стеклу и противоугонному рулевому замку. [ 13 ]
Zaz-968m
[ редактировать ]

В 1979 году серия ZAZ-968 была заменена модернизированным ZAZ-968M . [ 13 ] Прототип в 1977 году, он снял «уши» и заменил большую часть хромированной внешности черным пластиком. [ 13 ] Его дизайн интерьера также был обновлен с прикрытым перчаточным ящиком и немного более современной панелью. Он был предложен с либо с MEMZ-968E (40 л.с. (30 кВт ; 41 пс ), карбюратором, низкое сжатие для 76 октанового топлива); ZAZ-968GE (40 л.с. (30 кВт ; 41 пс ), двойной карбюратор); или MEMZ-968BE (50 л.с. (37 кВт ; 51 пс ), сжатие 8.4: 1, для 93-октанового) двигателя. [ 13 ] Вместо боковых «ушей» крышка капюшона и задние панели были растворены . [ 16 ]
ZAZ-968M был последней моделью Zaporozhets, а также провел большую часть времени в производстве, когда автомобили производились с 1979 по 1 июня 1994 года. К тому времени Советский Союз рухнул, Украина стала независимой, и современный фронт-драйв Экономические автомобили с Запада, такие как Volkswagen Polo и Ford Fiesta, стали доступны в количестве, транспортные средства, с которыми запорозо 1950 -х и 60 -х годов не имели надежды конкурировать. [ 13 ] Некоторые из его специальных вариантов включают ZAZ-968MB2 , для водителей, у которых был только один фут, и ZAZ-968MB для водителей, у которых не было ног.
См (79 куб Запланированный ZAZ-968 с 1300 куб . . Берлинская стена и распад Советского Союза занимают больше внимания, чем небольшой украинский экономический автомобиль, чьи механики датируются 1959 году. [ 13 ]
Экспортные версии
[ редактировать ]Среди вариантов экспорта, произведенных ZAZ, были ZAZ-965E, ZAZ-965AE, ZAZ-966E, ZAZ-968E и ZAZ-968AE , которые имели улучшенные особенности по сравнению с транспортными средствами, сделанными для домашнего рынка. названия модели Jalta или Eliette В зависимости от целевых рынков, для этих автомобилей использовались .
В общей сложности 3422 444 автомобиля Zaporozhets были изготовлены на фабрике мелитополиса с 1960 по 1994 год, причем все они использовали то же семейство двигателей V-4 с воздушным охлаждением, установленными сзади. [ 17 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Советской романтической комедии 1963 года « Три плюс два» , ZAZ-965 с номерным знаком номер 18-15-LDG, представлен в многочисленных сценах на протяжении всего фильма и даже упоминается непосредственно в сценарии как «банковская банка из системы Zaporzhets . " [ 18 ]
В Джеймса Бонда фильме 1995 года Goldeneye , Contact , Bond, Cia Джек Уэйд, управлял ZAZ-965A 1963 года.
В анимационном художественном фильме 2011 года 2 Cars Trunkovs (Vladimir, Petrov, Lubewig и Tolga) основаны на ZAZ-968 Zaporozhets.
В видеоигры Mudrunner автомобиль, основанный на ZAZ-968, находится на нескольких картах под названием A-968M.
В периоде полураспада 2 автомобиль показан в ветхих условиях как опора, которая раскачивает некоторые дороги.
Это также появляется как опора в играх Сталкера .
Смотрите также
[ редактировать ]Подобные транспортные средства с воздушным охлаждением и сзади:
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин ZAZ-968A , Avtolegendy SSSR Nr.4, DeAgostini 2008, ISBN 978-5-9774-0409-9 ( на русском языке)
- ^ Jump up to: а беременный Fiat начинает производить Zaporozhets (на русском языке)
- ^ Зигельбаум, Льюис Х. (15 августа 2011 г.). Автомобили для товарищей: жизнь советского автомобиля . ISBN 978-0801461484 .
- ^ Jump up to: а беременный Томпсон, Энди (2008), автомобили Советского Союза: определенная история , Спарпфорд, Йовил, Сомерсет: Хейнс, с. 88–89, ISBN 978-1-84425-483-5
- ^ Томпсон 2008 : « Это был еще один пример того, как, несмотря на его близкое визуальное сходство с Fiat 600 , советский автомобиль на самом деле был совершенно другой автомобилем ...»
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я ZAZ-965/965A , Avtolegendy SSSR Nr.17, DeAgostini 2009, ISSN 2071-095X , (на русском языке)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Томпсон 2008 , с. 89
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Томпсон 2008 , с. 92
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Томпсон 2008 , с. 90
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин ZAZ-966 "Zaporozhets" , Avtolegendy SSSR Nr.36, DeAgostini 2010, ISSN 2071-095X , (на русском языке)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Томпсон 2008 , с. 200
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Томпсон 2008 , с. 201
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Томпсон 2008 , с.203.
- ^ Jump up to: а беременный Томпсон 2008 , с. 205
- ^ Томпсон 2008 , с. 199
- ^ Томпсон 2008 , с.204 и 206.
- ^ «История компании» . Avtozaz.com . Получено 15 октября 2011 года .
- ^ "Ровно 60 лет назад в Запорожье начали выпускать ЗАЗ-965, прозванный в народе "Горбатым" " . fakty.ua (in Russian) . Retrieved 2021-12-22 .
- Zaz автомобили
- Транспортные средства с задним двигателем
- Автомобили с задним приводом
- Советские автомобили
- Советские бренды
- Украинские бренды
- Автомобили 1960 -х годов
- Автомобили 1970 -х годов
- Автомобили 1980 -х годов
- Автомобили 1990 -х годов
- Городские машины
- Субкомпактные автомобили
- Седаны
- Автомобили представлены в 1960 году
- Автомобили снялись в 1994 году